Эшнунна
![]() | |
Альтернативное название | Скажи Асмару |
---|---|
Расположение | Ирак |
Координаты | 33 ° 29'3 "N 44 ° 43'42" E / 33,48417 ° N 44,72833 ° E |
Тип | урегулирование |
История | |
Основан | Конец 4-го тысячелетия до нашей эры. |
Периоды | Бронзовый век |
Культуры | Раннединастический, аккадский, Ур III, Исин-Ларса, древневавилонский |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1930–1936 годы, конец 1990-х годов. |
Археологи | Анри Франкфорт, Сетон Ллойд, Торкильд Якобсен |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Эшнунна (современный Телль-Асмар в мухафазе Дияла , Ирак ) — древний шумерский (а позже аккадский ) город и город-государство в центральной Месопотамии в 12,6 милях к северо-западу от Телль-Аграба и в 15 милях к северо-западу от Телль-Ищали . расположен в долине Дияла к северо-западу от Шумера Хотя город , он, тем не менее, прочно принадлежал к шумерской культурной среде. Иногда в археологических работах его называют Ашнуннак или Туплиас.
Божеством-покровителем города был Тишпак (Тишпак), хотя другим богам, в том числе Сину , Ададу и Инанне из Кититума там поклонялись и . Личными богинями правителей были Белет-Шухнир и Белет-Террабан .
История [ править ]
бронза Ранняя
Населенный со времен Джемдет Насра , около 3000 г. до н. э., Эшнунна был крупным городом в раннединастический период Месопотамии. Из клинописных записей и раскопок известно, что город был заселен еще в аккадский период, хотя его размеры были заметно меньше, чем во времена Ура III. [1] К этому периоду относятся помещения Северного дворца и представляют собой одни из самых ранних примеров широко распространенной техники удаления сточных вод, включая туалеты в частных домах. [2]

Первыми известными правителями города были вассальные правители Третьей династии Ура . У Эшнунны, возможно, были особые отношения с королевской семьей. Например, жена Шульги Шульги-Симтум проявляла преданность двум богиням, тесно связанным с династией правителя в Эшнунне, а дядя Шу-Сина Бабати временно жил в Эшнунне. [3]
Итурия, правитель Эшнунны, построил храм Шу-Сину в новом нижнем городе. Вскоре после смерти Шу-Сина за Итурией последовал его сын Шу-илия, который в 2026 г. до н.э. избавился от календаря Ура III и заменил его местным. [3] [4] [5] Он также перестал называть себя энси (правителем) Эшнунны, вместо этого называя себя лугалом (царем) и «возлюбленным Тишпака ». [3] [6] На его личной печати он изображен лицом к богу Тишпаку, который держит жезл и кольцо в одной руке и топор в другой, стоя на двух покоренных врагах. [6] Правители Эшнунны после Шу-илии называли себя управляющими Эшнунны от имени Тишпака, а Тишпак даже принимал традиционные титулы, обычно засвидетельствованные королями. [7] Билалама заключил дипломатический брак с Эламом , отдав свою дочь Ме-Куби Тан-Рухуратиру. [6]
бронза Средняя
После падения империи Ура III в Аккаде наступил период хаоса, когда многочисленные города-государства боролись за власть. Некоторое время Эшнунна находилась под контролем Субарту . Ишби-Эрра (на 9-м году своего правления, около 2010 г. до н.э.) из города Исин на юге Месопотамии победил их и назначил Нурахума новым царем Эшнунны. [3] Правление Ипик-Адада II ознаменовало восхождение Эшнунны к мировой державе. Он возродил титул короля и обожествил себя, написав свое имя с божественным определителем. [8]
Примерно в середине 19-го века до нашей эры Вавилон при Суму-ла-Эле и Эшнунна при Ипикададе II поднялись, чтобы заполнить пустоту. Граница контроля между двумя городами-государствами проходила где-то около Сиппара-Амнанума (ныне Телль-эд-Дер). Апил-Син укрепил территориальные приобретения и расширил зону контроля Вавилона до берегов Тигра, однако Нарам-Син из Эшнунны отменил некоторые из этих территориальных завоеваний. [9] [10] Нарам-Син был также тем, кто вынудил Шамши-Адада I покинуть страну. [11]

Дадуша, царь Эшнунны, начал нападение на Шамши-Адада I. Однако Шамши-Адад начал контрнаступление, и в результате военного противостояния был заключен мирный договор в 1782 году до нашей эры. [12] [10] Затем Дадуша сотрудничал с Шамши-Ададом в военной кампании против Кабры. [12] [8]
После смерти Шамши-Адада его королевство распалось, а завоеванные королевства вновь обрели независимость. Зимри-Лим с помощью короля Алеппо Ярим-Лима сверг Ясмах-Адду и занял трон Мари. Ибал-пи-эль II пытался навязать союз с Зимри-Лимом Марийским с Эшнунной в доминирующем положении. Однако отношения вскоре распались, и Зимри-Лим вскоре стал открыто сотрудничать с Хаммурапи . [13]
Ибал-пи-Эль также захватил Рапикум и двинулся вдоль Сухума, [10] а также начал наступление на север, оккупировав Ассур , Экаллатум и Каттару, прежде чем приступить к захвату Шубат-Энлиля . Ишме-Даган I покинул Экаллатум и укрылся в Вавилоне . [11]
К тому времени геополитическая ситуация стала очень сложной, о чем свидетельствует запись, найденная в Мари на шестом году жизни Зимри-Лима (Мари Зимри-Лима, вероятно, не упоминается, поскольку это считается само собой разумеющимся):
«Ни один царь не является по-настоящему могущественным сам по себе: десять-пятнадцать царей следуют за Хаммурапи из Вавилона, столько же следуют за Рим-Сином из Ларсы, столько же следуют за Ибал-пи-Элем изЭшнунна, и многие другие следуют за Амут-пи-Элем из Катны; но двадцать царей следуют за Ярим-Лимом из Йамхада». [14]
Однако менее чем через восемь лет Эшнунна утратила статус великой державы. [15] Эламский Сивэ-Палар - правитель Хупак начал нападение на Эшнунну, которое поддержали Зимри-Лим и Хаммурапи. [10] [16] Однако у суккалмы были и другие амбиции: они завоевали множество других городов и даже натравили Вавилон и Ларсу друг на друга. [17] В конце концов амбициям Элама будет положен конец коалицией во главе с Хаммурапи. Эшнунна была разграблена отступающими эламитскими войсками, и военные Эшнунны назначили царем Силли-Сина , простолюдина, который раньше был лидером секции, несмотря на присутствие провавилонской фракции (ARM 26 377). [18]
Силли-Син заключил договор с Хаммурапи и выдал одну из своих дочерей замуж за царя Вавилона, после чего дипломатические отношения с Эшнунной и Вавилоном ухудшились. Ишме-Даган, теперь снова на троне в Экаллатуме, получил помощь от Силли-Сина после того, как Хаммурапи отклонил его просьбу, хотя позже Ишме-Даган снова вернулся в поисках убежища в Вавилоне. [11] [10] Зимри-Лим, теперь опасающийся Хаммурапи, поддержал Силли-Сина в его войне против Хаммурапи. [10]
В 1762 году до нашей эры, в 31 году правления Хаммурапи Вавилонского, вавилоняне заняли город Эшнунна. Он вернул титульное божество Ассура, которое было удалено, когда Эшнунна захватила город Ассур. [19]
На своем 38-м году жизни Хаммурапи утверждал, что уничтожил Эшнунну наводнением. [20]
бронза Поздняя
В XII веке до нашей эры эламский правитель Шутрук-Нахунте завоевал Эшнунну и перевез в Сузы ряд статуй, начиная от аккадского периода и заканчивая старовавилонским периодом. [21] [22]
Благодаря обещанию контроля над прибыльными торговыми путями, Эшнунна могла служить своего рода воротами между месопотамской и эламской культурой. Торговые пути давали ему доступ ко многим экзотическим и востребованным товарам, таким как лошади с севера, медь, олово и другие металлы и драгоценные камни . В могиле в Эшнунне был найден кулон копала из занзибарского . [23] небольшое количество печатей и бус цивилизации долины Инда . Также было найдено [24]
Археология [ править ]

