Энлиль и Нинлиль

Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
|
Энлиль и Нинлиль , Миф об Энлиле и Нинлиль , или Энлиль и Нинлиль: Рождение Нанны — шумерский миф о творении , написанный на глиняных табличках в середине-конце 3-го тысячелетия до нашей эры .
Сборник
[ редактировать ]Первые строки мифа были обнаружены в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета , каталоге вавилонского отдела (CBS), табличке под номером 9205 из их раскопок в храмовой библиотеке в Ниппуре . Оно было переведено Джорджем Аароном Бартоном в 1918 году и впервые опубликовано как «Шумерские религиозные тексты» в « Разных вавилонских надписях » , номер семь, под названием «Миф об Энлиле и Нинлиль ». [ 1 ] Размер планшета составляет 6,5 дюйма (17 см) на 4,5 дюйма (11 см) на 1,2 дюйма (3,0 см) в самой толстой точке. Бартон отметил, что Теофил Г. Пинчес опубликовал часть эквивалентной аккадской версии той же истории в 1911 году, отметив, что «эти два текста в целом хорошо согласуются, хотя кое-где есть небольшие различия». [ 2 ]
Другая табличка из той же коллекции, номер 13853, была использована Эдвардом Кьерой для восстановления части второй колонки таблички Бартона в «Шумерских эпосах и мифах» , номер 77. [ 3 ] Сэмюэл Ной Крамер включил таблетки CBS 8176, 8315, 10309, 10322, 10412, 13853, 29.13.574 и 29.15.611. Он также включил переводы с табличек в Ниппурскую коллекцию Музея Древнего Востока в Стамбуле , каталожный номер 2707. [ 4 ] [ 5 ] Другая табличка, использованная в качестве клинописного источника мифа, хранится в Британском музее , BM 38600, подробности о которой были опубликованы в 1919 году. [ 6 ] Другие таблички и версии были использованы для приведения мифа в его нынешнюю форму: последний составной текст Мигеля Сивила, созданный в 1989 году, с последними переводами Виллема Рёмера в 1993 году и Иоахима Крехера в 1996 году. [ 7 ]
История
[ редактировать ]История начинается с описания города Ниппур, его стен , реки , каналов и колодца , изображаемого как дом богов и, по словам Крамера, «кажется, он существовал до сотворения человека». А. Р. Джордж предполагает : «Согласно известной традиции, представленной мифом об Энлиле и Нинлиль, было время, когда Ниппур был городом, населенным богами, а не людьми, и это позволяет предположить, что он существовал с самого начала». Он рассматривает Ниппур как «первый город» ( уру -саг, «глава города (верх)») Шумера. [ 8 ] Эту концепцию Ниппура повторяет Джоан Гудник Вестенхольц, описывая это место как «civitas dei», существовавшее до « axis mundi ». [ 9 ]
«Был город, был город — тот, в котором мы живем. Нибру (Ниппур) был городом, в котором мы живем. Дур-джикнимбар был городом, в котором мы живем. Ид-сала — это его священная река , Кар-джектина — ее пристань, Кар-асар — ее пристань, Пу-лал — ее колодец с пресной водой, ид-нунбир-тум. и если мерить от нее, то это там его обрабатываемая земля стоит 50 сар в каждую сторону. Энлиль был одним из его юношей, а Нинлиль была одной из его молодых женщин » . [ 10 ]
История продолжается представлением богини Нун-бар-се-гуну, предупреждающей свою дочь Нинлиль о вероятности романтических ухаживаний со стороны Энлиля, если она забредет слишком близко к реке. Нинлиль сопротивляется первому приближению Энлиля, после чего он умоляет своего министра Нуску переправить его через реку, на другом берегу пара встречается и плывет вниз по течению, то ли купаясь, то ли в лодке, затем вместе ложится на берегу, целуется и зачинает Суэн - Акимбабар, бог луны . Затем история переходит к Энлилю, идущему по Экуру , где другие боги арестовывают его за его отношения с Нинлиль и изгоняют из города за ритуальную нечистоту.
