В настоящее время
В настоящее время | |
---|---|
Богиня-заступница-защитница | |
Главный культовый центр | Ассур , Вавилон , Борсиппа , Калху |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | Набу |
Ташметум ( 𒀭𒌨𒈨𒌈 , д таш-ме-тум , Ташметум [ 1 ] ) была месопотамской богиней . Ее характер плохо изучен, и лучше всего она засвидетельствована как супруга Набу , хотя они стали ассоциироваться друг с другом только в восемнадцатом веке до нашей эры. Ей поклонялись в Ассирии еще в девятнадцатом веке до нашей эры, а в Вавилонию она достигла в старовавилонский период . Источники первого тысячелетия до нашей эры указывают, что ее почитали вместе с Набу в таких городах, как Борсиппа и Калху .
Имя
[ редактировать ]Теоним Ташметум имеет аккадское происхождение. [ 2 ] Оно происходит от корня шему — «слышать». [ 3 ] Были предложены переводы «слушание» и «примирение», хотя ни один из них не является точным, поскольку этот термин не засвидетельствован как абстрактное существительное, а только как теоним и личное имя. [ 4 ] Закари Рубин предлагает вместо этого перевести это как «она слышит». [ 5 ] Франческо Помпонио предложил альтернативный перевод «интеллект», опираясь на ассоциацию между Ташметумом и Набу . [ 6 ] но никаких доказательств того, что термину tašmētum когда-либо придавалось такое значение, не существует. [ 7 ]
Вторичное шумерское имя Ташметум, Нингутешасига, впервые появляется в двуязычных текстах средневавилонского периода , где оно соответствует ее аккадскому титулу belet tešmê u salīme , «госпожа слушания и мира». [ 3 ] Возможно, первоначально оно возникло как древнее научное обоснование народной этимологии ее имени. [ 8 ] В надписи из Сиппара она упоминается как Нинсига ( д нин-сиг-га ), «добрая госпожа», хотя в других местах это имя принадлежит вместо этого божеству из окружения Нинисины . [ 9 ] Еще одно возможное альтернативное имя или титул Ташметум, Эмагар-кабуша, «ее речь проявила благосклонность», появляется в литании липшура , хотя в качестве альтернативы его можно интерпретировать как неподтвержденное божество-помощник в ее служении. [ 10 ]
Характер
[ редактировать ]Характер Ташметума малоизвестен. [ 11 ] В молитве времен правления Тукульти-Нинурты I (табличка KAR 128) она упоминается как « ламассу земли», что в данном контексте является обозначением второстепенного божества-покровителя. [ 12 ] Она также засвидетельствована в роли посредницы, хотя это была стандартная функция всех богинь, считавшихся супругами главных богов в месопотамской религии . [ 13 ]
Закари Рубин предполагает, что Ташметум возник как обожествленный предок, подобно таким божествам, как Якруб-Эл , Итур-Мер или Икшудум . [ 7 ] Он указывает, что tàš-má-tum и tá-áš-má-tum , которые могут быть лицемерными формами общих имен, сочетающих в себе слово ташме (в данном контексте: «слушает молитвы») и теоним, уже предстают как обычные личные имена в источниках древнеаккадского периода и периода Ура III , например в текстах из храма Сина в Тутубе . [ 14 ] Однако он подчеркивает, что нет никаких доказательств того, что Ташметум и другие подобные божества представлялись в рамках своих исторических культов как обожествленные люди. [ 8 ] Он заключает, что даже если они возникли как реальные или воображаемые предки, в конечном итоге они были заново представлены как полностью божественные. [ 5 ]
Иконография Ташметума неизвестна. [ 15 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Ташметум считалась супругой Набу , о чем уже свидетельствуют источники древневавилонского периода . [ 16 ] Закари Рубин утверждает, что впервые они стали ассоциироваться друг с другом в восемнадцатом веке до нашей эры. [ 2 ] возможно, из-за соответствующего значения их имен: Набу происходит от nabû , «призывать», а Ташметум от semû, «слышать». [ 13 ] Самый старый источник, подтверждающий, что они были связаны друг с другом, - это копия списка богов Вейднера из Телль-Табана, датированная концом восемнадцатого века до нашей эры. [ 17 ]
Как жену Набу, Ташметум стали называть невесткой Мардука , как только Набу начали рассматривать как сына Мардука. [ 16 ] Однако она уже была связана с Мардуком независимо от Набу, о чем свидетельствует, например, ее включение в его круг в старовавилонском Сиппаре . [ 18 ] До того, как она стала стандартной ролью супруги Набу, ее могли рассматривать либо как его придворную, либо как куртизанку. [ 10 ] Возможно, первоначально она выполняла подобную роль при дворе Ашура или Иштар-Ашшуриту в Ассуре . [ 5 ]
Никаких упоминаний о каких-либо божествах как о детях Ташметума не известно. [ 1 ]
