Бабушка
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
|

Бабушка ( клинопись : 𒀭 𒌣 д вообще, 𒀭 𒈬𒌝𒈬 д му-ум-му) — месопотамское божество. Его имя — аккадское заимствование от шумерского «умун», которое переводится как «основное тело, масса, животворящая сила» и «знание», как активная часть, в отличие от более летаргических первичных сил Тиамат и Апсу (шумерский Абзу). [ 1 ]
Он появился в вавилонском мифе о сотворении мира « Энума Элиш » как визирь первобытных богов Апсу , пресной воды, и Тиамат , соленой воды. [ 2 ] и иногда его называют их сыном. Ближе к середине Энума Элиш Эа запирает Мумму и Апсу.
Мумму — также одно из имен Мардука , окончательного победителя Тиамат. [ 1 ] Мумму иногда отождествляли также с Папсуккалем и Илабратом . [ 3 ]
Мумму – ремесленник, олицетворение практических знаний и технического мастерства. , Мумму, как третий из первобытных богов, символизирует ментальный мир, логос Согласно неоплатонику Дамасию . [ 4 ] Франц Бёль также пришел к этой ассоциации, выведя мумму как причастие от корня «говорить» и назвав его предшественником эллинистического логоса, хотя Гейдель оспаривал эту этимологию. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Помимо имени визиря первобытных богов и эпитета нескольких главных божеств (таких как Эа, Мардук, Тиамат и Иштар ), слово «мумму» также имеет несколько других определений. Это может быть неопределенное местоимение, означающее «кто-то, что-то»; а также существительное, означающее «мастер, творец»; «школа писцов, мастерская»; и «изогнутая палка или бревно». [ 3 ]
Н. К. Сандарс предполагает, что значение имени можно было истолковать как «туман или облако», [ 4 ] и, основанный на эпизоде из « Мифа о Зу» , [ 6 ] [ 7 ] Сандарс утверждает, что термин «мумму» можно понимать с точки зрения второго закона термодинамики как « энтропию », хотя это прочтение является своеобразным и не подтверждается другими источниками, которые переводят это явление как «рама [лука]». [ 8 ]
Сандарс рассказывает: [ 4 ]
[В битве между ними Нингирсу и Зу] стреле, вылетевшей из лука, приказано вернуться в свое мумму , а это означает, что древко снова становится частью живой трости, из которой оно было вырезано, кишки возвращаются в круп животного и перья птичьим ветрам.
Тогда как в Чикагском ассирийском словаре есть: [ 3 ]
му-ум-му кашти ана кисатики (возвращение) рамка лука, в ваши леса (кроме: стрела в тростниковый тормоз, тетива в спину овцы, перо для птиц) Р.А. 46 36:42 также там же. 34:26, дубл. STT 19:79 (Эпос о Зу), также RA 46 32:12.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Энума Элиш — Вавилонский эпос о творении — Полный текст» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Либовиц Кнапп, Беттина (1997). Женщины в мифе . СУНИ Пресс. стр. 270. ИСБН 9780791431634 . Проверено 17 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Оппенгейм, А. Лео ; Райнер, Эрика (1977). Биггс, Роберт Д. (ред.). Ассирийский словарь, том 10 M, часть вторая . Восточный институт Чикагского университета. п. 197-198. ISBN 978-0-91-898616-0 .
- ^ Jump up to: а б с Сандарс, НК (1971). Стихи о рае и аде из Древней Месопотамии . Пингвинская классика. п. 27.
- ^ Хайдель, Александр (апрель 1948 г.). «Значение Мумму в аккадской литературе» . Журнал ближневосточных исследований . 7 (2): 98–105. дои : 10.1086/370863 . JSTOR 542674 . S2CID 161113802 . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Мари-Франсуаза Бенье. « Миф об Анзу», География знаний» . Проект GKAB на Oracc.org . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Нинурта» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «СТТ 1, 019 [СБ Анзу 2]» . CAMS География корпуса знаний . Oracc.org . Проверено 14 сентября 2021 г.
линия р 11