Земля и Небо (хурритская религия)
Земле и Небу ( Эше Хаурни ) поклонялись различные хурритские общины Древнего Ближнего Востока . Хотя они считались частью хурритского пантеона , они не рассматривались как персонифицированные божества. Они также были включены в месопотамский пантеон , возможно, в период влияния Митанни на часть Месопотамии , и под именами Хаххарнум и Хайяшум фигурируют в различных текстах, включая миф «Теогония Дунну» .
Земля и Небо в хурритской религии
[ редактировать ]Хурритский термин , относящийся к концепции божественной Земли и Неба, был eše hawurni . [ 1 ] Обожествленная Земля появляется рядом с обожествленным Небом как пара. [ 2 ] По мнению Петра Тарача, пару Земля-Небо следует считать «панхурритской», подобной Тешубу , Шаушке , Кумарби , Шимиге и Кушуху , и как таковую ее можно найти в религиозных текстах всех областей, населенных хурритами, от Киццуватны до современной Турции до гор Загрос . [ 2 ] Однако они не считались персонифицированными божествами. [ 1 ] В списках подношений они обычно появляются в самом конце, рядом с горами, реками, источниками, морем ( Киаше ), ветрами и облаками. [ 3 ] Они также присутствуют в заклинаниях. [ 4 ] Утверждалось, что фигуры под номерами 28 и 29 на рельефах Язылыкая , пара людей-быков , держат символ Неба и стоят на символе Земли. [ 5 ]
Название происходит от хурритского слова эше , «земля». [ 6 ]
В хурритском мифе « Песнь об Улликумми» упоминается, что разделение неба и земли произошло в далеком прошлом, в начале времен. [ 7 ] Инструмент, использованный для этого, скорее всего, снова будет использован для победы над одноименным каменным монстром. [ 7 ] Согласно этому же мифу, небо и земля покоятся на плечах великана Упеллури . [ 8 ]
Двойное божество из угаритского списка подношений, Арсу-ва-Шамума ( угаритское : «Земля и Небеса»). [ 9 ] отражает хурритскую традицию о Земле и Небе. [ 10 ]
В рамках более широкого феномена присвоения новых имен хурритским фигурам, включенным в хеттскую религию , хурритские Земля и Небеса встречаются в хеттских текстах под хаттскими именами Яхшул-Иштараззил («Небо и Земля»). [ 11 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]Хурритская Земля и Небо также были включены в месопотамский пантеон. [ 12 ] Их имена пишутся как д ḫa-mur-nim and д Ха-аа-шум в Мардука Пророчестве . [ 6 ] [ 13 ] Они транскрибируются как Хахарнум и Хайяшум, [ 13 ] Хамурну и Хаяшу [ 12 ] или Хамурни и Каяшу. [ 14 ] — Пророчество Мардука это литературный отчет об истории до правления Навуходоносора I , рассказанный одноименным богом. [ 13 ] они предшествуют известным богам Ану , Энлилю и Эа . Обсуждаемая пара встречается в самой первой строке, где в перечислении божеств [ 6 ]
Хамурну и, возможно, Хаяшу также появляются в тексте, известном как « Теогония Дунну» или «Миф о плуге» . [ 12 ] [ 15 ] Предполагается, что оба они мужчины, и Хамурну, очевидно, представлен как отец Хаяшу, а Белет-Сери, возможно, является матерью. [ 12 ] Уилфред Г. Ламберт предполагает, что преемник Хамурну также мог быть его слугой, а не потомком. [ 16 ] Основываясь на присутствии двух фигур хурритского происхождения, Франс Виггерманн в недавней публикации предполагает, что, хотя миф известен только по одной таблице, датированной периодом между 635 и 330 годами до н. э., первоначально он мог быть составлен между 1500 и 330 годами до нашей эры. 1350 г. до н. э., когда хурритское царство Митанни имело культурное влияние. [ 12 ]
И Хамурну, и Хаяшум также присутствуют во фрагменте неизвестного ранее списка среднеассирийских богов (НДС 10608) из коллекции Vorderasiatisches Museum Berlin , где они объясняются как Ану и Энлиль соответственно. [ 14 ] На той же табличке упоминаются и другие иностранные божества, в том числе Симут ( эламский аналог Нергала ), [ 17 ] Тилла (хурритский бог из Нузи , здесь, по-видимому, приравниваемый к Ададу ), [ 6 ] Килибе (бог неизвестного происхождения) [ 17 ] и Занару (необычное имя Иштар, происходящее от эламского слова зана , «госпожа»), [ 18 ] и первобытный месопотамский бог Лугальдукуга . [ 19 ] Только Хамурну появляется в копии списка богов Аншар = Анум , где он также объясняется как имя Ану. [ 6 ] Однако Ану был включен в хурритскую традицию под своим собственным именем. [ 20 ]
Соответствие между хурритскими словами еше и хаурни и месопотамскими божествами д ḫa-mur-nim and д ḫa-aa-šum был основан Уилфредом Г. Ламбертом. [ 6 ] До открытия того, что их имена имеют хурритское происхождение, их описывали как «малоизвестные первобытные божества». [ 13 ]
Кроме того, было высказано предположение, что хаурни и имя касситского бога Харбе являются родственниками. [ 21 ] Однако, по словам Уилфреда Г. Ламберта, его имя могло быть нарицательным, означающим «лорд». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Тарача 2009 , с. 86.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 70.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2007 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , с. 61.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 60.
- ^ Парди 2002 , с. 274.
- ^ Хаас 2015 , с. 557.
- ^ Тарача 2009 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б с д и Виггерманн 2011 , с. 672.
- ^ Jump up to: а б с д Фостер 1996 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 167.
- ^ Ламберт 2013 , с. 526.
- ^ Ламберт 2013 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 170.
- ^ Ламберт 2007 , стр. 170–171.
- ^ Ламберт 2007 , с. 168.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 59.
- ^ Зассманнсхаузен 2014 , с. 195.
- ^ Ламберт 1972 , с. 114.
Библиография
[ редактировать ]- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 4 июля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Карбе» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2007). «Экзотический вавилонский список богов». Исследования представлены Роберту Д. Биггсу 4 июня 2004 г. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. ISBN 978-1-885923-44-8 . OCLC 67873765 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Зассманнсхаузен, Леонард (2014). «Касситские правители и их имена». Он открыл Дом обучения Нисабы (на немецком языке). Брилл. дои : 10.1163/9789004260757_015 . ISBN 9789004260757 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .