Шерри и Хурри
Шерри и Хурри | |
---|---|
Пара божественных быков | |
Принадлежность | Суд Тешшуба |
Главный культовый центр | Нузи , Шапинува . |
Шери и Хурри были парой териоморфных хурритских богов , которые в известных источниках почти всегда появляются вместе. Считалось, что они тянут колесницу Тешшуба , хурритского бога погоды . Кроме того, Шери мог действовать как божество, посредник между просителями и своим хозяином, но Хурри никогда не отводилась индивидуальная роль. Помимо появления в хурритских списках подношений и теофорных именах , например, от Нузи , Шери и Хурри, они также засвидетельствованы в хеттских и месопотамских источниках. В то время как хетты включили их в свой пантеон вместе с Тешшубом и другими божествами из его круга, в Месопотамии они вместо этого стали ассоциироваться с Ададом .
Имена
[ редактировать ]Шери и Хурри почти всегда встречаются в известных текстах как пара. [ 1 ] В древнейших источниках имена писались Шериш (или Шерриш) и Хурра, но позже преобладают формы Шери (Шерри) и Хурри. [ 2 ] В Эмаре засвидетельствованы формы Хурраш и Шелиш. [ 3 ] Ряд уникальных вариантов также был обнаружен в неоассирийских источниках, например, в Эрмише и Курмише. [ 4 ] Хотя в ранних исследованиях было принято мнение о том, что угаритская форма имени Шери (написанная как ṯr в местном алфавитном письме ) также засвидетельствована, теперь считается ошибкой, вызванной неправильным прочтением слова шарри . [ 5 ] В стандартной слоговой клинописи оба имени могли быть написаны с одним из двух определителей : дингир или гуд . [ 1 ]
Было предложено перевести имена Шери и Хурри как «утро»/«день» и «вечер»/«ночь» соответственно. [ 6 ] Вместо этого Фолькерт Хаас этимологизировал их как «хранитель трона» (от хурритского шерше , «трон») и « ирригатора » (по аналогии с урартским ḫurrišḫe ). [ 7 ] Однако до сих пор ни одно предложение не нашло всеобщего признания. [ 8 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]
Шери и Хурри считались доброжелательными божествами, и в одном тексте они упоминаются под общим эпитетом шинурхина , «два праведника». [ 9 ] Лексический список из Эмара приравнивает этот термин к шумерскому слову maštabba , «близнецы», которое использовалось для обозначения пар апотропных фигур. [ 10 ] Шери также иногда упоминается как божество, способное быть посредником между просителями и своим хозяином, но ни один известный источник не приписывает Хурри каких-либо индивидуальных характеристик. [ 11 ]
В известных текстах Шери и Хурри последовательно описываются как териоморфные . [ 12 ] Их считали божественными быками Тешшуба , хурритского бога погоды. [ 13 ] Считалось, что они тянут его колесницу. [ 14 ] По мнению Альфонсо Арчи, первые упоминания о двух быках, тянущих колесницу бога погоды, происходят из текстов из Эблы , и вполне возможно, что Шери и Хурри были всего лишь хурритскими именами ранее существовавших фигур из круга Хадды из Халаба, засвидетельствованными в этом тексте. корпус . [ 15 ] Изображения бога погоды в колеснице, запряженной двумя быками, хорошо засвидетельствованы в искусстве как северной Сирии , так и Анатолии . [ 16 ] В Язылыкая Шери и Хурри могут быть изображены рядом с Тешшубом и его семьей ( Хепат , Шаррума , Алланзу и Кунзишалли), [ 17 ] хотя этот вывод не является общепринятым. [ 18 ] Иногда также утверждается, что их представляют две быкоподобные фигуры с этого памятника (рельефы 28 и 29), но из-за их частично антропоморфного внешнего вида это не рассматривается как правдоподобная интерпретация. [ 19 ] [ 12 ] Петр Тарача вместо этого называет их «людьми-быками, стоящими на символе Земли и поддерживающими символ Неба». [ 20 ] Франс Виггерманн интерпретирует эти фигуры как адаптацию месопотамского кусарикку и аналогичным образом приходит к выводу, что они просто предназначены для поддержки земли и неба . [ 19 ] Возможные изображения Шери и Хурри также были обнаружены на ортостатическом рельефе из Малатьи и на золотой чаше