Jump to content

Алалу

Алалу
Первобытный бог
Другие имена Алала, Алала
Принадлежность Хурритские первобытные божества
Главный культовый центр Эмар
Генеалогия
Супруг
  • Белили (в Месопотамии)
  • возможно, Амиззаду (в хурритской традиции)
Дети

Алалу или Алала был первобытной фигурой в месопотамской и хурритской мифологии. Он также известен по документам из Эмара , где он был известен как Алал . Хотя его роль в этих трех контекстах не была идентичной, считается, что все три версии имеют одно и то же происхождение. Хурритан Алалу, который играет роль старейшего царя богов в цикле Кумарби , является наиболее известным и широко обсуждается в науках, специализирующихся на сравнительной мифологии, но считается, что месопотамский Алала представляет собой древнейшую традицию относительно этого существа. Однако точная этимология его имени неизвестна и, вероятно, не шумерская и не семитская . И хурритские, и месопотамские источники свидетельствуют о связи между ним и Ану , но ее природа варьируется в зависимости от культуры.

Месопотамские источники

[ редактировать ]

Происхождение имени Алала неизвестно, и в науке оно предварительно сгруппировано с именами других месопотамских божеств без четкой шумерской или семитской этимологии, такими как Забаба , Аруру или Бунене . [ 1 ]

Алала известна из так называемой «Теогонии Ану» — имени, которое Уилфред Дж. Ламберт применял к спискам предков Ану, известных из списков богов, вариант которого был использован в генеалогии Мардука, представленной в «Энума Элиш» . [ 2 ] Пары богов-предков, фигурирующих в различных конфигурациях в таких списках, включают Дури и Дари, Лахму и Лахаму , Аншара и Кишара , Энуруллу и Нинуруллу, Энгура и Гару, а также Алалу и Белили . [ 2 ] Франс Виггерманн предполагает, что эта традиция возникла в северной Месопотамии . [ 3 ] Большинство вариантов начинаются с Дури и Дари, которые, вероятно, представляли время , и заканчиваются Алалой и Белили. [ 4 ] что указывает на то, что их считали родителями Ану. [ 5 ] Соединение этих двух божеств, скорее всего, было полностью основано на повторяемости обоих их имен . [ 6 ] В остальном Белили очень редко упоминается, и он не входил в пару с Алалу за пределами теогонических списков. [ 6 ] На основании краткого упоминания в Шурпу было высказано предположение, что она была связана с преступным миром . [ 6 ] Старая теория о том, что ее имя было искажением имени Белет-или, сегодня считается безосновательной. [ 6 ] и настоящая этимология ее имени неизвестна. [ 1 ]

В позднем тексте Алала приравнивается к двум другим изначальным фигурам, Энмешарре и Лугальдукуге . [ 7 ] В некоторых традициях Лугальдукуга считался отцом или дедом Энлиля . [ 7 ] в то время как Энмешарра был богом, указанным рядом с его предками, но обычно явно не идентифицируемым как один из них. [ 8 ] Также известна традиция, согласно которой он был дядей Энлиля по отцовской линии. [ 9 ]

Упоминание об Алале, «спустившемся на землю» в далеком прошлом «до творения», известно из краткого мифологического введения к позднеассирийской версии заклинания, относящегося к спорынье , хотя оно отсутствует в аналогичном древневавилонском тексте. [ 10 ] Несколько заклинаний Маклу ссылаются на Алалу, например, ссылаясь на время, «до того, как Нингирсу изрек Алалу на земле». [ 11 ] По мнению Ламберта, в этих отрывках он мог представлять обожествленный рабочий крик или рабочую песню, подобно тому, как бог Гирра представлял обожествленный огонь. [ 6 ] Вместо этого Фолькерт Хаас утверждал, что его считали олицетворением штормового нагона . [ 12 ]

Хурритские и хеттские источники

[ редактировать ]
Рельеф из святилища Язылыкая с изображением первобытных божеств.

Общепринято считать, что хурритский бог Алалу был фигурой месопотамского происхождения. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Его считали одним из энна турена или аммадена энна , так называемых «первобытных богов», населяющих подземный мир. [ 16 ] Эта группа божеств изображена на одном из рельефов святилища Язылыкая . [ 17 ] Как и другие его члены, Алалу могла служить божественным свидетелем международных договоров. [ 18 ] Одним из примеров является конфликт между хеттским царем Муваталли II и Алаксанду . [ 19 ] Лишь в двух ритуальных текстах, чисто хурритском и хурро-хеттском, Алалу упоминается, причем в обоих случаях среди первобытных богов. [ 20 ]

Мифология

[ редактировать ]

