Это горит
Это горит | |
---|---|
Бог-покровитель царей Аккадской империи | |
Главный культовый центр | Аккад |
Оружие | женщина |
Эквиваленты | |
Угаритовый эквивалент | Илиб (оспаривается) [1] |
Илаба был месопотамским богом . Он лучше всего засвидетельствован как божество-покровитель царей Аккадской империи и действовал как их личный бог, так и как городской бог Аккада . Текстовые источники указывают, что он был воинственным божеством, которого часто описывали как вооруженного булавой . Понимался ли он как полностью независимое божество или как обожествленный предок, а также его предполагаемая связь с одноименным угаритским предковым божеством Илибом , остаются предметом споров среди исследователей. Он не упоминается ни в каких источниках, предшествующих правлению Саргона Аккадского . После распада Аккадской империи ему продолжали поклоняться в различных городах Месопотамии , например в Мари , а в старовавилонский период он стал божеством-покровителем правителей царства Хана . Он также продолжал появляться в литературных текстах, описывающих подвиги аккадских правителей, и в списках богов.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Илабы было написано клинописью как 𒀭𒀀𒂷 Ìl-a-ba 4 , [2] ДИНГИР .А.МАЛ. [1] Оно понимается как комбинация элементов il , родового слова «бог» или отдельного теонима, и аба , «отец», засвидетельствованного в семитских языках , и может быть переведено как «Ил — отец» или «Ил, отец». отец." [3] В прошлом ассириологи не знали, как его читать, и такие возможности, как д А.МАЛ или д A.BA. 4 Было предложено [2] Были также предприняты попытки идентифицировать бога, подразумеваемого под Забабой или Мардуком . [4] Правильное прочтение было впервые установлено в 1969 году Оке В. Сьёбергом и в последующие десятилетия нашло признание в ассириологии. [2]
Илаба был городским богом Аккада. [5] Предполагается, что он выполнял функции боевого божества . [6] [7] булава . В связи с ним часто упоминается [8] В надписи Саргона, известной из древневавилонской копии, говорится, что оружие Илабы позволило ему одержать победу над пятьюдесятью другими правителями. [9] Другая передает, что Илаба получил свою булаву от главы пантеона Энлиля . [10] В текстах времен правления Нарам-Сина он часто появляется рядом с другим воинственным божеством, Аннунитумом , который в одном случае обозначен как «возглавляющий войска города Илаба». [7] Утверждалось, что их считали супругами, но это остается неопределенным. [11]
Манфред Креберник отмечает, что, хотя в науке остается предметом дискуссий, был ли Илаба отдельным божеством или просто общим термином для семейного бога или обожествленного предка, тот факт, что его характер последовательно описывается в известных источниках, его связь с конкретным город, и его присутствие в списках богов, похоже, подтверждает первую точку зрения. [12] Джек М. Сассон утверждает, что мнение о том, что он представлял собой обожествленного предка, похожего на таких божеств, как Итур-Мер или Якруб-Эл , распространено в науке, хотя он сам считает это неправдоподобным. [13] Связь между Илабой и угаритским божественным предком Илибом была предложена Уилфредом Г. Ламбертом . [14] Однако Деннис Парди утверждает, что характер Илиба нельзя считать идентичным персонажу Илабы. [1] и исключает возможность того, что первое произошло из второго. [15] Креберник отмечает, что признание того, что Илиб произошел от Илабы, потребовало бы допустить, что имя этого бога было переведено после того, как он был введен в угаритский пантеон . [16]
Поклонение
[ редактировать ]В Саргонический период
[ редактировать ]Саргон Аккадский называл Илабу своим личным богом. [8] Никаких свидетельств поклонения Илабе, включая топонимы и теофорические имена , не существует до периода правления этого короля . [11] Один из его преемников, Нарам-Син , называл Илабу иллат -шу , буквально «свой клан», возможно, метафорически понимаемый как «защитник» или «семейное божество», хотя Энлиля он называл своим личным богом. [8]
