Jump to content

Богиня Ночи (Хуррит)

ДИНГИР.ГЕ 6
«Богиня ночи»
Главный культовый центр Киццуватна, Шамуха, Лахурама

Богиня Ночи ( шумерский : 𒀭𒈪 , DINGIR.GE 6 [ 1 ] ) было божеством, которому поклонялись в хурритском царстве Киццуватна , а позднее также в Шамухе в Хеттской империи . Известно только логографическое написание ее имени, и было предпринято множество попыток идентифицировать ее. Большинство исследователей предполагают, что она была хотя бы частично похожа на таких богинь, как Иштар , Шаушка и Ишхара . Скорее всего, она олицетворяла ночное небо, а также была связана со сновидениями.

Известные тексты указывают на то, что Богиня Ночи была тесно связана с Пиникир , астральной богиней эламского происхождения, которой также поклонялись хурриты. Они появляются вместе в одних и тех же ритуалах, включая хорошо сохранившийся текст, посвященный подготовке нового храма Богини Ночи.

Имя Богини Ночи (альтернативно Божество Ночи). [ 2 ] ) является предположительным, поскольку известно только логографическое письмо. [ 3 ] [ 1 ] В наиболее распространенном письме, ДИНГИР.ГЕ6 , используются исключительно шумерские знаки, но есть варианты с аккадским дополнением, ДИНГИР-ЛУМ ГЕ6 - ШИ и ДИНГИР-ЛИМ ГЭ6 , а также смешанное шумеро-аккадское письмо ДИНГИР-ЛИМ МУ- ШИ, также известны. [ 2 ] Никакие фонетические записи не засвидетельствованы. [ 2 ] Пол божества, обозначенного этим именем, удалось установить только благодаря тому, что она описана в типично женском головном уборе и единственному случаю, когда для обращения к ней использовалась отчетливая женская форма аккадского глагола. [ 4 ]

Ранние исследователи, начиная с Ганса Эелольфа в 1936 году, предполагали, что божество, представленное логограммой DINGIR.GE 6, следует понимать как «черного бога» или «черную богиню». [ 5 ] Эта точка зрения была принята еще в 1989 году. [ 6 ] Это привело к ряду ныне отвергнутых предположений относительно природы DINGIR.GE6 , включая попытку связать ее с эпитетом Афродиты Урании с Кипра , меланией , «черной», засвидетельствованным в римских источниках времен Суллы . [ 7 ]

Правильное прочтение было впервые установлено Онофрио Каррубой [ это ] в 1968 году: [ 8 ] хотя он не был сразу принят другими авторами. [ 7 ] Впоследствии это было подтверждено открытием альтернативных вариантов написания, уточняющих, что GE 6 представляет слово «ночь», а не любые другие прочтения того же клинописного знака, что привело к современному консенсусу. [ 9 ]

Предлагаемая идентификация

[ редактировать ]

Происхождение и личность Богини Ночи являются предметом научных дискуссий. [ 4 ] Петр Тарача считает ее божеством хурритского происхождения. [ 10 ] Гэри Бекман предполагает, что, возможно, связанные с ней ритуальные тексты, а также тексты, касающиеся Кумарби и так называемых « бывших богов », имеют свое происхождение из « шумеро -хурритской» культуры северной Сирии и « транстигридийской » области Конец третьего и начало второго тысячелетия до нашей эры. [ 11 ] Джаред Л. Миллер предполагает, что она родом из Киццуватны . [ 12 ] Он утверждает, что ни одно другое божество, олицетворяющее ночь, не известно в Сирии или Месопотамии , за исключением поэтической фразы «боги ночи» ( ilū mushiti или ilānī mušīti ), которая относилась к звездам и планетам. [ 12 ] Однако божество по имени Мушиту (написанное клинописью как д му-ши-ту 4 или д му-ши-ти ), [ 13 ] «ночь» почиталась в Эмаре в сочетании с Саггером . [ 14 ] Поскольку она появляется в хурритском ритуале, Альфонсо Арчи считает возможным, что ее имя было ошибочным написанием несвязанного теонима Мушуни, «порядок». [ 15 ] По мнению Франса Виггермана, в месопотамских текстах ночь (аккадский: мушиту ) могла спорадически персонифицироваться и описывалась как «невеста под покрывалом», но слово даже в этом контексте не сопровождалось знаком дингир , обозначающим божественность. [ 16 ] Тем не менее Дэниел Швемер утверждает, что ее следует считать божеством. [ 17 ] В одном случае персонифицированная ночь происходит вместе с такими божествами, как Эа и Себитти, в ритуале инкубации снов . [ 18 ] Она также упоминается в Маклу , а древний комментарий к этому труду отождествляет ее с Гулой . [ 17 ] Дальнейший фрагмент может предполагать отождествление месопотамской персонифицированной ночи с Иштар , но реставрация сомнительна. [ 17 ]

