Jump to content

Предки Энлиля

Предки Энлиля
Первобытные божества
Главный культовый центр Ниппур
Обитель преступный мир
Дерево тамариск
Потомство Энлиль , Нуска
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Хурритские первобытные божества
Угаритовый эквивалент Висит

Предки Энлиля [ 1 ] [ 2 ] или божества Энки-Нинки [ 3 ] были группой месопотамских божеств . Отдельные списки не совпадают по их количеству, хотя перечисления всегда начинаются с пары Энки (чтобы отличать от бога воды Энки ) и Нинки и заканчиваются Энлилем. В самых ранних записанных списках Энки и Нинки были непосредственными родителями Энлиля, но, начиная с периода Ура III , их разделяло все большее число «предков». [ 4 ] Энки и Нинки стали первобытными существами-предками, которые больше не были активными и жили в подземном мире. Их можно было использовать при экзорцизме. Они засвидетельствованы в различных текстах, включая списки богов, заклинания, молитвы и мифы.

Терминология

[ редактировать ]

Термин «предки Энлиля» относится к группе месопотамских божеств . [ 2 ] Они уже засвидетельствованы в раннединастических источниках. [ 5 ] Эту же группу иногда вместо этого называют «божествами Энки-Нинки» (нем. Enki-Ninki-Gottheiten ), что является приблизительным переводом множественного числа. (г) Эн-ки-(е-)не- (г) Нин/Нун-ки-(е-)не происходит от имен пары Энки и Нинки и в первоисточниках используется для обозначения всех этих божеств вместе взятых. [ 3 ] Уилфред Дж. Ламберт предложил английский перевод «Энкис и Нинкис». [ 6 ] Он также придумал термин « теогония Энлиля» для обозначения списков этих божественных предков. [ 7 ] Последний ярлык также использует Эндрю Р. Джордж . [ 1 ]

Имена Энки и Нинки относятся к паре, обычно открывающей списки предков Энлиля. [ 1 ] Имена отдельных пар, которые следуют за всеми, содержат знаки en , «господин», и nin , «госпожа». [ 8 ] [ 9 ] В каждой паре имя en предшествует имени nin . [ 10 ] Нет никаких указаний на то, что отдельные пары предназначались для иллюстрации стадий развития Вселенной. [ 11 ] [ 12 ] Не все имена можно полностью перевести. [ 13 ]

Хотя в более старых учениях Энки и Нинки можно было идентифицировать как Энки и Дамгалнуна , эта точка зрения считается ошибочной. [ 14 ] Как уже отмечал Торкильд Якобсен в 1976 году, божество-предок Энки следует отличать от более известного одноименного бога, который ассоциируется с пресной водой. [ 15 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что последнее имя имело другую этимологию, а также из-за присутствия опущенной буквы g в таких написаниях, как д Эн-ки-га-ке 4 предположил, что вместо ки , «земля», оно образовано элементом киг , неизвестного значения. [ 16 ] Вместо этого Якобсен объяснил, что эти два имени имеют немного отличающееся друг от друга значение: «повелитель земли» и «повелитель земли». [ 15 ] Уравнение Энки и Нинки с Эа (Энки) и Дамкиной (Дамгалнуна) в словаре Эмесала единично и, предположительно, является ошибкой, а эмесальские формы имен двух Энки, соответственно Умунки и Аманки, не тождественны. [ 17 ]

Вариация

[ редактировать ]

Имена и количество пар в списках божеств Энки-Нинки различаются в каждом из доступных источников. Единственная непротиворечивая особенность состоит в том, что первое поколение состоит из Энки и Нинки, а последнее поколение состоит из Энлиля и Нинлиль . Из первого правила нет исключений и только одно из второго. [ 17 ]

Количество пар варьируется от 3 до 21. [ 12 ] 7 или 8 фигурируют в списках раннединастических богов, 9 (10, если учитывать Энмешарру ) в древневавилонском списке богов из Мари , [ а ] 16 в древневавилонском An = предшественник Anum и 21 в An = Anum (табличка I, строки 96–138). [ 19 ] Необычная длина последовательности в последнем из этих источников, скорее всего, была результатом составления различных традиций. [ 20 ] Ламберт считает, что пары божеств-посредников между парами Энки-Нинки и Энлиль-Нинлиль создают ощущение отдаленности, разделяющее их времена. [ 21 ]