Хасанлу . [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Шери и Хурри обычно появляются в хурритских религиозных текстах, например, в списках жертвоприношений и клятвах. [ 1 ] В первом случае за ними обычно следуют Хаззи и Намни , два горных бога, также входящие в окружение Тешшуба. [ 21 ] Известны также упоминания о песнях, исполненных в их честь. [ 1 ] Древнейшие теофорные имена, содержащие имя Шери, известны в Верхней Месопотамии со времен Старого Вавилона . [ 8 ] Одним из примеров является Шериш-адал («Херес сильный»). [ 22 ] Хурри (пишется в этом контексте как Хурра) появляется как элемент в теофорических именах из Нузи , хотя и редко, а Шери встречается чаще в этом корпусе текстов . [ 5 ]
Хеттский прием
[ редактировать ]Шери и Хурри были включены в пантеон Хеттской империи вместе с Тешшубом и другими членами его круга. [ 23 ] Они появляются в хурритском контексте в текстах из Хаттусы . [ 5 ] В молитве Муваталли II ( CTH 381) Шери выступает посредником от имени короля перед божественным собранием. [ 24 ] [ 25 ] В других текстах оба быка сопровождают царей в битве и, возможно, в хеттской культуре они действовали как царские божества-покровители. [ 26 ] Они также появляются парой в калути (хурритских списках подношений) из Шапинувы . [ 27 ] Текст KUB 7.60 содержит формулу проклятия, в которой вражеский город превращается в пастбище для Шери и Хурри, на котором они будут вечно пастись, чтобы предотвратить восстановление. [ 28 ]
Ритуальный текст из Эмара , в котором Шери и Хурри упоминаются наряду с такими божествами, как Аллани , Мушиту (обожествленная ночь), Хаззи и Ман, хотя и написан на местном диалекте аккадского языка , предположительно основан на хурро-хеттском оригинале. [ 3 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]И в Вавилонии , и в Ассирии Шери и Хурри стали частью месопотамского пантеона . [ 12 ] По мнению Даниэля Швемера, в последней области это явление можно считать пережитком периода хурритского (в частности, митаннийского ) правления над ассирийской территорией. [ 29 ] Беата Понгратц-Лейстен благодарит Адад-Нирари I за их официальное введение в государственный пантеон Ассирийского государства. [ 30 ] Впервые они появляются в ритуале коронации среднеассирийского периода , а затем среди божеств, которым поклонялись в в Ассуре храме Адада , перечисленных в текстах Такульту и других источниках. [ 4 ] По словам Дайсуке Сибаты, Шери также может присутствовать в копии списка богов Вейднера из Телль-Табана, в котором четыре записи представлены логотипограммой. д ГУ 4 , что, согласно его интерпретации, вероятно, обозначает различных богов-быков. [ 31 ]
В Вавилонии Шери появляется в аккадских теофорных именах средневавилонского периода , таких как Бана-ша-Шериш. [ 12 ] Он также упоминается рядом с Магиру («послушным») как один из двух быков Адада в списке богов Ан = Анум (табличка III, строки 233–234), но, по словам Уилфреда Г. Ламберта , присутствие последнего божества вместо Хурри необычно, а в другом месте того же списка это божество встречается как «вестник» ( гу-за-ла ) Аккиля, храма Ниншубур (таблица I, строка 255). [ 32 ] Дэниел Швемер считает эту запись возможной ошибкой переписчика и аналогичным образом отмечает, что Хурри теоретически должен был появиться после Шери. [ 33 ]
Фолькерт Хаас интерпретировал божество Шерум как аккадскую форму Шери, [ 7 ] но, по мнению Дэниела Швемера, эти два теонима не связаны друг с другом. [ 4 ]
Существовала ли какая-либо связь между Шери, Хурри или любыми другими божествами, связанными с Тешшубом (например, Тиллой или Шаррумой ) и Буру, божественным бычком, засвидетельствованным как подчиненный Адада в арамейских источниках неоассирийского и поздневавилонского периодов, остается неизвестным. . [ 21 ]
Мифология
