Jump to content

В настоящее время

В настоящее время
Богиня-заступница-защитница
Главный культовый центр Ассур , Вавилон , Борсиппа , Калху
Генеалогия
Родители
Супруг Набу

Ташметум ( 𒀭𒌨𒈨𒌈 , д таш-ме-тум , Ташметум [ 1 ] ) была месопотамской богиней . Ее характер плохо изучен, и лучше всего она засвидетельствована как супруга Набу , хотя они стали ассоциироваться друг с другом только в восемнадцатом веке до нашей эры. Ей поклонялись в Ассирии еще в девятнадцатом веке до нашей эры, а в Вавилонию она достигла в старовавилонский период . Источники первого тысячелетия до нашей эры указывают, что ее почитали вместе с Набу в таких городах, как Борсиппа и Калху .

Теоним Ташметум имеет аккадское происхождение. [ 2 ] Оно происходит от корня шему — «слышать». [ 3 ] Были предложены переводы «слушание» и «примирение», хотя ни один из них не является точным, поскольку этот термин не засвидетельствован как абстрактное существительное, а только как теоним и личное имя. [ 4 ] Закари Рубин предлагает вместо этого перевести это как «она слышит». [ 5 ] Франческо Помпонио предложил альтернативный перевод «интеллект», опираясь на ассоциацию между Ташметумом и Набу . [ 6 ] но никаких доказательств того, что термину tašmētum когда-либо придавалось такое значение, не существует. [ 7 ]

Вторичное шумерское имя Ташметум, Нингутешасига, впервые появляется в двуязычных текстах средневавилонского периода , где оно соответствует ее аккадскому титулу belet tešmê u salīme , «госпожа слушания и мира». [ 3 ] Возможно, первоначально оно возникло как древнее научное обоснование народной этимологии ее имени. [ 8 ] В надписи из Сиппара она упоминается как Нинсига ( д нин-сиг-га ), «добрая госпожа», хотя в других местах это имя принадлежит вместо этого божеству из окружения Нинисины . [ 9 ] Еще одно возможное альтернативное имя или титул Ташметум, Эмагар-кабуша, «ее речь проявила благосклонность», появляется в литании липшура , хотя в качестве альтернативы его можно интерпретировать как неподтвержденное божество-помощник в ее служении. [ 10 ]

Характер

[ редактировать ]

Характер Ташметума малоизвестен. [ 11 ] В молитве времен правления Тукульти-Нинурты I (табличка KAR 128) она упоминается как « ламассу земли», что в данном контексте является обозначением второстепенного божества-покровителя. [ 12 ] Она также засвидетельствована в роли посредницы, хотя это была стандартная функция всех богинь, считавшихся супругами главных богов в месопотамской религии . [ 13 ]

Закари Рубин предполагает, что Ташметум возник как обожествленный предок, подобно таким божествам, как Якруб-Эл , Итур-Мер или Икшудум . [ 7 ] Он указывает, что tàš-má-tum и tá-áš-má-tum , которые могут быть лицемерными формами общих имен, сочетающих в себе слово ташме (в данном контексте: «слушает молитвы») и теоним, уже предстают как обычные личные имена в источниках древнеаккадского периода и периода Ура III , например в текстах из храма Сина в Тутубе . [ 14 ] Однако он подчеркивает, что нет никаких доказательств того, что Ташметум и другие подобные божества представлялись в рамках своих исторических культов как обожествленные люди. [ 8 ] Он заключает, что даже если они возникли как реальные или воображаемые предки, в конечном итоге они были заново представлены как полностью божественные. [ 5 ]

Иконография Ташметума неизвестна. [ 15 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Ташметум считалась супругой Набу , о чем уже свидетельствуют источники древневавилонского периода . [ 16 ] Закари Рубин утверждает, что впервые они стали ассоциироваться друг с другом в восемнадцатом веке до нашей эры. [ 2 ] возможно, из-за соответствующего значения их имен: Набу происходит от nabû , «призывать», а Ташметум от semû, «слышать». [ 13 ] Самый старый источник, подтверждающий, что они были связаны друг с другом, - это копия списка богов Вейднера из Телль-Табана, датированная концом восемнадцатого века до нашей эры. [ 17 ]

Как жену Набу, Ташметум стали называть невесткой Мардука , как только Набу начали рассматривать как сына Мардука. [ 16 ] Однако она уже была связана с Мардуком независимо от Набу, о чем свидетельствует, например, ее включение в его круг в старовавилонском Сиппаре . [ 18 ] До того, как она стала стандартной ролью супруги Набу, ее могли рассматривать либо как его придворную, либо как куртизанку. [ 10 ] Возможно, первоначально она выполняла подобную роль при дворе Ашура или Иштар-Ашшуриту в Ассуре . [ 5 ]