В надписи Нарам-Сина говорится, что после расширения своей империи на западе он «поразил людей, которых бог Даган дал ему в первый раз, чтобы они служили богу Илабе, его богу». [17] Упоминание Дагана типично для саргонских надписей, посвященных западным завоеваниям, поскольку считалось, что этот бог был ответственным за дарование царской власти в районе Верхнего Евфрата , о чем также свидетельствуют более поздние тексты из Мари . [17] Неясно, указывает ли упоминание о жителях северо-западных территорий, которые должны служить Илабе, на то, что он был завезен в эту область династией Саргонов, или он уже присутствовал в местном пантеоне раньше. [8] Оригинал обсуждаемого текста, по-видимому, был начертан на памятнике, расположенном в Уре , но современным исследователям он известен по древневавилонской копии. [18] Проклятие, сопровождающее эту надпись, призывает Илабу наряду с большим количеством других божеств, таких как Син , Нергал , Нинкаррак , Нинхурсаг и Нисаба . [19] Илаба также является одним из пяти месопотамских божеств, упомянутых в договоре между Нарам-Сином и неизвестным правителем Элама , остальные четыре — Ишхара , Манзат , Нинкаррак и Нинурта . [20] [21] В тексте, который представляет собой либо копию надписи Нарам-Сина, либо более позднее литературное произведение, описывающее восстание против этого царя, перечислены Иштар , Илаба, Шуллат и Ханиш , Шамаш и Умшу как божества, которым он сообщает о поражении повстанцев. [22]
Название года Шар-Кали-Шарри гласит, что он построил храм, посвященный Илабе, в Вавилоне, прежде чем победить кутийского царя по имени Шарлак . [23] Однако его церемониальное название неизвестно. [24] Эндрю Р. Джордж утверждает, что Илаба поделился этим с Аннунитумом, [6] но, по словам Поля-Алена Болье , хотя в одном и том же году упоминаются оба этих божества, оно указывает на строительство двух отдельных храмов. [23] По состоянию на 2017 год это название оставалось самым старым известным упоминанием города Вавилон, в данном случае записанным как КА.ДИНГИР. к читается как babu (первый знак по -аккадски , второй как ilu , третий является определяющим, обозначающим топонимы), это написание также хорошо засвидетельствовано в более поздние времена, по-видимому, основанное на народной этимологии, переинтерпретирующей название города как «ворота боги». [25] Храм Илабы мог существовать и в Сиппаре . [8] в то время как эреш-дингир посвященная ему жрица проживала в Гирсу . [26] упоминание о духовенстве санги Илабы. Известно также [8]
В двух текстах из Суз упоминаются подношения Илабе и божеству. д Шу-нир как обожествленный стандарт . , интерпретируемый Петром Штейнкеллером [27] и Манфред Креберник, [8] а как Белат-Шухнир Рана Садока. [21] Судя по содержанию упомянутых текстов, Штейнкеллер предполагает, что дворцовое управление Сузами было посвящено Илабе. [27]
Илаба упоминается вместе с Иштар, Нинхурсаг и Ашги в письме Адаба. [5] посланный Ишкун-Даганом, который, возможно, был чиновником, проживавшим в районе Лагаша во времена правления Шар-Кали-Шарри, к некоему Пузур-Иштару. [28] Первая пара божеств предположительно представляла политический центр того периода, Аккад, а последние два были главными божествами Адабом. [5] Бенджамин Фостер отмечает, что стиль этого текста «необычный» и «цветочный» и что в нем используется «язык, основанный на магических формулах», что, по его мнению, может указывать на то, что его первоначальный замысел был юмористическим, поскольку его тема — простая просьба приехать быстро. [28]
Из текстов саргонического периода известны различные теофорные имена, в которых упоминается Илаба, в том числе Илаба-алшу («Илаба — его город»), Илаба-андул («Илаба — защита»), Илаба-иштакал («Доверие к Илабе»); имя одного из сыновей Саргона [8] ), Иль-Илаба («Илаба - бог»), Кашид-Илаба («Илаба пришел»), Риссу-Илаба («Илаба - его помощь») и Бели-Илаба («Илаба - мой господин»). [11] По состоянию на 2016 год был идентифицирован только один возможный топоним, упоминающий его, - И-Дабал-Илаба, хотя прочтение имени не является общепринятым. [11]
