Jump to content

Эшнунна

Координаты : 33 ° 29'3 "N 44 ° 43'42" E  /  33,48417 ° N 44,72833 ° E  / 33,48417; 44,72833
Эшнунна
Эшнунна находится в Ираке.
Эшнунна
Показано в Ираке
Альтернативное название Скажи Асмару
Расположение Ирак
Координаты 33 ° 29'3 "N 44 ° 43'42" E  /  33,48417 ° N 44,72833 ° E  / 33,48417; 44,72833
Тип урегулирование
История
Основан Конец 4-го тысячелетия до нашей эры.
Периоды Бронзовый век
Культуры Раннединастический, аккадский, Ур III, Исин-Ларса, древневавилонский
Примечания к сайту
Даты раскопок 1930–1936 годы, конец 1990-х годов.
Археологи Анри Франкфорт, Сетон Ллойд, Торкильд Якобсен
Состояние Разрушенный
Право собственности Общественный
Публичный доступ Да

Эшнунна (современный Телль-Асмар в мухафазе Дияла , Ирак ) — древний шумерский (а позже аккадский ) город и город-государство в центральной Месопотамии в 12,6 милях к северо-западу от Телль-Аграба и в 15 милях к северо-западу от Телль-Ищали . расположен в долине Дияла к северо-западу от Шумера Хотя город , он, тем не менее, прочно принадлежал к шумерской культурной среде. Иногда в археологических работах его называют Ашнуннак или Туплиас.

Божеством-покровителем города был Тишпак (Тишпак), хотя другим богам, в том числе Сину , Ададу и Инанне из Кититума там поклонялись и . Личными богинями правителей были Белет-Шухнир и Белет-Террабан .

История [ править ]

бронза Ранняя

Населенный со времен Джемдет Насра , около 3000 г. до н. э., Эшнунна был крупным городом в раннединастический период Месопотамии. Из клинописных записей и раскопок известно, что город был заселен еще в аккадский период, хотя его размеры были заметно меньше, чем во времена Ура III. [1] К этому периоду относятся помещения Северного дворца и представляют собой одни из самых ранних примеров широко распространенной техники удаления сточных вод, включая туалеты в частных домах. [2]

Степень влияния Эшнунны c. 1764 г. до н.э. (голубой цвет).

Первыми известными правителями города были вассальные правители Третьей династии Ура . У Эшнунны, возможно, были особые отношения с королевской семьей. Например, жена Шульги Шульги-Симтум проявляла преданность двум богиням, тесно связанным с династией правителя в Эшнунне, а дядя Шу-Сина Бабати временно жил в Эшнунне. [3]

Итурия, правитель Эшнунны, построил храм Шу-Сину в новом нижнем городе. Вскоре после смерти Шу-Сина за Итурией последовал его сын Шу-илия, который в 2026 г. до н.э. избавился от календаря Ура III и заменил его местным. [3] [4] [5] Он также перестал называть себя энси (правителем) Эшнунны, вместо этого называя себя лугалом (царем) и «возлюбленным Тишпака ». [3] [6] На его личной печати он изображен лицом к богу Тишпаку, который держит жезл и кольцо в одной руке и топор в другой, стоя на двух покоренных врагах. [6] Правители Эшнунны после Шу-илии называли себя управляющими Эшнунны от имени Тишпака, а Тишпак даже принимал традиционные титулы, обычно засвидетельствованные королями. [7] Билалама заключил дипломатический брак с Эламом , отдав свою дочь Ме-Куби Тан-Рухуратиру. [6]

бронза Средняя

После падения империи Ура III в Аккаде наступил период хаоса, когда многочисленные города-государства боролись за власть. Некоторое время Эшнунна находилась под контролем Субарту . Ишби-Эрра (на 9-м году своего правления, около 2010 г. до н.э.) из города Исин на юге Месопотамии победил их и назначил Нурахума новым царем Эшнунны. [3] Правление Ипик-Адада II ознаменовало восхождение Эшнунны к мировой державе. Он возродил титул короля и обожествил себя, написав свое имя с божественным определителем. [8]

Примерно в середине 19-го века до нашей эры Вавилон при Суму-ла-Эле и Эшнунна при Ипикададе II поднялись, чтобы заполнить пустоту. Граница контроля между двумя городами-государствами проходила где-то около Сиппара-Амнанума (ныне Телль-эд-Дер). Апил-Син укрепил территориальные приобретения и расширил зону контроля Вавилона до берегов Тигра, однако Нарам-Син из Эшнунны отменил некоторые из этих территориальных завоеваний. [9] [10] Нарам-Син был также тем, кто вынудил Шамши-Адада I покинуть страну. [11]

Шумерский поклоняющийся мужчина в алебастре с глазами-ракушками. Это одна из двенадцати статуй, найденных в кладе Телль-Асмар .