Рене Лебрен в 1976 году предложил отождествлять Богиню Ночи с д ИШТАР Шамухи (иногда называемый « Шаушка Шамухи»). [ 19 ] Эта точка зрения впоследствии была принята Гэри Бекманом, который указывает, что называть Богиню Ночи « д ИШТАР Шамухи «было бы похоже на ссылку на хорошо известный феномен, когда Шаушку называли» д ИШТАР Ниневийский ». [ 20 ] По словам Джареда Р. Миллера, эта точка зрения общепринята и другими современными исследователями. [ 21 ] Однако он не считает эту теорию убедительной. [ 21 ] Он отмечает, что не исключено, что в Шамухе уже существовала ипостась Иштар ( Иштар Тамининга) до того, как Богиня Ночи была привезена в этот город из Киццуватны. [ 21 ] либо Тудхалией I , либо Тудхалией II . [ 22 ] Он утверждает, что вполне возможно, что именно эта богиня стала известна как Иштар Шамухи, и что Богине Ночи и Иштар Шамухи поклонялись отдельно друг от друга, а не были двумя взаимозаменяемыми именами одной богини. [ 23 ] Беате Понгратц-Лейстен также считает Богиню Ночи и божество Шамухи отдельными. [ 24 ] Предположение о том, что Богиня Ночи была астральным аспектом месопотамской Иштар, или планеты Венеры , получило некоторую поддержку в науке, но прямых доказательств в пользу этой точки зрения не имеется, и остается неясным, является ли Иштар, ее ипостаси и родственные божества на самом деле понимались как астральные божества в Анатолии бронзового века. [ 25 ] Петр Тарача аналогичным образом отождествляет Богиню Ночи с Пиникиром . [ 10 ] Однако эта точка зрения не поддерживается другими исследователями. [ 26 ] В списках подношений они могут фигурировать рядом как отдельные божества. [ 26 ]

В 1970-х годах было высказано предположение, что хеттские божества Ишпанзашепа или Ишпанза, известные из других документов, могут соответствовать Богине Ночи. [ 4 ] [ 7 ] Ишпанзасепа, чье имя означает «гений ночи», поклонялся хеттам во время фестиваля КИ.ЛАМ и составлял в нем пару с лунным божеством , скорее всего , Армой , [ 27 ] в то время как Ишпант, «ночь», [ 28 ] был среди божеств, связанных с Канешем в хеттских текстах. [ 29 ] Петр Тарача считает, что эти две фигуры связаны между собой. [ 28 ] Однако мнение о том, что какая-либо из них была тем же, что и Богиня Ночи, подвергается сомнению, главным образом потому, что положение последней в пантеоне Киццуватны было относительно высоким, тогда как первая относилась к категории второстепенных божеств. [ 7 ]

В позднехеттский период в некоторых случаях одно и то же логографическое письмо, DINGIR.GE6 , могло представлять лувийского бога луны Арму, [ 21 ] например, в написании ряда теофорических имен , в которых д 30 (Арма) может чередоваться с DINGIR.GE 6 . [ 30 ] Хотя предположение, что это означает, что эти два божества идентичны, присутствует в некоторых старых публикациях. [ 4 ] [ 7 ] маловероятно, что Богиню Ночи путали с ним или разделяли его лунный характер, поскольку ни одна известная ипостась Иштар (или подобных богинь) не была связана с луной. [ 31 ]

Хотя Ахмет Юнан пришел к выводу, что Богиня Ночи (которую он вместо этого называет «Богиней Тьмы») была формой Ламашту , [ 32 ] и описывает ее как обладающую «полностью демоническими чертами». [ 33 ] эта точка зрения не нашла признания среди других исследователей. [ 3 ] Ричард Х. Бил критикует его как основанное на неправильной интерпретации фрагментарного текста (KUB 55.24), в котором рассказывается о кошмаре, просто пережитом в храме Богини Ночи, который вряд ли описывает саму богиню из-за ее персонаж как «почтенное божество». [ 4 ] Джаред Р. Миллер также согласен с этой позицией и указывает, что предположение Била соответствует тому, что известно о других подобных текстах, описывающих предзнаменования во сне. [ 7 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Богиня Ночи, скорее всего, понималась как божественное изображение ночного неба . [ 34 ] Она также была связана со сновидениями. [ 4 ] Также возможно, что ее считали хтоническим божеством, поскольку ее иногда вызывали через ритуальные ямы ( аби ). [ 21 ]

