Адам (богиня)
Адам | |
---|---|
Главный культовый центр | Эбла , Хадани, Тунип |
Генеалогия | |
Супруг | Решеф |
Адамма была богиней, которой поклонялись в Эбле в третьем тысячелетии до нашей эры, что позже также задокументировано в хурритских источниках и в Эмаре . Происхождение и значение ее имени остаются предметом споров среди исследователей. Принято считать, что оно возникло в одном из семитских языков и что его можно сравнить с еврейским «эдама» , «почва» или «земля». Альтернативная точка зрения состоит в том, что оно принадлежит языковому субстрату, на котором когда-то говорили в некоторых частях современной Сирии . хурритском Также высказывалось предположение о происхождении, но оно считается неправдоподобным. В Эбле Адамма получил жертвенных овец от имени королевского дворца. Имелось у нее и собственное духовенство, о чем свидетельствуют упоминания о находившейся дам-дингир у нее на службе жрице . Эблаитские тексты указывают на то, что ее также почитали в Хадани и Тунипе . Местные жители считали ее супругой Решефа , хотя связь между ними не засвидетельствована в более поздних источниках. После падения Эблы она была включена в хурритскую религию и в этом контексте появляется в хеттском и угаритском языках. источники, часто образующие пару с Кубабой . Кроме того, ей поклонялись в Эмаре , где под именем Адамматера она могла восприниматься как божество, связанное со складскими помещениями и подземным миром. Также возможно, что богиня Адму, известная из Мари и из месопотамского списка богов Ан = Анум, была одним и тем же божеством.
Имя
[ редактировать ]Имя Адаммы было написано клинописью как д а-дам-ма в Эблаите [1] и Хурро – хеттские источники, [2] или как д а-дама , как засвидетельствовано в «Эмаре» . [3] В угаритском алфавите оно отображалось как adm . [4] Его этимология является предметом дискуссий. [5] Карел ван дер Тоорн и Питер Виллем ван дер Хорст сравнивают его с еврейским словом ădāmâ , «почва» или «земля», и предполагают, что оно возникло из семитского языка . [6] Они заявляют, что эта точка зрения была позицией большинства на момент публикации соответствующей статьи в « Словаре божеств и демонов в Библии » (1999). [7] Альфонсо Арчи предварительно предположил происхождение от корня Вместо этого *ʾdm («кровь, красный»), [8] хотя он утверждает, что в конечном итоге имя Адаммы нельзя однозначно отнести к какому-либо известному языку, включая какой-либо из семитских языков в частности. [9] он предлагает происхождение из субстрата . В качестве альтернативы [10] Гарри А. Хоффнер [11] и Петр Тарача также считает, что она произошла от субстрата, как и ряд других божеств, которым поклонялись в древней Сирии , которые стали частью хурритской религии , например Ишхара и Аштаби . [12] Иногда хурритское происхождение. Адамме приписывают и [13] [14] Эту точку зрения разделяет, например, Гэри Бекман . [15] Однако Дэниел Э. Флеминг утверждает, что это неверно: [13] и что, хотя хурриты поклонялись Адамме, это следует считать результатом заимствования этой богини из верований другой группы. [16] Он указывает, что для того, чтобы приписать ей хурритское происхождение, необходимо предположить, что хурриты жили в Эбле в середине третьего тысячелетия до нашей эры. [13] но они мигрировали в этот регион только после существования эблаитских архивов. [14] Флеминг описывает происхождение Адаммы в общих чертах как «северосирийское». [13]
Предполагается, что Адамма была женским божеством. [5] [17] Как указывает Манфред Хаттер , ее пол прямо указан как таковой в ритуале Аммикатны из Киццуватны . [18] Первоначально Флеминг предположил, что Адамма был мужчиной. [16] но позже, основываясь на свидетельствах эблаитов, принял точку зрения, что это имя обозначало богиню. [19] Фолькерт Хаас считал возможным, что пол Адаммы был переменным. [20] но эта позиция сейчас считается необоснованной. [21] Оно основывалось на предположении, что имя произошло от комбинации имен ада («отец») и амма («мать»). [20] который не нашел широкой поддержки среди исследователей. [7]
В религии Эблаитов