Дадуша, царь Эшнунны, начал нападение на Шамши-Адада I. Однако Шамши-Адад начал контрнаступление, и в результате военного противостояния был заключен мирный договор в 1782 году до нашей эры. [12] [10] Затем Дадуша сотрудничал с Шамши-Ададом в военной кампании против Кабры. [12] [8]

После смерти Шамши-Адада его королевство распалось, а завоеванные королевства вновь обрели независимость. Зимри-Лим с помощью короля Алеппо Ярим-Лима сверг Ясмах-Адду и занял трон Мари. Ибал-пи-эль II пытался навязать союз с Зимри-Лимом Марийским с Эшнунной в доминирующем положении. Однако отношения вскоре распались, и Зимри-Лим вскоре стал открыто сотрудничать с Хаммурапи . [13]

Ибал-пи-Эль также захватил Рапикум и двинулся вдоль Сухума, [10] а также начал наступление на север, оккупировав Ассур , Экаллатум и Каттару, прежде чем приступить к захвату Шубат-Энлиля . Ишме-Даган I покинул Экаллатум и укрылся в Вавилоне . [11]

К тому времени геополитическая ситуация стала очень сложной, о чем свидетельствует запись, найденная в Мари на шестом году жизни Зимри-Лима (Мари Зимри-Лима, вероятно, не упоминается, поскольку это считается само собой разумеющимся):

«Ни один царь не является по-настоящему могущественным сам по себе: десять-пятнадцать царей следуют за Хаммурапи из Вавилона, столько же следуют за Рим-Сином из Ларсы, столько же следуют за Ибал-пи-Элем изЭшнунна, и многие другие следуют за Амут-пи-Элем из Катны; но двадцать царей следуют за Ярим-Лимом из Йамхада». [14]

Однако менее чем через восемь лет Эшнунна утратила статус великой державы. [15] Эламский Сивэ-Палар - правитель Хупак начал нападение на Эшнунну, которое поддержали Зимри-Лим и Хаммурапи. [10] [16] Однако у суккалмы были и другие амбиции: они завоевали множество других городов и даже натравили Вавилон и Ларсу друг на друга. [17] В конце концов амбициям Элама будет положен конец коалицией во главе с Хаммурапи. Эшнунна была разграблена отступающими эламитскими войсками, и военные Эшнунны назначили царем Силли-Сина , простолюдина, который раньше был лидером секции, несмотря на присутствие провавилонской фракции (ARM 26 377). [18]

Силли-Син заключил договор с Хаммурапи и выдал одну из своих дочерей замуж за царя Вавилона, после чего дипломатические отношения с Эшнунной и Вавилоном ухудшились. Ишме-Даган, теперь снова на троне в Экаллатуме, получил помощь от Силли-Сина после того, как Хаммурапи отклонил его просьбу, хотя позже Ишме-Даган снова вернулся в поисках убежища в Вавилоне. [11] [10] Зимри-Лим, теперь опасающийся Хаммурапи, поддержал Силли-Сина в его войне против Хаммурапи. [10]

В 1762 году до нашей эры, в 31 году правления Хаммурапи Вавилонского, вавилоняне заняли город Эшнунна. Он вернул титульное божество Ассура, которое было удалено, когда Эшнунна захватила город Ассур. [19]

На своем 38-м году жизни Хаммурапи утверждал, что уничтожил Эшнунну наводнением. [20]

бронза Поздняя

В XII веке до нашей эры эламский правитель Шутрук-Нахунте завоевал Эшнунну и перевез в Сузы ряд статуй, начиная от аккадского периода и заканчивая старовавилонским периодом. [21] [22]

Благодаря обещанию контроля над прибыльными торговыми путями, Эшнунна могла служить своего рода воротами между месопотамской и эламской культурой. Торговые пути давали ему доступ ко многим экзотическим и востребованным товарам, таким как лошади с севера, медь, олово и другие металлы и драгоценные камни . В могиле в Эшнунне был найден кулон копала из занзибарского . [23] небольшое количество печатей и бус цивилизации долины Инда . Также было найдено [24]

Археология [ править ]

Старовавилонская мемориальная доска с изображением обнаженной женщины из Телль-Асмара, Ирак.

