Итур-Мер
Итур-Мер | |
---|---|
Бог-покровитель Мари | |
Главный культовый центр | Мари, позже Терка |
Генеалогия | |
Супруг | возможно, Тарам-Мер [ 1 ] |
Итур-Мер был месопотамским богом, которому поклонялись в царстве Мари , а после его падения в царстве Хана , особенно в Терке . Его имя построено как теофорное имя, а не как типичный теоним , что позволяет предположить, что изначально он был обожествленным героем или фигурой предка. Альтернативная теория считает его ипостасью бога Мера , хотя в отличие от него он не был божеством погоды .
Поклонение Итур-Меру лучше всего задокументировано в источниках времен правления царя Зимри-Лима , которые включают сведения о его храме , духовенстве и праздниках. На основании доступных источников предполагается, что он был не только богом- покровителем города Мари, но и божественным защитником клятв , и его можно было призывать для исцеления больных или помощи в раскрытии преступлений.
Источник
[ редактировать ]Имя Итур-Мер построено как теофорное имя и может быть переведено как «(бог) Мер обратился (ко мне)». [ 2 ] или «Мер вернулся». [ 1 ] Элемент Итур- засвидетельствован во многих аккадских именах, как из Мари , так и в других местах, таких как Итур- Син , Итур- Адду и Итур- Эа . [ 3 ] Уилфред Дж. Ламберт отмечал, что теонимы аналогичной структуры были распространены в Верхней Месопотамии и в различных частях Сирии одновременно с марийскими архивами. [ 4 ] Примеры, общепризнанные в науке, включают Якруб-Эл. [ 3 ] и Ташки-Мама. [ 5 ] Ламберт также считал Илабу (согласно его интерпретации, транскрибируемую «Ил-аба») еще одним примером такого имени. [ 4 ] Однако, по мнению Джека М. Сэссона, эта точка зрения неверна, как и периодические попытки классифицировать Лагамаля и Латарака как схожие божества. [ 5 ]
В науке присутствуют два основных предположения относительно первоначальной природы Итур-Мера: что он был ипостасью Мера или обожествленным героем . [ 6 ] В число исследователей, поддерживающих последнюю точку зрения, входят Ичиро Наката, [ 6 ] Стефани Дэлли (которая видит в нем обожествленного короля) [ 7 ] и Дэниел Швемер. [ 8 ] Аналогичную точку зрения также высказал Джек М. Сассон, который утверждает, что Итур-Мер и другие подобные божества представляли собой концепцию, сравнимую с терафимами , и функционировали как воплощения умерших фигур предков, связанных с конкретными городами. [ 9 ] Сторонники первого предложения, первоначально сформулированного Дитцем-Отто Эдзардом и Гербертом Б. Хаффмоном, [ 10 ] включая Уилфреда Дж. Ламберта [ 4 ] и Эндрю Р. Джордж . [ 11 ] По мнению Швемера, аргументом против отождествления Итур-Мера и Мера как двух форм одного божества является тот факт, что первый не был богом погоды. [ 12 ]
Характер
[ редактировать ]Итур-Мер был одним из главных богов местного пантеона Мари в старовавилонский период . [ 6 ] Он особенно хорошо засвидетельствован в документах времен правления Зимри-Лима (1775–1762 гг. До н.э.). [ 6 ] Даниэль Швемер предполагает, что он служил родовым божеством династии этого правителя. [ 8 ] Его можно было назвать эпитетом « царь Мари» ( лугал мари к ). [ 13 ] Сочетание шумерского слова lugal и названия города было стандартной формой имен или эпитетов божеств-покровителей конкретных мест. [ 13 ] Другой засвидетельствованный эпитет - «господин искупления» (или «господин отпущения грехов»), bēl pudîm . [ 14 ] Натан Вассерман сравнивает присутствие Итур-Мер в марийских текстах с вавилонской склонностью к Мардуку , ассирийской к Ашуру и со ссылками на Иншушинака в аккадских текстах из Суз и считает, что все они принадлежат к одной и той же культурной среде, типичной для древневавилонского периода. . [ 15 ]
Предполагается, что локально Итур-Мер был вторым по значимости божеством после Дагана , который был признан верховным божеством во всем районе среднего Евфрата . [ 13 ] Возможным исключением является письмо Зимри-Лиму от царицы Шибту , где Итур-Мер занимает третье место, а вместо него бог солнца Шамаш . вторую позицию, сразу за Даганом, занимает [ 13 ] За этими тремя богами следуют Белет Экаллим и Адду ( Адад ). [ 13 ] Джек М. Сассон предположил, что божество Тар'ам-Мер, «возлюбленный Мера», которое появляется рядом с ним в списке подношений, было его супругой. [ 1 ] По словам Дэниела Швемера, никаких других свидетельств существования этого божества в настоящее время неизвестно. [ 16 ] Имя Тарам-Мер принадлежит к той же категории теонимов, что и Итур-Мер. [ 16 ]
Итур-Мер обычно вызывался в клятвах и выступал в качестве их божественного защитника. [ 17 ] [ 18 ] Эта роль также засвидетельствована для него в документах королевства Хана, датированных разрушением города Мари. [ 6 ] В юридическом тексте Мариоте упоминается, что некий Пулси-Адду из земли Сухум должен был принести клятву Дагану, Итур-Меру, Ханату и царю Зимри-Лиму, чтобы гарантировать, что он не будет пытаться отстаивать свои претензии в будущем после проигрыша в суде. [ 19 ] Хотя клятвы можно было принести в храме Итур-Мера, иногда из-за расстояния присутствие его статуи , эмблемы или другого связанного с ним объекта считалось достаточным. [ 20 ]
