Алла (месопотамский бог)
На | |
---|---|
Главный культовый центр | Эсаги |
Символы | персонал |
Алла или Алла-гула был месопотамским богом, связанным с подземным миром . Он функционировал как суккал (божество-помощник) Нингишзиды и, скорее всего, был умирающим богом, похожим на Думузи и Даму , но в остальном его характер малоизвестен. У него был свой культовый центр Эсаги, но его местонахождение в настоящее время неизвестно.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Аллы писалось клинописью или слогово ( д Ал-ла или д Ал-ла ) или логографически ( д НАГАР). [ 1 ] Также засвидетельствован вариант формы Алла-гула, «Алла Великая». [ 2 ] Кроме того, список богов Ан = Анум указывает на то, что к нему можно было отнести шумерский эпитет Лугал-сапар: [ 3 ] «властелин сети ». [ 4 ] Сеть хорошо зарекомендовала себя как божественное оружие. [ 4 ]
Характер Аллы малоизучен, но принято считать, что он был связан с преступным миром. [ 5 ] Он принадлежал к кругу божеств, связанных с Ниназу и Нингишзидой , [ 6 ] и выполнял функции суккала (божественного помощника) последнего. [ 7 ] Он также хорошо засвидетельствован как один из умирающих богов, упомянутых в плаче, и на этом основании утверждалось, что его считали сравнимым с более известным Думузи . [ 8 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , один древневавилонский текст, казалось бы, прямо приравнивает их друг к другу. [ 5 ] Сравнения с Даму проводятся и в современной литературе. [ 9 ]
В искусстве Алла изображалась как лысый безбородый мужчина, и известные изображения не носят рогатую корону, связанную с божественностью в месопотамском искусстве. [ 10 ] Франс Виггерманн утверждает, что его дополнительно изображали с посохом, который хорошо засвидетельствован как знак должности суккала. [ 7 ]
Алла и Аллатум
[ редактировать ]В 1980 году Уилфред Дж. Ламберт предположил, что богиня Аллатум была аккадским женским аналогом Аллы. [ 8 ] Однако в 1989 году Гернот Вильгельм отметил, что для ее имени не было предложено никакой правдоподобной аккадской этимологии , и наиболее вероятно, что это был просто вариант написания Аллани, хурритской богини мертвых, чье имя связано с хурритским словом. аллай , госпожа. [ 11 ] Эта точка зрения была принята Тонией Шарлах. [ 2 ] и Альфонсо Арчи в последующих исследованиях этой богини. [ 12 ] Шарлах полностью исключает связь между Аллой и Аллатумом/Алани, исходя из их разных ролей и происхождения. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Алла засвидетельствована главным образом в источниках периода Ура III и древневавилонского периода. [ 6 ] Поселение Эсаги упоминается как его культовый центр в текстах, касающихся умирающих божеств, но его местонахождение неизвестно. [ 8 ] Есть свидетельства того, что ему поклонялись в Гишбанде, культовом центре Нингишзиды, и возможно, что его статуя находилась также в храме этого бога в Лагаше. [ 10 ] Его также почитали в Уре, где он фигурирует в списках жертвоприношений наряду с Ниназу , Нингиридой , Нингишзидой , Азимуа и Нинпумуной . [ 13 ] [ 14 ] Кроме того, поклонение «Алла-гуле» хорошо засвидетельствовано в источниках из Ниппура периода Ура III, касающихся деятельности царицы Шульги-симти . [ 15 ]
Поздние источники
[ редактировать ]В двуязычном мифе ( табличка КАР 4 и дубликаты) человечество создано из крови множества божеств, упомянутых в логограмме. д НАГАР, в современной литературе интерпретируемый по-разному как Алла или Ламга. [ 6 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта, исходя из контекста, последний вариант неправдоподобен, поскольку чтение основано на объяснении. лам-га д НАГАР = д 30 в лексическом списке , который относится к имени лунного бога Сина . [ 5 ] Манфред Креберник отмечает, что это повествование напоминает сцену в Атрахасисе, где кровь д We(-i-la) . Вместо этого используется [ 6 ]
В поздних источниках Алла упоминается и в списках так называемых «семи побеждённых Энлилов». [ 6 ] наряду с такими фигурами, как Мумму и Алалу . [ 16 ] В этом контексте теоним Энлиль используется как общий ярлык. [ 17 ] Обозначаемые им божества были связаны с Энмешаррой . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ламберт 1980 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Петерсон 2009 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1987 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 1998 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1987 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1980 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2017 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1998 , с. 369.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 55.
- ^ Архи 2013 , с. 17.
- ^ Коэн 1993 , с. 468.
- ^ Кац 2003 , с. 398.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 249.
- ^ Ламберт 2013 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 216.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Креберник, Манфред (1998), "NAĜAR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 августа 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980). «Теология смерти». Смерть в Месопотамии . Копенгаген: Академическая пресса. ISBN 87-500-1946-5 . OCLC 7124686 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугаль-сапар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Шарлах, Тоня (2017). Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Исследования древних записей Ближнего Востока. Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . Брилл.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Nin-ĝišzida» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.