Jump to content

Ансар

Ансар
Первобытный бог
Другие имена Аншаргал [1]
Генеалогия
Родители Тиамат и Абзу
Супруг Кишар
Потомство штукаджиг

Аншар ( 𒀭𒊹 AN.SHAR₂ , неоассирийский аккадский : 𒀭𒊹 , букв. « все небо » ) был месопотамским богом , считавшимся изначальным царем богов . Ему не поклонялись активно. Его считали отцом Ану . В первом тысячелетии до нашей эры его имя стало использоваться в качестве логографического изображения главного бога ассирийского государственного пантеона Ашура . Он засвидетельствован в ряде списков богов, таких как An = Anum , и в литературных произведениях, включая Enūma Eliš .

Имя и характер

[ редактировать ]

Имя Аншара было написано клинописью как АН.ШАР. [2] его можно перевести С шумерского как «все небо». [1] Бенджамин Р. Фостер предполагает, что вместе с Кишаром его понимали как олицетворение круга горизонта , который представлял совокупность неба и земли. [3] Считалось, что он причастен к созданию мира и других божеств. [4] Его считали первородным божеством. [5] Таким образом, он был абстрактной фигурой, которой активно не поклонялись. [6]

Предполагается, что теоним Аншаргал, зафиксированный в списках богов, является вариантом Аншара. [1]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Богиня Кишар («вся земля») считалась супругой Аншара. [7] Они появляются вместе в «Энума Элиш». [8] и в экзорцистической формуле Гаттунг А , которая начинается с призыва их обоих. [9] Однако в позднем астрономическом комментарии (табличка BM 68593) Кишар вместо этого является супругом звезды Гуданны ( у меня есть гуд-ан-на ), описываемый как « Энлиль Шуруппакский » . [7]

Аншар и Ану

[ редактировать ]

Аншара можно считать отцом Ану . [1] Он — одно из божеств, принадлежащих к так называемой «теогонии Ану», общепринятому термину, используемому в ассириологии для обозначения списков предков последнего. [10] Они, как правило, менее систематичны, чем более известные перечисления предков Энлиля . [11] и во многих случаях Алала и Белили, а не Аншар и Кишар. родителями Ану являются [1] Самым древним свидетельством традиции, представляющей Аншара как отца Ану, является древневавилонский предшественник списка богов Ан = Анум , но никаких других упоминаний об этом периоде не известно. [10]

Альтернативно Ану и Аншар можно было приравнять друг к другу. [12] Список богов с инципитом Аншар = Ану находился в обращении в первом тысячелетии до нашей эры. [13] В двуязычной поэме «Возвышение Иштар» Аншар соответствует Ану в аккадской версии, а Кишар аналогично представляет Анту . [14] Ан = Анум (табличка I, строка 8) приравнивает Аншара как к Ану, так и к Анту ( д а-нет-эм ты д ан-ту ). [2] Дополнительные примеры можно найти в различных научных текстах из Урука, датированных после нововавилонского периода , в которых д АН.ШАР(.ГАЛ) используется как логографическое изображение имени Ану. [15] Однако Юлия Крул подчеркивает, что отождествление божеств с их отцами представляет собой домыслы, наиболее типичные для списков богов, и не обязательно влияло на сферу культа . [16]

Ансар и Ашур

[ редактировать ]

Как впервые засвидетельствовано в источниках времен правления Саргона II , причем единственным возможным более ранним предшественником была надпись на бусах времен правления Тукульти-Нинурты I или Тукульти-Нинурты II , в Ассирии могла использоваться логограмма АН.ШАР. обозначать имя верховного божества государственного пантеона Ашура . [17] При Сеннахириме оно стало общепринятым написанием имени Ашура. [2] Целью этого уравнения было установить старшинство Ашура над Мардуком , который в свете генеалогии божеств, представленной в « Энума Элиш», был потомком Аншара. [8]

Поль-Ален Болье предполагает, что логограмма AN.ŠÁR также обозначает Ассура в текстах нововавилонского Урука . [18] Он указывает, что они указывают на то, что АН.ШАРу активно поклонялись, что было бы необычно, если бы это имя относилось к изначальному богу. [6] Небольшое святилище, посвященное АН.ШАРУ, упоминается в источниках нововавилонского и раннего ахеменидского периодов, но неизвестно, когда его культ появился в городе. [16] Первоначально он мог быть основан либо тогда, когда город находился под контролем Неоассирийской империи , либо позже группой ассирийских иммигрантов. [19] В первом случае поклонение Ашуру в Уруке, скорее всего, отражало бы политический союз между местной элитой и Ассирийским государством, поскольку нет никаких доказательств того, что его культ был насажден в каких-либо вавилонских городах. [20]

