Илиб
Илиб | |
---|---|
Изначальное божество и общий термин для духов предков. | |
Другие имена | Если да, то ДИНГИР а-би |
Главный культовый центр | Угарит |
Потомство | возможно, Эл |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Алалу |
Месопотамский эквивалент | Предки Энлиля |
финикийский эквивалент | Элион |
Илиб (также известный как Эни Аттанни ) был угаритским богом, который, скорее всего, считался первобытным божеством. Как общий термин, слово «илиб», по-видимому, также относилось к духам предков. Бог и понятие, скорее всего, были связаны друг с другом. Роль Илиба сравнивают с той, которую играют такие божества, как Алалу в хурритской религии или предки Энлиля , например Энмешарра , в месопотамской религии . Подношения ему упоминаются в ряде угаритских текстов .
Имя
[ редактировать ]Теоним , написанный угаритским алфавитом как «l'b», может произноситься как «илиб». [ 1 ] или 'Илу'ибии. [ 2 ] Обычно его переводят как «бог, отец». [ 3 ] или «бог отца». [ 2 ] Перевод « Эль отца» также считается возможным, хотя он встречается реже. [ 4 ] Предполагается, что слово ab , «отец», стало ib в имени Илиба в процессе ассимиляции . [ 1 ]
Многоязычные тексты из Угарита указывают на то, что имя Илиба было переведено как ДИНГИР а-би (читается как илаби ) на аккадском языке и как атн на хурритском языке . [ 4 ] Озвученная форма последнего имени — эни аттанни эквивалент во множественном числе — энна атаннивена . , также известен [ 5 ]
Характер
[ редактировать ]По словам Денниса Парди, Илиб функционировал как теогоническое божество, в частности, как предок семьи Эль и, как следствие, других богов, принадлежащих к угаритскому пантеону . [ 2 ] Подобная возможность принимается Луисом Фелиу как одна из правдоподобных интерпретаций Илиба и его связи с Эль. [ 6 ] Илья Якубович предлагает трактовать Илиба как фигуру, подобную Элиону , божеству-создателю и предку Эла из более позднего неугаритского источника « Финикийской истории Филона Библского» . [ 7 ]
Вместо этого Джон Ф. Хили утверждает, что Илиб был не божеством, а общим термином для умерших предков, почитаемых отдельными семьями. [ 4 ] Он предполагает, что его видное положение в предложении списков следует рассматривать как указание на то, что имеется в виду семейное божество угаритских царей, а не как указание на то, что бог, старший после Эла, Ваала , Дагана и других божеств. считалось, что существует [ 8 ] Параллелью такому пониманию Илиба могут быть эблаиты. д А.МУ, представляющий концепцию посмертно обожествленного отца человека. [ 9 ]
Карел ван дер Торн отмечает, что возможно, что в угаритской религии сосуществовали как отдельный бог по имени Илиб, так и общая концепция духа предков, называемая илиб. [ 5 ] Он предполагает, что первый был божественным отражением второго, предком богов, возникшим в результате богословских спекуляций под влиянием хурритских верований о божествах, таких как Алалу и других так называемых « Древних богах », которые служили предками других членов пантеон и, как полагали, правили в далеком прошлом. [ 10 ] Альфонсо Арчи утверждает, что для хурритов перевод Илиба Эни Аттанни представлял собой «родового предка богов». [ 11 ] Он указывает, что хурриты, возможно, находились под влиянием как западной традиции поклонения предкам, так и месопотамских верований о первобытных божествах, которые правили до тех, которым поклоняются в настоящее время. [ 12 ] Хорошо подтвержденным примером являются предки Энлиля , такие как Энмешарра . [ 13 ]
Соответствие между Илибом и месопотамским богом Илабой было предложено Уилфредом Г. Ламбертом . [ 4 ] [ 14 ] Однако Парди утверждает, что их персонажи не были похожи. [ 15 ] и исключает возможность того, что угаритский бог произошел от месопотамского. [ 16 ] Манфред Креберник отмечает, что признание того, что Илиб произошел от Илабы, потребовало бы предположения, что имя этого бога было переосмыслено после того, как он был введен в угаритский пантеон. [ 17 ]
Предположение о том, что Илиб был эпитетом Эль, не считается правдоподобным. [ 18 ]
В угаритских текстах
[ редактировать ]Свидетельства об Илибе в угаритских текстах немногочисленны. [ 4 ] В стандартном ритуальном перечислении божеств он указан вторым, стоящим после вступительной фразы «боги горы Цафон » и перед Элом. [ 19 ] В одном из списков подношений он является первым из упомянутых божеств, с парой ảrṣ w šmm , «Земля и Небеса», отделяющей его от Эла. [ 7 ] Ритуал, ориентированный только на Илиба, упоминается в угаритских текстах, но его описаний не сохранилось. [ 2 ] Текст RIH 77/2B+, судя по всему, сосредоточен на нем и Эле и, скорее всего, описывает ритуальное созерцание. [ 20 ] В ритуальных текстах, например КТУ 1.162, также упоминается принесение в жертву скота. [ 21 ] и таранит к нему. [ 22 ] [ 23 ] В КТУ 1.109 он указан среди божеств, получающих подношения в храме Ваала наряду с Элом, Ваалом, Анат и Пидраем . [ 10 ] В тексте указывается, что группа была удостоена всесожжения ( шрп ), а последний Илиб получил ягненка в урбте , предположительно являвшемся окном или каким-то типом небольшого святилища. [ 23 ] Хурритский перевод имени Илиба появляется в хурритских списках подношений из Угарита, и предполагается, что функционально оба божества были одинаковыми, аналогично тому, как Никкал засвидетельствован как в угаритских, так и в хурритских текстах. [ 24 ] Он или его форма множественного числа встречаются в начале таких текстов, перед Эль, Кумарби и Тешубом . [ 11 ]
Упоминание Илиба, понимаемого как родовое обозначение семейного божества, встречается в Эпосе об Ахате . [ 5 ] Эта концепция упоминается в отрывках, описывающих сыновние обязанности. [ 25 ] Согласно этому литературному тексту, сын должен был установить стелу в честь илиба отца после его смерти. [ 26 ]
Другие сертификаты
[ редактировать ]За пределами Угарита известны лишь два возможных упоминания Илиба: он, по-видимому, упоминается в поврежденной надписи на чаше из Лахиша и в теофорном имени, известном по печати из Палестины , хотя в последнем случае, скорее всего, имеется в виду родовой дух-предок. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с ван дер Торн 1993 , с. 379.
- ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 280.
- ^ ван дер Торн 1994 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и Хили 1999 , с. 447.
- ^ Jump up to: а б с ван дер Торн 1993 , с. 381.
- ^ Фелиу 2003 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Якубович 2010 , с. 395.
- ^ Хили 1999 , стр. 447–448.
- ^ ван дер Торн 1993 , стр. 382–383.
- ^ Jump up to: а б ван дер Торн 1993 , с. 385.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 18.
- ^ Архи 2013 , с. 16.
- ^ ван дер Торн 1993 , стр. 385–386.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 580.
- ^ Парди 2000 , с. 187.
- ^ Парди 2000 , с. 297.
- ^ Креберник 2016 , с. 397.
- ^ Смит 2000 , с. 668.
- ^ Парди 2002 , с. 15.
- ^ Парди 2002 , с. 74.
- ^ Парди 2002 , с. 29.
- ^ Парди 2002 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 267.
- ^ Война 2021 , с. 52.
- ^ ван дер Торн 1993 , с. 383.
- ^ ван дер Торн 1993 , с. 384.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Хили, Джон Ф. (1999), «Илиб», в ван дер Торне, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 30 ноября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016), «Илаба» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 30 ноября 2022 г.
- Парди, Деннис (2000). Ритуальные тексты Угарита (PDF) . Рас Шамра – Угарит (на французском языке). Полет. XII. Париж: Éditions Recherche sur les Civilizations. ISBN 978-2-86538-276-7 . Проверено 30 ноября 2022 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Смит, Марк С. (2000). «Справочник по угаритным исследованиям WGE Watson, N. Wyatt (обзор)» . Журнал Американского восточного общества . 120 (4). Американское восточное общество: 667–669. дои : 10.2307/606647 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 606647 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Смит, Марк С.; Питард, Уэйн Т. (2009). Угаритский цикл Ваала. Том II. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.3-1.4 . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09995-1 . OCLC 30914624 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- ван дер Торн, Карел (1993). «Илиб и «Бог-Отец» ». Угарит-Форшунген . 25 . Угарит-Верлаг: 379–387. ISSN 0342-2356 .
- ван дер Торн, Карел (1994). «Боги и предки в Эмаре и Нузи». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 84 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1994.84.1.38 . ISSN 0084-5299 . S2CID 201651614 .
- Якубович, Илья (2010). «Западносемитский бог Эль в анатолийской иероглифической передаче» . Pax Hethitica: исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден. ISBN 978-3-447-06119-3 . OCLC 646006786 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )