Это было предназначено
Это было предназначено | |
---|---|
Божественный врач | |
![]() Богиня-целительница с собакой на кудурру | |
Главный культовый центр | Исин |
Символ | собака, скальпель |
Генеалогия | |
Родители | Ану и Ураш |
Супруг | Будь смелым |
Дети | Даму , Гунура и Шумах |
Эквиваленты | |
Эквивалент Сиппара и Терки | Нинкарс |
Умма-эквивалент | Сахар |
Ниппурский эквивалент | Нинтинугга |
Нинисина ( шумерское : «Хозяйка Исина »). [ 1 ] ) — месопотамская богиня , служившая божеством- покровителем города Исина . Ее считали исцеляющим божеством. Считалось, что она владела медицинским искусством и могла быть описана как божественный врач или акушерка . Считалось, что в дополнение к своей медицинской роли она также была способна изгонять различных демонов. Среди ее символов были собаки, обычно ассоциирующиеся с богинями-целительницами в Месопотамии, а также инструменты и одежда, связанные с практикующими медиками.
Первоначально Нинисина считалась незамужней и бездетной богиней, но бог Пабилсаг со временем ее мужем стал . Ее детьми были Даму и Гунура , которые, как и она, считались исцеляющими божествами, а также Шумах, который также служил ее суккалом , своего рода божественным помощником. Среди других членов ее двора были Нинарали, богиня, связанная с подземным миром , арфистки богини- Нинигизибара и Нинкинуна, а иногда и Ниншубур . Нинисина также развивала ассоциации с различными другими богинями подобного характера, включая Нинкаррак , Гулу и Нинтинуггу . Однако, хотя их часто считали аналогичными, они возникли в разных районах Месопотамии и их индивидуальные черты различались. Еще одной связанной с ней богиней была Бау , которая могла превратиться в богиню-целительницу из-за связи между ними. По политическим причинам Нинисина также приобрела некоторые черты, изначально принадлежавшие Инанне , когда цари Исина потеряли контроль над культовым центром последней богини. Урук .
Древнейшие свидетельства поклонения Нинисине происходят из Исина раннединастического периода. Она также засвидетельствована в ряде текстов саргонического периода , включая надпись Маништушу . Множество упоминаний о ней появляется в архивах Третьей династии Ура . Помимо Исин, ей в эти периоды поклонялись также в Лараке, Ниппуре и Лагаше. В последующий период Исин-Ларса она служила царской богиней династии Исина и упоминалась в титулах принадлежащих ей царей. Они также покровительствовали посвященным ей храмам. ее познакомили с Ларсой , Уруком и Уром Кроме того, в это время . В древневавилонский период строительство посвященных ей храмов упоминается в текстах, приписываемых царям Вавилона и Киша . Однако Исин в конечном итоге был заброшен во время правления Самсу-илуны и был восстановлен лишь I. Куригалзу О почитании Нинисины после этого известно немного, хотя она появляется в надписях Адад-апла-иддина и ей продолжали поклоняться еще в Нововавилонский период .
Нинисина упоминается во многих произведениях месопотамской литературы. Одна из них, « Путешествие Нинисины в Ниппур» , имевшая как одноязычную, так и двуязычную (шумеро- аккадскую ) версии, считается уникальной благодаря подробному описанию божественного шествия. Ей было посвящено множество гимнов, в том числе связанных с конкретными правителями, например, Ишби-Эрра Исина. Известны также многочисленные плачи , в которых она оплакивает потерю своего города, сына Даму или того и другого. Она также засвидетельствована в других типах текстов, таких как молитвы и списки богов.
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Теоним Нинисина можно перевести как «Царица Исина » или «Хозяйка Исина». [ 1 ] Шумерские имена божеств часто представляли собой сочетание клинописного знака НИН и либо топонима , как в данном случае, [ 2 ] или термин, относящийся к объекту или продукту. [ 3 ] Около сорока процентов самых ранних шумерских божеств носили имена, образованные по этому образцу. [ 4 ] Хотя «нин» часто переводится как женский дворянский титул, он был грамматически нейтральным и может встречаться также в именах мужских божеств, например, Нингирсу , Ниназу и Нингублага , и в этом случае оно означает «господин». [ 5 ] Засвидетельствовано несколько вариантов второго элемента имени Нинисиной, что приводит к таким вариантам написания, как д Нин-эзен (к) или д Нин -ИН ( логографический ) помимо фонетических , таких как д Нин-и 3 -си-на , но принято, что во всех случаях речь идет о городе Исине. [ 6 ] Как следует из ее имени, она служила богиней-покровительницей этого города. [ 7 ] В некоторых случаях эта роль могла затмить другие ее функции. [ 8 ] Надпись царя Исина, скорее всего, Энлиль-бани , найденная в Ниппуре. [ 9 ] называет Исин «городом, который боги Ан и Энлиль подарили богине Нинисине». [ 10 ] Местные правители ( династия Исина ) черпали от нее свою власть, и в искусстве она изображалась вручающей им « символ жезла и кольца », что было функцией, приписываемой главным божествам во многих других государствах: Нанне или Инанне. в Уре в период Ура III , Иштар в Мари в период правления Зимри-Лима или Шамаш в источниках времен правления Хаммурапи . [ 11 ] Ее значение не зависело от связи с каким-либо другим божеством. [ 6 ] Вместо этого ее рост известности был связан с подъемом Исина как политического центра. [ 12 ] [ 13 ]
Нинисина была связана с целительством и считалась опытной в различных медицинских практиках. [ 14 ] Ее можно было бы назвать асу . [ 15 ] Этот термин обычно переводится как « врач ». [ 16 ] Скорее всего, это должно было указать на то, что она обладает властью над всеми формами исцеления. [ 15 ] Проведенные ей хирургические процедуры, например очистка ран и наложение повязок, описаны в месопотамской литературе. [ 17 ] Согласно текстовым источникам, она носила «большое одеяние» ( tug 2 гал ), возможно, тип защитной одежды, связанной с практикующими медиками. [ 18 ] Кроме того, скальпель . ее символом мог служить [ 17 ] В гимне прямо описывается, как она использовала и этот инструмент, и ланцет при лечении раны. [ 19 ] Ее руки были описаны как «успокаивающие». [ 20 ] Ее можно было назвать шухалби , «хладнокровная», или ама шуалби , «мягкая мать». [ 21 ] Скорее всего, это отражало тот факт, что прикосновение понималось как ключевой элемент