Адад-нирари I
Адад-нирари I | |
---|---|
Царь Ассирии | |
Царь Среднеассирийской империи | |
Царствование | 31 год правления 1305-1274 гг. до н.э. (MC) [1] 1295-1263 гг. до н.э. (Южная Каролина) |
Предшественник | Arik-den-ili |
Преемник | Салманасар I |
Проблема | Shalmaneser I , Ibashi-ili |
Отец | Arik-den-ili |
Адад-нарари I , идеографически представленный во всех надписях, кроме двух, как Мэриленд адад- ЗАБ+ДАḪ , что означает «Адад (есть) мой помощник», [2] (1305–1274 до н. э. или 1295–1263 до н. э. краткая хронология ) — царь Ассирии , во времена Среднеассирийской империи . Он самый ранний ассирийский царь, чьи анналы сохранились во всех подробностях. Адад-нарари I одержал крупные военные победы, которые еще больше усилили Ассирию. В его надписях из Ассура [3] он называет себя сыном Арик-ден-или , и то же происхождение записано в списке царей Насуи. [я 1] Он записан как сын Энлиль-Нирари в царском списке Хорсабада. [я 2] и королевский список SDAS, [я 3] вероятно, по ошибке.
Раннее правление
[ редактировать ]
Он хвастался, что он «победил героические армии касситов ( их вавилонских соседей на юге), Куту (их восточных соседей -гутеев ), Луллуму ( луллуби племен Древнего Ирана, находившегося непосредственно к востоку от Ассирии) и Шубару («северян». в Малой Азии »). [4] Усмиритель всех врагов вверху и внизу». [3] Поражение касситских сил нацистов-Марутташа, должно быть, было особенно приятным, поскольку его отец «не смог исправить бедствия, причиненные королем касситских земель» во время его правления. [5] Оно произошло у города Кар Иштар в провинции Угарсулу, и победа была обеспечена, когда армия Адада Нирари обрушилась на касситский лагерь «подобно опустошительному наводнению», как злорадно описал Тукульти-Нинурта I в своем одноименном эпосе : [я 5] разграбив и унеся его королевское знамя. [я 6] Этот триумф привел к перестройке границы с Ассирией, расширившей ее территорию на юг, до Пиласку, города Армана в Угарсаллу и Луллуму.
Преемник Нациста-Марутташа, Кадашман-Тургу, был достаточно мотивирован для обеспечения мира, поэтому он, похоже, согласился на унизительный договор с Ададом Нирари, в котором «он дважды простил своего (Нациста-Марутташа) сына за преступление». [я 7]
Отношения с Митанни и хеттами
[ редактировать ]Это позволило ассирийцам обратить свое внимание на завоевание Митанни . При Шаттивазе Ханигальбат (остаток империи Митанни) стал вассальным государством Хеттской империи , отмеченным договором в качестве буфера для восходящих ассирийцев. Но договоры заключались между отдельными царями в период позднего бронзового века, поскольку национальные государства еще не возникли, а с приходом на престол Шаттуары I в Ханигальбате и Урхи Тешшупа в качестве Мурсили III хеттов и ослаблением участия хеттов в международных делах первый, возможно, стремился занять более независимую позицию.
По словам Адад-нарари, конфликт был спровоцирован упреждающей атакой Шаттуары, в результате которой был разгромлен и взят в плен митаннийский царь Шаттуара, который был доставлен в Ашшур и вынужден присягнуть на верность как вассал ассирийцев. [я 8] очевидно, без вмешательства хеттов, регулярно выплачивающих дань до конца своего правления.
Воодушевленный своими военными победами, Адад-нарари провозгласил себя шар кишшати , «царем вселенной», в подражание своему древнему предшественнику Шамши-Ададу I , и дерзко приветствовал своего хеттского коллегу на равных, как такого же «великого царя». Он пригласил себя посетить гору Амман ( Аманус , возможно, культовый центр?) на территории своего «брата». [6] нанесение резкого удара хеттского царя Мурсилия III (Урхи Тешшупа),
Итак, вы стали «Великим королем», не так ли? Но почему ты все еще продолжаешь говорить о «братстве» и о приходе на гору Амману?... На каком основании я должен называть тебя «братом»?… Зовут ли друг друга те, кто не в дружеских отношениях друг с другом» брат"? Почему тогда я должен называть тебя «брат»? Мы с тобой родились от одной матери? Поскольку мой дед и мой отец не называли царя Ассирии «братом», то и вам не следует писать мне (о) «пришествии» и «Великом царстве». Мне это не нравится. [я 9] [7]
К тому времени, когда хеттский царь Хаттусили III ( ок. 1267–1237 до н. э.) сверг Урхи Тешшупа, завоевание было свершившимся фактом , и застенчивый Хаттушили должен был попросить Адад-нарари вмешаться, чтобы остановить вторжения жителей Туриры, границы Ханигальбата. город, против жителей Каркемиша , все еще верного вассала хеттов,
- «Если Турира твоя, разбей ее!.. Если Турира не твоя, напиши мне, чтобы я разбил ее. Имущество твоих войск, живущих в городе, не будет истребовано».
