Shalash
Shalash | |
---|---|
Жена Дагана или Кумарби | |
Главный культовый центр | Туттул , Битин |
Генеалогия | |
Супруга | |
Дети | Хадад , возможно, Великий |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Нинлиль |
Шалаш ( Шалаш ) — сирийская богиня, наиболее известная как жена Дагана , главы пантеона среднего Евфрата . Ей поклонялись в Эбле и Туттуле уже в третьем тысячелетии до нашей эры, а позже ее культ засвидетельствован в Мари и . Она также познакомилась с месопотамским и хурритским пантеонами.
Как в древних месопотамских текстах, так и в современных исследованиях давней проблемой является различие между Шалашем и одноименной Шалой , женой бога погоды Ишкура /Адада в Месопотамии .
Имя
[ редактировать ]Этимология имени Шалаш неизвестна. [ 1 ] На основании свидетельств в текстах Эблы теории хурритского происхождения можно отвергнуть. [ 2 ] Однако, как отметил Альфонсо Арчи, правдоподобной семитской этимологии также не существует, как и в случае с другими сирийскими божествами, такими как Кубаба или Аштаби . [ 3 ] Луис Фелиу предполагает, что он мог возникнуть на неизвестном языке- основе . [ 1 ]
Написание д са-а-ша , д са-а-са и д ша-ла-ша засвидетельствованы в документах из Эблы. [ 4 ]
На древневавилонском марийском языке это имя обычно записывалось логографически как д NIN.HUR.SAG.GA . [ 5 ] Также возможно, что тексты из того же города, в которых упоминаются Нинлиль и Нинкуги, относятся к Шалашу. [ 2 ]
На языке Язылыкая имя пишется иероглифами как (DEUS) sa-lu-sa . [ 6 ] Написание Шалуш также известно из хурритских текстов. [ 7 ]
В Эмаре имя жены Дагана писалось как д НИН.КУР, который предположительно является продолжением обычного логографического написания его собственного имени, д ГДЕ. [ 2 ] Было высказано предположение, что это божество можно отождествить с Шалашем и что западные писцы относились к д НИН.КУР как синоним д НИН.ХУР.САГ.ГА основаны на сходстве значений имён. [ 2 ] Богиня по имени Нинкур также известна из списков месопотамских богов, хотя там она является одним из предков Энлиля . [ 2 ]
В списке богов Ан = Анум перечислены шумерские имена Нинкуси («золотая леди»), [ 8 ] Нинудишара («госпожа, поражающая мир») и Нинсухзагина («Госпожа, диадема из лазурита ») как синонимы Шалаша. [ 9 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Шалаш была женой Дагана, и вместе они стояли во главе пантеона среднего Евфрата в древней Сирии . [ 10 ] Ни в одном известном тексте не указано, были ли у нее какие-либо предки. [ 11 ] Предполагается, что в Мари Адада считали ее сыном. [ 12 ] Луис Фелье дополнительно предполагает, что Хебат , богиня Халаба (Алеппо), была дочерью Шалаша и Дагана. [ 12 ]
В текстах из Эблы Шалаш также ассоциируется с Вадааном(у), богом, отличным от Дагана, которому поклоняются в Гар(р)аму, а не Туттуле. [ 13 ] Альфонсо Арчи предполагает, что их считали супругами. [ 14 ] Предполагается, что его имя имело происхождение из семитского языка. [ 15 ] В отличие от Дагана, Вадаан не упоминается ни в каких более поздних источниках. [ 15 ]
В хурритской традиции Шалаш считалась женой Кумарби из-за синкретизма между ним и Даганом. [ 16 ]
Месопотамский список богов Ан = Анум приравнивает Шалу к Нинлиль, а ее мужа к Энлилю. [ 16 ]
Шалаш и Шала
[ редактировать ]В современной науке Шалаш иногда путают с Шалой , месопотамской богиней, считающейся женой Адада. [ 17 ] По словам Дэниела Швемера, хотя некоторая путаница между двумя богинями также присутствует в некоторых древних источниках, она в основном ограничивается научными месопотамскими текстами и не старше четырнадцатого века до нашей эры. [ 18 ] По словам Луиса Фелиу, большинство свидетельств этого относятся к первому тысячелетию до нашей эры. [ 19 ]
В списке богов Ан = Анум Шалаш указан как одно из альтернативных имен Шалы. [ 20 ] Однако здесь также отдельно приравнивается Шалаш (но не Шала) к Нинлиль. [ 21 ] В позднем пояснительном тексте Нинкуси/Шалаш упоминается как «Шала западной степи». [ 21 ] В единственной копии ритуала Маклу из Ассура Шала встречается вместо Шалаша, присутствующего в других известных копиях того же текста. [ 19 ]
Луис Фелье отвергает возможность того, что изначально эти двое были одним и тем же, и особенно то, что путаница между ними была вызвана тем, что Даган сам был богом погоды и, таким образом, аналогичен Ададу. [ 19 ] Он также отмечает, что Шала хорошо засвидетельствована в искусстве как богиня, связанная с погодой, тогда как характер Шалаш, основанный на параллелях с женами глав других пантеонов древнего Ближнего Востока (например, Нинлиль, жены Энлиля и Атирата , жена Эла ), вряд ли будет напоминать жену месопотамского бога погоды. [ 22 ] Кроме того, написание имени богини в сочетании с Адад в религиозных надписях одинаково в разные периоды времени и на разных языках и никогда не заканчивается шипящим звуком . [ 23 ]
В хурритских и хеттских источниках очень мало свидетельств путаницы двух богинь. [ 7 ] договор короля Шаттиваза . Даниэль Швемер считает одним из примеров [ 4 ] Луис Фелье предполагает, что для хурритов и хеттов источником путаницы мог быть тот факт, что окончание -š в имени Шалаш могло интерпретироваться как падежное окончание в их языках, [ 24 ] но он также отмечает, что единственно возможные примеры могут также представлять собой простые ошибки переписчика. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства о Шалаше происходят из Эблы и относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. [ 13 ] Однако нет никаких указаний на то, что в тот период ей широко поклонялись. [ 25 ] Она была связана с богом Вадааном(у), которому поклонялись в Гар(р)аму, городе на территории Эблаитов. [ 13 ] В документах царского визиря Ибриума также имеются сведения о связи между д са-а-ша (Шалаш) и Д БЭ ду-ду-лу ки , «повелитель Туттула», титул Дагана. [ 13 ] Статуя Шалаша, очевидно, была объектом культа в Туттуле. [ 25 ]
В более поздние периоды культ Шалаша хорошо засвидетельствован в Туттуле, и Альфонсо Арчи даже предполагает, что мнение о том, что она была женой Дагана, зародилось в этом городе. [ 16 ] Однако в настоящее время нет никаких свидетельств того, что ей поклонялись в другом культовом центре ее мужа, Терке . [ 16 ]
В Халабе Шалашу поклонялись вместе с Даганом и Хебатом в ритуале паграум , который является частью траурной церемонии. [ 26 ]
Как поклонение Шалаш, так и ее связь с Даганом хорошо засвидетельствованы в древневавилонских марийцах. [ 27 ] В более ранние периоды у нее уже был храм в этом городе, [ 28 ] в какой-то момент перестроен Нур-Мером . [ 29 ] Короли тесно связаны с поклонением Шалашу ( д НИН.ХУР.САГ.ГА) и Даган включают Яггид-Лим , Яхдун-Лим и Зимри-Лим . [ 30 ] Шалашу поклонялись и живущие в городе хурриты. [ 3 ] Она появляется в ряде теофорных названий как из самого Мари, так и из близлежащего Чагар-базара , например Шалаш-таппи («Шалаш — мой партнер») и Шалаш-турия («Шалаш» — мое прибежище). [ 27 ]
В Месопотамии Шалаш появляется вместе с Даганом на печатях периода Исин-Ларса . [ 31 ]
В хурритских источниках она указана в калути (списках жертвоприношений) круга Хебат, в некоторых документах сразу после самой этой богини, в других между Айей и Адаммой . [ 32 ] Она также известна калути Шаушки по . [ 33 ] Хотя в первом она появляется с Кумарби, во втором он отсутствует. [ 33 ] Еще в древневавилонский период хурриты называли Шалаша «Пиденхи». [ 3 ] Этот эпитет произошел от слова «Пиден» (также пишется «Битин»). [ 3 ] ), поселение, упомянутое в текстах из Алалаха , [ 32 ] который был культовым центром этой богини. [ 33 ]
На рельефах святилища Язылыкая Шалаш изображен между Набарби и Дамкиной (рисунок № 52). [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б с д и Фелиу 2003 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д Архи 2013 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , с. 566.
- ^ Швемер 2001 , стр. 404–405.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 637.
- ^ Jump up to: а б с Фелиу 2003 , с. 292.
- ^ Швемер 2001 , стр. 401–402.
- ^ Швемер 2001 , стр. 402–403.
- ^ Фелиу 2003 , с. 287.
- ^ Фелиу 2003 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б с д Швемер 2001 , с. 403.
- ^ Архи 2013 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 633.
- ^ Jump up to: а б с д Архи 2015 , с. 634.
- ^ Фелиу 2007 , с. 87.
- ^ Швемер 2007 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с Фелиу 2007 , с. 92.
- ^ Швемер 2001 , с. 400.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 401.
- ^ Фелиу 2007 , стр. 92–93.
- ^ Фелиу 2007 , с. 90.
- ^ Фелиу 2007 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 632.
- ^ Фелиу 2003 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 404.
- ^ Архи 2015 , с. 6.
- ^ Архи 2015 , с. 639.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 288–289.
- ^ Фелиу 2003 , с. 291.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 636.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2008а , с. 590.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . ДЕ ГРЮТЕР. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Фелиу, Луис (2007). «Две невесты для двух богов. Случай Шалы и Шалаша» . Он нахмурил бровь и рассмеялся . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-934628-32-8 . OCLC 191759910 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2008), «Šāla A. Philologisch» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 февраля 2022 г.
- Швемер, Даниэль (2008a), «Шалуш, Шалаш» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 февраля 2022 г.