Jump to content

С замком

Лугальдукуга ( по-шумерски : «господин святого кургана») был месопотамским богом, который в первую очередь понимался как теогоническая фигура. Он лучше всего засвидетельствован как отец Энлиля , главы месопотамского пантеона, хотя существовали и другие традиции о происхождении последнего, и никаких упоминаний о нем в этой роли не известно до касситского периода . Иногда его также можно было назвать его дедушкой. Его представляли уже неактивным и обитателем подземного мира . Его можно было приравнять к другим божествам подобного характера, таким как Энмешарра . Неизвестно, в какой части Месопотамии он возник, хотя упоминания о нем известны в текстах как Вавилонии , так и Ассирии .

Имя Лугальдукуга могло также служить эпитетом бога Эа , который не считался отцом Энлиля.

Характер

[ редактировать ]

Лугальдукуга понимался как первобытное божество. [ 1 ] Месопотамцы обычно считали такие фигуры древними и уже не действующими (в отличие от обычных богов). [ 2 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что Лугальдукуга изначально понимался как «инициатива» в местном богословии ныне неизвестного небольшого поселения, и лишь позднее стал использоваться в крупных научных работах. [ 3 ] означает «господин священного кургана (Дуку)» Его имя на шумерском языке . [ 4 ] Дуку считался местом, где Энлиль определял судьбы других божеств. [ 2 ] Считалось также, что это жилище его предков. [ 5 ] Это слово имеет два возможных значения, поскольку знак du может относиться как к холму, так и к кирпичной платформе. [ 2 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта, возможно, что их можно интерпретировать как космическое местоположение и его физическое представление в Энлиля Экур храмовом комплексе в Ниппуре . [ 2 ]

Лугальдукуга считался отцом Энлиля, но традиция, ставящая его на эту роль, возникла относительно поздно. [ 6 ] Впервые это засвидетельствовано в списке богов An = Anum , [ 3 ] скорее всего, составлено в касситский период . [ 7 ] Он отсутствует в древневавилонском предшественнике этого сочинения. [ 2 ] Известны также источники, называющие его дедом Энлиля. [ 8 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что эта точка зрения может возникнуть из традиции, согласно которой Энмешарра считался отцом Энлиля. [ 2 ] хотя прямых утверждений, подтверждающих наличие такой идеи в месопотамском богословии, в настоящее время ни в каких текстах не известно. [ 9 ]

Хотя Лугальдукуга, скорее всего, считался обитателем подземного мира , единственный источник, мистический пояснительный текст к Акиту фестивалю Нинурты, проходившему в двадцать четвертый день Ияра, утверждает, что он жил на небесах. [ 10 ] Уэйн Горовиц отмечает, что, хотя это было бы необычное место жительства для отца Энлиля, этот отрывок может соответствовать упоминанию Думузи и Нингишзиды, проживающих на небесах, а не, как обычно предполагается, в подземном мире во время их ежегодной временной смерти, известной из мифа об Адапе . [ 10 ]

Происхождение Энлиля в других традициях

[ редактировать ]

Хотя в известной литературе Энлиля обычно называют отцом других божеств, его собственное происхождение лишь изредка обсуждается в первоисточниках. [ 11 ] Мнение о том, что его предками были так называемые божества Энки-Нинки, сейчас считается общепринятым, хотя материалы, относящиеся к нему, трудно интерпретировать. [ 11 ] В другой традиции его отцом был бог неба Ану . [ 11 ] Недавно опубликованный миф, описывающий рождение Энлиля, известный только по единственному экземпляру (рукопись 3312) и сравниваемый со старовавилонскими заклинаниями, оставляет его родителей безымянными. [ 11 ] хотя, по мнению Иеремии Петерсона, возможно, что это принадлежит традиции Энки-Нинки. [ 12 ] Энки и Нинки — первое поколение предков Энлиля в списках богов, заклинаниях и других текстах, и за ними обычно следует различное количество пар божеств, имена которых начинаются с « Эн » и « Нин ». [ 13 ] Они упоминаются в шумерском сочинении «Смерть Гильгамеша », где одноименный герой встречает этих божественных предков в подземном мире. [ 14 ] Самый старый документ, сохраняющий эту традицию, — список богов Фара ( раннединастический период ). [ 15 ] Иногда всех предков собирательно называли «Энкис и Нинкис». [ 16 ] Энки, предка Энлиля, не следует путать с богом Энки (Эа). [ 17 ] Имя предка Энки означает «господин земли», в то время как значение имени бога Эриду неясно, но не то же самое, на что указывают некоторые писания, включая допустимое g. [ 17 ]

