Алалу
Алалу | |
---|---|
Первобытный бог | |
Другие имена | Алала, Алала |
Принадлежность | Хурритские первобытные божества |
Главный культовый центр | Эмар |
Генеалогия | |
Супруг |
|
Дети |
Алалу или Алала был первобытной фигурой в месопотамской и хурритской мифологии. Он также известен по документам из Эмара , где он был известен как Алал . Хотя его роль в этих трех контекстах не была идентичной, считается, что все три версии имеют одно и то же происхождение. Хурритан Алалу, который играет роль старейшего царя богов в цикле Кумарби , является наиболее известным и широко обсуждается в науках, специализирующихся на сравнительной мифологии, но считается, что месопотамский Алала представляет собой древнейшую традицию относительно этого существа. Однако точная этимология его имени неизвестна и, вероятно, не шумерская и не семитская . И хурритские, и месопотамские источники свидетельствуют о связи между ним и Ану , но ее природа варьируется в зависимости от культуры.
Месопотамские источники
[ редактировать ]Происхождение имени Алала неизвестно, и в науке оно предварительно сгруппировано с именами других месопотамских божеств без четкой шумерской или семитской этимологии, такими как Забаба , Аруру или Бунене . [ 1 ]
Алала известна из так называемой «Теогонии Ану» — имени, которое Уилфред Дж. Ламберт применял к спискам предков Ану, известных из списков богов, вариант которого был использован в генеалогии Мардука, представленной в «Энума Элиш» . [ 2 ] Пары богов-предков, фигурирующих в различных конфигурациях в таких списках, включают Дури и Дари, Лахму и Лахаму , Аншара и Кишара , Энуруллу и Нинуруллу, Энгура и Гару, а также Алалу и Белили . [ 2 ] Франс Виггерманн предполагает, что эта традиция возникла в северной Месопотамии . [ 3 ] Большинство вариантов начинаются с Дури и Дари, которые, вероятно, представляли время , и заканчиваются Алалой и Белили. [ 4 ] что указывает на то, что их считали родителями Ану. [ 5 ] Соединение этих двух божеств, скорее всего, было полностью основано на повторяемости обоих их имен . [ 6 ] В остальном Белили очень редко упоминается, и он не входил в пару с Алалу за пределами теогонических списков. [ 6 ] На основании краткого упоминания в Шурпу было высказано предположение, что она была связана с преступным миром . [ 6 ] Старая теория о том, что ее имя было искажением имени Белет-или, сегодня считается безосновательной. [ 6 ] и настоящая этимология ее имени неизвестна. [ 1 ]
В позднем тексте Алала приравнивается к двум другим изначальным фигурам, Энмешарре и Лугальдукуге . [ 7 ] В некоторых традициях Лугальдукуга считался отцом или дедом Энлиля . [ 7 ] в то время как Энмешарра был богом, указанным рядом с его предками, но обычно явно не идентифицируемым как один из них. [ 8 ] Также известна традиция, согласно которой он был дядей Энлиля по отцовской линии. [ 9 ]
Упоминание об Алале, «спустившемся на землю» в далеком прошлом «до творения», известно из краткого мифологического введения к позднеассирийской версии заклинания, относящегося к спорынье , хотя оно отсутствует в аналогичном древневавилонском тексте. [ 10 ] Несколько заклинаний Маклу ссылаются на Алалу, например, ссылаясь на время, «до того, как Нингирсу изрек Алалу на земле». [ 11 ] По мнению Ламберта, в этих отрывках он мог представлять обожествленный рабочий крик или рабочую песню, подобно тому, как бог Гирра представлял обожествленный огонь. [ 6 ] Вместо этого Фолькерт Хаас утверждал, что его считали олицетворением штормового нагона . [ 12 ]
Хурритские и хеттские источники