Алалу упоминается в проеме первой части Кумарби цикла , «Песне о появлении », хеттской адаптации хурритских мифов, в которой рассказывается, что «раньше, в древние времена» он был царем богов («царем на небесах»), но на девятом году своего правления он был свергнут своим виночерпием Ану и в результате был вынужден бежать в Темную Землю, подземный мир. [ 21 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что до сих пор неизвестный месопотамский миф о противостоянии Алалы и Ану существовал и вдохновил хурро-хеттскую традицию относительно их конфликта. [ 22 ] По мнению Кристофера Меткалфа, мотив виночерпия, поднимающегося до положения правителя, вероятно, имеет месопотамское происхождение, о чем свидетельствует его более раннее появление в легенде об историческом императоре Саргоне Аккадском и легендарном царе Ур-Забабе . [ 23 ] После побега Алалу больше не играет роли в повествовании. [ 24 ] Происхождение трех первобытных царей богов, Алалу, Ану и Кумарби , которые после жестокой борьбы сменили Ану, не объяснено. [ 25 ] хотя в одном отрывке Кумарби упоминается как «семя Алалу». [ 26 ] Более того, по словам Мэри Р. Бачваровой, он называет себя «сыном Алалу» в другом мифе, принадлежащем к тому же циклу, « Песне о Чедамму ». [ 27 ] По мнению Анны Марии Полвани, возможность того, что Алалу считался отцом Кумарби, подтверждается также тем фактом, что они могли последовательно встречаться среди божественных свидетелей договоров. [ 28 ]

Хотя иногда предполагается, что Алалу был отцом Ану, как и его месопотамский коллега, [ 5 ] новые исследования предполагают, что в прологе цикла Кумарби появляются две линии богов , и поэтому Алалу и Ану не следует рассматривать как отца и сына. [ 24 ] Гэри Бекман отмечает, что две линии, по-видимому, объединились только с рождением нового поколения богов ( Тешуб , Ташмишу и другие) в результате кастрации Кумарби Ану, [ 25 ] в результате чего внутри него оказалось «бремя», семя Ану. [ 26 ] Этот процесс поэтично сравнивают с производством бронзы из олова и меди . [ 26 ]

Парой Алалу среди первобытных божеств, которые обычно появляются фиксированными группами по два или три человека, был Амиззаду, [ 18 ] также пишется Амеззаду. [ 25 ] Мэри Р. Бачварова идентифицирует это божество как свою жену. [ 27 ] Она упоминается рядом с неизвестным божеством в роли родителей другой, также неопознанной фигуры в « Песне о возникновении» , за которой следуют родители Ишхары . [ 25 ] По словам Мэри Р. Бачваровой, она также упоминается в неизвестном контексте Кумарби в « Песне о Кедамму» сразу после того, как он называет себя сыном Алалу. [ 27 ] Фолькерт Хаас предполагает, что Амецзаду и Белили можно было считать аналогами друг друга. [ 29 ] Однако Гернот Вильгельм [ де ] утверждает, что Амиззаду был мужчиной, как и все другие хурритские первобытные божества, которые возникли не в Месопотамии. [ 30 ]

Сравнительная стипендия

[ редактировать ]

Ученые указали на сходство между хурритским мифом о царской власти на Небесах и преемственностью греческих богов в « Гесиода » Теогонии . [ 31 ] Однако эквивалент Алалу, первобытного царя, правившего перед богом неба, отсутствует в греческой мифологии. [ 32 ]

Подобная теогония, сопоставленная с хурритским мифом еще в 1955 году, была описана и Филоном Библосским : первым правителем богов был Элион, которого позже сменил его сын Эпигей (идентифицированный как эллинский Уран ), который, в свою очередь, был свергнут своим собственным сыном Элусом (отождествляемым с Кроносом ); Затем Элус был побеждён «Зевсом-Демарусом» ( Хададом ). [ 33 ] Филон утверждает, что Элион также был известен как Гипсист и что он был убит дикими животными во время охоты. [ 34 ] Гипсист (Ὕψιστος, «самый высокий») известен как эпитет различных божеств в эллинистических источниках. [ 35 ]

Источники эмариотов

[ редактировать ]

Алалу поклонялись в Эмаре , где он был известен под сокращенной формой имени Алал. [ 29 ] Тексты, в которых он упоминается, написаны на аккадском языке . [ 18 ] Джон Трейси Темз предполагает, что он был одним из немногих божеств, принадлежащих к местному пантеону, которые были привезены в него из Месопотамии (другим примером являются Себитти) , но утверждает, что в настоящее время невозможно установить, как они попали в местную традицию. [ 36 ] Он был связан с преступным миром. [ 18 ] [ 37 ] В тексте Эмар 370 (строка 11) упоминается служащий священник, обозначенный шумерограммой . меньше ВЕТВЬ. [ 38 ] Обладатель этой должности упоминается в обряде установления машарту как один из получателей платежей, но сам Алал не играл никакой роли в этом торжестве. [ 39 ] Эмар 452 (строки 41 и 50) относится к его храму ( É ). [ 38 ] Дэниел Э. Флеминг утверждает, что он поделился этим с божеством Амазой, [ 40 ] предположительно идентичен Амиззаду. [ 18 ] [ 29 ] Чаще всего Алал и Амаза появляются вместе в текстах Эмара, за исключением пяти исключений, из которых в настоящее время известен только первый, три из которых являются отсылками к его духовенству или храму. [ 38 ] В храме Алала был абу , [ 41 ] тип святыни, возможно, связанный с подземным миром и поклонением предкам и этимологически связанный с ямами, используемыми для общения с божествами подземного мира, что подтверждается хурритскими и месопотамскими источниками. [ 42 ] Подношения, предусмотренные для него, включали мед, масло, топленое масло, голубей, говядину, оленину, ягнят и фрукты. [ 43 ] Теофорные имена, призывающие Алалу, засвидетельствованы в текстах Эмара. [ 44 ] Одним из примеров является Алал-Абу. [ 45 ]

