Кровь
Кровь | |
---|---|
Бог медицины | |
Главный культовый центр | Исин |
Символ | скальпель |
Генеалогия | |
Родители | Нинисина (или другая богиня медицины) и Пабилсаг |
Братья и сестры | Гунура и Шумах |
Даму ( шумерский : 𒀭𒁕𒈬 ) был месопотамским богом . Первоначально он считался умирающим богом , связанным с растительностью, подобно Думузи или Нингишзиде , но со временем он приобрел черты бога исцеления. Его считали сыном богини медицины Нинисины или ее эквивалентов, таких как Гула или Нинкаррак . Неясно, какой город изначально был связан с ним, но лучше всего он засвидетельствован в связи с культовым центром его матери, Исина .
Даму также является теофорным элементом во многих личных именах Эблы . Было предложено в этом контексте понимать этот термин как обожествленную родственную группу, а не божество, и предполагается, что он не связан с месопотамским богом.
Характер
[ редактировать ]Предполагается, что Даму изначально считался умирающим богом . [1] В этом качестве он мог быть связан с деревьями. [2] Скорее всего, его представляли ребенком, возможно, младенцем, в отличие от других умирающих богов, которых вместо этого описывали как молодых людей. [3] и их часто называли термином g̃uruš , который условно переводится как «парень». [4] Дина Кац предполагает, что высокий уровень детской смертности в древности повлиял на традиции, относящиеся к нему, и что редкие примеры отрывков, в которых он упоминается как гуруш, могут быть результатом смешения различных похожих богов. [3]
Начиная с периода Старого Вавилона , Даму был известен главным образом как исцеляющее божество. [1] Этот аспект его характера отсутствует в текстах, касающихся его смерти, что, по мнению Каца, может указывать на то, что его характер в какой-то момент изменился, вероятно, в древневавилонский период. [5] Она предполагает, что этому изменению могла способствовать потеря его первоначального культового центра и переезд его духовенства в Исин , где он был включен в круг городской богини Нинисины и в результате приобрел сходные черты; она предполагает, что плачи, связывающие умирающего Даму с богиней медицины, были составлены позже. [6] Вместо этого Ирен Сиббин-Плантолт предполагает, что Даму первоначально развивался вместе с Гунурой как независимое божество, олицетворяющее исцеление, а в более поздние периоды взял на себя роль, дополняющую ту, которую играли богини, связанные с этой сферой деятельности, такие как Нинисина. [7]
Как божество, связанное с исцелением, Даму можно было назвать асу . [8] «врач». [9] Его можно было назвать человеком, знакомым с лекарственными растениями , о чем свидетельствует текст времен правления Син-Иддинама . [10] Считалось, что благодаря этим знаниям он смог найти лекарства от болезней, которые считались неизлечимыми. [11] Как указывает заклинание Нинисина, мать земли , оно было особенно тесно связано с уходом за струнами ( са ), [12] термин, возможно, относящийся к сухожилиям , мышцам или кровеносным сосудам , рассматриваемым как единая сетчатая система. [13] Есть также свидетельства того, что его считали способным лечить головные боли ( диу ) и неопознанную болезнь ашу . [14] В заклинании он упоминается как bel tākalātim , буквально «повелитель мешков», хотя предполагается, что термин tākaltu в этом контексте относится к внутреннему органу , возможно, конкретно к желудку . [15] Следующий эпитет, примененный к нему, был bel balāti , «господин жизни», что могло намекать на веру в то, что он был способен оживлять мертвых. [16]
Атрибутом Даму в роли бога медицины был нож карзиллу , который идентифицировала как скальпель . Барбара Бёк [17] Сиббинг-Плантхольт предварительно предполагает, что другими символами, связанными с ним, могли быть собака и мошенник, поскольку они изображены на печати с надписью, упоминающей его. [18]
В месопотамской астрономии Даму ассоциировался с созвездием Свиньи. [19] Было высказано предположение, что оно могло состоять из звезд, которые сегодня считаются головой и первым кольцом Дракона , хотя эта интерпретация не является достоверной. [20]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]
Невозможно определить, с каким божеством или божествами изначально был связан Даму. [7] В самых ранних списках богов он обычно упоминается вместе с божествами государства Лагаш , хотя, начиная с периода Старого Вавилона , вместо этого его начали помещать при дворе Нинисины . [21] В период Ура III он мог быть связан с Гулой , о чем свидетельствуют списки подношений из Ура , но он также был признан одним из божеств Исина , и в этом качестве вместо этого он был связан с Нинисиной. [22] Его характер как божества-целителя также особенно подчеркивался, когда он был связан с последним. [15] Ирен Сиббин-Плантхольт утверждает, что первоначально Даму и Гула были в паре только как божества, персонажи которых рассматривались как дополняющие друг друга, и только Нинисина помимо аналогичной ассоциации также рассматривалась как его мать. [23] Хотя последняя роль засвидетельствована и для Гулы, например, в списке богов Ан = Анум (табличка V, строка 165), она развилась лишь позже. [24] В некоторых двуязычных текстах Гула и Даму вместо этого используются как соответствующие божества в двух версиях. [25] Также известна связь между ним и Нинкарраком , также основанная на схожем характере и взаимодополняющих ролях в целительстве. [26] Однако упоминания о том, что Нинкаррак была его матерью, хотя и известны, но редки. [27] Исключительно в Ниппуре он также был связан с Нинтинуггой , о чем свидетельствуют источники периода Ура III. [7] Дина Кац также отмечает, что в плаче мать Даму называет Гештинлуба, Эмесальская версия имени упомянутой богини. [28]