Болье утверждает, что отождествление Аншара и Ашура было дополнительно призвано облегчить приравнивание последнего к Ану. [17] Он предполагает, что это могло быть причиной того, что известность Ану в местном пантеоне Урука возросла, начиная с пятого века до нашей эры. [21] Юлия Крул не согласна с этим предложением и указывает, что, хотя вполне вероятно, что в Уруке духовенство могло принять уравнение между Аншаром и Ашуром, нет никаких доказательств того, что последний рассматривался как связанный с Ану или что богословские идеи, относящиеся к он повлиял на культ Ану. [16]

Петр Штайнкеллер отмечает, что связь между Аншаром и Ашуром может объяснить, почему Какка , божество, которому поклонялись в основном в Верхней Месопотамии, а не в Вавилонии, появляется как посланник первого в Энума Элиш . [22] [а]

Мифология

[ редактировать ]

Энума Элиш

[ редактировать ]

Роль Аншара в традиционной генеалогии Ану привела к его включению в Энума Элиш . [9] В тексте прямо не указывается, являются ли он и Кишар детьми Лахму и Лахаму или вместо этого второй парой Апсу и Тиамат . детей [10] Однако правильным толкованием считается первый вариант. [23] Аншар какое-то время служит царем богов . [1] Его внук Эа сообщает ему о заговоре Тиамат против младших божеств, что побуждает Аншара обвинить его и поручить ему найти решение. [24] После того, как он терпит неудачу, Аншар отправляет Ану попытаться решить проблему, но ему это также не удается. [25] Эа в конце концов убеждает его, что единственный бог, способный победить Тиамат, — это его собственный сын Мардук . [26] Затем Аншар вызывает своего помощника Какку, чтобы сообщить Лахму и Лахаму о своем решении положиться на Мардука. [27] Одержав победу, Мардук заменяет Аншара на посту нового царя богов. [28] Последний — первое божество, давшее ему новые имена. [29] Он заявляет, что Мардук будет известен как Асаллухи. [30] и впоследствии участвует в дальнейшем присвоении имен вместе с Лахму и Лахаму. [31]

В ассирийской редакции « Энума Элиш» , известной только по ряду неполных поздних копий из Ассура и Ниневии, предположительно датированных правлением Сеннахирима , логограмма АН.ШАР используется для обозначения как самого Аншара, так и Ашура , который заменяет Мардука. как главный герой, но также отождествляется с вышеупомянутым первобытным божеством. [32] Как отметил Уилфред Дж. Ламберт , изменение является «поверхностным» и «оставляет сюжет в хаосе, приписывая роль Мардука его прадеду, не делая никаких попыток сгладить возникшую путаницу». [33] На эту переработку можно ссылаться в позднем ассирийском комментарии к « Энума Элиш» , в котором говорится, что Аншар возник «когда небо и подземный мир еще не были созданы», но «город и дом существовали», что отражает роль Мардука (и таким образом, Ашур) точнее, чем у самого Аншара. [34]

Эзотерический комментарий, связывающий отрывки из « Энума Элиш» с различными ритуальными обрядами Вавилона, утверждает, что Аншар, посылающий Ану ​​противостоять Тиамат, соответствует празднованиям, во время которых Мандану направился в Хурсагкаламму ( Киш ). [35]

Другие композиции

[ редактировать ]

Аншар мимоходом упоминается в мифе об Энлиле и Суде. [36] и в гимне Хайе времен правления Рим-Сина I. [37]

Аншар фигурирует в нескольких списках побежденных первобытных фигур наряду с Асагом , Энмешаррой , Лугальдукугой , Кингу и другими. [38] Такие перечисления включены в ряд пояснительных или ритуальных текстов. [39] В одном случае Аншар приравнивается в этом контексте к малому богу подземного мира Алле . [40]

Царский гимн времен правления Навуходоносора I был сосредоточен на установлении связи между ним и Энмедуранки , мифическим царем Сиппара . [41] мимоходом упоминает Аншара и называет Шузианну своей сестрой. [42]

В мифе, известном только из пяти фрагментов, датированных либо периодом Селевкидов , либо парфянским периодом, четыре из которых происходят из одной копии, Аншар упоминается как отец Ану. [43] Хотя восстановление текста остается неопределенным, возможно, что он описывает его смерть от рук Энки и Нинамакаллы. [б] что указывает на то, что он сохраняет повествование о преемственности, в котором активно почитаемые члены месопотамского пантеона низлагают поколение первобытных божеств. [5]

