Пабилсаг
Пабилсаг | |
---|---|
Бог-воин, божественный кадастровый чиновник | |
Другие имена | Лугал-Исин, Эримабинутуку |
Главный культовый центр | Ларак , Исин |
Оружие | поклон |
Символ | созвездие Стрельца |
Генеалогия | |
Родители | Энлиль и Нинтур [ а ] |
Супруг | Это было предназначено |
Дети | Кровь , Хум , Шумах [ 1 ] |
Пабилсаг ( шумерский : 𒀭𒉺𒉈𒊕 /pabilsaŋ/; также латинизируется как Пабилсаг) [ 3 ] ) был месопотамским богом . О его роли в месопотамской религии известно немного, хотя известно, что его можно было рассматривать как лукорукое воинственное божество, божественного кадастрового чиновника или судью. Он также мог быть связан с исцелением, хотя это остается спорным. В своем астральном аспекте, впервые засвидетельствованном в древневавилонский период , он был божественным представителем созвездия Стрельца .
Супружеские отношения между Пабилсаем и богиней медицины Нинисиной хорошо засвидетельствованы. Предполагается, что он неявно считался отцом ее детей, Даму , Гунуры , Шумаха. Иногда вместо этого его изображают вместе с другими богинями медицины, такими как Гула или Нинкаррак , хотя и не обязательно в роли супруга. Он также был тесно связан с Нинуртой и, возможно, из-за синкретизма с ним стал считаться сыном Энлиля .
Ларак , затерянный город, возможно, расположенный недалеко от Исина , был главным культовым центром Пабилсаха. Ему также поклонялись в Исине , Ниппуре и Лагаше . Дополнительные свидетельства получены из Ура , Уммы , Сиппара , Вавилона , Ассура и Курбаила . Однако в целом он был второстепенным божеством, и его не почитали во всей Месопотамии .
Имя
[ редактировать ]множество различных клинописных написаний имени Пабилсача. Известно [ 4 ] Два из них уже засвидетельствованы в раннединастический период . д ГИШ.БИЛ.ПАП -провисание и д BIL.PAP Дело . [ 5 ] Его этимология остается неясной, и прошлые предложения, такие как «стрелок» (от шумерского sìg-gi9-sag ), «старший (является) лидером» (по аналогии между /pabil/ и pa-bíl-ga , «отцовский» дядя» или «дедушка по отцовской линии») и «пресвитер» не нашли широкого признания и обычно считаются неправдоподобными. [ 6 ]
Из-за роли Пабилсага как супруга Нинисиной предполагается, что он мог обозначаться аналогичным теонимом мужского рода Лугал-Исин. [ 7 ]
По мнению Уилфреда Г. Ламберта , возможно, что в старовавилонский период Пабилса также мог называться Эримабинутуку. [ 8 ] Бог, носящий это имя, назначен божеством Исина в отрывке из мифа « Поражение Энмешарры », посвященном присвоению городов отдельным членам месопотамского пантеона . [ 9 ] текст известен только по одному экземпляру, датируемому Селевкидами парфянского периода Этот . [ 10 ] но пока невозможно установить, когда оно было первоначально составлено. [ 11 ] В остальном Эримабинутуку неизвестен, за исключением текстов, которые, по-видимому, представляют этот теоним как имя божественного оружия, принадлежащего Нинурте , и Ламберт утверждает, что, хотя вполне вероятно, что изначально это было оружие Пабилса, это трудно объяснить. как его имя вместо этого стало обозначать его владельца. [ 8 ]
Сокращенное написание имени Пабилсага. д PA, засвидетельствовано в списках богов. [ 12 ] С другим определителем, у меня есть ПА, это можно использовать для обозначения его астрального аспекта. [ 6 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]
Первоначальный характер Пабилсаи трудно установить, поскольку неясно, какие из его засвидетельствованных аспектов составляют его первоначальную природу, какие были приобретены благодаря синкретизму с Нинуртой , а какие связаны с его браком с Нинисиной . [ 13 ] [ 3 ] Как уже было засвидетельствовано в раннединастический период, его можно было воспринимать как бога-воина. [ 14 ] Его оружием был лук. [ 6 ]