Остатки древнего города сейчас сохранились в телле , или кургане археологического поселения, Телль-Асмар, примерно в 50 милях к северо-востоку от Багдада и в 15 км по прямой к востоку от Бакубы . Впервые его обнаружил Анри Поньон в 1892 году, но он не сообщил об этом месте перед своей смертью в 1921 году. [25] Он был вновь найден после того, как предметы старины с этого места начали появляться в дилерских магазинах Багдада, и раскопки проводились в течение шести сезонов между 1930 и 1936 годами командой Восточного института под Чикагского университета руководством Анри Франкфорта с Торкильдом Якобсеном , Пиньясом Делугазом, Гордоном Лаудом. и Сетон Ллойд . [26] [27] [28] [29] [30] [31] Полевым секретарем экспедиции была Мэри Чабб . [32]
Основными объектами раскопок в Чикаго были дворец и примыкающий к нему храм (28 на 28 метров со стенами шириной 3 метра) Су-Сина (названный археологами Дворцом правителей и Храмом Гимилсин соответственно). Дворец был построен во времена правителя Ура III Шуги, а Храм - правителем Итурии обожествленному правителю Ура III Су-Сину во время его правления. Дворец был частично разрушен во время правления Билаламы, но в конечном итоге был полностью восстановлен. Остальные раскопки были направлены на храм Абу, зарождение которого восходит к периоду ранней династии I и который за столетия претерпел ряд серьезных изменений. Было обнаружено большое южное здание, предположительно построенное во времена Ипик-Адада II, от которого сохранился только фундамент. Также были раскопаны несколько частных домов и дворец аккадского периода. Много усилий было затрачено и на поиски Е-сикиля, храма Тишпака, но безуспешно. В записях, написанных на шумерском языке, храм посвящен Ниназу, а в записях на аккадском языке речь идет о Тишпаке. [5] [1]
Несмотря на то, что с момента раскопок в Телль-Асмаре прошло много времени, работа по изучению и публикации оставшихся находок с этих раскопок продолжается и по сей день. [33] Эти находки включают терракотовые статуэтки, игрушки, ожерелья, цилиндрические печати, около 200 глиняных печатей и около 1750 клинописных табличек (около 1000 из которых пришли из дворца). Поскольку в наличии были только неопытные рабочие, многие таблички были повреждены или сломаны во время раскопок. Проект по очистке, обжигу и каталогизации всех табличек появился только в 1970-х годах. [34] Таблички аккадского периода были опубликованы в 1961 году. [35] Хотя большинство табличек Эшнунны носят административный характер, 58 представляют собой буквы, которые в этот период являются редкостью. Буквы написаны на ранней форме старовавилонского диалекта аккадского языка , называемого «архаичным старовавилонским». Они примерно разделены на две группы: а) ранее, преимущественно во времена правления Билаламы, Нур-ахума и Кирикири, и б) позже, главным образом, во времена правления Усур-Авасу, Ур-Нинмара и Ипик-Адада I. [5] [36]
В конце 1990-х годов в Телль-Асмаре работали иракские археологи. Результаты раскопок еще не опубликованы. [37] [38]

Квадратный храм Абу [ править ]

В раннединастический период храм Абу в Телль-Асмаре (Эшнунна) претерпел ряд этапов. Это включало этапы строительства раннединастического архаического храма, квадратного храма и одного храма. [39] Они, наряду со скульптурами, найденными там, помогли сформировать основу для трехчастного археологического разделения раннединастического периода на ED I, ED II и ED III для древнего Ближнего Востока. [40] В Квадратном храме был найден тайник из 12 гипсовых храмовых скульптур, выполненных в геометрическом стиле; они известны как Клад Телль-Асмара . Это одни из самых известных образцов древней ближневосточной скульптуры. Группа, которая теперь разделилась, показывает богов, священников и поклонников-доноров разного размера, но все в одном и том же крайне упрощенном стиле. У всех сильно увеличенные инкрустированные глаза, но самая высокая фигура, главное культовое изображение, изображающее местного бога, имеет огромные глаза, придающие ей «свирепую силу». [41] [42] [43]
Законы Эшнунны [ править ]
«Если мужчина родил сыновей, развелся со своей женой и женился на другой, этот мужчина должен быть лишен дома и имущества и может пойти за тем, кого любит. Его жена (с другой стороны) претендует на дом». [44]
