Билалама
Билалама | |
---|---|
Первый из Эшнунны | |
Царствование | в. 1981-1962 гг. до н.э. [1] |
Предшественник | Конкретный |
Преемник | Ишар-рамашу |
Проблема | Ме-Куби , Шалил-ла-Милкум, возможно, Усур-авассу |
Билалама был , в 20 веке до нашей эры правителем Эшнунны , древнего месопотамского королевства, расположенного в долине Дияла в современном Ираке .
Фон
[ редактировать ]Предполагается, что Билалама был современником -Эрры и Шу-Илишу Исина Ишби . [2] Он был сыном предыдущего правителя Эшнунны Кирикири. [3] Имена Билаламы и Кирикири эламитские , что, по мнению Катрин де Греф, может указывать на то, что династические изменения произошли в городе после правления их предшественника Нур-ахума . [4] Однако неясно, обязательно ли они сами были эламитами , или их имена лишь отражают высокий уровень эламского культурного влияния на Эшнунну. [5]
Билалама женился на дочери Абда-Эля, вождя амореев , который ранее по дипломатическим причинам женил своего сына Ушашума на дочери Нур-Ахума. [6] Оба брака, скорее всего, были призваны гарантировать положительные отношения между правителями Эшнунны и местными группами амореев. [7]
Известны двое детей Билаламы. [8] Его дочь Ме-Куби вышла замуж за царя Тан-Рухуратира свидетельствует надпись, посвященная строительству храма Инанны Элама, о чем в Сузах . [9] Она также упоминается в надписи на печати из лазурита , в которой говорится, что Билалама, очевидно, подарил ее ей. [10] Известно также, что у него был сын, носивший аморейское имя Шалил-ла-Милкум. [11] Кроме того, было высказано предположение, что более поздний правитель Эшнунны, Усур-авасу, также был сыном Билаламы. [12]
Обнаружен ряд предметов с именами людей, идентифицированных как слуги Билаламы, в том числе приписываемые певцу (НАР) Вусум-бели и ряду писцов (Пузур-Тишпак, Ильшу-дан и Лугал-иним-ду ). [13]
Царствование
[ редактировать ]Как указывает надпись на штампованном кирпиче из дворца, раскопанного в Эшунне, Билалама использовал титулы «правитель ( энси ) Эшнунны» и «возлюбленный Тишпака ». [14] Тишпак был богом-хранителем города. [15] и обычно считался его царем, а правители-люди служили губернаторами от его имени, аналогично тому, как их современники в Дере и Ассуре считались представителями Иштарана и Ашура соответственно. [6]
Известны имена, приписываемые Билаламе за четырнадцать лет, но известно, что он оставался у власти дольше, вероятно, около двадцати лет. [16] в. 1981-1962 гг. до н.э. [1] Это контрастирует с недолговечностью правления его предшественника Кирикири над Эшнунной. [2] который, по максимальным оценкам, продлился всего десять лет. [1]
В надписях Билаламы упоминаются многочисленные строительные проекты. [17] Он пристроил к царскому дворцу новое крыло и перестроил храм Тишпак, известный под церемониальным названием Есыкиль. [2]
Билалама сохранил независимость от крупнейших держав своей эпохи. [16] Он женился на семье аморейского вождя Абда-Эля и поддерживал с ней хорошие отношения, но вступил в конфликт с амореями, населявшими Экель-Ибби-Син, Ишур и Баб-Ибаум, и включил последний из этих городов в свое царство после его завоевание. [18] В отличие от нестабильных политических отношений с амореями, он поддерживал неизменно положительные отношения с Эламом. [2] Однако одновременно он был союзником Илум-муттабила из Дера, чьи надписи указывают на его враждебность к Эламу. [8] восприняли его негативно По-видимому, правители Исина , поскольку письмо, приписываемое либо Ишби-Эрре , либо Шу-Илишу, критиковало его за неуважение к нему в другом письме, которое он отправил Илум-муттабилю. [8]
На троне Эшнунны Билаламу сменил Ишар-рамашу. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вассерман и Блох 2023 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д Де Граф 2022 , с. 416.
- ^ Фрейн 1990 , с. 489.
- ^ Де Граф 2022 , с. 415-416.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Де Граф 2022 , с. 415.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б с Де Граф 2022 , с. 417.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 492–493.
- ^ Фрейн 1990 , с. 493.
- ^ Фрейн 1990 , с. 494.
- ^ Де Граф 2022 , с. 418.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 495–498.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 491–492.
- ^ Фрейн 1990 , с. 492.
- ^ Jump up to: а б Вассерман и Блох 2023 , с. 220.
- ^ Фрейн 1990 , с. 491.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , с. 219.
- ^ Фрейн 1990 , с. 500.
Библиография
[ редактировать ]- Де Граф, Катриен (2022). «Ближний Восток после падения Ура: от Эшнунны и Загроса до Суз». Оксфордская история Древнего Ближнего Востока: Том II . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190687571.003.0016 . ISBN 0-19-068757-6 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Вассерман, Натан; Блох, Игаль (2023). Амореи: политическая история Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 133. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-54731-5 .