Jump to content

В образце

В образце
Бог природы, связанный с наводнением
Главный культовый центр Казаллу , Киритаб, Инаб
Генеалогия
Родители Нанна и Нингаль
Супруг Намрат
Дети Объявить

В примере ( 𒀭𒉡𒈲𒁕 , д нет-мус-да [ 1 ] ) был месопотамским богом, наиболее известным как божество-покровитель Казаллу . Происхождение его имени неизвестно и не может быть ни шумерским , ни аккадским . Его считали жестоким божеством и связывали с природой, особенно с наводнениями . Также засвидетельствована звезда, названная в его честь. Его считали сыном Нанны и Нингаль или, альтернативно, Энки . Его женой была малоизвестная богиня Намрат. Согласно мифу «Женитьба Марту», ​​у них родилась дочь Адгаркиду, вышедшая замуж за одноименного божества. Поздние источники связывают Нумушду с богом погоды Ишкуром .

Самые старые свидетельства поклонения Нумушде относятся к раннединастическому периоду и включают записи в списках богов, списках подношений и теофорических именах. Помимо Казаллу, он был также связан с Киритабом и Инабом и играл важную роль в Мараде . Посвященный ему гимн был составлен во времена правления одного из царей Ларсы , Син-Икишама , предположительно в период мира между этим городом и его культовым центром. Он редко упоминается в источниках, датируемых периодом Старого Вавилона , который, как предполагается, отражает упадок Казаллу.

Имя и характер

[ редактировать ]

Теоним Нумушда обычно записывался клинописью как д nu-mus-da с такими вариантами, как д nu-umuš.mus-da (известный из периодов Саргона и Ура III ) и nu-mu-uš-ta (встречающийся в единственном тексте Эмесала ) засвидетельствованы редко. [ 1 ] Его значение неизвестно. [ 2 ] Антуан Кавинго и Манфред Креберник [ де ] отмечают его сходство с ME nu- MUŠ/BU-DU, термином, засвидетельствованным в раннединастическом списке культового персонала, хотя в конечном итоге они приходят к выводу, что, возможно, он не имел шумерской этимологии. [ 3 ] В позднеаккадском астрологическом тексте оно объясняется как наммашшу , слово, которое в зависимости от контекста может означать «люди», «поселение» или «дикие животные», хотя, как отметил Иеремия Петерсон, вряд ли это его первоначальная этимология. [ 2 ]

Единственный известный гимн, посвященный Нумушде, и ряд других литературных текстов описывают его как бога, связанного с дикой природой, и сравнивают его как с реальными животными, такими как львы, так и с мифическим мушушу . [ 4 ] Его считали жестоким божеством, и в этом качестве он был связан с наводнением . [ 5 ] В так называемом « Списке звезд и божеств» он упоминается как «ревущий бог» ( ilu šāgimu ). [ 6 ] Он также мог быть связан с войной. [ 7 ]

В месопотамских астрономических текстах упоминается звезда, названная в честь Нумушды, предположительно эта Центавра или Каппа Центавра . [ 8 ] Поздняя молитва описывает его как астральное тело, которое «заставляет дождь длиться долго». [ 6 ]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

Нумушду часто считали сыном бога луны Нанны (Суэн) и его жены Нингаль , хотя эта традиция отсутствует в самых ранних источниках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, что может указывать на то, что она возникла только позже. [ 3 ] Эта генеалогия, вероятно, была предназначена для того, чтобы послужить способом ассимилировать его в традиционный пантеон южной Месопотамии , и могла быть основана на предполагаемом сходстве с другим сыном Нанны, Нингублагой никаких доказательств синкретизма , хотя в списках богов не засвидетельствовано между этими двумя божествами. . [ 9 ] Поскольку Нумушда редко упоминается в источниках из Ура , культового центра Нанны, возможно, связь между ними развивалась где-то еще. [ 7 ] В единственном источнике сохранилась традиция, согласно которой Нумушда был сыном Энки . [ 5 ] его на должность городского бога Казаллу назначил Это литературный текст, описывающий , как Энлиль и как после этого события один из них наслал весенний паводок, который позволил птицам и рыбам процветать. [ 10 ]

Женой Нумушды была богиня Намрат, имя которой аккадское и можно перевести как «она сияет». [ 11 ] или «сияющий». [ 3 ] [ 7 ] Джейкоб Кляйн вместо этого переводит это слово как «фея». [ 12 ] Она появляется вместе со своим мужем в мифе «Женитьба Марту» и в «Плаче по Шумеру и Уру» . [ 3 ] а также в списке древневавилонских богов. [ 13 ] изображающих ее, Нумушду и Лугал-Апиака, упоминается в году Син -Икишама Ларсы Строительство статуй , . [ 8 ] Антуан Кавинго и Манфред Креберник [ де ] предполагают, что ее можно отождествить с д ХУ -ма-на, божество, следующее за Нумушдой в списке богов Ниппура . [ 3 ] Джеремия Петерсон отмечает, что дальнейшие исследования показывают, что только один экземпляр этого текста сохраняет такое написание имени, и вместо этого большинство из них пишут его как д ḪU -ma-at, что можно считать опечаткой для д нам-ра-ат , так как знак НАМ был производным от ХУ. [ 13 ] Намрат не засвидетельствована ни в каких других источниках, и, в частности, отмечается ее отсутствие в гимне Нумушде. [ 12 ]

Согласно мифу « Женитьба Марту» , ​​у Нумушды и Намрата была дочь Адгаркиду, которая в этой композиции выходит замуж за одноименного бога после того, как тот примет участие в борцовском состязании, призванном развлечь Нумушду. [ 12 ] Последний сначала предлагает ему в награду золото и драгоценные камни вместо руки своей дочери и соглашается разрешить ему жениться на ней только потому, что Марту преподносит большое количество свадебных подарков, в основном домашний скот. [ 14 ] Кавиньо и Креберник предполагают, что статус Марту как зятя Нумушды отражал их общую связь с природой. [ 8 ] Другая возможность состоит в том, что это метафорическое изображение постепенной аккультурации кочевого народа Марту в Месопотамии. [ 15 ] Помимо этого мифа, доказательства связи между Нумушдой и Марту также были обнаружены в двух плачах. [ 16 ]

Из-за его связи с наводнением в поздних источниках Нумушда мог ассоциироваться с богом погоды Ишкуром (аккадский Адад). [ 5 ] В сборнике МУЛ.АПИН звезда, носящая имя Нумушды, напрямую отождествляется с последним божеством. [ 6 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Нумушда был богом-покровителем Казаллу . [ 1 ] город, расположенный в окрестностях Марада и Киша , в центральной части современного Ирака . [ 2 ] Расположенный там его храм носил церемониальное название кун 4 -са-ту , «лестница на гору», [ 17 ] или é-kun 4 -sa-tu , «дом, лестница в гору». [ 18 ]

Ранние свидетельства о Нумушде включают списки богов Фары и Абу Салабиха . [ 3 ] Дополнительные ранние свидетельства включают список подношений из первого из этих двух мест, а также теофорические имена с шумерскими примерами, известными как в Фаре и Лагаше раннединастического периода , так и аккадскими из источников саргонического периода. [ 8 ] Энси Нарам Казаллу по имени Пузур-Нумушда был среди правителей, восставших против -Сина . [ 19 ]

Нумушде продолжали поклоняться в период Ура III . [ 7 ] В кадастре времен правления Ур-Наммы , разграничивающем недавно созданные провинции его королевства, упоминаются различные места, связанные с Нумушдой, включая башню и храм. [ 20 ] Приведение его в свой храм в Казаллу упоминается в формуле времен правления Шульги . [ 21 ] Теофорные имена, упоминающие его, засвидетельствованы в текстах Лагаша, Уммы и Ура того же периода. [ 8 ]

В период Старого Вавилона , когда Казаллу был одной из двух столиц независимого царства с центром в Мараде и которым управляла династия амореев , клятвы в этой области обычно приносили либо Нумушда, либо бог-покровитель Марада Лугал-Марада . [ 22 ] Нумушда также играл заметную роль в Мараде, о чем свидетельствуют упоминания о нем в годовых именах местных царей, [ 2 ] включая Суму-дитану, Суму-нумхима и Суму-атара, которые все сделали ему пожертвования. [ 23 ] Он также засвидетельствован в формулах присяги из этого города, в одном случае вместе с Лугал-Марадой. [ 24 ] Нумушда также был богом-покровителем Киритаба, другого поселения, расположенного недалеко от Казаллу и Марада. [ 23 ] Более того, его называли «повелителем Инаба», хотя этот топоним мог относиться к мифическому месту. [ 8 ] Другая возможность состоит в том, что это был тот же город, что и Илип (также пишется как Элип). [ 9 ] С ним его связывают только два источника: миф «Женитьба Марту» и древневавилонский плач. [ 25 ]