Манфред Креберник утверждает, что, как и его жена, Пабилсач был отчасти божеством, связанным с медициной. [ 13 ] Однако Ирен Сиббинг-Плантолт утверждает, что он сам не обладал целебными качествами. [ 15 ] единственным возможным исключением является необычный древневавилонский текст PBS 10/213, перевод которого неопределенен и который может приравнять его к Даму, а не приписать ему такой характер непосредственно. [ 16 ]
Кроме того, предполагается, что Пабилсаг был божеством-судьей, поскольку в связи с храмом Эрабрири его называли «лордом верховным судьей», и возможно, что он иногда ассоциировался с тюремной богиней Манунгал в своей судебной роли. [ 17 ] называют «кадастровым директором Ана ». Кадастровые функции закреплены как за ним, так и за его женой Нинисиной, которую иногда [ 18 ]
Те же источники, похоже, указывают на связь между Пабилсаем и преступным миром . [ 13 ] В серии заклинаний Удуг Хул к нему обращаются как к его «администратору», и его сопровождают божества, хорошо известные своей связью с миром мертвых, такие как Нингишзида , Хушбишаг и Биду . [ 19 ] Было высказано предположение, что этот аспект его характера отражает связь либо с Манунгалом, либо с Манунгалом. [ 13 ] или Месламтея ( Нергал ). [ 3 ]
Как впервые было задокументировано в древневавилонских текстах из Киша и Ниппура , Пабилса также имел астральный аспект. [ 2 ] он представлял созвездие, соответствующее современному Стрельцу В месопотамской астрономии . [ 20 ] Было отмечено, что рядом с ним часто перечисляются созвездия, представляющие близкородственные Гулу (Коза, современная Лира) и Даму (Свинья, по-разному интерпретируемая как современный Дельфин, Лисичка или часть Дракона). [ 21 ]
В искусстве Пабилсаг изображался как зазаку , тип чиновника, которого Манфред Креберник идентифицировал как кадастрового чиновника, но возможно также, что на основании сходства фигуры, иногда изображаемой на кудурру (пограничных камнях с надписями), с изображением Стрельца в Дендерском Зодиаке можно предположить, что в более поздние времена в своем астральном аспекте он мог быть представлен в виде кентавроподобного лучника с тело лошади и хвост скорпиона. [ 18 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Отцовство
[ редактировать ]Родителями Пабилсага были Энлиль , глава пантеона, и Нинтур, которую в этом контексте следует идентифицировать как жену первого, Нинлиль . [ 2 ] В раннединастической загадке из Лагаша он назван «героем Энлиля» ( ур-саг д эн-лил-ла ). [ 5 ] Однако этот эпитет не обязательно обозначает его как своего сына, и свидетельства родительского отношения впервые появляются в источниках древневавилонского периода . [ 22 ]
Формула зи -хе-па древневавилонского периода вместо этого называет Пабилсаха сыном Ану . [ 19 ] Однако это свидетельство изолировано, и неясно, отражает ли оно совершенно отдельную традицию. [ 22 ]
Пабилсаг и Нинисина
[ редактировать ]Связь между Пабилсаем и кругом месопотамских божеств-целителей хорошо засвидетельствована. [ 15 ] Его считали мужем Нинисиной . [ 23 ] Это один из многочисленных примеров месопотамских божественных пар, состоящих из богини медицины и бога-воина. [ 23 ] Как отметил Джон З. Ви, в месопотамских текстах «часто кажется, что его затмевает его супруга». [ 21 ] Города, в которых им поклонялись как паре, включают Исин , Ларак и Лагаш . [ 24 ] Они засвидетельствованы вместе в списках предложений, литературных сочинениях и других источниках, начиная с периода Ура III . [ 2 ] Не позднее этого времени их стали считать супругами, хотя было отмечено, что Пабилсач уже засвидетельствован в культовом центре Нинисины, Исине, в раннединастический и староаккадский периоды. [ 25 ] Как засвидетельствовано в записях девятого года правления Амар-Сина , праздник, связанный с Пабилсаем и его культовым центром Лараком, включал путешествие Нинисины в этот город на лодке. [ 18 ] Есть также свидетельства того, что Нинисину можно было назвать «Леди Эрабрири», причем Эрабрири - церемониальное название храма, посвященного Пабилсаю. [ 26 ]
Возможно, что изначально супругой Ларака Пабилсая была Гашан-аште. [ 27 ] Эта богиня, имя которой можно перевести как «тронная леди», встречается только в плачах Эмесала , а гипотетическая стандартная шумерская («Эмегир») форма Нин-аште не засвидетельствована. [ 28 ] Ее, видимо, в какой-то момент стали приравнивать к Нинисиной. [ 13 ] [ 27 ] Ирен Сиббин-Плантхольт предполагает, что этот процесс отражал попытку предоставить Нинисиной мужа, представляющего город, который традиционно имел идеологическое значение, и что она могла полностью поглотить предыдущего супруга Пабилсача после того, как Ларак потерял политическую значимость. [ 25 ]
Несмотря на связь между Пабилсаем и Нинисиной, ни один из известных текстов не упоминает его прямо как отца ее детей, Даму и Гунуры . [ 25 ] Тем не менее предполагается, что он неявно понимался как отец их обоих, а также другого второстепенного бога, аналогично связанного с Нинисиной, Шумаха. [ 2 ] Документ из Пузриш-Дагана времен правления Ибби-Сина свидетельствует, что в Исине приносились подношения Пабилсаю и его семье: Нинисине, Гунуре, Даму и Шумаху. [ 26 ]
Пабилсаг и другие богини-целители
[ редактировать ]В качестве альтернативы Пабилсаха можно было рассматривать как мужа других богинь-целительниц. [ 29 ] Небольшое количество источников из древневавилонского мари связывают с ним Нинкаррака , обычно в паре с Ишхарой , а не в местной традиции, что может зависеть от ранее существовавшей связи между Нинисиной и этой богиней. [ 30 ] Две современные печати, одна из Телль-Хармаля и одна неизвестного происхождения, также соединяют их вместе. [ 29 ] Нинкаррак также упоминается как его жена в гимне Буллутса- раби Гуле . [ 31 ]
Хотя очевидная связь между Пабилсаем и Гулой присутствует в предложении списков из Старовавилонского Ниппура, по словам Ирен Сиббин-Плантхольт, они не считались супругами в этом контексте. [ 15 ] хотя она допускает возможность того, что их сопоставление действительно отражало тесную связь между Гулой и Нинисиной. [ 32 ] Возможно, что в местной традиции супругой Ниппура Пабилсаха было редко засвидетельствованное божество Энанун, которое в источниках первого тысячелетия до нашей эры представлялось как богиня-целительница. [ 15 ] Однако Гула идентифицируется как его супруга в списке богов Ан = Анум (табличка V, строка 125). [ 29 ] Они также были связаны друг с другом в ассирийских источниках из Ассура и Курбаила (например, так называемый ритуал такульту ) и в Вавилоне . [ 26 ]
Пабилсаг находится в паре с Нинтинуггой в древневавилонском заклинании, в котором несколько божественных пар просят судить пациента, а также упоминаются другие божества, включая Тишпак и Укуллу , Забабу и Бау , Нинурту и Ниннибру , Нингишзиду и Азимуа . [ 33 ] В другом месте ее супругом был Эндага. [ 34 ] Манфред Креберник утверждает, что этого бога можно было рассматривать как ипостась Пабилсаха. [ 12 ]
Пабилсаг и Нинурта
[ редактировать ]Пабилсач был частично синкретизирован с Нинуртой , о чем свидетельствуют лексические списки, такие как список богов Ниппура и поздний список богов Султантепе . [ 12 ] Этот процесс, скорее всего, начался в древневавилонский период . [ 2 ] Ранний случай отождествления между ними засвидетельствован в композиции ширнамшуба, посвященной Нинурте, первоначально составленной во время правления Первой династии Исина . [ 35 ] В некоторых случаях Пабилса также отождествляли с Нингирсу . [ 22 ] [ б ] Синкретизм между этими тремя богами был возможен благодаря их общему воинственному характеру. [ 36 ] Джоан Гудник Вестенхольц отметила, что обмену чертами между определенными божествами также, вероятно, способствовало существование нескольких пар, состоящих из бога-воина и богини-целительницы, приводя в качестве примеров Пабилсаха и Нинисину, Нингирсу и Бау, а также Нинурту и Ниннибру. [ 23 ] Мануэль Чеккарелли утверждает, что синкретизм имел политическое измерение, поскольку, отождествляя Пабилсаха с Нинуртой, правители Исина могли поднять положение Нинисины и напрямую связать ее с семьей главы пантеона Энлиля , сделав ее своей невесткой. -закон из-за того, что Пабилса стал его сыном, как и Нинурта. [ 37 ] Он указывает, что включение различных божеств в генеалогическое древо по политическим причинам могло бы создать правдоподобный прецедент в развитии традиций, представляющих Нингирсу и Нанну как сыновей Энлиля соответственно во время правления Гудеа и Третьей династии Ура . [ 38 ]
В эпосе об Анзу говорится, что Пабилсаг — это имя Нинурты, обращенное к нему в «Эгальмах», [ 39 ] по мнению Эндрю Р. Джорджа, под ним следует понимать храм Нинисины в Исине, а не какой-либо другой молитвенный дом, носящий то же церемониальное название. [ 40 ] В этом отрывке Нинурте присваивается восемнадцать имен, чтобы синкретизировать его с другими изначально отдельными фигурами. [ 41 ] Пабилсах также упоминается в гимне Булутса-раби Гуле , в котором супруга этой богини аналогичным образом отождествляется с рядом других богов. [ 42 ]
В более позднем тексте KAR 142 Пабилсач указан как член группы, называемой «семью Нинуртами». [ 35 ] Остальные шесть членов — это сам Нинурта, Ураш , Забаба , Набу , Нергал и д КУД. [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Пабилсаг уже появляется в списках раннединастических богов Фары и Абу Салабиха . [ 14 ] Однако он был второстепенным богом, и в отличие от таких божеств, как Энлиль или Нинурта, ему поклонялись не во всей Месопотамии . [ 43 ] Предполагается, что он родом из города Ларака . [ 25 ] чьим божеством-покровителем он был. [ 44 ] Это поселение редко упоминается в текстовых источниках, и его местонахождение остается неизвестным. [ 25 ] Возможно, оно располагалось недалеко от Исина ; отождествление с Телль аль-Вилайей также предлагалось, но не было окончательно доказано. [ 45 ] От Ура III до времен Среднего Вавилона Ларак появляется исключительно в лексических списках , литературных текстах и теофорических названиях , и хотя город с таким же названием действительно появляется в неоассирийских исторических записях, неясно, можно ли его идентифицировать с более ранним культовым центром. Пабилсаэ. [ 18 ]
В Исине, другом его культовом центре, [ 43 ] Пабилсаю поклонялись еще в древнеаккадский период . [ 25 ] Его храм в этом городе, вероятно, был известен под церемониальным шумерским названием Эрабрири. [ 26 ] [ с ] «дом оков, которые держат под контролем». [ 47 ] Его также почитали в храме его жены Нинисины Эгалмах. [ 26 ] «возвышенный дворец». [ 40 ] Оба этих молитвенных дома обычно появляются рядом в плаче. [ 48 ] Его именем названы и одни из городских ворот Исина. [ 26 ]
Утверждалось, что поклонение Пабилсаху было важно в штате Лагаш . и [ 24 ] Однако в раннединастический период он упоминается там только в раннем литературном тексте, сборнике загадок и в теофорном имени Ур-Пабилсач. [ 5 ] Дуглас Фрейн отмечает, что на основании первого можно предположить, что он был главным божеством до сих пор неопознанного поселения на территории Лагашита. [ 49 ] В период Ура III ему поклонялись в этой местности, в городе Уруб, и в списках жертвоприношений он часто фигурировал рядом со своей женой Нинисиной. [ 18 ]
