Богиня Ночи (Хуррит)
ДИНГИР.ГЕ 6 | |
---|---|
«Богиня ночи» | |
Главный культовый центр | Киццуватна, Шамуха, Лахурама |
Богиня Ночи ( шумерский : 𒀭𒈪 , DINGIR.GE 6 [ 1 ] ) было божеством, которому поклонялись в хурритском царстве Киццуватна , а позднее также в Шамухе в Хеттской империи . Известно только логографическое написание ее имени, и было предпринято множество попыток идентифицировать ее. Большинство исследователей предполагают, что она была хотя бы частично похожа на таких богинь, как Иштар , Шаушка и Ишхара . Скорее всего, она олицетворяла ночное небо, а также была связана со сновидениями.
Известные тексты указывают на то, что Богиня Ночи была тесно связана с Пиникир , астральной богиней эламского происхождения, которой также поклонялись хурриты. Они появляются вместе в одних и тех же ритуалах, включая хорошо сохранившийся текст, посвященный подготовке нового храма Богини Ночи.
Имя
[ редактировать ]Имя Богини Ночи (альтернативно Божество Ночи). [ 2 ] ) является предположительным, поскольку известно только логографическое письмо. [ 3 ] [ 1 ] В наиболее распространенном письме, ДИНГИР.ГЕ6 , используются исключительно шумерские знаки, но есть варианты с аккадским дополнением, ДИНГИР-ЛУМ ГЕ6 - ШИ и ДИНГИР-ЛИМ ГЭ6 , а также смешанное шумеро-аккадское письмо ДИНГИР-ЛИМ МУ- ШИ, также известны. [ 2 ] Никакие фонетические записи не засвидетельствованы. [ 2 ] Пол божества, обозначенного этим именем, удалось установить только благодаря тому, что она описана в типично женском головном уборе и единственному случаю, когда для обращения к ней использовалась отчетливая женская форма аккадского глагола. [ 4 ]
Ранние исследователи, начиная с Ганса Эелольфа в 1936 году, предполагали, что божество, представленное логограммой DINGIR.GE 6, следует понимать как «черного бога» или «черную богиню». [ 5 ] Эта точка зрения была принята еще в 1989 году. [ 6 ] Это привело к ряду ныне отвергнутых предположений относительно природы DINGIR.GE6 , включая попытку связать ее с эпитетом Афродиты Урании с Кипра , меланией , «черной», засвидетельствованным в римских источниках времен Суллы . [ 7 ]
Правильное прочтение было впервые установлено Онофрио Каррубой в 1968 году: [ 8 ] хотя он не был сразу принят другими авторами. [ 7 ] Впоследствии это было подтверждено открытием альтернативных вариантов написания, уточняющих, что GE 6 представляет слово «ночь», а не любые другие прочтения того же клинописного знака, что привело к современному консенсусу. [ 9 ]
Предлагаемая идентификация
[ редактировать ]Происхождение и личность Богини Ночи являются предметом научных дискуссий. [ 4 ] Петр Тарача считает ее божеством хурритского происхождения. [ 10 ] Гэри Бекман предполагает, что, возможно, связанные с ней ритуальные тексты, а также тексты, касающиеся Кумарби и так называемых « бывших богов », имеют свое происхождение из « шумеро -хурритской» культуры северной Сирии и « транстигридийской » области Конец третьего и начало второго тысячелетия до нашей эры. [ 11 ] Джаред Л. Миллер предполагает, что она родом из Киццуватны . [ 12 ] Он утверждает, что ни одно другое божество, олицетворяющее ночь, не известно в Сирии или Месопотамии , за исключением поэтической фразы «боги ночи» ( ilū mushiti или ilānī mušīti ), которая относилась к звездам и планетам. [ 12 ] Однако божество по имени Мушиту (написанное клинописью как д му-ши-ту 4 или д му-ши-ти ), [ 13 ] «ночь» почиталась в Эмаре в сочетании с Саггером . [ 14 ] Поскольку она появляется в хурритском ритуале, Альфонсо Арчи считает возможным, что ее имя было ошибочным написанием несвязанного теонима Мушуни, «порядок». [ 15 ] По мнению Франса Виггермана, в месопотамских текстах ночь (аккадский: мушиту ) могла спорадически персонифицироваться и описывалась как «невеста под покрывалом», но слово даже в этом контексте не сопровождалось знаком дингир , обозначающим божественность. [ 16 ] Тем не менее Дэниел Швемер утверждает, что ее следует считать божеством. [ 17 ] В одном случае персонифицированная ночь происходит вместе с такими божествами, как Эа и Себитти, в ритуале инкубации снов . [ 18 ] Она также упоминается в Маклу , а древний комментарий к этому труду отождествляет ее с Гулой . [ 17 ] Дальнейший фрагмент может предполагать отождествление месопотамской персонифицированной ночи с Иштар , но реставрация сомнительна. [ 17 ]