[ редактировать ]Общепринято считать, что хурритский бог Алалу был фигурой месопотамского происхождения. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Его считали одним из энна турена или аммадена энна , так называемых «первобытных богов», населяющих подземный мир. [ 16 ] Эта группа божеств изображена на одном из рельефов святилища Язылыкая . [ 17 ] Как и другие его члены, Алалу могла служить божественным свидетелем международных договоров. [ 18 ] Одним из примеров является конфликт между хеттским царем Муваталли II и Алаксанду . [ 19 ] Лишь в двух ритуальных текстах, чисто хурритском и хурро-хеттском, Алалу упоминается, причем в обоих случаях среди первобытных богов. [ 20 ]
Мифология
[ редактировать ]Алалу упоминается в проеме первой части Кумарби цикла , «Песне о появлении », хеттской адаптации хурритских мифов, в которой рассказывается, что «раньше, в древние времена» он был царем богов («царем на небесах»), но на девятом году своего правления он был свергнут своим виночерпием Ану и в результате был вынужден бежать в Темную Землю, подземный мир. [ 21 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что до сих пор неизвестный месопотамский миф о противостоянии Алалы и Ану существовал и вдохновил хурро-хеттскую традицию относительно их конфликта. [ 22 ] По мнению Кристофера Меткалфа, мотив виночерпия, поднимающегося до положения правителя, вероятно, имеет месопотамское происхождение, о чем свидетельствует его более раннее появление в легенде об историческом императоре Саргоне Аккадском и легендарном царе Ур-Забабе . [ 23 ] После побега Алалу больше не играет роли в повествовании. [ 24 ] Происхождение трех первобытных царей богов, Алалу, Ану и Кумарби , которые после жестокой борьбы сменили Ану, не объяснено. [ 25 ] хотя в одном отрывке Кумарби упоминается как «семя Алалу». [ 26 ] Более того, по словам Мэри Р. Бачваровой, он называет себя «сыном Алалу» в другом мифе, принадлежащем к тому же циклу, « Песне о Чедамму ». [ 27 ] По мнению Анны Марии Полвани, возможность того, что Алалу считался отцом Кумарби, подтверждается также тем фактом, что они могли последовательно встречаться среди божественных свидетелей договоров. [ 28 ]
Хотя иногда предполагается, что Алалу был отцом Ану, как и его месопотамский коллега, [ 5 ] новые исследования предполагают, что в прологе цикла Кумарби появляются две линии богов , и поэтому Алалу и Ану не следует рассматривать как отца и сына. [ 24 ] Гэри Бекман отмечает, что две линии, по-видимому, объединились только с рождением нового поколения богов ( Тешуб , Ташмишу и другие) в результате кастрации Кумарби Ану, [ 25 ] в результате чего внутри него оказалось «бремя», семя Ану. [ 26 ] Этот процесс поэтично сравнивают с производством бронзы из олова и меди . [ 26 ]
Парой Алалу среди первобытных божеств, которые обычно появляются фиксированными группами по два или три человека, был Амиззаду, [ 18 ] также пишется Амеззаду. [ 25 ] Мэри Р. Бачварова идентифицирует это божество как свою жену. [ 27 ] Она упоминается рядом с неизвестным божеством в роли родителей другой, также неопознанной фигуры в « Песне о возникновении» , за которой следуют родители Ишхары . [ 25 ] По словам Мэри Р. Бачваровой, она также упоминается в неизвестном контексте Кумарби в « Песне о Кедамму» сразу после того, как он называет себя сыном Алалу. [ 27 ] Фолькерт Хаас предполагает, что Амецзаду и Белили можно было считать аналогами друг друга. [ 29 ] Однако Гернот Вильгельм утверждает, что Амиззаду был мужчиной, как и все другие хурритские первобытные божества, которые возникли не в Месопотамии. [ 30 ]
Сравнительная стипендия
[ редактировать ]Ученые указали на сходство между хурритским мифом о царской власти на Небесах и преемственностью греческих богов в « Гесиода » Теогонии . [ 31 ] Однако эквивалент Алалу, первобытного царя, правившего перед богом неба, отсутствует в греческой мифологии. [ 32 ]
Подобная теогония, сопоставленная с хурритским мифом еще в 1955 году, была описана и Филоном Библосским : первым правителем богов был Элион, которого позже сменил его сын Эпигей (идентифицированный как эллинский Уран ), который, в свою очередь, был свергнут своим собственным сыном Элусом (отождествляемым с Кроносом ); Затем Элус был побеждён «Зевсом-Демарусом» ( Хададом ). [ 33 ] Филон утверждает, что Элион также был известен как Гипсист и что он был убит дикими животными во время охоты. [ 34 ] Гипсист (Ὕψιστος, «самый высокий») известен как эпитет различных божеств в эллинистических источниках. [ 35 ]
Источники эмариотов
[ редактировать ]Алалу поклонялись в Эмаре , где он был известен под сокращенной формой имени Алал. [ 29 ] Тексты, в которых он упоминается, написаны на аккадском языке . [ 18 ] Джон Трейси Темз предполагает, что он был одним из немногих божеств, принадлежащих к местному пантеону, которые были привезены в него из Месопотамии (другим примером являются Себитти) , но утверждает, что в настоящее время невозможно установить, как они попали в местную традицию. [ 36 ] Он был связан с преступным миром. [ 18 ] [ 37 ] В тексте Эмар 370 (строка 11) упоминается служащий священник, обозначенный шумерограммой . меньше ВЕТВЬ. [ 38 ] Обладатель этой должности упоминается в обряде установления машарту как один из получателей платежей, но сам Алал не играл никакой роли в этом торжестве. [ 39 ] Эмар 452 (строки 41 и 50) относится к его храму ( É ). [ 38 ] Дэниел Э. Флеминг утверждает, что он поделился этим с божеством Амазой, [ 40 ] предположительно идентичен Амиззаду. [ 18 ] [ 29 ] Чаще всего Алал и Амаза появляются вместе в текстах Эмара, за исключением пяти исключений, из которых в настоящее время известен только первый, три из которых являются отсылками к его духовенству или храму. [ 38 ] В храме Алала был абу , [ 41 ] тип святыни, возможно, связанный с подземным миром и поклонением предкам и этимологически связанный с ямами, используемыми для общения с божествами подземного мира, что подтверждается хурритскими и месопотамскими источниками. [ 42 ] Подношения, предусмотренные для него, включали мед, масло, топленое масло, голубей, говядину, оленину, ягнят и фрукты. [ 43 ] Теофорные имена, призывающие Алалу, засвидетельствованы в текстах Эмара. [ 44 ] Одним из примеров является Алал-Абу. [ 45 ]
Фестивали
[ редактировать ]Алал стабильно занимает восьмую позицию в списках предложений местного фестиваля зукру . [ 46 ] Однако, в отличие от других крупных представителей местного пантеона, таких как Даган , д НИН.КУР или д он появляется только в одной ипостаси . НИН.УРТА, в относящихся к нему текстах [ 47 ] Джон Трейси Темз заявляет, что его можно считать членом того, что он считает «первым уровнем» божеств, прославляемых во время него: [ 46 ] это обозначение он использует для членов местного пантеона, получивших наибольшее количество подношений в этом контексте, а именно: по пять телят и десять ягнят каждый. [ 48 ] Однако он подчеркивает, что иерархическая структура, засвидетельствованная в текстах зукру , уникальна для этого праздника и не отражает универсальную иерархию божеств в Эмаре. [ 49 ]
Алал также засвидетельствован на фестивале кису в Дагане. [ 50 ] Во время него были накрыты четыре стола для подношений, два из которых предназначались для Дагана, Ишхары и д НИН.УРТА и два для божеств подземного мира, Алала и Амазы. [ 51 ] В этом контексте их описывают как «боги внизу». [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рубио 2010 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 156.
- ^ Ламберт 2013 , с. 418.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 448.
- ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 2013 , с. 425.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 302.
- ^ Ламберт 2013 , с. 406.
- ^ Ламберт 2013 , с. 284.
- ^ Ламберт 2013 , с. 399.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 424–425.
- ^ Хаас 1994 , с. 83.
- ^ Архи 2009 , с. 211.
- ^ Литке 1998 , стр. 22–23.
- ^ Тарача 2009 , с. 126.