Законы Эшнунны состоят из двух табличек, найденных в Шадуппуме (Телль-Хармал), и фрагмента, найденного в Телль-Хаддаде, древнем Ме-Туране . [45] Они были написаны где-то во времена правления царя Дадуши Эшнунны и, похоже, не являются официальными копиями. Когда были составлены настоящие законы, неизвестно. Они аналогичны Кодексу Хаммурапи . [46] [47]
Правители [ править ]
Правители раннединастического периода и правители Аккадской империи в настоящее время неизвестны. Эшнунна какое-то время находилась под властью вассальных правителей при Уре III, затем была независимой под властью своих собственных правителей в течение нескольких столетий и, наконец, контролировалась вассальными правителями при Вавилоне после захвата города Хаммурапи. Правление впоследствии неизвестно, хотя город просуществовал по крайней мере до 12 века до нашей эры. [48]
Правитель | Предлагаемое правление | Примечания |
---|---|---|
Ургединна | ≈2247 г. до н.э. [49] | Губернатор при Шульги Третьей династии Ура |
Мы не | Губернатор при Шульги Ура [50] | |
Разговаривать | Губернатор при Шульги Ура | |
Лугаль-Лэмб | Губернатор при Шульги Ура [51] | |
Путешествие | при Шу-Сине Губернатор Ура , известен только по посвящению храма Шу-Сина. | |
Д Шуилия | Был обожествлен | |
Нуранум | Современник Ишби-Эрры Исина и Ибби-Сина Ура. | |
Конкретный | ||
В любое время | Сын Кирикири, дочь МЕ-ку-би вышла замуж за Тан-Рухуратира из Элама. | |
Не беспокойся | ||
Ушуравассу | ||
Азузум | ||
Урнинмарки | ||
Урнингишзида | ||
Ипик-Адад I | Современник Абди-Эры Тутуба и Суму-абума из Вавилона. | |
Белакум | ||
Саррия | ||
В Варе | ||
Ибал-пи-Эль I | Записано строительство трона, «инкрустированного золотом и жемчугом Мелухха». | |
Д Ипик-Адад II | ~1700 г. до н.э. | Правил не менее 36 лет. На 4-м году своего правления он победил эламитов. Первый правитель, назвавший себя царем, Обожествленный. |
Д Нарам-Син | Сын Ипик-Адада II, современник Шамши-Адада I , обожествленный | |
Даннум-тахаз | Примерное положение | |
Дадуша | Сын Ипик-Адада II, современник Шамши-Адада I. [52] | |
Масло для Эль II | Современник Зимри-Лима (ок. 1775–1761 до н. э.) Марийского , убит Сиве-Палар-Хуппаком Эламским , захватившим Эшнунну, на 5-м году правления умирает Шамши-Адад I, сын Дадуши. | |
Сельдь-Син | Договор с Хаммурапи (ок. 1792 – ок. 1750), на 4 году правления женился на дочери Хаммурапи. [20] | |
Илуни | Вассал Вавилона, современник Самсу-илуны |
Фотографии раскопок [ править ]
- Танцовщицы Эшнунна Лувр
- Мемориальная доска Иштар из Эшнунны
- Шумерские статуи из Эшнунны и Хафаджи
- Статуэтка верующего мужчины из Телль-Асмара - раннединастический период 2600-2350 гг. до н.э.
- Plaque_with_female_and_male_figures, Храм Телль-Асмара с одним святилищем III - ранний династический период, 2500-2330 гг. до н. э., алебастр, ракушка и битум
- Бляшки с обнаженными женщинами из Телль-Асмара, обожженная глина, (слева)_район городской стены, период Исин-Ларса, 2000-1800 гг. до н.э., (справа) Ищали, 2000-1600 гг. до н.э.
- Бог с топором атакует орла, а Шамаш и Поклоняющийся стоят позади.
- Статуя шумерского сидящего верующего из Телль-Асмара
- Административная табличка - аккадский период
- Шумерский статус из Телль-Асмара - часть клада Телль-Асмара
- Подвески из Северного дворца Телль-Асмара - раннединастический период - лазурит, серебро и сердолик.
- Медная солома из района Северного дворца Телль-Асмара - аккадский период
См. также [ править ]

- Список городов древнего Ближнего Востока
- Хафаджа
- Tell Ishchali
- Хронология древнего Ближнего Востока
- Увеличивать
- андариг
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б [1] Торкильд Якобсен, «Филологические заметки об Эшнунне и ее надписях», Ассириологические исследования 6, Чикаго: University of Chicago Press, 1934.