Рене Лебрен в 1976 году предложил отождествлять Богиню Ночи с д ИШТАР Шамухи (иногда называемый « Шаушка Шамухи»). [ 19 ] Эта точка зрения впоследствии была принята Гэри Бекманом, который указывает, что называть Богиню Ночи « д ИШТАР Шамухи «было бы похоже на ссылку на хорошо известный феномен, когда Шаушку называли» д ИШТАР Ниневийский ». [ 20 ] По словам Джареда Р. Миллера, эта точка зрения общепринята и другими современными исследователями. [ 21 ] Однако он не считает эту теорию убедительной. [ 21 ] Он отмечает, что не исключено, что в Шамухе уже существовала ипостась Иштар ( Иштар Тамининга) до того, как Богиня Ночи была привезена в этот город из Киццуватны. [ 21 ] либо Тудхалией I , либо Тудхалией II . [ 22 ] Он утверждает, что вполне возможно, что именно эта богиня стала известна как Иштар Шамухи, и что Богине Ночи и Иштар Шамухи поклонялись отдельно друг от друга, а не были двумя взаимозаменяемыми именами одной богини. [ 23 ] Беате Понгратц-Лейстен также считает Богиню Ночи и божество Шамухи отдельными. [ 24 ] Предположение о том, что Богиня Ночи была астральным аспектом месопотамской Иштар, или планеты Венеры , получило некоторую поддержку в науке, но прямых доказательств в пользу этой точки зрения не имеется, и остается неясным, является ли Иштар, ее ипостаси и родственные божества на самом деле понимались как астральные божества в Анатолии бронзового века. [ 25 ] Петр Тарача аналогичным образом отождествляет Богиню Ночи с Пиникиром . [ 10 ] Однако эта точка зрения не поддерживается другими исследователями. [ 26 ] В списках подношений они могут фигурировать рядом как отдельные божества. [ 26 ]
В 1970-х годах было высказано предположение, что хеттские божества Ишпанзашепа или Ишпанза, известные из других документов, могут соответствовать Богине Ночи. [ 4 ] [ 7 ] Ишпанзасепа, чье имя означает «гений ночи», поклонялся хеттам во время фестиваля КИ.ЛАМ и составлял в нем пару с лунным божеством , скорее всего , Армой , [ 27 ] в то время как Ишпант, «ночь», [ 28 ] был среди божеств, связанных с Канешем в хеттских текстах. [ 29 ] Петр Тарача считает, что эти две фигуры связаны между собой. [ 28 ] Однако мнение о том, что какая-либо из них была тем же, что и Богиня Ночи, подвергается сомнению, главным образом потому, что положение последней в пантеоне Киццуватны было относительно высоким, тогда как первая относилась к категории второстепенных божеств. [ 7 ]
В позднехеттский период в некоторых случаях одно и то же логографическое письмо, DINGIR.GE6 , могло представлять лувийского бога луны Арму, [ 21 ] например, в написании ряда теофорических имен , в которых д 30 (Арма) может чередоваться с DINGIR.GE 6 . [ 30 ] Хотя предположение, что это означает, что эти два божества идентичны, присутствует в некоторых старых публикациях. [ 4 ] [ 7 ] маловероятно, что Богиню Ночи путали с ним или разделяли его лунный характер, поскольку ни одна известная ипостась Иштар (или подобных богинь) не была связана с луной. [ 31 ]
Хотя Ахмет Юнан пришел к выводу, что Богиня Ночи (которую он вместо этого называет «Богиней Тьмы») была формой Ламашту , [ 32 ] и описывает ее как обладающую «полностью демоническими чертами». [ 33 ] эта точка зрения не нашла признания среди других исследователей. [ 3 ] Ричард Х. Бил критикует его как основанное на неправильной интерпретации фрагментарного текста (KUB 55.24), в котором рассказывается о кошмаре, просто пережитом в храме Богини Ночи, который вряд ли описывает саму богиню из-за ее персонаж как «почтенное божество». [ 4 ] Джаред Р. Миллер также согласен с этой позицией и указывает, что предположение Била соответствует тому, что известно о других подобных текстах, описывающих предзнаменования во сне. [ 7 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Богиня Ночи, скорее всего, понималась как божественное изображение ночного неба . [ 34 ] Она также была связана со сновидениями. [ 4 ] Также возможно, что ее считали хтоническим божеством, поскольку ее иногда вызывали через ритуальные ямы ( аби ). [ 21 ]
Согласно ритуальным текстам, считалось, что Богиня Ночи носила белый или красный курешшар — разновидность шали , которую хеттские женщины обычно носили в качестве головного убора. [ 4 ] Вместе с использованием аккадских знаков, представляющих женскую форму второго лица глагола «любить» ( тарами ) в отрывке, в котором говорится о ее симпатиях к определенным местам, этот факт рассматривается как доказательство того, что она была богиней, а не богом. [ 4 ] Однако, хотя она и обращена к женщине, в одном и том же тексте она получает как женские, так и мужские комплекты одежды, что, по мнению Джареда Л. Миллера, может указывать на частично двусмысленную идентичность. [ 21 ] Ричард Х. Бил предполагает, что они указывают на то, что богиня предположительно переодевалась в одежду другого пола . [ 35 ] Гэри Бекман отмечает, что «неоднозначная гендерная идентификация» иногда была характерной чертой категории богинь, подобных Иштар. [ 36 ] которому, по его мнению, принадлежала Богиня Ночи. [ 37 ]
Помимо вышеупомянутых предметов одежды, в тексте, посвященном созданию нового храма Богини Ночи, перечисляются разнообразные предметы, которыми должна была быть оснащена новая ее статуя: многочисленные броши из серебра и железа (в время считалось драгоценным металлом ), гребни из слоновой кости, музыкальные инструменты, бронзовый таз, в котором ее «купали», табуреты, столы и шерстяные гобелены пяти цветов, призванные обеспечить статуе уединение, когда это необходимо. [ 35 ] Сама статуя должна была быть изготовлена из золота, инкрустированного различными драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как сердолик , ляпис , алебастр и «вавилонский камень» ( литое стекло ). [ 35 ] Пупок статуи и пара пурк (неопознанная часть тела), по-видимому, были отдельными, тоже золотыми предметами. [ 35 ] Ее также должен был сопровождать золотой диск, изображающий Пиникира. [ 35 ] Гэри Бекман отмечает, что, вероятно, многие культовые изображения были гораздо менее сложными, чем это изображение Богини Ночи. [ 38 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Большая часть имеющихся свидетельств указывает на то, что Богиня Ночи каким-то образом была связана с Иштар . [ 39 ] Например, в хеттском пророческом тексте две ипостаси Богини Ночи перечислены среди различных ипостасей Иштар и содержится вопрос, злятся ли «какие-нибудь Иштары». [ 12 ] Обращение из ритуального текста, посвященного культовым центрам богини ночи Иштар ( Агаде , Вавилон и Хурсагкалама, альтернативное название Киша ). [ 40 ] Указывается, что список городов, сохранившийся в этом ритуале, а также содержащиеся в нем сведения о поклонении Пиникиру, скорее всего, указывают на то, что научная традиция Киццуватны предполагала передачу месопотамских знаний. [ 40 ] Возможно, составители имели доступ к более раннему документу, похожему на Канонический список храмов касситского периода . [ 40 ] Однако нельзя обязательно предполагать, что все черты Богини Ночи были идентичны чертам Иштар. [ 26 ]
Помимо Иштар, Богиню Ночи сравнивали также с хурритской Шаушкой . [ 6 ] [ 10 ] Однако заметным различием между ними в известных ритуальных текстах является тот факт, что первый никогда не был связан с Ниневией . [ 41 ] ряд сходств между Богиней Ночи и Ишхарой Также был отмечен , главным образом их общая связь с подземным миром и с Иштар. [ 41 ]
Богиня Ночи и Пиникир
[ редактировать ]Богиня Ночи была особенно тесно связана с Пиникиром . [ 40 ] богиня эламская , которой также поклонялись хурриты. [ 42 ] Ее считали олицетворением Венеры и как таковую ассоциировали с Иштар. [ 42 ] Список богов от Эмара приравнивает ее к Нинсианне . [ 42 ] Богиня Ночи и Пиникир, по-видимому, действовали как диада. [ 12 ] Поклонение дуэтам божеств со схожими областями (например, Аллани и Ишхара или Нинатта и Кулитта ), как если бы они были одним целым, было общей чертой хурритской религии. [ 43 ] В ритуале, предшествующем ее переводу в новый храм, Богиню Ночи вызывают из городов, связанных с Иштар, а также из мест, где поклонялись Пиникиру ( Сузы , Элам). [ 34 ] Золотой диск, прикрепленный к спине статуи Богини Ночи в том же ритуале, вероятно, представлял Пиникир. [ 35 ] Статую и золотой диск вместе можно интерпретировать как «изображение ночного неба с его светилами». [ 44 ] Согласно тому же тексту, Пиникир получил кельди (так называемое «подношение доброй воли»), идентичный тому, что посвящен Богине Ночи, но расположенный на крыше, а не на храме. [ 37 ] В другом тексте, посвященном ритуальному очищению , для них обоих совершались одни и те же обряды. [ 37 ]
Поклонение
[ редактировать ]Богине Ночи поклонялись в Киццуватне . [ 12 ] В известных текстах упоминаются различные посвященные ей представители духовенства, в том числе священники САНГА, двое из которых, Или-ма-аби. [ 22 ] и Улиппи известны по именам. [ 45 ] Кроме того, термин катра или катри обозначал класс духовенства, участвовавшего в поклонении как этой богине (а также Ишхаре). [ 46 ] Одна катра, известная по имени, была Аразакити. [ 47 ] Судя по всему, она была соавтором одного из ритуальных текстов, касающихся Богини Ночи. [ 47 ]
Во время правления Тудхалии I или Тудхалии II Богиня Ночи также была представлена в хеттских землях, где находился город Шамуха , скорее всего, расположенный недалеко от современного Сиваса . [ 48 ] стал ее новым культовым центром. [ 12 ] Ей также поклонялись в Ладураме. [ 49 ]
Хорошо известный текст « Экспансия Богини Ночи » подробно описывает перенесение этого божества в новый храм. [ 50 ] Это один из наиболее хорошо сохранившихся хеттских ритуалов. [ 8 ] Процедура началась со строительства нового храма, изготовления новой статуи и различных принадлежностей для нее. [ 35 ] После того, как они были закончены, очистительную воду из первоначального храма нужно было перенести в новый и оставить на его крыше в течение дня. [ 51 ] Саму богиню вызывали из разных мест, и после завершения этой части приготовлений к статуе нужно было привязать веревку, обозначающую путь, по которому она должна была пройти, чтобы добраться до своего нового жилища. [ 51 ] Помимо Богини Ночи, во время них подношения должна была получать и тесно связанная с ней Пиникир. [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миллер 2008 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Миллер 2004 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2002а , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бил 2002 , с. 201.
- ^ Миллер 2004 , стр. 393–395.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2004 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б Бил 2002 , с. 197.
- ^ Миллер 2004 , стр. 395–396.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 99.
- ^ Бекман 2002a , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2008 , с. 68.
- ^ Бекман 2002 , с. 46.
- ^ Архи 2015 , с. 599.
- ^ Архи 2014 , с. 154.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 315.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2007 , с. 40.
- ^ Зголл 2014 , стр. 303–304.
- ^ Бил 2002 , стр. 201–202.
- ^ Бекман 1998 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2008 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 380.
- ^ Миллер 2008 , стр. 69–70.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 92.
- ^ Миллер 2004 , стр. 390–393.
- ^ Jump up to: а б с Миллер 2004 , с. 366.
- ^ Тарача 2009 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 52.
- ^ Тарача 2009 , с. 30.
- ^ Миллер 2004 , стр. 370–371.
- ^ Миллер 2008 , стр. 70–71.
- ^ Унал 1993 , с. 639.
- ^ Унал 1993 , с. 643.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2002a , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бил 2002 , с. 202.
- ^ Бекман 1999 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Бекман 1999 , с. 30.
- ^ Бекман 2013 , с. 286.
- ^ Миллер 2004 , стр. 365–370.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер 2004 , с. 368.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 376.
- ^ Jump up to: а б с Бекман 1999 , с. 27.
- ^ Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Бекман 1999 , с. 26.
- ^ Миллер 2004 , с. 383.
- ^ Тарача 2009 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 388.
- ^ Бил 2002 , с. 198.
- ^ Хаас 2015 , с. 352.
- ^ Миллер 2008 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б Бил 2002 , с. 203.
- ^ Бил 2002 , стр. 204–205.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2014). «Аштата: пример религиозной политики Хеттской империи» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 14 (2). Брилл: 141–163. дои : 10.1163/15692124-12341260 . ISSN 1569-2116 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Бил, Ричард Х. (2002). «Деление Бога» . Мирецкий, Пол; Мейер, Марвин (ред.). Магия и ритуалы в древнем мире . Религии в греко-римском мире. Брилл. ISBN 978-90-474-0040-0 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Бекман, Гэри (1998). «Переосмысление Иштара Ниневийского» . Журнал клинописных исследований . 50 . Американские школы восточных исследований: 1–10. дои : 10.2307/1360026 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1360026 . S2CID 163362140 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2002a). «Babyloniaca Hethitica: «Ритуал бабилили» из Боазкея (CTH 718)» . Последние события в хеттской археологии и истории . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 35–42. дои : 10.1515/9781575065267-004 . hdl : 2027.42/77465 . ISBN 9781575065267 . S2CID 140806448 .
- Бекман, Гэри (2013). «Под чарами Вавилона: месопотамское влияние на религию хеттов» . В Арузе, Джоан; Графф, Сара Б.; Ракич, Елена (ред.). Культуры в контакте: от Месопотамии до Средиземноморья во втором тысячелетии до нашей эры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. hdl : 2027.42/98988 . ISBN 978-0-300-18503-4 . OCLC 810947283 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Миллер, Джаред Л. (2004). Исследования происхождения, развития и интерпретации ритуалов Киццуватна . Исследования текстов Богазкея. Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05058-6 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Миллер, Джаред Л. (2008). «Настройка Богини Ночи отдельно» . Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы Международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-270-4 . OCLC 880878828 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2012). «Комментарии о переводимости божественности: культовые и теологические ответы на присутствие Другого на Древнем Ближнем Востоке» . В Бонне, Корин (ред.). Les représentation des dieux des autres . Кальтаниссетта: Шаша. ISBN 978-88-8241-388-0 . OCLC 850438175 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Колдовство и война: Фрагмент ритуала Ки 1904-10-9, 18 (BM 98989)» . Ирак . 69 . Британский институт изучения Ирака: 29–42. дои : 10.1017/S0021088900001030 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 25608645 . S2CID 193236825 . Проверено 24 июля 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Юнал, Ахмет (1993). «Природа и иконографические черты «Богини тьмы» » . В Меллинке, Махтелд Дж.; Озгюч, Тахсин; Порада, Эдит (ред.). Аспекты искусства и иконографии: Анатолия и ее соседи. Этюды в честь Нимет Озгюч = Nimet Özgüç'e Armağan . Анкара: Тюрк Тарих Куруму Басимеви. дои : 10.5282/ubm/epub.6967 . ISBN 975-95308-0-5 . ОСЛК 31130911 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Месопотамское столпотворение. Предварительная перепись» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 298–322.
- Зголль, Аннет (2014). «Сны как боги и боги во сне. Реальность снов в Древней Месопотамии с 3 по 1 тысячелетие до нашей эры». Он открыл Дом обучения Нисабы . Брилл. стр. 299–313. дои : 10.1163/9789004260757_022 . ISBN 9789004260757 .