- ^ Тарача 2009 , стр. 125–126.
- ^ Вильгельм 2014 , стр. 346–347.
- ^ Jump up to: а б с д и Архи 1990 , с. 120.
- ^ Архи 1990 , с. 116.
- ^ Архи 1990 , с. 118.
- ^ Бекман 2011 , с. 27.
- ^ Ламберт 2013 , с. 423.
- ^ Меткалф, 2021 , стр. 154–157.
- ^ Jump up to: а б Меткалф 2021 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д Бекман 2011 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Бачварова 2013 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с Бачварова 2013 , с. 159.
- ^ Полвани 2008 , с. 619.
- ^ Jump up to: а б с Хаас 1994 , с. 110.
- ^ Вильгельм 2014 , с. 346.
- ^ Бачварова 2013 , с. 154.
- ^ Меткалф, 2021 , с. 168.
- ^ Папа 1955 , с. 56.
- ^ Папа 1955 , с. 57.
- ^ Белайче 2011 , стр. 139–140.
- ^ Темза 2020 , стр. 173–174.
- ^ Флеминг 1992 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с Темза 2020 , с. 121.
- ^ Флеминг 1992 , с. 205.
- ^ Флеминг 2000 , с. 59.
- ^ Флеминг 2000 , с. 177.
- ^ Флеминг 2000 , с. 188.
- ^ Флеминг 2000 , с. 287.
- ^ Бекман 2002 , с. 50.
- ^ Флеминг 2000 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Темза 2020 , с. 166.
- ^ Темза 2020 , с. 172.
- ^ Темза 2020 , с. 167.
- ^ Темза 2020 , с. 174.
- ^ Флеминг 1992 , с. 74.
- ^ Флеминг 1992 , с. 125.
- ^ Флеминг 2000 , с. 195.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1990). «Имена первобытных богов» . Ориенталия . 59 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 114–129. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43075881 . Проверено 22 марта 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2009). «Устность, прямая речь и цикл Кумарби» . Altorientalische Forschungen . 36 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.2009.0012 . ISSN 0232-8461 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Хурро-хеттский цикл Кумарби» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2011). «Изначальное акушерство. «Песнь возникновения» (CTH 344)» . Хеттская литература: процессы передачи, структуры текста, формы выражения и последствия: файлы с симпозиума с 18 по 20 февраля 2010 г. в Бонне . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-063-0 . OCLC 768810899 .
- Белайче, Николь (2011). «Гипсист. Способ возвеличивания богов в греко-римском политеизме» . Религиозная история Римской империи: язычники, иудеи и христиане . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956735-5 . ОСЛК 687700601 .
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Установка верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 . Проверено 5 июля 2023 г.
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-044-6 . Проверено 5 июля 2023 г.
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 5 июля 2023 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Меткалф, Кристофер (2021). «Сказания о королях и виночерпиях в истории и мифах». Боги и смертные в раннегреческой и ближневосточной мифологии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108648028.011 .
- Поуп, Марвин (1955). Эль в угаритских текстах . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-27525-6 . OCLC 988215802 .
- Полвани, Анна Мария (2008). «Бог Эльтара и Теогония» (PDF) . Микенские и эгейско-анатолийские исследования . 50 (1): 617–624. ISSN 1126-6651 . Проверено 5 июля 2023 г.
- Рубио, Гонсало (2010). «ЧИТАЯ ШУМЕРСКИЕ ИМЕНА, Я: ЭНСУХКЕШДАННА И БАБА» . Журнал клинописных исследований . 62 . Американские школы восточных исследований: 29–43. ISSN 0022-0256 . JSTOR 41103869 . Проверено 4 августа 2021 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Темза, Джон Трейси (2020). Политика ритуальных перемен: фестиваль Зукру в политической истории Эмара позднего бронзового века . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-42911-6 . OCLC 1157679792 .
- Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . Гронинген: Публикации STYX & PP. ISBN 978-90-72371-52-2 . ОСЛК 27914917 .
- Вильгельм, Гернот (2014), «Другой мир, божества подземного мира C. В Анатолии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 июля 2023 г.