Jump to content

Привет (бог)

Ну давай же
Бог писцового искусства
Главный культовый центр Ур
Генеалогия
Супруг Расстояние
Дети Юг

Хайя был месопотамским богом , связанным с искусством письма и, возможно, с зерном. Его считали мужем Нисабы и отцом Суда . Он также был связан с Энлилем как его тесть и чиновник на его службе. Ему поклонялись в Уре , Умме , Куаре , Шадуппуме , а позднее и в Ассуре . Он редко упоминается в литературных текстах, ему посвящен только один известный гимн. Он также играет второстепенную роль в мифе об Энлиле и Суде .

Имя Хайи было написано клинописью как 𒀭𒄩𒉌 ( д Ха-я ). [1] Написания с бреве также используются в современной литературе, в том числе хая, [2] [3] хаха [4] [5] [6] и Хаия. [7] [8] [9] Чтение Хани больше не считается правильным. [10] Возможно, что иногда имя Хая записывалось логографически как НАДАР, хотя этот знак мог читаться и как множество других теонимов, например Алла и Нинильду . [11]

Принято считать, что имя Хайя произошло из семитского языка . [4] [1] В 1983 году Мигель Сивиль предположил, что это родственный теониму Эа , хотя он отметил , источниках эти два бога считались отдельными что в древневавилонских . [12] Он также заметил, что Хайе уже активно поклонялись и она фигурирует в списках жертвоприношений в то время, когда единственным свидетельством существования Эа были теофорные имена . [13] По состоянию на 2016 год предположение о существовании связи между Хайей и Эа (и, как следствие, с Эблаитом Хайей ) все еще считалось правдоподобным. [10] хотя это не является общепринятым. [14] Неясно также, гомофонный элемент имен из Мари , написанный без знака дингир , используемого для обозначения теонимов. имеет ли отношение к имени Хайя [15] Жан-Мари Дюран утверждает, что это относилось к другому божеству, хотя имя которого также произошло от того же корня , означающего «жить». [16]

В списке богов Ан = Анум вторичное имя Хая — Лугалкисаа (Лугалкисия), «повелитель подпорной стены», хотя в древневавилонском предшественнике этого сочинения и в списках периода Ура III этот теоним обозначает Вместо этого несвязанное божество-привратник. [4]

Характер

[ редактировать ]

Хая был второстепенным богом, [17] и в целом менее хорошо засвидетельствован, чем его жена Нисаба . [2] Предполагается, что он разделял многие ее черты. [7] Он был связан с писцовским искусством, [17] и был описан как мудрый божественный бухгалтер и архивариус. [18] Неопознанный инструмент, возможно, пишущий инструмент, гиш. д Ха-иа , очевидно, был назван в его честь. [19] Франческо Помпонио предполагает, что он действовал как бог тюленей . [20]

Маркос Суш-Гутьеррес характеризует Хайю как бога зерна. [21] Однако, по мнению Марка Видена, единственным свидетельством в пользу этой интерпретации являются «этимологические соображения», которые, как он отмечает, могут быть не совсем надежными. [10]

В древневавилонском тексте из Ниппура указывается, что павлина называли д Ха-я должен , но никакой связи между этой птицей и какими-либо аспектами характера бога до сих пор не установлено. [19]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Хая считался мужем Нисабы . [6] богиня письма. [22] Связь между ними засвидетельствована уже в древневавилонский период. [10] В списке богов Ан = Ануша амели приравнивает д Ха-аа , по мнению Эндрю Р. Джорджа, тождественен с Хайей, с Нисабой, и объясняет это имя как «Нисаба богатства» ( ša maš-re-e ). [2] В отличие от Джорджа, Дитц-Отто Эдзард вместо этого предположил, что этот теоним мог быть связан только с именем Хайи или спутан с ним. [23]

Дочью Хайи и Нисабы была богиня Суд , которая приравнивалась к Нинлиль и как таковая выполняла функции супруги Энлиля . [24] В результате Хайя стал считаться тестем этого бога. [11] Он также был его управляющим ( агриг ). [3]

Гимн, посвященный Хая, приравнивает его к Индагаре, мужу богини Кусу . [25] В современной науке Индагара иногда рассматривается просто как альтернативное имя Хая. [26] Однако в более позднем списке богов Ан = Анум он приравнивается к Ишкуру . [27] В гимне Индагара/Хая и Кусу вместе упоминаются как «постоянные поставщики великих обедов Ану и Энлилю в их большой столовой». [18]

В списке богов Эмара , который присваивает хурритским эквивалентам месопотамские божества, Хайя соответствует малоизвестному хурритскому божеству по имени д Ше-ра-ам-ми-на . [28] Альтернативное имя хаттской богини зерна Кейт, написанное ḫa-ia-am-ma , возможно, произошло от слова Хайя, хотя оно также могло иметь пока неизвестную хаттскую этимологию. [29]

Поклонение

[ редактировать ]

Самое раннее известное упоминание о Хайе было обнаружено на школьной табличке из Шуруппака раннединастического периода , хотя контекст, в котором его имя встречается на ней, остается неопределенным. [30] Он также встречается в текстах из Адаба древнеаккадского периода , правда, только в теофорных именах , таких как Лу-Хая и Ур-Хая. [31] Доступны дополнительные свидетельства периода Ура III . [19] во время которого Хайя особенно хорошо представлена ​​в текстах из Ура . [32] Гимн времен правления Рим-Сина I из Ларсы также связывает его с его городом и утверждает, что он, как полагали, жил в Экишнугале, храме бога луны Нанны . [33] Другие места, где он упоминается в третьем тысячелетии до нашей эры, включают Умму и Куару . [19]