исцеления. [ 22 ] Считалось также, что она была знакома с лекарственными растениями , а также с мифическим «растением жизни», хорошо известным из эпоса о Гильгамеше . [ 23 ] Она также ассоциировалась с родами, и различные тексты умоляют ее взять на себя роль акушерки . [ 24 ] с одним гимном, прямо описывающим ее как «возвышенную женщину, повивальную бабку неба и земли». [ 25 ] Однако ее роль отличалась от роли богини рождения, поскольку в Месопотамии считалось, что божества, принадлежавшие к этой категории, только формируют плод, что сравнивали с различными ремеслами в эпитетах («леди-плотница», «леди-гончарница»). . [ 26 ] Слово ама , «мать», применяется к Нинисине как титул в одном из Храмовых гимнов . [ 27 ] Однако Джулия М. Ашер-Грев отмечает, что при оценке происхождения таких эпитетов необходима осторожность, поскольку они не обязательно относятся к материнству в биологическом смысле, а, скорее, к авторитету и высокому положению данного божества в пантеоне, подобно аналогичные мужские. [ 28 ] По мнению Мануэля Чеккарелли, в случае Нинисиной это метафорически отражает ее роль божественной акушерки. [ 29 ] В текстах третьего тысячелетия она упоминается как ama arḫuš , «милосердная мать», что, по мнению Ирен Сиббин-Плантхольт, также указывает на связь с акушерством. [ 30 ] Эта фраза также засвидетельствована как эпитет Гулы, Нинкаррака и Бау. [ 31 ] и как имя отдельной богини, которой поклонялись в селевкидском Уруке. [ 32 ] Сиббин-Плантхольт заключает, что Нинисину воспринимали как «материнскую целительницу». [ 33 ] По мнению Барбары Бёк, тот факт, что Нинисина, по-видимому, была тесно связана с проблемами со здоровьем, влияющими на пищеварительный тракт, может отражать тот факт, что живот уже был частью тела, связанной с ее деятельностью из-за ее связи с младенцами. [ 34 ]
По словам Ирен Сиббин-Плантолт, дальнейшим расширением характера Нинисины как богини-целительницы была ее связь с заклинаниями и приписывание ей способности изгонять демонов. [ 35 ] В гимне говорится, что она смогла противостоять влиянию различных демонических существ, таких как Димме , Диммеа, Асаг и Намтар . [ 36 ] Последнего из них Барбара Бёк особо выделяет как своего частого оппонента в текстовых источниках. [ 17 ] В одном тексте упоминается «злая ламма». д лама хул , среди демонов, которых она, как полагали, изгоняла. [ 37 ] Ламму обычно понимали как разновидность доброжелательной второстепенной богини-защитницы. [ 38 ] но это упоминание, хотя и не отражает общей традиции, не уникально. [ 37 ] Другое упоминание о «злой ламме» известно из заклинания, адресованного Хендурсаге . [ 39 ] Считалось, что Нинисина также заступалась перед Ану и Энлилем от имени личных божеств людей, атакованных демонами. [ 40 ]
Считалось, что Нинисина не только была исцеляющим божеством, но и использовала болезни для наказания за проступки, хотя известные изображения не изображают ее как наказывающую богиню. [ 41 ]
В надписи Адад-апла-иддина из Исина Нинисина упоминается как «самый мудрый из богов» ( гашам дингир-ре-э-не ). [ 22 ] дали ей мудрость, а также измерительные инструменты, позволяющие ей следить за дамбами и рвами, Во фрагменте гимна говорится, что Энлиль и Нинлиль которые обязали ее следить за этими сооружениями и, кроме того, «приносить шуура хлеб и пиво». перед ними». [ 25 ] По словам Габора Г. Золёми, это могло также описывать другие способности, которыми они ей наделили. [ 42 ] Дополнительной функцией, приписываемой Нинисиной, была функция « кадастрового директора Ан». [ 43 ]
В искусстве Нинисину можно идентифицировать по наличию собаки, как и Гулу , а в некоторых случаях изображения богинь в сопровождении этого животного могут представлять любое из этих двух божеств. [ 44 ] Было высказано предположение, что связь между месопотамскими богинями-целительницами и собаками была основана на вере в целебные свойства слюны этих животных. [ 26 ] Однако по состоянию на 2022 год не было известно никаких прямых упоминаний о присутствии собак в каких-либо лечебных ритуалах, а также нет текстовых подтверждений каких-либо верований, приписывающих им целебные свойства. [ 45 ] Альтернативная возможность состоит в том, что собаки считались пограничными существами, способными взаимодействовать как с живыми, так и с мертвыми, что было свойством, свойственным богиням-целителям. [ 46 ] Возможно, считалось, что собаки, служащие Нинисине, похищали демонов болезней, обнаруженных в результате процедур, совершаемых богиней. [ 47 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Семья и суд
[ редактировать ]Родителями Нинисиной были Ану и Ураш . [ 48 ] Надпись Варад-Син точнее называет ее первенцем Ану. [ 49 ] Однако, по словам Клауса Вагенсоннера, утверждения, прямо идентифицирующие ее как дочь этих божеств, не являются обычным явлением. [ 50 ] Энлиль считался ее тестем. [ 51 ]
Скорее всего, Нинисина изначально считалась незамужней и бездетной богиней. [ 52 ] Не позднее периода Ура III Пабилсаг стал считаться ее мужем. [ 53 ] В гимнах он описывается как ее «любимый супруг» и утверждается, что она «радостно проводила с ним время». [ 54 ] Подобные пары, состоящие из богини-целительницы и молодого бога-воина, были распространены в религии Месопотамии. [ 55 ] По словам Ирен Сиббин-Плантолт, брак, скорее всего, был богословски мотивирован необходимостью предоставить Нинисине супруга, представляющего идеологически значимый город, а не общей основной функцией между ней и Пабилсагом, который не был исцеляющим божеством. [ 56 ] По словам Манфреда Креберника, его, как и его жену, можно было считать божественным кадастровым чиновником. [ 43 ] Возможно, теоним Лугал-Исин относился к Пабилсагу в роли мужа Нинисиной. [ 57 ] Спорадически также засвидетельствована связь между Нинисиной и Нинуртой , но в известных источниках нет убедительных указаний на то, что их считали парой в соответствующих культовых центрах, Исине и Ниппуре . [ 58 ]