[ редактировать ]Самые старые свидетельства об Адамме были обнаружены в текстах из Эблы, датированных примерно 2400 годом до нашей эры. [6] предоставленные дворцом, предположительно отражающие официально признанный царем пантеон чем на наиболее засвидетельствованные божества, такие как различные ипостаси Хадабал Она появляется в документах, в которых перечислены жертвенные овцы , , Хадда Алеппо и , Решеф , хотя ссылки на нее встречаются реже , Кура. . [10] Также было отмечено, что, как и у Барамы , Ишхары и Иштар , но в отличие от некоторых мужских божеств, у нее не было собственных ежегодных обрядов обновления. [22] Более того, она не встречается ни в каких теофорических именах , которые, по мнению Альфонсо Арчи, могут быть частью более широкой схемы, включающей эблаитских божеств, происходящих из субстрата, что он рассматривает как указание на то, что обычаи присвоения имен в городе отражают архаическую традицию, предшествовавшую их включение в религию эблаитов . [23] Месяц в календаре Эблаитов, интерпретируемый как первый или девятый. [24] д a-dam-ma(-um) был назван в честь Адаммы. [9] Во время него проходил посвященный ей праздник, имевший торговое измерение, поскольку предполагал подготовку рынка (КИ.ЛАМ 7 ), на котором торговали тканями и серебром. [25]
Адамма была одним из божеств, которым служила их собственная дам дингир , «женщина божества»; этим термином обозначался класс жриц, происходящих либо из королевской семьи, либо из семей союзных монархов или эблаитских визирей . [26] Засвидетельствованная дам-дингир Адаммы, Дадуб-даму, была дочерью царя Хузана и проживала в Хадани. [27] Арчи подчеркивает, что тот факт, что женщина могла быть dam dingir женского божества, делает неправдоподобным то, что посвящение такой жрицы рассматривалось как священный брачный обряд, как иногда предполагают. [26] Джоан Гудник Вестенхольц отметила, что проводились сравнения между обладателями этой должности и месопотамскими эреш-дингиром и надиту . [28]
Адамма и Решеф
[ редактировать ]В эблаитских источниках Адамма фигурирует как супруга Решефа . [9] Выявлено одиннадцать случаев, когда они получали подношения вместе. [29] Им также вместе поклонялись в соседнем Хадани. [30] и Тунип. [31] Однако связь между ними ограничивалась источниками из царства Эбла третьего тысячелетия до нашей эры и не повторяется в текстовых корпусах из других мест и периодов времени. [32]
Термин гуну(м) , связанный почти исключительно с Решефом, также мог быть связан с Адаммой. [33] Однако единственное известное упоминание об «Адамме из Гунума» единично. [34] Значение этого термина неясно, и Альфонсо Арчи отмечает, что, хотя погребальный ему был приписан характер на основании предполагаемой параллели с угаритским gn («сад», возможно, неявно царское кладбище), это кажется неправдоподобным в свете характера Решефа. в религии Эблаитов. [33] Мачей М. Мюнних интерпретирует этот термин как топоним и аналогичным образом исключает связь с похоронами, дополнительно подчеркивая, что предполагаемый обычай хоронить правителей в саду, на котором основана эта теория, не задокументирован ни в Эбле, ни в Угарите. [35] Он предполагает, что это могло быть названием загона для животных, расположенного в дворцовом районе Эбла, на основании сходства с аккадским гунну , «загоном», засвидетельствованным в источниках из Ассирии и Алалаха . [36]
В хурритских, хеттских и угаритских источниках
[ редактировать ]Хотя некоторым из эблаитских божеств перестали поклоняться после разрушения города, например Куре , Бараме и Хадабалу , [37] другие, такие как Адамма, а также Аштаби и Саггар , несмотря на то, что они не приобрели важной роли в религии амореев , которые стали доминирующей силой в Сирии после падения Эблы, были включены в религию хурритов , которые распространились через регион в начале второго тысячелетия до нашей эры. [8] В хурритских источниках Адамма засвидетельствована в списках подношений ( калути ), посвященных кругу божеств, связанных с Чепатом , в которых она появляется после Шалаша битинхи и перед Кубабой . [12] варианте хурритского пантеона В типичном для Киццуватны она образовала диаду с последней из этих богинь. [9] Поклонение парам божеств в диадах, к которым относились почти так, как если бы они были единством, было общей чертой хурритской религии, и другие примеры включают Аллани и Ишхару , Нинатту и Кулитту , Хутену и Хутеллуру. [38] и Пиникир и Богиня Ночи . [39] Адамма и Кубаба также встречаются в паре в угаритских и хеттских источниках. [40] Деннис Парди резюмирует, что связь между этими двумя богинями можно считать общей. [41] Третья богиня, Хашунтархи, могла быть связана с ними обоими. [40]
