Тадмуштум
Тадмуштум | |
---|---|
Богиня, связанная с подземным миром | |
Главный культовый центр | Город |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | Шубула |
Тадмуштум или Дадамушда [ 1 ] была месопотамской богиней, связанной с подземным миром . Она считалась дочерью Нергала и в известных текстах часто фигурирует в связи с его главным культовым центром — Кутхой .
Имя
[ редактировать ]Подтвержденные варианты написания имени Тадмуштума клинописью включают : д Та-ад-муш-тум (в списке подношений периода Ура III ), д Та-ад-му-уш-тум (в списке богов Ан = Анум ), д Та-да-муш-да (в позднем списке диад богинь), д Та-ад-муш-тум (в тексте Silbenvokabular A ), и, по мнению Манфреда Креберника, возможно, д Таш-му-уш-тум (в списке богов Ниппура ). [ 2 ] Однако, по словам Иеремии Петерсона, последнее произведение, которое он интерпретирует как д УР- му-уш-(т)ум , [ 3 ] означает божество д УР- ма-шум (или д УР- маш ), суккал Гулы , известный из списка богов Вейднера и Ан = Анум . [ 4 ] одном экземпляре имя оканчивается аккадским женским суффиксом -тум Он отмечает только в . [ 5 ]
Предполагается, что теоним Тадмуштум происходит из семитского языка , хотя его точная этимология неясна, с возможными родственниками, включая аккадский дамасу («смирять») и дамашу (вопросительная форма «прикрывать»), а также геэз дамасу. («упразднить», «уничтожить» или «скрыть»). [ 2 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Согласно списку богов Ан = Анум (табличка VI, строка 15), Тадмуштум была дочерью Нергала , бога подземного мира. [ 6 ] Согласно тому же источнику , другое божество аналогичного характера, Шубула , считалось ее мужем. [ 7 ] Как и оба этих божества, она сама была связана с подземным миром. [ 2 ]
Манфред Креберник предполагает этимологическую связь, существовавшую между именами Тадмуштума и угаритской богини Дадмиш , которая встречается в списках из этого города вместе с Решефом . [ 8 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Самые старые доступные свидетельства о Тадмуштуме относятся к периоду Ура III. [ 6 ] В этот период ее уже считали одним из божеств Куты . [ 6 ] В одном из опубликованных списков подношений она появляется рядом с такими божествами, как Лаш и Шубула. [ 7 ]
Так называемый Сильбенвокабуляр А объясняет знаки [АШ].НИ-[АШ].УР сначала как первородный пар Энки-Нинки , а затем как Заррикум (бог подземного мира из круга Нергала, возможно, обожествление чиновника , носящего то же имя [ 9 ] ) и Тадмуштум. [ 2 ]
В позднем школьном тексте из Вавилона, в котором перечислены диады богинь, Тадмуштум («Дадамушда») и Белет-или названы «дочерями Э-Меслама». [ 1 ] главный храм Нергала, расположенный в Куте. [ 2 ] Другие перечисленные пары включают дочерей Эсагила из Вавилона (Шиллуш-Таб и Катунна), дочерей Эзиды из Борсиппы ( Газбаба и Канисурра ), дочерей Эдуббы из Киша ( Икби-Дамик и Хусинни) и дочерей Эбаббар из Сиппара (Мами и Нинегина), дочери Э-ибби-Ани из Дилбата (Ипте-бита и Белет-Эанни), а также дочери Э- Нингублаги (Манну-шаниншу и Ларсам-ити по Джоан Гуднику Вестенхольцу , Манну-шаниншу и Уркитум по Манфреду Кребернику). [ 10 ] [ 1 ] называются «Божественными дочерьми» В совокупности эти божества в ассириологии . [ 11 ] Помимо известных из списка, дополнительные пары засвидетельствованы в текстах из Урука , Ниппура , Эриду и Арбелы . [ 11 ] [ 12 ] Основываясь на хорошо подтвержденной роли дочерей Эсагила и Эзиды в качестве парикмахеров соответствующих главных богинь, соответственно Зарпанитум и Наная , Эндрю Р. Джордж предполагает, что другие Божественные дочери также считались членами семей главных божеств, которые были отвечает за выполнение различных черных работ. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Креберник 2016а , с. 353.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2013 , с. 398.
- ^ Петерсон 2009 , с. 30.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 54–55.
- ^ Петерсон 2009 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б Михаловский 2013 , с. 241.
- ^ Креберник 2013а , с. 205.
- ^ Креберник 2016 , стр. 219–220.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2000 , с. 295.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 15 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013a). «Фантазии о загробной жизни в Угарите» . В Буковце, Предраг; Колькманн-Кламт, Барбара (ред.). Представления о загробной жизни на Востоке (на немецком языке). Издательство Др. Ковач. ISBN 978-3-8300-6940-9 . OCLC 854347204 .
- Креберник, Манфред (2016), «Zarriqum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016a), «Божества-близнецы» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 15 августа 2022 г.
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . Проверено 15 августа 2022 г.
- Михаловский, Петр (2013), «Шубула» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.