Положение в месопотамской мифологии

[ редактировать ]

По словам Кристофера Меткалфа, традиция относительно происхождения Энлиля, в которой участвовали божества Энки-Нинки, теперь считается общепринятой, хотя соответствующие источники по-прежнему трудно интерпретировать. [ 22 ] Исходя из значения имен Энки и Нинки, [ 13 ] предполагается, что это было связано с верой в то, что земля была первоэлементом, из которого возникло все остальное. [ 23 ] Однако происхождение Энлиля, по-видимому, различалось в зависимости от традиции. [ 24 ] Альтернативно его считали сыном Ану, [ 22 ] о чем свидетельствует, например, надпись Лугальзагеси . [ 2 ] [ б ] Также известны два источника, которые включают пары Энки и Нинки и Ан с Урашем или Ки, причем последний помещен перед ними, и, предположительно, отражают веру в то, что соединение земли и неба предшествовало появлению предков Энлиля. [ 13 ] Еще одним божеством, которого можно было считать отцом Энлиля, был Лугальдукуга . [ 26 ] фигура, связанная со «святым курганом» (дуку). [ 27 ]

Хотя Нинлиль может быть упомянут рядом с Энлилем в списках, перечисляющих его предков, эти божества никогда не описываются как предки их обоих, возможно, чтобы избежать последствий инцеста между ними. [ 10 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что альтернативная интерпретация списков могла заключаться в том, что каждое «поколение» развивалось из предыдущего, при этом Энки и Нинки медленно трансформировались в Энлиля и Нинлиль, аналогично без всякого намека на инцест. [ 28 ]

Предки Энлиля были связаны с подземным миром . [ 3 ] [ 29 ] Однако доступные источники не объясняют, как они сюда попали. [ 5 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что их размещение в преступном мире просто отражало тот факт, что они, как полагали, больше не были активными. [ 1 ] Миф, в котором Энки и Нинки были изгнаны в подземный мир или бежали туда и нашли там новую роль, мог существовать, хотя напрямую он не сохранился, за исключением возможного намека в заклинании. [ 30 ] Одно заклинание помещает их в Абзу , [ 31 ] что, как предполагается, является частью более широкой системы отсылок к божествам подземного мира, а не обитающим там. [ 1 ]

Имена первобытных божеств, связанных с Энлилем, могли использоваться при изгнании нечистой силы против злых духов, хотя, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, соответствующие источники датируются периодом Старого Вавилона и могут представлять собой традицию, которая развилась сравнительно поздно. [ 20 ] Однако, по словам Эндрю Р. Джорджа, существуют и более ранние примеры, и обычно Энки и Нинки представляют собой фигуры, с помощью которых демонов заставляют давать клятвы при определенных экзорцизмах. [ 1 ] Как первобытные божества, они могли быть использованы в этом контексте как представление состояния Вселенной до появления сил, которым они должны были противостоять. [ 30 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Самые старые упоминания о предках Энлиля были обнаружены в Фара и Абу Салабиха списках богов раннединастического периода . [ 3 ] Их датируют серединой третьего тысячелетия до нашей эры. [ 8 ] Они также присутствуют в небольшом отрывке из раннего литературного текста:

В то время еще не появились Энки и Нунки, не существовало Энлиля, Нинлиль . не существовало [ 28 ]

Они также упоминаются в связи с подземным миром в разделе Гимнов Заме, посвященном Нергалу . [ 5 ] Место жительства этого бога описывается в нем как «большое жилище, тень которого распространяется на западе над Энки и Нинки». [ 32 ]

Одна только Нинки упоминается в формуле клятвы на Эаннатума стеле Стервятников , где говорится, что если Умма нарушит данные обещания, эта богиня накажет город. [ 33 ] Эта формула отличается от формул, присвоенных всем другим божествам, упоминаемым в том же тексте (Энлилю, Нинхурсаг , Энки , Суен и Уту ). [ 34 ]

