Предки Энлиля
Предки Энлиля | |
---|---|
Первобытные божества | |
Главный культовый центр | Ниппур |
Обитель | преступный мир |
Дерево | тамариск |
Потомство | Энлиль , Нуска |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Хурритские первобытные божества |
Угаритовый эквивалент | Висит |
Предки Энлиля [ 1 ] [ 2 ] или божества Энки-Нинки [ 3 ] были группой месопотамских божеств . Отдельные списки не совпадают по их количеству, хотя перечисления всегда начинаются с пары Энки (чтобы отличать от бога воды Энки ) и Нинки и заканчиваются Энлилем. В самых ранних записанных списках Энки и Нинки были непосредственными родителями Энлиля, но, начиная с периода Ура III , их разделяло все большее число «предков». [ 4 ] Энки и Нинки стали первобытными существами-предками, которые больше не были активными и жили в подземном мире. Их можно было использовать при экзорцизме. Они засвидетельствованы в различных текстах, включая списки богов, заклинания, молитвы и мифы.
Терминология
[ редактировать ]Термин «предки Энлиля» относится к группе месопотамских божеств . [ 2 ] Они уже засвидетельствованы в раннединастических источниках. [ 5 ] Эту же группу иногда вместо этого называют «божествами Энки-Нинки» (нем. Enki-Ninki-Gottheiten ), что является приблизительным переводом множественного числа. (г) Эн-ки-(е-)не- (г) Нин/Нун-ки-(е-)не происходит от имен пары Энки и Нинки и в первоисточниках используется для обозначения всех этих божеств вместе взятых. [ 3 ] Уилфред Дж. Ламберт предложил английский перевод «Энкис и Нинкис». [ 6 ] Он также придумал термин « теогония Энлиля» для обозначения списков этих божественных предков. [ 7 ] Последний ярлык также использует Эндрю Р. Джордж . [ 1 ]
Имена Энки и Нинки относятся к паре, обычно открывающей списки предков Энлиля. [ 1 ] Имена отдельных пар, которые следуют за всеми, содержат знаки en , «господин», и nin , «госпожа». [ 8 ] [ 9 ] В каждой паре имя en предшествует имени nin . [ 10 ] Нет никаких указаний на то, что отдельные пары предназначались для иллюстрации стадий развития Вселенной. [ 11 ] [ 12 ] Не все имена можно полностью перевести. [ 13 ]
Хотя в более старых учениях Энки и Нинки можно было идентифицировать как Энки и Дамгалнуна , эта точка зрения считается ошибочной. [ 14 ] Как уже отмечал Торкильд Якобсен в 1976 году, божество-предок Энки следует отличать от более известного одноименного бога, который ассоциируется с пресной водой. [ 15 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что последнее имя имело другую этимологию, а также из-за присутствия опущенной буквы g в таких написаниях, как д Эн-ки-га-ке 4 предположил, что вместо ки , «земля», оно образовано элементом киг , неизвестного значения. [ 16 ] Вместо этого Якобсен объяснил, что эти два имени имеют немного отличающееся друг от друга значение: «повелитель земли» и «повелитель земли». [ 15 ] Уравнение Энки и Нинки с Эа (Энки) и Дамкиной (Дамгалнуна) в словаре Эмесала единично и, предположительно, является ошибкой, а эмесальские формы имен двух Энки, соответственно Умунки и Аманки, не тождественны. [ 17 ]
Вариация
[ редактировать ]Имена и количество пар в списках божеств Энки-Нинки различаются в каждом из доступных источников. Единственная непротиворечивая особенность состоит в том, что первое поколение состоит из Энки и Нинки, а последнее поколение состоит из Энлиля и Нинлиль . Из первого правила нет исключений и только одно из второго. [ 17 ]
Количество пар варьируется от 3 до 21. [ 12 ] 7 или 8 фигурируют в списках раннединастических богов, 9 (10, если учитывать Энмешарру ) в древневавилонском списке богов из Мари , [ а ] 16 в древневавилонском An = предшественник Anum и 21 в An = Anum (табличка I, строки 96–138). [ 19 ] Необычная длина последовательности в последнем из этих источников, скорее всего, была результатом составления различных традиций. [ 20 ] Ламберт считает, что пары божеств-посредников между парами Энки-Нинки и Энлиль-Нинлиль создают ощущение отдаленности, разделяющее их времена. [ 21 ]
Положение в месопотамской мифологии
[ редактировать ]По словам Кристофера Меткалфа, традиция относительно происхождения Энлиля, в которой участвовали божества Энки-Нинки, теперь считается общепринятой, хотя соответствующие источники по-прежнему трудно интерпретировать. [ 22 ] Исходя из значения имен Энки и Нинки, [ 13 ] предполагается, что это было связано с верой в то, что земля была первоэлементом, из которого возникло все остальное. [ 23 ] Однако происхождение Энлиля, по-видимому, различалось в зависимости от традиции. [ 24 ] Альтернативно его считали сыном Ану, [ 22 ] о чем свидетельствует, например, надпись Лугальзагеси . [ 2 ] [ б ] Также известны два источника, которые включают пары Энки и Нинки и Ан с Урашем или Ки, причем последний помещен перед ними, и, предположительно, отражают веру в то, что соединение земли и неба предшествовало появлению предков Энлиля. [ 13 ] Еще одним божеством, которого можно было считать отцом Энлиля, был Лугальдукуга . [ 26 ] фигура, связанная со «святым курганом» (дуку). [ 27 ]
Хотя Нинлиль может быть упомянут рядом с Энлилем в списках, перечисляющих его предков, эти божества никогда не описываются как предки их обоих, возможно, чтобы избежать последствий инцеста между ними. [ 10 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что альтернативная интерпретация списков могла заключаться в том, что каждое «поколение» развивалось из предыдущего, при этом Энки и Нинки медленно трансформировались в Энлиля и Нинлиль, аналогично без всякого намека на инцест. [ 28 ]
Предки Энлиля были связаны с подземным миром . [ 3 ] [ 29 ] Однако доступные источники не объясняют, как они сюда попали. [ 5 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что их размещение в преступном мире просто отражало тот факт, что они, как полагали, больше не были активными. [ 1 ] Миф, в котором Энки и Нинки были изгнаны в подземный мир или бежали туда и нашли там новую роль, мог существовать, хотя напрямую он не сохранился, за исключением возможного намека в заклинании. [ 30 ] Одно заклинание помещает их в Абзу , [ 31 ] что, как предполагается, является частью более широкой системы отсылок к божествам подземного мира, а не обитающим там. [ 1 ]
Имена первобытных божеств, связанных с Энлилем, могли использоваться при изгнании нечистой силы против злых духов, хотя, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, соответствующие источники датируются периодом Старого Вавилона и могут представлять собой традицию, которая развилась сравнительно поздно. [ 20 ] Однако, по словам Эндрю Р. Джорджа, существуют и более ранние примеры, и обычно Энки и Нинки представляют собой фигуры, с помощью которых демонов заставляют давать клятвы при определенных экзорцизмах. [ 1 ] Как первобытные божества, они могли быть использованы в этом контексте как представление состояния Вселенной до появления сил, которым они должны были противостоять. [ 30 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Самые старые упоминания о предках Энлиля были обнаружены в Фара и Абу Салабиха списках богов раннединастического периода . [ 3 ] Их датируют серединой третьего тысячелетия до нашей эры. [ 8 ] Они также присутствуют в небольшом отрывке из раннего литературного текста:
В то время еще не появились Энки и Нунки, не существовало Энлиля, Нинлиль . не существовало [ 28 ]
Они также упоминаются в связи с подземным миром в разделе Гимнов Заме, посвященном Нергалу . [ 5 ] Место жительства этого бога описывается в нем как «большое жилище, тень которого распространяется на западе над Энки и Нинки». [ 32 ]
Одна только Нинки упоминается в формуле клятвы на Эаннатума стеле Стервятников , где говорится, что если Умма нарушит данные обещания, эта богиня накажет город. [ 33 ] Эта формула отличается от формул, присвоенных всем другим божествам, упоминаемым в том же тексте (Энлилю, Нинхурсаг , Энки , Суен и Уту ). [ 34 ]
В заклинаниях, датированных серединой третьего тысячелетия до нашей эры, Энки и Нинки упоминаются в связи с корнями тамариска . [ 5 ] известны два примера, предположительно являющихся копиями южных месопотамских текстов Из Эблы :
Тамариск, уникальное дерево, дерево Ана, его корни внизу (являются) Энки и Нинки, его ветви вверху (являются) Ан, княжеский жрец-очиститель
Тамариск, его корни (внизу) (есть) Энки и Нинки, с (его) вершины (?) (есть) Энлиль. Тамариск, жизнью Неба, жизнью Земли, жизнью Ана, Энки, Нинки (вы заклинаны). [ 35 ]
Предположительно считалось, что дерево является «посредником» между Энки и Нинки, обитавшими в подземном мире, и Аном, обитавшим на небесах. [ 36 ]
Единственное подношение богине по имени Нинки, сделанное царицей, упоминается в другом тексте из Эблы, но, по мнению Альфонсо Арчи, скорее всего, эту фигуру следует отличать от первобытного божества, носящего то же имя. [ 37 ] Он предполагает, что это имя может быть лишь необычным написанием более достоверного названия. д be-функция д Ба-ал 6 -тум, супруга Хадабал . [ 38 ] В более ранней публикации он также рассматривал возможность того, что она могла быть супругой местной формы Эа , [ 37 ] Хайя . [ 39 ] «Нинки» также встречается в Эбле как часть фразы nin-ki kalam tim. к , «госпожа страны», возможно, эпитет богини и титул Тилут, одной из жен визиря Ибриума . [ 38 ]
По мнению Уилфреда Г. Ламберта, после раннединастического периода возникает пробел в свидетельствах о предках Энлиля, но дальнейшие источники, упоминающие их, известны со старовавилонского периода и позже. [ 20 ] Однако Гонсало Рубио перечисляет единственный возможный пример Ура III , фрагмент из Ниппура , N-T545 (A 33647), который может быть либо заклинанием, либо литературным текстом. [ 40 ] Предполагается также, что посвященный им траурный праздник, связанный с дуку в Ниппуре, проводился ежегодно еще в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 5 ] Вальтер Саллабергер утверждает, что эзем дукуга , празднуемый здесь в период Ура III, может быть связан с более поздними обрядами, связанными с ними. [ 14 ] В более поздние периоды они появляются в различных вариантах Удуг Хула . [ 1 ] В Шурпу вызываются пары Энки и Нинки и Эншар и Ниншар. [ 41 ]
Предки Энлиля упоминаются также в мифе « Смерть Гильгамеша» . [ 5 ] Одноименный герой словно встречает их в подземном мире. [ 42 ]
Перечисления пар предков Энлиля встречаются также в посвященных ему плачах, которые обычно включают длинные списки различных божеств, связанных с ним. [ 45 ] Незаконченный текст этого варианта известен из древневавилонской таблички CBS 10417. [ 46 ] упоминает дар, который он получил от пар Энки и Нинки и Энула и Нинул. [ 47 ] Согласно интерпретации текста Пауля Дельнеро, скорее всего, богиня обращается к Энлилю с просьбой избавить ее город от разрушения, аналогично тому, как это делает Бау в другом подобном тексте, в данном случае напоминая ему о времени, когда он сам получил город от своих предков. . [ 48 ] В молитве Энлилю Энки и Нинки называются «отцом, породившим вас». [ 17 ] Иеремия Петерсон предварительно предположил, что недавно опубликованный фрагментарный текст «Рождение Энлиля» (MS 3312) может быть описанием преемственности Энки и Нинки к Энлилю. [ 49 ] Однако, по словам его переводчика Кристофера Меткалфа, упомянутые в нем божества остались безымянными, и поэтому трудно интерпретировать, какую теогоническую традицию оно отражает. [ 22 ]
Гимн Энки мог бы приписать его положение бога, связанного с водой, коллективу божеств Энки-Ники. [ 50 ] В другой композиции, посвященной тому же богу, двое из них, Энул и Нинул, возможно, упоминаются в аналогичном контексте. [ 51 ] Молитва Шамашу и «богам ночи» призывает Энки и Нинки наряду с Алалой и Белили , [ 52 ] пара первобытных божеств, принадлежащих к генеалогическому древу Ану. [ 53 ]
Среднеассирийский 29 - текст, так называемая «Гемерология подношения хлеба», предписывает подносить хлеб Лугальдукуге , Энки, Энмешарре и Западному Ветру го Ташриту. [ 54 ] осенний месяц. [ 55 ] Подношения предкам Энлиля также упоминаются в административном тексте времен правления Навуходоносора II и в так называемой Астролябии Б. [ 17 ] Последний источник конкретно ссылается на погребальное подношение, сделанное в Ташриту, и называет Лугалдукугу рядом с парой Энки и Нинки в качестве его получателя. [ 56 ] Возможно, это был обряд, связанный с фестивалем акиту . [ 57 ]
Список предков Энлиля
[ редактировать ]Имена | Значение второго элемента | Подробности |
---|---|---|
Энки и Нинки | "земля" [ 3 ] | Также засвидетельствован вариант написания Нинки, Нунки. [ 17 ] Встречается в раннединастических источниках из Лагаша. [ 58 ] Грамматически оба имени являются аппозитивными, а не родительными конструкциями, поэтому их следует переводить как «госпожа-земля» и «господин-земля». [ 3 ] Однако в надписи Эаннатума на стеле Стервятников имя Нинки, по-видимому, понимается как конструкция родительного падежа, «госпожа земли» или «госпожа подземного мира». [ 59 ] позднеассирийской В копии более раннего двуязычного текста Энки и Нинки упоминаются как «повелители судеб». [ 17 ] |
Энул и Нинул | "древний" [ 60 ] [ 61 ] или «роскошь» [ 62 ] | Гимн обращается к Энулу и Нинул как к родителям Нуски . [ 60 ] В другой композиции их умоляют принести процветание во время устройства вселенной, а в гимне, посвященном Ишме-Дагану, они благословляют его царствование наряду с Энки и Нинки. [ 62 ] Нинул также появляется в единственном теофорном имени из древнеаккадского Адаба , Ур-Нинул. [ 63 ] Ссылка на Энула может присутствовать в тексте UM 29-15-229, [ 61 ] фрагмент пояснительного списка древневавилонских богов из Ниппура . [ 64 ] В дополнение к существованию теонима Энул, термин en ul , понимаемый как «древний господин», также, по-видимому, функционирует как менее конкретное обозначение в ряде произведений, включая Храмовые гимны и «Инанна и Эбих» . [ 61 ] |
Энмуль и Нинмул | «звезда», «сияющая» [ 28 ] | Энмул и Нинмул никогда не встречаются в тех же источниках, что и Энул и Нинул, за исключением Ан = Анум и единственного ритуального текста, возможно, находящегося под влиянием списков богов, и поэтому их можно было понимать просто как вариант Энула и Нинул с знак mul читается как ul 10 . [ 20 ] |
Эннун и Ниннун | «барский», «много» [ 28 ] | |
Энкур и Нинкур | "Гора" [ 28 ] | Помимо того, что Нинкур функционирует как имя изначальной богини в паре с Энкуром, Нинкур также засвидетельствован как имя божества-ремесленника и как логографическое написание имени жены Дагана , предположительно идентифицируемой как Шалаш , в текстах из Эмар и Мари . [ 65 ] |
Энкингал и Нинкингал | "лидер" [ 66 ] | Энкингал и Нинкингал — это старовавилонские формы более ранних названий Энкунгал и Нинкунгал, со вторым элементом, первоначально термином, относящимся к курдючной овце , переосмысленным как другое фонетически похожее слово. [ 66 ] |
Эншар и Ниншар | "тотальность" [ 28 ] | Эншар появляется в мифе « Вавилонский труд» , где он описан как «отец богов». [ 62 ] его имя может служить эпитетом Лугальдукуги . Однако в этом контексте [ 67 ] |
Энбулуд и Нинбулуд | Имена Энбулуг и Нинбулуг, засвидетельствованные в списке древневавилонских богов, могут представлять собой вариант Энбулуха и Нинбулуха. [ 28 ] | |
Энгириш и Нингириш | "бабочка" [ 68 ] | По мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника , Энгириш и Нингириш, скорее всего, соответствуют Эн-UḪ и Нин-UḪ из раннединастических источников, причем знак UḪ в последнем имени читается либо как uḫ , «вошь», либо как гириш. х , «бабочка». [ 69 ] В An = Anum встречается вариант формы Ningaraš, «торговица». [ 68 ] |
Эндашуримма и Ниндашуримма | "куча навоза" [ 70 ] | Эндашуримма и Ниндашуримма впервые засвидетельствованы в древневавилонский период, хотя они могут быть идентичны более ранней паре из Фары и Абу Салабиха, имена которых писались со знаком Á или DA. [ 70 ] В заклинаниях к ним обоим обращаются как к «брату и сестре всех богов», в то время как Эндашуримма также появляется рядом с Эндукугой среди хранителей врат подземного мира в в версии Султантепе версии Нергала и Эрешкигаль . [ 62 ] |
Энамаш и Нинамаш | "загон для овец" [ 28 ] | Хотя Энамаш и Нинамаш впервые встречаются в древневавилонский период, они могут соответствовать более ранней паре, имя которой было написано знаками LAK 777.DU 6 . [ 71 ] Однако последний также интерпретировался как ранняя версия Эндукуги и Ниндукуги. [ 72 ] |
Эндукуга и Ниндукуга | « святой холм » [ 28 ] | В большинстве древневавилонских списков Эндукуга и Ниндукуга входят в число последних перечисленных поколений, появляясь непосредственно перед Энлилем и необязательными Энутилой и Энмешаррой . [ 72 ] Они появляются рядом с Эндашуриммой и Ниндашуриммой среди божеств подземного мира, перечисленных в качестве получателей подношений в позднем ассирийском тексте. [ 62 ] Изначальное божество Ниндукуга следует отличать от использования того же имени в качестве эпитета Элламеси, жены Шумугана , засвидетельствованного в Ан = Анум (таблица III, строка 205). [ 73 ] |
Энан(на) и Нинан(на) | "небеса" [ 74 ] | варианты Энан и Нинан, «господин небес» и «госпожа небес», уже засвидетельствованы в раннединастический период, тогда как Энанна и Нинанна, «господин небес» и «госпожа небес», являются более поздними интерпретациями; Нинан(на) следует отличать от Нинанны, понимаемой как эпитет Инанны (Ан = Анум, табличка IV, строки 2 и 187). [ 74 ] |
Энутила и Нинутила | "прошлое" [ 43 ] | Написание имени Энутилы демонстрирует степень разнообразия. [ 43 ] [ 20 ] В некоторых случаях он появляется один, без Нинутилы. [ 75 ] Его также не всегда считали предком Энлиля. [ 26 ] миф, упоминающий его, «Поражение Энутилы, Энмешарры и Кингу », но сохранилось только 18 строк. Известен [ 76 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что в этом контексте Энутилу следует понимать как отца Энмешарры. [ 30 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , из-за содержания описаний поражений многих божеств этот текст следует понимать как позднюю научную компиляцию первоначально отдельных фрагментов, а не как традиционный миф. [ 77 ] |
Энмешарра и Нинмешарра | "бесчисленное количество меня " [ 78 ] | Энмешарра описывается как самое известное из божеств, принадлежащих к категории предков Энлиля. [ 62 ] Однако он не всегда причислялся к ним. [ 26 ] В некоторых случаях он появляется вместе с парами эн-ниндов , но без соответствующего женского божества. [ 11 ] Богиня Нинмешарра, которую следует отличать от идентичных эпитетов Инанны (уже засвидетельствованной в трудах Энхедуанны ) и Нинлиль , [ 78 ] скорее всего, возникла только после того, как была включена в списки предков Энлиля, чтобы предоставить ему подходящую супругу. [ 20 ] Уилфред Г. Ламберт предполагает, что изначально существовала традиция, согласно которой Энмешарра был отцом Энлиля, и только со временем он был интегрирован в традицию Энки-Нинки. [ 75 ] Однако он признал, что прямые заявления на этот счет неизвестны и что в тексте «Энлиль и Намзитарра» Энмешарра является его дядей по отцовской линии. [ 26 ] |
Энкум и Нинкум | Имена Энкум и Нинкум могли использоваться как теонимы, так и как обозначение типа человеческого функционера. [ 79 ] Франс Виггерманн отмечает, что, хотя в некоторых случаях они появляются среди предков Энлиля, они также засвидетельствованы как придворные Энки , и на этом основании утверждает, что вместо этого существовала традиция, согласно которой они были его предками. [ 80 ] Единственный текст связывает Энкум с термином кумму , «спальня», что может указывать на то, что его имя понималось как «господин-кровать» от шумерского en kum , хотя это предположение остается недоказанным. [ 79 ] |
Родственные божества
[ редактировать ]Предков Энлиля иногда можно было упомянуть наряду с другими, обычно не связанными между собой первобытными фигурами. [ 6 ] В An = Anum Эншар и Ниншар встречаются среди предков Ану , и, кроме того, еще одна указанная пара, Энуруулла и Нинуруулла, следует образцу эн-нин . [ 81 ] В так называемом «Гаттунге I» , сборнике экзорцистических формул, вместо этого среди предков Энлиля встречаются божества, принадлежащие к спискам предков Ану, а именно пара Энуруулла и Нинуруулла и Аншар и Кишар . [ 7 ] Древневавилонское . заклинание также связывает пару божеств-предков, обычно связанных с Ану, Дури и Дари, с Энлилем [ 10 ]
Дина Кац предполагает, что Эрешкигаль могла произойти от Нинки. [ 33 ] Она предполагает, что первый мог отделиться от второго в какой-то момент между правлением Эаннатума и Уруинимгины. [ 82 ] В отличие от Нинки, Эрешкигаль не фигурирует в списках раннединастических богов. [ 83 ]
Эндрю Р. Джордж предположил, что изображение предков Энлиля как более неактивных фигур, обитающих в подземном мире, позволяет сравнить их с так называемыми «Семи побежденными Энлилями». [ 1 ] Эта группа божеств была связана с Энмешаррой . [ 84 ]
По мнению Альфонсо Арчи, месопотамские первобытные божества, такие как предки Энлиля, могли оказать влияние на аналогичные группы в хурритской мифологии . [ 85 ] Два из таких хурритских божеств , Минки и Амунки , возможно, произошли от Нинки и эмесальской формы Энки, Умунки. [ 3 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что их имена произошли от возможных фонетических вариантов шумерских, не зафиксированных в текстовых источниках. [ 62 ] Арчи также предполагает, что другое из хурритских первобытных божеств, Намшара , возможно, произошло от Энмешарры. [ 85 ]
Карел ван дер Торн утверждает, что угаритского бога Илиба можно считать воплощением теологической идеи, аналогичной предкам Энлиля. [ 86 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В этом списке богов обычная формула, закрывающая список, ама аа. д Эн-лил 2 -а 2 -ке 4 -не , «родители Энлиля», также ошибочно воспринимались как пара божеств, д Эн-ама-аа- д Эн-лил 2 -ла 2 и д Нин-ама-аа- д Эн-лил 2 -ла 2 . [ 18 ]
- ^ Сяньхуа Ван предполагает, что эта традиция отражает попытку примирить две разные традиции о личности месопотамского царя богов, сделав кандидатов отцом и сыном. [ 25 ]
- ^ Вариант написания Энутилы. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джордж 2016а , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Деньги 2011 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кавинье и Креберник 1998d , с. 445.
- ^ Лисман 2013 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кавинье и Креберник 1998d , с. 446.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 405.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 27.
- ^ Джордж 2016 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 411.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2007 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2016 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Саллабергер 1993 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Якобсен 1976 , с. 252.
- ^ Ламберт 2013 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 414.
- ^ Петерсон 2009 , с. 83.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998d , стр. 445–446.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 409.
- ^ Ламберт 1975 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Меткалф 2019 , с. 30.
- ^ Джордж 2016 , с. 12.
- ^ Деньги 2011 , с. 152.
- ^ Деньги 2011 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2013 , с. 284.
- ^ Виггерманн 1992 , стр. 285–286.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ламберт 2007 , с. 29.
- ^ Меткалф 2019 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2016а , с. 12.
- ^ Джордж 2016a , с. 10.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Кац 2003 , с. 386.
- ^ Деньги 2011 , стр. 142–143.
- ^ Архи 2015 , с. 657.
- ^ Джордж 2016a , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 659.
- ^ Jump up to: а б Архи 2019 , с. 41.
- ^ Архи 2015 , с. 656.
- ^ Рубио 2013 , с. 6.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 414–415.
- ^ Ламберт 2013 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998i , с. 530.
- ^ Вельдхейс 2001 , с. 145.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 82.
- ^ Дельнеро 2017 , с. 83.
- ^ Дельнеро 2017 , с. 93.
- ^ Дельнеро 2017 , с. 95.
- ^ Петерсон 2020 , с. 128.
- ^ Петерсон 2020 , с. 130.
- ^ Петерсон 2020 , с. 131.
- ^ Фостер 2005 , с. 208.
- ^ Ламберт 2013 , с. 448.
- ^ Крул 2018 , с. 242.
- ^ Крул 2018 , с. 241.
- ^ Крул 2018 , стр. 241–242.
- ^ Крул 2018 , с. 244.
- ^ Зельц 1995 , стр. 270–271.
- ^ Кавинье и Креберник 1998d , с. 447.
- ^ Jump up to: а б Волк 1998а , с. 509.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2020a , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ламберт 2013 , с. 415.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 30.
- ^ Петерсон 2020a , с. 117.
- ^ Кавинье и Креберник 1998f , с. 451.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998e , с. 450.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 301–302.
- ^ Jump up to: а б Волк 1998 , с. 367.
- ^ Кавинье и Креберник 1998h , с. 509.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998b , с. 338.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992 , с. 285.
- ^ Кавинье и Креберник 1998c , с. 340.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 406.
- ^ Ламберт 2013 , с. 326.
- ^ Ламберт 2013 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998г , с. 470.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1992а , с. 71.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 294.
- ^ Ламберт 2013 , с. 420.
- ^ Кац 2003 , с. 387.
- ^ Кац 2003 , стр. 386–387.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 215–216.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 654.
- ^ ван дер Торн 1993 , стр. 385–386.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличии» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 978-88-31341-01-1 . OCLC 1137837171 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-амаш» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Нин-ан(на)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), «Nin-dašurima» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998c), «Нин-дукуга» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998d), «Нин-ки» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998e), «Нин-кунгал, Нин-кингал, Нин-куга (л)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998f), "Нин-кур(а), д НИН-КУР)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998г), «Нин-мешара» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998h), " д Nin-UḪ" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998i), «Nin-utila» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 февраля 2023 г.
- Дельнеро, Пол (2017). «Молчание писцов, часть II: Неоконченный плач Энлиля из Ниппура» . Первые девяносто лет . Де Грютер. стр. 80–102. дои : 10.1515/9781501503696-006 . ISBN 9781501503696 .
