Jump to content

Илиб

Илиб
Изначальное божество и общий термин для духов предков.
Другие имена Если да, то ДИНГИР а-би
Главный культовый центр Угарит
Потомство возможно, Эл
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Алалу
Месопотамский эквивалент Предки Энлиля
финикийский эквивалент Элион

Илиб (также известный как Эни Аттанни ) был угаритским богом, который, скорее всего, считался первобытным божеством. Как общий термин, слово «илиб», по-видимому, также относилось к духам предков. Бог и понятие, скорее всего, были связаны друг с другом. Роль Илиба сравнивают с той, которую играют такие божества, как Алалу в хурритской религии или предки Энлиля , например Энмешарра , в месопотамской религии . Подношения ему упоминаются в ряде угаритских текстов .

Теоним , написанный угаритским алфавитом как «l'b», может произноситься как «илиб». [ 1 ] или 'Илу'ибии. [ 2 ] Обычно его переводят как «бог, отец». [ 3 ] или «бог отца». [ 2 ] Перевод « Эль отца» также считается возможным, хотя он встречается реже. [ 4 ] Предполагается, что слово ab , «отец», стало ib в имени Илиба в процессе ассимиляции . [ 1 ]

Многоязычные тексты из Угарита указывают на то, что имя Илиба было переведено как ДИНГИР а-би (читается как илаби ) на аккадском языке и как атн на хурритском языке . [ 4 ] Озвученная форма последнего имени — эни аттанни эквивалент во множественном числе — энна атаннивена . , также известен [ 5 ]

Характер

[ редактировать ]

По словам Денниса Парди, Илиб функционировал как теогоническое божество, в частности, как предок семьи Эль и, как следствие, других богов, принадлежащих к угаритскому пантеону . [ 2 ] Подобная возможность принимается Луисом Фелиу как одна из правдоподобных интерпретаций Илиба и его связи с Эль. [ 6 ] Илья Якубович предлагает трактовать Илиба как фигуру, подобную Элиону , божеству-создателю и предку Эла из более позднего неугаритского источника « Финикийской истории Филона Библского» . [ 7 ]

Вместо этого Джон Ф. Хили утверждает, что Илиб был не божеством, а общим термином для умерших предков, почитаемых отдельными семьями. [ 4 ] Он предполагает, что его видное положение в предложении списков следует рассматривать как указание на то, что имеется в виду семейное божество угаритских царей, а не как указание на то, что бог, старший после Эла, Ваала , Дагана и других божеств. считалось, что существует [ 8 ] Параллелью такому пониманию Илиба могут быть эблаиты. д А.МУ, представляющий концепцию посмертно обожествленного отца человека. [ 9 ]

Карел ван дер Торн отмечает, что возможно, что в угаритской религии сосуществовали как отдельный бог по имени Илиб, так и общая концепция духа предков, называемая илиб. [ 5 ] Он предполагает, что первый был божественным отражением второго, предком богов, возникшим в результате богословских спекуляций под влиянием хурритских верований о божествах, таких как Алалу и других так называемых « Древних богах », которые служили предками других членов пантеон и, как полагали, правили в далеком прошлом. [ 10 ] Альфонсо Арчи утверждает, что для хурритов перевод Илиба Эни Аттанни представлял собой «родового предка богов». [ 11 ] Он указывает, что хурриты, возможно, находились под влиянием как западной традиции поклонения предкам, так и месопотамских верований о первобытных божествах, которые правили до тех, которым поклоняются в настоящее время. [ 12 ] Хорошо подтвержденным примером являются предки Энлиля , такие как Энмешарра . [ 13 ]

Соответствие между Илибом и месопотамским богом Илабой было предложено Уилфредом Г. Ламбертом . [ 4 ] [ 14 ] Однако Парди утверждает, что их персонажи не были похожи. [ 15 ] и исключает возможность того, что угаритский бог произошел от месопотамского. [ 16 ] Манфред Креберник отмечает, что признание того, что Илиб произошел от Илабы, потребовало бы предположения, что имя этого бога было переосмыслено после того, как он был введен в угаритский пантеон. [ 17 ]

Предположение о том, что Илиб был эпитетом Эль, не считается правдоподобным. [ 18 ]

