Нингубла
Нингубла | |
---|---|
Бог скота | |
Главный культовый центр | Прохладный |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Аламмус |
Супруг | Нигер |
Нингублага ( 𒀭𒊩𒌆𒂯 , реже Нингублага [ 1 ] ) был месопотамским богом , связанным со скотом . Центром его культа был Киабриг, малоизвестный город, расположенный в окрестностях Ура . Он принадлежал к кругу божеств, связанных с богом луны Нанной , и иногда мог рассматриваться как его сын. Он также известен как брат Аламмуша , и они часто появляются вместе в списках богов, заклинаниях и особенно в астрономических текстах.
Характер
[ редактировать ]Предполагается, что имя Нингублага представляет собой конструкцию родительного падежа «господин Гублага» , означающую на шумерском языке , причем Гублаг, предположительно, является неизвестным топонимом, связанным с поклонением этому богу. [ 2 ] Еще два имени, которые, возможно, относились к нему, - это ГУЛ-зи (засвидетельствовано от имени жрицы, прочтение первого знака неопределенно) и Лугал-бахар. [ 2 ]
Нингублага была связана со скотом . [ 3 ] Считалось, что он присматривает за стадами, принадлежащими богу луны Нанне . [ 4 ] Потребление говядины считалось для него табу . [ 3 ] Он также играл апотропную роль и появляется во многих заклинаниях , например, против укуса скорпиона. [ 3 ] Один из них называет его лугал-Хулгалра , «господин, борющийся со злом». [ 3 ] Его также можно было назвать машмаш , «жрец-заклинатель». [ 5 ] В остальном этот эпитет редок, и единственными другими известными божествами, к которым он применялся, были Ниншар (в тексте Липит-Иштар и плуг ) и неопознанное божество. д ТУ (в заклинании периода Ура III ). [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нингублага был тесно связан с богом луны Нанной (Син) и появляется после него и его жены Нингаль в большинстве списков богов. [ 2 ] В списке великих богов Ан = Анум он не назван сыном Нанны, хотя существование такой традиции подтверждается другими источниками. [ 2 ] Точно так же считается правдоподобным, что Нингаль считалась его матерью. [ 6 ] Однако Ан = Анум утверждает, что его матерью была богиня по имени д Аб-на-ар-бу или д Аб-нир-бу . [ 4 ] Его также часто ассоциировали с Аламмушем , суккалом (божеством-помощником) Нанны. [ 3 ] Их можно было считать братьями. [ 3 ] Ранний ассириолог Эрнст Вейднер ошибочно предположил, что Нингублага была женским божеством и женой Аламмуша, что было опровергнуто последующими исследованиями. [ 7 ] Вместе они соответствовали созвездию под названием «Маленькие Близнецы» ( у меня есть МАШ.ТАБ.БА ТУР.ТУР) в месопотамской астрономии . [ 8 ] Было высказано предположение, что Маленькие Близнецы соответствуют Лямбда-Близнецам и Си-Близнецам . [ 9 ] Аналогичный титул «Великие близнецы» относился к Лугал-ирре и Месламта-еа . [ 10 ] Аламмуш и Нингублага также появляются вместе в заклинаниях, ритуальных текстах и формулах клятв. [ 3 ] Женой Нингублаги была Нинейгара . [ 1 ] Ее храмом назывался Эйгара («дом из молочного жира »), но его местонахождение неизвестно, а в так называемом « Каноническом списке храмов» он был ошибочно истолкован как храм ее мужа. [ 11 ]
В нео-вавилонском тексте две второстепенные богини, Манну-шаниншу и Ларсам-ити, упоминаются как «дочери Э-Нингублаги». [ 12 ] Предполагается, что это название, означающее «дом Нингублаги», относится к его храму в Ларсе . [ 13 ] Известны многочисленные пары божеств, называемых «дочерями» конкретного храма, многие из них родом из северной Месопотамии . [ 14 ] Примеры включают Дочерей Эзиды ) -Дамик Киша ( Катунна из Борсиппы , Дочерей Эсагила из Вавилона и Силуш-таб), Дочерей Эмеслама из Куты ( Тадмуштум и Белет-или), Дочерей Эдуббы из ( Икби и . Хуссинни), дочери Эбаббара из Сиппара (Мами). и Нинегина}), и дочери Э-ибби-Анума из Дилбата (Ипте-бита и Белет-анни). [ 12 ] Другие примеры также известны из Урука , Ниппура , Эриду в южной Вавилонии и Арбелы в Ассирии . [ 15 ] Основываясь на том факте, что богини, связанные с Эсагилом и Эзидой, хорошо засвидетельствованы как члены дворов Зарпанита и Наная соответственно, в частности, как их парикмахеры, Эндрю Р. Джордж пришел к выводу, что остальные пары также считались служанками в доме соответствующих главное божество или божества. [ 14 ]
В одном тексте бог Лумма, скорее всего, описывается как подчиненный Нингублаги, хотя менее вероятная реставрация вместо этого ставит Думузи в роль его начальника. [ 16 ]
Иеремия Петерсон предполагает, что Нумушда воспринимался как аналог Нингублаги, и по этой причине первого также иногда стали рассматривать как сына Нанны, хотя он отмечает, что ни в одном из известных списков богов не подтверждается прямая эквивалентность между этими двумя божествами. [ 17 ]
Поклонение