Ссылка на Аншар была обнаружена в цитате из Евдема Родосского, сохраненной -неоплатоником философом Дамаскием , согласно которой в вавилонской космологии фигуры по имени Ассорос и Киссаре были родителями Аноса (Ану), Иллиноса ( Энлиля ) и Аоса ( Эа). [23] Предполагается, что Евдем опирался на источник, связанный с традицией, представленной Энума Элиш , но не тождественный ей. [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Однако в Султантепе версии мифа Нергал и Эрешкигаль Какка вместо этого является посланником Ану. [22]
  2. ^ В этом сочинении к этой богине обращаются как к сестре Энки, но в остальном она известна только из списка богов Султантепе , где она встречается после Наная и Ташметума . [44] Уилфред Дж. Ламберт предложил отождествить ее с Наная. [5]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 448.
  2. ^ Jump up to: а б с Болье 2003 , с. 331.
  3. ^ Фостер 2005 , с. 429.
  4. ^ Блэк 2006 , с. 360.
  5. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 317.
  6. ^ Jump up to: а б Болье 1997 , с. 58.
  7. ^ Jump up to: а б Ламберт 1980 , с. 620.
  8. ^ Jump up to: а б Аллен 2015 , с. 157.
  9. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 405.
  10. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 417.
  11. ^ Ламберт 2013 , с. 406.
  12. ^ Ламберт 2013 , с. 303.
  13. ^ Болье 2003 , с. 332.
  14. ^ Ламберт 2013 , с. 422.
  15. ^ Болье 1997 , с. 70.
  16. ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 15.
  17. ^ Jump up to: а б Болье 1997 , с. 64.
  18. ^ Болье 2003 , стр. 331–332.
  19. ^ Болье 1997 , с. 61.
  20. ^ Болье 1997 , с. 62.
  21. ^ Болье 1997 , с. 68.
  22. ^ Jump up to: а б Стейнкеллер 1982 , стр. 293.
  23. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 432.
  24. ^ Фостер 2005 , с. 446.
  25. ^ Фостер 2005 , с. 447.
  26. ^ Фостер 2005 , с. 450-451.
  27. ^ Фостер 2005 , с. 452.
  28. ^ Ламберт 2013 , с. 453.
  29. ^ Ламберт 2013 , с. 456.
  30. ^ Фостер 2005 , с. 472.
  31. ^ Фостер 2005 , с. 475.
  32. ^ Ламберт 2013 , стр. 4–5.
  33. ^ Ламберт 2013 , с. 5.
  34. ^ Ламберт 2013 , с. 7.
  35. ^ Ламберт 2013 , с. 138.
  36. ^ Блэк 2006 , с. 108.
  37. ^ Блэк 2006 , с. 295.
  38. ^ Ламберт 2013 , стр. 211–212.
  39. ^ Ламберт 2013 , стр. 212–213.
  40. ^ Ламберт 2013 , с. 223.
  41. ^ Фостер 2005 , с. 376.
  42. ^ Фостер 2005 , с. 378.
  43. ^ Ламберт 2013 , с. 316.
  44. ^ Ламберт 2013 , стр. 316–317.
  45. ^ Ламберт 2013 , стр. 432–433.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование Истара, Ваала и Яхве: божественные имена и божественная множественность на древнем Ближнем Востоке . Де Грюйтер. ISBN  978-1-61451-236-3 .
  • Болье, Поль-Ален (1997). «Культ АН.ШАРА/Ашшура в Вавилонии после падения Ассирийской империи» . Вестник Государственного архива Ассирии . 11 . ISSN   1120-4699 .
  • Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN  978-90-04-13024-1 . OCLC   51944564 .
  • Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-929633-0 . Проверено 12 октября 2023 г.
  • Фостер, Бенджамин Р. (2005). Перед музами: антология аккадской литературы . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1-883053-76-5 . OCLC   57123664 .
  • Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN  9789004364936 .
  • Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Кишар, Кишаргал» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 октября 2023 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-861-9 . OCLC   861537250 .
  • Штейнкеллер, Петр (1982). «Месопотамский бог Какка» . Журнал ближневосточных исследований . 41 (4). Издательство Чикагского университета: 289–294. дои : 10.1086/372968 . ISSN   0022-2968 . JSTOR   544089 . S2CID   161219123 . Проверено 6 октября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f091ac142a571062c65e1225c4ff2e4__1717040340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/e4/5f091ac142a571062c65e1225c4ff2e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anshar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)