Несмотря на статус Пабилсага как мужа Нинисиной, нет источников, которые бы прямо идентифицировали его как отца Даму. [29] Тем не менее современные авторы идентифицируют его как своего отца. [30] Его сестрой была Гунура , и, по мнению Каца, их, возможно, считали братьями и сестрами еще до развития традиции, согласно которой они были детьми Нинисины. [6] Третье божество считалось ребенком Нинисины, поэтому братом Даму был Шумах. [31]
Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что в некоторых случаях, когда Даму воспринимается как сын Нинисины, Даму также может быть связан с Энлилем , например, исцеление от имени своей матери как « азу-гал Энлиля» в текстах времен правления Сина. -Иддинам , и предполагает, что иногда его могли воспринимать как исцеляющий аспект этого бога. [15] [а] В « Плаче по Ниппуру » к нему также обращаются как к своего рода гале этого бога, буквально «цирюльник» или «парикмахер», хотя было отмечено, что этот термин мог также обозначать и тип целителя. [33] Однако оно известно главным образом по лексическим спискам и литературным сочинениям, а также возможно, что оно представляло собой титул, а не название профессии. [34] Не исключено, что развитие связи Энлиля и Даму имело целью укрепить политические связи Ниппура и Исина . [35]
Даму также был связан с Думузи . [24] Было отмечено, что тексты, посвященные Даму, демонстрируют сходство с текстами, относящимися к Думузи и другим подобным преждевременно умирающим божествам. [36] Однако, несмотря на их общий характер умирающих богов, Даму не описывался как пастух и был связан с выпасом животных. [2] плач, в котором упоминаются как Даму, так и другое божество аналогичного характера, Нингишзида . Также известен [28] Также выявлены случаи, когда их отождествляли друг с другом. [37]
связь между Даму и редко засвидетельствованной богиней Курунниту . Также была отмечена [38] Они встречаются парой в надписи кудурру , параллельно с Бау и Забабой, а также Нинкарраком и Нинуртой . [39]
Поклонение
[ редактировать ]Первоначальный культовый центр Даму остается неизвестным. [7] Гирсу или Исин считаются наиболее вероятными вариантами. [40] Торкильд Якобсен предположил, что Гирсу, связанный с Даму, был не тем же самым, что город, расположенный недалеко от Лагаша , а другим поселением, возможно, расположенным на берегу Евфрата , но его аргументация полностью опирается на его умозрительную этимологию этого топонима, «лагерь для военнопленных», что, по его мнению, указывает на то, что мест с названием Гирсу могло быть несколько, о чем не было обнаружено никаких свидетельств ни в каких текстовых источниках. [41] В текстовых записях связь Даму с Исином восходит только к периоду Ура III , что иногда считается аргументом против рассмотрения его как бога, родившегося в этом городе. [7] Еще одно предположение состоит в том, что он родился в Ниппуре . [29]
Даму источникам, в Исине существовал храм Согласно древневавилонским , но его церемониальное название неизвестно. [42] Иддин-Даган , один из царей этого города, в формуле проклятия призвал Даму и Нинисину , называя их соответственно своим господином и госпожой. [10] Даму упоминается в ритуальном тексте, описывающем процессию Нинисины и ее двора, во время которой его и Гунуру должны были разместить прямо за матерью. [43] В Ниппуре Даму поклонялись в храме Гулы вместе с такими божествами, как Куруннам, Кусу , Урма, Нуска , Нинимма , Шузианна , Белет-Сери , Себитти , Бел-Алия (анонимный «божественный мэр»), Сираш и Нингирзида. [44] Он также получал подношения в Эшумеше в старовавилонский период вместе со многими другими божествами, например Бау , Нинисиной, Нинтинуггой и Пабилсагом . [45] Даму также засвидетельствован в текстах из Ларсы и Ура . [46] В период Ура III он получал подношения в местном храме Гула в последнем городе. [47] Эндрю Р. Джордж предполагает, что храм или храмы Даму могли быть указаны в пробеле, разделяющем сохранившиеся разделы, посвященные Гуле и Ниназу, в Каноническом списке храмов . [30] датируется касситским периодом . [48] Краткий текст из Ниневии , в котором перечислены боги, которым поклонялись в Эрабрири, предположительно в этом контексте церемониальное название храма Мандану в Вавилоне . [49] утверждает, что в нем находилось место, посвященное Даму, Э-адгиги, «дом советника». [50] Отмечается, что он упоминается в этом контексте наряду с аналогичными объектами, посвященными Гуле и другим членам ее окружения, а именно Пабилсаю, Гунуре и Урмашуму. [51]
Многие медицинские формулы заканчиваются обращением к богине медицины (Гуле или Нинисине), Даму, и божествам, связанным с заклинаниями: Эа , его сыну Асаллухи и богине Нингириме : [52]
Это не мое заклинание, это заклинание Эа и Асалухи,
Это заклинание Даму и Гулы,Это заклинание Нингирим, госпожи заклинаний.
