сэрсир
сэрсир | |
---|---|
Бог моряков | |
![]() Цилиндрическая печать и современный оттиск с изображением так называемого «бога-лодки», фигуры, которую иногда отождествляют с Сирсиром. Саргонический период , Музей Института Востока . | |
Другие имена | Нинсирсир |
Сирсир , также известный как Нинсирсир , [ 1 ] был месопотамским богом . Он был связан с моряками. Было высказано предположение, что он соответствует так называемому мотиву «бога-лодки», известному по цилиндрическим печатям , но эта теория не является общепринятой.
Характер
[ редактировать ]Сирсир был богом моряков. [ 2 ] Его можно было идентифицировать как лодочника Энки. [ 3 ] Предлагаемые переводы его имени включают «скользящий». [ 3 ] и « гребец ». [ 1 ] В тексте « Обращение Мардука к демонам» он появляется рядом с Лагудой , которая также считается богом, связанным с морем. [ 2 ] Поздний список богов объясняет его роль как «Эа-лодочника». [ 1 ] В Мушшуэ он помещен рядом с Мардуком и отождествлен с Туту . [ 4 ] Единственный поздний гимн идентифицирует его как сына Кингу . [ 5 ]
Франс Виггерманн утверждает, что он был не только богом моряков, но и ассоциировался с растительностью. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Сирсир уже присутствует в раннединастическом списке богов Абу Салабиха . [ 6 ] один из гимнов Заме , что указывает на то, что в то время он, вероятно, был божеством относительно высокого ранга. Ему посвящен [ 7 ] Он принадлежал к пантеону Эриду . [ 8 ] Высказывалось также предположение, что у него был свой культовый город где-то на побережье Персидского залива . [ 9 ]
Мифология
[ редактировать ]Сирсир появляется в мифе «Энки и мировой порядок» , в котором он обозначен капитаном ( энси ) лодки одноименного бога. [ 1 ]
В «Энума Элиш » Сирсир указан как двадцать восьмое из пятидесяти имен Мардука: [ 6 ]
Сирсир, воздвигший гору на вершине Тиамат, Кто ограбил труп Тиамат [своим] оружием [ 10 ]
По мнению Уилфреда Г. Ламберта , возможно, что этот отрывок был отголоском изначально независимой традиции, в которой именно Сирсир, а не Мардук, сражался с олицетворением моря. [ 11 ]
Сирсир также упоминается в тексте «Обращение Мардука к демонам» как божество, отдельное от Мардука:
Я Асаллулхи, которого Сирсир назначает в верхнем море, Я Асаллулхи, которого Лагуда возвышает в нижнем море. [ 2 ]
Сирсир и художественный мотив «бог-лодка».
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Сирсир можно отождествить с так называемым «богом-лодкой», мотивом, известным по цилиндрическим печатям . [ 6 ] Однако эта идентификация еще предстоит окончательно доказать. [ 12 ]
Бог-лодка обычно изображается перевозящим бога солнца Уту/Шамаша. [ 6 ] Типичные изображения имеют змеиный хвост, хотя иногда у него могут быть две или четыре ноги. [ 13 ] На конце хвоста можно разместить голову змеи или дракона. [ 13 ] Большинство свидетельств этого мотива известно из района Диялы и гор Хамрин , меньшее количество происходит из Киша и Мари , и только три или четыре известны из южной Месопотамии. [ 13 ] На основании распространения этих произведений искусства и на змеевидной форме «бога-ладьи» Франс Вигерманн предложил ассоциацию его с богами «затигрийского » региона, такими как Иштаран из Дера и Иншушинак из Суз . [ 14 ]
По мнению Хелен Дж. Кантор, аргументом против отождествления бога лодки с Сирсиром является очевидный относительно высокий статус последнего в раннединастических источниках. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2011 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 2011 , с. 674.
- ^ Креберник 2011 , стр. 554–555.
- ^ Креберник 2011 , с. 555.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1997 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Офис 1984 , с. 279.
- ^ Ламберт 2013 , с. 255.
- ^ Офис 1984 , с. 280.
- ^ Ламберт 2013 , с. 129.
- ^ Ламберт 2013 , с. 246.
- ^ Вудс 2004 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1997 , с. 46.
- ^ Виггерманн 1997 , с. 47.
Библиография
[ редактировать ]- Кантор, Хелен Дж. (1984). «Происхождение Божественной ладьи (Сирсир?) Раннединастической и аккадской глиптики» . Журнал ближневосточных исследований . 43 (4). Издательство Чикагского университета: 277–280. ISSN 0022-2968 . JSTOR 544843 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «Сирсир» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1997). «Шумерские боги: сочетание свидетельств текстов и искусства». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .
- Вудс, Кристофер Э. (2004). «Возвращение к Табличке Бога Солнца Набу-апла-иддина» . Журнал клинописных исследований . 56 . Американские школы восточных исследований: 23–103. ISSN 0022-0256 . JSTOR 3515920 . Проверено 10 апреля 2022 г.