Синий
Энбилулу ( шумерский : 𒀭𒂗𒁉𒇻𒇻 д EN -bi.lu.lu ) был месопотамским богом , связанным с ирригацией и, как следствие, с каналами и реками. Происхождение его имени неизвестно, и среди экспертов нет единого мнения о том, каким образом он был связан с одноименными божествами Билулу и Нинбилулу. Первоначально он был независимым божеством, но в конечном итоге стал рассматриваться как имя Мардука и упоминается в этой роли в « Энума Элиш» .
Характер
[ редактировать ]Значение термина билулу неизвестно, но он также встречается в двух других именах божеств: Нинбилулу, известном из раннединастических источников (включая гимны Заме ), и Билулу , известном из мифа об Инанне и Билулу . [ 1 ] Было высказано предположение, что изначально существовало только одно божество, Билулу, которое было женщиной, а затем разделилось на мужское Энбилулу и женское Нинбилулу. [ 1 ] , идентификация Энбилулу и Билулу «проблемна» Однако, по мнению Уилфреда Г. Ламберта , поскольку «характер богини (...) недостаточно похож на характер Энбилулу, чтобы можно было быть уверенным». [ 2 ] Другая возможность состоит в том, что Нинбилулу и Энбилулу были одним и тем же божеством, чей пол либо изменился после раннединастического периода с женского на мужской. [ 1 ] или которого все время считали мужчиной. [ 3 ] Знак НИН , хотя его условно переводили как «царица» или «госпожа», не обязательно обозначал имя, принадлежащее женскому божеству. [ 2 ] [ 4 ]
Утверждалось, что теоретический оригинал Билулу был олицетворением грозы или дождевых облаков. [ 1 ] Однако Энбилулу лишь изредка упоминается в связи с дождем. [ 5 ] Вместо этого Франс Виггерманн предлагает использовать слово bilulu, обозначающее порывы . [ 6 ]
Энбилулу в основном был связан с ирригацией. [ 7 ] и с водой как каналов, так и рек. [ 5 ] Его можно было бы назвать «инспектором каналов неба и земли». [ 8 ] Его описывают как «чисто сельскохозяйственное божество». [ 2 ] Ламберт сравнил его с Энкимду . [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нинбилулу, который, по мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника, мог быть тем же божеством, что и Энбилулу, появляется в списках богов раннединастических Фара и Абу Салабиха , а также в гимне заме того же периода. [ 3 ] в отношении Тигра , Евфрата и других источников воды, но без указания культового центра. [ 1 ] Дэниел Швемер предполагает, что Энбилулу изначально принадлежал пантеону Эриду. [ 7 ] Уилфред Г. Ламберт считал его божеством, связанным с городом Вавилоном. [ 10 ] В храмовом комплексе Эсагиль было посвящено место ему совместно с Энмешаррой . [ 11 ] Оно носило название du 6.ki.sikil . , «курган, чистое место» [ 11 ]
Экзорцистический текст конца первого тысячелетия до нашей эры, предположительно возникший в Дере, перечисляет Энбилулу вместе с множеством других сельскохозяйственных божеств, таких как Ураш , Эннуги и Нингирсу , и умоляет их всех защитить поле. [ 12 ]
Хеттский колофоне писец по имени Чаниккуили, сын человека, носившего месопотамское имя Ану-шар-илан, описал себя как слугу Энбилулу в текста о Нарам-Сине, который он скопировал. [ 13 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифе об Энлиле и Нинлиль родителями Энбилулу являются одноименные божества Энлиль и Нинлиль , а его братьями — Нанна , Нергал и Ниназу . [ 14 ] В других источниках его можно было считать сыном Эа. [ 5 ]
В мифе «Энки и мировой порядок » Энбилулу поручается забота о Евфрате и Тигре одноименным богом. [ 15 ] Сам Энки, очевидно, несет ответственность за их дебет в том же повествовании, хотя их регулирует Энбилулу. [ 16 ]
Единственное заклинание приписывает Энбилулу ответственность за создание порядка дней, недель и месяцев - роль, которую обычно приписывают богу луны Сину (Нанне). [ 2 ] Лингвистический анализ показывает, что она была составлена в период Среднего Вавилона , но единственная известная табличка может быть поздней копией. [ 17 ]
Энбилулу как имя Мардука
[ редактировать ]В «Энума Элиш» Энбилулу — одно из имен, данных Мардуку . [ 10 ] Уилфред Г. Ламберт отметил, что Энбилулу, по-видимому, является одним из пятидесяти имен, которые можно считать «главными», поскольку изначально оно принадлежало совершенно отдельному божеству. [ 18 ] он считает Асаллухи , Туту и Шазу. Другими именами, принадлежащими к этой категории, [ 18 ] Неизвестно, как Энбилулу оказался поглощен Мардуком. [ 19 ] Было высказано предположение, что Мардук сначала был приравнен к Ададу Вавилонскому, упомянутому как отдельное божество в названиях годов Хаммурапи и Самсу-илуна , а затем, в более широком смысле, к Энбилулу. [ 20 ] Однако нет прямых доказательств того, что Адада когда-либо называли Энбилулу в Вавилоне. [ 9 ] и Дэниел Швемер отмечает, что единственный источник, предлагающий уравнение между ними, опоздал и предлагает только объяснение характера Энбилулу как Адада. [ 7 ]
Энума Элиш описывает Энбилулу как божество, отвечающее за распределение воды и, следовательно, за сохранение пастбищ и посевов. [ 21 ] Вариант названия Энбилулу-Эпадун конкретно связан с оросительными каналами. [ 21 ] Еще два имени, Энбилулу-Гугал и Энбилулу-Хегал, связаны с изобилием. [ 22 ] За перечислением вариантов имен Энбилулу следует Сирсир . [ 21 ]
Идентификация Мардука и Энбилулу также известна из других источников, таких как серия заклинаний Удуг Хул , древнейшие примеры которых известны с конца второго тысячелетия до нашей эры. [ 23 ] В списке богов Ан = Ануша амели он упоминается как Мардук ша патати , «Мардук каналов». [ 24 ] Он также указан как шумерский аналог Мардука в словаре Эмесала . [ 9 ]
В одном гимне Энбилулу встречается как имя Набу, а не Мардука. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2006 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 336.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 90.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 674.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2007 , с. 128.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 679.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2013 , с. 486.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 456.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 77.
- ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , стр. 123–124.
- ^ Башни 2015 , с. 582.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 330.
- ^ Ванстифут 1997 , с. 117.
- ^ Ванстифут 1997 , с. 121.
- ^ Ламберт 2006 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 159.
- ^ Ламберт 2013 , с. 255.
- ^ Ламберт 2013 , с. 485.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 127.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 127–129.
- ^ Геллер 2015 , с. 8.
- ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , стр. 134.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-Билулу» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 17 мая 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Джордж, Эндрю Р.; Танигучи, Джунко; Геллер, MJ (2010). «Собаки Нинкилима, часть вторая: Вавилонские ритуалы борьбы с полевым вредителями» . Ирак . 72 . Издательство Кембриджского университета: 79–148. дои : 10.1017/s0021088900000607 . ISSN 0021-0889 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2006). «Энбилулу и календарь». Если человек строит радостный дом: ассириологические исследования в честь Эрла Вердена Лейхти . Брилл. дои : 10.1163/9789047408239_022 . ISBN 9789047408239 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Торри, Джулия (2015). «Наследственная передача специальных знаний в Хеттской Анатолии: случай семей писцов периода Империи» . Традиции и инновации на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575063584-051 .
- Ванстифут, Герман LJ (1997). «Почему Энки организовал мир?». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 мая 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .