Jump to content

Усур-амассу

Усур-амассу
Божество правосудия
Член пентады Урука
Главный культовый центр Урук
Пол первоначально мужчина, позже женщина
Генеалогия
Родители Адад и Шала
Братья и сестры Шубануна, Намашмаш, Миранези, Мишару

Усур-амассу (также пишется Усур-амассу или Усур-амасса [ 1 ] ) был месопотамским божеством . Первоначально ее считали мужчиной, но позже ее стали считать богиней. Независимо от пола, Усур-амассу считался ребенком Адада и Шалы и, как и другие члены их окружения, считался божеством справедливости. Самыми ранними свидетельствами почитания Усур-амассу являются теофорные названия из таких городов, как Киш , но женская версия этого божества лучше всего засвидетельствована в источниках из Урука нововавилонского периода . Она принадлежала к пентаде богинь, стоявшей на вершине местного пантеона, в который также входили Иштар , Наная , Белту-ша-Реш и Уркаиту . Она до сих пор упоминается в текстах периода Селевкидов, и ее продолжают отмечать во время фестиваля акиту .

Имя и пол

[ редактировать ]

Имя Усур-амассу произошло от обычного мужского имени, известного из древневавилонских и древнеассирийских источников, Усур-авассу, исторически известными носителями которого являются царь Эшнунны и чиновник из Мари . [ 1 ] Его можно перевести как «прислушаться к его слову». [ 2 ] Это уже понималось как имя второстепенного бога в так называемом списке богов Женуйяка, также датированном древневавилонским периодом. [ 1 ] По словам Поля-Алена Болье, можно предположить, что Усур-амассу в то время уже был членом двора другого божества, хотя список богов Ан = Анум в настоящее время является старейшим источником, явно идентифицирующим его как сына и придворного другое божество, а именно Адад . [ 1 ]

В какой-то момент Усур-амассу вместо этого стали рассматривать как богиню. [ 3 ] Женская версия этого божества впервые засвидетельствована в надписи Кашшу-бел-зери, правителя Силенда, известной только по нововавилонской копии, но первоначально написанной в десятом или одиннадцатом веке до нашей эры. [ 1 ] По мнению Росио да Рива и Джанлуки Галетти, изменение, скорее всего, произошло, когда божество было введено в пантеон Урука и стало считаться членом круга Иштар . [ 4 ] Поль-Ален Болье предполагает, что, хотя первоначально имя Усур-амассу неявно относилось к словам Адада, после изменения эту роль взяла на себя Иштар. [ 5 ] Иногда вариант написания Усур-амасса мог использоваться для обозначения того, что божество женского пола, например, в неоассирийских надписях, но в архивах храма Эанна в Уруке постоянно использовалось основное имя, Усур-амассу, для обозначения божества. женское божество, иногда добавляющее женский определитель ИННИН для обозначения пола, в результате чего пишется и .in У-сюр-а-мат-су . [ 6 ] Однако нет никаких свидетельств того, что гипотетический грамматический эквивалент женского рода Ушри-амассу или Ушри-амасса когда-либо использовался. [ 5 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Независимо от пола, Усур-амассу считался ребенком Адада , а женскую версию явно называли бу-ук-рат. д ИШКУР, «дочь Адада». [ 7 ] Остальные дети Адада и его жены Шалы [ 8 ] и, таким образом, братьями и сестрами Усур-амассу были богини Шубануна («княжеский камень Шуба »), Намашмаш и Минунеси, а также бог Мишару («справедливость»). [ 2 ] В различных религиозных текстах Усур-амассу часто встречается в компании Адада, Шалы и различных божеств из их круга: Мишару, его супруги Ишарту («праведность»). [ 2 ] ), а также боги-близнецы Шуллат и Ханиш . [ 1 ]