Однако главной жалобой Хаттушили было нарушение протокола, вызванное тем, что Адад-нарари пренебрег его инаугурацией:
- «Это обычай, когда короли вступают на престол, короли, равные ему по рангу, посылают ему соответствующие [подарки приветствия]. Одежду, подобающую царской власти, и штраф [масло] за его помазание. Но вы не сделали этого сегодня».
Хаттушили изо всех сил старался успокоить своего ассирийского коллегу после «печального опыта», с которым столкнулись его посланники в отношениях с его предшественником, и призвать Адад-нарари подтвердить своему посланнику Бел-Карраду, что с ним хорошо обращались Хаттушили. Хотя железо еще существовало в бронзовом веке, оно не было чем-то неизвестным, и Хаттушили продолжает обсуждать просьбу Адад-нарари о металле:
Что касается хорошего железа, о котором вы мне написали, то хорошего железа нет в моем арсенале в городе Киццуватна. Я писал, что сейчас плохое время для производства железа. Они сделают хорошее железо, но еще не доделали его. Когда они закончат, я пришлю его вам. На данный момент я послал тебе железный кинжал. [мне 10]
Конфликт с Ханигальбатом возобновился, когда сын Шаттуары, Васашатта , восстал и обратился к хеттам за поддержкой. Адад-нарари позже злорадствовал, что хетты взяли его дары, но ничего не дали взамен, когда он (Адад-нарари) контратаковал, разграбив и разграбив города Амасаку, Кахат, Суру, Набула, Хурра, Ирриду, Шудуху и Вашшукану, [я 8] места в значительной степени еще не идентифицированные, разрушив город Таите (Тайда) и засеяв над ним кудиммус . [номер 1]
Развязка произошла в Ирриду (Орди?), где Васашатта был схвачен и вместе со своей большой семьей и двором депортирован в кандалах в Ашшур , где он исчез из истории. Адад-нарари присоединил к себе царство Ханигальбат, поработил его народ, [номер 2] и назначил губернатора из числа ассирийской аристократии. Хотя имя этого человека неизвестно, одним из его преемников во время более позднего правления Шулману-ашареду был Киби Ассур, который основал короткую династию ассирийских наместников, правивших этим регионом.
Управление
[ редактировать ]Местом ассирийского правления, возможно, была бывшая столица Васашатты, Тайда, поскольку на его монументальных стелах говорилось, что она «обветшала, и (он) убрал ее обломки. (Он) восстановил ее». [я 11] восстановление дворца, наполненного достаточно хвастливой памятной надписью, подготовленной, но так и не установленной, поскольку она была найдена в руинах Ассура. Его реставрация зданий в городе Ассур отмечена монументальными надписями и включает в себя Ступенчатые ворота храма бога Ашура , различные городские стены, набережную вдоль реки Тигр , храм Иштар и склады ворот Ашура. Ан и Адад . [3]
Его правление длилось 31 год, но Лимму всего около 12 чиновников идентифицировано , в основном по монументальным надписям, и к ним относятся Шульману-карраду, Андарасина, Ашур-эреш, вариант Ашур-эриш (сын Абатту), Ана-ашур. -калла (дворцовый офицер), Ити-или-ашамшу, Ша-адад-нину, Каррад-ашур, [3] Ассур-Даммик [я 12] Син-н[а....], [я 13] Нинурта-эмкая, [я 14] Бабу-аха-иддина и Адад-шуму-лесир, эпоним, в год которого он умер. Бабу-аха-иддина был высокопоставленным чиновником, в некоторых источниках говорится «канцлером», сыном Ибасси-или, служившим под началом Адад-нарари и двух его преемников. Он отпраздновал свой одноименный год ближе к концу правления Адад-нарари, о чем свидетельствуют тексты, рассказывающие о деятельности Ассур-касида, сына Син-апла-эриса, в Билле. Его архив, получивший название «архив 14410», состоящий из 60 табличек, был найден в гробнице под домом в Ассуре. [8]

Бронзовый меч Адад-нарари I можно увидеть в Метрополитен-музее . [9]
Эпос Адад-нарари
[ редактировать ]Этот исторический эпос сохранился в четырех фрагментах. [мне 15] и касается конфликта между Адад-нарари и его вавилонским современником нацистом-Марутташем, с которым он сталкивается и в конечном итоге побеждает в битве. Сохранившиеся фрагменты не позволяют реконструировать детальное повествование. Однако они предполагают последовательность событий, в которых Адад-нарари вспоминает неудачи, с которыми столкнулся его отец, «семя людей исчезло навсегда», его обращение к богу Шамашу: «О Шамаш, ты истинный судьей», готовясь к развязке с «несправедливым касситским царем» и так далее.
Археологические открытия
[ редактировать ]
В 2018 году в Каср-Шемамоке были обнаружены надписи на четырех кирпичных формах, посвященные празднованию строительства дворца ассирийским царем Адад-нирари I (1308-1275 до н. э.) в Килизу. [10] [11] [12] [13]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Список королей Нассуи, III 23.
- ^ Список королей Хорсабада III 17.
- ^ Список королей SDAS, iii 8.
- ^ Лезвие топора, АО 29146.
- ^ Эпос о Тукульти-Нинурте , дошедший до нас в нескольких фрагментах, например BM 98496, BM 98730, BM 98731 и BM 121033 в Британском музее .
- ↑ Синхроническая хроника (ABC 21), табличка C, столбец 1, строки с 24 по 31.
- ^ Tablet VAT 15420.
- ^ Jump up to: а б BM 115687 темно-серый камень из Британского музея с надписями на всех шести сторонах.
- ↑ Табличка 7499, текст KUB 23:102, письмо Урхи Тешшупа Адад-нарари, см. Bryce (2003), p. 87, примечание 21 для краткого описания происхождения.
- ^ Табличка KBo I:14 Письмо Хаттушили Адад-Нирари.
- ^ Ассур 5764 и 9309.
- ^ Таблетка KAJ 262, кукурузный заем Urad-serua # 23.
- ^ Таблетка KAJ 77, кукурузный заем Urad-serua #53.
- ^ Таблетка KAJ 76, кукурузный заем Urad-serua #11.
- ^ Таблички 293 ринггита, в Rassum siglum в Британском музее и НДС 10084, НДС 9820 и НДС 10889 в Vorderasiatisches Museum в Берлине .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Растение кудимму, источающее что-то вроде соли или щелочи, было посажено на руинах, чтобы символически объявить их бесплодными и непригодными для жизни (см. « Соление земли » .)
- ^ Наложение «мотыги, лопаты и корзины».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чен, Фэй (2020). «Приложение I: Список ассирийских царей» . Исследование Синхронного списка царей Ашура . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004430914 .
- ^ Дитц Отто Эдзард (1999). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: А — Бепаста . Уолтер Де Грюйтер Инк. 29.
- ^ Jump up to: а б с д А. К. Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи, Том 1 . Отто Харрасовиц. стр. 57–79.
- ^ Марк Ван Де Миеруп (2009). Восточное Средиземноморье в эпоху Рамсеса II . Уайли-Блэквелл. п. 64.
- ^ Дж. М. Манн-Рэнкин (1975). «XXV: Ассирийская военная держава, 1300–1200 гг. До н.э.». В КЭС Эдвардс; Си Джей Гэдд; НГЛ Хаммонд; С. Сольбергер (ред.). Кембриджская древняя история, том II, часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, 1380–1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 274–279.
- ^ Тревор Брайс (2003). Письма великих королей Древнего Ближнего Востока: королевская переписка позднего бронзового века . Рутледж. стр. 76–77 , 96–97.
- ^ Гарри А. Хоффнер-младший (2009). Письма из Хеттского царства . Общество библейской литературы. стр. 322–324.
- ^ Улоф Педерсен (1998). Архивы и библиотеки Древнего Ближнего Востока 1500–300 гг . до н.э. CDL Пресс. п. 87.
- ^ [1] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/322443
- ^ «Археологические проекты в Курдистане в Ираке» . Гарвардский университет . 2015 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Масетти-Руо, Мария Грация, «Уровни позднего бронзового и железного веков из Касра Шемамока: первая оценка влияния ассирийского присутствия в регионе к востоку от Калаха», Материалы 11-го Международного конгресса по археологии древних времен. Ближний Восток: Том. 2: Полевые отчеты. Исламская археология, под редакцией Адельхайд Отто и др., 1-е изд., Harrassowitz Verlag, стр. 253–64, 2020 г.
- ^ Масетти-Руо, М.Г. и Руо, О., Махмуд Омар«Поздняя бронза и железо I–II степеней в Каср-Шемамоке». с346-366, Материалы 2-й Международной научной конференции. Археология и наследие Хаулера – Эрбиль, 8 и 9 мая 2018 г. Эрбиль.
- ^ Грация Масетти-Руо, Мария, «Смена богов в Каср-Шемамок: местные культы и Ассирийская империя в начале железного века», Древняя Западная Азия за пределами парадигмы распада и возрождения (1200-900 гг. до н.э.): Материалы Международный коллоквиум NYU-PSL, Парижский национальный институт истории искусства, 16–17 апреля 2019 г., под редакцией Марии Грации Масетти-Руо, Иларии Калини, Роберта Хоули и Лоренцо д'Альфонсо, Нью-Йорк, США: Нью-Йорк Университетское издательство, стр. 251–276, 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассирийское происхождение: открытия в Ашуре на Тигре: древности в Vorderasiatisches Museum, Берлин , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Адад-Нирари I.