В заклинаниях, датированных серединой третьего тысячелетия до нашей эры, Энки и Нинки упоминаются в связи с корнями тамариска . [ 5 ] известны два примера, предположительно являющихся копиями южных месопотамских текстов Из Эблы :

Тамариск, уникальное дерево, дерево Ана, его корни внизу (являются) Энки и Нинки, его ветви вверху (являются) Ан, княжеский жрец-очиститель

Тамариск, его корни (внизу) (есть) Энки и Нинки, с (его) вершины (?) (есть) Энлиль. Тамариск, жизнью Неба, жизнью Земли, жизнью Ана, Энки, Нинки (вы заклинаны). [ 35 ]

Предположительно считалось, что дерево является «посредником» между Энки и Нинки, обитавшими в подземном мире, и Аном, обитавшим на небесах. [ 36 ]

Единственное подношение богине по имени Нинки, сделанное царицей, упоминается в другом тексте из Эблы, но, по мнению Альфонсо Арчи, скорее всего, эту фигуру следует отличать от первобытного божества, носящего то же имя. [ 37 ] Он предполагает, что это имя может быть лишь необычным написанием более достоверного названия. д be-функция д Ба-ал 6 -тум, супруга Хадабал . [ 38 ] В более ранней публикации он также рассматривал возможность того, что она могла быть супругой местной формы Эа , [ 37 ] Хайя . [ 39 ] «Нинки» также встречается в Эбле как часть фразы nin-ki kalam tim. к , «госпожа страны», возможно, эпитет богини и титул Тилут, одной из жен визиря Ибриума . [ 38 ]

По мнению Уилфреда Г. Ламберта, после раннединастического периода возникает пробел в свидетельствах о предках Энлиля, но дальнейшие источники, упоминающие их, известны со старовавилонского периода и позже. [ 20 ] Однако Гонсало Рубио перечисляет единственный возможный пример Ура III , фрагмент из Ниппура , N-T545 (A 33647), который может быть либо заклинанием, либо литературным текстом. [ 40 ] Предполагается также, что посвященный им траурный праздник, связанный с дуку в Ниппуре, проводился ежегодно еще в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 5 ] Вальтер Саллабергер утверждает, что эзем дукуга , празднуемый здесь в период Ура III, может быть связан с более поздними обрядами, связанными с ними. [ 14 ] В более поздние периоды они появляются в различных вариантах Удуг Хула . [ 1 ] В Шурпу вызываются пары Энки и Нинки и Эншар и Ниншар. [ 41 ]

Предки Энлиля упоминаются также в мифе « Смерть Гильгамеша» . [ 5 ] Одноименный герой словно встречает их в подземном мире. [ 42 ]

Он разложил эти дары (...),
для Энки и Нинки, Энмула и Нинмул,
Эндукуга и Ниндукуга,
Эндашурима и Ниндашуримма,
Энму-утула, [ с ] Энмешарра ,
предки Энлиля женского и мужского пола. [ 44 ]

Перечисления пар предков Энлиля встречаются также в посвященных ему плачах, которые обычно включают длинные списки различных божеств, связанных с ним. [ 45 ] Незаконченный текст этого варианта известен из древневавилонской таблички CBS 10417. [ 46 ] упоминает дар, который он получил от пар Энки и Нинки и Энула и Нинул. [ 47 ] Согласно интерпретации текста Пауля Дельнеро, скорее всего, богиня обращается к Энлилю с просьбой избавить ее город от разрушения, аналогично тому, как это делает Бау в другом подобном тексте, в данном случае напоминая ему о времени, когда он сам получил город от своих предков. . [ 48 ] В молитве Энлилю Энки и Нинки называются «отцом, породившим вас». [ 17 ] Иеремия Петерсон предварительно предположил, что недавно опубликованный фрагментарный текст «Рождение Энлиля» (MS 3312) может быть описанием преемственности Энки и Нинки к Энлилю. [ 49 ] Однако, по словам его переводчика Кристофера Меткалфа, упомянутые в нем божества остались безымянными, и поэтому трудно интерпретировать, какую теогоническую традицию оно отражает. [ 22 ]

