В образце
В образце | |
---|---|
Бог природы, связанный с наводнением | |
Главный культовый центр | Казаллу , Киритаб, Инаб |
Генеалогия | |
Родители | Нанна и Нингаль |
Супруг | Намрат |
Дети | Объявить |
В примере ( 𒀭𒉡𒈲𒁕 , д нет-мус-да [ 1 ] ) был месопотамским богом, наиболее известным как божество-покровитель Казаллу . Происхождение его имени неизвестно и не может быть ни шумерским , ни аккадским . Его считали жестоким божеством и связывали с природой, особенно с наводнениями . Также засвидетельствована звезда, названная в его честь. Его считали сыном Нанны и Нингаль или, альтернативно, Энки . Его женой была малоизвестная богиня Намрат. Согласно мифу «Женитьба Марту», у них родилась дочь Адгаркиду, вышедшая замуж за одноименного божества. Поздние источники связывают Нумушду с богом погоды Ишкуром .
Самые старые свидетельства поклонения Нумушде относятся к раннединастическому периоду и включают записи в списках богов, списках подношений и теофорических именах. Помимо Казаллу, он был также связан с Киритабом и Инабом и играл важную роль в Мараде . Посвященный ему гимн был составлен во времена правления одного из царей Ларсы , Син-Икишама , предположительно в период мира между этим городом и его культовым центром. Он редко упоминается в источниках, датируемых периодом Старого Вавилона , который, как предполагается, отражает упадок Казаллу.
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Нумушда обычно записывался клинописью как д nu-mus-da с такими вариантами, как д nu-umuš.mus-da (известный из периодов Саргона и Ура III ) и nu-mu-uš-ta (встречающийся в единственном тексте Эмесала ) засвидетельствованы редко. [ 1 ] Его значение неизвестно. [ 2 ] Антуан Кавинго и Манфред Креберник отмечают его сходство с ME nu- MUŠ/BU-DU, термином, засвидетельствованным в раннединастическом списке культового персонала, хотя в конечном итоге они приходят к выводу, что, возможно, он не имел шумерской этимологии. [ 3 ] В позднеаккадском астрологическом тексте оно объясняется как наммашшу , слово, которое в зависимости от контекста может означать «люди», «поселение» или «дикие животные», хотя, как отметил Иеремия Петерсон, вряд ли это его первоначальная этимология. [ 2 ]
Единственный известный гимн, посвященный Нумушде, и ряд других литературных текстов описывают его как бога, связанного с дикой природой, и сравнивают его как с реальными животными, такими как львы, так и с мифическим мушушу . [ 4 ] Его считали жестоким божеством, и в этом качестве он был связан с наводнением . [ 5 ] В так называемом « Списке звезд и божеств» он упоминается как «ревущий бог» ( ilu šāgimu ). [ 6 ] Он также мог быть связан с войной. [ 7 ]
В месопотамских астрономических текстах упоминается звезда, названная в честь Нумушды, предположительно эта Центавра или Каппа Центавра . [ 8 ] Поздняя молитва описывает его как астральное тело, которое «заставляет дождь длиться долго». [ 6 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Нумушду часто считали сыном бога луны Нанны (Суэн) и его жены Нингаль , хотя эта традиция отсутствует в самых ранних источниках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, что может указывать на то, что она возникла только позже. [ 3 ] Эта генеалогия, вероятно, была предназначена для того, чтобы послужить способом ассимилировать его в традиционный пантеон южной Месопотамии , и могла быть основана на предполагаемом сходстве с другим сыном Нанны, Нингублагой никаких доказательств синкретизма , хотя в списках богов не засвидетельствовано между этими двумя божествами. . [ 9 ] Поскольку Нумушда редко упоминается в источниках из Ура , культового центра Нанны, возможно, связь между ними развивалась где-то еще. [ 7 ] В единственном источнике сохранилась традиция, согласно которой Нумушда был сыном Энки . [ 5 ] его на должность городского бога Казаллу назначил Это литературный текст, описывающий , как Энлиль и как после этого события один из них наслал весенний паводок, который позволил птицам и рыбам процветать. [ 10 ]
Женой Нумушды была богиня Намрат, имя которой аккадское и можно перевести как «она сияет». [ 11 ] или «сияющий». [ 3 ] [ 7 ] Джейкоб Кляйн вместо этого переводит это слово как «фея». [ 12 ] Она появляется вместе со своим мужем в мифе «Женитьба Марту» и в «Плаче по Шумеру и Уру» . [ 3 ] а также в списке древневавилонских богов. [ 13 ] изображающих ее, Нумушду и Лугал-Апиака, упоминается в году Син -Икишама Ларсы Строительство статуй , . [ 8 ] Антуан Кавинго и Манфред Креберник предполагают, что ее можно отождествить с д ХУ -ма-на, божество, следующее за Нумушдой в списке богов Ниппура . [ 3 ] Джеремия Петерсон отмечает, что дальнейшие исследования показывают, что только один экземпляр этого текста сохраняет такое написание имени, и вместо этого большинство из них пишут его как д ḪU -ma-at, что можно считать опечаткой для д нам-ра-ат , так как знак НАМ был производным от ХУ. [ 13 ] Намрат не засвидетельствована ни в каких других источниках, и, в частности, отмечается ее отсутствие в гимне Нумушде. [ 12 ]
Согласно мифу « Женитьба Марту» , у Нумушды и Намрата была дочь Адгаркиду, которая в этой композиции выходит замуж за одноименного бога после того, как тот примет участие в борцовском состязании, призванном развлечь Нумушду. [ 12 ] Последний сначала предлагает ему в награду золото и драгоценные камни вместо руки своей дочери и соглашается разрешить ему жениться на ней только потому, что Марту преподносит большое количество свадебных подарков, в основном домашний скот. [ 14 ] Кавиньо и Креберник предполагают, что статус Марту как зятя Нумушды отражал их общую связь с природой. [ 8 ] Другая возможность состоит в том, что это метафорическое изображение постепенной аккультурации кочевого народа Марту в Месопотамии. [ 15 ] Помимо этого мифа, доказательства связи между Нумушдой и Марту также были обнаружены в двух плачах. [ 16 ]
Из-за его связи с наводнением в поздних источниках Нумушда мог ассоциироваться с богом погоды Ишкуром (аккадский Адад). [ 5 ] В сборнике МУЛ.АПИН звезда, носящая имя Нумушды, напрямую отождествляется с последним божеством. [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нумушда был богом-покровителем Казаллу . [ 1 ] город, расположенный в окрестностях Марада и Киша , в центральной части современного Ирака . [ 2 ] Расположенный там его храм носил церемониальное название кун 4 -са-ту , «лестница на гору», [ 17 ] или é-kun 4 -sa-tu , «дом, лестница в гору». [ 18 ]
Ранние свидетельства о Нумушде включают списки богов Фары и Абу Салабиха . [ 3 ] Дополнительные ранние свидетельства включают список подношений из первого из этих двух мест, а также теофорические имена с шумерскими примерами, известными как в Фаре и Лагаше раннединастического периода , так и аккадскими из источников саргонического периода. [ 8 ] Энси Нарам Казаллу по имени Пузур-Нумушда был среди правителей, восставших против -Сина . [ 19 ]
Нумушде продолжали поклоняться в период Ура III . [ 7 ] В кадастре времен правления Ур-Наммы , разграничивающем недавно созданные провинции его королевства, упоминаются различные места, связанные с Нумушдой, включая башню и храм. [ 20 ] Приведение его в свой храм в Казаллу упоминается в формуле времен правления Шульги . [ 21 ] Теофорные имена, упоминающие его, засвидетельствованы в текстах Лагаша, Уммы и Ура того же периода. [ 8 ]
В период Старого Вавилона , когда Казаллу был одной из двух столиц независимого царства с центром в Мараде и которым управляла династия амореев , клятвы в этой области обычно приносили либо Нумушда, либо бог-покровитель Марада Лугал-Марада . [ 22 ] Нумушда также играл заметную роль в Мараде, о чем свидетельствуют упоминания о нем в годовых именах местных царей, [ 2 ] включая Суму-дитану, Суму-нумхима и Суму-атара, которые все сделали ему пожертвования. [ 23 ] Он также засвидетельствован в формулах присяги из этого города, в одном случае вместе с Лугал-Марадой. [ 24 ] Нумушда также был богом-покровителем Киритаба, другого поселения, расположенного недалеко от Казаллу и Марада. [ 23 ] Более того, его называли «повелителем Инаба», хотя этот топоним мог относиться к мифическому месту. [ 8 ] Другая возможность состоит в том, что это был тот же город, что и Илип (также пишется как Элип). [ 9 ] С ним его связывают только два источника: миф «Женитьба Марту» и древневавилонский плач. [ 25 ]
Гимн, посвященный Нумушде, был составлен во времена правления Син-Икишама из Ларсы , [ 8 ] предположительно во время недолгого периода мира между его королевством и Казаллу. [ 5 ] Людек Вацин утверждает, что композиции этого государства, посвященные второстепенным божествам, таким как он или Хая, следует рассматривать как пример более широкой модели, которая отличает царские гимны, составленные в Ларсе, от гимнов современного Исина и периода Ура III, в которых основное внимание уделялось главным божества. [ 26 ] Син-Икишам также мог ввести поклонение Нумушде в Ниппур , хотя в дальнейшем ему, очевидно, не продолжали поклоняться в этом городе. [ 7 ] Судя по всему, его также почитали в Старом Вавилонском Уре, хотя свидетельств мало. [ 8 ]
В старовавилонский период Нумушде также стали поклоняться в городах, расположенных в современной Сирии , включая Мари , где он засвидетельствован в списке подношений времен правления Зимри-Лима как получатель двух овец. [ 8 ] Он появляется в нем после Белет-Агаде («госпожа Агаде ») и Кишшитум («госпожа Киш»). [ 27 ] Аккадские теофорные имена, упоминающие его, известны из двух западных памятников: Мари (Иддин-Нумушда, Нумушда-нирари, Нумушда-нури) и Туттул (Шу-Нумушда). [ 8 ]
Существует мало свидетельств поклонения Нумушде после древневавилонского периода, возможно, из-за упадка его культового центра Казаллу, что в последний раз засвидетельствовано в текстах времен правления Хаммурапи , и в основном он засвидетельствован в научном и астрономическом контексте в более поздние времена. периоды. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 611.
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2014 , с. 291.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кавинье и Креберник 1998 , с. 612.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 612–613.
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2014 , с. 293.
- ^ Перейти обратно: а б с Выплата 2022 г. , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бриш 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кавинье и Креберник 1998 , с. 613.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2014 , с. 292.
- ^ Петерсон 2014 , с. 295.
- ^ Stol 1998 , p. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с Кляйн 1997 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 56.
- ^ Кляйн 1997 , стр. 107–108.
- ^ Кляйн 1997 , стр. 108–109.
- ^ Кляйн 1997 , с. 105.
- ^ Петерсон 2014 , стр. 291–292.
- ^ Джордж 1993 , с. 116.
- ^ Михаловский 2008 , с. 133.
- ^ Фрейн 1997 , стр. 50–51.
- ^ Фрейн 1997 , с. 99.
- ^ Фрейн 1990 , с. 660.
- ^ Перейти обратно: а б Бур 2013 , с. 75.
- ^ Бур 2013 , стр. 74.
- ^ Кляйн 1997 , стр. 105–106.
- ^ Вацин 2013 , с. 362.
- ^ Сассон 2015 , с. 236.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 614.
Библиография
[ редактировать ]- Бур, Риентс де (2013). «Марад в раннем вавилонском периоде: его цари, хронология и влияние Исина» . Журнал клинописных исследований . 65 (1). Издательство Чикагского университета: 73–90. дои : 10.5615/jcunestud.65.2013.0073 . ISSN 0022-0256 . S2CID 163207033 .
- Бриш, Николь (2016). «Нумушда (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Оракк и Академия высшего образования Великобритании . Проверено 6 июля 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нумушда» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 февраля 2022 г.
- Дебурс, Селин (2022). О священниках и царях: вавилонский новогодний праздник в последний век клинописной культуры . Брилл. ISBN 978-90-04-51303-7 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кляйн, Джейкоб (1997). «Бог Марту в шумерской литературе». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Михаловский, Петр (2008), «Пузур-Нумушда» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 июля 2023 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2014). «Два новых шумерских текста, касающихся божеств Нумушды и Гибила» . Studia Mesopotamica: Ежегодник древней истории и культуры Ближнего Востока. Том 1 . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-076-0 . OCLC 952181311 .
- Сассон, Джек М. (2015). Из марийского архива: антология старых вавилонских писем . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-830-5 . OCLC 907931488 .
- Стол, Мартен (1998), «Намрат» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июля 2023 г.
- Вацин, Людек (2013). «Некоторые замечания о придворной поэзии Ларсы и связанных с ней вопросах» . Ориенталистическая литература . 108 (6). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 359–365. дои : 10.1524/olzg.2013.0045 . ISSN 2196-6877 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимн Нумушде для Син-икишама (Син-икишам А) в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Брак Марту в электронном текстовом корпусе шумерской литературы