Отождествление с другими божествами

[ редактировать ]

Божество по имени Нуну приравнивается к Лугальдукуге в списке «побежденных» богов. [ 18 ] Другой аналогичный текст вместо этого приравнивает его к д УБ- ну в соответствующей строке. [ 19 ] Антуан Кавиньо и Манфред Креберник предлагают для этого имени читать Арна («вина», «наказание»). [ 19 ] хотя Уилфред Дж. Ламберт называл эту фигуру просто Убну. [ 8 ] Неизвестно, следует ли отождествлять нуну, приравненное к Лугальдукуге, с элементом имени ну-ну , написанным как с божественным определителем ( дингир ), так и без него. [ 20 ] Последнее впервые засвидетельствовано в текстах из Эблы третьего тысячелетия до н.э. по имени члена царской семьи Киша , без предшествующего ему знака дингир. [ 21 ] Это хорошо засвидетельствовано в личных именах с мари , всегда с предшествующим ему дингиром. [ 20 ] Было предложено, чтобы в последнем случае д nu-nu следует читать как An-nu-nu , и как таковое оно может соответствовать Анну, имени божества, согласно Ицихро Накате, связанному с Annunitum , хотя это предложение не является общепринятым. [ 19 ]

В другом богословском тексте Лугальдукуга приравнивается к Энмешарре. [ 22 ] уравнение между ним и Алалой . Также засвидетельствовано [ 8 ]

Уилфред Г. Ламберт отмечал, что в единственном источнике Лугальдуга фигурирует как муж Ниндукуги, что может указывать на то, что он понимался как один и тот же Эндукуга, одно из божеств Энки-Нинки. [ 23 ] Эндукуга и Ниндукуга встречаются как последнее поколение перед Энлилем и его женой Нинлиль в одном из их перечислений. [ 13 ] По крайней мере два источника свидетельствуют, что Эндукугу можно было рассматривать как жителя подземного мира. [ 24 ]

Лугалдукуга как эпитет

[ редактировать ]

В комментарии Иккур -ипуш Лугальдукуга идентифицируется как имя Эа . [ 25 ] Эндрю Р. Джордж утверждает, что имя Мардука Думудукуга, известное из Энума Элиш , следует понимать как ссылку на эту традицию. [ 26 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта, маловероятно, что Лугальдукуга понимался как божество-предок, и титул Эа понимался как одно и то же, поскольку Эа не засвидетельствовано как отец Энлиля. [ 27 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Годовое имя царя Ур-Нинурты Исина упоминает , что он изготовил золотое кресло для божества, имя которого предварительно восстановлено как Лугальдукуга или Эндукуга. [ 28 ] Жрец шангум из Лугальдукуги по имени Рим-Адад («дар Адада ») упоминается в документе из древневавилонского Ниппура. [ 29 ] Формула благословения из письма того же периода призывает Лугальдукугу рядом с Шамашем . [ 27 ]

В среднеассирийском тексте, называемом «Гемерология приношения хлеба» в современной науке, говорится, что подношения делались Лугальдукуге, Энки (космогоническому божеству [ 30 ] ), Энмешарра и Западный Ветер двадцать девятого Ташриту, [ 31 ] седьмой месяц стандартного месопотамского календаря. [ 32 ] Аналогичным образом, в другом ассирийском тексте, известном как Астролябия B , говорится, что в течение одного и того же месяца погребальные подношения делались как Лугальдукуге, так и божествам Энки-Нинки. [ 32 ] Он также называет его «месяцем дедушки Энлиля». [ 23 ] Исторический контекст последнего текста остается плохо изученным, но Юлия Крул отмечает, что связанные с ним ритуалы, по-видимому, были связаны с фестивалем Акиту . [ 33 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта, время проведения обрядов Лугалдукуги могло быть основано на том факте, что шумерское название того же месяца было Дуку или Дукуг. [ 23 ] Жертвоприношения самому Дуку, происходящие в Ташриту, также засвидетельствованы как с третьего, так и со второго тысячелетия до нашей эры. [ 5 ] Вместо этого в одном источнике упоминается траурный ритуал Лугальдукуга, происходящий в месяце Дуузу, наряду с ритуалом, посвященным Думузи , и траурным фестивалем Энмешарра, который проходил в Тебету. [ 34 ]

Место Лугальдукуги, Эдукуги, располагалось в доме колесниц храмового комплекса Эсагиль в Вавилоне . [ 35 ] Его не следует путать с одноименным святилищем Забаба в Кише , известным по топографическому тексту. [ 35 ] Лугальдукуга также упоминается в связи с Эсагилом в другом тексте, хотя, как указывает Эндрю Р. Джордж , в этом случае имеется в виду эпитет Эа. [ 36 ] Он предполагает, что вышеупомянутое культовое место также принадлежало Эа, а не предку Энлиля. [ 37 ] В то же время он отмечает, что его расположение, по-видимому, соответствует расположению святилища Энмешарры в колесничном доме Энлиля, известному из комментария к царскому ритуалу. [ 38 ]

Мифология

[ редактировать ]

По мнению Уилфреда Г. Ламберта, бог, братом которого неявно является Энмешарра, согласно тексту «Энлиль и Намзитара» , в котором он упоминается как дядя Энлиля по отцовской линии, мог быть Лугальдукугой. [ 9 ]

Лугальдукуга также появляется в мифе «Вавилонский труд» . [ 39 ] Возможно, его эпитет в этом сочинении – Эншар, «повелитель всего». [ 8 ] В сохранившихся фрагментах другое божество, имя которого начинается с клинописного знака en , скорее всего, Энлиль, чем-то радуется и делится этой информацией с недовольным Лугальдукугой. [ 8 ] Однако, очевидно, другие боги разделяют мнение первого говорящего, что побуждает Лугальдукугу спуститься к Апсу . [ 8 ] Там за ним шпионит другое божество. [ 8 ] Оставшуюся часть повествования трудно интерпретировать, но она может включать в себя описание наводнения, подобного Атрахасису . [ 8 ] Уилфред Дж. Ламберт отметил, что, хотя вполне возможно предположить, что Лугальдукугу следует понимать как титул Эа в этом мифе, его изображение как ненавистной фигуры было бы «прямой противоположностью его обычного атрибута» как божества, «представленного как активное существо». , никогда не дискредитируемый и не ненавидимый, всегда присутствующий источник помощи». [ 2 ]

Имя Эндукуга применяется к пятому из привратников подземного мира в Султантепе версии мифа Нергале и Эрешкигаль . [ 24 ]

  1. ^ Ламберт 2013 , с. 285.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ламберт 2013 , с. 304.
  3. ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 169.
  4. ^ Ламберт 1987 , с. 133.
  5. ^ Jump up to: а б Тенни 2016 , с. 176.
  6. ^ Ламберт 2007 , с. 168.
  7. ^ Джордж 1993 , с. 6.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ламберт 2013 , с. 302.
  9. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 284.
  10. ^ Jump up to: а б Горовиц 1998 , с. 13.
  11. ^ Jump up to: а б с д Меткалф 2019 , с. 30.
  12. ^ Петерсон 2020 , с. 128.
  13. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 406.
  14. ^ Ламберт 2013 , с. 408.
  15. ^ Ламберт 2013 , с. 409.
  16. ^ Ламберт 2013 , с. 416.
  17. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 417.
  18. ^ Ливингстон 1986 , с. 199.
  19. ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 620.
  20. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , стр. 619–620.
  21. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 619.
  22. ^ Джордж 1992 , с. 272.
  23. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 303.
  24. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 415.
  25. ^ Горовиц 1998 , с. 130.
  26. ^ Джордж 1992 , стр. 272–273.
  27. ^ Jump up to: а б Ламберт 1987 , с. 134.
  28. ^ де Бур 2021 , с. 16.
  29. ^ Швемер 2001 , стр. 365.
  30. ^ Ламберт 2013 , с. 391.
  31. ^ Крул 2018 , с. 242.
  32. ^ Jump up to: а б Коэн 1993 , с. 327.
  33. ^ Крул 2018 , с. 244.
  34. ^ Крул 2018 , с. 133.
  35. ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 77.
  36. ^ Джордж 1992 , с. 252.
  37. ^ Джордж 1992 , с. 270.
  38. ^ Джордж 1992 , с. 467.
  39. ^ Ламберт 2013 , стр. 301–302.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66cc683be19060c9db48e35fc4ff4ea7__1677430080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/a7/66cc683be19060c9db48e35fc4ff4ea7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lugaldukuga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)