Гимн Энки мог бы приписать его положение бога, связанного с водой, коллективу божеств Энки-Ники. [ 50 ] В другой композиции, посвященной тому же богу, двое из них, Энул и Нинул, возможно, упоминаются в аналогичном контексте. [ 51 ] Молитва Шамашу и «богам ночи» призывает Энки и Нинки наряду с Алалой и Белили , [ 52 ] пара первобытных божеств, принадлежащих к генеалогическому древу Ану. [ 53 ]

Среднеассирийский 29 - текст, так называемая «Гемерология подношения хлеба», предписывает подносить хлеб Лугальдукуге , Энки, Энмешарре и Западному Ветру го Ташриту. [ 54 ] осенний месяц. [ 55 ] Подношения предкам Энлиля также упоминаются в административном тексте времен правления Навуходоносора II и в так называемой Астролябии Б. [ 17 ] Последний источник конкретно ссылается на погребальное подношение, сделанное в Ташриту, и называет Лугалдукугу рядом с парой Энки и Нинки в качестве его получателя. [ 56 ] Возможно, это был обряд, связанный с фестивалем акиту . [ 57 ]

Список предков Энлиля

[ редактировать ]
Имена Значение второго элемента Подробности
Энки и Нинки "земля" [ 3 ] Также засвидетельствован вариант написания Нинки, Нунки. [ 17 ] Встречается в раннединастических источниках из Лагаша. [ 58 ] Грамматически оба имени являются аппозитивными, а не родительными конструкциями, поэтому их следует переводить как «госпожа-земля» и «господин-земля». [ 3 ] Однако в надписи Эаннатума на стеле Стервятников имя Нинки, по-видимому, понимается как конструкция родительного падежа, «госпожа земли» или «госпожа подземного мира». [ 59 ] позднеассирийской В копии более раннего двуязычного текста Энки и Нинки упоминаются как «повелители судеб». [ 17 ]
Энул и Нинул "древний" [ 60 ] [ 61 ] или «роскошь» [ 62 ] Гимн обращается к Энулу и Нинул как к родителям Нуски . [ 60 ] В другой композиции их умоляют принести процветание во время устройства вселенной, а в гимне, посвященном Ишме-Дагану, они благословляют его царствование наряду с Энки и Нинки. [ 62 ] Нинул также появляется в единственном теофорном имени из древнеаккадского Адаба , Ур-Нинул. [ 63 ] Ссылка на Энула может присутствовать в тексте UM 29-15-229, [ 61 ] фрагмент пояснительного списка древневавилонских богов из Ниппура . [ 64 ] В дополнение к существованию теонима Энул, термин en ul , понимаемый как «древний господин», также, по-видимому, функционирует как менее конкретное обозначение в ряде произведений, включая Храмовые гимны и «Инанна и Эбих» . [ 61 ]
Энмуль и Нинмул «звезда», «сияющая» [ 28 ] Энмул и Нинмул никогда не встречаются в тех же источниках, что и Энул и Нинул, за исключением Ан = Анум и единственного ритуального текста, возможно, находящегося под влиянием списков богов, и поэтому их можно было понимать просто как вариант Энула и Нинул с знак mul читается как ul 10 . [ 20 ]
Эннун и Ниннун «барский», «много» [ 28 ]
Энкур и Нинкур "Гора" [ 28 ] Помимо того, что Нинкур функционирует как имя изначальной богини в паре с Энкуром, Нинкур также засвидетельствован как имя божества-ремесленника и как логографическое написание имени жены Дагана , предположительно идентифицируемой как Шалаш , в текстах из Эмар и Мари . [ 65 ]
Энкингал и Нинкингал "лидер" [ 66 ] Энкингал и Нинкингал — это старовавилонские формы более ранних названий Энкунгал и Нинкунгал, со вторым элементом, первоначально термином, относящимся к курдючной овце , переосмысленным как другое фонетически похожее слово. [ 66 ]
Эншар и Ниншар "тотальность" [ 28 ] Эншар появляется в мифе « Вавилонский труд» , где он описан как «отец богов». [ 62 ] его имя может служить эпитетом Лугальдукуги . Однако в этом контексте [ 67 ]
Энбулуд и Нинбулуд Имена Энбулуг и Нинбулуг, засвидетельствованные в списке древневавилонских богов, могут представлять собой вариант Энбулуха и Нинбулуха. [ 28 ]
Энгириш и Нингириш "бабочка" [ 68 ] По мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника [ де ] , Энгириш и Нингириш, скорее всего, соответствуют Эн-UḪ и Нин-UḪ из раннединастических источников, причем знак UḪ в последнем имени читается либо как uḫ , «вошь», либо как гириш. х , «бабочка». [ 69 ] В An = Anum встречается вариант формы Ningaraš, «торговица». [ 68 ]