Волнуйся , Груна [ 59 ] и Шумах считались детьми Нинисины. [ 60 ] Дитц-Отто Эдзард [ 2 ] и Клаус Вагенсоммер называют Пабилсага своим отцом, [ 60 ] но Ирен Сиббинг-Плантолт отмечает, что ни один текст не называет его таким образом. [ 53 ] Происхождение Даму и Гунуры неизвестно, хотя предполагается, что сначала они не принадлежали пантеону Исина. [ 53 ] Дина Кац предполагает, что они могли быть переселены в этот город из разрушенного поселения, которое раньше служило их культовым центром. [ 61 ] Она также предполагает, что Даму приобрел свой характер исцеляющего божества только благодаря своему новому статусу сына Нинисины, и что первоначально его основной ролью была роль умирающего бога, сравнимого с Думузи и Нингишзидой . [ 62 ] Однако Ирен Сиббинг-Плантолт предполагает, что и он, и Гунура могли изначально возникнуть как самостоятельные исцеляющие божества, прежде чем они стали ассоциироваться с Нинисиной. [ 63 ] В гимне Даму изображается как ученица Нинисины, которая научилась у нее искусству врачевания. [ 13 ]
Шумах, чье имя означает «тот, у кого могучая рука», также выполнял функции суккала (божественного визиря ) своей матери и, согласно списку богов, Ан = Анум, как один из пяти удугов (в данном контексте: духов-защитников) храма . Эгалмах. [ 64 ] В «Путешествии Нинисины в Ниппур» говорится, что его обязанностью было убирать и очищать улицы Исина для своей матери. [ 65 ] Его не следует путать с одноименной богиней Ама-шумах, «экономкой ( абараккат ) Экура », хотя она также была связана с Нинисиной. [ 64 ] Еще одним членом ее двора была Нинарали, чье имя, «госпожа Арали», содержит поэтический термин, обозначающий подземный мир , который, по мнению Барбары Бек, может отражать собственную связь Нинисины с этой сферой. [ 17 ] По мнению Антони Кавиньо и Манфреда Креберника, возможно, она и есть то самое божество, которое д Нин-а-ра -[х] (последний знак не сохранился) от Ан = Анум (табличка VI, строка 24), которая могла быть дочерью Ишума , и глосса в единственном тексте указывает на то, что знак НИН в ее имени должен следует читать как ereš или égi, а не фонетически как nin . [ 66 ] В какой-то момент Ниншубур стал частью круга Нинисины в местной традиции Исина. [ 67 ] Однако вместо этого эту богиню обычно ассоциировали с Инанной . [ 68 ] Барбара Бёк утверждает, что круги этих двух богинь перекрывались, и приводит в качестве примера присутствие Нинигизибары при дворах обеих богинь. [ 69 ] Это божество считалось божественным арфистом . [ 70 ] В «Путешествии Нинисины в Ниппур » богиня Нинкинуна вместо этого упоминается как ее «любимая арфа». [ 65 ] Ее имя можно перевести как «госпожа изобилия» или «госпожа изобилия», и она также засвидетельствована в связи с Инанной и Гулой. [ 71 ] Последняя традиция, как предполагается, связана с ее изображением придворной Нинисины. [ 72 ] И Нингизибара, и Нинкинуна объединены с Нинмёрур , «женщиной, которая собирает все я » (или «госпожой храма Мерур», святилища Наная в Уруке). [ 73 ] ), слуга Инанны, в списке богов Исина. [ 74 ]
Другие богини-целители
[ редактировать ]В то время как богини-целители месопотамского пантеона — Нинисина, Нинтинугга (связанные с Ниппуру ), [ 75 ] Нинкаррак (особенно почитается в Терке [ 76 ] и Сиппер [ 77 ] ), Гула (возможно родом из Уммы ), [ 78 ] Мем и Бау [ 79 ] - изначально были отдельными божествами, [ 80 ] временами их либо частично смешивали, либо рассматривали как эквиваленты друг друга. [ 81 ] Существование нескольких богинь медицины отражает тот факт, что изначально в отдельных городах или регионах были отдельные местные пантеоны. [ 82 ] Тот факт, что Нинисина, Гула и Нинкаррак встречаются отдельно в списке богов Вейднера, считается свидетельством в пользу предположения, что они не были объединены во время его составления. [ 83 ] Также отмечалось, что характер отдельных богинь-целителей различается, несмотря на сходство. [ 84 ] Скорее всего, процесс синкретизма между ними начался лишь после конца третьего тысячелетия до нашей эры. [ 83 ] В современной науке месопотамские богини медицины иногда рассматриваются как полностью взаимозаменяемые, с теонимом Гула, используемым для обозначения их в совокупности, но, как отмечает Ирен Сиббин-Плантхольт, этот подход «не отдает должного своеобразным, разнообразным персонажам» богинь медицины. отдельные божества. [ 84 ]
Нинисину иногда отождествляли с Нинкарраком, [ 11 ] причем имя последнего используется в аккадских переводах шумерских текстов о первом. [ 81 ] Примеры включают « Путешествие Нинисины в Ниппур». [ 85 ] а также заклинания. [ 86 ] [ 30 ] У них тоже были одни родители, Ану и Ураш , [ 48 ] Хотя Нинкаррак обычно считалась незамужней, ее могли ассоциировать с Пабилсагом . [ 87 ] Ее также можно было рассматривать как мать Даму, как и Нинисину, однако, за исключением одного двуязычного текста, она никогда не была связана с Гунурой . [ 59 ] В отличие от Нинисины, Нинкаррак обычно не воспринималась как материнская, и тексты, описывающие ее как мать, могли быть результатом ассоциации между ними. [ 88 ] Кроме того, несмотря на их тесную связь, Нинкарраку не поклонялись в Исине до конца древневавилонского периода , а свидетельства из более поздних времен нечасты. [ 77 ] Поле в Сиппаре взаимозаменяемо называлось принадлежащим Нинкарраку и Нинисине, что могло указывать на то, что последняя, которой не поклонялись в этом городе, на местном уровне понималась как когномен первой . [ 89 ] Однако Джоан Гудник Вестенхольц пришла к выводу, что Нинкаррак в целом была богиней меньшего значения, чем Нинисина. [ 90 ]
Гула, позже ставшая отдельной богиней, возможно, изначально была эпитетом Нинисины, поскольку ссылки на Нинисина-гула («Нинисина, великая») встречаются в неошумерских источниках ( Ур III ) и в гимне времен правления Ишби-Эрры. . [ 91 ] Имя Гулы могло быть использовано как перевод имени Нинисиной в аккадских версиях шумерских сочинений. [ 81 ] она также упоминается как «Нинисина из Уммы» В документах из Пузриш-Дагана , поскольку писцы из этого места были более знакомы с последней богиней и использовали ее имя для обозначения других исцеляющих божеств. [ 92 ] Утверждалось, что это, скорее всего, отражает условность, похожую на интерпретацию греки, а не теологический синкретизм между двумя богинями. [ 83 ] Нинисина полностью отсутствует в известных текстах Уммы. [ 63 ] и не имел культа в этом городе, хотя в надписи периода Ура III местный правитель Лу-Уту называет себя сыном этой богини. [ 13 ] Барбара Бёк утверждает, что Нинисина была полностью поглощена Гулой в течение столетий после правления Ишби-Эрры , [ 93 ] но, по словам Ирен Сиббин-Плантолт, связь между ними засвидетельствована в Исине только после Хаммурапи . завоевания города [ 58 ] и Кристина Цупаропулу заявляет, что неясно, считались ли они идентичными в древневавилонский период. [ 83 ] Нинисина не упоминается среди богинь, отождествляемых с Гулой в Гимне Гулы Буллуца -раби . [ 94 ] который, скорее всего, был составлен между 1400 и 700 годами до нашей эры. [ 81 ] Надпись, в которой они до сих пор упоминаются как отдельные богини, известна с нововавилонского периода . [ 95 ] Хотя и Нинисина, и Гула могли быть связаны с Даму, первая стала рассматриваться как его мать раньше, чем вторая. [ 96 ]