[ редактировать ]В « Кумарби» Цикле , серии хурритских мифов, известных из хеттских переводов, Шери и Хурри появляются как союзники Тешшуба. [ 34 ] В «Песне о Кумарби » Шери говорит Тешшубу, что ему следует воздерживаться от проклятий определенных божеств, среди которых Эа . выделяется [ 35 ] Из-за неполной сохранности неизвестно, связано ли это с тем, что Эа на этом этапе истории является нейтральной стороной, с которой не следует враждовать, или с тем, что бык видит в нем особенно опасного противника. [ 36 ]
В «Песне об Улликумми» , когда Тешшуб решает сразиться с одноименным каменным великаном, он приказывает своему брату Ташмишу помазать рога Шери после того, как принес быка с его пастбища. [ 37 ] [ 38 ] Второй бык в этом мифе упоминается как Тилла . [ 16 ] Петр Тарача предполагает, что это божество было аналогом Хурри в традиции, зародившейся в восточной части территории, населенной хурритами. [ 39 ] Однако Тилла лучше всего засвидетельствован как независимый бог в текстах Нузи. [ 16 ] и нет никаких других доказательств в пользу истолкования его как божественного быка. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 1972 , с. 506.
- ^ Швемер 2001 , с. 479.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2014 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 482.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 1972 , с. 507.
- ^ Креберник 2016 , с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 478.
- ^ Хаас 2015 , с. 471.
- ^ Хаас 2015 , стр. 471–472.
- ^ Швемер 2008 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 481.
- ^ Тарача 2009 , с. 73.
- ^ Тарача 2009 , с. 108.
- ^ Архи 2013 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2008 , с. 6.
- ^ Тарача 2009 , с. 94.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , стр. 178–179.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008 , с. 7.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 124.
- ^ Швемер 2008 , с. 22.
- ^ Швемер 2001 , с. 480.
- ^ Тарача 2009 , с. 143.
- ^ Швемер 2001 , стр. 480–481.
- ^ Тарача 2009 , с. 97.
- ^ Хаас 2015 , с. 541.
- ^ Швемер 2008 , стр. 4.
- ^ Понгратц-Лейстен 2011 , с. 115.
- ^ Сибата 2009 , с. 38.
- ^ Ламберт 1987 , с. 255.
- ^ Швемер 2001 , с. 70.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 40–41.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 45.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 77.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 61.
- ^ Хаас 2015 , с. 91.
- ^ Тарача 2009 , с. 120.
- ^ Швемер 2001 , с. 483.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2014). «Аштата: пример религиозной политики Хеттской империи» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 14 (2). Брилл: 141–163. дои : 10.1163/15692124-12341260 . ISSN 1569-2116 .
- Хаас, Фолькерт (1972), «Ḫurri, Šeri und» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 января 2023 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 3 января 2023 г.
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Креберник, Манфред (2016), «Божества-близнецы» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 3 января 2023 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Магиру» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 января 2023 г.
- Понгратц-Лейстен, Беате (2011). «Ассирийский царский дискурс между местной и императорской традицией в Хабуре» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 109–128. дои : 10.3917/сборка.105.0109 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580243 . Проверено 3 января 2023 г.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, последние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Сибата, Дайсуке (2009). «Старовавилонская рукопись списка богов Вейднера из Телль-Табана» . Ирак . 71 . Издательство Кембриджского университета (CUP): 33–42. дои : 10.1017/s0021088900000723 . ISSN 0021-0889 . S2CID 192701412 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . Гронинген: Публикации STYX & PP. ISBN 978-90-72371-52-2 . ОСЛК 27914917 .
- Вильгельм, Гернот (1998), «Имя, называя Д. среди хурритов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 января 2023 г.