Остатки древнего города сейчас сохранились в телле , или кургане археологического поселения, Телль-Асмар, примерно в 50 милях к северо-востоку от Багдада и в 15 км по прямой к востоку от Бакубы . Впервые его обнаружил Анри Поньон в 1892 году, но он не сообщил об этом месте перед своей смертью в 1921 году. [25] Он был вновь найден после того, как предметы старины с этого места начали появляться в дилерских магазинах Багдада, и раскопки проводились в течение шести сезонов между 1930 и 1936 годами командой Восточного института под Чикагского университета руководством Анри Франкфорта с Торкильдом Якобсеном , Пиньясом Делугазом, Гордоном Лаудом. и Сетон Ллойд . [26] [27] [28] [29] [30] [31] Полевым секретарем экспедиции была Мэри Чабб . [32]

Основными объектами раскопок в Чикаго были дворец и примыкающий к нему храм (28 на 28 метров со стенами шириной 3 метра) Су-Сина (названный археологами Дворцом правителей и Храмом Гимилсин соответственно). Дворец был построен во времена правителя Ура III Шуги, а Храм - правителем Итурии обожествленному правителю Ура III Су-Сину во время его правления. Дворец был частично разрушен во время правления Билаламы, но в конечном итоге был полностью восстановлен. Остальные раскопки были направлены на храм Абу, зарождение которого восходит к периоду ранней династии I и который за столетия претерпел ряд серьезных изменений. Было обнаружено большое южное здание, предположительно построенное во времена Ипик-Адада II, от которого сохранился только фундамент. Также были раскопаны несколько частных домов и дворец аккадского периода. Много усилий было затрачено и на поиски Е-сикиля, храма Тишпака, но безуспешно. В записях, написанных на шумерском языке, храм посвящен Ниназу, а в записях на аккадском языке речь идет о Тишпаке. [5] [1]

Несмотря на то, что с момента раскопок в Телль-Асмаре прошло много времени, работа по изучению и публикации оставшихся находок с этих раскопок продолжается и по сей день. [33] Эти находки включают терракотовые статуэтки, игрушки, ожерелья, цилиндрические печати, около 200 глиняных печатей и около 1750 клинописных табличек (около 1000 из которых пришли из дворца). Поскольку в наличии были только неопытные рабочие, многие таблички были повреждены или сломаны во время раскопок. Проект по очистке, обжигу и каталогизации всех табличек появился только в 1970-х годах. [34] Таблички аккадского периода были опубликованы в 1961 году. [35] Хотя большинство табличек Эшнунны носят административный характер, 58 представляют собой буквы, которые в этот период являются редкостью. Буквы написаны на ранней форме старовавилонского диалекта аккадского языка , называемого «архаичным старовавилонским». Они примерно разделены на две группы: а) ранее, преимущественно во времена правления Билаламы, Нур-ахума и Кирикири, и б) позже, главным образом, во времена правления Усур-Авасу, Ур-Нинмара и Ипик-Адада I. [5] [36]

В конце 1990-х годов в Телль-Асмаре работали иракские археологи. Результаты раскопок еще не опубликованы. [37] [38]

Стела Дадуши

Квадратный храм Абу [ править ]

Голова статуи из Телль-Асмара, раскопанной Институтом Востока в 1933 году. Музей Сулеймании.

В раннединастический период храм Абу в Телль-Асмаре (Эшнунна) претерпел ряд этапов. Это включало этапы строительства раннединастического архаического храма, квадратного храма и одного храма. [39] Они, наряду со скульптурами, найденными там, помогли сформировать основу для трехчастного археологического разделения раннединастического периода на ED I, ED II и ED III для древнего Ближнего Востока. [40] В Квадратном храме был найден тайник из 12 гипсовых храмовых скульптур, выполненных в геометрическом стиле; они известны как Клад Телль-Асмара . Это одни из самых известных образцов древней ближневосточной скульптуры. Группа, которая теперь разделилась, показывает богов, священников и поклонников-доноров разного размера, но все в одном и том же крайне упрощенном стиле. У всех сильно увеличенные инкрустированные глаза, но самая высокая фигура, главное культовое изображение, изображающее местного бога, имеет огромные глаза, придающие ей «свирепую силу». [41] [42] [43]

Законы Эшнунны [ править ]

«Если мужчина родил сыновей, развелся со своей женой и женился на другой, этот мужчина должен быть лишен дома и имущества и может пойти за тем, кого любит. Его жена (с другой стороны) претендует на дом». [44]

Законы Эшнунны состоят из двух табличек, найденных в Шадуппуме (Телль-Хармал), и фрагмента, найденного в Телль-Хаддаде, древнем Ме-Туране . [45] Они были написаны где-то во времена правления царя Дадуши Эшнунны и, похоже, не являются официальными копиями. Когда были составлены настоящие законы, неизвестно. Они аналогичны Кодексу Хаммурапи . [46] [47]

Правители [ править ]

Правители раннединастического периода и правители Аккадской империи в настоящее время неизвестны. Эшнунна какое-то время находилась под властью вассальных правителей при Уре III, затем была независимой под властью своих собственных правителей в течение нескольких столетий и, наконец, контролировалась вассальными правителями при Вавилоне после захвата города Хаммурапи. Правление впоследствии неизвестно, хотя город просуществовал по крайней мере до 12 века до нашей эры. [48]

Правитель Предлагаемое правление Примечания
Ургединна ≈2247 г. до н.э. [49] Губернатор при Шульги Третьей династии Ура
Мы не Губернатор при Шульги Ура [50]
Разговаривать Губернатор при Шульги Ура
Лугаль-Лэмб Губернатор при Шульги Ура [51]
Путешествие при Шу-Сине Губернатор Ура , известен только по посвящению храма Шу-Сина.
Д Шуилия Был обожествлен
Нуранум Современник Ишби-Эрры Исина и Ибби-Сина Ура.
Конкретный
В любое время Сын Кирикири, дочь МЕ-ку-би вышла замуж за Тан-Рухуратира из Элама.
Не беспокойся
Ушуравассу
Азузум
Урнинмарки
Урнингишзида
Ипик-Адад I Современник Абди-Эры Тутуба и Суму-абума из Вавилона.
Белакум
Саррия
В Варе
Ибал-пи-Эль I Записано строительство трона, «инкрустированного золотом и жемчугом Мелухха».
Д Ипик-Адад II ~1700 г. до н.э. Правил не менее 36 лет. На 4-м году своего правления он победил эламитов. Первый правитель, назвавший себя царем, Обожествленный.
Д Нарам-Син Сын Ипик-Адада II, современник Шамши-Адада I , обожествленный
Даннум-тахаз Примерное положение
Дадуша Сын Ипик-Адада II, современник Шамши-Адада I. [52]
Масло для Эль II Современник Зимри-Лима (ок. 1775–1761 до н. э.) Марийского , убит Сиве-Палар-Хуппаком Эламским , захватившим Эшнунну, на 5-м году правления умирает Шамши-Адад I, сын Дадуши.
Сельдь-Син Договор с Хаммурапи (ок. 1792 – ок. 1750), на 4 году правления женился на дочери Хаммурапи. [20]
Илуни Вассал Вавилона, современник Самсу-илуны