Никаких упоминаний о каких-либо божествах как о детях Ташметума не известно. [ 1 ]

Ураш , бог-покровитель Дилбата , можно считать отцом Ташметума. [ 19 ] Анна Лёнерт утверждает, что, хотя доказательства ограничены источниками первого тысячелетия до нашей эры, они отражают более древнюю традицию, в которой она была членом круга этого бога. [ 1 ] Закари Рубин отмечает, что Ташметум не встречается во многих теофорных именах из Дилбата, и приходит к выводу, что связь между ней и Урашем могла возникнуть только во время правления Самсу-илуны (ок. 1749–1712 до н.э.) или позже. [ 19 ] Он предполагает, что ассоциация ворот Ураш в Вавилоне Ташметума с церемониями, посвященными Набу, может указывать на то, что они воспринимались как приданое . [ 20 ] Ни в одном источнике Ураш напрямую не упоминается как тесть Набу, но это можно объяснить второстепенным положением Ураша в месопотамском пантеоне . [ 19 ]

К концу касситского периода Ташметум стала ассоциироваться с Наная благодаря расширению связи между этой богиней и Набу. [ 21 ] Они появляются как триада в надписи на кудурру времен правления Мардука-апла-иддина I (1171-1159 гг. до н.э.), в которой они называются «владыками суждения и решения» (EN.MEŠ šip-ṭi u EŠ .БАР). [ 22 ] В Борсиппе Ташметум считалась официальной супругой Набу, а Наная, очевидно, была его любовницей. [ 23 ] В результате этой связи их обоих можно было назвать «королевой Борсиппы». [ 24 ] Однако Поль-Ален Болье определенный синкретизм , заключает, что, хотя между ними действительно имел место [ 16 ] они не были полностью объединены. [ 25 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что использование одного эпитета в этом случае может отражать только равный статус в пантеоне, а не синкретизм. [ 24 ]

Поздний синкретический гимн Иштар приравнивает ее к Ташметуму (а также Зарпанит , Эрешкигаль , Нинмах , Энлилю и Нинлиль ). [ 26 ] Однако Элисон Акер Груске и Такаёси М. Осима подчеркивают, что в целом ее нельзя считать фигурой, подобной Иштар. [ 15 ]

В хеттском тексте KUB 60.147 имя Ташметума используется как логограмма для обозначения неопознанного божества, которому поклоняются в Иштахаре. [ 27 ] северная провинция Хеттской империи , расположенная вблизи равнины Мерзифон . [ 28 ]

Поклонение

[ редактировать ]

По словам Джоан Гудник Вестенхольц, Ташметум возник в Ассирии в древнеассирийский период . [ 29 ] Ей поклонялись в этой области уже в девятнадцатом веке до нашей эры, о чем свидетельствуют упоминания о ее захоронении в келлах Ашур а и Иштар-Ашшуриту, также о личной преданности ей среди ассирийцев. [ 30 ] В письме, найденном в Канеше, упоминается обетный подарок, преподнесенный ей торговцем Пушу-кеном. [ 31 ] хотя нет никаких доказательств того, что она была божеством-покровителем его семьи, упомянутым в других письмах. [ 32 ] В том же корпусе текстов теофорные имена Икун-пи-Ташметим и Шат-Ташметим. выделены [ 30 ]

В старовавилонский период поклонение Ташметуму распространилось на север Вавилонии , о чем свидетельствуют источники из Сиппара , Борсиппы и Дилбата . [ 29 ] Закари Рубин отмечает, что ее отсутствие в списке богов Старого Вавилонского Ниппура может служить подтверждением предположения, что в тот период она все еще была относительно плохо известна на юге. [ 33 ]

Источники последних лет правления Хаммурапи указывают, что в какой-то момент Ташметум стал святилищем в Вавилоне . [ 18 ] В сорок первый год своего правления король посвятил ей красное золото и драгоценный камень, [ 34 ] возможно, в надежде предотвратить потенциальную немощь, вызванную его преклонным возрастом. [ 35 ] Хотя ни в каких других царских надписях правителей Первой династии Вавилона она не упоминается, предполагается, что в этот период она могла быть помещена в Мардука . храм Эсагиль , а к концу периода ей поклонялись в Сиппаре как члену круга Мардука и Зарпанита . [ 18 ] Найденное в этом городе письмо, отправленное ассирийкой Таришой своим родственникам, включает благословение Иштар и Ташметума, что может дополнительно указывать на то, что к старовавилонскому периоду она стала рассматриваться как одно из божеств-покровителей Ассура . [ 36 ]