«Энлиль шел по Ки -уру. Пока Энлиль бродил по Ки -уру, пятьдесят великих богов и семь богов, вершивших судьбы, арестовали Энлиля в Ки -уре. Энлиль, ритуально нечистый, покиньте город! Нунамнир , ритуально нечистый, покинь город! Энлиль, в соответствии с решением, Нунамнир, в соответствии с решением, Энлиль ушел. последовало » . [ 10 ]
Далее следует три подобных эпизода, когда Энлиль покидает город, говоря о нем как о хранителе городских ворот ( «хранитель священной преграды» или «человек чистого замка» ), человеке, охраняющем Ид-куру – шумерскую реку подземный мир (похожий на реку Стикс в греческой мифологии ) – и, наконец, SI.LU.IGI, перевозчик подземного мира (похожий на Харона ). Каждый раз Энлиль говорит этим персонажам : «Когда придет твоя госпожа Нинлиль и спросит обо мне, не говори ей, где я!» . Нинлиль следует за ним и спрашивает каждого : «Когда проходил ваш господин Энлиль?» На это Энлиль (переодетый) говорит ей : «Мой господин вообще не разговаривал со мной, о прекраснейшая. Энлиль вообще не разговаривал со мной, о прекраснейшая», на что Нинлиль предлагает заняться с ним сексом , и каждый раз они задумывают другого бога. Двое из отпрысков — боги подземного мира, Нергал -Мекламта-эа и Ниназу . Третьего бога, Энбилулу , называют «смотрителем каналов» , однако Джереми Блэк связал этого бога с управлением ирригацией. [ 11 ] Миф заканчивается восхвалением плодородия Энлиля и Нинлиль.
«Ты господин! Ты король! Энлиль, ты господин! Ты царь! Нунамнир, ты господин! Ты царь! Ты верховный господин, ты могущественный господин! Господь, который заставляет расти лен, господин, который заставляет расти ячмень Ты господин неба, господин изобилия, господин земли! Ты господин земли, господин изобилия, господин небес! Энлиль — царь! Господь, чьи высказывания не могут быть изменены! Его изначальные высказывания не будут изменены! За хвалу, произнесенную Нинлиль-матери, хвала Великой Горе, Отцу Энлилю ! [ 10 ]
Обсуждение
[ редактировать ]Джереми Блэк обсуждает проблемы серийной беременности и многоплодия, а также сложную психологию мифа. Он также отмечает, что нет никакого морального подтекста в том, что Энлиль ритуально нечист. [ 11 ] Ева Василевска отметила местонахождение сказки: «Черное и Зеленое предполагает, что шумеры расположили свой подземный мир в восточных горах, где, как считалось, существовал вход в Кур . Таким образом, он (Энлиль) был «Царем чужих земель/гор». ', где находился подземный мир, в который он был сослан и из которого вернулся». [ 12 ] Роберт Пейн предположил, что первоначальная сцена ухаживания происходит на берегу канала, а не реки. [ 13 ]
Герман Беренс предложил ритуальный контекст мифа, в котором драматические отрывки разыгрывались во время путешествия между Экуром и святилищем в Ниппуре. [ 14 ] Джерролд Купер выступал за более социологическую интерпретацию, объясняя создание богов, которые, кажется, заменяли Энлиля. Он предполагает, что цель работы - «рассказать происхождение четырех богов» и что она «объясняет, почему один ( Суен) сияет на небесах, а остальные трое обитают в Преисподней» . Купер также утверждает, что в тексте используются местные географические топонимы в отношении преисподней. [ 15 ]
На основе анализа Торкильда Якобсена предположил, что этот миф является доказательством того, что шумерское общество запретило добрачный секс Дейл Лаундервилль в дискуссии под названием «Направление сексуального влечения на создание сообщества» . Он обсуждает атрибуты богов : «(1) бог луны считался омолаживающим живые существа; (2) Нергал иногда ассоциировался с ростом сельского хозяйства, но чаще с чумой , мором , голодом и внезапной смертью ; (3) Ниназу и ( 4) Энбилулу были силами, обеспечивавшими успешное земледелие ». Он заключает, что повествование оправдывает Энлиля и Нинлиль, указывая на то, что природа добивается своего даже там, где социальные условности пытаются сдержать сексуальное желание. [ 16 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беренс, Герман. 1978. Энлиль и Нинлиль. Шумерский миф из Ниппура. Серия Studia Pohl Major 8. Рим: Издательство Библейского института.
- Боттеро, Жан и Крамер, Сэмюэл Ной. 1989, переиздано в 1993 году. Когда боги создали человека, ред. Издания Галлимар. п. 105-115.
- Купер, Джерролд С. 1980. «Критический обзор. Герман Беренс, Энлиль и Нинлиль и т. д.». В Журнале клинописных исследований 32. 175–188.
- Геллер, MJ 1980. «Обзор Беренса 1978». В архиве востоковедения 27. 168–170.
