Ясма-Адад
Увеличивать |
---|
![]() |
Короли |
Археология |
Ясмах-Адад (Ясмах-Адду, Ясмах-Адад, Исмах-Адад, Иасмах-Адад) был младшим сыном аморейского царя Верхней Месопотамии Шамши-Адада I. Он был возведен на трон Мари своим отцом после успешной военной атаки после убийства Яхдун-Лима Марийского в 1796 году до нашей эры. [1] Он отвечал за юго-западную часть королевства своего отца (столицей которого был Мари), включая реки Балих , реки Хабур и реки Евфрат . Административный округ Ясмах-Адад граничил с государством Ямхад и сирийской степью (населенной полукочевыми народами). Его отец управлял северной частью царства от Шубат-Энлиля , а старший брат Ишме-Даган правил юго-восточной областью от Экаллатума . [2] Правление Ясмах-Адада Мари и прилегающими районами вокруг Евфрата закончилось, когда умер его отец, а аморей Зимри-Лим и его армия прогнали его из Мари и заняли его трон в 1775 г. до н. э. Источники не полностью согласны, но он был либо выгнали из своих границ, либо убили, прежде чем им разрешили бежать. [1]
Политический брак
[ редактировать ]Шамши-Адад I играл важную роль в жизни своего сына и часто контролировал его дела на микроуровне. В одном случае, чтобы облегчить военный союз с западно-сирийским городом-государством Катна , союзником в борьбе против вражеского государства Ямхад , Шамши-Адад I организовал женитьбу своего сына на принцессе Бельтум, дочери царя Катна, Иши-Адад . [3] Шамши-Адад I и отец Бельтума оба хотели, чтобы она играла ведущую роль во дворце, но Ясмах-Адад уже была замужем за дочерью Яхдун-Лима , которая была ведущей женой Ясмах-Адада в Мари. В результате он отодвинул Бельтум, свою вторую жену, на второстепенное положение во дворце. Шамши-Адад I разгневался на Ясмах-Адада за его отказ выполнять приказы и заставил его держать Бельтума при себе во дворце. [4]
Некоторые утверждают, что этот пример контроля продемонстрировал степень власти Шамши-Адада I над своими сыновьями и своим королевством в целом. Хотя Ясмах-Адад и Ишме-Даган носили почетные титулы и правили в своих столицах, их власть, похоже, была концептуальной, и они, возможно, были политическими марионетками, обосновавшимися у власти, чтобы выполнять приказы своего отца.
Критика со стороны его семьи
[ редактировать ]Ясмах-Адад наиболее известен критикой, которую он получил от своего отца. Ясмах-Адада обвиняли в лени, снисходительности и невыполнении своих царских обязанностей. Однажды его упрекали за то, что он развлекался с женщинами и отказывался от своих обязанностей ради сексуальных удовольствий. [5] Переписка между отцом и сыновьями, найденная в архивах города Мари , дает интересный и порой юмористический взгляд на динамику жизни этой семьи. Ясмах-Адада часто высмеивали как его брат Ишме-Даган , так и его отец, и обвиняли его в бездействии в руководстве своим округом. [6] Его персонаж подвергся нападкам в письме отца, в котором он спрашивает: «Как долго нам придется направлять тебя во всех вопросах? Ты ребенок, а не взрослый? Разве у тебя нет бороды на подбородке? ты собираешься взять на себя управление своим домом? Разве ты не видишь, что твой брат возглавляет огромное войско? Так что и ты возьми на себя управление своим дворцом, своим домом!» [7] [8] Другое письмо его отца указывает на раздражение Шамши-Адада I поведением своего младшего сына, сравнивая Ясмах-Адада со своим старшим братом, успешным воином: «Пока здесь твой брат побеждает, там ты лежишь среди женщин». [9] Многие из этих критических замечаний возникли из-за неспособности Ясмах-Адада выполнять свои политические обязанности, независимо от того, чем занимался его отец. В обязанности Ясмах-Адада входило замещение определенных должностей в своем округе, таких как должность губернатора Терки , и делегирование должности мэра марийского дворца, и его невыполнение этих обязанностей легло в основу многих кратких писем его отца. .
