Ты столп
Ты столп | |
---|---|
Пол | Первоначально мужчина, позже женщина |
Генеалогия | |
Супруг | Лизин |
Дети | КУ-анна, КУ-кита, КУ-та-абзу, КУ-кита-абзу, Ирхангул, Китуш-Кеш, Лаланна, Урнунтаэ [ 1 ] |
Нинсикила (или Нинсикил , 𒀭𒎏𒂖) — месопотамское божество , считавшееся супругой Лисина . Ранние источники называют его мужчиной, но позже это имя стало относиться к богине. На изменение пола могла повлиять ассоциация с дилмунитской богиней Мескилак , также называемой Нинсикила в Месопотамии , или расположение Лисин перед ее супругом в списках богов. Тексты, свидетельствующие о поклонении Нинсикиле, включают надпись из Ларсы и магическую формулу из Метурана .
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нинсикила была супругой Лисина . [ 2 ] им отведено восемь детей В списке богов Ан = Анум : КУ-анна, КУ-кита, КУ-та-абзу, КУ-кита-абзу (чтение первого знака во всех четырех именах неясно), Ирхангул, Китуш -Кеш, Лаланна (или Лулаланна) и Урнунтаэ. [ 1 ] Было отмечено, что, хотя в некоторых копиях этого документа эта группа божеств упоминается как «дети Лисина», вместо этого их называют «детьми Нинсикилы». [ 3 ]
Пол
[ редактировать ]Первоначально Нинсикила считалась богом, а Лисин — богиней. [ 2 ] Однако в текстах, датированных после древневавилонского периода , а также реже в более древних, [ 4 ] их пол можно было поменять, [ 5 ] и, например, в списке богов An = Anum первый — женщина, а второй — мужчина. [ 2 ] По мнению Джоан Гудник Вестенхольц , вполне возможно, что тот факт, что в списках древневавилонских богов Нинсикила следует за Лисином, мог повлиять на переосмысление их личностей. [ 2 ] Примером такого текста является список богов Вейднера , в котором Лисин предшествует Нинсикиле. [ 6 ] По словам Петра Михаловского, тот же порядок засвидетельствован во всех других известных источниках, в которых они оба перечислены последовательно. [ 7 ] Вторым фактором могло быть существование гомофонной , хотя и не идентичной, богини Нинсикилы. [ 2 ] который первоначально был известен как Мескилак и происходил из Дилмуна . [ 8 ] Хотя имя Нинсикила можно найти в мифе об Энки и Нинхурсаг , в этом контексте оно относится к богине Дильмунит. [ 9 ]
Изменение пола Нинсикилы сравнивают со случаем с Усур-амассу . [ 2 ] которая появляется как мужское божество в An = Anum , но позже стала рассматриваться как женское. [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]Торкильд Якобсен предположил, что Нинсикиле поклонялись наряду с Лисином в Адабе . [ 11 ] Однако он не указан среди божеств, упомянутых в текстах из этого города третьего тысячелетия до нашей эры в более позднем обзоре местного пантеона, составленном Маркосом Суш-Гутьерресом. [ 12 ]
Диоритовая совместно Нинсикиле и Лисину, согласно Дугласу Фрейну , чаша из Ларсы была посвящена неким Салилумом в честь жизни короля Рим-Сина I причем первая интерпретировалась как богиня, а вторая - как бог. [ 13 ] Однако, по мнению Габриэллы Спада, возможно и обратное толкование. [ 14 ]
Нинсикила появляется в магическом тексте из Метурана , где также упоминается Лисин. [ 15 ] но этот отрывок считается трудным для объяснения и может содержать отсылки к неизвестным мифическим ситуациям. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Михаловский 1987 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 103.
- ^ Litke 1998 , p. 76.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 57.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 18.
- ^ Петерсон 2009 , с. 81.
- ^ Михаловский 1987 , с. 32.
- ^ Креберник 1997 , стр. 93–94.
- ^ Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Болье 2014 , с. 511.
- ^ Якобсен 1987 , стр. 183.
- ^ Сач-Гутьеррес 2005 , стр. 3–36.
- ^ Фрейн 1990 , с. 305.
- ^ Спада 2016 , с. 45.
- ^ Кавинье и Аль-Рави 1995 , с. 199.
- ^ Кавинье и Аль-Рави 1995 , стр. 202.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2014), «Усур-авассу (аккадский бог) · Усур-авассу (аккадский бог)» , Настоящая энциклопедия ассириологии , получено 2 сентября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Аль-Рави, Фарук Н.Х. (1995). «Textes Magiques de Tell Haddad (Textes de Teil Haddad II). Тройная вечеринка». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии (на французском языке). 85 (2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.1995.85.2.169 . ISSN 0084-5299 . S2CID 201092061 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Якобсен, Торкильд (1987). Арфы, которые когда-то...: Шумерская поэзия в переводе . Нью-Хейвен. ISBN 978-0-300-16187-8 . OCLC 861792476 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Креберник, Манфред (1997), «Мескилак, Месикила, Нинсикила» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 сентября 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Михаловский, Петр (1987), «Лисин» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 сентября 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Спада, Габриэлла (2016). «Два новых кредитных договора времен правления Рим-Сина из Ларсы» . Журнал востоковедения . 89 (1/4). Фабрицио Серра Редактор, Сапиенца – Римский университет: 37–47. ISSN 0392-4866 . JSTOR 45111745 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 24 сентября 2022 г.