В угаритских текстах

[ редактировать ]

Свидетельства об Илибе в угаритских текстах немногочисленны. [ 4 ] В стандартном ритуальном перечислении божеств он указан вторым, стоящим после вступительной фразы «боги горы Цафон » и перед Элом. [ 19 ] В одном из списков подношений он является первым из упомянутых божеств, с парой ảrṣ w šmm , «Земля и Небеса», отделяющей его от Эла. [ 7 ] Ритуал, ориентированный только на Илиба, упоминается в угаритских текстах, но его описаний не сохранилось. [ 2 ] Текст RIH 77/2B+, судя по всему, сосредоточен на нем и Эле и, скорее всего, описывает ритуальное созерцание. [ 20 ] В ритуальных текстах, например КТУ 1.162, также упоминается принесение в жертву скота. [ 21 ] и таранит к нему. [ 22 ] [ 23 ] В КТУ 1.109 он указан среди божеств, получающих подношения в храме Ваала наряду с Элом, Ваалом, Анат и Пидраем . [ 10 ] В тексте указывается, что группа была удостоена всесожжения ( шрп ), а последний Илиб получил ягненка в урбте , предположительно являвшемся окном или каким-то типом небольшого святилища. [ 23 ] Хурритский перевод имени Илиба появляется в хурритских списках подношений из Угарита, и предполагается, что функционально оба божества были одинаковыми, аналогично тому, как Никкал засвидетельствован как в угаритских, так и в хурритских текстах. [ 24 ] Он или его форма множественного числа встречаются в начале таких текстов, перед Эль, Кумарби и Тешубом . [ 11 ]

Упоминание Илиба, понимаемого как родовое обозначение семейного божества, встречается в Эпосе об Ахате . [ 5 ] Эта концепция упоминается в отрывках, описывающих сыновние обязанности. [ 25 ] Согласно этому литературному тексту, сын должен был установить стелу в честь илиба отца после его смерти. [ 26 ]

Другие сертификаты

[ редактировать ]

За пределами Угарита известны лишь два возможных упоминания Илиба: он, по-видимому, упоминается в поврежденной надписи на чаше из Лахиша и в теофорном имени, известном по печати из Палестины , хотя в последнем случае, скорее всего, имеется в виду родовой дух-предок. [ 1 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN  978-1-937040-11-6 . OCLC   882106763 .
  • Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN  90-04-13158-2 . OCLC   52107444 . Проверено 1 декабря 2022 г.
  • Хили, Джон Ф. (1999), «Илиб», в ван дер Торне, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN  978-0-8028-2491-2 , получено 30 ноября 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2016), «Илаба» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 30 ноября 2022 г.
  • Парди, Деннис (2000). Ритуальные тексты Угарита (PDF) . Рас Шамра – Угарит (на французском языке). Полет. XII. Париж: Éditions Recherche sur les Civilizations. ISBN  978-2-86538-276-7 . Проверено 30 ноября 2022 г.
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Смит, Марк С. (2000). «Справочник по угаритным исследованиям WGE Watson, N. Wyatt (обзор)» . Журнал Американского восточного общества . 120 (4). Американское восточное общество: 667–669. дои : 10.2307/606647 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   606647 . Проверено 1 декабря 2022 г.
  • Смит, Марк С.; Питард, Уэйн Т. (2009). Угаритский цикл Ваала. Том II. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.3-1.4 . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-09995-1 . OCLC   30914624 .
  • Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN   2323-5209 .
  • ван дер Торн, Карел (1993). «Илиб и «Бог-Отец» ». Угарит-Форшунген . 25 . Угарит-Верлаг: 379–387. ISSN   0342-2356 .
  • ван дер Торн, Карел (1994). «Боги и предки в Эмаре и Нузи». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 84 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1994.84.1.38 . ISSN   0084-5299 . S2CID   201651614 .
  • Якубович, Илья (2010). «Западносемитский бог Эль в анатолийской иероглифической передаче» . Pax Hethitica: исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден. ISBN  978-3-447-06119-3 . OCLC   646006786 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5dfe31b4b056973cb59268c9004f3636__1687714560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/36/5dfe31b4b056973cb59268c9004f3636.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilib - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)