- ^ Джордж, А.Р. «О вавилонских туалетах и канализации», Ирак, том. 77, 2015, стр. 75–106.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д [2] Райхель, К. 2008. «Король мертв, да здравствует король: Последние дни культа Шу-Син в Эшнунне и его последствия». В: Н. Бриш (ред.), Религия и власть. . Божественное царствование в древнем мире и за его пределами, 133–155. ОИС 4, Чикаго.
- ^ Франкфурт, Анри (1948). Царство и боги: исследование древней ближневосточной религии как интеграции общества и природы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-26011-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райхель, Клеменс. «Центр и периферия – роль «Дворца правителей» в Телль-Асмаре в истории Эшнунны (2100–1750 гг. до н.э.)». Журнал Канадского общества исследований Месопотамии 11 (2018): 29-53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пейронель, Лука (01 января 2013 г.), «Элам и Эшнунна: исторические и археологические взаимосвязи в старовавилонский период» , Сузы и Элам. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы , Брилл, стр. 51–70, doi : 10.1163/9789004207417_005 , ISBN 978-90-04-20741-7 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ «3. Истоки ассирийской культурной традиции» , «Религия и идеология в Ассирии » , DE GRUYTER, стр. 93–144, 25 сентября 2015 г., doi : 10.1515/9781614514268-005 , ISBN 9781614514824 , получено 15 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сутер, Клаудия Э. (2018). «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминационную сцену» . Аш-Шарк: Бюллетень археологических, исторических и социальных исследований Древнего Ближнего Востока . 2 (2): 1–30 – через Academia.edu.
- ^ Ван Коппен, Франс и Дени Лакамбр. «Сиппар и граница между Эшнунной и Вавилоном. Новые источники по истории Эшнунны в старовавилонский период». Годовой отчет Предазиатско-египетского общества Ex Oriente Lux 41 (2009): стр. 151-177
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона: 2200 г. до н. э. – н. э. 75 . Уайли Блэквелл. п. 75. ИСБН 9781405188999 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Винхоф, Клаас Р. (07 апреля 2017 г.). «Древний ассирийский период (20–18 века<scp>до н.э.</scp>)» . Спутник Ассирии : 57–79. дои : 10.1002/9781118325216.ch3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жорди Видаль. «Убей их всех!» Некоторые замечания об уничтожении племени Яиланум (1781 г. до н.э.)». Журнал Американского восточного общества, том. 133, нет. 4, 2013, стр. 683–89.
- ^ Гишар, Микаэль (2002). «Дипломатические отношения между Ибал-Пи-Элем II и Зимри-Лимом: два шага к раздору» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 96 (2): 109–142. дои : 10.3917/сборка.096.0109 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281220 .
- ^ Сассон, Джек М. «Король и я, марийский король в изменении представлений». Журнал Американского восточного общества, том 118, № 4, 1998, стр. 453–70.
- ^ «Королевская власть» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 21–118, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.5 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ Болье, Поль-Ален (2004). Хаммурапи, царь Вавилона: биография . Уайли-Блэквелл. стр. 16–17. ISBN 978-1-405-12660-1 .
- ^ «Война» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 181–214, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.7 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ «Культура» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 294–342, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.10 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ Ричардсон, Сет. «Топоры против Эшнунны». Ориенталия, том. 74, нет. 1, 2005, стр. 42–50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэтью Рутц и Петр Михаловски. «Наводнение Эшнунны, падение Мари: деяния Хаммурапи в вавилонской литературе и истории». Журнал клинописных исследований, том. 68, 2016, стр. 15–43.
- ^ Блохер, Феликс. «Мысли о зале аудиенций Нарамсина в Телль-Асмар-Эшнунне». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия, стр. 90-97, 2019 г.
- ^ Харпер, Пруденс; Аруз, Джоан; Таллон, Франсуаза (1993). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- ^ Кэрол Мейер и др., «От Занзибара до Загроса: копаловый кулон из Эшнунны», Журнал ближневосточных исследований, том. 50, нет. 4, стр. 289–298, 1991 г.
- ^ Анри Франкфорт, «Цивилизация Инда и Ближний Восток». Ежегодная библиография индийской археологии за 1932 г., Лейден, VI, стр. 1–12, 1934 г.
- ^ Редактор JB Istas, "Le Muséon", том 11, Общество литературы и науки (Лувен, Бельгия), 1892 г.
- ^ [3] Анри Франкфорт, Торкильд Якобсен и Конрад Пройссер, «Скажите Асмару и Хафадже: работа первого сезона в Эшнунне 1930/31», Oriental Institute Communication 13, 1932.
- ^ [4] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорт, «Скажите Асмару, Хафадже и Хорсабаду: второй предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Oriental Institute Communication 16, 1933.
- ^ [5] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорт, «Иракские раскопки Восточного института 1932/33»: Третий предварительный отчет об экспедиции в Ирак, Сообщение Восточного института 17, 1934 г.
- ^ [6] Анри Франкфорт с главой Торкильда Якобсена, «Открытия Восточного института в Ираке, 1933/34: Четвертый предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Сообщение Восточного института 19, 1935 г.
- ^ [7] Анри Франкфорт, «Ход работы Восточного института в Ираке, 1934/35: пятый предварительный отчет об иракской экспедиции», Oriental Institute Communication 20, 1936.
- ^ [8] Анри Франкфорт, Сетон Ллойд и Торкильд Якобсен с главой Гюнтера Мартини, «Храм Гимильсин и дворец правителей в Телль-Асмаре», Публикация 43 Института Востока, 1940 г.
- ^ Чабб, Мэри (7 ноября 1961 г.). «Восстановление Вавилонской башни». Таймс . № 55232.
- ^ [9] Лиз А. Труекс, «3 домохозяйства и учреждения: район Телль-Асмара в конце 3-го тысячелетия до нашей эры», Ирак (Древняя Эшнунна), специальный выпуск: Раскопки кварталов: межкультурное исследование, Американская антропологическая ассоциация, том. 30, вып. 1 июля 2019 г.
- ^ [10] «Глиняные печати и таблички из Телля Асмара», Новости и заметки Восточного института, вып. 159, стр. 1–5, Восточный институт Чикаго, осень 1998 г.
- ^ [11] И. Дж. Гелб, «Саргонические тексты из региона Дияла», Материалы для ассирийского словаря, том. 1, Чикаго, 1961 год.
- ^ [12] Р. М. Уайтинг-младший, «Старые вавилонские письма из Телля Асмара», Ассириологические исследования 22, Восточный институт, 1987.
- ^ «Спасение иракских археологических отчетов» . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 г.
- ^ Румайди, С. и др. «Иракские раскопки в регионе Дияла: Телль Асмар (Эшнунна) и Телль Муктадия». (готовится к печати)
- ^ [13] Эванс, Джин М. «Пересмотр так называемого храма с одним храмом в Телль-Асмаре». в книге «От осколков к пейзажам: исследования древнего Ближнего Востока в честь Макгуайра Гибсона» 71 (2021): 91–105.
- ^ «Квадратный храм в Телль-Асмаре и строительство раннединастической Месопотамии около 2900–2350 гг. До н.э. », Джин М. Эванс, Американский журнал археологии , Бостон, октябрь 2007 г., Vol. 111, вып. 4; стр. 599
- ^ Франкфорт, Анри , «Искусство и архитектура Древнего Востока», История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970, стр. 46-49, Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561072 ; Сейчас группа разделена между Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Институтом Востока в Чикаго и Национальным музеем Ирака (с богом).
- ^ [14] Анри Франкфорт, «Скульптура третьего тысячелетия до нашей эры из Телля-Асмара и Хафаджи , Публикация 44 Института Востока, 1939»
- ^ [15] Анри Франкфорт, «Еще скульптуры из региона Дияла», Публикации Восточного института 60, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1943.
- ^ Фальковиц, Роберт С. «Параграф 59« Законов Эшнунны »». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 72, нет. 1, 1978, стр. 79–80.
- ^ [16] Аль-Рави, FNH, «Нападение и избиение», Шумер, том. 38, стр. 117–120, 1982 г.
- ^ Законы Эшнунны, Реувен Ярон, BRILL, 1988, ISBN 90-04-08534-3
- ^ Розен, Брюс Л. «Некоторые заметки о законах Эшнунны 20 и 21 и правовой реформе в законах Хаммурапи». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 71, нет. 1, 1977, стр. 35–38.
- ^ Мария де Йонг Эллис, «Заметки о хронологии поздней династии Эшнунна», Журнал клинописных исследований, том. 37, нет. 1, стр. 61–85, 1985 г.
- ^ Мартин, Ричард. Открытия в Анатолии, 1930-31 гг .
- ^ Михаловский, Петр. «Глава 6. Королевские письма в их историческом контексте 2: Великие стены, амореи и военная история: Переписка Пузур-Шулги и Шаррум-бани (Письма 13–14 и 19–20)». Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2021, стр. 122–16.
- ^ Оллред, Лэнс. «Срок полномочий губернаторов провинций: некоторые наблюдения». От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press , 2021, стр. 115-124.
- ^ Блох, Игаль. «Эпонимы завоевания Шамши-Адада I и список эпонимов Канеша». Журнал ближневосточных исследований, том. 73, нет. 2, 2014, стр. 191–210.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аль-Лухаиби, Ахмед А., «Новые цилиндрические печати из Телля Асмара (древний город Эшнунна) в результате иракских раскопок 2001–2002 гг.», Ирак 85, стр. 29–48, 2023 г.
- Чабб, Мэри (1999). Город на песке (2-е изд.). Либри. ISBN 1-901965-02-3 .
- Сивил, М., «Школьное упражнение из Телля Асмара». Studia Orientalia Electronica, том. 46, стр. 39–42, апрель 2015 г.
- Райхель К. 2003, Современное преступление и древняя тайна: Печать Билаламы, в: Selz GJ (редактор), Festschrift для Буркхарта Кинаста по случаю его 70-летия, представленный друзьями, студентами и коллегами, Alter Orient und Altes Test 274, Мюнстер, стр. 355–389.
- [17] Пинхас Делугаз, «Керамика из региона Дияла», Публикации Восточного института 63, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952, ISBN 0-226-14233-7
- [18] Пинхас Делугаз, Гарольд Д. Хилл и Сетон Ллойд, «Частные дома и могилы в регионе Дияла», Публикации Восточного института 88, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1967.
- [19] Пинхас Делугаз и Сетон Ллойд с главами Анри Франкфорта и Торкильда Якобсена, «Храмы до Саргонидов в регионе Дияла», публикации Восточного института 58 , Чикаго: The University of Chicago Press, 1942.
- И. Дж. Гелб, «Табличка необычного типа из Телля Асмара», Журнал ближневосточных исследований , том. 1, нет. 2, стр. 219–226, 1942 г.
- Дорогой, Паоло. «ЧОГА ГАВАНЕ: ФОРПОСТ ЭШНУННЫ В ГОРАХ ЗАГРОС?» Египет и Ближний Восток, том. 35, 2012, с. 165–73
- [20] Макс Хильцхаймер, перевод Адольфа А. Брюкса, «Останки животных из Телля Асмара», Исследования древней восточной цивилизации 20, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1941.
- Ламберт, РГ «Нарам-Син из Эшнунны или Аккада?» Журнал Американского восточного общества, том. 106, нет. 4, 1986, стр. 793–95.
- Романо, Лисия, «Кому поклонялись в храме Абу в Телль-Асмаре?», KASKAL 7, стр. 51–65, 2010 г.
- Гэри А. Рендсбург, «UT 68 и печать Телль-Асмар», Orientalia, NOVA SERIES, том. 53, нет. 4, стр. 448–452, 1984 г.
- Клаудия Э. Сутер, «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминацию», Бюллетень Аш-шарка древних археологических, исторических и социальных исследований Ближнего Востока, том. 2, нет. 2, стр. 1–29, 2018 г.
- Тетлоу, Элизабет Мейер (28 декабря 2004 г.). Женщины, преступление и наказание в древнем праве и обществе: Том 1: Древний Ближний Восток . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1628-5 .
- Р. М. Уайтинг-младший, «Старое вавилонское заклинание из Телля Асмара», Zeitschrift für Assyriologie, vol. 75, стр. 179–187, 1985 г.
- Р. М. Уайтинг-младший, «Четыре оттиска печати из Телля Асмара», Archiv für Orientforschung, vol. 34, стр. 30–35, 1987 г.