Согласно ритуальным текстам, считалось, что Богиня Ночи носила белый или красный курешшар — разновидность шали , которую хеттские женщины обычно носили в качестве головного убора. [ 4 ] Вместе с использованием аккадских знаков, представляющих женскую форму второго лица глагола «любить» ( тарами ) в отрывке, в котором говорится о ее симпатиях к определенным местам, этот факт рассматривается как доказательство того, что она была богиней, а не богом. [ 4 ] Однако, хотя она и обращена к женщине, в одном и том же тексте она получает как женские, так и мужские комплекты одежды, что, по мнению Джареда Л. Миллера, может указывать на частично двусмысленную идентичность. [ 21 ] Ричард Х. Бил предполагает, что они указывают на то, что богиня предположительно переодевалась в одежду другого пола . [ 35 ] Гэри Бекман отмечает, что «неоднозначная гендерная идентификация» иногда была характерной чертой категории богинь, подобных Иштар. [ 36 ] которому, по его мнению, принадлежала Богиня Ночи. [ 37 ]

Помимо вышеупомянутых предметов одежды, в тексте, посвященном созданию нового храма Богини Ночи, перечисляются разнообразные предметы, которыми должна была быть оснащена новая ее статуя: многочисленные броши из серебра и железа (в время считалось драгоценным металлом ), гребни из слоновой кости, музыкальные инструменты, бронзовый таз, в котором ее «купали», табуреты, столы и шерстяные гобелены пяти цветов, призванные обеспечить статуе уединение, когда это необходимо. [ 35 ] Сама статуя должна была быть изготовлена ​​из золота, инкрустированного различными драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как сердолик , ляпис , алебастр и «вавилонский камень» ( литое стекло ). [ 35 ] Пупок статуи и пара пурк (неопознанная часть тела), по-видимому, были отдельными, тоже золотыми предметами. [ 35 ] Ее также должен был сопровождать золотой диск, изображающий Пиникира. [ 35 ] Гэри Бекман отмечает, что, вероятно, многие культовые изображения были гораздо менее сложными, чем это изображение Богини Ночи. [ 38 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]
Фигурка Пиникира, божества, тесно связанного с Богиней Ночи.

Большая часть имеющихся свидетельств указывает на то, что Богиня Ночи каким-то образом была связана с Иштар . [ 39 ] Например, в хеттском пророческом тексте две ипостаси Богини Ночи перечислены среди различных ипостасей Иштар и содержится вопрос, злятся ли «какие-нибудь Иштары». [ 12 ] Обращение из ритуального текста, посвященного культовым центрам богини ночи Иштар ( Агаде , Вавилон и Хурсагкалама, альтернативное название Киша ). [ 40 ] Указывается, что список городов, сохранившийся в этом ритуале, а также содержащиеся в нем сведения о поклонении Пиникиру, скорее всего, указывают на то, что научная традиция Киццуватны предполагала передачу месопотамских знаний. [ 40 ] Возможно, составители имели доступ к более раннему документу, похожему на Канонический список храмов касситского периода . [ 40 ] Однако нельзя обязательно предполагать, что все черты Богини Ночи были идентичны чертам Иштар. [ 26 ]

Помимо Иштар, Богиню Ночи сравнивали также с хурритской Шаушкой . [ 6 ] [ 10 ] Однако заметным различием между ними в известных ритуальных текстах является тот факт, что первый никогда не был связан с Ниневией . [ 41 ] ряд сходств между Богиней Ночи и Ишхарой Также был отмечен , главным образом их общая связь с подземным миром и с Иштар. [ 41 ]

Богиня Ночи и Пиникир

[ редактировать ]

Богиня Ночи была особенно тесно связана с Пиникиром . [ 40 ] богиня эламская , которой также поклонялись хурриты. [ 42 ] Ее считали олицетворением Венеры и как таковую ассоциировали с Иштар. [ 42 ] Список богов от Эмара приравнивает ее к Нинсианне . [ 42 ] Богиня Ночи и Пиникир, по-видимому, действовали как диада. [ 12 ] Поклонение дуэтам божеств со схожими областями (например, Аллани и Ишхара или Нинатта и Кулитта ), как если бы они были одним целым, было общей чертой хурритской религии. [ 43 ] В ритуале, предшествующем ее переводу в новый храм, Богиню Ночи вызывают из городов, связанных с Иштар, а также из мест, где поклонялись Пиникиру ( Сузы , Элам). [ 34 ] Золотой диск, прикрепленный к спине статуи Богини Ночи в том же ритуале, вероятно, представлял Пиникир. [ 35 ] Статую и золотой диск вместе можно интерпретировать как «изображение ночного неба с его светилами». [ 44 ] Согласно тому же тексту, Пиникир получил кельди (так называемое «подношение доброй воли»), идентичный тому, что посвящен Богине Ночи, но расположенный на крыше, а не на храме. [ 37 ] В другом тексте, посвященном ритуальному очищению , для них обоих совершались одни и те же обряды. [ 37 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Богине Ночи поклонялись в Киццуватне . [ 12 ] В известных текстах упоминаются различные посвященные ей представители духовенства, в том числе священники САНГА, двое из которых, Или-ма-аби. [ 22 ] и Улиппи известны по именам. [ 45 ] Кроме того, термин катра или катри обозначал класс духовенства, участвовавшего в поклонении как этой богине (а также Ишхаре). [ 46 ] Одна катра, известная по имени, была Аразакити. [ 47 ] Судя по всему, она была соавтором одного из ритуальных текстов, касающихся Богини Ночи. [ 47 ]