Ташметум стала считаться главной богиней Борсиппы в конце второго тысячелетия до нашей эры из-за возвышения Набу, которое произошло в местном пантеоне. [ 16 ] ее затмила Наная . Однако в конце концов в этом городе [ 24 ]

В Ассирии в первом тысячелетии до нашей эры Ташметум поклонялись в Калху , где ее почитали в местном храме Набу, а также в Ниневии и Ассуре. [ 37 ] Она появляется в ритуале такульту времен правления Ашшурбанипала . [ 38 ] В других неоассирийских источниках ее часто объединяют с Шеруа и малоизвестной богиней Кипат-мати («окружность земли»), предположительно потому, что все трое были помещены в храм Ашура в Ассуре. [ 36 ]

Неопределенные или опровергнутые свидетельства

[ редактировать ]

Анна Лёнерт утверждает, что Ташметум впервые засвидетельствован в тексте периода Ура III , НДС 6563. [ 1 ] Однако датировка этой таблички, которая сейчас утеряна, неизвестна, и она может быть моложе, особенно древневавилонской . [ 39 ]

Тешмит-мати, божество, засвидетельствованное в списках подношений из Силенда , вряд ли имеет отношение к Ташметуму и может быть либо обожествленной женой местного царя Гулкишара [ де ], либо членом круга Шамаша . [ 10 ]

Теоним д У -те-еш-ме-ту 4, известный из Нузи, иногда интерпретируется как вариант имени Ташметума. [ 37 ] Однако, по мнению Захари Рубина, нет никаких доказательств того, что это божество, которое засвидетельствовано только в названии ворот города Зизза, связано с ней, и возможно, ее имя следует перевести как «Иштар ( д У) — тот, кто слышит», что вместо этого указывает на связь с Иштар-ташме, «Иштар слушания», которой поклонялись на севере Вавилонии. [ 7 ]

Хотя Ташметум не упоминается в нововавилонских источниках из Урука , Поль-Ален Болье утверждает, что она могла быть представлена ​​местному пантеону как супруга Набу. [ 40 ] В прошлом предпринимались попытки доказать, что теофорное имя Ина-шилли-Уридимму, засвидетельствованное в тексте с этого сайта, следует читать как Ина-шилли-Ташметум на основе альтернативных значений знаков, но к началу 2000-х годов от этого предложения отказались. и теперь предполагается, что это отражает поклонение обожествленному Уридимму , [ 41 ] мифическое гибридное существо, похожее на льва. [ 42 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Лёнерт 2013 , с. 473.
  2. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 168.
  3. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 169.
  4. ^ Рубин 2024 , стр. 169–170.
  5. ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 190.
  6. ^ Помпонио 1998 , с. 21.
  7. ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 170.
  8. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 171.
  9. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 488.
  10. ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 183.
  11. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 92–93.
  12. ^ Болье 2003 , с. 137.
  13. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 184.
  14. ^ Рубин 2024 , с. 173.
  15. ^ Jump up to: а б Акер Груске и Осима 2021 , с. 59.
  16. ^ Jump up to: а б с д Болье 2003 , с. 186.
  17. ^ Рубин 2024 , стр. 184–185.
  18. ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 182.
  19. ^ Jump up to: а б с Рубин 2024 , с. 187.
  20. ^ Рубин 2024 , с. 189.
  21. ^ Болье 2003 , с. 185.
  22. ^ Болье 2003 , стр. 185–186.
  23. ^ Болье 2003 , с. 116.
  24. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 105.
  25. ^ Болье 2003 , стр. 77–78.
  26. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 127.
  27. ^ Корти 2018 , с. 47.
  28. ^ Корти 2018 , с. 46.
  29. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 92.
  30. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 179.
  31. ^ Винхоф 2018 , с. 74.
  32. ^ Винхоф 2018 , с. 79.
  33. ^ Рубин 2024 , стр. 180–181.
  34. ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 116.
  35. ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 446.
  36. ^ Jump up to: а б Рубин 2024 , с. 180.
  37. ^ Jump up to: а б Лёнерт 2013 , с. 474.
  38. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 397.
  39. ^ Рубин 2024 , с. 185.
  40. ^ Болье 2003 , с. 343.
  41. ^ Болье 2003 , с. 357.
  42. ^ Болье 2003 , с. 355.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9586a5ffc29bb9fd96569ee6db167bbf__1709330580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/bf/9586a5ffc29bb9fd96569ee6db167bbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tashmetum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)