Фотографии раскопок [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б [1] Торкильд Якобсен, «Филологические заметки об Эшнунне и ее надписях», Ассириологические исследования 6, Чикаго: University of Chicago Press, 1934.
  2. ^ Джордж, А.Р. «О вавилонских туалетах и ​​канализации», Ирак, том. 77, 2015, стр. 75–106.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д [2] Райхель, К. 2008. «Король мертв, да здравствует король: Последние дни культа Шу-Син в Эшнунне и его последствия». В: Н. Бриш (ред.), Религия и власть. . Божественное царствование в древнем мире и за его пределами, 133–155. ОИС 4, Чикаго.
  4. ^ Франкфурт, Анри (1948). Царство и боги: исследование древней ближневосточной религии как интеграции общества и природы . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-26011-2 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райхель, Клеменс. «Центр и периферия – роль «Дворца правителей» в Телль-Асмаре в истории Эшнунны (2100–1750 гг. до н.э.)». Журнал Канадского общества исследований Месопотамии 11 (2018): 29-53.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пейронель, Лука (01 января 2013 г.), «Элам и Эшнунна: исторические и археологические взаимосвязи в старовавилонский период» , Сузы и Элам. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы , Брилл, стр. 51–70, doi : 10.1163/9789004207417_005 , ISBN  978-90-04-20741-7 , получено 15 августа 2023 г.
  7. ^ «3. Истоки ассирийской культурной традиции» , «Религия и идеология в Ассирии » , DE GRUYTER, стр. 93–144, 25 сентября 2015 г., doi : 10.1515/9781614514268-005 , ISBN  9781614514824 , получено 15 августа 2023 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сутер, Клаудия Э. (2018). «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминационную сцену» . Аш-Шарк: Бюллетень археологических, исторических и социальных исследований Древнего Ближнего Востока . 2 (2): 1–30 – через Academia.edu.
  9. ^ Ван Коппен, Франс и Дени Лакамбр. «Сиппар и граница между Эшнунной и Вавилоном. Новые источники по истории Эшнунны в старовавилонский период». Годовой отчет Предазиатско-египетского общества Ex Oriente Lux 41 (2009): стр. 151-177
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона: 2200 г. до н. э. – н. э. 75 . Уайли Блэквелл. п. 75. ИСБН  9781405188999 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Винхоф, Клаас Р. (07 апреля 2017 г.). «Древний ассирийский период (20–18 века<scp>до н.э.</scp>)» . Спутник Ассирии : 57–79. дои : 10.1002/9781118325216.ch3 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жорди Видаль. «Убей их всех!» Некоторые замечания об уничтожении племени Яиланум (1781 г. до н.э.)». Журнал Американского восточного общества, том. 133, нет. 4, 2013, стр. 683–89.
  13. ^ Гишар, Микаэль (2002). «Дипломатические отношения между Ибал-Пи-Элем II и Зимри-Лимом: два шага к раздору» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 96 (2): 109–142. дои : 10.3917/сборка.096.0109 . ISSN   0373-6032 . JSTOR   23281220 .
  14. ^ Сассон, Джек М. «Король и я, марийский король в изменении представлений». Журнал Американского восточного общества, том 118, № 4, 1998, стр. 453–70.
  15. ^ «Королевская власть» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 21–118, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.5 , ISBN  9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
  16. ^ Болье, Поль-Ален (2004). Хаммурапи, царь Вавилона: биография . Уайли-Блэквелл. стр. 16–17. ISBN  978-1-405-12660-1 .
  17. ^ «Война» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 181–214, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.7 , ISBN  9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
  18. ^ «Культура» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 294–342, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.10 , ISBN  9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
  19. ^ Ричардсон, Сет. «Топоры против Эшнунны». Ориенталия, том. 74, нет. 1, 2005, стр. 42–50.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэтью Рутц и Петр Михаловски. «Наводнение Эшнунны, падение Мари: деяния Хаммурапи в вавилонской литературе и истории». Журнал клинописных исследований, том. 68, 2016, стр. 15–43.
  21. ^ Блохер, Феликс. «Мысли о зале аудиенций Нарамсина в Телль-Асмар-Эшнунне». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия, стр. 90-97, 2019 г.
  22. ^ Харпер, Пруденс; Аруз, Джоан; Таллон, Франсуаза (1993). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  23. ^ Кэрол Мейер и др., «От Занзибара до Загроса: копаловый кулон из Эшнунны», Журнал ближневосточных исследований, том. 50, нет. 4, стр. 289–298, 1991 г.
  24. ^ Анри Франкфорт, «Цивилизация Инда и Ближний Восток». Ежегодная библиография индийской археологии за 1932 г., Лейден, VI, стр. 1–12, 1934 г.
  25. ^ Редактор JB Istas, "Le Muséon", том 11, Общество литературы и науки (Лувен, Бельгия), 1892 г.
  26. ^ [3] Анри Франкфорт, Торкильд Якобсен и Конрад Пройссер, «Скажите Асмару и Хафадже: работа первого сезона в Эшнунне 1930/31», Oriental Institute Communication 13, 1932.
  27. ^ [4] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорт, «Скажите Асмару, Хафадже и Хорсабаду: второй предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Oriental Institute Communication 16, 1933.
  28. ^ [5] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорт, «Иракские раскопки Восточного института 1932/33»: Третий предварительный отчет об экспедиции в Ирак, Сообщение Восточного института 17, 1934 г.
  29. ^ [6] Анри Франкфорт с главой Торкильда Якобсена, «Открытия Восточного института в Ираке, 1933/34: Четвертый предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Сообщение Восточного института 19, 1935 г.
  30. ^ [7] Анри Франкфорт, «Ход работы Восточного института в Ираке, 1934/35: пятый предварительный отчет об иракской экспедиции», Oriental Institute Communication 20, 1936.
  31. ^ [8] Анри Франкфорт, Сетон Ллойд и Торкильд Якобсен с главой Гюнтера Мартини, «Храм Гимильсин и дворец правителей в Телль-Асмаре», Публикация 43 Института Востока, 1940 г.
  32. ^ Чабб, Мэри (7 ноября 1961 г.). «Восстановление Вавилонской башни». Таймс . № 55232.
  33. ^ [9] Лиз А. Труекс, «3 домохозяйства и учреждения: район Телль-Асмара в конце 3-го тысячелетия до нашей эры», Ирак (Древняя Эшнунна), специальный выпуск: Раскопки кварталов: межкультурное исследование, Американская антропологическая ассоциация, том. 30, вып. 1 июля 2019 г.
  34. ^ [10] «Глиняные печати и таблички из Телля Асмара», Новости и заметки Восточного института, вып. 159, стр. 1–5, Восточный институт Чикаго, осень 1998 г.
  35. ^ [11] И. Дж. Гелб, «Саргонические тексты из региона Дияла», Материалы для ассирийского словаря, том. 1, Чикаго, 1961 год.
  36. ^ [12] Р. М. Уайтинг-младший, «Старые вавилонские письма из Телля Асмара», Ассириологические исследования 22, Восточный институт, 1987.
  37. ^ «Спасение иракских археологических отчетов» . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 г.
  38. ^ Румайди, С. и др. «Иракские раскопки в регионе Дияла: Телль Асмар (Эшнунна) и Телль Муктадия». (готовится к печати)
  39. ^ [13] Эванс, Джин М. «Пересмотр так называемого храма с одним храмом в Телль-Асмаре». в книге «От осколков к пейзажам: исследования древнего Ближнего Востока в честь Макгуайра Гибсона» 71 (2021): 91–105.
  40. ^ «Квадратный храм в Телль-Асмаре и строительство раннединастической Месопотамии около 2900–2350 гг. До н.э. », Джин М. Эванс, Американский журнал археологии , Бостон, октябрь 2007 г., Vol. 111, вып. 4; стр. 599
  41. ^ Франкфорт, Анри , «Искусство и архитектура Древнего Востока», История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970, стр. 46-49, Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN   0140561072 ; Сейчас группа разделена между Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Институтом Востока в Чикаго и Национальным музеем Ирака (с богом).
  42. ^ [14] Анри Франкфорт, «Скульптура третьего тысячелетия до нашей эры из Телля-Асмара и Хафаджи , Публикация 44 Института Востока, 1939»
  43. ^ [15] Анри Франкфорт, «Еще скульптуры из региона Дияла», Публикации Восточного института 60, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1943.
  44. ^ Фальковиц, Роберт С. «Параграф 59« Законов Эшнунны »». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 72, нет. 1, 1978, стр. 79–80.