Вторичной, редко засвидетельствованной ролью Итур-Мера была роль исцеляющего божества. [ 21 ] В одном письме Зимри-Лиму, отправленном неким Шу-нухра-Халу, упоминается, что мальчик из Алеппо был исцелен в Аббатуме благодаря вмешательству этого бога. [ 20 ]
Джек М. Сассон отмечает, что два текста из Мари указывают на то, что в некоторых случаях считалось, что Итур-Мер способен помочь в раскрытии преступлений. [ 22 ] После исчезновения двух волов его статую разнесли по городу, что предположительно привело к обнаружению их останков в одном из домов. [ 22 ] В другом случае говорится, что он возлежал над городскими воротами, чтобы определить, несут ли гонцы из Вавилона ответственность за исчезновение раба, и неизвестным образом показал царю, что они невиновны. [ 22 ]
Поклонение
[ редактировать ]Итур-Мер был богом-покровителем Мари , [ 23 ] [ 4 ] древний месопотамский город, отождествляемый с современным городом Телль-Харири в Сирии , расположенный недалеко от границы с Ираком . [ 24 ] Впервые он упоминается в документах периода Шакканакку . [ 23 ] примерно современник Третьей династии Ура . [ 25 ] Его значение за пределами самого Мари было незначительным. [ 26 ] По словам Ичиро Накаты, возможно, первоначально ему поклонялись в Идамаразе, а позже он был представлен Супруму либо при Яггид-Лиме , либо при Яхдун-Лиме . [ 25 ] Множественные документы свидетельствуют о том, что в Мари существовал храм, посвященный Итур-Меру. [ 27 ] По словам Чинции Папи, в зависимости от интерпретации так называемого «Храма Львов», возможно, был раскопан посвященный ему храм, хотя также предполагалось, что вместо этого он принадлежал Дагану . [ 28 ] Текстовые ссылки на святыни могут относиться к местам внутри королевского дворца , а не к отдельным религиозным сооружениям. [ 28 ]
После завоевания Мари Шамши-Адад посвятил Итур-Меру трон и в сопроводительной надписи выразил ему благодарность за предоставление ему права управлять им. [ 25 ] Было отмечено, что этот текст необычен, поскольку в нем не упоминается Даган ни в каком качестве, хотя в более ранние периоды к нему обычно обращались недавно созданные правители западных частей Месопотамии, а вместо этого местный бог встречается рядом с Энлилем и Ашуром . [ 25 ]
Во время правления Зимри-Лима среди известных представителей духовенства, ответственных за обряды Итур-Мер, были шангю ( священник ; засвидетельствовано в письме Адду-дури, царицы-матери ) и мухум (переводится как « пророк «;» единственный известный обладатель этой должности носил имя Эа-маши). [ 27 ] Несмотря на существование последнего, в марийском корпусе не известно никаких пророческих посланий, приписываемых Итур-Меру. [ 27 ] Известны также многочисленные упоминания о чернорабочих, работавших на полях, принадлежащих храму Итур-Мер. [ 13 ] Предположительно, они отвечали за сбор ячменя , который, в свою очередь, поставлялся храмовому персоналу. [ 13 ]
Количество подношений Итур-Меру, упомянутое в известных документах, указывает на то, что он был одним из главных божеств пантеона Мари. [ 27 ] Его отмечали во время фестиваля , проходившего в двадцать седьмой день месяца Lilliātum по местному календарю. [ 27 ] Во время него он получил шесть овец , столько же, сколько и другие главные божества, Адду , Аннунитум , Белет Экаллим , Даган, Эа , Нергал , Нинхурсаг (возможно, следует понимать как замену жены Дагана Шалаш в текстах из Мари). [ 29 ] ) и Шамаш . [ 27 ] В другом документе упоминается о доставке небольшого количества золота некоему Муканнишуму, чтобы он мог изготовить ожерелье для Итур-Мера для праздника, называемого инума замири . [ 13 ] Заготовки паланкина упоминаются и в одном из распорядительных документов. [ 30 ] Судя по всему, он был богато украшен, поскольку в инструкциях упоминается, что для изготовления инкрустаций было выделено 6 фунтов золота, в том числе «1 фигурка Дагана, 1 царская фигура, 1 фигурка Якруб-Эла , 3 фигурки гор (богов) и различных местных жителей, обращенных к грудь; 2 уриду -джинна и 2 ламассатум -джинна; 1 средняя гора; 2 [...]. и два чуба на груди». [ 30 ]
Итур-Мер хорошо засвидетельствован в теофорных именах древневавилонского марийского языка. [ 6 ] Примеры включают Ана-Итур-Мер-таклаку («Я верю в Итур-Мер»), Хатни-Итур-Мер («Итур-Мер - мой родственник мужского пола»), Ханна-Итур-Мер («Итур-Мер милостивый»). ), Ипку-Итур-Мер («Итур-Мер – защита»), Итур-Мер-гамил («Итур-Мер милостивый»), Итур-Мер-Хиная («Итур-Мер — это два глаза [возможно: страны]»), Итур-Мер-шамах («Итур-Мер слушает»), Итур-Мер-тиллати («Итур-Мер — мой союзник») и Итур-Мер-Кишра (что означает «неизвестный»). [ 18 ]