Ураш , бог-покровитель Дилбата , можно считать отцом Ташметума. [ 19 ] Анна Лёнерт утверждает, что, хотя доказательства ограничены источниками первого тысячелетия до нашей эры, они отражают более древнюю традицию, в которой она была членом круга этого бога. [ 1 ] Закари Рубин отмечает, что Ташметум не встречается во многих теофорных именах из Дилбата, и приходит к выводу, что связь между ней и Урашем могла возникнуть только во время правления Самсу-илуны (ок. 1749–1712 до н.э.) или позже. [ 19 ] Он предполагает, что ассоциация ворот Ураш в Вавилоне Ташметума с церемониями, посвященными Набу, может указывать на то, что они воспринимались как приданое . [ 20 ] Ни в одном источнике Ураш напрямую не упоминается как тесть Набу, но это можно объяснить второстепенным положением Ураша в месопотамском пантеоне . [ 19 ]
К концу касситского периода Ташметум стала ассоциироваться с Наная благодаря расширению связи между этой богиней и Набу. [ 21 ] Они появляются как триада в надписи на кудурру времен правления Мардука-апла-иддина I (1171-1159 гг. до н.э.), в которой они называются «владыками суждения и решения» (EN.MEŠ šip-ṭi u EŠ .БАР). [ 22 ] В Борсиппе Ташметум считалась официальной супругой Набу, а Наная, очевидно, была его любовницей. [ 23 ] В результате этой связи их обоих можно было назвать «королевой Борсиппы». [ 24 ] Однако Поль-Ален Болье определенный синкретизм , заключает, что, хотя между ними действительно имел место [ 16 ] они не были полностью объединены. [ 25 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что использование одного эпитета в этом случае может отражать только равный статус в пантеоне, а не синкретизм. [ 24 ]
Поздний синкретический гимн Иштар приравнивает ее к Ташметуму (а также Зарпанит , Эрешкигаль , Нинмах , Энлилю и Нинлиль ). [ 26 ] Однако Элисон Акер Груске и Такаёси М. Осима подчеркивают, что в целом ее нельзя считать фигурой, подобной Иштар. [ 15 ]
В хеттском тексте KUB 60.147 имя Ташметума используется как логограмма для обозначения неопознанного божества, которому поклоняются в Иштахаре. [ 27 ] северная провинция Хеттской империи , расположенная вблизи равнины Мерзифон . [ 28 ]
Поклонение
[ редактировать ]По словам Джоан Гудник Вестенхольц, Ташметум возник в Ассирии в древнеассирийский период . [ 29 ] Ей поклонялись в этой области уже в девятнадцатом веке до нашей эры, о чем свидетельствуют упоминания о ее захоронении в келлах Ашур а и Иштар-Ашшуриту, также о личной преданности ей среди ассирийцев. [ 30 ] В письме, найденном в Канеше, упоминается обетный подарок, преподнесенный ей торговцем Пушу-кеном. [ 31 ] хотя нет никаких доказательств того, что она была божеством-покровителем его семьи, упомянутым в других письмах. [ 32 ] В том же корпусе текстов теофорные имена Икун-пи-Ташметим и Шат-Ташметим. выделены [ 30 ]
В старовавилонский период поклонение Ташметуму распространилось на север Вавилонии , о чем свидетельствуют источники из Сиппара , Борсиппы и Дилбата . [ 29 ] Закари Рубин отмечает, что ее отсутствие в списке богов Старого Вавилонского Ниппура может служить подтверждением предположения, что в тот период она все еще была относительно плохо известна на юге. [ 33 ]
Источники последних лет правления Хаммурапи указывают, что в какой-то момент Ташметум стал святилищем в Вавилоне . [ 18 ] В сорок первый год своего правления король посвятил ей красное золото и драгоценный камень, [ 34 ] возможно, в надежде предотвратить потенциальную немощь, вызванную его преклонным возрастом. [ 35 ] Хотя ни в каких других царских надписях правителей Первой династии Вавилона она не упоминается, предполагается, что в этот период она могла быть помещена в Мардука . храм Эсагиль , а к концу периода ей поклонялись в Сиппаре как члену круга Мардука и Зарпанита . [ 18 ] Найденное в этом городе письмо, отправленное ассирийкой Таришой своим родственникам, включает благословение Иштар и Ташметума, что может дополнительно указывать на то, что к старовавилонскому периоду она стала рассматриваться как одно из божеств-покровителей Ассура . [ 36 ]
Ташметум стала считаться главной богиней Борсиппы в конце второго тысячелетия до нашей эры из-за возвышения Набу, которое произошло в местном пантеоне. [ 16 ] ее затмила Наная . Однако в конце концов в этом городе [ 24 ]
В Ассирии в первом тысячелетии до нашей эры Ташметум поклонялись в Калху , где ее почитали в местном храме Набу, а также в Ниневии и Ассуре. [ 37 ] Она появляется в ритуале такульту времен правления Ашшурбанипала . [ 38 ] В других неоассирийских источниках ее часто объединяют с Шеруа и малоизвестной богиней Кипат-мати («окружность земли»), предположительно потому, что все трое были помещены в храм Ашура в Ассуре. [ 36 ]
Неопределенные или опровергнутые свидетельства
[ редактировать ]Анна Лёнерт утверждает, что Ташметум впервые засвидетельствован в тексте периода Ура III , НДС 6563. [ 1 ] Однако датировка этой таблички, которая сейчас утеряна, неизвестна, и она может быть моложе, особенно древневавилонской . [ 39 ]
Тешмит-мати, божество, засвидетельствованное в списках подношений из Силенда , вряд ли имеет отношение к Ташметуму и может быть либо обожествленной женой местного царя Гулкишара либо членом круга Шамаша . [ 10 ]
Теоним д У -те-еш-ме-ту 4, известный из Нузи, иногда интерпретируется как вариант имени Ташметума. [ 37 ] Однако, по мнению Захари Рубина, нет никаких доказательств того, что это божество, которое засвидетельствовано только в названии ворот города Зизза, связано с ней, и возможно, ее имя следует перевести как «Иштар ( д У) — тот, кто слышит», что вместо этого указывает на связь с Иштар-ташме, «Иштар слушания», которой поклонялись на севере Вавилонии. [ 7 ]
Хотя Ташметум не упоминается в нововавилонских источниках из Урука , Поль-Ален Болье утверждает, что она могла быть представлена местному пантеону как супруга Набу. [ 40 ] В прошлом предпринимались попытки доказать, что теофорное имя Ина-шилли-Уридимму, засвидетельствованное в тексте с этого сайта, следует читать как Ина-шилли-Ташметум на основе альтернативных значений знаков, но к началу 2000-х годов от этого предложения отказались. и теперь предполагается, что это отражает поклонение обожествленному Уридимму , [ 41 ] мифическое гибридное существо, похожее на льва. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лёнерт 2013 , с. 473.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 169.
- ^ Рубин 2024 , стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 190.
- ^ Помпонио 1998 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 171.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 183.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 92–93.
- ^ Болье 2003 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 184.
- ^ Рубин 2024 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Акер Груске и Осима 2021 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Болье 2003 , с. 186.
- ^ Рубин 2024 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 187.
- ^ Рубин 2024 , с. 189.
- ^ Болье 2003 , с. 185.
- ^ Болье 2003 , стр. 185–186.
- ^ Болье 2003 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 105.
- ^ Болье 2003 , стр. 77–78.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 127.
- ^ Корти 2018 , с. 47.
- ^ Корти 2018 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 179.
- ^ Винхоф 2018 , с. 74.
- ^ Винхоф 2018 , с. 79.
- ^ Рубин 2024 , стр. 180–181.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 116.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 446.
- ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Лёнерт 2013 , с. 474.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 397.
- ^ Рубин 2024 , с. 185.
- ^ Болье 2003 , с. 343.
- ^ Болье 2003 , с. 357.
- ^ Болье 2003 , с. 355.
Библиография
[ редактировать ]- Акер Груске, Элисон; Осима, Такаёси М. (2021). «Она ходит в красоте: иконографическое исследование богини в нимбе» . Ван Дейк-Кумбс, Рената М.; Свейнпол, Лиани К.; Коце, Гидеон (ред.). От каменного века до Стелленбоша: исследования древнего Ближнего Востока в честь Изака (Саккия) Корнелия . Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-151-9 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-siga» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), vol. 9 , получено 18 февраля 2024 г.
- Корти, Карло (2018). «По дороге в Нерик: Местная Пантея хеттской Северной Анатолии» . Мир Востока . 48 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 24–71. дои : 10.13109/wdor.2018.48.1.24 . ISSN 0043-2547 . JSTOR 26551707 . S2CID 134880821 . Проверено 18 февраля 2024 г.
- Лёнерт, Анна (2013), «Tašmētu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том. 13 , получено 18 февраля 2024 г.
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-426-8 . Проверено 18 февраля 2024 г.
- Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , vol. 9 , получено 18 февраля 2024 г.
- Рубин, Закари (2024). «Принятие Набу и Ташмету в Вавилонский пантеон». Журнал древних религий Ближнего Востока . 23 (11): 166–198. дои : 10.1163/15692124-12341340 . ISSN 1569-2116 .
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 18 февраля 2024 г.
- Вассерман, Натан; Блох, Игаль (2023). Амореи: политическая история Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 133. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-54731-5 .