Раскопки показывают, что в старовавилонский период храм, посвященный Хайе, существовал в Шадуппуме , небольшом городе, расположенном недалеко от современного Багдада . [33] После окончания этого периода его культ пришел в упадок. [10] Позже оно было возрождено в Ассирии . [29] В неоассирийский период ему стали поклоняться в Ассуре в святилище, расположенном в храме Ашура . [10] Он также возглавлял процессию «богов Субарту » во время фестиваля, проходившего в этом городе. [29] Храм, посвященный Хайе, построил Сеннахирим . [34] Хотя надписи, упоминающие об этом строительном проекте, происходят из Ниневии , местонахождение самого сооружения неизвестно. [10]

Формула экзорцизма Гаттунг II призывает Хая рядом с Нисабой и описывает его как «укрепителя границ огромного рая». [35]

Мифология

[ редактировать ]

Хайя играет второстепенную роль в месопотамской литературе. [7] Известно только одно сочинение, посвященное ему, — гимн времен правления Рим-Сина I из Ларсы . [13] Поскольку оно известно только из Ура , предполагается, что оно было составлено в честь визита вышеупомянутого царя в этот город. [10] В нем описываются роли Хайи как тестя Энлиля и божественного бухгалтера, упоминается связь между ним и Уром и умоляет его благословить царя. [36] В нем также говорится, что он отвечает за отметку лет правления короля на «табличке жизни», мифическом артефакте, используемом богами для отслеживания деяний смертных, хотя в других композициях этот предмет вместо этого связан с божествами, такими как как Нисаба , Нинимма , Нунгал или Ламмашага . [9]

Хайя также появляется в мифе об Энлиле и Суде , где упоминается как отец одноименной богини. [32] Однако, в отличие от Нисабы, он не участвует в консультациях, предшествующих женитьбе Суда на Энлиле. [37]

  1. ^ Jump up to: а б Виден 2009 , с. 90.
  2. ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 23.
  3. ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 65.
  4. ^ Jump up to: а б с Ламберт 1987 , с. 146.
  5. ^ Креберник 1998 , с. 74.
  6. ^ Jump up to: а б Михаловский 1998 , с. 576.
  7. ^ Jump up to: а б с Черный 2006 , с. 275.
  8. ^ Гражданский 2017 , с. 421.
  9. ^ Jump up to: а б Барраби 2013 , с. 401.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Виден 2016 .
  11. ^ Jump up to: а б Креберник 1998 , стр. 74–75.
  12. ^ Гражданский 2017 , с. 422.
  13. ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , с. 423.
  14. ^ Виден 2009 , с. 98.
  15. ^ Виден 2009 , с. 96.
  16. ^ Виден 2009 , с. 97.
  17. ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 364.
  18. ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 295.
  19. ^ Jump up to: а б с д Виден 2009 , с. 93.
  20. ^ Помпонио 1998 , с. 577
  21. ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 17.
  22. ^ Михаловский 1998 , с. 575.
  23. ^ Эдзард 1972 , с. 1.
  24. ^ Михаловски 1998 , стр. 576–577.
  25. ^ Саймонс 2018 , стр. 123–124.
  26. ^ Блэк 2006 , с. 365.
  27. ^ Саймонс 2018 , с. 123.
  28. ^ Ларош 1989 , с. 10.
  29. ^ Jump up to: а б с Виден 2009 , с. 94.
  30. ^ Виден 2009 , с. 92.
  31. ^ Сач-Гутьеррес 2005 , стр. 17–18.
  32. ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , стр. 422–423.
  33. ^ Jump up to: а б Блэк 2006 , стр. 294–295.
  34. ^ Джордж 1993 , с. 164.
  35. ^ Саймонс 2018 , стр. 131–132.
  36. ^ Блэк 2006 , с. 294.
  37. ^ Блэк 2006 , с. 107.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барраби, Дженис (2013), «Таблица жизни А. В Месопотамии · Табличка жизни А. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
  • Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-929633-0 . Проверено 20 сентября 2022 г.
  • Гражданский, Мигель (2017) [1983]. «Энлиль и Нинлиль: свадьба Суда». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN  978-84-9168-237-0 . OCLC   1193017085 .
  • Эдзард, Дитц-Отто (1972), «Ḫa-aa» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 сентября 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Креберник, Манфред (1998), "NAĜAR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 сентября 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Lugal-kisa'a/Lugal-kisia» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
  • Ларош, Эммануэль (1989). «Хурритская версия списка АН Мескене-Эмара» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 133 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 8–12. дои : 10.3406/crai.1989.14684 . ISSN   0065-0536 .
  • Михаловский, Петр (1998), «Нисаба А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
  • Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN   0373-6032 .
  • Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN   0066-6440 . JSTOR   41670228 . Проверено 20 сентября 2022 г.
  • Виден, Марк (2009). «Аккадские слова, обозначающие «зерно» и бога Хая» . Мир Востока . 39 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 77–107. ISSN   0043-2547 . JSTOR   25684169 . Проверено 20 сентября 2022 г.
  • Виден, Марк (2016), «Хая (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый корпус клинописи с богатыми аннотациями, Академия высшего образования Великобритании , получено 20 сентября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27e0b65bb46713c4c69dfad6c975037c__1682221200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/7c/27e0b65bb46713c4c69dfad6c975037c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haya (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)