Гимн, посвященный Нумушде, был составлен во времена правления Син-Икишама из Ларсы , [ 8 ] предположительно во время недолгого периода мира между его королевством и Казаллу. [ 5 ] Людек Вацин утверждает, что композиции этого государства, посвященные второстепенным божествам, таким как он или Хая, следует рассматривать как пример более широкой модели, которая отличает царские гимны, составленные в Ларсе, от гимнов современного Исина и периода Ура III, в которых основное внимание уделялось главным божества. [ 26 ] Син-Икишам также мог ввести поклонение Нумушде в Ниппур , хотя в дальнейшем ему, очевидно, не продолжали поклоняться в этом городе. [ 7 ] Судя по всему, его также почитали в Старом Вавилонском Уре, хотя свидетельств мало. [ 8 ]

В старовавилонский период Нумушде также стали поклоняться в городах, расположенных в современной Сирии , включая Мари , где он засвидетельствован в списке подношений времен правления Зимри-Лима как получатель двух овец. [ 8 ] Он появляется в нем после Белет-Агаде («госпожа Агаде ») и Кишшитум («госпожа Киш»). [ 27 ] Аккадские теофорные имена, упоминающие его, известны из двух западных памятников: Мари (Иддин-Нумушда, Нумушда-нирари, Нумушда-нури) и Туттул (Шу-Нумушда). [ 8 ]

Существует мало свидетельств поклонения Нумушде после древневавилонского периода, возможно, из-за упадка его культового центра Казаллу, что в последний раз засвидетельствовано в текстах времен правления Хаммурапи , и в основном он засвидетельствован в научном и астрономическом контексте в более поздние времена. периоды. [ 28 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 611.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2014 , с. 291.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кавинье и Креберник 1998 , с. 612.
  4. ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 612–613.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2014 , с. 293.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Выплата 2022 г. , с. 310.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Бриш 2016 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кавинье и Креберник 1998 , с. 613.
  9. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2014 , с. 292.
  10. ^ Петерсон 2014 , с. 295.
  11. ^ Stol 1998 , p. 141.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Кляйн 1997 , с. 107.
  13. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 56.
  14. ^ Кляйн 1997 , стр. 107–108.
  15. ^ Кляйн 1997 , стр. 108–109.
  16. ^ Кляйн 1997 , с. 105.
  17. ^ Петерсон 2014 , стр. 291–292.
  18. ^ Джордж 1993 , с. 116.
  19. ^ Михаловский 2008 , с. 133.
  20. ^ Фрейн 1997 , стр. 50–51.
  21. ^ Фрейн 1997 , с. 99.
  22. ^ Фрейн 1990 , с. 660.
  23. ^ Перейти обратно: а б Бур 2013 , с. 75.
  24. ^ Бур 2013 , стр. 74.
  25. ^ Кляйн 1997 , стр. 105–106.
  26. ^ Вацин 2013 , с. 362.
  27. ^ Сассон 2015 , с. 236.
  28. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 614.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бур, Риентс де (2013). «Марад в раннем вавилонском периоде: его цари, хронология и влияние Исина» . Журнал клинописных исследований . 65 (1). Издательство Чикагского университета: 73–90. дои : 10.5615/jcunestud.65.2013.0073 . ISSN   0022-0256 . S2CID   163207033 .
  • Бриш, Николь (2016). «Нумушда (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Оракк и Академия высшего образования Великобритании . Проверено 6 июля 2023 г.
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нумушда» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 февраля 2022 г.
  • Дебурс, Селин (2022). О священниках и царях: вавилонский новогодний праздник в последний век клинописной культуры . Брилл. ISBN  978-90-04-51303-7 .
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN  978-1-4426-7803-3 .
  • Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN  978-1-4426-5706-9 .
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Кляйн, Джейкоб (1997). «Бог Марту в шумерской литературе». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN  978-90-56-93005-9 .
  • Михаловский, Петр (2008), «Пузур-Нумушда» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 июля 2023 г.
  • Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN  978-3-86835-019-7 . OCLC   460044951 .
  • Петерсон, Иеремия (2014). «Два новых шумерских текста, касающихся божеств Нумушды и Гибила» . Studia Mesopotamica: Ежегодник древней истории и культуры Ближнего Востока. Том 1 . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN  978-3-86835-076-0 . OCLC   952181311 .
  • Сассон, Джек М. (2015). Из марийского архива: антология старых вавилонских писем . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-830-5 . OCLC   907931488 .
  • Стол, Мартен (1998), «Намрат» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июля 2023 г.
  • Вацин, Людек (2013). «Некоторые замечания о придворной поэзии Ларсы и связанных с ней вопросах» . Ориенталистическая литература . 108 (6). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 359–365. дои : 10.1524/olzg.2013.0045 . ISSN   2196-6877 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 978ab39326e694c476d808302b5e8d7a__1702105260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/7a/978ab39326e694c476d808302b5e8d7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Numushda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)