Jump to content

Нинтинугга

Нинтинугга
Богиня медицины
Главный культовый центр Ниппур
Животные собака
Генеалогия
Родители
Супруг с собой
Эквиваленты
Исин эквивалент Это было предназначено
Умма-эквивалент Сахар
Питьевой эквивалент Нинкарс

Нинтинугга ( 𒀭𒊩𒌆𒁷𒂦𒂵 ; также латинизируется как Нинтинуга [ 1 ] ) была месопотамской богиней, связанной с медициной и очищением. Она принадлежала к местному пантеону Ниппура . Хотя ее сравнивали с другими подобными богинями, такими как Нинисина и Гула , и в ряде древних текстов они кажутся синкретизированными друг с другом или рассматриваются как взаимозаменяемые, она, тем не менее, сама по себе была отдельным божеством. Она была связана с Энлилем и Нинлиль , и ей поклонялись в их храмах, хотя также засвидетельствовано наличие молитвенных домов, посвященных только ей.

Характер

[ редактировать ]

Имя Нинтинугги условно переводится с шумерского как «Хозяйка, воскрешающая мертвых». [ 2 ] Однако Барбара Бёк отмечает, что эта интерпретация может отражать лишь «древнюю научную этимологию ». [ 3 ] Возможно, первоначально оно имело другое значение: одно из предложений было «госпожа высокого вина», и только со времен правления Уруинимгины оно стало писаться клинописным знаком ug 5 , «умереть». [ 1 ] К ней иногда применялся эпитет , что засвидетельствовано как в королевских надписях , «госпожа жизни и смерти», nin til 3 -la ug 5- ga так и в различных списках богов. [ 4 ]

Описания деятельности Нинтинугги в месопотамских текстах представляют ее как врача, в ее обязанности входит наложение повязок, очистка ран и, по словам Бека, конкретно работа с опорно-двигательным аппаратом . [ 3 ] Доказательства связи между ней и исцелением впервые появляются в источниках периода Ура III , и она хорошо засвидетельствована как богиня медицины в древневавилонский период . [ 5 ] Аттестации врачей, служивших ее культовыми чиновниками, считаются ранним свидетельством ее целительной роли. [ 3 ] В текстах, где она и другие исцеляющие божества призываются вместе, она может представлять собой конкретную форму исцеления, а не медицину в целом. [ 6 ] Она также была связана с заклинаниями. [ 2 ] В своего рода ритуале атуа она связана скорее с очищением, чем с исцелением, и Ирен Сиббин-Плантолт предполагает, что это могло быть аспектом ее первоначального характера. [ 7 ] Однако она также считает возможным, что она развилась как продолжение целебного аспекта Энлиля . [ 8 ]

Возможно, из-за значения своего имени Нинтинугга была связана с подземным миром . [ 3 ] Иеремия Петерсон отмечает, что, вероятно, считалось, что она снабжала умерших чистой водой и что она была связана с погребальными возлияниями . [ 4 ] Ее также призывали против демона Асага , [ 3 ] как это передано в текстах «Письмо-молитва Инанаки» и «Собака за Нинтинуггу» . [ 9 ]

Собаки известны как атрибут большинства, хотя и не всех, месопотамских богинь-целительниц. [ 10 ] Эта связь могла быть основана на наблюдении целебных свойств собачьей слюны . [ 11 ] или на восприятии животных как пороговых и способных взаимодействовать как с миром живых, так и с миром мертвых, подобно связанным с ними богиням. [ 10 ] Считалось, что у Нинтинугги были собственные собаки. [ 6 ] а текст периода Ура III сообщает, что в Уре для нее был приготовлен трон, украшенный двумя из этих животных . [ 5 ] Ритуал Мис -пи из Ниневии упоминает тростник и кизил среди связанных с ней культовых объектов. [ 12 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Согласно позднему медицинскому заклинанию, отцом Нинтинугги был Ниназу . [ 13 ] Несмотря на связь между ней и Нинисиной, ее никогда не называли дочерью Ану . [ 14 ] Барбара Бёк утверждает, что Нинтинугга и Нинурта считались парой. [ 15 ] но Ирен Сиббинг-Плантолт в более поздней публикации заключает, что эта точка зрения, также присутствующая в других местах ассириологической литературы, не подтверждается текстовыми свидетельствами, которые ограничиваются получением Нинтинугго подношений в храме Нинурты , Эшумеша, что засвидетельствовано для большинства членов местный пантеон и не указывает на супружескую связь. [ 14 ] Согласно списку богов Ан = Анум , ее мужем был Эндага ( д один день-га ), [ 16 ] бог неизвестного характера, уже засвидетельствованный в Фара и Абу Салабиха списках богов раннединастического периода , но ни в каких известных источниках нет никаких указаний на то, что отношения между ними считались значимыми. [ 14 ] В одном плаче Нинтинугга появляется в роли матери Даму . [ 17 ] По словам Бека, традиция, согласно которой он был ее сыном, известна из Ура. [ 3 ] Сиббинг-Плантхольт указывает, что и Даму, и Гунура появляются вместе с ней в трех текстах из Ниппура, датированных периодом Ура III. [ 18 ]

Нинтинугга также был связан с Энлилем. [ 16 ] и мог быть обозначен как его шимму перевела как «жрица заклинания» или «колдун» , что Джоан Гудник Вестенхольц . [ 2 ] а как «тип целителя и поставщика лекарственных растений » по Сиббингу-Плантхольту. [ 7 ] Последний автор утверждает, что распространенное предположение о том, что этим термином обозначался специалист, подобный ашипу , основано только на источниках первого тысячелетия до нашей эры, а более ранние тексты вместо этого указывают на роль, аналогичную роли травника . [ 19 ] Другим божеством, связанным с Нинтинуггой, была Нунгал , богиня тюрем. [ 20 ] Во фрагментарном литературном тексте они оба появляются рядом с Эрешкигаль , богиней подземного мира, возможно, из-за того, что все трое имеют связь с землей мертвых. [ 21 ]

Нинтинугга и другие богини-целители

[ редактировать ]

Различные богини, связанные с целительством, а именно Нинтинугга, Гула , Нинисина , Нинкаррак , Бау и Меме , сформировали взаимосвязанную сеть в месопотамской религии либо из-за аналогичных функций, либо из-за общих ассоциаций с другими божествами. [ 22 ] Существование множества подобных богинь, ответственных за медицину, отражало хорошо известный феномен локальных пантеонов, типичных для отдельных городов или регионов. [ 23 ] Однако, хотя степень взаимозаменяемости подтверждена, [ 24 ] Нинтинуггу обычно считали отличной от других подобных богинь. [ 25 ] Их индивидуальный характер отражался в различных традициях относительно родителей и супругов, а также в связях с отдельными культовыми центрами. [ 23 ] Например, в то время как Нинтинугга ассоциировалась с Ниппуру , Нинисина была богиней Исина , Гула, скорее всего, происходила из Уммы , [ 26 ] и Нинкарраку поклонялись в Сиппаре . [ 27 ]

Связь между Нинтинуггой и Нинисиной засвидетельствована в источниках древневавилонского периода и могла быть предназначена для укрепления связей между их соответствующими городами, Ниппуру и Исином. [ 28 ] Однако они не обязательно были взаимозаменяемыми, и из литературных текстов известны упоминания о поездках первых в гости ко вторым в Исин. [ 15 ] [ 7 ]

В « Гимне Гулы» Буллуца-раби , синкретическом произведении, написанном где-то между 1400 и 700 годами до нашей эры. [ 29 ] что приравнивает одноименную богиню как к другим богиням медицины, так и к божествам разного характера, таким как Нанше и Нинигизибара (второстепенная богиня из окружения Инанны , описываемая как арфистка), Нинтинугга выступает как одно из присвоенных ей имен. [ 30 ] Несмотря на синкретический подход, каждый раздел фокусируется на индивидуальных чертах каждого божества. [ 31 ] и то, что посвящено Нинтинугге, подчеркивает как ее характер богини-целительницы, так и ее связь с подземным миром. [ 32 ] Однако источники из Ниппура указывают, что местные богословы приравнивали Гулу к Нинисине, а не к Нинтинугге, возможно, из-за того, что их персонажи были более похожими. [ 24 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Культ Нинтинугги был сосредоточен в Ниппуре . [ 15 ] как уже засвидетельствовано в источниках раннединастического периода . [ 1 ] Оно было тесно связано с деяниями Энлиля и Нинлиль . [ 16 ] Первоначально ей, вероятно, поклонялись в храме первой, тогда как в период Ура III ей принадлежала одна из четырех часовен, расположенных в храме второй (остальные три были посвящены Нанне , Нисабе и Нинхурсаг ). [ 2 ] У нее также был свой собственный храм в Ниппуре, который, возможно, назывался Еврусага, «главный город», хотя в источниках Ура III он остался безымянным. [ 33 ] Так называемая « ламма (божество-покровитель) короля». д Ламма- лугалу также поклонялись внутри него. [ 34 ] посвященное ей, расположено на территории E.NI. Еще одно святилище , Гула (чтение второго неопределенного знака) Энлиля было Эамирку, «чистым домом непогоды», что подтверждается копией строительной надписи, которая могла быть основана на оригинале времен правления Ур-Намму . [ 35 ] Возможно, что когда-то Нинтинугга была личной богиней Энлилальши, правителя Ниппура и жреца- гуду Нинлиля, и она могла быть изображена на его печати . [ 36 ] Другим исторически известным человеком, который, как известно, поклонялся этой богине, была Убартум , которая в древних месопотамских источниках считается наиболее задокументированной женщиной-медиком. [ 7 ]

За пределами Ниппура поклонение Нинтинугге засвидетельствовано в текстах из Ура и Исина . [ 16 ] посвященный ей храм, перестроенный Энлильбани и носивший церемониальное название Энидуббу, «дом, дающий покой». В последнем из этих двух городов, возможно, находился [ 37 ]

Культ Нинтинугги потерял значение после древневавилонского периода . [ 38 ] Причиной мог быть постепенный упадок городов южной Месопотамии. [ 15 ] Однако она не исчезла полностью, как, например, в надписи на нововавилонской пробке для кувшина она появляется рядом с Мардуком , Нинисиной и Меме (здесь изображение Гулы). [ 39 ] В ектениях ее имя сохранялось до периода Селевкидов . [ 40 ] Однако Поль-Ален Болье это слово понималось только как эпитет Гулы утверждает, что уже во времена правления Кира I . [ 41 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 146.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 67.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бёк 2015 , с. 329.
  4. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 237.
  5. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 147.
  6. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 150.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , стр. 148.
  8. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 159.
  9. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 149.
  10. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 158.
  11. ^ Бёк 2015 , с. 330.
  12. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 118.
  13. ^ Виггерманн 1998 , с. 331.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , стр. 151.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Бёк 2015 , с. 331.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Эдзард 1998 , с. 506.
  17. ^ Кац 2003 , с. 3.
  18. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 47.
  19. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 173.
  20. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 86.
  21. ^ Петерсон 2009 , с. 234.
  22. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 14.
  23. ^ Перейти обратно: а б Бёк 2015 , с. 328.
  24. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 156.
  25. ^ Вестенхольц 2010 , с. 396.
  26. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 82.
  27. ^ Вестенхольц 2010 , с. 385.
  28. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 150–151.
  29. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 100.
  30. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 115.
  31. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 116.
  32. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 101.
  33. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 73.
  34. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 196-197.
  35. ^ Джордж 1993 , с. 63.
  36. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 280.
  37. ^ Джордж 1993 , с. 131.
  38. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 160.
  39. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 153.
  40. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 84.
  41. ^ Болье 1995 , с. 91.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN  978-3-7278-1738-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 ноября 2018 г. * Болье, Поль-Ален (1995). «Пивовары Ниппура» . Журнал клинописных исследований . 47 . Американские школы восточных исследований: 85–96. дои : 10.2307/1359817 . ISSN   0022-0256 . JSTOR   1359817 . Проверено 22 августа 2022 г.
  • Бёк, Барбара (2015). «Древняя месопотамская религия: профиль богини исцеления». Религиозный компас . 9 (10). Уайли: 327–334. дои : 10.1111/rec3.12165 . hdl : 10261/125303 . ISSN   1749-8171 . S2CID   145349556 .
  • Эдзард, Дитц-Отто (1998), «Нин-тин-уга, Нин-тила-уга» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 августа 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1-883053-77-3 . OCLC   51770219 .
  • Петерсон, Иеремия (2009). «Два новых шумерских текста, касающихся преисподней и погребальных подношений» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 99 (2). дои : 10.1515/ZA.2009.006 . S2CID   162329196 .
  • Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-51241-2 . OCLC   1312171937 .
  • Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN  9789004187481 .
  • Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 1 октября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab2d9a88255eb6d9ed021276d9d7000f__1718603100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/0f/ab2d9a88255eb6d9ed021276d9d7000f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nintinugga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)