  45. ^ [16] Аль-Рави, FNH, «Нападение и избиение», Шумер, том. 38, стр. 117–120, 1982 г.
  46. ^ Законы Эшнунны, Реувен Ярон, BRILL, 1988, ISBN   90-04-08534-3
  47. ^ Розен, Брюс Л. «Некоторые заметки о законах Эшнунны 20 и 21 и правовой реформе в законах Хаммурапи». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 71, нет. 1, 1977, стр. 35–38.
  48. ^ Мария де Йонг Эллис, «Заметки о хронологии поздней династии Эшнунна», Журнал клинописных исследований, том. 37, нет. 1, стр. 61–85, 1985 г.
  49. ^ Мартин, Ричард. Открытия в Анатолии, 1930-31 гг .
  50. ^ Михаловский, Петр. «Глава 6. Королевские письма в их историческом контексте 2: Великие стены, амореи и военная история: Переписка Пузур-Шулги и Шаррум-бани (Письма 13–14 и 19–20)». Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2021, стр. 122–16.
  51. ^ Оллред, Лэнс. «Срок полномочий губернаторов провинций: некоторые наблюдения». От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press , 2021, стр. 115-124.
  52. ^ Блох, Игаль. «Эпонимы завоевания Шамши-Адада I и список эпонимов Канеша». Журнал ближневосточных исследований, том. 73, нет. 2, 2014, стр. 191–210.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Аль-Лухаиби, Ахмед А., «Новые цилиндрические печати из Телля Асмара (древний город Эшнунна) в результате иракских раскопок 2001–2002 гг.», Ирак 85, стр. 29–48, 2023 г.
  • Чабб, Мэри (1999). Город на песке (2-е изд.). Либри. ISBN  1-901965-02-3 .
  • Сивил, М., «Школьное упражнение из Телля Асмара». Studia Orientalia Electronica, том. 46, стр. 39–42, апрель 2015 г.
  • Райхель К. 2003, Современное преступление и древняя тайна: Печать Билаламы, в: Selz GJ (редактор), Festschrift для Буркхарта Кинаста по случаю его 70-летия, представленный друзьями, студентами и коллегами, Alter Orient und Altes Test 274, Мюнстер, стр. 355–389.
  • [17] Пинхас Делугаз, «Керамика из региона Дияла», Публикации Восточного института 63, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952, ISBN   0-226-14233-7
  • [18] Пинхас Делугаз, Гарольд Д. Хилл и Сетон Ллойд, «Частные дома и могилы в регионе Дияла», Публикации Восточного института 88, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1967.
  • [19] Пинхас Делугаз и Сетон Ллойд с главами Анри Франкфорта и Торкильда Якобсена, «Храмы до Саргонидов в регионе Дияла», публикации Восточного института 58 , Чикаго: The University of Chicago Press, 1942.
  • И. Дж. Гелб, «Табличка необычного типа из Телля Асмара», Журнал ближневосточных исследований , том. 1, нет. 2, стр. 219–226, 1942 г.
  • Дорогой, Паоло. «ЧОГА ГАВАНЕ: ФОРПОСТ ЭШНУННЫ В ГОРАХ ЗАГРОС?» Египет и Ближний Восток, том. 35, 2012, с. 165–73
  • [20] Макс Хильцхаймер, перевод Адольфа А. Брюкса, «Останки животных из Телля Асмара», Исследования древней восточной цивилизации 20, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1941.
  • Ламберт, РГ «Нарам-Син из Эшнунны или Аккада?» Журнал Американского восточного общества, том. 106, нет. 4, 1986, стр. 793–95.
  • Романо, Лисия, «Кому поклонялись в храме Абу в Телль-Асмаре?», KASKAL 7, стр. 51–65, 2010 г.
  • Гэри А. Рендсбург, «UT 68 и печать Телль-Асмар», Orientalia, NOVA SERIES, том. 53, нет. 4, стр. 448–452, 1984 г.
  • Клаудия Э. Сутер, «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминацию», Бюллетень Аш-шарка древних археологических, исторических и социальных исследований Ближнего Востока, том. 2, нет. 2, стр. 1–29, 2018 г.
  • Тетлоу, Элизабет Мейер (28 декабря 2004 г.). Женщины, преступление и наказание в древнем праве и обществе: Том 1: Древний Ближний Восток . А&С Черный. ISBN  978-0-8264-1628-5 .
  • Р. М. Уайтинг-младший, «Старое вавилонское заклинание из Телля Асмара», Zeitschrift für Assyriologie, vol. 75, стр. 179–187, 1985 г.
  • Р. М. Уайтинг-младший, «Четыре оттиска печати из Телля Асмара», Archiv für Orientforschung, vol. 34, стр. 30–35, 1987 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c7b2fbb8c972397078c44a2095f39ec__1712841720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/ec/2c7b2fbb8c972397078c44a2095f39ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eshnunna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)