Мне это рассказали, и я повторяю. [53]
Пример из Угарита связывает его с другой богиней медицины, Нинкаррак . [54] Известны и другие заклинания, соединяющие их вместе:
Пусть Нинкаррак перевяжет тебя своими нежными руками,Позвольте Даму избавить вас от страданий. [55]
Также было отмечено, что ряд исторических асу , по-видимому, были причастны к культу Даму и других божеств, связанных с медициной, хотя нет никаких свидетельств того, что они выполняли функции его духовенства или осуществляли свою профессиональную деятельность в храмах. [56]
Мифология
[ редактировать ]Мифы, связанные с Даму, связаны с его смертью и сравниваются с такими произведениями, как «Нингишзида и Ниназимуа» , «Думузи и его сестры» , «Думузи и Гештинанна» , «Сон Думузи» и «нисхождение Инанны» . [57] Многие из них содержат подробные описания горя, вызванного его исчезновением, которое исследователи охарактеризовали как «интуитивное». [58] Плачи, описывающие его смерть и разлуку с семьей, обычно расплывчато описывали местонахождение подземного мира. [28] Одним из примеров является композиция «Для него в стране тридевятой» . [59] Даму упоминается в тексте, перечисляющем различных умирающих богов и места их гибели, но в его случае это место не сохранилось. [60] Хотя галла- демоны могли быть признаны ответственными за его смерть, их связь с кончиной Думузи была не столь распространена. [61]
В одном из причитаний мать Даму предлагает пройти вместе с ним дорогу в подземный мир. [62] Неоассирийская копия этого текста содержит имена девяти божеств, а не только Даму, хотя оригинальное сочинение посвящено только ему. [62] Другие восемь перечисленных божеств — Ниназу , Богиня, Бог, Пастырь, Иштар , Друг, Любовник и «брат Гестинанны». [63] В этой версии сам Даму помещен между Ниназу и Нингишзидой. [63] Еще одним отличием является идентификация самого умирающего бога как рассказчика. [64]
Смерть Даму могла упоминаться и в плачах, связанных с культом Нинисины или Гулы, наряду с разрушением города Исина и расположенных в нем храмов. [65] После причитаний Инанны, связанных со смертью Думузи, причитания Нинисины являются наиболее распространенными среди известных литературных текстов этого жанра. [65] В одном из таких текстов богиня направляет свой плач по поводу смерти сына в храм Эанны . [58]
Композиция, посвященная Нинисине, называемой в современной литературе Нинисиной А, посвящена одноименной богине, обучающей Даму медицинскому искусству. [66] В нем рассказывается, как она учила его пользоваться медицинскими инструментами и диагностировать болезни:
Нинисина усовершенствовала божественные силы медицины и передала их своему сыну, царю Гирсу, доброму Даму.