После того, как Мари был разрушен Хаммурапи , Итур-Меру продолжали поклоняться в царстве Хана , главным городским центром которого, вероятно, была Терка , до конца старовавилонского периода. [ 6 ] Поскольку даже во время правления Зимри-Лима ему не поклонялись в Терке, Ичиро Наката предполагает, что его могли туда ввести бывшие члены администрации Мариоте, бежавшие туда после разграбления города вавилонянами. [ 31 ] Вместо этого Поль-Ален Болье считает, что присутствие Итур-Мера в текстах из Терки, возможно, указывает на то, что Мари не была полностью заброшена в этот период. [ 32 ] Наката дополнительно предполагает, что исчезновение Якруб-Эла из местного пантеона Терки было результатом появления Итур-Мера. [ 31 ] В одном из текстов Ханы упоминается дом, принадлежавший Итур-Меру, хотя номинальным владением им он делил с Даганом, Шамашем и местным правителем Ишар-Лимом. [ 33 ] Короли Ханы продолжали упоминать Итур-Мер в своих документах даже во время правления митаннийского царя Параттарны . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сассон 2001 , с. 414.
- ^ Швемер 2008 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Наката 1975 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Фрейн 2009 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б Сассон 2001 , с. 413.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Наката 2011 , с. 129.
- ^ Фелиу 2003 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2007 , стр. 129.
- ^ Сассон 2015 , с. 235.
- ^ Наката 1975 , с. 18.
- ^ Джордж 2003 , с. 193.
- ^ Швемер 2001 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Наката 2011 , с. 131.
- ^ Сассон 2015 , с. 248.
- ^ Вассерман 2019 , с. 872.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 203.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б Наката 2011 , с. 133.
- ^ Наката 2011 , стр. 133–134.
- ^ Jump up to: а б Наката 2011 , с. 134.
- ^ Наката 2011 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с Сассон 2001 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Куппер 1980 , с. 222.
- ^ Фрейн 2009 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б с д Наката 2011 , с. 132.
- ^ Далли 2002 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Наката 2011 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Паппи 2012 , с. 581.
- ^ Фелиу 2003 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Сассон 2015 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Наката 2011 , с. 135.
- ^ Болье 2017 , с. 106.
- ^ Данные 2014 г. , стр. 55.
- ^ Данные 2014 г. , стр. 69.
Библиография
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Блэквелл История древнего мира. Уайли. ISBN 978-1-119-45907-1 . Проверено 9 августа 2022 г.
- Дэлли, Стефани (2002). Мари и Карана: два старых вавилонских города . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. дои : 10.31826/9781463207731 . ISBN 978-1-4632-0773-1 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: Брилл. ISBN 90-04-49631-9 . OCLC 1288215998 . Проверено 9 августа 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (2009). Досаргонический период . Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Куппер, Жан-Робер (1980), «Итур-Мер» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 10 августа 2022 г.
- Наката, Ичиро (1975). «Марийская записка: Икруб-Эль и вопросы, связанные с ним» . Ориент . 11 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 15–24. дои : 10.5356/orient1960.11.15 . ISSN 1884-1392 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 .
- Паппи, Чинция (2012). «Религия и политика за божественным столом: Культовые путешествия Зимри-Лима» . Организация, представительство и символы власти на древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 579–590. дои : 10.1515/9781575066752-048 . ISBN 978-1-57506-675-2 .
- Подани, Аманда Х. (2014). «Хана и низкая хронология» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1). Издательство Чикагского университета: 49–71. дои : 10.1086/674706 . ISSN 0022-2968 .
- Сассон, Джек М. (2001). «Божественные предки?» (PDF) . Ван Сольдт, Уилфред Х.; Дерксен, Ян Г.; Коувенберг, Нью-Джерси; Криспейн, Тео (ред.). Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестидесятипятилетия . Серия Пихана. Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-091-0 . Проверено 10 августа 2022 г.
- Сассон, Джек М. (2015). Из марийского архива: антология старых вавилонских писем . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-830-5 . OCLC 907931488 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Вассерман, Натан (2019). «Погребальные тексты Сузы: новое издание и переоценка и вопрос психостазии в древней Месопотамии» . Журнал Американского восточного общества . 139 (4). Американское восточное общество. дои : 10.7817/jameroriesoci.139.4.0859 . ISSN 0003-0279 .