Четыре ветра (Месопотамия)
Четыре Ветра — группа мифических фигур в месопотамской мифологии, имена и функции которых соответствуют четырем основным направлениям ветра. Это были как кардинальные концепции (используемые для картографирования и понимания географических объектов по отношению друг к другу), так и персонажи с индивидуальностью, которые могли служить антагонистическими силами или полезными помощниками в мифах.
Функции и иконография
[ редактировать ]Идея Четырех Ветров возникла в Шумере около 3000 г. до н.э. [ 1 ] Хотя более старые теории утверждали, что древние месопотамцы имели концепцию мощности, аналогичную современной, с севером, востоком, югом и западом, более вероятно, что их направления были основаны на этих четырех «основных ветрах». [ 1 ] Аккадское слово, обозначающее мощность, эквивалентно слову, обозначающему ветер. [ 2 ] Дж. Нейман называет эти ветры «Регулярным ветром» (СЗ), «Горным ветром» (СВ), «Облачным ветром» (ЮВ) и «Аморейским ветром» (ЮЗ). [ 1 ] Эти направления ветра можно было бы использовать для установления присутствия астрологических тел. [ 1 ] ориентировать карты, [ 1 ] и руководить планировкой городов и жилищным строительством, сохраняя здания открытыми для ветра и уменьшая жару. [ 1 ] Эти ветры, помимо того, что использовались для обозначения мощности, также были фигурами, важными для мифологии и общей культуры Месопотамии.
На рисунках четыре ветра отождествляются с четырьмя крылатыми существами на цилиндрических печатях. [ 3 ] Три — мужские (северо-восточный, северо-западный и юго-западный ветры) и один (южный или юго-восточный ветер) — женский. [ 3 ]
Франц Виггерманн также обсуждает связь между ветрами (которые он обозначает как северный, восточный, южный и западный) и различными созвездиями; Большая Медведица — северный ветер, Рыбы — южный ветер, Скорпион — западный ветер и Плеяды — восточный ветер. [ 3 ] Иногда в заклинаниях их призывают как хранителей, [ 3 ] в одном конкретном тексте Южный и Восточный ветры выделены как сторожевые ветры. [ 3 ]
Характер
[ редактировать ]Никакой четкой генеалогии ветров не известно, кроме того, что их считали братьями и сестрами. [ 3 ] они связаны с Ану как его творения или его посланники. В некоторых текстах [ 3 ]
Их описывает одна шумерская пословица: «Северный ветер — это ветер удовлетворения, Южный ветер свергает людей, которых он поражает, Восточный ветер — это ветер, приносящий дождь, а Западный ветер сильнее человека, живущего там». [ 3 ]
Северо-западный или постоянный ветер
[ редактировать ]Название этого ветра, который в более ранних исследованиях иногда назывался Северным ветром, может означать «нормальный», «обычный» или «благоприятный» ветер. [ 4 ] Вероятно, этот ветер сегодня называют Шамалем , самым предсказуемым ветром в регионе Персидского залива. [ 4 ] Чаще всего изображается как добрая сила, легкий ветерок, надежный. [ 3 ] Считается, что он имеет некоторые связи с богиней Нинлиль , а также с Ададом и Нинуртой .
Северо-восточный, восточный или горный ветер
[ редактировать ]Обычно переводится просто как «Восточный ветер», этимология названия, скорее всего, «горный ветер» или «направление гор». [ 4 ] Утверждается, что этот ветер следует называть северо-восточным ветром, поскольку он возникает из-за направления ветра, дующего с горной цепи Загрос , сосредоточенной вокруг северо-востока. [ 5 ] Этот ветер в одном ритуальном тексте упоминается как друг царя Нарам-Сина , [ 3 ] и также предполагается, что он связан с Энлилем . [ 3 ]
Юго-восточный, или Облачный ветер
[ редактировать ]Обычно переводимое как Южный ветер, название этого ветра, скорее всего, означает «облачный ветер». [ 4 ] Этот ветер может соответствовать современному аналогу Каусу , который дует на юге и востоке и ассоциируется с дождем и грозами в сезон дождей. [ 4 ] Предполагается, что этот ветер является женским или женским, поскольку в текстах его называют местоимениями женского рода, и он связан с женской крылатой фигурой на цилиндрических печатях. [ 3 ] Она также имеет связь с богом Эа , и предполагалось, что она взяла на себя более божественную роль, получив рогатую корону божественности и потеряв крылья в более поздних изображениях. [ 3 ] Иногда этот ветер характеризуется положительно, но имел и злой аспект как Демонический ветер, который нужно было прогнать. [ 3 ]
Юго-западный, или аморейский ветер