Еще одним городом, в котором поклонялись Пабилсаю, был Ниппур . [ 43 ] Он уже упоминается в источниках древнеаккадского периода и периода Ура III, в последнем случае фигурируя рядом с Нинисиной в списках жертвоприношений. [ 26 ] В аналогичных древневавилонских текстах он был сгруппирован с Думузи и Гулой . [ 15 ] священника Гуду Четыре , служившие ему, также упоминаются в текстах этого периода. [ 26 ]
Также существуют свидетельства поклонения Пабилсаю в Уре . [ 28 ] Печать . эреш -дингир жрицы Пабилсаха, некой Ган-куг-сиг, была обнаружена в раннединастических царских гробницах Ура , и возможно, что она принадлежала царской семье города [ 50 ] фрагмент чаши с именем царя Ур-Пабилсаха . Кроме того, в том же городе был найден [ 51 ] Дуглас Фрейн предполагает, что он мог быть сыном Ган-куг-сиг, опираясь на возможную идентификацию двух гробниц (PG 779 и PG 777), расположенных недалеко от места находки ее печати (PG 580), как принадлежащих соответственно Ур- Пабилсаэ и его жене, но признает, что это предложение в конечном итоге является предположительным. [ 50 ] Неизвестно, был ли Ур-Пабилсай вообще коренным правителем Ура, и дату его правления невозможно точно датировать. [ 52 ] Другой человек, носящий имя Ур-Пабилса, также засвидетельствован текстом из Ура периода Ура III. [ 28 ]
В раннединастической надписи Э-абзу, правителя Уммы , возможно, упоминается Пабилса, но восстановление теонима сомнительно. [ 53 ] В текстах из того же города времен правления Шульги и Амар-Сина упоминаются хлебные приношения, сделанные ему там его гуду жрецами - . [ 28 ] Теофорное имя Ур-Пабилсах засвидетельствовано и в Умме. [ 26 ]
В тексте из Мари, идентифицированном как черновик надписи на стеле , посвященной победе Зимри-Лима, упоминается Пабилсаг. [ 30 ] Единственная надпись на древневавилонской печати из Сиппара упоминает Пабилсаха рядом с Гулой. [ 54 ]
В Вавилоне в храме Мандану существовал храм, посвященный Пабилсаю . [ 48 ]
В Ассирии Пабилсаю поклонялись в Ассуре и Курбаиле . [ 26 ] Как астральная фигура он хорошо засвидетельствован в неоассирийских сборниках предзнаменований. [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]В композиции «Нинисина и боги» ( Нин-Исина F в системе именования ETCSL ) Пабилсач упоминается как «любимый супруг» одноименной богини, которая «радостно проводила с ним время». [ 24 ]
В фрагментарном шумерском мифе о потопе, датируемом поздним древневавилонским периодом , самым ранним [ 28 ] и предположительно отражает традицию, также задокументированную в Атрахасисе и в мифе о потопе , который составил часть эпоса о Гильгамеше . [ 55 ] Назначение Ларака Пабилсаю упоминается в начале повествования, где описывается присвоение пяти городов (остальные четыре — Эриду , Сиппар , Бад-тибира и Шуруппак ) соответствующим божествам-покровителям. [ 56 ] Утверждается, что богом, ответственным за это, является Энлиль . [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В этом контексте идентифицироваться с Нинлиль. [ 2 ]
- ^ Нингирсу и Нинурта были разными божествами до древнеаккадского периода , но позже стали практически взаимозаменяемыми, о чем свидетельствует, например, чередование этих двух имен в разных версиях Лугал-э или эпосе об Анзу . [ 35 ]
- ^ Не путать с одноименными храмами Эннуги в Ниппуре и Мандану в Вавилоне . [ 46 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Креберник 2005 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с Бриш 2013 .