- Грин, Маргарет Уитни. 1982. "Обзор Беренса 1978". В Bibliotheca Orientalis 39. 339–344.
- Холл, Марк Гленн. 1985. Исследование шумерского бога луны Нанны/Суэна. Филадельфия: Пенсильванский университет. п. 524-526.
- Хеймердингер, Джейн В. 1979. Фрагменты шумерской литературы из Ниппура. Периодические публикации Вавилонского фонда 4. Филадельфия: Университетский музей. 1, 37.
- Якобсен, Торкильд. 1987. Арфы, которые когда-то .. Шумерская поэзия в переводе. Нью-Хейвен/Лондон: Издательство Йельского университета. п. 167-180.
- Рёллиг, Вольфганг. 1981. "Обзор Беренса 1978". В журнале Немецкого восточного общества 131. 430.
- Рёмер, Виллем Х.Ф. 1993а. «Мифы и эпос на шумерском языке». В мифах и былинах I. Тексты из среды Ветхого Завета III, 3-го императора Оттона (ред.). Гютерсло: Издательство Гютерсло Герд Мон. п. 421-434.
См. также
[ редактировать ]- Цилиндр Бартона
- Спор между зимой и летом
- Спор между овцами и зерном
- Специальный Генезис
- Самовосхваление Шульги (Шульги Д)
- Старый вавилонский оракул
- Гимн Энлилю
- Гимн храма Кеш
- Плач по Уру
- Шумерская религия
- шумерская литература
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Аарон Бартон (1918). Разные вавилонские надписи, с. 52 . Издательство Йельского университета . Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ Общество библейской археологии (Лондон, Англия) (1911). Теофил Г. Пинчес в Трудах Общества библейской археологии, том 33 f. 85 . Общество.
- ^ Эдвард Кьера (1964). Шумерские эпосы и мифы, 77, с. 5 . Издательство Чикагского университета . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (1944). Шумерские литературные тексты из Ниппура: в Музее Древнего Востока в Стамбуле . Американские школы восточных исследований . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (1961). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры. Забытые книги. ISBN 978-1-60506-049-1 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии (1919 г.). Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, ф. 190 . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества.
- ^ Энлиль и Нинлиль - Электронные и печатные источники - Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998-.
- ^ А. Р. Джордж (1992). Вавилонские топографические тексты . Издательство Питерс. стр. 442–. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Мигель Анхель Боррас; Центр современной культуры Барселоны (2000). Джоан Гудник Вестенхольц, Мифы об основании месопотамских городов, божественные планировщики и строители людей в книге «Основание города: мифы и обряды в древнем мире» . Издания UPC. стр. 48–. ISBN 978-84-8301-387-8 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Энлиль и Нинлиль, Блэк Дж. А., Каннингем Г., Робсон Э. и Золиоми Г., Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998-.
- ^ Перейти обратно: а б Джереми А. Блэк; Джереми Блэк; Грэм Каннингем; Элеонора Робсон (13 апреля 2006 г.). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. стр. 106–. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Ева Василевска (2000). Истории создания Ближнего Востока . Издательство Джессики Кингсли. стр. 77–. ISBN 978-1-85302-681-2 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Роберт Пейн (1959). Строители каналов: история инженеров каналов на протяжении веков, с. 22 . Макмиллан . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Гвендолин Лейк (1998). Словарь древней ближневосточной мифологии . Рутледж. стр. 47–. ISBN 978-0-415-19811-0 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Чарльз Пенглас (24 марта 1997 г.). Греческие мифы и Месопотамия: параллели и влияние в гомеровских гимнах и Гесиоде . Психология Пресс. стр. 40–. ISBN 978-0-415-15706-3 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Дейл Лаундервилль (1 июля 2010 г.). Целибат в древнем мире: его идеал и практика в доэллинистическом Израиле, Месопотамии и Греции . Литургическая пресса. стр. 28–. ISBN 978-0-8146-5697-6 . Проверено 29 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бартон, Джордж Аарон., Разные вавилонские надписи, издательство Йельского университета, 1918. Онлайн-версия.
- Чейра, Эдвард, Шумерские эпосы и мифы, Чикагский университет, публикации Восточного института, 1934. Интернет-версия.
- Крамер, Сэмюэл Ной, Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры, «Забытые книги», впервые опубликовано в 1944 году. Интернет-версия
- Энлиль и Нинлиль, Блэк Дж. А., Каннингем Г., Робсон Э. и Золиоми Г., Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998-.
- Транслитерация - Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998 г. -.