В Ниппуре Нинисина стала ассоциироваться с Нинтинуггой , и их обоих называли Нинтилаугой, «тот, кто возрождает мертвые» там. [ 58 ] Кроме того, они оба были связаны с Даму и Гунурой. [ 97 ] Однако, хотя известны тексты, в которых они рассматриваются как аналогичные, [ 98 ] они не обязательно были объединены друг с другом, поскольку в тексте упоминается, что Нинтинугга путешествовала, чтобы посетить Нинисину в ее главном храме. [ 7 ] [ 99 ] Более того, Нинтинуггу никогда не называли дочерью Ану , и нет никаких указаний на то, что она была связана с супругами других подобных богинь. [ 100 ]
Еще одной богиней, которая стала тесно связана с Нинисиной, была Бау. [ 93 ] Первоначально она была богиней Гирсу , и ей также поклонялись в других местах штата Лагаш . [ 101 ] К ней могли обращаться с титулами, первоначально связанными с богиней Исина в гимнах. [ 102 ] Однако в ранних источниках, таких как надписи Уруинимгины , она является еще не целебным божеством, а скорее «животворящей, материнской фигурой», и возможно, прежнюю роль она приобрела лишь благодаря синкретизму с Нинисиной. [ 103 ] Мануэль Чеккарелли отмечает, что связь между Бау и Нинисиной развивалась параллельно с связью между их мужьями, Нингирсу (приравниваемым к Нинурте) и Пабилсагом. [ 104 ] Он предполагает, что это может указывать на то, что их приравняли, чтобы более тесно связать их с кругом Энлиля . [ 105 ] Он указывает, что начиная с Ишме-Дагана цари Исина начали проявлять интерес к Ниппуру и его богу, и на этом основании утверждает, что мотив развития сети синкретических объединений был в данном случае политически мотивированным. [ 51 ] Альтернативная возможность состоит в том, что Бау стали отождествлять с Нинисиной из-за упадка Лагаша, произошедшего примерно в то же время, что и восхождение Исина к известности, что могло привести к упадку ее индивидуального культа. [ 7 ] В отличие от Нинисины, Бау обычно не вызывали в заклинаниях, и нет никаких указаний на то, что она считалась противником каких-либо конкретных демонов. [ 106 ] Она также не была связана с собаками. [ 107 ]
Другие примеры синкретизма
[ редактировать ]Гимн « Нинисина и боги » является ранним примером отождествления одного божества с множеством других. [ 108 ] Помимо Бау, Нинисина приравнивается в нем к Гатумдуг (богине-покровительнице Лагаша ) и Нунгал . [ 109 ] Утверждалось, что другие ранние источники также могут указывать на аналогичные связи между ней и такими божествами, как Нингирида и Нинсун . [ 54 ]
Особый случай синкретизма произошел между Нинисиной и Инанной по политическим причинам, когда Исин потерял контроль над Уруком . [ 54 ] Отождествление его богини-покровительницы с Инанной, которая служила источником царской власти, вероятно, должно было послужить богословским решением этой проблемы. [ 11 ] В этом контексте Нинисину считали аналогом одноименной Нинсианны («красная небесная госпожа», Венера ), которую иногда рассматривали как проявление Инанны. [ 54 ] Долгосрочным результатом этого процесса стал обмен атрибутами между двумя участвующими богинями. [ 110 ] Нинисина приобрела воинственный аспект, а Инанна иногда ассоциировалась с исцелением. [ 54 ] Также было отмечено совпадение между их эпитетами. [ 69 ] Джулия М. Ашер-Грив утверждает, что ассоциация между Нинисиной и символом жезла и кольца, засвидетельствованным в Исине, была еще одним ее аспектом, и указывает, что, возможно, связанный отрывок встречается в гимне. [ 11 ] в котором описывается, как Энлиль и Нинлиль даровали ей различные роли. [ 25 ]
Ирен Сиббин-Плантхольт предполагает, что Нинисину также отождествляли с Гашан-аште. [ 53 ] Она предполагает, что эта богиня была первой супругой Пабилсага. [ 111 ] хотя единственные источники, подтверждающие ее существование, относятся к периоду Старого Вавилона или позже. [ 53 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства о Нинисине относятся к раннединастическому периоду и включают формулы клятв из Исина, запись в списке богов из Фары , [ 6 ] и отрывок из « Замских гимнов» . [ 1 ] Ее храмом в Исине был Эгалмах, «возвышенный дворец». [ 112 ] существовавший уже в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Такое же название носили и многие другие святилища, посвященные ей. [ 113 ] [ 112 ] В саргонический период она появляется в надписи Маништушу. [ 114 ] на булаве. [ 6 ] один из Храмовых гимнов . Кроме того, ей посвящен [ 115 ] Более того, она упоминается в текстах из Адаба , правда, только в названии поля и в единственной надписи на печати. [ 116 ] она также была представлена Ниппуру . Не позднее этого периода [ 63 ] хотя большой роли в местном пантеоне она не играла. [ 13 ] Тем не менее у нее мог быть храм в Экуре . [ 117 ]
Нинисина хорошо засвидетельствована в источниках периода Ура III . [ 118 ] Документ из Пузриш-Дагана времен правления Ибби-Сина свидетельствует, что подношения в Исине делались ей и ее семье: Пабилсагу, Гунуре, Даму и Шумаху. [ 119 ] В тот же период ей поклонялись и в Лараке , где у нее был храм. [ 53 ] Ей также поклонялись в Эрабрири, [ 119 ] «дом оков, которые держат под контролем», храм Пабилсага. [ 120 ] Известно, что храмы Нинисины имели официальных администраторов в период Ура III, о чем свидетельствует печать некоего Амар-Даму, известная по отпечатку документа из Ниппура, где он обозначен как « шабра Нинисины». [ 83 ] В некоторых случаях к ее культу были причастны врачи. [ 121 ] Одним из примеров является Убартум . [ 83 ] женщина, которая считается единственной наиболее документально подтвержденной женщиной-практиком медицины из древней Месопотамии. [ 99 ] Вместе с виночерпием ( саги ) Шульги-бани она отвечала за раздачу откормленных овец, предназначенных для предложения Нинисине. [ 83 ] В списке подношений из Лагаша отдельно перечислены Нинисина-гула («великий») и Нинисина-намтур («маленький»). [ 92 ] В этом городе ей также поклонялись вместе с Пабилсагом, возможно, из-за тесной связи между различными богинями-целителями и их супругами. [ 54 ]
В период Исина-Ларсы поклонение Нинисине продолжалось. [ 13 ] В Исине она сыграла роль в царской идеологии. [ 13 ] Цари из династии Исина, такие как Ишби-Эрра , [ 122 ] Шу-Илишу , [ 123 ] Энлиль-деньги [ 124 ] а Замбия называла себя «возлюбленными бога Энлиля и богини Нинисины». [ 125 ] Вместо этого Син-Магир использовал в надписи титул «названный по имени бога Нанны , любимца богини Нинисины», [ 126 ] в то время как Дамик-илишу называл себя «принцем, возлюбленным сердцем богини Нинисины». [ 127 ] Шу-Илишу в надписи, посвященной строительству стен Исина, объясняет успех этого проекта «великой любовью к богине Нинисине». [ 128 ] Иддин-Даган посвятил ей статую и в сопроводительной надписи называет ее своей дамой, а Даму - своим господином, умоляя их проклясть любого, кто попытается повредить ей. [ 129 ] Некий Энлиль-энам посвятил Нинисине статуэтку собаки за жизнь Бур-Суэна . [ 130 ]
Эгалмах — храм, наиболее часто упоминаемый в документах из Исина. [ 6 ] Энлиль-бани также построил для нее новый храм в Исине, Эургиру, «собачью будку». [ 131 ] [ 132 ] Эндрю Р. Джордж утверждает, что это был собачий питомник, а не убежище. [ 133 ] хотя эта точка зрения не является общепринятой. [ 134 ] Раскопки показали наличие в одном и том же городе множества скелетов собак, а также фигур и листов обработанной бронзы с изображением этих животных. [ 135 ] Эсабад, «дом открытого уха». [ 136 ] или, возможно, «дом раскрытия телесных пупов», [ 137 ] был еще одним храмом Нинисины, расположенным в Исине или недалеко от него, по словам Ирен Сиббин-Плантхольт, [ 89 ] хотя Джордж предполагает, что вместо этого он мог находиться в Лараке. [ 136 ] Нинисину почитали в этом городе еще во времена правления Ишби-Эрры, тогда она, возможно, имела лишь религиозную функцию. [ 53 ] Цари Исина могли также ввести в Урук Нинисину , вытеснив Гулу , которому раньше там поклонялись. [ 138 ] Син-кашид построил в Уруке храм Нинисины, и в надписи, посвященной этому событию, она упоминается как «жрица заклинаний многочисленного народа, главный врач черноголовых» и как его госпожа. [ 139 ] Это святилище носило церемониальное имя Эгалмах. [ 140 ]

познакомилась и Нинисина В этот же период с Ларсой . [ 13 ] Некий Абба-дуга из Гирсу (Телло) посвятил Нинисине статую собаки за жизнь Сумуэля , [ 141 ] который правил в девятнадцатом веке до нашей эры. [ 142 ] Он называет ее «мудрым врачом» и своей дамой и заявляет, что статую следует называть «Верная собака, подставка для горшка с живительным лекарством». [ 143 ] Это произведение искусства считается старейшим известным свидетельством того, что Нинисина могла быть связана с собаками. [ 142 ] [ 14 ] Король Гунгунум перестроил Эунамтилу, «дом трав жизни», храм, посвященный Нинисине, расположенный в Ларсе. [ 144 ] Другой царь этого города, Варад-Син храм Нинисины , построил в Уре . [ 113 ] Оно носило имя Эгалмах. [ 112 ] В памятной надписи он заявил, что надеется, что этот благочестивый поступок приведет к тому, что богиня дарует ему долгую жизнь и радостное правление. [ 145 ] Поскольку поклонение Нинисине в Уре не засвидетельствовано иным образом, было высказано предположение, что богиней, почитаемой в этом храме, на самом деле была Гула, хотя доказательства отсутствуют, и возможно, что богиня Исина могла быть представлена в этом городе только Варадом. -Грех. [ 138 ] Тот же царь перестроил Эунамтилу, как и его предшественник. [ 144 ] Рим-Сын I в надписи, посвященной строительству храма Нингишзиды в Уре, называет Нинисину «госпожой моей силы». [ 146 ] Поскольку оно также призывает множество других божеств ( Ану , Энлиль , Нинлиль , Нинурта , Нуска , Энки , Нинурсаг , Нанна, Уту , Ишкур , Нергал , Инанна и Ниншенсена ), Одетта Бойвен предполагает, что оно отражало «недавно достигнутое надрегиональное распространение» своего королевства. [ 147 ]
Старый вавилонский царь Суму-Абум храм, посвященный Нинисине построил в Вавилоне . [ 54 ] По словам Эндрю Р. Джорджа, хотя в надписях он не назван, он, скорее всего, соответствует Эгалмаху, который в более поздние периоды служил храмом Гулы. [ 112 ] Суму-дитана из Киша также построил храм Нинисины, но его церемониальное название и местонахождение неизвестны. [ 148 ] существовали храмы Нинисины и Нинкаррака Джулия М. Ашер Греве утверждает, что в Сиппаре . [ 149 ] но Ирен Сиббин-Плантолт в более поздней публикации заключает, что в этом городе ей не поклонялись. [ 89 ] Надпись на печати некоего Тишпак-насира, слуги царя Ибал-пи-Эля I Эшнунны , гласит, что его отец носил имя Ур-Нинисина. [ 150 ] На протяжении большей части периода Старого Вавилона культ Нинисины находился в упадке, хотя ей продолжали поклоняться в Вавилоне, Кисурре , Кише, Лагаше и Уруке. [ 58 ] Однако во время правления Самсу-илуна сам Исин пришел в упадок и в конечном итоге был заброшен. [ 151 ] После того, как город был перестроен Куригалзу I из касситской династии , Гула стала его главной богиней, хотя Нинисине там также продолжали поклоняться. [ 152 ] Хотя вышеупомянутый царь называл Эгалмах храмом Гулы, [ 153 ] более поздние правители постоянно относились к Нинисине как к богине Исина во время строительных проектов, проводимых там. [ 22 ] Например, Адад-апла-иддина позже восстановил храм Нинисины ( д Нин-эзен ), [ 112 ] о чем свидетельствует информация, выбитая на нескольких кирпичах с сайта. [ 154 ] Тот же царь в единственной надписи называет ее своей матерью. [ 155 ] В остальном мало что известно о поклонении Нинисине после древневавилонского периода, хотя она появляется как отдельная богиня уже в нововавилонский период . [ 156 ]
Литература
[ редактировать ]Известно множество литературных сочинений, посвященных Нинисиной. [ 69 ]
Путешествие Нинисиной в Ниппур
[ редактировать ]Мифическое путешествие Нинисины описано в двуязычной композиции «Путешествие Нин-Исины в Ниппур». [ 157 ] Жанр текста определен как шир 3 -нам-шуб , который, как утверждается, является термином, относящимся либо к «гимну-заклинанию», либо к композиции, посвященной определению судьбы. [ 158 ] Известна более старая одноязычная шумерская версия, и неизвестно, когда был добавлен аккадский перевод, в котором Нинисина заменяется на Нинкаррак . [ 85 ] Колофоны известных двуязычных экземпляров указывают на то, что они были скопированы с оригиналов из Вавилона и Ниппура . [ 159 ] Переписчиками, ответственными за их подготовку, были братья Мардук-баласу-Эриш и Бел-аха-иддина, которые считают автором некоего Икишу-Нинкаррака. [ 85 ] Скорее всего, они действовали во время правления Тиглатпаласара I , а их отец Нинурта-убаллиссу был писцом при ассирийском царском дворе, хотя семья могла происходить из Вавилонии . [ 160 ]
В тексте дается подробное описание процессии, следовавшей за богиней, включая ее мужа Пабилсага , их детей Даму и Гунуру (либо выступающих в роли Алад-шаги, «доброго духа», либо сопровождаемых им), жителей Исина, «господин Нунамнир» ( Энлиль ) слева от богини, и Удуг-шага («дух-покровитель»), идентифицируемый как «отец Энлиля», справа от нее. [ 60 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта, известны многочисленные традиции относительно происхождения Энлиля, и его отцом мог быть Ану, Лугальдуга или, возможно, первобытное божество Энмешарра . [ 161 ] Шумах, третий ребенок Нинисины и Пабилсага, названный «правым посланником Эгалмаха», был помещен перед своей матерью, возглавлявшей процессию. [ 60 ] Других столь же подробных описаний процессий в шумерской литературе неизвестно, хотя путешествия божеств являются темой многих сочинений. [ 157 ] Остальная часть текста кратко описывает визит богини в Ниппур, подарки, которые она преподносит хозяину города Энлилю, и провозглашение ей хорошей судьбы. [ 162 ] За ним следует пробел в 10 строк, и когда текст возобновляется, Нинисина и Пабилсаг входят в Эгалмах, садятся на помост и слушают музыку в исполнении Нинкинуны. [ 163 ] В заключительных отрывках, по-видимому, упоминается банкет в ее честь, проведенный в Исине, на котором присутствовали Ану, Энлиль, Энки и Нинмах . [ 164 ]
Гимны и молитвы
[ редактировать ]Шир -гида (буквально «длинная песня»). [ 40 ] ) в композиции, посвященной Нинисиной, говорится, что она изобрела камни шуба , возможно, идентифицированные как сердолик , для Инанны . [ 165 ] Стремление к знаниям, необходимым для их создания, описывается в следующих терминах: «[Нинисина] занималась вещами, которыми иначе не занимаешься, направляла свое внимание на вещи, которыми иначе не занимаешься». [ 166 ] Там же описывается, как она обучала врачебному искусству, согласно этому источнику, дарованному ей Энки, своего сына Даму , к которому она обращается со словами «Сын мой, обращай внимание на все медицинское! Даму, обращай внимание на все медицинское! Ты будут хвалить за ваши диагнозы». [ 36 ] Кроме того, здесь подчеркивается ее роль акушерки, которая в этом контексте связана с описанием ее собственного рождения. [ 40 ] Хотя в других источниках подтверждается, что акушерки также могли выполнять функции кормилиц , в гимне эта функция не упоминается. [ 167 ] По словам Джереми Блэка , последний раздел текста посвящен «приключениям Нинисины как богини-воительницы на службе Энлилю». [ 40 ] Ее описывают как «сильную героиню», вселяющую страх в сердца врагов Энлиля. [ 168 ]
Известны три гимна, посвященные Нинисине от имени конкретных монархов, Ишби-Эрра Д , Иддин-Даган Д и Липит-Иштар Е ; их названия, используемые в стипендиях, соответствуют системе именования ETCSL . [ 69 ] Второй из них изображает богиню устрашающей и утверждает, что инструменты, которые она использует, скальпель и ланцет, «остры, как когти льва, чтобы проникнуть в плоть.: [ 19 ] Последняя из трех вышеупомянутых композиций представляет собой шир-намгала (вид песни, связанной с торжественным духовенством) и повествует о том, как Нинисина и Энлиль благословили этого царя. [ 169 ] написанное царем Ларсы Было идентифицировано письмо , Син-Иддинамом Нинисине. [ 170 ] Другая молитва в форме письма приписывается писцу по имени Наннамансум. [ 171 ] Нинисина также хорошо засвидетельствована в так называемом шуйлакку , типе молитв, ориентированных на индивидуальную мольбу, которая могла быть включена в различные ритуалы. [ 172 ]
Плач
[ редактировать ]После плачей , посвященных Инанне , они, посвященные Нинисине (или Гуле ), являются наиболее распространенными среди известных примеров подобных текстов из древней Месопотамии. [ 173 ] В обоих случаях можно использовать аналогичные формулы. [ 174 ] Чаще всего в таких текстах Нинисина оплакивает потерю своего города Исина. [ 173 ] Например, в « Плаче по Шумеру и Уру » она является одним из скорбящих божеств, потому что «Исин был расколот набегающей водой»; раздел, посвященный ей, помещен после раздела, посвященного Лугал-Мараде и его жене Имзуанне , и перед тем, в котором описывается судьба Нинлиль . [ 175 ] Потеря Даму — еще одна частая тема жалоб. [ 173 ] иногда сочетается с разрушением Исина. [ 176 ] Дина Кац, следуя более ранним исследованиям, отмечает, что в отличие от других умирающих богов Даму, по-видимому, представляли не юношей, а младенцем, причем в одном тексте он, очевидно, описывался как «новорожденный ребенок, которого еще не мыли», что может указывать на то, что традиции, относящиеся к нему, были вдохновлены высоким уровнем детской смертности в древней Месопотамии. [ 177 ] Нинисина обычно обращается к нему либо как «мой сын» ( думу-ĝу 10 ), либо «мой Даму» ( да-му-ĝу 10 ). [ 178 ] Возможные упоминания о том, что Нинисина спустилась в подземный мир, чтобы вернуть Даму, известны, хотя источником может быть адаптация текста, первоначально посвященного Инанне. [ 179 ]
Другие тексты
[ редактировать ]В мифе «Энки и мировой порядок» Нинисина — одна из богинь, назначенных на свою должность одноименным богом, которые упоминаются в жалобе Инанны на собственное положение, наряду с Аруру , Нинмуг , Нисабой и Нанше . [ 180 ] Ее описывают как nu-ge 17 — термин, который сейчас принято обозначать акушеркой. [ 29 ] Она также упоминается в « Песне о мотыге» , где приносит Энлилю подношения, в том числе молодых ягнят и фрукты. [ 181 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , еще один неизвестный в настоящее время миф о Нинисине мог быть источником ее эпитета Куррибба , «та, которая злилась на гору» или «та, которая злилась на гору». [ 182 ] В позднем гимне, в котором перечислены ее различные имена, говорится, что как Курриба она «отражает яростные атаки». [ 22 ]
Нинисина упоминается в ряде списков богов, начиная со списка богов Раннединастического Фара. [ 69 ] В списке богов Вейднера она предшествует Нинкарраку и Пабилсагу . [ 183 ] В списке богов Старого Вавилона Ниппура она фигурирует как сорок вторая из упомянутых божеств, между Бау и Гулой . [ 184 ] Фрагментарный текст из Ура , который мог бы представлять собой неизвестный список богов того же периода, ставит ее на четвертое место в кратком перечислении божеств после Ану, Энлиля и Нинту и перед Нанной , Энки, Уту , Инанной и Ишкуром . [ 185 ] В древневавилонском предшественнике более позднего списка богов Ан = Анум она появляется после супругов различных богинь-целителей и перед Нинкарраком, но в более поздней версии Нинкаррак стоит первым. [ 183 ]
От Ура III до периода Старого Вавилона Нинисину часто использовали в заклинаниях. [ 186 ] Обычно ее просили победить в них демонов. [ 187 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Эдзард 1998 , с. 387.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 7.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Бёк 2015 , с. 331.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 290.
- ^ Фрейн 1990 , с. 87.
- ^ Фрейн 1990 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 253.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 4.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Бёк 2015 , с. 329.
- ^ Бёк 2014 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Бёк 2014 , с. 18.
- ^ Бёк 2014 , стр. 16–17.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 136.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 132–133.
- ^ Бёк 2015 , стр. 329–330.
- ^ Jump up to: а б с Золёми 2010 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б Бёк 2015 , с. 330.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 63.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б Чеккарелли 2009 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 103.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 102–103.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 131.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 138.
- ^ Бёк 2014 , с. 45.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Константинопулос 2017 , с. 32.
- ^ Константинопулос 2017 , с. 27.
- ^ Джордж 2015 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Черный 2006 , с. 254.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 254.
- ^ Золёми 2010 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2005 , с. 164.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 252.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 69–70.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 71.
- ^ Петерсон 2020 , с. 148-149.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2010 , стр. 382–383.
- ^ Фрейн 1990 , с. 245.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 286.
- ^ Jump up to: а б Чеккарелли 2009 , с. 46.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 86.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 38.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 124–125.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2010 , с. 383.
- ^ Jump up to: а б с д Вагенсоннер 2008 , с. 279.
- ^ Кац 2003 , с. 5.
- ^ Кац 2003 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2014 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Вагенсоннер 2008 , с. 285.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 328.
- ^ Бойвин 2018 , с. 221.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б с д и Бёк 2014 , с. 12.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 115.
- ^ Кавинье и Креберник 1998a , с. 378.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 290.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 126.
- ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 470-471.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 67.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 115.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 82.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 14.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 100.
- ^ Бёк 2015 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Цупаропулу 2020 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 2010 , с. 390.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 394.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 117.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 57.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 395.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Бёк 2014 , с. 13.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 12.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 137.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 60–61.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 147–148.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 148.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 151.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 34.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 84.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 140.
- ^ Чеккарелли 2009 , стр. 39–40.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 41.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 143.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 158.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 85.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 85–86.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 134.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Джордж 1993 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Фрейн 1990 , с. 204.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 172.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 62–63.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 27.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 66.
- ^ Цупаропулу 2020 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2005 , с. 166.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ^ Цупаропулу 2020 , с. 18.
- ^ Фрейн 1990 , с. 10.
- ^ Фрейн 1990 , с. 19.
- ^ Фрейн 1990 , с. 79.
- ^ Фрейн 1990 , с. 92.
- ^ Фрейн 1990 , с. 98.
- ^ Фрейн 1990 , с. 103.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 18–19.
- ^ Фрейн 1990 , с. 22.
- ^ Фрейн 1990 , с. 71.
- ^ Ливингстон 1988 , с. 54.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 80–81.
- ^ Джордж 1993 , с. 156.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 46.
- ^ Ливингстон 1988 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 51.
- ^ Фрейн 1990 , с. 457.
- ^ Болье 2003 , с. 274.
- ^ Фрейн 1990 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Цупаропулу 2020 , с. 16.
- ^ Фрейн 1990 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 152.
- ^ Фрейн 1990 , с. 205.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 284–285.
- ^ Бойвин 2018 , с. 192.
- ^ Джордж 1993 , с. 168.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 265.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 541–542.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 126–127.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 68.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 68–69.
- ^ Кадр 1995 , с. 57.
- ^ Кадр 1995 , с. 50.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Вагенсоннер 2008 , с. 277.
- ^ Виано 2016 , с. 99.
- ^ Виано 2016 , с. 82.
- ^ Вагенсоннер 2008 , стр. 277–278.
- ^ Ламберт 2013 , с. 284.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 279-280.
- ^ Вагенсоннер 2008 , стр. 285–286.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 280.
- ^ Блэк 2006 , с. 84.
- ^ Блэк 2006 , стр. 255–256.
- ^ Бёк 2014 , с. 32.
- ^ Блэк 2006 , с. 257.
- ^ Блэк 2006 , стр. 257–258.
- ^ Виано 2016 , с. 314.
- ^ Бёк 2014 , с. 35.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Дельнеро 2020 , с. 65.
- ^ Дельнеро 2020 , стр. 73–74.
- ^ Блэк 2006 , с. 132.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 67.
- ^ Кац 2003 , с. 318.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 69.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 74.
- ^ Блэк 2006 , с. 215.
- ^ Блэк 2006 , с. 313.
- ^ Ламберт 1983 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2010 , с. 381.
- ^ Петерсон 2009 , с. 14.
- ^ Петерсон 2009 , с. 1.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 241.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 242.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 10 сентября 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бёк, Барбара (2014). Богиня-целительница Гула: к пониманию древней вавилонской медицины . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-26146-4 . OCLC 868971232 .
- Бёк, Барбара (2015). «Древняя месопотамская религия: профиль богини исцеления». Религиозный компас . 9 (10). Уайли: 327–334. дои : 10.1111/rec3.12165 . hdl : 10261/125303 . ISSN 1749-8171 . S2CID 145349556 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «НИН-арали» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 сентября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Nin-ḫinuna» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 сентября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), "Nin-me-urur" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 сентября 2022 г.
- Чеккарелли, Мануэль (2009). «Einige Bemerkungen zum Synkretismus BaU/Ninisina» . В Негри Скафа, Паола; Путешествие, Сальваторе (ред.). От Стирона до Тигра, от Тибра до Евфрата: этюды в честь Клаудио Сапоретти (на немецком языке). Рим: Арахна. ISBN 978-88-548-2411-9 . OCLC 365061350 .
- Дельнеро, Пол (2020). Как делать что-то со слезами . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501512650 . ISBN 978-1-5015-1265-0 . S2CID 229038550 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1998), «Нин-Исина» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- Фрейм, Грант (1995). Правители Вавилонии от Второй династии Исина до конца ассирийского владычества (1157-612 до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657052-009 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2015). «Боги Ишум и Кендурсанга: ночные сторожа и уличное освещение в Вавилонии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (1). Издательство Чикагского университета: 1–8. дои : 10.1086/679387 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161546618 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Константинопулос, Джина (2017). «Смена мировоззрения: дихотомия доброжелательных и злобных демонов в Месопотамии» . Демоны и болезни от древности до раннего Нового времени . Брилл. стр. 17–38. дои : 10.1163/9789004338548_003 . ISBN 9789004338548 .
- Креберник, Манфред (2005), "Pabilsaĝ(a)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 февраля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Šumaḫ» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Кур(р)ибба» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 октября 2021 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ливингстон, Аласдер (1988). «Возвращение в исинский «Собачий дом»» . Журнал клинописных исследований . 40 (1). Американские школы восточных исследований: 54–60. дои : 10.2307/1359707 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359707 . S2CID 163493207 . Проверено 4 августа 2021 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Поэтическое описание хирургии и собак-похитителей болезней? Коллектив шумерских гимнов божествам исцеления из древнего Вавилонского Ниппура» . Ориенс Антикввс . Серия Нова. 2 . Редакционные и международные полиграфические институты.
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 9 сентября 2022 г.
- Цупаропулу, Кристина (2020). «Богиня исцеления, ее собаки и врачи в Месопотамии конца третьего тысячелетия до нашей эры» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 110 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 14–24. дои : 10.1515/za-2020-0002 . ISSN 1613-1150 . S2CID 220370598 .
- Виано, Маурицио (2016). Рецепция шумерской литературы на западной периферии . Венеция. ISBN 978-88-6969-077-8 . OCLC 965932920 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вагенсоннер, Клаус (2008). «Путешествие Нин-Исины (к) в Ниппур. Еще раз о двуязычном божественном путешествии» . Венский журнал для познания Востока . 98 . Кафедра востоковедения Венского университета: 277–294. ISSN 0084-0076 . JSTOR 23861637 . Проверено 29 августа 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличии». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Золёми, Габор Г. (2010). «Гимны Нинисиной и Нергалю на скрижалях Ашмоловой 1911.235 и Ни 9672» . Ваша похвала сладка. Мемориальный том Джереми Блэка от студентов, коллег и друзей . Лондон: Британский институт изучения Ирака. ISBN 978-0-903472-28-9 . OCLC 612335579 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сочинения, посвященные Нинисиной, в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Ишби-Эрра D в ETCSL
- Иддин-Даган Д в ETCSL
- Липит-Эштар Е в ETCSL
- Храмовые гимны в ETCSL
- Энки и мировой порядок в ETCSL