Привет (бог)
Ну давай же | |
---|---|
Бог писцового искусства | |
Главный культовый центр | Ур |
Генеалогия | |
Супруг | Расстояние |
Дети | Юг |
Хайя был месопотамским богом , связанным с искусством письма и, возможно, с зерном. Его считали мужем Нисабы и отцом Суда . Он также был связан с Энлилем как его тесть и чиновник на его службе. Ему поклонялись в Уре , Умме , Куаре , Шадуппуме , а позднее и в Ассуре . Он редко упоминается в литературных текстах, ему посвящен только один известный гимн. Он также играет второстепенную роль в мифе об Энлиле и Суде .
Имя
[ редактировать ]Имя Хайи было написано клинописью как 𒀭𒄩𒉌 ( д Ха-я ). [1] Написания с бреве также используются в современной литературе, в том числе хая, [2] [3] хаха [4] [5] [6] и Хаия. [7] [8] [9] Чтение Хани больше не считается правильным. [10] Возможно, что иногда имя Хая записывалось логографически как НАДАР, хотя этот знак мог читаться и как множество других теонимов, например Алла и Нинильду . [11]
Принято считать, что имя Хайя произошло из семитского языка . [4] [1] В 1983 году Мигель Сивиль предположил, что это родственный теониму Эа , хотя он отметил , источниках эти два бога считались отдельными что в древневавилонских . [12] Он также заметил, что Хайе уже активно поклонялись и она фигурирует в списках жертвоприношений в то время, когда единственным свидетельством существования Эа были теофорные имена . [13] По состоянию на 2016 год предположение о существовании связи между Хайей и Эа (и, как следствие, с Эблаитом Хайей ) все еще считалось правдоподобным. [10] хотя это не является общепринятым. [14] Неясно также, гомофонный элемент имен из Мари , написанный без знака дингир , используемого для обозначения теонимов. имеет ли отношение к имени Хайя [15] Жан-Мари Дюран утверждает, что это относилось к другому божеству, хотя имя которого также произошло от того же корня , означающего «жить». [16]
В списке богов Ан = Анум вторичное имя Хая — Лугалкисаа (Лугалкисия), «повелитель подпорной стены», хотя в древневавилонском предшественнике этого сочинения и в списках периода Ура III этот теоним обозначает Вместо этого несвязанное божество-привратник. [4]
Характер
[ редактировать ]Хая был второстепенным богом, [17] и в целом менее хорошо засвидетельствован, чем его жена Нисаба . [2] Предполагается, что он разделял многие ее черты. [7] Он был связан с писцовским искусством, [17] и был описан как мудрый божественный бухгалтер и архивариус. [18] Неопознанный инструмент, возможно, пишущий инструмент, гиш. д Ха-иа , очевидно, был назван в его честь. [19] Франческо Помпонио предполагает, что он действовал как бог тюленей . [20]
Маркос Суш-Гутьеррес характеризует Хайю как бога зерна. [21] Однако, по мнению Марка Видена, единственным свидетельством в пользу этой интерпретации являются «этимологические соображения», которые, как он отмечает, могут быть не совсем надежными. [10]
В древневавилонском тексте из Ниппура указывается, что павлина называли д Ха-я должен , но никакой связи между этой птицей и какими-либо аспектами характера бога до сих пор не установлено. [19]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Хая считался мужем Нисабы . [6] богиня письма. [22] Связь между ними засвидетельствована уже в древневавилонский период. [10] В списке богов Ан = Ануша амели приравнивает д Ха-аа , по мнению Эндрю Р. Джорджа, тождественен с Хайей, с Нисабой, и объясняет это имя как «Нисаба богатства» ( ša maš-re-e ). [2] В отличие от Джорджа, Дитц-Отто Эдзард вместо этого предположил, что этот теоним мог быть связан только с именем Хайи или спутан с ним. [23]
Дочью Хайи и Нисабы была богиня Суд , которая приравнивалась к Нинлиль и как таковая выполняла функции супруги Энлиля . [24] В результате Хайя стал считаться тестем этого бога. [11] Он также был его управляющим ( агриг ). [3]
Гимн, посвященный Хая, приравнивает его к Индагаре, мужу богини Кусу . [25] В современной науке Индагара иногда рассматривается просто как альтернативное имя Хая. [26] Однако в более позднем списке богов Ан = Анум он приравнивается к Ишкуру . [27] В гимне Индагара/Хая и Кусу вместе упоминаются как «постоянные поставщики великих обедов Ану и Энлилю в их большой столовой». [18]
В списке богов Эмара , который присваивает хурритским эквивалентам месопотамские божества, Хайя соответствует малоизвестному хурритскому божеству по имени д Ше-ра-ам-ми-на . [28] Альтернативное имя хаттской богини зерна Кейт, написанное ḫa-ia-am-ma , возможно, произошло от слова Хайя, хотя оно также могло иметь пока неизвестную хаттскую этимологию. [29]
Поклонение
[ редактировать ]Самое раннее известное упоминание о Хайе было обнаружено на школьной табличке из Шуруппака раннединастического периода , хотя контекст, в котором его имя встречается на ней, остается неопределенным. [30] Он также встречается в текстах из Адаба древнеаккадского периода , правда, только в теофорных именах , таких как Лу-Хая и Ур-Хая. [31] Доступны дополнительные свидетельства периода Ура III . [19] во время которого Хайя особенно хорошо представлена в текстах из Ура . [32] Гимн времен правления Рим-Сина I из Ларсы также связывает его с его городом и утверждает, что он, как полагали, жил в Экишнугале, храме бога луны Нанны . [33] Другие места, где он упоминается в третьем тысячелетии до нашей эры, включают Умму и Куару . [19]
Раскопки показывают, что в старовавилонский период храм, посвященный Хайе, существовал в Шадуппуме , небольшом городе, расположенном недалеко от современного Багдада . [33] После окончания этого периода его культ пришел в упадок. [10] Позже оно было возрождено в Ассирии . [29] В неоассирийский период ему стали поклоняться в Ассуре в святилище, расположенном в храме Ашура . [10] Он также возглавлял процессию «богов Субарту » во время фестиваля, проходившего в этом городе. [29] Храм, посвященный Хайе, построил Сеннахирим . [34] Хотя надписи, упоминающие об этом строительном проекте, происходят из Ниневии , местонахождение самого сооружения неизвестно. [10]
Формула экзорцизма Гаттунг II призывает Хая рядом с Нисабой и описывает его как «укрепителя границ огромного рая». [35]
Мифология
[ редактировать ]Хайя играет второстепенную роль в месопотамской литературе. [7] Известно только одно сочинение, посвященное ему, — гимн времен правления Рим-Сина I из Ларсы . [13] Поскольку оно известно только из Ура , предполагается, что оно было составлено в честь визита вышеупомянутого царя в этот город. [10] В нем описываются роли Хайи как тестя Энлиля и божественного бухгалтера, упоминается связь между ним и Уром и умоляет его благословить царя. [36] В нем также говорится, что он отвечает за отметку лет правления короля на «табличке жизни», мифическом артефакте, используемом богами для отслеживания деяний смертных, хотя в других композициях этот предмет вместо этого связан с божествами, такими как как Нисаба , Нинимма , Нунгал или Ламмашага . [9]
Хайя также появляется в мифе об Энлиле и Суде , где упоминается как отец одноименной богини. [32] Однако, в отличие от Нисабы, он не участвует в консультациях, предшествующих женитьбе Суда на Энлиле. [37]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виден 2009 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1987 , с. 146.
- ^ Креберник 1998 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Михаловский 1998 , с. 576.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2006 , с. 275.
- ^ Гражданский 2017 , с. 421.
- ^ Jump up to: а б Барраби 2013 , с. 401.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Виден 2016 .
- ^ Jump up to: а б Креберник 1998 , стр. 74–75.
- ^ Гражданский 2017 , с. 422.
- ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , с. 423.
- ^ Виден 2009 , с. 98.
- ^ Виден 2009 , с. 96.
- ^ Виден 2009 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с д Виден 2009 , с. 93.
- ^ Помпонио 1998 , с. 577
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 17.
- ^ Михаловский 1998 , с. 575.
- ^ Эдзард 1972 , с. 1.
- ^ Михаловски 1998 , стр. 576–577.
- ^ Саймонс 2018 , стр. 123–124.
- ^ Блэк 2006 , с. 365.
- ^ Саймонс 2018 , с. 123.
- ^ Ларош 1989 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Виден 2009 , с. 94.
- ^ Виден 2009 , с. 92.
- ^ Сач-Гутьеррес 2005 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , стр. 422–423.
- ^ Jump up to: а б Блэк 2006 , стр. 294–295.
- ^ Джордж 1993 , с. 164.
- ^ Саймонс 2018 , стр. 131–132.
- ^ Блэк 2006 , с. 294.
- ^ Блэк 2006 , с. 107.
Библиография
[ редактировать ]- Барраби, Дженис (2013), «Таблица жизни А. В Месопотамии · Табличка жизни А. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 20 сентября 2022 г.
- Гражданский, Мигель (2017) [1983]. «Энлиль и Нинлиль: свадьба Суда». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1972), «Ḫa-aa» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 сентября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1998), "NAĜAR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 сентября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Lugal-kisa'a/Lugal-kisia» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
- Ларош, Эммануэль (1989). «Хурритская версия списка АН Мескене-Эмара» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 133 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 8–12. дои : 10.3406/crai.1989.14684 . ISSN 0065-0536 .
- Михаловский, Петр (1998), «Нисаба А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
- Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 сентября 2022 г.
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN 0373-6032 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 20 сентября 2022 г.
- Виден, Марк (2009). «Аккадские слова, обозначающие «зерно» и бога Хая» . Мир Востока . 39 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 77–107. ISSN 0043-2547 . JSTOR 25684169 . Проверено 20 сентября 2022 г.
- Виден, Марк (2016), «Хая (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый корпус клинописи с богатыми аннотациями, Академия высшего образования Великобритании , получено 20 сентября 2022 г.