Фестивали

[ редактировать ]

Алал стабильно занимает восьмую позицию в списках предложений местного фестиваля зукру . [ 46 ] Однако, в отличие от других крупных представителей местного пантеона, таких как Даган , д НИН.КУР или д он появляется только в одной ипостаси . НИН.УРТА, в относящихся к нему текстах [ 47 ] Джон Трейси Темз заявляет, что его можно считать членом того, что он считает «первым уровнем» божеств, прославляемых во время него: [ 46 ] это обозначение он использует для членов местного пантеона, получивших наибольшее количество подношений в этом контексте, а именно: по пять телят и десять ягнят каждый. [ 48 ] Однако он подчеркивает, что иерархическая структура, засвидетельствованная в текстах зукру , уникальна для этого праздника и не отражает универсальную иерархию божеств в Эмаре. [ 49 ]

Алал также засвидетельствован на фестивале кису в Дагане. [ 50 ] Во время него были накрыты четыре стола для подношений, два из которых предназначались для Дагана, Ишхары и д НИН.УРТА и два для божеств подземного мира, Алала и Амазы. [ 51 ] В этом контексте их описывают как «боги внизу». [ 52 ]

  1. ^ Jump up to: а б Рубио 2010 , с. 39.
  2. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 417.
  3. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 156.
  4. ^ Ламберт 2013 , с. 418.
  5. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 448.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 2013 , с. 425.
  7. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 302.
  8. ^ Ламберт 2013 , с. 406.
  9. ^ Ламберт 2013 , с. 284.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 399.
  11. ^ Ламберт 2013 , стр. 424–425.
  12. ^ Хаас 1994 , с. 83.
  13. ^ Архи 2009 , с. 211.
  14. ^ Литке 1998 , стр. 22–23.
  15. ^ Тарача 2009 , с. 126.
  16. ^ Тарача 2009 , стр. 125–126.
  17. ^ Вильгельм 2014 , стр. 346–347.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Архи 1990 , с. 120.
  19. ^ Архи 1990 , с. 116.
  20. ^ Архи 1990 , с. 118.
  21. ^ Бекман 2011 , с. 27.
  22. ^ Ламберт 2013 , с. 423.
  23. ^ Меткалф, 2021 , стр. 154–157.
  24. ^ Jump up to: а б Меткалф 2021 , с. 155.
  25. ^ Jump up to: а б с д Бекман 2011 , с. 26.
  26. ^ Jump up to: а б с Бачварова 2013 , с. 155.
  27. ^ Jump up to: а б с Бачварова 2013 , с. 159.
  28. ^ Полвани 2008 , с. 619.
  29. ^ Jump up to: а б с Хаас 1994 , с. 110.
  30. ^ Вильгельм 2014 , с. 346.
  31. ^ Бачварова 2013 , с. 154.
  32. ^ Меткалф, 2021 , с. 168.
  33. ^ Папа 1955 , с. 56.
  34. ^ Папа 1955 , с. 57.
  35. ^ Белайче 2011 , стр. 139–140.
  36. ^ Темза 2020 , стр. 173–174.
  37. ^ Флеминг 1992 , с. 171.
  38. ^ Jump up to: а б с Темза 2020 , с. 121.
  39. ^ Флеминг 1992 , с. 205.
  40. ^ Флеминг 2000 , с. 59.
  41. ^ Флеминг 2000 , с. 177.
  42. ^ Флеминг 2000 , с. 188.
  43. ^ Флеминг 2000 , с. 287.
  44. ^ Бекман 2002 , с. 50.
  45. ^ Флеминг 2000 , с. 23.
  46. ^ Jump up to: а б Темза 2020 , с. 166.
  47. ^ Темза 2020 , с. 172.
  48. ^ Темза 2020 , с. 167.
  49. ^ Темза 2020 , с. 174.
  50. ^ Флеминг 1992 , с. 74.
  51. ^ Флеминг 1992 , с. 125.
  52. ^ Флеминг 2000 , с. 195.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08d054cb72b7a83b09c13e92b68615da__1722222840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/da/08d054cb72b7a83b09c13e92b68615da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alalu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)