Критика Ясмах-Адада исходила не только от его отца, как показывает переписка между ним и его старшим братом. Ишме-Даган ругает своего брата: «Почему ты поднимаешь вопль по этому поводу? Это нехорошее поведение», и советует ему общаться с их отцом через него в качестве посредника. Возможно, это было сделано из желания помочь своему младшему брату, но также могло быть маневром, направленным на то, чтобы добиться большего политического авторитета Ишме-Дагана. Свое желание быть посредником между братом и отцом он указывает в письмах такими фразами, как: «Напиши мне, что ты собираешься написать царю, чтобы я, где возможно, мог сам дать тебе совет». [9] Другой пример сложных, натянутых отношений между братьями можно найти в письме Ясмах-Адад Ишме-Дагану:«Так (говорит) Ясмах-Адду, твой сын. Я слушал Табличку, которую прислал мне папа, в которой говорилось следующее: «Как долго нам придется держать тебя на поводке? Ты ребенок, ты не мужчина, у тебя нет бороды на подбородке! Как долго ты будешь не в состоянии правильно управлять своим хозяйством? Неужели ты не понимаешь, что твой брат командует огромными армиями, поэтому ты (очень хорошо) управляешь своим дворцом и домом должным образом? ' Вот что мне написал папа. Как я могу быть ребенком и неспособным руководить делами, когда папа повысил меня по службе. Как получилось, что, хотя я рос с папой с самого детства, теперь какой-то слуга добился успеха? вытеснив меня из папиной привязанности? Значит, я прямо сейчас приду к папе, чтобы рассказать ему о своем несчастье!» (ARM 1.108: Далли 1984; 34) [10] Историческое мнение о Ясмах-Ададе вращается главным образом вокруг этих писем, наиболее многочисленных первоисточников о нем. Критика может отражать стресс, который Шамши-Адад I испытывал, когда его недавно сформированная империя начала рушиться, учитывая, как указывает Ясмах-Адад в этом письме, что его отец назначил Ясмах-Адада главным правителем Мари, одного из крупнейший городской центр, а также один из самых спорных в его королевстве, когда эту должность мог занять один из его генералов. Ясмах-Адад хорошо управлял регионом, учитывая, что королевство Ашур подвергалось нападениям как снаружи, так и внутри его границ. Но другие источники могут поддержать мнение его отца. В большинстве первоисточников той эпохи не упоминается о каких-либо военных действиях с его стороны. Когда его отец умер, Зимри-Лим смог прогнать Ясмах-Адада с трона в Мари, по-видимому, без особого боя, в то время как Ишме-Даган потерял контроль над всей своей частью королевства своего отца, кроме Экаллатума и Ассура .
Военная жестокость
[ редактировать ]Письма между Ясмах-Ададом и Шамши-Ададом I показывают роль, которую он сыграл в жестокой экспансионистской военной кампании своего отца 1781 года до нашей эры, особенно в отношении племени Яиланум. Если письма и надписи, описывающие другие сражения, свидетельствуют о ненасильственном обращении с пленными врагами, то письма Ясмах-Ададу содержали указания убить всех членов этого племени. «Отдайте приказ, чтобы сыновья (племени) Яиланума, все те, кто с вами, должны сегодня ночью умереть… Они должны умереть и быть похороненными в могилах!» Позже, в письме к Ясмах-Ададу, Ишме-Даган описал казнь Яииланума. «Мар-Адду и все сыновья (племени) Яиланума были убиты, и все его слуги и воины были убиты, и ни один враг не убежал. Радуйтесь!» Мар-Адду, как вождь племени Яиланум, был обезглавлен, а его голова была доставлена Ясмах-Адду. [11]
Другое семейное общение
[ редактировать ]Хотя военные кампании и критика, обнаруженные в письмах как его отца, так и брата, изображают Яшмах-Адада в далеко не выдающемся свете, марийское письмо (ок. 1791–1776 гг. до н. э.) дает нам представление о семейной динамике. В этом сообщении от Ишме-Дагана I его брат просит Яшмах-Адада поделиться медицинскими знаниями со своим врачом, прежде чем вернуть его. «Лекарство, которое ваш врач наложил мне на повязку, чрезвычайно хорошее. Рана начала исчезать, и медленно, медленно лекарство собирается ее удалить. Сейчас я посылаю к вам с этим письмом врача Самси- Адду-тукульд; пусть он посмотрит на лекарство, а затем немедленно отправь его обратно». [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 гг. До н.э. (Второе изд.). Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 109. ИСБН 978-1-4051-4911-2 .
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 108 . ISBN 978-1-4051-4911-2 .
- ^ Кембриджская древняя история, Том II, Часть I (Третье изд.). Издательство Кембриджского университета. 1973. С. 20 . ISBN 0521082307 .
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока (второе изд.). Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 109. ИСБН 978-1-4051-4911-2 .
- ^ Харрис, Ривка (2000). Пол и старение в Месопотамии: эпос о Гильгамеше и другая древняя литература. Университет Оклахомы Пресс, Нормальный. http://www.gatewaystobabylon.com/essays/essaynergalereshk1.htm
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–2300 гг . до н.э. Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 109. ИСБН 978-1-4051-4911-2 .
- ^ Дюран, Жан-Мари (1997). Эпистолярные документы из Мариийского дворца (Том 1-е изд.). Париж: Les Editions du Cerf. п. 138.
- ^ Брайс, Тревор (2003). Письма великих королей Древнего Ближнего Востока: королевская переписка позднего бронзового века . Лондон: Рутледж. п. 12 .
- ^ Jump up to: а б Кембриджская древняя история, Том II, Часть I (Третье изд.). Издательство Кембриджского университета. 1973. С. 3 . ISBN 0521082307 .
- ^ Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток ок. 3000-330 гг . до н.э. Том. Я. Лондон: Рутледж. п. 108 . ISBN 0-415-01353-4 .
- ^ Видаль, Хорди. « Убейте их всех!» Некоторые замечания об уничтожении племени Яиланум (1781 г. до н.э.)» . go.galegroup.com . Журнал Американского восточного общества . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Оппенгейм, Лео А. (1967). Письма из Месопотамии (PDF) . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 108 . Проверено 25 октября 2014 г.
- «Эпистолярные документы дворца Марии»
- Э.Ру «Древний Ирак» (Пингвин, Хармондсворт)
- Ван Де Миеруп, Марк. История Древнего Ближнего Востока ок. 3000–323 гг. До н.э. Второе издание , Оксфорд: Wiley-Blackwell, 2007.
- Дюран, Жан-Мари. Эпистолярии из Мариийского дворца. Париж: Les Editions du Cerf, 1997.