Более поздние периоды
[ редактировать ]Гутианский правитель Эрридупизир называл Илабу иллат-шу , похожим на Нарам-Син . [8]
Илабе продолжали поклоняться и в более поздние периоды, на что указывают теофорные имена, упоминающие его, например, имя при Третьей энси Ассура династии Ура , Илаба-АН.ДИЛ. [29] Известно много примеров из Мари , [1] где он появляется в десяти типах мужских теофорных имен древневавилонского периода . [30] К ним относятся Ана-Илаба-таклаку («Я верю в Илабу»), Идин-Илаба («Илаба рассудил правильно»), Пузур-Илаба («под защитой Илабы») и Кишти-Илаба («мой дар Илабы»). ). [31] Более ранним свидетельством Илабы из этого города является список подношений периода Шакканакку . [29] Старовавилонская печать из Ме-Турана носит имя некоего Пузур-Илаба, сына Илаба-насира, называвшего себя слугой Нарам-Сина Эшнунны . [32] Человек, носивший теофорное имя, призывающее Илабу, Ипку-Илаба, был отцом некоего Зикир-илишу, слуги Нур-Адада из Ларсы , и известен по вписанной печати его сына. [33]
Начиная с поздней части древневавилонского периода, правители Королевства Хана стали поклоняться Илабе как своему богу-покровителю. [29] На многочисленных королевских печатях этой области начертано посвящение ему и Дагану , хотя формула различается: [34] с известными примерами, включая «возлюбленного Илабы и Дагана», « энси Дагана и Илабы» и «слугу Илабы и Дагана». [29]
Возможная ссылка на Илабу была обнаружена в списке подношений Эмара , хотя личность подразумеваемого божества в этом случае неясна. [2] Гэри Бекман предполагает, что это имя следует читать как д В данном случае А-ба , и это относится к богу западносемитского происхождения. [35] Божество Эмариотов засвидетельствовано как в ритуальных текстах, так и в теофорических именах в корпусе текстов Эмариотов. [36]
Разные текстовые источники
[ редактировать ]Плохо сохранившийся список храмов из Хорсабада [37] назначает Эдикумах (шумерский: «дом верховного судьи») Илабе, [38] хотя его местоположение не сохранилось. [39] По словам Эндрю Р. Джорджа, большинство записей в этом документе представляют собой неизвестные храмы, расположенные на севере Месопотамии, например, в районе Диялы . [40] Илаба также засвидетельствован в различных списках богов, включая список богов Ниппура, Ан = Анум и список богов Вейднера , где он появляется после Забабы . [41] Из-за искажения текста копии из Эмара и Угарита рассматривают Илабу и божество ДИНГИР.А.БА 4 .ВА 4, которое следует за ним, как богинь и объясняют их как месопотамских аналогов хурритов Хутены и Хутеллуры . [42]
Вымышленное письмо, приписываемое Саргону в древней месопотамской науке, в котором он призывает своих союзников для похода на город Пурушанду , расположенный в Анатолии , умоляет их откликнуться на призыв Шамаша , Илабы, Забабы и Ханиша , которые призывают их принять участие . [43] Другой литературный текст, повествующий о походе Нарам-Сина на город Апишал, местонахождение которого неизвестно, [44] называет Илабу и Иштар друзьями короля [45] и упоминает его и Забабу как богов, сопровождающих его во время сражений. [29] позднеассирийской В версии так называемой Кутейской легенды о Нарам-Сине Илаба может упоминаться после Иштар и до Забабы, Аннунитум, пара Шуллат, Ханиш и Шамаш среди божеств, которые были целью пророческого запроса одноименного царя перед битвой. [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Парди 2000 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2016 , с. 393.
- ^ Креберник 2016 , с. 392.
- ^ Новицкий 2016 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б с Такой-Гутьеррес 2005 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б Жолнай 2013 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креберник 2016 , с. 396.
- ^ Новицкий 2016 , стр. 67–68.
- ^ Деньги 2011 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с д Новицкий 2016 , стр. 68.
- ^ Креберник 2016 , стр. 395–396.
- ^ Сассон 2001 , с. 413.
- ^ Хили 1999 , с. 447.
- ^ Парди 2000 , с. 297.
- ^ Креберник 2016 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б Наката 2011 , с. 132.
- ^ Фостер 1996 , с. 55.
- ^ Фостер 1996 , с. 56.
- ^ Поттс 1999 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Попка 2018 , с. 150.
- ^ Фостер 1996 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Болье 2017 , с. 50.
- ^ Джордж 1993 , с. 165.
- ^ Болье 2017 , стр. 50–51.
- ^ Сутер 2007 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б Стейнкеллер 2018 , стр. 199.
- ^ Jump up to: а б Фостер 1996 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2016 , с. 394.
- ^ Наката 1995 , с. 252.
- ^ Новицкий 2016 , стр. 73.
- ^ Фрейн 1990 , с. 556.
- ^ Фрейн 1990 , с. 150.
- ^ Данные 2014 г. , стр. 60–61.
- ^ Бекман 2002 , с. 40.
- ^ Бекман 2002 , с. 50.
- ^ Джордж 1993 , с. 40.
- ^ Джордж 1993 , с. 75.
- ^ Джордж 1993 , с. 41.
- ^ Джордж 1993 , стр. 40–41.
- ^ Креберник 2016 , стр. 394–395.
- ^ Креберник 2016 , с. 395.
- ^ Фостер 1996 , с. 108.
- ^ Фостер 1996 , с. 109.
- ^ Фостер 1996 , с. 110.
- ^ Фостер 1996 , с. 264.
Библиография
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Блэквелл История древнего мира. Уайли. ISBN 978-1-119-45907-1 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра Востоковедения. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хили, Джон Ф. (1999), «Илиб», в ван дер Торне, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 28 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016), «Илаба» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 августа 2022 г.
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 . S2CID 194094468 .
- Новицкий, Стефан (2016). «Саргон Аккаде и его Бог» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 69 (1). Академический Киадо: 63–82. дои : 10.1556/062.2016.69.1.4 . ISSN 0001-6446 . JSTOR 43957458 . Проверено 28 августа 2022 г.
- Парди, Деннис (2000). Ритуальные тексты Угарита (PDF) . Рас Шамра – Угарит (на французском языке). Полет. XII. Париж: Éditions Recherche sur les Civilizations. ISBN 978-2-86538-276-7 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Подани, Аманда Х. (2014). «Хана и низкая хронология» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1). Издательство Чикагского университета: 49–71. дои : 10.1086/674706 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161187934 .
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
- Сассон, Джек М. (2001). «Божественные предки?» (PDF) . Ван Сольдт, Уилфред Х.; Дерксен, Ян Г.; Кувенберг, Нью-Джерси; Криспейн, Тео (ред.). Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестидесятипятилетия . Серия Пихана. Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-091-0 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Штейнкеллер, Петр (2018). «Рождение Элама в истории» . Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Сутер, Клаудия Э. (2007). «Между человеческим и божественным: Верховные жрицы в изображениях от Аккада до периода Исин-Ларса» . Зимой Ирен; Ченг, Джек; Фельдман, Мэриан Х. (ред.). Древнее ближневосточное искусство в контексте: исследования в честь Ирен Дж. Винтер . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-2085-9 . OCLC 648616171 .
- Ван, Сяньхуа (2011). Метаморфоза Энлиля в ранней Месопотамии . Мюнстер. ISBN 978-3-86835-052-4 . OCLC 712921671 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Жолнай, Илона (2013). «Неправильно истолкованная роль Ассинну в древних ближневосточных пророчествах» . Пророки мужчины и женщины: пол и пророчества в еврейской Библии, Восточном Средиземноморье и Древнем Ближнем Востоке . СБЛ Пресс. дои : 10.2307/j.ctt16wdmbj.8 .