Билулу
Билулу | |
---|---|
Обожествленное дождевое облако | |
Другие имена | возможно, Нинбилулу |
Генеалогия | |
Дети | Гиргире |
Билулу была месопотамской богиней , которая, скорее всего, выступала в роли обожествления дождевых облаков. Она могла быть связана с Нинбилулу, известным из ряда раннединастических текстов. Она известна из мифа «Инанна и Билулу» , в котором она ответственна за смерть Думузи . За это событие впоследствии мстит Инанна , которая превращает Билулу в бурдюк с водой .
Имя, характер и происхождение
[ редактировать ]В 1953 году Сэмюэл Ноа Крамер и Торкильд Якобсен предположили, что Билулу функционировал как олицетворение грозы или дождевого облака. [ 1 ] По мнению Даниэля Швемера, эта интерпретация остается правдоподобной и находит поддержку в переводе имени ее сына Гиргире, «молния». [ 2 ] Однако точное значение ее собственного имени неизвестно. [ 3 ] Ее называли ум-ма , «старуха». [ 2 ] Мануэль Чеккарелли предполагает, что она могла действовать как фигура, сравнимая с фрау Холле или Перхтой из немецкого фольклора . [ 4 ]
Билулу, Нинбилулу и Энбилулу
[ редактировать ]Предполагается, что Билулу может быть связан с раннединастическим божеством Нинбилулу. [ 3 ] который уже засвидетельствован в списках богов Фара и Абу Салабиха , [ 5 ] а также в « Гимнах Заме» , в последнем из этих источников как божество, связанное с различными источниками воды, включая Тигр и Евфрат . [ 3 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что теоним Билулу более древний и клинописный знак нин . к нему в качестве префикса мог быть добавлен [ 6 ] Даниэль Швемер также считает Билулу оригинальной формой. [ 2 ] Антуан Кавиньо и Манфред Креберник предполагают, что Нинбилулу можно отождествить с Энбилулу , [ 5 ] божество, связанное с ирригацией [ 3 ] неизменно считался мужчиной. [ 2 ] Однако, по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, возможно, что Нинбилулу в какой-то момент была богиней, и что либо она позже стала рассматриваться как мужчина, либо что ее женские и мужские производные сосуществовали. [ 3 ]
Инанна и Билулу
[ редактировать ]Хотя теоним Нинбилулу не появляется ни в каких источниках, относящихся к раннединастическому периоду, Билулу присутствует в мифе об Инанне и Билулу . [ 3 ] Текст плохо сохранился и датируется девятнадцатым и семнадцатым веками до нашей эры. [ 7 ] По словам Ури Габбая, трудно сказать, первоначально он функционировал как часть школьной программы для писцов или как литургический текст. [ 8 ] Сюжет вращается вокруг смерти Думузи . [ 9 ] Это представляет собой традицию, отличную от традиции, известной из « Нисхождения Инанны» , поскольку действия Инанны призваны отомстить за это событие. [ 10 ] Причиной является налет на жилище Думузи, проведенный Билулу и ее сыном Гиргире. [ 9 ] По мнению Ричарда Л. Литке, последнее божество также могло быть упомянуто в списке богов Ан = Анум (таблица IV, строка 264), хотя приведенные там толкования подразумевали бы, что в этом случае имя, хотя и написанное как д ГИР.ГИР следует читать как Улул. [ 11 ] О роли Билулу в событиях Инанне сообщает безымянный слуга Думузи. [ 9 ] Она читает гимн в его память, восхваляя его пастушеские способности, и решает, что ей нужно отомстить за него, убив Билулу. [ 12 ] Она находит ее в ее жилище и накладывает на нее проклятие:
Прочь! Я убил тебя; так оно и есть, и вместе с тобой я уничтожаю и имя твое! [ 13 ]
Билулу впоследствии превращается в бурдюк с водой , и ей и ее сыну поручено действовать как божества-покровители , которые «ничьи дети и ничьи друзья», и им поручено информировать умершего Думузи о каждом возлиянии . пустыни для него. [ 13 ] Трансформация могла иметь целью придать мифу этиологический смысл. [ 2 ] Остальная часть композиции сосредоточена на Инанне, оплакивающей смерть Думузи вместе со своей сестрой Гештинанной и матерью Дуттур . [ 14 ] Оригинальный перевод Сэмюэля Ноя Крамера и Торкильда Якобсена заканчивается формулой
Как верно она доказала свою равную Думузи, отомстив за него; убив Билулу, Инана оказался равным ему! [ 15 ]
Однако, по мнению Стива Тинни, эта интерпретация могла быть частично ошибочной, и этот отрывок следует перевести заново:
Таким образом она сравняет счет Думузи, отомстив за него. Билулу мертв! Инана сравняла счет! [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якобсен и Крамер 1953 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и Швемер 2001 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 50.
- ^ Чеккарелли 2019 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 336.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 7–8.
- ^ Чеккарелли 2019 , стр. 117.
- ^ Габбай 2020 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Якобсен и Крамер 1953 , с. 163.
- ^ Тинни 2018 , с. 86.
- ^ Litke 1998 , p. 165.
- ^ Якобсен и Крамер 1953 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б Якобсен и Крамер 1953 , стр. 164.
- ^ Якобсен и Крамер 1953 , стр. 164–165.
- ^ Якобсен и Крамер 1953 , с. 179.
- ^ Тинни 2018 , с. 88.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-Билулу» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 декабря 2022 г.
- Чекарелли, Мануэль (2019). «Старый мудрец и мудрая женщина в Древней Месопотамии» . Фабула . 60 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 100–131. дои : 10.1515/fabula-2019-0008 . ISSN 1613-0464 .
- Габбай, Ури (2020). «Новая рукопись о путешествии Ниндишзиды в загробный мир». Altorientalische Forschungen . 47 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 67–90. дои : 10.1515/aofo-2020-0005 . ISSN 2196-6761 .
- Якобсен, Торкильд; Крамер, Сэмюэл Н. (1953). «Миф об Инанне и жемчуге » Журнал ближневосточных исследований . 12 (3). Издательство Чикагского университета: 160–188. ISSN 0022-2968 . JSTOR 542698 . Проверено 0 декабря 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Тинни, Стив (2018). « Возвращение к «Мечте Думузи». Журнал ближневосточных исследований . 77 (1). Издательство Чикагского университета: 85–89. дои : 10.1086/696146 . ISSN 0022-2968 .