Jump to content

Шерри и Хурри

Шерри и Хурри
Пара божественных быков
Принадлежность Суд Тешшуба
Главный культовый центр Нузи , Шапинува .

Шери и Хурри были парой териоморфных хурритских богов , которые в известных источниках почти всегда появляются вместе. Считалось, что они тянут колесницу Тешшуба , хурритского бога погоды . Кроме того, Шери мог действовать как божество, посредник между просителями и своим хозяином, но Хурри никогда не отводилась индивидуальная роль. Помимо появления в хурритских списках подношений и теофорных именах , например, от Нузи , Шери и Хурри, они также засвидетельствованы в хеттских и месопотамских источниках. В то время как хетты включили их в свой пантеон вместе с Тешшубом и другими божествами из его круга, в Месопотамии они вместо этого стали ассоциироваться с Ададом .

Шери и Хурри почти всегда встречаются в известных текстах как пара. [ 1 ] В древнейших источниках имена писались Шериш (или Шерриш) и Хурра, но позже преобладают формы Шери (Шерри) и Хурри. [ 2 ] В Эмаре засвидетельствованы формы Хурраш и Шелиш. [ 3 ] Ряд уникальных вариантов также был обнаружен в неоассирийских источниках, например, в Эрмише и Курмише. [ 4 ] Хотя в ранних исследованиях было принято мнение о том, что угаритская форма имени Шери (написанная как ṯr в местном алфавитном письме ) также засвидетельствована, теперь считается ошибкой, вызванной неправильным прочтением слова шарри . [ 5 ] В стандартной слоговой клинописи оба имени могли быть написаны с одним из двух определителей : дингир или гуд . [ 1 ]

Было предложено перевести имена Шери и Хурри как «утро»/«день» и «вечер»/«ночь» соответственно. [ 6 ] Вместо этого Фолькерт Хаас этимологизировал их как «хранитель трона» (от хурритского шерше , «трон») и « ирригатора » (по аналогии с урартским ḫurrišḫe ). [ 7 ] Однако до сих пор ни одно предложение не нашло всеобщего признания. [ 8 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]
Мужчины-быки из Язылыкая

Шери и Хурри считались доброжелательными божествами, и в одном тексте они упоминаются под общим эпитетом шинурхина , «два праведника». [ 9 ] Лексический список из Эмара приравнивает этот термин к шумерскому слову maštabba , «близнецы», которое использовалось для обозначения пар апотропных фигур. [ 10 ] Шери также иногда упоминается как божество, способное быть посредником между просителями и своим хозяином, но ни один известный источник не приписывает Хурри каких-либо индивидуальных характеристик. [ 11 ]

В известных текстах Шери и Хурри последовательно описываются как териоморфные . [ 12 ] Их считали божественными быками Тешшуба , хурритского бога погоды. [ 13 ] Считалось, что они тянут его колесницу. [ 14 ] По мнению Альфонсо Арчи, первые упоминания о двух быках, тянущих колесницу бога погоды, происходят из текстов из Эблы , и вполне возможно, что Шери и Хурри были всего лишь хурритскими именами ранее существовавших фигур из круга Хадды из Халаба, засвидетельствованными в этом тексте. корпус . [ 15 ] Изображения бога погоды в колеснице, запряженной двумя быками, хорошо засвидетельствованы в искусстве как северной Сирии , так и Анатолии . [ 16 ] В Язылыкая Шери и Хурри могут быть изображены рядом с Тешшубом и его семьей ( Хепат , Шаррума , Алланзу и Кунзишалли), [ 17 ] хотя этот вывод не является общепринятым. [ 18 ] Иногда также утверждается, что их представляют две быкоподобные фигуры с этого памятника (рельефы 28 и 29), но из-за их частично антропоморфного внешнего вида это не рассматривается как правдоподобная интерпретация. [ 19 ] [ 12 ] Петр Тарача [ де ] вместо этого называет их «людьми-быками, стоящими на символе Земли и поддерживающими символ Неба». [ 20 ] Франс Виггерманн интерпретирует эти фигуры как адаптацию месопотамского кусарикку и аналогичным образом приходит к выводу, что они просто предназначены для поддержки земли и неба . [ 19 ] Возможные изображения Шери и Хурри также были обнаружены на ортостатическом рельефе из Малатьи и на золотой чаше Хасанлу . [ 5 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Шери и Хурри обычно появляются в хурритских религиозных текстах, например, в списках жертвоприношений и клятвах. [ 1 ] В первом случае за ними обычно следуют Хаззи и Намни , два горных бога, также входящие в окружение Тешшуба. [ 21 ] Известны также упоминания о песнях, исполненных в их честь. [ 1 ] Древнейшие теофорные имена, содержащие имя Шери, известны в Верхней Месопотамии со времен Старого Вавилона . [ 8 ] Одним из примеров является Шериш-адал («Херес сильный»). [ 22 ] Хурри (пишется в этом контексте как Хурра) появляется как элемент в теофорических именах из Нузи , хотя и редко, а Шери встречается чаще в этом корпусе текстов . [ 5 ]

Хеттский прием

[ редактировать ]

Шери и Хурри были включены в пантеон Хеттской империи вместе с Тешшубом и другими членами его круга. [ 23 ] Они появляются в хурритском контексте в текстах из Хаттусы . [ 5 ] В молитве Муваталли II ( CTH 381) Шери выступает посредником от имени короля перед божественным собранием. [ 24 ] [ 25 ] В других текстах оба быка сопровождают царей в битве и, возможно, в хеттской культуре они действовали как царские божества-покровители. [ 26 ] Они также появляются парой в калути (хурритских списках подношений) из Шапинувы . [ 27 ] Текст KUB 7.60 содержит формулу проклятия, в которой вражеский город превращается в пастбище для Шери и Хурри, на котором они будут вечно пастись, чтобы предотвратить восстановление. [ 28 ]

Ритуальный текст из Эмара , в котором Шери и Хурри упоминаются наряду с такими божествами, как Аллани , Мушиту (обожествленная ночь), Хаззи и Ман, хотя и написан на местном диалекте аккадского языка , предположительно основан на хурро-хеттском оригинале. [ 3 ]

Месопотамский прием

[ редактировать ]

И в Вавилонии , и в Ассирии Шери и Хурри стали частью месопотамского пантеона . [ 12 ] По мнению Даниэля Швемера, в последней области это явление можно считать пережитком периода хурритского (в частности, митаннийского ) правления над ассирийской территорией. [ 29 ] Беата Понгратц-Лейстен благодарит Адад-Нирари I за их официальное введение в государственный пантеон Ассирийского государства. [ 30 ] Впервые они появляются в ритуале коронации среднеассирийского периода , а затем среди божеств, которым поклонялись в в Ассуре храме Адада , перечисленных в текстах Такульту и других источниках. [ 4 ] По словам Дайсуке Сибаты, Шери также может присутствовать в копии списка богов Вейднера из Телль-Табана, в котором четыре записи представлены логотипограммой. д ГУ 4 , что, согласно его интерпретации, вероятно, обозначает различных богов-быков. [ 31 ]

В Вавилонии Шери появляется в аккадских теофорных именах средневавилонского периода , таких как Бана-ша-Шериш. [ 12 ] Он также упоминается рядом с Магиру («послушным») как один из двух быков Адада в списке богов Ан = Анум (табличка III, строки 233–234), но, по словам Уилфреда Г. Ламберта , присутствие последнего божества вместо Хурри необычно, а в другом месте того же списка это божество встречается как «вестник» ( гу-за-ла ) Аккиля, храма Ниншубур (таблица I, строка 255). [ 32 ] Дэниел Швемер считает эту запись возможной ошибкой переписчика и аналогичным образом отмечает, что Хурри теоретически должен был появиться после Шери. [ 33 ]

Фолькерт Хаас интерпретировал божество Шерум как аккадскую форму Шери, [ 7 ] но, по мнению Дэниела Швемера, эти два теонима не связаны друг с другом. [ 4 ]

Существовала ли какая-либо связь между Шери, Хурри или любыми другими божествами, связанными с Тешшубом (например, Тиллой или Шаррумой ) и Буру, божественным бычком, засвидетельствованным как подчиненный Адада в арамейских источниках неоассирийского и поздневавилонского периодов, остается неизвестным. . [ 21 ]

Мифология

[ редактировать ]

В « Кумарби» Цикле , серии хурритских мифов, известных из хеттских переводов, Шери и Хурри появляются как союзники Тешшуба. [ 34 ] В «Песне о Кумарби » Шери говорит Тешшубу, что ему следует воздерживаться от проклятий определенных божеств, среди которых Эа . выделяется [ 35 ] Из-за неполной сохранности неизвестно, связано ли это с тем, что Эа на этом этапе истории является нейтральной стороной, с которой не следует враждовать, или с тем, что бык видит в нем особенно опасного противника. [ 36 ]

В «Песне об Улликумми» , когда Тешшуб решает сразиться с одноименным каменным великаном, он приказывает своему брату Ташмишу помазать рога Шери после того, как принес быка с его пастбища. [ 37 ] [ 38 ] Второй бык в этом мифе упоминается как Тилла . [ 16 ] Петр Тарача предполагает, что это божество было аналогом Хурри в традиции, зародившейся в восточной части территории, населенной хурритами. [ 39 ] Однако Тилла лучше всего засвидетельствован как независимый бог в текстах Нузи. [ 16 ] и нет никаких других доказательств в пользу истолкования его как божественного быка. [ 40 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 1972 , с. 506.
  2. ^ Швемер 2001 , с. 479.
  3. ^ Перейти обратно: а б Архи 2014 , с. 154.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 482.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 1972 , с. 507.
  6. ^ Креберник 2016 , с. 354.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 319.
  8. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 478.
  9. ^ Хаас 2015 , с. 471.
  10. ^ Хаас 2015 , стр. 471–472.
  11. ^ Швемер 2008 , стр. 6–7.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 481.
  13. ^ Тарача 2009 , с. 73.
  14. ^ Тарача 2009 , с. 108.
  15. ^ Архи 2013 , с. 12.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2008 , с. 6.
  17. ^ Тарача 2009 , с. 94.
  18. ^ Виггерманн 1992 , с. 178.
  19. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , стр. 178–179.
  20. ^ Тарача 2009 , с. 95.
  21. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008 , с. 7.
  22. ^ Вильгельм 1998 , с. 124.
  23. ^ Швемер 2008 , с. 22.
  24. ^ Швемер 2001 , с. 480.
  25. ^ Тарача 2009 , с. 143.
  26. ^ Швемер 2001 , стр. 480–481.
  27. ^ Тарача 2009 , с. 97.
  28. ^ Хаас 2015 , с. 541.
  29. ^ Швемер 2008 , стр. 4.
  30. ^ Понгратц-Лейстен 2011 , с. 115.
  31. ^ Сибата 2009 , с. 38.
  32. ^ Ламберт 1987 , с. 255.
  33. ^ Швемер 2001 , с. 70.
  34. ^ Хоффнер 1998 , стр. 40–41.
  35. ^ Хоффнер 1998 , с. 45.
  36. ^ Хоффнер 1998 , с. 77.
  37. ^ Хоффнер 1998 , с. 61.
  38. ^ Хаас 2015 , с. 91.
  39. ^ Тарача 2009 , с. 120.
  40. ^ Швемер 2001 , с. 483.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0370ea0b1af13622d1f840e424d8bd4__1691850660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/d4/f0370ea0b1af13622d1f840e424d8bd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Šeri and Ḫurri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)