Jump to content

Земля и Небо (хурритская религия)

Земле и Небу ( Эше Хаурни ) поклонялись различные хурритские общины Древнего Ближнего Востока . Хотя они считались частью хурритского пантеона , они не рассматривались как персонифицированные божества. Они также были включены в месопотамский пантеон , возможно, в период влияния Митанни на часть Месопотамии , и под именами Хаххарнум и Хайяшум фигурируют в различных текстах, включая миф «Теогония Дунну» .

Земля и Небо в хурритской религии

[ редактировать ]
Возможное изображение двух людей-быков, держащих символ Неба и стоящих на символе Земли.

Хурритский термин , относящийся к концепции божественной Земли и Неба, был eše hawurni . [ 1 ] Обожествленная Земля появляется рядом с обожествленным Небом как пара. [ 2 ] По мнению Петра Тарача, пару Земля-Небо следует считать «панхурритской», подобной Тешубу , Шаушке , Кумарби , Шимиге и Кушуху , и как таковую ее можно найти в религиозных текстах всех областей, населенных хурритами, от Киццуватны до современной Турции до гор Загрос . [ 2 ] Однако они не считались персонифицированными божествами. [ 1 ] В списках подношений они обычно появляются в самом конце, рядом с горами, реками, источниками, морем ( Киаше ), ветрами и облаками. [ 3 ] Они также присутствуют в заклинаниях. [ 4 ] Утверждалось, что фигуры под номерами 28 и 29 на рельефах Язылыкая , пара людей-быков , держат символ Неба и стоят на символе Земли. [ 5 ]

Название происходит от хурритского слова эше , «земля». [ 6 ]

В хурритском мифе « Песнь об Улликумми» упоминается, что разделение неба и земли произошло в далеком прошлом, в начале времен. [ 7 ] Инструмент, использованный для этого, скорее всего, снова будет использован для победы над одноименным каменным монстром. [ 7 ] Согласно этому же мифу, небо и земля покоятся на плечах великана Упеллури . [ 8 ]

Двойное божество из угаритского списка подношений, Арсу-ва-Шамума ( угаритское : «Земля и Небеса»). [ 9 ] отражает хурритскую традицию о Земле и Небе. [ 10 ]

В рамках более широкого феномена присвоения новых имен хурритским фигурам, включенным в хеттскую религию , хурритские Земля и Небеса встречаются в хеттских текстах под хаттскими именами Яхшул-Иштараззил («Небо и Земля»). [ 11 ]

Месопотамский прием

[ редактировать ]

Хурритская Земля и Небо также были включены в месопотамский пантеон. [ 12 ] Их имена пишутся как д ḫa-mur-nim and д Ха-аа-шум в Мардука Пророчестве . [ 6 ] [ 13 ] Они транскрибируются как Хахарнум и Хайяшум, [ 13 ] Хамурну и Хаяшу [ 12 ] или Хамурни и Каяшу. [ 14 ] Пророчество Мардука это литературный отчет об истории до правления Навуходоносора I , рассказанный одноименным богом. [ 13 ] они предшествуют известным богам Ану , Энлилю и Эа . Обсуждаемая пара встречается в самой первой строке, где в перечислении божеств [ 6 ]

Хамурну и, возможно, Хаяшу также появляются в тексте, известном как « Теогония Дунну» или «Миф о плуге» . [ 12 ] [ 15 ] Предполагается, что оба они мужчины, и Хамурну, очевидно, представлен как отец Хаяшу, а Белет-Сери, возможно, является матерью. [ 12 ] Уилфред Г. Ламберт предполагает, что преемник Хамурну также мог быть его слугой, а не потомком. [ 16 ] Основываясь на присутствии двух фигур хурритского происхождения, Франс Виггерманн в недавней публикации предполагает, что, хотя миф известен только по одной таблице, датированной периодом между 635 и 330 годами до н. э., первоначально он мог быть составлен между 1500 и 330 годами до нашей эры. 1350 г. до н. э., когда хурритское царство Митанни имело культурное влияние. [ 12 ]

И Хамурну, и Хаяшум также присутствуют во фрагменте неизвестного ранее списка среднеассирийских богов (НДС 10608) из коллекции Vorderasiatisches Museum Berlin , где они объясняются как Ану и Энлиль соответственно. [ 14 ] На той же табличке упоминаются и другие иностранные божества, в том числе Симут ( эламский аналог Нергала ), [ 17 ] Тилла (хурритский бог из Нузи , здесь, по-видимому, приравниваемый к Ададу ), [ 6 ] Килибе (бог неизвестного происхождения) [ 17 ] и Занару (необычное имя Иштар, происходящее от эламского слова зана , «госпожа»), [ 18 ] и первобытный месопотамский бог Лугальдукуга . [ 19 ] Только Хамурну появляется в копии списка богов Аншар = Анум , где он также объясняется как имя Ану. [ 6 ] Однако Ану был включен в хурритскую традицию под своим собственным именем. [ 20 ]

Соответствие между хурритскими словами еше и хаурни и месопотамскими божествами д ḫa-mur-nim and д ḫa-aa-šum был основан Уилфредом Г. Ламбертом. [ 6 ] До открытия того, что их имена имеют хурритское происхождение, их описывали как «малоизвестные первобытные божества». [ 13 ]

Кроме того, было высказано предположение, что хаурни и имя касситского бога Харбе являются родственниками. [ 21 ] Однако, по словам Уилфреда Г. Ламберта, его имя могло быть нарицательным, означающим «лорд». [ 22 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1-883053-23-4 . OCLC   34149948 .
  • Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 4 июля 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Карбе» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 мая 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (2007). «Экзотический вавилонский список богов». Исследования представлены Роберту Д. Биггсу 4 июня 2004 г. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. ISBN  978-1-885923-44-8 . OCLC   67873765 .
  • Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-861-9 . OCLC   861537250 .
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Зассманнсхаузен, Леонард (2014). «Касситские правители и их имена». Он открыл Дом обучения Нисабы (на немецком языке). Брилл. дои : 10.1163/9789004260757_015 . ISBN  9789004260757 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN  978-3447058858 .
  • Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .
  • Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN  978-0-85668-442-5 . ОСЛК   21036268 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7692df90523435129fdcb9654bc70e1c__1672892580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/1c/7692df90523435129fdcb9654bc70e1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Earth and Heaven (Hurrian religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)