Адамма как одно из божеств пантеона Киццуватны почитался во время фестиваля Кишува . [2] Оно должно было обеспечить процветание правителя. [42] Во время него Адамма принимал подношения вместе с Кубабой в храмах, посвященных различным ипостасям Нупатика . [43] Церемонии задокументированы на табличках, приготовленных для хеттской царицы Пудухепы на основе киццуватнеанских оригиналов. [42] Она также встречается в хеттском ритуале, посвящённом Шаушке , KUB XXVII 1+, первоначально подготовленном для Муршили II , но позднее переработанном во время правления Хаттушили III , и в аналогичном списке божеств в KBo V 2, в обоих случаях после Шалаша и перед Кубабой и Хашунтархи. [44] Адамма также засвидетельствован как один из членов местного хурритского пантеона в текстах из Угарита . [4] В тексте RS 24.261, наборе инструкций для ритуала, посвященном Шаушке и местной богине Аштарт, сочетающей угаритский и хурритский языки, [45] она указана как одно из божеств, получающих подношения, после пары Нинатта и Кулитта и до Кубабы. [46]
В Эмаре
[ редактировать ]Адамма засвидетельствована в текстах Эмара . [15] Как и раньше в Эбле, в ее честь был назван месяц в местном календаре: [9] д верно . [47] Скорее всего, оно выпало осенью или зимой. [48] О торжествах, проходивших во время него, известно немного. [47] Личное имя а-дам-ма также классифицируется Дэниелом Э. Флемингом как отсылка к богине . [16]
Он приземлился
[ редактировать ]В текстах Эмара упоминается божество по имени Адамматера. д а-дам-ма-те-ра или редко д а- и дама-тэ-ри , [47] причем последний знак в последнем случае является окончанием родительного падежа , [49] Утверждалось, что этот теоним можно считать более длинной формой имени Адаммы. [16] Джоан Гудник Вестенхольц [50] и Гэри Бекман приписывают хурритское происхождение. Адамматере [15] Было высказано предположение, что этот суффикс может быть связан с хурритским словом teri- , «фронт». [47] Альтернативно проводились сравнения между структурой этого имени и такими тьеонимами, как Адунтерра, Мунтара и Мутмунтара . [51] Фолькерт Хаас утверждал, что во всех них присутствует один и тот же суффикс и что он произошел от языка- субстрата , на котором когда-то говорили в Сирии . [52] Поскольку некоторые из празднований, посвященных Адамматере, происходили в месяце Анны , непосредственно перед месяцем Адаммы, Дэниел Э. Флеминг предположил, что это имя «возможно, развило свой собственный культ и освободилось от своего первоначального места в календаре». , причем его первоначальная связь с последним со временем забыта. [47] Хотя он утверждает, что Адамматера была мужским божеством, [16] по мнению Вестенхольца, это следует считать ошибкой. [50] Джон Трейси Темз также называет Адамматеру богиней в недавней трактовке религии эмариотов. [53]
Адамматера была второстепенным божеством в религии Эмара. [54] и засвидетельствовано только в текстах, описывающих фестиваль, посвященный жрице НИН.ДИНГИР, в отчетах о годовом цикле подношений и в поврежденном списке подношений. [16] Все эти ритуалы имеют местное происхождение. [55] Адаматерра, по-видимому, проживала в городе Тукли , [56] по-видимому, склад, который служил источником распределения различных припасов для религиозного персонала. [57] Как отметил Темз, ни одно другое божество Эмариотов не имеет никаких связей с этой структурой. [58] Флеминг предварительно предположил, что она могла быть божеством складских помещений. [16] Однако он также отметил очевидную связь с преступным миром . [59] Еще одним местом в Эмаре, где поклонялись Адаматерре, был храм городского бога (обозначаемого шумерограммой ). д НИН.УРТА ), как и посвященная ему надпись некоего Балу-Малика, вероятно, прорицателя , также упоминает о поднесении красных одежд Адамматере, Веде и Шашшабетту. [60] В списке поврежденных подношений Адамматера находится в паре с д НЭ.ИРИ 11.ГАЛ ЭН КИ.ЛАМ, «повелитель торговли» ( bēl maḫīri ). [16] Связь между Адамматерой и Шахру, возможно, божеством, аналогичным угаритскому Шахару , засвидетельствована в ритуале, призванном отметить смерть НИН.ДИНГИРА. [59]
Другие сертификаты
[ редактировать ]Увеличивать