«Сын мой, обращай внимание на все медицинское! Даму, обращай внимание на все медицинское!» Он берет бинты и вытирает их; он обрабатывает бинты растиранием и смягчает наложенный на них гипс. Он вытирает кровь и нагноение и кладет теплую руку на ужасную рану. Моя госпожа, акушерка матерей Земли, является главным врачом черноголовых; Нининсина, дочь Ана , передает все это своему сыну, царю Гирсу, доброму Даму:
«Сын мой, обращай внимание на все медицинское! Даму, обращай внимание на все медицинское! Тебя будут хвалить за твои диагнозы». [67]
Эблаит Даму
[ редактировать ]Ссылки на Даму из Эблы и Эмара вряд ли могут быть свидетельствами того же божества, что и месопотамский Даму. [46] Теофорный элемент Даму часто встречается в личных именах первого из этих городов. [68] Хотя, вероятно, оно возникло в народной религии, [69] это особенно распространено среди членов королевской семьи : двадцать четыре из пятидесяти одного сына и девять из тридцати одной дочери эблаитских царей носят имена Даму. [68] Примеры включают плотину Иркаб и плотину Изар . [70] В то же время среди женщин, вышедших замуж за членов царского рода, не имевших с ним иного родства, только три носили имена Даму, и сравнительно нечасто оно также среди членов рода визирей Ибриума и Ибби -Зикира . [71] В Эмаре элемент Даму появляется в именах четырех царей, которые были современниками правителей, известных из эблаитских архивов. [71]
По мнению Альфонсо Арчи, в эблаитском контексте Даму следует переводить как «кровь» и относится к концепции обожествленной родственной группы . [72] [б] Он отмечает, что Даму не появляется в ритуалах, относящихся к королевской семье, которые призывают различных персонифицированных божеств, таких как городской бог Кура , его супруга Барама и Ишхара . [69] Подобного божества нет ни в одном списке подношений Эблы. [70]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Однако она предполагает, что Нинтинугга могла быть связана и с целительным аспектом Энлиля, поскольку ее называли его шим-му 2 , типом целителя, связанного главным образом с лекарственными растениями . [32]
- ↑ Подобный термин, Лим, обозначал обожествленный клан и встречается амореев , в отличие от Даму. также в именах [73]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Дельнеро 2020 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 318.
- ^ Кац 2003 , с. 18.
- ^ Кац 2003 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 47.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 9.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 132.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 133.
- ^ Бёк 2014 , с. 27.
- ^ Бёк 2014 , стр. 26–28.
- ^ Бёк 2014 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 59.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 60.
- ^ Бёк 2014 , с. 21.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 62.
- ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 60.
- ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 275.
- ^ Кац 2003 , с. 383.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 46–47.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 61.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 87.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 118.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 383.
- ^ Перейти обратно: а б с Кац 2003 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 36.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 286.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 148.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 59–60.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 185.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 130.
- ^ Кац 2003 , с. 81.
- ^ Кац 2003 , с. 7.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 92.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 143.
- ^ Кац 2003 , стр. 3–4.
- ^ Кац 2003 , с. 315.
- ^ Джордж 1993 , с. 163.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 279.
- ^ Болье 1995 , с. 91.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 57.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 31.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Джордж 1992 , с. 105.
- ^ Джордж 1992 , с. 107.
- ^ Джордж 1992 , с. 304.
- ^ Бёк 2014 , с. 98.
- ^ Бёк 2014 , с. 114.
- ^ дель Ольмо Лете 2014 , с. 45.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 388.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 45.
- ^ Блэк 2004 , стр. 215–216.
- ^ Перейти обратно: а б Дельнеро 2020 , с. 208.
- ^ Кац 2003 , стр. 8–9.
- ^ Кац 2003 , с. 433.
- ^ Кац 2003 , с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Кац 2003 , с. 319.
- ^ Кац 2003 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б Дельнеро 2020 , с. 65.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 128.
- ^ Кречер и Ягерсма 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015а , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 647.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015а , с. 22.
- ^ Арки 2015a , стр. 21–22.
- ^ Архи 2015 , с. 646.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2015a). «Царская печать из Эблы (17 в. до н.э.) с хеттскими иероглифическими символами» . Ориенталия . 84 (1). GBPress - Григорианская библейская пресса: 18–28. ISSN 0030-5367 . JSTOR 26153279 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1995). «Пивовары Ниппура» . Журнал клинописных исследований . 47 . Американские школы восточных исследований: 85–96. ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359817 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- Блэк, Джереми (2004). «Нингишзида и Ниназимуа» . Ориенталия . 73 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 215–227. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43076898 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN 978-0-7141-1705-8
- Бёк, Барбара (2014). Богиня-целительница Гула: к пониманию древней вавилонской медицины . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-26146-4 . OCLC 868971232 .
- дель Ольмо Лете, Грегорио (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 1-61451-627-8 . OCLC 948655744 .
- Дельнеро, Пол (2020). Как делать что-то со слезами . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501512650 . ISBN 978-1-5015-1265-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 19 июля 2023 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Голод, Германн; Пингри, Дэвид (1999). Астральные науки в Месопотамии . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-29413-4 . OCLC 944920350 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Крехер, Иоахим; Ягерсма, Брэм (2000). «Шир-гида Нининсине (Нининсина А)» . Древние месопотамские боги и богини . Электронный текстовый корпус шумерской литературы.
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Вагенсоннер, Клаус (2008). «Путешествие Нин-Исины (к) в Ниппур. Еще раз о двуязычном божественном путешествии» . Венский журнал для познания Востока . 98 . Департамент востоковедения Венского университета: 277–294. ISSN 0084-0076 . JSTOR 23861637 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Блестящий. дои : 10.1163/9789004187474_020 .