Канисурра
Канисурра | |
---|---|
Богиня, связанная с любовью | |
Член суда Наная | |
Главный культовый центр | Урук |
Канисурра (также Гансурра , Ганисурра ) [ 1 ] была месопотамской богиней , принадлежавшей к свите Наная . Многое в ее характере остается малоизученным, хотя известно, что она была связана с любовью. Ее имя могло быть получено от слова ganzer , обозначающего подземный мир или вход в него. Помимо Наная, она могла быть связана с такими божествами, как Газбаба , Ишхара и Усур-амассу . Впервые она упоминается в источниках из Урука периода Ура III , и ей продолжали поклоняться в этом городе даже в период Селевкидов .
Имя и характер
[ редактировать ]Характер и функции Канисурры неясны. [ 2 ] Ее лучшая засвидетельствованная характеристика - ее связь с Наная. [ 3 ] Обе они принадлежали к группе женских божеств, вызываемых в заклинаниях любви и потенции , в которую также входили Иштар , Ишхара и Газбаба . [ 4 ] В некоторых из этих текстов используются такие формулы, как «по приказу Канисурры и Ишхары, богини-покровительницы любви». [ 5 ] или «по приказу Канисурры и Ишхары, покровительницы секса». [ 6 ]
Поль-Ален Болье предполагает, что имя Канисурры могло представлять собой аккадское или иное нестандартное произношение шумерского ганзера , названия подземного мира или, в частности, входа в него, поскольку лексический текст из древневавилонского Ниппура свидетельствует, что канисурра была одним из прочтений. логограммы ИГИ.КУР.ЗА , соответствующей этому термину. [ 3 ] По мнению Болье, ранние формы имени Канисурры, Гансура и Ганисурра, можно объяснить как промежуточные стадии между ganzer и стандартным написанием теонима в старовавилонский период и позже. [ 7 ] Этимология слова «ганзер» неясна, хотя предполагалось, что его можно объяснить фразой «позволь мне уничтожить его». [ 1 ] Дина Кац считает это предложение маловероятным и предполагает, что вместо этого оно могло возникнуть на языке-субстрате. [ 8 ] Она также отмечает, что ganzer редко встречается в литературных текстах и наиболее известен из лексических списков . [ 9 ] Основываясь на возможной этимологии имени, Болье предполагает, что Канисурра по своему происхождению была обожествленной частью подземного мира. [ 1 ] Другое предположение состоит в том, что изначально она была ипостасью Инанны Венера и представляла время, когда не видна на небе. [ 10 ]
Канисурру можно назвать эпитетом belet kaššapāti , «госпожа волшебниц». [ 2 ] Этот титул встречается в одном заклинании Маклу и в другом аналогичном тексте, не входящем в этот корпус. [ 11 ]
Болезнь, названная «рука Канисурры», упоминается в медицинских текстах наряду с «рукой Наная», «рукой Икби-Дамика » и «рукой Киби-думчи». [ 12 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В двух поздних текстах, богословской пояснительной табличке и литургическом календаре, Канисурра и Газбаба называются «дочерями Эзиды», храма Набу в Борсиппе , и дополнительно идентифицируются как парикмахеры Наная. [ 13 ] Большинство пар божеств, упоминаемых таким образом, известны из северной Вавилонии. [ 14 ] Помимо Дочерей Эзиды, с Эсагилом в Вавилоне были связаны известные пары (Катунна и Силуш-таб), [ 15 ] Эмеслам в Куте ( Тадмуштум обозначена как дочь Нергала , в списке богов Ан = Анум , [ 16 ] and Belet-ili), [ 17 ] Эдубба в Кише ( Икби-Дамик , чье имя означает «она сказала: «Все в порядке!»», и Хуссинни: «Помни меня!»), [ 18 ] Эбаббар в Сиппаре (Мами и Нинегина), Э-ибби-Анум в Дилбате (Ипте-бита и Белет-анни), а также с безымянным храмом Нингублаги (Манну-шанишу и Ларсам-ити). [ 14 ] [ 15 ] Дальнейшие безымянные примеры пар таких «дочерей» известны из Урука, Ниппура и Эриду , а также Арбелы в Ассирии . [ 19 ] Основываясь на том факте, что дочери Эсагиля и Эзиды идентифицируются как члены дворов Зарпанита и Наная соответственно, в частности, как их парикмахеры, Эндрю Р. Джордж предполагает, что эти пары богинь представлялись как служанки в доме главного божества или божества храма, с которыми они были связаны. [ 14 ]
Принято считать, что Канисурра была дочерью Наная. [ 20 ] Однако, как заметил Джоэле Зиса в недавней публикации, по состоянию на 2021 год прямых доказательств в пользу этой точки зрения нет. [ 21 ] В известных копиях пояснительной версии списка богов Вейднера не полностью сохранилась строка, объясняющая, чьей дочерью считалась Канисурра. [ 13 ]
Другим божеством, связанным с Канисуррой, был Усур-амассу , который появляется рядом с ней в рассказе о культовом путешествии Наная в Киш и, как и она, был связан с последней богиней, а также с Иштар. [ 22 ] Вальтер Саллабергер предполагает, что Усур-амассу функционировал как альтернативное имя Канисурры в первом тысячелетии до нашей эры. [ 23 ] в то время как Джереми Блэк и Энтони Грин предполагают, что она была ее аккадским коллегой. [ 24 ]
В трехъязычном издании списка богов Вейднера из Угарита Канисурра объясняется как Канизуран на хурритском языке и Лелу на угаритском языке . [ 25 ] Однако ценность этого документа как источника информации о религиозных верованиях жителей Угарита, как угаритских , так и хурритских , была поставлена под сомнение, поскольку многие записи представляют собой просто фонетические переводы месопотамских теонимов , которые не встречаются где-либо еще. [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства о Канисурре происходят из Урука периода Ура III . [ 1 ] Вальтер Саллабергер утверждает, что в свете имеющихся в настоящее время свидетельств можно предположить, что она, как и Инанна и Наная, принадлежала к трио центральных богинь, прославляемых во время различных праздников, проводившихся в этом городе. [ 23 ] Он утверждает, что присутствие многих богинь, связанных с Инанной, в местном пантеоне могло быть связано с присутствием цариц Третьей династии Ура в Уруке. [ 27 ] Она получала подношения во время погребальных обрядов Шу-Сина , что могло быть связано с предложенной ей ролью божества, связанного с преступным миром. [ 1 ] В списке подношений времен правления того же короля она появляется рядом с Гештинанной . [ 23 ]
В старовавилонский период, во времена правления Син-гамила , Анам построил храм Канисурры, скорее всего, в Уруке. [ 28 ] Хотя известно, что он сам правил как король Урука, надпись, упоминающая об этом строительном проекте, появилась еще до его восхождения на трон. [ 1 ] В нем к Канисурре обращаются как к Нин-Итурунгал, «госпожа канала Итурунгал». [ 29 ] В поздневавилонский период в Киш переселились многие функционеры культов Инанны Урука, Наная и Канисурры . [ 30 ] В этот же период Канисурре поклонялись и на территориях, контролируемых Первой династией Силендов . [ 10 ] Однако она упоминается только в одном списке пожертвований из последней области. [ 31 ] Судя по контексту, вполне вероятно, что он был связан с Уруком, возможно, потому, что это также было результатом смещения местных культов этого города. [ 31 ] Канисурре и Наная также поклонялись в Этуркаламме. [ 32 ] храм Иштар в Вавилоне . [ 33 ]
В первом тысячелетии до нашей эры Канисурра засвидетельствована на кудурру (пограничном камне) времен правления Мардука-закир-шуми I, в котором упоминается некий Ибни-Иштар, занимавший различные должности среди духовенства Иштар, Наная и Усур-амассу . [ 3 ] В Уруке существовали ворота, улица и городской квартал, названные в ее честь. [ 34 ] Она могла быть одним из божеств, которых все вместе называют «женщинами» ( д ГАШАН.МЕШ), которые часто появляются рядом с пятью главными божествами этого города (Иштар, Наная, Усур-амассу, Уркаиту и Белту-ша-Реш ) в нововавилонских надписях, хотя эту теорию в настоящее время невозможно доказать убедительно. [ 35 ] Она продолжала ассоциироваться с Уруком даже в период Селевкидов . [ 1 ] Поздние источники указывают, что она была среди божеств, которым поклонялись во время фестиваля акиту Иштар. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Болье 2003 , с. 317.
- ^ Jump up to: а б Эдзард 1980 , с. 389.
- ^ Jump up to: а б с Болье 2003 , с. 316.
- ^ Зиса 2021 , с. 138.
- ^ Зиса 2021 , с. 141.
- ^ Зиса 2021 , с. 271.
- ^ Болье 2003 , стр. 316–317.
- ^ Кац 2003 , с. 86.
- ^ Кац 2003 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 207.
- ^ Зиса 2021 , с. 137.
- ^ Stol 1998 , p. 147.
- ^ Jump up to: а б Зиса 2021 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 113.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Креберник 2013 , с. 398.
- ^ Джордж 2000 , с. 298.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ Джордж 1993 , с. 34.
- ^ Гнезда 2021 , стр. 141–142.
- ^ Джордж 2000 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б с Саллабергер 2021 , с. 362.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 134.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 175.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.
- ^ Саллабергер 2021 , с. 368.
- ^ Джордж 1993 , с. 165.
- ^ Болье 2003 , стр. 317–318.
- ^ Далли 2020 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 210.
- ^ Джордж 2000 , с. 291.
- ^ Болье 2003 , с. 318.
- ^ Болье 2003 , с. 319.
- ^ Болье 2003 , с. 179.
- ^ Крул 2018 , с. 69.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Блэк, Джереми А.; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0714117056 .
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Далли, Стефани (2020). «Первая династия Силенда: грамотность, экономика и вероятное местонахождение Дур-Энлиля (ē) в Южной Месопотамии в конце древневавилонского периода». Вавилония под властью Силендской и Касситской династий . Де Грютер. стр. 9–27. дои : 10.1515/9781501510298-002 . ISBN 9781501510298 . S2CID 234965944 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Канисурра» , Reallexikon der Assyriologie , получено 8 марта 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 7 марта 2022 г.
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Креберник, Манфред (2013), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 февраля 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночной церемонии огня в поздневавилонском Уруке . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 978-90-04-36494-3 . OCLC 1043913862 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID 234551379 . Проверено 5 марта 2022 г.
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Урук в эпоху ранней бронзы: О его царях и богах и о местоположении Кулабы» . Ван Эсс, Маргарет (ред.). Урук – древний восточный мегаполис и культурный центр (на немецком языке). Висбаден. ISBN 978-3-447-11368-7 . OCLC 1255365039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Стол, Мартен (1998), "Nanaja" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 апреля 2022 г.
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 марта 2022 г.
- Зиса, Джоэле (2021). Утрата мужского сексуального желания в Древней Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110757262 . ISBN 978-3-11-075726-2 . S2CID 243923454 .