[ редактировать ]Обычно переводится как «Западный ветер», возможно, означает штормовой ветер. [ 4 ] или ветер, исходящий из места, где садится солнце. [ 4 ] Название «Аморейский ветер» происходит от ассиро-вавилонского термина для этого ветра «амурру», соответствующего аморейским народам, населявшим регионы на западе и северо-западе относительно вавилонской территории. [ 6 ] Предполагается, что этот ветер связан с Ану . [ 3 ] В текстах мало описаний этого ветра, что приводит к теориям о том, что образ этого ветра был изменен и превратился в демона Пазузу . [ 3 ]
Появления в мифе
[ редактировать ]В «Энума Элиш» Мардук командует Четыреми Ветрами, чтобы помочь поймать чудовищную Тиамат . [ 7 ] Говорят, что эти ветры подарил ему Ану. [ 7 ] В тексте также описывается, как он вызвал и высвободил семь злых ветров, подобных тем, которыми владел Нинурта в эпосе Анзу . [ 7 ] [ 8 ]
Южный Ветер появляется в мифе об Адапе как антагонистическая сила, не позволяющая мудрецу ловить рыбу в море и потопить его лодку. [ 9 ] В ответ Адапа ломает крыло Ветра, заставляя Ану вызвать его в суд, когда он понимает, что ветер перестал дуть. [ 10 ] Стефани Дэлли утверждает, что Южный Ветер в мифе — женщина, а остальные три ветра — ее братья. [ 11 ]
В некоторых версиях «Гильгамеша» ветры являются проводниками героя и его друга Энкиду , помогая им ориентироваться в кедровом лесу по приказу Уту . [ 3 ]
Отношения с другими мифологическими фигурами
[ редактировать ]сумасшедший
[ редактировать ]Демон Пазузу , впервые появившийся в раннем железном веке , [ 12 ] вероятно, черпает свою иконографию и большую часть своего характера из Четырех Ветров. Ему также отведена роль короля над лилу или демонами ветра как категории. [ 13 ]
Франц Виггерманн утверждает, что из-за иконографических связей (общая поза приседания) Пазузу, возможно, произошел именно от мужского Западного Ветра. [ 3 ] Существуют также теории, согласно которым Пазузу, обладающий четырьмя крыльями, символизирует его контроль над всеми демонами ветра. [ 2 ] В одном мифе Пазузу повествует о восхождении на гору, где он встречает другие ветры и ломает им крылья. [ 2 ]
Египетские аналоги
[ редактировать ]В древнеегипетских текстах также есть персонификации четырех ветров, представляющих стороны света. [ 2 ] и других ритуалах они описаны Эти ветры имеют некоторые иконографические связи со своими месопотамскими аналогами (обе группы обрабатывают крылья), но в «Текстах гробов» как имеющие тела, более похожие на химеры, с другими частями животных. [ 2 ] В « Книге Мертвых» говорится, что они приходят из разных отверстий в небе. [ 2 ] а в другом мифе они были созданы, когда божественный сокол взмахнул крыльями. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Пазузу – месопотамский демон
- лилу – аккадское слово мужского рода, обозначающее злых духов.
- Угаллу – мифическое чудовище в вавилонской религии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Нойманн 1977 , стр. 1050.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рождество 2018 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Вигерманн 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нойманн 1977 , стр. 1052.
- ^ Нейман 1977 , стр. 1051.
- ^ Нейман 1977 , стр. 1053.
- ^ Jump up to: а б с Дэлли 2000 , с. 251.
- ^ Далли 2000 , с. 217.
- ^ Далли 2000 , с. 184.
- ^ Далли 2000 , с. 185.
- ^ Далли 2000 , с. 188.
- ^ Виггерманн 2005 , с. 372.
- ^ Виггерманн 2005 , с. 373.
Библиография
[ редактировать ]- Далли, Стефани (2000). Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и другие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283589-0 . OCLC 47780554 .
- Нойманн, Дж. (1977). «Ветры в мире древних месопотамских цивилизаций» . Бюллетень Американского метеорологического общества . 58 (10). Американское метеорологическое общество: 1050–1055. Бибкод : 1977BAMS...58.1050N . doi : 10.1175/1520-0477(1977)058<1050:TWITWO>2.0.CO;2 . JSTOR 26218411 . Проверено 10 мая 2022 г.
- Ногель, Скотт (30 апреля 2018 г.). « На крыльях ветров: к пониманию крылатых мишвезенов на древнем Ближнем Востоке», КАСКАЛ 14 (2017), стр. 15–54» . Академия.edu . Проверено 9 мая 2022 г.
- Вигерманн, Фран (1 января 2007 г.). «Четыре ветра и происхождение Пазузу» . Академия.edu . Проверено 26 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2005), «Pazuzu» , Reallexikon der Assyriologie , получено 8 марта 2022 г.