В Уруке Усур-амассу принадлежал к кругу Иштар. [ 1 ] Поль-Ален Болье считает ее одним из членов пентады главных богинь этого города в нововавилонский период, остальные четыре - Инанна/Иштар, Наная , Белту-ша-Реш и Уркаиту . [ 9 ] Обычно ее составляли в паре с последним из этих божеств, [ 9 ] который всегда появляется вместе с ней в списках пожертвований. [ 10 ] Они также упоминаются вместе в рецепте по чистке одеяла ( тахапшу ), принадлежавшего им обоим. [ 11 ] Бит Хилши , «дом прессования», здание, предположительно являвшееся аптекой с садом, где выращивались ингредиенты для различных лекарств, расположенное в комплексе Эанна, описывалось как их совместное владение. [ 12 ]

Эндрю Р. Джордж отмечает, что, по-видимому, также существовала близкая связь между Усур-амассу и еще одним божеством из Урука, Канисуррой , и связывает ее с тем, что обе эти богини связаны с Наная и Иштар. [ 13 ] Мнение, что она функционировала как имя Канисурры в первом тысячелетии до нашей эры. [ 14 ] или то, что ее понимали как ее аккадского коллегу, также можно найти в науке. [ 15 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]
Сидящая Наная на кудурру Мели-Шипака II. Предполагается, что иконография Усур-амассу была аналогичной.

Усур-амассу ассоциировался со справедливостью. [ 4 ] Богословские сведения о ее характере представлены в надписи времен правления Набонассара , в которой она названа «августатической госпожой, которая вершит суд над землей и выносит решения для неба и преисподней , (...) та, чья власть изменить нельзя». [ 16 ] Скорее всего, ее видимый характер как судебного божества, описанный в этом тексте, был связан с ее связью с Мишару и Ишарту . [ 1 ]

Текст времен правления Шамаш-шум-укина указывает на то, что Усур-амассу был изображен в тиаре, аналогичной тем, которые носили Наная и Иштар. [ 17 ] Предполагается, что ее внешний вид напоминает то, что первая из этих двух богинь носит на кудурру (украшенном пограничном камне) Мели-Шипака . [ 18 ] Он был изготовлен из красного золота 47 мин и 16,5 сиклей . [ 9 ] Хотя в тексте также описаны все его отдельные элементы, используемые термины необычны или совершенно неизвестны, что затрудняет интерпретацию. [ 17 ] Статуя Усур-амассу, одетого в одежду, известную как ламаушшу, упоминается в письме ученого Мар-Иштара Асархаддону, описывающем ремонт, происходящий в Уруке. [ 19 ] В различных нововавилонских текстах из Урука также упоминается разнообразная культовая атрибутика Усур-амассу, в том числе знамя, церемониальная повозка ( аттару ), неопознанное золотое оружие ( депу ) и одеяло ( тахапшу ; совместное с Уркаиту ). [ 11 ] Имеются также свидетельства о фигурках людей-скорпионов ( гиртаблилу принадлежавших ей ), которые могли быть апотропными , хотя возможно также, что они были просто украшениями, пришитыми к ее одежде. [ 20 ]

Известные эпитеты Усур-амассу включают «житель Урука» ( ашибат Урук ), что засвидетельствовано в надписи Кашшу-бел-зери, а также «советник» ( маликат милки ) и «заступник» ( шабитат аббути ) из текста, приписываемого в Асархаддон. [ 21 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые древние свидетельства поклонения Усур-амассу относятся к древневавилонскому периоду и включают теофорные имена, такие как Усур-авассу-гамиль и Усур-авассу-нишу. [ 1 ] По словам Эндрю Р. Джорджа, первое встречается в тексте из Киша и указывает на то, что божеству поклонялись в этом городе. [ 22 ]

Самым старым упоминанием культа Усур-амассу в Уруке, помимо надписи Кашшу-бел-зери, является строительная надпись времен правления Набонассара . [ 23 ] Похоже, ее почитали в комплексе Эанна. [ 24 ] где у нее было собственное святилище, Бит Усур-амассу . [ 9 ] В надписи неоассирийского периода Ашшурбанипал утверждает , что он привез Усур-амассу, Наная и Уркаиту обратно в Эанну из Элама . [ 25 ] Также известно, что в какой-то момент первые две из этих богинь были временно удалены из Урука, чтобы принять участие в возведении на трон этого правителя. [ 19 ] Также возможно, что восстановление их культа произошло во время правления Асархаддона , поскольку в тексте этого периода упоминается изготовление новых статуй их обоих. [ 26 ]

В нововавилонский период Усур-амассу стал считаться одним из главных божеств Урука. [ 27 ] Фестиваль кинуну («жаровня», «огненная церемония») проводился в месяце Кислиму в честь Усур-амассу, Уркаиту и Иштар согласно единственному известному календарю, в котором перечислены религиозные церемонии, отмечавшиеся в этом городе в то время. [ 28 ] В тексте времен правления Набонида упоминается, что в месяц Дузу несколько ожерелий Усур-амассу были помещены на статую Думузи , возможно, в связи с церемонией облачения, посвященной последнему божеству. [ 29 ] Среди засвидетельствованных членов духовенства Усур-амассу есть священник шангу (иногда переводится как « понтифик ») и пребендарии, называемые Эриб-бити . [ 30 ] В подношения ей входили пиво, финики, зерна (ячмень, полба) и хлеб из них, кунжут, соль и мясо жертвенных животных, например ягнят. [ 31 ] В честь богини был назван водоток в окрестностях Урука, Харру-ша-Усур-амассу. [ 32 ]

По словам Джоан Гудник Вестенхольц , в период Селевкидов Усур-амассу и Уркаиту были заменены Белет-сери и Шаррахиту в местном пантеоне Урука. [ 33 ] Однако Поль-Ален Болье [ 9 ] и Джулия Крул в более поздних исследованиях пришли к выводу, что ей продолжали поклоняться. [ 34 ] Она появляется в ритуале акиту вместе с Ниниммой , Шиламкуррой (дочерью Нинсуна ) и совершенно неизвестной богиней Нинурбу. [ 27 ] Позднее упоминание о ней известно также из текста, описывающего ритуальное путешествие Наная в Киш , [ 9 ] в котором она появляется вместе с Канисуррой . [ 13 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Болье 2014 , с. 511.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2007 , с. 146.
  3. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 103.
  4. ^ Перейти обратно: а б Рива и Галетти 2018 , с. 221.
  5. ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 229.
  6. ^ Болье 2014 , стр. 511–512.
  7. ^ Швемер 2001 , стр. 68–69.
  8. ^ Швемер 2008a , с. 567.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Болье 2014 , с. 512.
  10. ^ Болье 2003 , с. 261.
  11. ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 230.
  12. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 120.
  13. ^ Перейти обратно: а б Джордж 2000 , с. 296.
  14. ^ Саллабергер 2021 , с. 362.
  15. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 134.
  16. ^ Болье 2003 , стр. 228–229.
  17. ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 232.
  18. ^ Болье 2003 , с. 191.
  19. ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 227.
  20. ^ Болье 2003 , с. 243.
  21. ^ Болье 2003 , с. 228.
  22. ^ Джордж 2000 , стр. 290–291.
  23. ^ Болье 2003 , стр. 226–227.
  24. ^ Болье 2003 , с. 252.
  25. ^ Крул 2018 , с. 98.
  26. ^ Крул 2018 , с. 99.
  27. ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 68.
  28. ^ Крул 2018 , с. 198.
  29. ^ Болье 2003 , с. 238.
  30. ^ Болье 2003 , с. 253.
  31. ^ Болье 2003 , стр. 245–251.
  32. ^ Болье 2003 , с. 255.
  33. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 132.
  34. ^ Крул 2018 , с. 90.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 294a583a4877a2aff8607130c1e5c1ec__1694178120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/ec/294a583a4877a2aff8607130c1e5c1ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uṣur-amāssu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)