Эндашуримма и Ниндашуримма "куча навоза" [ 70 ] Эндашуримма и Ниндашуримма впервые засвидетельствованы в древневавилонский период, хотя они могут быть идентичны более ранней паре из Фары и Абу Салабиха, имена которых писались со знаком Á или DA. [ 70 ] В заклинаниях к ним обоим обращаются как к «брату и сестре всех богов», в то время как Эндашуримма также появляется рядом с Эндукугой среди хранителей врат подземного мира в в версии Султантепе версии Нергала и Эрешкигаль . [ 62 ]
Энамаш и Нинамаш "загон для овец" [ 28 ] Хотя Энамаш и Нинамаш впервые встречаются в древневавилонский период, они могут соответствовать более ранней паре, имя которой было написано знаками LAK 777.DU 6 . [ 71 ] Однако последний также интерпретировался как ранняя версия Эндукуги и Ниндукуги. [ 72 ]
Эндукуга и Ниндукуга « святой холм » [ 28 ] В большинстве древневавилонских списков Эндукуга и Ниндукуга входят в число последних перечисленных поколений, появляясь непосредственно перед Энлилем и необязательными Энутилой и Энмешаррой . [ 72 ] Они появляются рядом с Эндашуриммой и Ниндашуриммой среди божеств подземного мира, перечисленных в качестве получателей подношений в позднем ассирийском тексте. [ 62 ] Изначальное божество Ниндукуга следует отличать от использования того же имени в качестве эпитета Элламеси, жены Шумугана , засвидетельствованного в Ан = Анум (таблица III, строка 205). [ 73 ]
Энан(на) и Нинан(на) "небеса" [ 74 ] варианты Энан и Нинан, «господин небес» и «госпожа небес», уже засвидетельствованы в раннединастический период, тогда как Энанна и Нинанна, «господин небес» и «госпожа небес», являются более поздними интерпретациями; Нинан(на) следует отличать от Нинанны, понимаемой как эпитет Инанны (Ан = Анум, табличка IV, строки 2 и 187). [ 74 ]
Энутила и Нинутила "прошлое" [ 43 ] Написание имени Энутилы демонстрирует степень разнообразия. [ 43 ] [ 20 ] В некоторых случаях он появляется один, без Нинутилы. [ 75 ] Его также не всегда считали предком Энлиля. [ 26 ] миф, упоминающий его, «Поражение Энутилы, Энмешарры и Кингу », но сохранилось только 18 строк. Известен [ 76 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что в этом контексте Энутилу следует понимать как отца Энмешарры. [ 30 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , из-за содержания описаний поражений многих божеств этот текст следует понимать как позднюю научную компиляцию первоначально отдельных фрагментов, а не как традиционный миф. [ 77 ]
Энмешарра и Нинмешарра "бесчисленное количество меня " [ 78 ] Энмешарра описывается как самое известное из божеств, принадлежащих к категории предков Энлиля. [ 62 ] Однако он не всегда причислялся к ним. [ 26 ] В некоторых случаях он появляется вместе с парами эн-ниндов , но без соответствующего женского божества. [ 11 ] Богиня Нинмешарра, которую следует отличать от идентичных эпитетов Инанны (уже засвидетельствованной в трудах Энхедуанны ) и Нинлиль , [ 78 ] скорее всего, возникла только после того, как была включена в списки предков Энлиля, чтобы предоставить ему подходящую супругу. [ 20 ] Уилфред Г. Ламберт предполагает, что изначально существовала традиция, согласно которой Энмешарра был отцом Энлиля, и только со временем он был интегрирован в традицию Энки-Нинки. [ 75 ] Однако он признал, что прямые заявления на этот счет неизвестны и что в тексте «Энлиль и Намзитарра» Энмешарра является его дядей по отцовской линии. [ 26 ]
Энкум и Нинкум Имена Энкум и Нинкум могли использоваться как теонимы, так и как обозначение типа человеческого функционера. [ 79 ] Франс Виггерманн отмечает, что, хотя в некоторых случаях они появляются среди предков Энлиля, они также засвидетельствованы как придворные Энки , и на этом основании утверждает, что вместо этого существовала традиция, согласно которой они были его предками. [ 80 ] Единственный текст связывает Энкум с термином кумму , «спальня», что может указывать на то, что его имя понималось как «господин-кровать» от шумерского en kum , хотя это предположение остается недоказанным. [ 79 ]
[ редактировать ]

Предков Энлиля иногда можно было упомянуть наряду с другими, обычно не связанными между собой первобытными фигурами. [ 6 ] В An = Anum Эншар и Ниншар встречаются среди предков Ану , и, кроме того, еще одна указанная пара, Энуруулла и Нинуруулла, следует образцу эн-нин . [ 81 ] В так называемом «Гаттунге I» , сборнике экзорцистических формул, вместо этого среди предков Энлиля встречаются божества, принадлежащие к спискам предков Ану, а именно пара Энуруулла и Нинуруулла и Аншар и Кишар . [ 7 ] Древневавилонское . заклинание также связывает пару божеств-предков, обычно связанных с Ану, Дури и Дари, с Энлилем [ 10 ]

Дина Кац предполагает, что Эрешкигаль могла произойти от Нинки. [ 33 ] Она предполагает, что первый мог отделиться от второго в какой-то момент между правлением Эаннатума и Уруинимгины. [ 82 ] В отличие от Нинки, Эрешкигаль не фигурирует в списках раннединастических богов. [ 83 ]

Эндрю Р. Джордж предположил, что изображение предков Энлиля как более неактивных фигур, обитающих в подземном мире, позволяет сравнить их с так называемыми «Семи побежденными Энлилями». [ 1 ] Эта группа божеств была связана с Энмешаррой . [ 84 ]

По мнению Альфонсо Арчи, месопотамские первобытные божества, такие как предки Энлиля, могли оказать влияние на аналогичные группы в хурритской мифологии . [ 85 ] Два из таких хурритских божеств , Минки и Амунки , возможно, произошли от Нинки и эмесальской формы Энки, Умунки. [ 3 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что их имена произошли от возможных фонетических вариантов шумерских, не зафиксированных в текстовых источниках. [ 62 ] Арчи также предполагает, что другое из хурритских первобытных божеств, Намшара , возможно, произошло от Энмешарры. [ 85 ]

Карел ван дер Торн утверждает, что угаритского бога Илиба можно считать воплощением теологической идеи, аналогичной предкам Энлиля. [ 86 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В этом списке богов обычная формула, закрывающая список, ама аа. д Эн-лил 2 2 -ке 4 -не , «родители Энлиля», также ошибочно воспринимались как пара божеств, д Эн-ама-аа- д Эн-лил 2 -ла 2 и д Нин-ама-аа- д Эн-лил 2 -ла 2 . [ 18 ]
  2. ^ Сяньхуа Ван предполагает, что эта традиция отражает попытку примирить две разные традиции о личности месопотамского царя богов, сделав кандидатов отцом и сыном. [ 25 ]
  3. ^ Вариант написания Энутилы. [ 43 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джордж 2016а , с. 11.
  2. ^ Jump up to: а б с Деньги 2011 , с. 7.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кавинье и Креберник 1998d , с. 445.
  4. ^ Лисман 2013 , с. 125.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Кавинье и Креберник 1998d , с. 446.
  6. ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 30.
  7. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 405.
  8. ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 27.
  9. ^ Джордж 2016 , с. 8.
  10. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 411.
  11. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 281.
  12. ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 28.
  13. ^ Jump up to: а б с Джордж 2016 , с. 9.
  14. ^ Jump up to: а б Саллабергер 1993 , с. 130.
  15. ^ Jump up to: а б Якобсен 1976 , с. 252.
  16. ^ Ламберт 2013 , с. 417.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 414.
  18. ^ Петерсон 2009 , с. 83.
  19. ^ Cavigneaux & Krebernik 1998d , стр. 445–446.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 409.
  21. ^ Ламберт 1975 , с. 52.
  22. ^ Jump up to: а б с Меткалф 2019 , с. 30.
  23. ^ Джордж 2016 , с. 12.
  24. ^ Деньги 2011 , с. 152.
  25. ^ Деньги 2011 , с. 136.
  26. ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2013 , с. 284.
  27. ^ Виггерманн 1992 , стр. 285–286.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ламберт 2007 , с. 29.
  29. ^ Меткалф 2019 , с. 45.
  30. ^ Jump up to: а б с Джордж 2016а , с. 12.
  31. ^ Джордж 2016a , с. 10.
  32. ^ Виггерманн 1998 , с. 219.
  33. ^ Jump up to: а б Кац 2003 , с. 386.
  34. ^ Деньги 2011 , стр. 142–143.
  35. ^ Архи 2015 , с. 657.
  36. ^ Джордж 2016a , с. 59.
  37. ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 659.
  38. ^ Jump up to: а б Архи 2019 , с. 41.
  39. ^ Архи 2015 , с. 656.
  40. ^ Рубио 2013 , с. 6.
  41. ^ Ламберт 2013 , стр. 414–415.
  42. ^ Ламберт 2013 , с. 408.
  43. ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998i , с. 530.
  44. ^ Вельдхейс 2001 , с. 145.
  45. ^ Дельнеро 2020 , с. 82.
  46. ^ Дельнеро 2017 , с. 83.
  47. ^ Дельнеро 2017 , с. 93.
  48. ^ Дельнеро 2017 , с. 95.
  49. ^ Петерсон 2020 , с. 128.
  50. ^ Петерсон 2020 , с. 130.
  51. ^ Петерсон 2020 , с. 131.
  52. ^ Фостер 2005 , с. 208.
  53. ^ Ламберт 2013 , с. 448.
  54. ^ Крул 2018 , с. 242.
  55. ^ Крул 2018 , с. 241.
  56. ^ Крул 2018 , стр. 241–242.
  57. ^ Крул 2018 , с. 244.
  58. ^ Зельц 1995 , стр. 270–271.
  59. ^ Кавинье и Креберник 1998d , с. 447.
  60. ^ Jump up to: а б Волк 1998а , с. 509.
  61. ^ Jump up to: а б с Петерсон 2020a , с. 124.
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ламберт 2013 , с. 415.
  63. ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 30.
  64. ^ Петерсон 2020a , с. 117.
  65. ^ Кавинье и Креберник 1998f , с. 451.
  66. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998e , с. 450.
  67. ^ Ламберт 2013 , стр. 301–302.
  68. ^ Jump up to: а б Волк 1998 , с. 367.
  69. ^ Кавинье и Креберник 1998h , с. 509.
  70. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998b , с. 338.
  71. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 237.
  72. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 285.
  73. ^ Кавинье и Креберник 1998c , с. 340.
  74. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 328.
  75. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 406.
  76. ^ Ламберт 2013 , с. 326.
  77. ^ Ламберт 2013 , с. 327.
  78. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998г , с. 470.
  79. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992а , с. 71.
  80. ^ Виггерманн 1992 , с. 294.
  81. ^ Ламберт 2013 , с. 420.
  82. ^ Кац 2003 , с. 387.
  83. ^ Кац 2003 , стр. 386–387.
  84. ^ Ламберт 2013 , стр. 215–216.
  85. ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 654.
  86. ^ ван дер Торн 1993 , стр. 385–386.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96a8ad369aeb1e19ebc333268e221569__1718946240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/69/96a8ad369aeb1e19ebc333268e221569.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancestors of Enlil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)