- ^ Креберник 2005 , стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2005 , с. 161.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 494.
- ^ Ламберт 2013 , с. 294.
- ^ Ламберт 2013 , с. 281.
- ^ Ламберт 2013 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2005 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2005 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Чеккарелли 2009 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 52.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 125.
- ^ Креберник 2005 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2005 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Геллер 2015 , с. 188.
- ^ Wee 2016 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Весенний 2016 год , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Чеккарелли 2009 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Креберник 2005 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 2005 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 2010 , с. 383.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 117.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 382.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 54–55.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 60.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Висном 2020 , с. 43.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 41.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 44.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 46.
- ^ Фостер 2005 , с. 576.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 88.
- ^ Висном 2020 , с. 42.
- ^ Висном 2020 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Висном 2020 , с. 50.
- ^ Креберник 2005 , с. 160.
- ^ Эдзард 1983 , с. 494.
- ^ Джордж 1992 , стр. 304–305.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 304.
- ^ Фрейн 2009 , стр. 381–382.
- ^ Jump up to: а б Фрейн 2009 , с. 383.
- ^ Фрейн 2009 , с. 377.
- ^ Фрейн 2009 , стр. 377–378.
- ^ Фрейн 2009 , с. 365.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 257.
- ^ Блэк 2006 , с. 212.
- ^ Блэк 2006 , с. 213.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 12 мая 2023 г.
- Бриш, Натали (2013), «Пабилсаг (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- Чеккарелли, Мануэль (2009). «Einige Bemerkungen zum Synkretismus BaU/Ninisina» . В Негри Скафа, Паола; Путешествие, Сальваторе (ред.). От Стирона до Тигра, от Тибра до Евфрата: этюды в честь Клаудио Сапоретти (на немецком языке). Рим: Арахна. ISBN 978-88-548-2411-9 . OCLC 365061350 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1983), «Ларак» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 мая 2023 г.
- Фостер, Бенджамин Р. (2005). Перед музами: антология аккадской литературы . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-76-5 . OCLC 57123664 .
- Фрейн, Дуглас (2009). Досаргонический период . Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 12 мая 2023 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (2005), "Pabilsaĝ(a)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 мая 2023 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Вагенсоннер, Клаус (2008). «Путешествие Нин-Исины (к) в Ниппур. Еще раз о двуязычном божественном путешествии» . Венский журнал для познания Востока . 98 . Департамент востоковедения Венского университета: 277–294. ISSN 0084-0076 . JSTOR 23861637 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- Ви, Джон З. (2016). «Поздневавилонский астральный комментарий к обращению Мардука к демонам» . Журнал ближневосточных исследований . 75 (1). Издательство Чикагского университета: 127–167. дои : 10.1086/684845 . ISSN 0022-2968 . S2CID 163333166 .
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Висном, Лаура Селена (2020). Оружие слова. Интертекстуальная конкуренция в вавилонской поэзии: исследование Анзу, Энума элиш, Эрры и Ишума . Лейден. ISBN 978-90-04-41297-2 . OCLC 1120783834 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нинисина и боги в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Путешествие Пабилсага на Нибру в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы