Jump to content

Это горит

Это горит
Бог-покровитель царей Аккадской империи
Главный культовый центр Аккад
Оружие женщина
Эквиваленты
Угаритовый эквивалент Илиб (оспаривается) [1]

Илаба был месопотамским богом . Он лучше всего засвидетельствован как божество-покровитель царей Аккадской империи и действовал как их личный бог, так и как городской бог Аккада . Текстовые источники указывают, что он был воинственным божеством, которого часто описывали как вооруженного булавой . Понимался ли он как полностью независимое божество или как обожествленный предок, а также его предполагаемая связь с одноименным угаритским предковым божеством Илибом , остаются предметом споров среди исследователей. Он не упоминается ни в каких источниках, предшествующих правлению Саргона Аккадского . После распада Аккадской империи ему продолжали поклоняться в различных городах Месопотамии , например в Мари , а в старовавилонский период он стал божеством-покровителем правителей царства Хана . Он также продолжал появляться в литературных текстах, описывающих подвиги аккадских правителей, и в списках богов.

Имя и характер

[ редактировать ]

Имя Илабы было написано клинописью как 𒀭𒀀𒂷 Ìl-a-ba 4 , [2] ДИНГИР .А.МАЛ. [1] Оно понимается как комбинация элементов il , родового слова «бог» или отдельного теонима, и аба , «отец», засвидетельствованного в семитских языках , и может быть переведено как «Ил — отец» или «Ил, отец». отец." [3] В прошлом ассириологи не знали, как его читать, и такие возможности, как д А.МАЛ или д A.BA. 4 Было предложено [2] Были также предприняты попытки идентифицировать бога, подразумеваемого под Забабой или Мардуком . [4] Правильное прочтение было впервые установлено в 1969 году Оке В. Сьёбергом и в последующие десятилетия нашло признание в ассириологии. [2]

Илаба был городским богом Аккада. [5] Предполагается, что он выполнял функции боевого божества . [6] [7] булава . В связи с ним часто упоминается [8] В надписи Саргона, известной из древневавилонской копии, говорится, что оружие Илабы позволило ему одержать победу над пятьюдесятью другими правителями. [9] Другая передает, что Илаба получил свою булаву от главы пантеона Энлиля . [10] В текстах времен правления Нарам-Сина он часто появляется рядом с другим воинственным божеством, Аннунитумом , который в одном случае обозначен как «возглавляющий войска города Илаба». [7] Утверждалось, что их считали супругами, но это остается неопределенным. [11]

Манфред Креберник отмечает, что, хотя в науке остается предметом дискуссий, был ли Илаба отдельным божеством или просто общим термином для семейного бога или обожествленного предка, тот факт, что его характер последовательно описывается в известных источниках, его связь с конкретным город, и его присутствие в списках богов, похоже, подтверждает первую точку зрения. [12] Джек М. Сассон утверждает, что мнение о том, что он представлял собой обожествленного предка, похожего на таких божеств, как Итур-Мер или Якруб-Эл , распространено в науке, хотя он сам считает это неправдоподобным. [13] Связь между Илабой и угаритским божественным предком Илибом была предложена Уилфредом Г. Ламбертом . [14] Однако Деннис Парди утверждает, что характер Илиба нельзя считать идентичным персонажу Илабы. [1] и исключает возможность того, что первое произошло из второго. [15] Креберник отмечает, что признание того, что Илиб произошел от Илабы, потребовало бы допустить, что имя этого бога было переведено после того, как он был введен в угаритский пантеон . [16]

Поклонение

[ редактировать ]

В Саргонический период

[ редактировать ]

Саргон Аккадский называл Илабу своим личным богом. [8] Никаких свидетельств поклонения Илабе, включая топонимы и теофорические имена , не существует до периода правления этого короля . [11] Один из его преемников, Нарам-Син , называл Илабу иллат -шу , буквально «свой клан», возможно, метафорически понимаемый как «защитник» или «семейное божество», хотя Энлиля он называл своим личным богом. [8]

В надписи Нарам-Сина говорится, что после расширения своей империи на западе он «поразил людей, которых бог Даган дал ему в первый раз, чтобы они служили богу Илабе, его богу». [17] Упоминание Дагана типично для саргонских надписей, посвященных западным завоеваниям, поскольку считалось, что этот бог был ответственным за дарование царской власти в районе Верхнего Евфрата , о чем также свидетельствуют более поздние тексты из Мари . [17] Неясно, указывает ли упоминание о жителях северо-западных территорий, которые должны служить Илабе, на то, что он был завезен в эту область династией Саргонов, или он уже присутствовал в местном пантеоне раньше. [8] Оригинал обсуждаемого текста, по-видимому, был начертан на памятнике, расположенном в Уре , но современным исследователям он известен по древневавилонской копии. [18] Проклятие, сопровождающее эту надпись, призывает Илабу наряду с большим количеством других божеств, таких как Син , Нергал , Нинкаррак , Нинхурсаг и Нисаба . [19] Илаба также является одним из пяти месопотамских божеств, упомянутых в договоре между Нарам-Сином и неизвестным правителем Элама , остальные четыре — Ишхара , Манзат , Нинкаррак и Нинурта . [20] [21] В тексте, который представляет собой либо копию надписи Нарам-Сина, либо более позднее литературное произведение, описывающее восстание против этого царя, перечислены Иштар , Илаба, Шуллат и Ханиш , Шамаш и Умшу как божества, которым он сообщает о поражении повстанцев. [22]

Название года Шар-Кали-Шарри гласит, что он построил храм, посвященный Илабе, в Вавилоне, прежде чем победить кутийского царя по имени Шарлак . [23] Однако его церемониальное название неизвестно. [24] Эндрю Р. Джордж утверждает, что Илаба поделился этим с Аннунитумом, [6] но, по словам Поля-Алена Болье , хотя в одном и том же году упоминаются оба этих божества, оно указывает на строительство двух отдельных храмов. [23] По состоянию на 2017 год это название оставалось самым старым известным упоминанием города Вавилон, в данном случае записанным как КА.ДИНГИР. к читается как babu (первый знак по -аккадски , второй как ilu , третий является определяющим, обозначающим топонимы), это написание также хорошо засвидетельствовано в более поздние времена, по-видимому, основанное на народной этимологии, переинтерпретирующей название города как «ворота боги». [25] Храм Илабы мог существовать и в Сиппаре . [8] в то время как эреш-дингир посвященная ему жрица проживала в Гирсу . [26] упоминание о духовенстве санги Илабы. Известно также [8]

В двух текстах из Суз упоминаются подношения Илабе и божеству. д Шу-нир как обожествленный стандарт . , интерпретируемый Петром Штейнкеллером [27] и Манфред Креберник, [8] а как Белат-Шухнир Рана Садока. [21] Судя по содержанию упомянутых текстов, Штейнкеллер предполагает, что дворцовое управление Сузами было посвящено Илабе. [27]

Илаба упоминается вместе с Иштар, Нинхурсаг и Ашги в письме Адаба. [5] посланный Ишкун-Даганом, который, возможно, был чиновником, проживавшим в районе Лагаша во времена правления Шар-Кали-Шарри, к некоему Пузур-Иштару. [28] Первая пара божеств предположительно представляла политический центр того периода, Аккад, а последние два были главными божествами Адабом. [5] Бенджамин Фостер отмечает, что стиль этого текста «необычный» и «цветочный» и что в нем используется «язык, основанный на магических формулах», что, по его мнению, может указывать на то, что его первоначальный замысел был юмористическим, поскольку его тема — простая просьба приехать быстро. [28]

Из текстов саргонического периода известны различные теофорные имена, в которых упоминается Илаба, в том числе Илаба-алшу («Илаба — его город»), Илаба-андул («Илаба — защита»), Илаба-иштакал («Доверие к Илабе»); имя одного из сыновей Саргона [8] ), Иль-Илаба («Илаба - бог»), Кашид-Илаба («Илаба пришел»), Риссу-Илаба («Илаба - его помощь») и Бели-Илаба («Илаба - мой господин»). [11] По состоянию на 2016 год был идентифицирован только один возможный топоним, упоминающий его, - И-Дабал-Илаба, хотя прочтение имени не является общепринятым. [11]

Более поздние периоды

[ редактировать ]

Гутианский правитель Эрридупизир называл Илабу иллат-шу , похожим на Нарам-Син . [8]

Илабе продолжали поклоняться и в более поздние периоды, на что указывают теофорные имена, упоминающие его, например, имя при Третьей энси Ассура династии Ура , Илаба-АН.ДИЛ. [29] Известно много примеров из Мари , [1] где он появляется в десяти типах мужских теофорных имен древневавилонского периода . [30] К ним относятся Ана-Илаба-таклаку («Я верю в Илабу»), Идин-Илаба («Илаба рассудил правильно»), Пузур-Илаба («под защитой Илабы») и Кишти-Илаба («мой дар Илабы»). ). [31] Более ранним свидетельством Илабы из этого города является список подношений периода Шакканакку . [29] Старовавилонская печать из Ме-Турана носит имя некоего Пузур-Илаба, сына Илаба-насира, называвшего себя слугой Нарам-Сина Эшнунны . [32] Человек, носивший теофорное имя, призывающее Илабу, Ипку-Илаба, был отцом некоего Зикир-илишу, слуги Нур-Адада из Ларсы , и известен по вписанной печати его сына. [33]

Начиная с поздней части древневавилонского периода, правители Королевства Хана стали поклоняться Илабе как своему богу-покровителю. [29] На многочисленных королевских печатях этой области начертано посвящение ему и Дагану , хотя формула различается: [34] с известными примерами, включая «возлюбленного Илабы и Дагана», « энси Дагана и Илабы» и «слугу Илабы и Дагана». [29]

Возможная ссылка на Илабу была обнаружена в списке подношений Эмара , хотя личность подразумеваемого божества в этом случае неясна. [2] Гэри Бекман предполагает, что это имя следует читать как д В данном случае А-ба , и это относится к богу западносемитского происхождения. [35] Божество Эмариотов засвидетельствовано как в ритуальных текстах, так и в теофорических именах в корпусе текстов Эмариотов. [36]

Разные текстовые источники

[ редактировать ]

Плохо сохранившийся список храмов из Хорсабада [37] назначает Эдикумах (шумерский: «дом верховного судьи») Илабе, [38] хотя его местоположение не сохранилось. [39] По словам Эндрю Р. Джорджа, большинство записей в этом документе представляют собой неизвестные храмы, расположенные на севере Месопотамии, например, в районе Диялы . [40] Илаба также засвидетельствован в различных списках богов, включая список богов Ниппура, Ан = Анум и список богов Вейднера , где он появляется после Забабы . [41] Из-за искажения текста копии из Эмара и Угарита рассматривают Илабу и божество ДИНГИР.А.БА 4 .ВА 4, которое следует за ним, как богинь и объясняют их как месопотамских аналогов хурритов Хутены и Хутеллуры . [42]

Вымышленное письмо, приписываемое Саргону в древней месопотамской науке, в котором он призывает своих союзников для похода на город Пурушанду , расположенный в Анатолии , умоляет их откликнуться на призыв Шамаша , Илабы, Забабы и Ханиша , которые призывают их принять участие . [43] Другой литературный текст, повествующий о походе Нарам-Сина на город Апишал, местонахождение которого неизвестно, [44] называет Илабу и Иштар друзьями короля [45] и упоминает его и Забабу как богов, сопровождающих его во время сражений. [29] позднеассирийской В версии так называемой Кутейской легенды о Нарам-Сине Илаба может упоминаться после Иштар и до Забабы, Аннунитум, пара Шуллат, Ханиш и Шамаш среди божеств, которые были целью пророческого запроса одноименного царя перед битвой. [46]

  1. ^ Jump up to: а б с д Парди 2000 , с. 187.
  2. ^ Jump up to: а б с д Креберник 2016 , с. 393.
  3. ^ Креберник 2016 , с. 392.
  4. ^ Новицкий 2016 , стр. 70.
  5. ^ Jump up to: а б с Такой-Гутьеррес 2005 , с. 18.
  6. ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 310.
  7. ^ Jump up to: а б Жолнай 2013 , с. 94.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креберник 2016 , с. 396.
  9. ^ Новицкий 2016 , стр. 67–68.
  10. ^ Деньги 2011 , с. 197.
  11. ^ Jump up to: а б с д Новицкий 2016 , стр. 68.
  12. ^ Креберник 2016 , стр. 395–396.
  13. ^ Сассон 2001 , с. 413.
  14. ^ Хили 1999 , с. 447.
  15. ^ Парди 2000 , с. 297.
  16. ^ Креберник 2016 , с. 397.
  17. ^ Jump up to: а б Наката 2011 , с. 132.
  18. ^ Фостер 1996 , с. 55.
  19. ^ Фостер 1996 , с. 56.
  20. ^ Поттс 1999 , с. 111.
  21. ^ Jump up to: а б Попка 2018 , с. 150.
  22. ^ Фостер 1996 , с. 115.
  23. ^ Jump up to: а б Болье 2017 , с. 50.
  24. ^ Джордж 1993 , с. 165.
  25. ^ Болье 2017 , стр. 50–51.
  26. ^ Сутер 2007 , с. 320.
  27. ^ Jump up to: а б Стейнкеллер 2018 , стр. 199.
  28. ^ Jump up to: а б Фостер 1996 , с. 61.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2016 , с. 394.
  30. ^ Наката 1995 , с. 252.
  31. ^ Новицкий 2016 , стр. 73.
  32. ^ Фрейн 1990 , с. 556.
  33. ^ Фрейн 1990 , с. 150.
  34. ^ Данные 2014 г. , стр. 60–61.
  35. ^ Бекман 2002 , с. 40.
  36. ^ Бекман 2002 , с. 50.
  37. ^ Джордж 1993 , с. 40.
  38. ^ Джордж 1993 , с. 75.
  39. ^ Джордж 1993 , с. 41.
  40. ^ Джордж 1993 , стр. 40–41.
  41. ^ Креберник 2016 , стр. 394–395.
  42. ^ Креберник 2016 , с. 395.
  43. ^ Фостер 1996 , с. 108.
  44. ^ Фостер 1996 , с. 109.
  45. ^ Фостер 1996 , с. 110.
  46. ^ Фостер 1996 , с. 264.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 436b604d7d076036d37c389365904928__1715836260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/28/436b604d7d076036d37c389365904928.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilaba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)