Дамгалнуна
Дамгалнуна | |
---|---|
![]() Процессия богинь, в том числе Дамкина (Дамгалнуна), в святилище Язылыкая . | |
Другие имена | Моя рука, моя рука |
Главный культовый центр | Эриду , Мальгия |
Генеалогия | |
Супруг | Энки |
Дети | Нанше , Асаллухи , Мардук , Энбилулу |
Дамгалнуна , также известная как Дамкина , была месопотамской богиней , считавшейся женой бога Энки . Ее характер плохо определен в известных источниках, хотя известно, что, как и ее муж, она была связана с ритуальным очищением и считалось, что она ходатайствовала перед ним за просителей. Среди божеств, считавшихся их детьми, были Нанше и Асаллухи . Хотя в мифе об Энки и Нинхурсаг она рассматривается как взаимозаменяемая с богиней, упомянутой в его названии, обычно они были отделены друг от друга. Города Эриду и Мальгиум считались культовыми центрами Дамгалнуны. Ей также поклонялись в других поселениях, таких как Ниппур , Сиппар и Калху , и, возможно, уже в третьем тысячелетии до нашей эры она была включена в хурритский пантеон . Она появляется в ряде мифов, в том числе в «Энума Элиш» только одна композиция — «Связь Дамкины , хотя на ней сосредоточена ».
Имя, персонаж и иконография
[ редактировать ]Теоним Дамгалнуна можно перевести как «великая жена принца», причем «принцем» неявно является Энки . [ 1 ] Джоан Гудник Вестенхольц указывала, что написание ее имени клинописным знаком NUN отражает ее связь с городом Эриду , поскольку оно использовалось в качестве логографического изображения его названия. [ 1 ] Сокращенные сочинения включают д дам-гал и возможно д плотина . [ 2 ] Принято считать, что вторая форма ее имени – Дамкина сложилась позднее. [ 2 ] [ 3 ] В поздних источниках оно могло писаться как Дамкианна. [ 4 ] Эта форма засвидетельствована нововавилонскими письмами, найденными в Уруке , согласно Полю-Алену Болье, первоначально отправленным из Эриду. [ 5 ] Другие варианты написания, такие как Дамнун, Дамнуна. [ 6 ] и Дамгалана также засвидетельствованы. [ 7 ] Хурритская . форма имени — Тапкина [ 8 ]
Индивидуальный характер Дамгалнуны был плохо определен, за исключением ее супружеских отношений с Энки. [ 9 ] Считалось, что она ходатайствовала перед ним от имени просителей-людей, что сравнивали с аналогичной ролью, засвидетельствованной Адада женой Шалой , Шамаша женой Айей , Ишума женой Нинмуг или Инанны служанкой Ниншубур . [ 10 ] Как и Энки, Дамгалнуна мог быть связан с изгнанием нечистой силы и ритуальным очищением . [ 9 ] В заклинаниях ее можно было призывать против демонов. [ 11 ]
Было предложено запечатать на цилиндрических печатях изображения богини в сопровождении символических гибридов Энки, человека-рыбы и козла-рыбы, которых можно идентифицировать как Дамгалнуна. [ 12 ] Джулия М. Ашер-Греве отмечает, что иногда она появляется на них в тех же сценах, что и Энки. [ 13 ] Также было высказано предположение, что львы могли быть ее символическими животными. [ 14 ]
В месопотамской астрономии Дамгалнуна отождествлялась с созвездием Небесной Повозки, соответствующим Малой Медведице . [ 14 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Дамгалнуна была женой Энки (Эа). [ 15 ] В мифе об Энки и Нинхурсаг она и одноименная богиня рассматриваются как одно и то же божество. [ 16 ] Однако Дина Кац указывает, что обычно они были раздельными, а мужем Нинхурсаг был Шулпае . [ 17 ] К божествам, считающимся детьми Энки и Дамгалнуны, относятся Нанше , Асаллухи , Мардук и Энбилулу . [ 18 ]
В варианте списка богов Вейднера Дамгалнуна приравнивается к Кише, жене речного бога Идлуругу . [ 19 ] Словарь Эмесала , по-видимому, ошибочно принимает ее и ее мужа за первобытных божеств Энки и Нинки . [ 20 ] Несмотря на схожие имена, два Энкиса не были идентичными. [ 21 ] В списке богов Дамгалнуне присвоено несколько альтернативных имен Ан = Анум (таблица II, строки 173–184). [ 3 ] включая Нингикугу и Нинти . [ 22 ] Утверждалось, что последнее имя также используется для обозначения ее в Гимне Нинкаси , где эта богиня является матерью одноименного пивного божества. [ 23 ] По мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника, Нингикугу как имя супруги Энки следует отличать использованием этого имени для обозначения матери Нингаль или самой Нингаль. [ 24 ]
Божества Хасису и Узну, «мудрость» и «ухо», считались божественными помощниками ( суккалами ) Дамгалнуны. [ 25 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Дамгалнуне засвидетельствовано во все периоды истории древней Месопотамии . [ 9 ] хотя масштабы ее культа постепенно уменьшались. [ 26 ] Она уже появляется в «Раннединастических гимнах Заме» . [ 27 ] Согласно этому источнику, ее культовым центром был Эриду . [ 28 ] Гимн Наная первого тысячелетия до нашей эры , в котором перечислены различные городские богини, также сохраняет информацию о ее связи с этим городом, хотя в нем также она обращается к ней как к «Королеве Куллабы». [ 29 ]
Другим городом, считавшимся культовым центром Дамгалнуны, был Мальгиум . [ 30 ] расположен к югу от Эшнунны . [ 31 ] Оба ее имени, Дамгалнуна и Дамкина, встречаются в текстах из этого города. [ 32 ] Она указана как одно из ее божеств в Кодексе Хаммурапи . [ 33 ] Двое из его правителей, Такил-илишу и Ипик-Иштар, называли себя назначенными на свою должность ею и Эа. [ 34 ] Храм . пары, расположенный в этом городе, возможно, был Энамтилой, «домом жизни», упомянутым в надписи Такил-илишу [ 35 ]
также существовал храм, посвященный Дамгалнуне В Ниппуре . [ 3 ] Его построил Шульги . [ 36 ] Метрологический от текст среднего вавилонского периода также свидетельствует о существовании молитвенного дома, который она делила со своим мужем, который Эндрю Р. Джордж рассматривал как отдельный первого . [ 36 ]
На древневавилонских печатях из Сиппара Дамгалнуна и Энки являются одной из трех наиболее часто упоминаемых божественных пар, хотя они появляются реже, чем Шамаш и Айя или Адад и Шала . [ 6 ] На одном из таких предметов, принадлежавшем некоему Энкимансуму, была написана формула «слуга Энки и Дамгалнуны». [ 37 ] У них было святилище в Сиппар-Амнануме внутри храмового комплекса Аннунитум . [ 37 ] Из документа известно, что ряд должностных лиц, в том числе жрец санги Аннунитума, отвечал за проверку его имущества после произошедшей кражи. [ 38 ]
Надпись с Ашурнасирпалом II указывает на то, что Дамгалнуна также делила храм со своим мужем в Калху . [ 36 ]
Хурритский прием
[ редактировать ]Дамгалнуна была включена в хурритскую религию , где она также выполняла роль жены Эа. [ 39 ] По мнению Петра Тарачи, возможно, перенос ее культа произошел уже в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 40 ] Она упоминается в договоре между Шаттивазой и Шуппилулиумой I , в котором она появляется ближе к концу списка божественных свидетелей, между Белет-екалли и Ишхарой . [ 41 ] Она входит в число божеств, изображенных в святилище Язылыкая , где она появляется в процессии богинь между Шалашем и Никкалом . [ 42 ] Ей также поклонялись наряду с другими хурритскими божествами в хеттской столице Хаттусе . [ 43 ] и в Нерике . [ 44 ]
Мифология
[ редактировать ]Известен только один миф, в котором Дамгалнуна играет центральную роль. [ 34 ] В нем она появляется под именем Дамкианна, хотя было высказано предположение, что в этом контексте оно может относиться к Зарпаниту . [ 45 ] Текст известен по двум копиям: неоассирийскому и нововавилонскому или более позднему. [ 46 ] На данный момент опубликовано два перевода: один Такаёси Осимой, а другой Уилфредом Г. Ламбертом , который дал ему название «Связь Дамкины» . [ 46 ] Основываясь на том, что Мардук уже представлен как царь богов, но в то же время Набу является его писцом, а не сыном, последний автор предположил, что первоначально оно было составлено при правлении либо касситской династии , либо Исина II . [ 34 ] что это не может произойти ранее правления Навуходоносора I. Первый приходит к выводу , [ 4 ] Основываясь на имеющихся доказательствах связи между Дамгалнуной и Мальгием , Ламберт предположил, что она возникла в этом городе. [ 34 ] Миф фокусируется на конфликте между пантеонами Вавилона и Ниппура , возглавляемыми соответственно Мардуком и Энлилем , хотя его детали неясны. [ 47 ] Силы Ниппура проигрывают, и конфликт в конечном итоге разрешается благодаря вмешательству Дамгалнуны. [ 48 ] навеянная сообщением о битве, доставленным ей Неретагмилом, [ 4 ] суккал бога Нару . [ 49 ] Ламберт утверждала, что с этой целью она выпустила предмет, называемый «облигацией» ( il-let-sa [ 50 ] ) в его переводе, природа которого не указана, но, по его мнению, его можно было отобразить, например, глиняную табличку. [ 48 ] Вместо этого Осима называет это «бременем» и приходит к выводу, что это могла быть какая-то чума или стихийное бедствие. [ 50 ] В колофоне нововавилонской копии говорится, что содержание таблички было секретом, и раскрытие его кому-либо, кроме целевой аудитории древних ученых, считалось табу Мардука. [ 51 ]
Дамгалнуна появляется в «Энума Элиш» как мать Мардука. [ 52 ] Однако в тексте нет ее генеалогии и нет сведений о ее рождении. [ 21 ] Форма ее имени, использованная в этом тексте, — Дамкина. [ 53 ]
По мнению Натана Вассермана, одна из надписей короля Мальгиума Ипика-Иштара могла содержать ссылку на миф о потопе с участием Эа (Энки) и Дамкины (Дамгалнуна). [ 54 ] В нем говорится, что, когда неустановленное бедствие вот-вот должно было постигнуть этот город, Эа поручил своей жене спасти его, «обеспечив длительное династическое царствование», что, по мнению Рафаэля Кучера, следует понимать как эвфемизм для возведения на трон узурпатора. [ 55 ]
Известен также гимн, посвященный Дамгалнуне, обозначенный в нижнем индексе как шир-шаг-хула («песня радостного сердца»). [ 56 ] Основное внимание уделяется ее супружеским отношениям с Энки. [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с Осима 2010 , с. 146.
- ^ Болье 2003 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 257.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79.
- ^ Архи 2004 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 50.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 273.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 241.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 262.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 265.
- ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 57.
- ^ Харрис 1975 , с. 148.
- ^ Креберник 1997 , с. 515.
- ^ Кац 2008 , с. 322.
- ^ Ужас 2016 .
- ^ Ламберт 2013 , с. 430.
- ^ Ламберт 2013 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 417.
- ^ Litke 1998 , p. 88.
- ^ Блэк 2006 , с. 297.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 361.
- ^ Ламберт 1972 , с. 134.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 249.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 49–50.
- ^ Саллабергер 2021 , с. 361.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 117.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 56.
- ^ Кучер 1987 , с. 300.
- ^ Кучер 1987 , с. 303.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 403.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2013 , с. 323.
- ^ Джордж 1993 , стр. 130–131.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 267.
- ^ Харрис 1975 , с. 81.
- ^ Архи 2013 , с. 10.
- ^ Тарача 2009 , стр. 120.
- ^ Арки 2013 , стр. 8–9.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Тарача 2009 , с. 96.
- ^ Тарача 2009 , стр. 104–105.
- ^ Осима 2010 , стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 321.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 322.
- ^ Осима 2010 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Осима 2010 , с. 154.
- ^ Осима 2010 , с. 155.
- ^ Ламберт 2013 , с. 55.
- ^ Ламберт 2013 , с. 5.
- ^ Вассерман 2020 , стр. 152–154.
- ^ Кучер 1987 , с. 302.
- ^ Блэк 2006 , с. 269.
- ^ Блэк 2006 , стр. 269–270.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2004). «Перевод богов: Кумарпи, Энлиль, Даган/Нисаба, Халки » Ориенталия . 73 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 319–336. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078173 . Проверено 0 октября 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 3 октября 2022 г.
- Блэк, Джереми А.; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0714117056 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-гикуга» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 октября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 3 октября 2022 г.
- Хорри, Рут (2016). «Энки/Эа (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Открытый богато аннотированный корпус клинописи, Академия высшего образования Великобритании.
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Креберник, Манфред (1997), «Muttergöttin AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 октября 2022 г.
- Кучер, Рафаэль (1987), «Мальгий» , Reallexikon der Assyriologie , получено 4 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Ḫasīsu» , Reallexikon der Assyriologie , получено 4 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Осима, Такаёси (2010). «Дамкина не вернет свое бремя в будущем: новый мифологический текст Мардука, Энлиля и Дамкианны» . В Горовице, Уэйн; Габбай, Ури; Вукосавович, Филип (ред.). Доблестная женщина: Иерусалим Древние ближневосточные исследования в честь Джоан Гудник Вестенхольц . Мадрид: Высший исследовательский совет. ISBN 978-84-00-09182-8 . OCLC 753379173 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-426-8 . Проверено 3 октября 2022 г.
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Урук в эпоху ранней бронзы: О его царях и богах и о местоположении Кулабы» . Ван Эсс, Маргарет (ред.). Урук – древний восточный мегаполис и культурный центр (на немецком языке). Висбаден. ISBN 978-3-447-11368-7 . OCLC 1255365039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрассовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Вассерман, Натан (2020). Потоп: аккадские источники. Новое издание, комментарии и литературная дискуссия (PDF) . Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-4174-8 . OCLC 1148875011 .