[ редактировать ]Культовым центром Нингублаги был Киабриг. [ 1 ] Его храмами там были Эгудушар, «дом множества прекрасных быков». [ 18 ] и Габурра, «камера кувшинов», первоначально основанная Ур-Намму . [ 19 ] Известны и другие святилища Нингублаги, однако их местонахождение еще не определено. К ним относятся Э-бахар («дом гончара»). [ 20 ] и Э-нунудда (возможно, «княжеский дом, станция»). [ 21 ] О Киабриге известно очень мало, за исключением его связи с Нингублагой. [ 22 ] В литературных текстах упоминается о скотоводстве . [ 23 ] Известно, что он находился в непосредственной близости от Ура , культового центра Нанны и Энеги , культового центра Ниназу . [ 23 ] По словам Эндрю Р. Джорджа , после периода Ура III Габурра, вероятно, была перенесена в Ур, где она была перестроена сначала Варад-Сином , а затем позже одним из двух правителей касситской династии, носивших имя Куригалзу ( Куригальзу I или Куригалзу). II ). [ 19 ] Как и у Нанны, в этом городе у него была жрица- энту , которая также проживала в своем собственном гипар . здании [ 24 ] Во время правления Липит-Иштара эту должность занимала его дочь Эннинсунци. [ 25 ] Есть также свидетельства того, что помимо Ура ему поклонялись в Ниппуре еще в период Ура III, а начиная с древневавилонского периода он засвидетельствован в Ларсе . также [ 3 ]
Нингублаге поклонялись в Уруке в период Селевкидов . [ 10 ] хотя он отсутствует в более ранних источниках о городе нововавилонского периода . [ 26 ] Джулия Крул предполагает, что его появление было связано с повышенным вниманием к астрономии в местных интеллектуальных кругах и, как следствие, с интересом к астральным божествам , таким как Шулпае и две пары «астральных близнецов». [ 10 ] У него не было собственного храма, вместо этого ему поклонялись в келле, посвященной Греху. [ 27 ] Он был в паре с Аламмушем во время ежегодного акиту фестиваля Ану . [ 28 ] Он не засвидетельствован ни личными именами, ни юридическими текстами. [ 26 ]
Надпись на кудурру (пограничном камне) времен правления Мардука-апла-иддина I («дар земли Муннабитту кудурру ») упоминает Нингублагу наряду с большим количеством других божеств, включая Нергала , Лаша , Бел-Карби , пару Местные и Месламта-еа , Дискавери , Ишум , Маммитум , Иштар и Тишпак [ 9 ]
отсылающее Теофорное имя, к Нингублаге, Ур-Нингублага, известно из документов раннединастического периода и периода Ура III. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кавинье и Креберник 1998 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кавинье и Креберник 1998 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б Маркези 2006 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 67.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 230.
- ^ Саймонс 2017 , с. 10.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Крул 2018 , с. 75.
- ^ Джордж 1993 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 113.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 376.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2000 , с. 295.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ Маркези 2006 , стр. 58.
- ^ Петерсон 2014 , с. 292.
- ^ Джордж 1993 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 86.
- ^ Джордж 1993 , с. 71.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , с. 470.
- ^ Перейти обратно: а б Д'Агостино и Греко 2019 , с. 471.
- ^ Джордж 1993 , стр. 92–93.
- ^ Джордж 1993 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 66.
- ^ Крул 2018 , с. 68.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-gublaga» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 мая 2022 г.
- Д'Агостино, Франко; Греко, Анжела (2019). «Абу Тбейра. Филологическая и эпиграфическая точка зрения». Раскопки Абу-Тбейры I. Зона 1: последняя фаза и здание А – фаза 1 . Рома: Sapienza Università Editrice. ISBN 978-88-9377-108-5 . OCLC 1107331347 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 22 мая 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночной церемонии огня в поздневавилонском Уруке . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 978-90-04-36494-3 . OCLC 1043913862 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . Проверено 22 мая 2022 г.
- Маркези, Джанни (2006). ЛУММА в ономастике и литературе Древней Месопотамии. Падуя: САРГОН Эд. и Книга. ISBN 978-88-901286-4-6 . OCLC 237144973 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2014). «Два новых шумерских текста, касающихся божеств Нумушды и Гибила» . Studia Mesopotamica: Ежегодник древней истории и культуры Ближнего Востока. Том 1 . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 3-86835-076-4 . OCLC 952181311 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ/ д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Аламмус Редукс» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).