Холд (бог)
Незначительный | |
---|---|
Служитель Тешуба | |
Главный культовый центр | Алеппо |
Тену (также латинизированный как Тену [ 1 ] ) был хурритским богом , считавшимся божественным помощником ( суккал ) Тешуба . Возможно, он произошел в местной традиции, типичной для Алеппо . Он появляется в ряде хурритских списков подношений ( калути ), а также в хеттских и эмариотских текстах.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Тену писалось как д я не хочу тебя д те-э- клинописью ну . [ 1 ] Известно также, что он упоминается в единственной иероглифической лувийской надписи, хотя в этом контексте сохранился только первый знак его имени — ti . [ 2 ]
Тену считался божественным визирем Тешуба. [ 3 ] [ 4 ] Его ассоциировали с ипостасью этого бога, связанной с Алеппо . [ 5 ] [ 2 ] Первоначально богом погоды в этом городе был Адад , но во втором тысячелетии до нашей эры его стали называть Тешубом из-за растущего хурритского влияния на севере Сирии . [ 6 ] Отношения между Тену и Тешубом прямо описаны в тексте КУБ 34, 102+: д ты-э-нет д те-еш-шу-уп-пи меньше СУККАЛ . [ 2 ] Тену появляется в этой роли в ритуалах, но в литературных текстах та же позиция приписывалась Ташмишу , что, по мнению Даниэля Швемера может указывать на то, что первый возник в местной алеппинской традиции. [ 7 ] Однако Фолькерт Хаас [ 8 ] и Гэри Бекман приписывают ему хурритское происхождение. [ 9 ]
Хотя в старых публикациях иногда можно встретить упоминания Тену как «божественного жреца», они являются результатом неправильного прочтения, поскольку меньше СУККАЛ ошибочно принимают за меньше ВЕТВЬ. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]В хурритских списках подношений ( калути ), посвященных Тешубу и его кругу, Тену обычно появляется между Иршаппой (Решефом) и парой земли и неба и другими обожествленными природными объектами. [ 4 ] В одном случае за Тену следуют быки Тешуба Сери и Хурри . [ 10 ] В еще одном источнике он помещен между обожествленными предметами, посвященными Тешубу ( нашарта ) и богине Питхану (« ханейская дочь»), [ 5 ] возможно, обожествленный эпитет Белет-екаллим . [ 11 ] Указывалось, что хотя Тену и занимает одно из последних мест в стандартном перечислении божеств из круга Тешуба, он, тем не менее, получил столько же подношений, сколько и Ташмишу , хотя последний и открывает раздел, перечисляющий придворных бога погоды. [ 5 ]
Праздник, проводимый в честь Тену, упоминается в хеттской инструкции CTH 698, содержащей сведения о тринадцати праздниках, связанных с Тешубом Алеппо и его окружением. [ 12 ] Однако в тексте не содержится никакой информации о нем, кроме подтверждения его существования, а другие источники не проливают на него дополнительного света. [ 1 ] Волкерт Хаас утверждал, что его отмечали в Алеппо. [ 3 ]
Было высказано предположение, что Тену изображен рядом с Тиябенти в камере А святилища Язылыкая . [ 2 ] расположен недалеко от Хаттусы, но посвящен хурритским божествам . [ 4 ]
Тену также засвидетельствован в источниках из Эмара . [ 13 ] Он упоминается в двух текстах, отражающих поклонение божествам хеттского и хурритского пантеонов в этом городе. [ 14 ] Нет никаких свидетельств того, что у него был храм в Эмаре. [ 9 ] ссылка на посвященный ему баэтил . хотя была обнаружена [ 13 ] Он отсутствует в теофорных именах местных жителей. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 448.
- ^ Jump up to: а б с д Вильгельм 2013 , с. 588.
- ^ Jump up to: а б Хаас 1994 , с. 332.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 500.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , с. 6.
- ^ Хаас 1994 , с. 569.
- ^ Jump up to: а б с Бекман 2002 , с. 52.
- ^ Швемер 2001 , с. 480.
- ^ Хаас 1994 , стр. 313=314.
- ^ Швемер 2001 , с. 497.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2002 , с. 49.
- ^ Флеминг 1992 , с. 271.
Библиография
[ редактировать ]- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Установка верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 . Проверено 5 ноября 2023 г.
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 5 ноября 2023 г.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 . Проверено 5 ноября 2023 г.
- Вильгельм, Гернот (2013), «Тену» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том. 13 , получено 5 ноября 2023 г.