Во время правления Тудхалии I или Тудхалии II Богиня Ночи также была представлена ​​​​в хеттских землях, где находился город Шамуха , скорее всего, расположенный недалеко от современного Сиваса . [ 48 ] стал ее новым культовым центром. [ 12 ] Ей также поклонялись в Ладураме. [ 49 ]

Хорошо известный текст « Экспансия Богини Ночи » подробно описывает перенесение этого божества в новый храм. [ 50 ] Это один из наиболее хорошо сохранившихся хеттских ритуалов. [ 8 ] Процедура началась со строительства нового храма, изготовления новой статуи и различных принадлежностей для нее. [ 35 ] После того, как они были закончены, очистительную воду из первоначального храма нужно было перенести в новый и оставить на его крыше в течение дня. [ 51 ] Саму богиню вызывали из разных мест, и после завершения этой части приготовлений к статуе нужно было привязать веревку, обозначающую путь, по которому она должна была пройти, чтобы добраться до своего нового жилища. [ 51 ] Помимо Богини Ночи, во время них подношения должна была получать и тесно связанная с ней Пиникир. [ 52 ]

  1. ^ Jump up to: а б Миллер 2008 , с. 67.
  2. ^ Jump up to: а б с Миллер 2004 , с. 363.
  3. ^ Jump up to: а б Бекман 2002а , с. 38.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бил 2002 , с. 201.
  5. ^ Миллер 2004 , стр. 393–395.
  6. ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , с. 51.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2004 , с. 395.
  8. ^ Jump up to: а б Бил 2002 , с. 197.
  9. ^ Миллер 2004 , стр. 395–396.
  10. ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 99.
  11. ^ Бекман 2002a , с. 41.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2008 , с. 68.
  13. ^ Бекман 2002 , с. 46.
  14. ^ Архи 2015 , с. 599.
  15. ^ Архи 2014 , с. 154.
  16. ^ Виггерманн 2011 , с. 315.
  17. ^ Jump up to: а б с Швемер 2007 , с. 40.
  18. ^ Зголл 2014 , стр. 303–304.
  19. ^ Бил 2002 , стр. 201–202.
  20. ^ Бекман 1998 , с. 7.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 2008 , с. 69.
  22. ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 380.
  23. ^ Миллер 2008 , стр. 69–70.
  24. ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 92.
  25. ^ Миллер 2004 , стр. 390–393.
  26. ^ Jump up to: а б с Миллер 2004 , с. 366.
  27. ^ Тарача 2009 , стр. 51–52.
  28. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 52.
  29. ^ Тарача 2009 , с. 30.
  30. ^ Миллер 2004 , стр. 370–371.
  31. ^ Миллер 2008 , стр. 70–71.
  32. ^ Унал 1993 , с. 639.
  33. ^ Унал 1993 , с. 643.
  34. ^ Jump up to: а б Бекман 2002a , стр. 38–39.
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бил 2002 , с. 202.
  36. ^ Бекман 1999 , с. 25.
  37. ^ Jump up to: а б с Бекман 1999 , с. 30.
  38. ^ Бекман 2013 , с. 286.
  39. ^ Миллер 2004 , стр. 365–370.
  40. ^ Jump up to: а б с д Миллер 2004 , с. 368.
  41. ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 376.
  42. ^ Jump up to: а б с Бекман 1999 , с. 27.
  43. ^ Тарача 2009 , с. 128.
  44. ^ Бекман 1999 , с. 26.
  45. ^ Миллер 2004 , с. 383.
  46. ^ Тарача 2009 , с. 131.
  47. ^ Jump up to: а б Миллер 2004 , с. 388.
  48. ^ Бил 2002 , с. 198.
  49. ^ Хаас 2015 , с. 352.
  50. ^ Миллер 2008 , стр. 67–68.
  51. ^ Jump up to: а б Бил 2002 , с. 203.
  52. ^ Бил 2002 , стр. 204–205.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81afd38d111c28031093aeeb82ca8c07__1720328100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/07/81afd38d111c28031093aeeb82ca8c07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Goddess of the Night (Hurrian) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)