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Адамма был тождественен богине Адму. [1] Последнее впервые засвидетельствовано в списке подношений из Мари, датированном периодом Ура III. [61] или период Шакканакку . [62] По написанию д НИН. ад-му , в котором знак НИН служит дополнительным определителем, уточняющим ее пол, она появляется в нем между Нергалем и Шамашем . [63] В остальном она упоминается только в текстах Мариоте в старовавилонских теофорических именах женщин. [64] Хотя она и не так популярна, как Анну , Иштар и Ишхара , она, тем не менее, сравнительно часто упоминается как Какка и Мамма (предположительно соответствующие божественной акушерке Мами ), при этом засвидетельствовано пятнадцать типов имен, среди которых Адму-умми («Адму - моя мать»). ), Адму-халша («Адму — крепость») или Адму-иша («Адму — моя помощь»). [65] Свидетельства Адму из-за пределов Мари очень редки. [62] Она появляется в списке богов Ан = Анум , где она описана как жена Нергала (табличка VI, строка 13), хотя в том же источнике эта роль также приписывается Ласу и Маммитуму , причем первый появляется в связи с указанным богом. чаще всего в другом месте. [61]
Ичиро Наката подчеркивает, что о характере Адму мало что можно сказать, кроме ее пола, что подтверждается сочетанием ее имени с женскими элементами в теофорных именах, хотя он считает возможной связь с загробным миром на основе ее связи с Нергалом. [62] Франс Вигерманн считает ее богиней земли и переводит ее имя как «земля». [61] Антуан Кавиньо и Манфред Креберник связывают ее с обеими этими сферами деятельности. [63]
Опровергнутые или оспариваемые свидетельства
[ редактировать ]Было высказано предположение, что богиня Итум ( itwm ), известная из Лейденского магического папируса периода Рамессайда , который идентифицирует ее как жену Решефа и призывает ее помочь в лечении болезни, была аналогом Адаммы. [66] Это единственное упоминание о связи между этими двумя божествами за пределами Эблы, хотя мнение о том, что Итум идентичен Адамме, остается спорным. [67]
Попытки связать Адамму с именем Адама , первого человека в библейской традиции, считаются необоснованными. и хотя термин «адама» может быть этимологически родственным, в еврейской Библии он обычно демифологизирован , за возможным исключением является имя Овед-Эдом , которое интерпретировалось как теофорное, с вариантом теонима Адамма, а не топонима Эдом. в качестве второго элемента. [7]
Утверждалось, что имя Адаммы встречается на мраморной табличке, датированной 83 или 82 годом до нашей эры, найденной на Агоре в Афинах , но происходящей из метроона Кибелы Римской - Агдистис в Рамнусе . [20] Однако Ян Резерфорд утверждает, что это, скорее всего, титул культового чиновника, возможно, также упомянутый Исихием Александрийским , а не ссылка на это божество. [68] Мария Дж. Ланчеллотти подчеркивает, что теории, связывающие Адамму с фригийской религиозной практикой и производными от нее божествами, такими как Агдистис, следует считать неправдоподобными гипотезами и опираться на устаревшие интерпретации источников из Анатолии . [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ван дер Торн и ван дер Хорст 1999 , стр. 785–786.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттер 2017 , с. 115.
- ^ Флеминг 2000 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Война 2021 , стр. 53.
- ^ Перейти обратно: а б ван дер Тоорн и ван дер Хорст 1999 , с. 786.
- ^ Перейти обратно: а б ван дер Тоорн и ван дер Хорст 1999 , с. 785.
- ^ Перейти обратно: а б с ван дер Тоорн и ван дер Хорст 1999 , с. 787.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 605.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Архи 2013 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 643.
- ^ Хоффнер 2002 , с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Флеминг 1992 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 594.
- ^ Перейти обратно: а б с Бекман 2002 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Флеминг 1992 , с. 75.
- ^ Архи 2013 , с. 17.
- ^ Хаттер 2017 , с. 114.
- ^ Флеминг 2000 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаас 2015 , с. 407.
- ^ Перейти обратно: а б Ланчеллотти 2002 , стр. 20–21.
- ^ Архи 2015 , с. 510.
- ^ Архи 2015 , с. 646.
- ^ Архи 2017 , с. 182.
- ^ Саллабергер 2021 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 259.
- ^ Архи 2015 , с. 708.
- ^ Вестенхольц 2012 , с. 299.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 45.
- ^ Архи 2015 , с. 581.
- ^ Архи 2010 , с. 38.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Арки 2015 , стр. 546–547.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 54.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 52.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 52–53.
- ^ Архи 2011 , с. 6.
- ^ Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Миллер 2008 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 406.
- ^ Парди 2002 , с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 138.
- ^ Хаас 2015 , с. 858.
- ^ Архи 2015 , с. 636.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флеминг 2000 , с. 164.
- ^ Флеминг 2000 , с. 146.
- ^ Флеминг 1992 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2000 , с. 62.
- ^ Флеминг 2000 , стр. 163–164.
- ^ Хаас 2015 , с. 113.
- ^ Темза 2020 , с. 185.
- ^ Флеминг 1992 , с. 205.
- ^ Архи 2013 , с. 21.
- ^ Флеминг 1992 , с. 113.
- ^ Флеминг 1992 , с. 114.
- ^ Темза 2020 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Флеминг 1992 , с. 79.
- ^ Темза 2020 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б с Наката 1995 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 325.
- ^ Наката 1995 , с. 238.
- ^ Наката 1995 , стр. 235–236.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 90.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 261–262.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 178.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2010). «Хамат, Ния и Тунип в 3-м тысячелетии до нашей эры согласно Априланским документам» (PDF ) Микенские и эгейские анатолийские исследования . 52 (1): 33–39. ISSN 1126-6651 . Получено 1 марта 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2011). «Боги Эблы». Годовой отчет НИНО и НИТ 2010 . Лейден, Стамбул: Нидерландский институт Ближнего Востока . Проверено 15 марта 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2017). «Два календаря Эблы» . Ориенталия . 86 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 181–201. ISSN 0030-5367 . JSTOR 45158713 . Проверено 5 июня 2023 г.
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д NIN.ad-mu" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 2 июня 2023 г.
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Установка верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 . Проверено 2 июня 2023 г.
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-044-6 . Проверено 2 июня 2023 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 5 июня 2023 г.
- Хоффнер, Гарри А. (2002). «Новые направления в изучении ранних анатолийских текстов». Последние события в хеттской археологии и истории . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 193–206. дои : 10.1515/9781575065267-018 . ISBN 9781575065267 .
- Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии на Западную Анатолию» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Ланчеллотти, Мария Г. (2002). Аттис. Между мифом и историей: царь, священник и Бог . Религии в греко-римском мире. Брилл. ISBN 978-90-04-12851-4 . Проверено 5 июня 2023 г.
- Миллер, Джаред Л. (2008). «Настройка Богини Ночи отдельно» . Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы Международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-270-4 . OCLC 880878828 .
- Мюнхен, Мацей М. (2013). Бог Решеф на Древнем Ближнем Востоке . Восточные религии в древности: Египет, Израиль, Древний Ближний Восток. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-152491-2 . Проверено 2 июня 2023 г.
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Резерфорд, Ян (2020). Хеттские тексты и греческая религия . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780199593279.001.0001 . ISBN 978-0-19-959327-9 .
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Появление календарей в третьем тысячелетии до нашей эры: божества, фестивали, времена года и культурное конструирование времени» (PDF) . В Сибате — Дайсуке; Ямада, Сигео (ред.). Календари и праздники в Месопотамии в третьем и втором тысячелетиях до нашей эры (PDF ) Изучите Чабуренсию. Том. 9. Издательство «Гаррасовиц». дои : 10.13173/9783447115957 . ISBN 978-3-447-11595-7 . ISSN 1869-845X . S2CID 243719060 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Темза, Джон Трейси (2020). Политика ритуальных перемен: фестиваль Зукру в политической истории Эмара позднего бронзового века . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-42911-6 . OCLC 1157679792 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (2000). Клинописные надписи в коллекции Музея библейских земель в Иерусалиме. Таблетки Эмар . Брилл. ISBN 978-90-5693-023-3 .
- Вестенхольц, Джоан Г. (2012). «EN-Жрица: пешка или могучий магнат?» . В Вильгельме, Гернот (ред.). Организация, представительство и символы власти на древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575066752 . ISBN 978-1-57506-675-2 . JSTOR 10.5325/j.ctv1bxgx80 . S2CID 247117642 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 июня 2023 г.
- ван дер Торн, Карел; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999), «Почва», Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 9780802824912 , получено 2 июня 2023 г.