- Дельнеро, Пол (2020). Как делать что-то со слезами . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501512650 . ISBN 978-1-5015-1265-0 . S2CID 229038550 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2005). Перед музами: антология аккадской литературы . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-76-5 . OCLC 57123664 .
- Джордж, Эндрю Р. (2016). «Космогония Древней Месопотамии» (PDF) . В Гиндхарте, Мэрион; Поммеренинг, Таня (ред.). Начало и конец домодернистских сценариев сотворения и конца света (на немецком языке). Дармштадт. ISBN 978-3-8053-5032-7 . OCLC 948690810 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джордж, Эндрю Р. (2016a). Месопотамские заклинания и родственные им тексты в коллекции Шойена . Бетесда, Мэриленд. ISBN 978-1-934309-66-7 . OCLC 936548667 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Якобсен, Торкильд (1976). Сокровища тьмы: история месопотамской религии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-02291-9 . Проверено 16 февраля 2023 г.
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред (1975). «Космология Шумера и Вавилона». В Блэкере, Кармен; Лоу, Майкл (ред.). Древние космологии . Аллен и Анвин. стр. 42–65.
- Ламберт, Уилфред Г. (2007). «Истории создания Месопотамии». В Геллере, Маркхэме; Шиппер, Минеке (ред.). Воображение творения . БРИЛЛ. стр. 15–59. дои : 10.1163/ej.9789004157651.i-424.9 . ISBN 978-90-04-15765-1 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Лисман, JW (2013). Космогония, теогония и антропогения в шумерских текстах . Угарит-Верлаг.
- Меткалф, Кристофер (2019). Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646020119 . ISBN 978-1-64602-011-9 . S2CID 241160992 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Кристофер Меткалф: Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена, Том 1: Литературные источники по древневавилонской религии. (Исследования Корнельского университета по ассириологии и шумерологии 38) (обзор)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/za-2020-0025 . ISSN 1613-1150 .
- Петерсон, Иеремия (2020a). «Фрагментарный пояснительный список богов из древневавилонского Ниппура с тематической связью с Лугале и Ан: Анум: взгляд на истоки месопотамской герменевтической традиции» . Журнал клинописных исследований . 72 . Издательство Чикагского университета: 117–128. дои : 10.1086/709311 . ISSN 0022-0256 . S2CID 224836977 .
- Рубио, Гонсало (2013). «Время до времени: первобытные повествования в ранней месопотамской литературе». Время и история на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 3–18. дои : 10.1515/9781575068565-003 . ISBN 9781575068565 .
- Саллабергер, Вальтер (1993). Культовый календарь периода Ура III (на немецком языке). Де Грютер. дои : 10.1515/9783110889253 . ISBN 978-3-11-013932-7 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ван дер Торн, Карел (1993). «Илиб и «Бог-Отец» ». Угарит-Форшунген . 25 . Угарит-Верлаг: 379–387. ISSN 0342-2356 .
- Вельдхус, Ник (2001). «Разгадка сна: новая интерпретация смерти Бильгамеса» . Журнал клинописных исследований . 53 . Американские школы восточных исследований: 133–148. дои : 10.2307/1359980 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359980 . S2CID 162334425 . Проверено 12 февраля 2023 г.
- Волк, Конрад (1998), «Нин-гириш» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 февраля 2023 г.
- Волк, Конрад (1998a), «Нин-ул» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 февраля 2023 г.
- Ван, Сяньхуа (2011). Метаморфоза Энлиля в ранней Месопотамии . Мюнстер. ISBN 978-3-86835-052-4 . OCLC 712921671 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Виггерманн, Франс AM (1992). «Мифологические основы природы» . Явления природы: их значение, изображение и описание на древнем Ближнем Востоке . Амстердам, Северная Голландия: Королевская академия искусств и наук Нидерландов. ISBN 0-444-85759-1 . OCLC 32242903 .
- Виггерманн, Франс AM (1992a). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . Гронинген: Публикации STYX & PP. ISBN 978-90-72371-52-2 . ОСЛК 27914917 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 февраля 2023 г.