Ямхад
Ямхад Алеппо | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1810 г. до н.э. – ок. 1517 г. до н.э. | |||||||||
Капитал | Алеппо | ||||||||
Общие языки | аморей Хуррит ( среди хурритов ) | ||||||||
Религия | древняя левантийская религия ( Хадад был главным божеством) [ 1 ] | ||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||
Король , Великий Король . [ 2 ] [ 3 ] | |||||||||
• в. 1810 – ок. 1780 г. до н.э. | Суму-Эпух | ||||||||
• в. 1780 – ок. 1764 г. до н.э. | Ярим-Лим I | ||||||||
• середина. 16 век до н.э. – ок. 1524 г. до н. э. | Наука-Наука I | ||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||||
• Учредил | в. 1810 г. до н.э. | ||||||||
• Упразднено | в. 1517 г. до н.э. | ||||||||
Область | |||||||||
1750 г. до н.э. [ 2 ] | 43 000 км 2 (17 000 квадратных миль) | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
Ямхад ( Ямхад ) — древнее семитоязычное царство с центром в Халабе ( Алеппо ) в Сирии . Королевство возникло в конце 19 века до нашей эры и находилось под властью династии Ямхад , которая рассчитывала как на армию, так и на дипломатию для расширения своего владения. С самого начала своего основания царство выдерживало агрессию своих соседей Мари , Катны и Старой Ассирийской империи и было превращено в самое могущественное сирийское царство своей эпохи благодаря действиям своего царя Ярима-Лима I. К середине 18 века до нашей эры большая часть Сирии, за исключением юга, перешла под власть Ямхада либо в качестве прямого владения, либо через вассальное подчинение, и в течение почти полутора веков Ямхад доминировал в северной, северо-западной и восточной Сирии, а имел влияние на небольшие королевства в Месопотамии на границах Элама . В конечном итоге царство было разрушено хеттами , а затем аннексировано Митанни в 16 веке до нашей эры.
Население Ямхада состояло преимущественно из амореев и имело типичную бронзового века сирийскую культуру . В Ямхаде также проживало значительное количество хурритов , поселившихся в королевстве, что добавляло влияние их культуры. Ямхад контролировал широкую торговую сеть, являясь воротами между восточно- иранским нагорьем и Эгейским регионом на западе. Ямхад поклонялся традиционным северо-западным семитским божествам, а столица Халаб считалась священным городом среди других сирийских городов как центр поклонения Хададу , который считался главным божеством северной Сирии.
История
[ редактировать ]Археологи мало что раскопали в Халабе, поскольку Халаб никогда не был заброшен за свою долгую историю, а современный город расположен над древним местом. [ 4 ] Поэтому большая часть знаний о Ямхаде исходит из табличек, обнаруженных в Алалахе и Мари . [ 5 ]
Учреждение
[ редактировать ]Имя Ямхад, вероятно, было племенным названием амореев и используется как синоним Халаба при упоминании царства. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] Город Халаб был религиозным центром на севере Сирии и упоминался под названием Ха-лам. [ 8 ] как вассал Эблаитской империи, контролировавшей большую часть Сирии в середине третьего тысячелетия до н. э. [ 9 ] Слава Халаба как Священного города способствовала его дальнейшей известности; [ 10 ] [ 11 ] главный храм северосирийского бога бури Хадада , в городе находился [ 12 ] который был известен как «Город Хадад». [ 10 ]
Имя Халаб, как и имя Ямхад, впервые появилось в древневавилонский период. [ 6 ] когда Суму-Эпух , первый царь Ямхадитов, был засвидетельствован на печати Мари как правитель земли Ямхад, [ 13 ] вошли, помимо Халаба, города Алалах и Туба в который [ 14 ] [ 15 ] Суму-Эпух объединил королевство и столкнулся с Яхдун-Лимом из Мари, который заключил династический союз с Ямхадом, чтобы противостоять Ассирии. [ 16 ] но в конце концов провел кампанию на севере, угрожая королевству. [ 17 ] Ямхадский царь поддержал яминские племена и заключил союз с другими сирийскими государствами, включая Уршу , Хассум и Каркемиш . [ 18 ] [ 19 ] против короля мариотов, победившего своих врагов, [ 20 ] который в конечном итоге был убит своим собственным сыном Суму-Ямамом. [ 21 ]
Соперничество с Ассирией и экспансия
[ редактировать ]Возвышение Шамши-Адада I в Ассирии оказалось для Ямхада более опасным, чем для Мари. Аморейский царь Ассирии был амбициозным завоевателем, стремившимся править Месопотамией и Левантом, и называл себя «царем мира». [ 22 ] Шамши-Адад окружил Ямхад посредством союзов с Чаркемишем, Хассумом и Уршу на севере и завоеванием Мари на востоке, вынудив Зимри-Лима, наследника Мари, бежать. Суму-Эпух приветствовал Зимри-Лима и намеревался использовать его против Ассирии, поскольку он был законным наследником Мари. [ 21 ]
Самый опасный союз Шамши-Адада был с Катной , царь которой Иши-Адду стал агентом Ассирии на границах Ямхада и выдал свою дочь замуж за Ясмах-Адада , сына ассирийского царя, которого его отец назначил царем Мари. [ 23 ] Суму-Эпух, очевидно, был убит во время битвы с Шамши-Ададом, и ему наследовал его сын Ярим-Лим I , [ 24 ] который объединил царство своего отца и превратил его в самое могущественное королевство Сирии и северной Месопотамии. [ 1 ] [ 25 ] [ 26 ] Ярим-Лим был окружен Шамши-Ададом союзами с Хаммурапи Вавилонским и Ибал-пи-элем Эшнунны II , [ 27 ] затем в 1777 г. до н.э. он двинулся на восток, завоевав Туттула и назначив Зимри-Лима губернатором города. [ 27 ] Смерть ассирийского царя наступила годом позже. [ 27 ] Затем Ярим-Лим послал свою армию с Зимри-Лимом, чтобы восстановить трон своего предка в качестве союзника-вассала Ямхада. [ 27 ] укрепление отношений посредством династического брака между новым королем Мариоте и Шибту , дочерью Ярим-Лима. [ 28 ]
«Нет царя, который был бы могуществен сам по себе. Десять или пятнадцать царей следуют за Хаммурапи , правителем Вавилона , такое же число Рим-Сина из Ларсы , такое же число Ибал-пиэля из Эшнунны , такое же число Амуда- Пи-эль из Катанума , но двадцать следуют за Ярим-Лимом из Йамхада».
Табличка, отправленная Зимри-Лиму из Мари, с описанием власти Ярим-Лима I. [ 1 ]
Ярим-Лим провел следующие годы своего правления, расширяя королевство, которое достигло Мамы на севере. [ 29 ] Сирийские города-государства были покорены посредством союзов или силы; Мама, Эбла и Угарит стали вассалами Ямхада, [ 2 ] [ 30 ] в то время как Катна оставалась независимой, но заключила мир с Ямхадом после смерти его союзника, покойного Шамши-Адада I. [ 23 ] Образец дипломатической и военной политики Ярим-Лима можно прочитать в табличке, обнаруженной в Мари и отправленной царю Дера в южной Месопотамии, которая включала объявление войны Деру и его соседу Диниктуму . [ 31 ] на табличке упоминается размещение 500 военных кораблей ямхадитов в течение двенадцати лет в Диниктуме и военная поддержка Дера ямхадитами в течение 15 лет. [ 31 ] Достижения Ярим-Лима подняли Ямхад до статуса Великого Королевства, а титул короля Ямхадитов стал Великим королем . [ 2 ] [ 23 ]
Ярим-Лиму I наследовал его сын Хаммурапи I, правивший мирно. [ 27 ] Ему удалось заставить Чаркемиша подчиниться. [ 27 ] и послал войска на помощь Хаммурапи Вавилонскому против Ларсы и Элама . [ 32 ] Союз распался после того, как вавилонский царь разграбил и разрушил Мари. [ 23 ] Однако Вавилон не напал на Ямхад, и в последующие годы отношения между двумя царствами оставались мирными; [ 23 ] Вакуум власти, вызванный падением Мари, открыл Хаммурапи возможность распространить гегемонию Ямхада на верхнюю часть долины Хабур на востоке, где правитель Шубат Энлиль стал его вассалом. [ 33 ] Хаммурапи I наследовал его сын Абба-Эль I , во время правления которого произошло восстание города Ирриду , находившегося под властью принца Ярим-Лима , брата Абба-Эля. [ 34 ] Король ответил на восстание, уничтожив Ирриду и компенсировав своему брату трон Алалаха, создав таким образом кадетскую ветвь династии. [ 34 ]
Упадок и конец
[ редактировать ]Эпоха преемников Абба-Эля I плохо документирована. [ 34 ] а ко времени Ярим-Лима III в середине 17 века до н.э. власть Ямхада пришла в упадок из-за внутренних разногласий. [ 36 ] [ 37 ] Ярим-Лим III правил ослабленным королевством, и хотя он установил гегемонию Ямхадитов над Катной, [ 34 ] ослабление было очевидным, поскольку Алалах стал практически независимым при самопровозглашенном царе Аммитакуме . [ 36 ] называли его Великим царем . Несмотря на этот регресс, царь Ямхада оставался сильнейшим царем сирийских государств, поскольку хетты [ 26 ] дипломатический равный хеттскому царю. [ 38 ]
Возвышение Хеттского царства на севере представляло самую большую угрозу для Ямхада. [ 39 ] хотя Ярим-Лим III и его преемник Хаммурапи III смогли противостоять агрессии хеттского царя Хаттусили I благодаря союзам с хурритскими княжествами. [ 34 ] Хаттусили решил не атаковать Халаб напрямую и начал с завоевания вассалов и союзников Ямхада, начиная с Алалаха во второй год его сирийской кампании ок. 1650 г. до н.э. ( Среднее летоисчисление ) или несколько позже. [ 40 ] [ 41 ] Затем Хаттусили повернулся, чтобы атаковать хурритов в Уршу к северо-востоку от Халаба, и победил, несмотря на военную поддержку хурритов со стороны Халаба и Каркемиша. [ 42 ] Затем хеттский царь победил Ямхада в битве у горы Аталур. [ 43 ] и разграбил Хассум вместе с несколькими другими хурритскими городами на шестом году своих сирийских войн. [ 40 ] После многих кампаний Хаттусили I наконец напал на Халаб во время правления Хаммурапи III. Атака закончилась поражением, ранением хеттского царя и его последующей смертью ок. 1620 г. до н.э. [ 44 ] [ 45 ] Кампании Хаттусили значительно ослабили Ямхад, что привело к снижению его статуса: монарх перестал называться Великим королем. [ 46 ]
Хаттусили наследовал его внук Мурсили I , который завоевал Халаб ок. 1600 г. до н. э. и уничтожил Ямхад как крупную державу в Леванте . [ 47 ] Затем Мурсили отправился в Вавилон и разграбил его, но был убит по возвращении в свою столицу Хаттусу , и его империя распалась. [ 48 ] Халаб был перестроен, и королевство снова расширилось, включив в себя Алалах. [ 49 ] Восстановленным королевством правили короли, о которых известно только их имена; первый — Сарра-Эль , который мог быть сыном Ярим-Лима III. [ 50 ] Последним царем династии, правившим Халабом, был Илим-Илимма I. [ 51 ] чье правление закончилось ок. 1524 г., когда он был убит во время восстания, организованного царем Паршататаром, Митанни который аннексировал Халаб. [ 52 ] [ 53 ] Сын Илима-Илиммы, Идрими , бежал в Эмар , затем завоевал Алалах ок. 1517 г. до н.э. [ 52 ] [ 53 ] Через семь лет после завоевания Алалаха Идрими заключил мир с Митанни и был признан вассалом. [ 54 ] и ему разрешили контролировать Халаб, хотя ему пришлось перенести резиденцию династии в Алалах и отказаться от титула «короля Халаба»; использование имени Ямхад также прекратилось. [ 55 ]
Короли Ямхада
[ редактировать ]Даты оценены и даны по Средней хронологии . [ 38 ]
Король | царствовал | Заголовок | Отношение к предыдущему королю |
---|---|---|---|
Суму-Эпух | в. 1810 г. до н. э. – ок. 1780 г. до н.э. | Король | |
Ярим-Лим I | в. 1780 г. до н.э. – ок. 1764 г. до н.э. | Великий король | Сын. [ 23 ] |
Хаммурапи I | в. 1764 г. до н. э. – ок. 1750 г. до н.э. | Великий король | Сын. [ 56 ] |
Абба-Эль I | в. 1750 г. до н.э. – ок. 1720 г. до н.э. | Великий король | Сын. [ 57 ] |
Полулим II | в. 1720 г. до н.э. – ок. 1700 г. до н.э. | Великий король | Сын. [ 58 ] |
Поговорка-Эпух | в. 1700 г. до н.э. – ок. 1675 г. до н.э. | Великий король | Сын. [ 59 ] |
Иркабтум | в. 1675 г. до н.э. - середина 17 века до н.э. | Великий король | Сын. [ 60 ] |
Хаммурапи II | Середина 17 века до н.э. | Великий король | Возможный брат. [ 61 ] |
Ярим-Лим III | Середина 17 века до н.э. – ок. 1625 г. до н. э. | Великий король | Брат Иркабтума. [ 62 ] |
Хаммурапи III | в. 1625 г. до н. э. – ок. 1600 г. до н.э. | Король | Сын. [ 63 ] |
Сарра-Эль | Начало 16 века до нашей эры. | Король | Возможный сын Ярим-Лима III. [ 50 ] |
Абба-Эль II | Середина 16 века до н.э. | Король | Сын. [ 50 ] |
Наука-Наука I | в. 1524 – ок. 1517 г. до н.э. | Король | Возможный сын. [ 64 ] |
Люди и культура
[ редактировать ]Жители Ямхада были амореями и говорили на аморейском языке , за исключением нескольких месопотамских, египетских и эгейских влияний, [ 65 ] [ 66 ] Ямхад принадлежал в основном к сирийской культуре среднего бронзового века. [ 67 ] Эта культура повлияла на архитектуру и функции храмов, которые были в основном культовыми, а политическая власть принадлежала царскому дворцу, в отличие от важной политической роли храмов в Месопотамии. [ 67 ]
Поскольку столица Халаб не раскопана, архитектура королевства археологически лучше всего представлена городом Алалах. [ 68 ] который подчинялся Халабу и управлялся царем, принадлежащим к царскому дому Ямхадитов. [ 69 ] Амореи обычно строили большие дворцы, имеющие архитектурное сходство со старыми дворцами вавилонской эпохи. Они были украшены величественными центральными дворами, тронными залами, кафельными полами, дренажными системами и оштукатуренными стенами, что предполагает использование специализированной рабочей силы. [ 70 ] Существуют свидетельства присутствия минойских эгейских художников-фрескистов, которые рисовали сложные сцены на стенах дворцов в Алалахе. [ 70 ]
У Ямхада была характерная сирийская иконография, которая отчетливо видна в печатях царей, которые придавали большое значение сирийским богам. Египетское влияние было минимальным и ограничивалось анкхом , который нельзя интерпретировать как подражание египетским ритуалам, а скорее как просто замену чаши, которую держит божество в другом месте. [ 71 ] У Ямхада был особый образец отделки, называемый стилем Ямхад, который был популярен в Мари во время правления короля Зимри-Лима, чья королева Шибту была дочерью Ярим-Лима I. [ 72 ]
После падения империи Аккадской хурриты . в городе и его окрестностях стали селиться [ 73 ] и с. В 1725 г. до н.э. они составляли значительную часть населения. [ 74 ] Присутствие большого хурритского населения принесло в Халаб хурритскую культуру и религию, о чем свидетельствует существование определенных религиозных праздников, носящих хурритские названия. [ 75 ]
Экономика
[ редактировать ]Местоположение Халаба всегда было фактором его известности как экономического центра. [ 76 ] Экономика Ямхада основывалась на торговле с Иранским нагорьем , Месопотамией , Кипром и Анатолией . [ 77 ] с городом Емаром как портом на Евфрате , [ 23 ] [ 78 ] и Алалах с его близостью к морю как портом на Средиземном море . [ 14 ]
Действия Ярима-Лима I и его союз с Вавилоном оказались жизненно важными для экономики королевства, поскольку они обеспечили торговлю между Месопотамией и северной Сирией, а царь Мари защищал караваны, пересекающие Персидский залив в Анатолию . [ 79 ] Эмар привлекал многих вавилонских купцов, которые жили в городе и оказали большое влияние на местные собрания писцов. Еще в XIV веке до нашей эры тексты так называемого сирийского типа из Эмара сохраняют отчетливые вавилонские черты. [ 79 ]
Рынки Ямхада стали источником меди, которую импортировали из гор (вероятно, Анатолии) и Кипра. [ 80 ] Однако вавилонское вторжение в Мари оказало негативное влияние на торговлю между двумя царствами. [ 79 ] так как дорога стала опасной из-за потери Марий защиты караванов. [ 79 ] Это побудило вавилонского царя Самсу-илуну построить множество крепостей вверх по долине реки и основать колонии наемников, известные как «касситские дома», для защиты района среднего Евфрата. [ 79 ] Эти колонии позже превратились в полунезависимые государства, которые развязали войну против вавилонского царя Амми-Садуки и привели к временной остановке торговли. [ 79 ]
Религия
[ редактировать ]Жители Ямхада исповедовали религию амореев , [ 81 ] и в основном поклонялись северо-западным семитским божествам. Самым важным из них был Дагон , считавшийся отцом богов, [ 82 ] и Хадад , который был самым важным божеством и главой пантеона . [ 83 ] Королевство было известно как «земля Хадада», который был известен как Бог Бури Халаба, начиная с середины 3-го тысячелетия до нашей эры. [ 83 ] Его главный храм располагался на холме-цитадели в центре города и использовался с 24 века до нашей эры. [ 84 ] по крайней мере до 9 века до н.э. [ 85 ]
Титул «Возлюбленный Хадада» был одним из царских титулов. [ 83 ] [ 86 ] Хадад был богом-покровителем королевства, и все договоры заключались от его имени, что также использовалось для угрозы другим королевствам. [ 87 ] и объявлять войны. [ 88 ] По мере того как хурритское присутствие росло, росло и хурритское религиозное влияние, и некоторые хурритские божества нашли свое место в ямхадском пантеоне. [ 75 ] Царь Абба-Эль I упомянул о получении поддержки хурритской богини Хебат в одной из табличек Алалаха (Хебат была супругой главного хурритского божества Тешуба , но в табличке Абба-Эля I она связана с Хададом). [ 75 ] Позже хурриты начали отождествлять Тешуба с Хададом, который стал Тешубом, богом бури Халаба. [ 89 ]
Помимо общих богов, у царей был «главный бог», то есть божество, имевшее интимную связь с поклоняющимся. Царь Ярим-Лим I описал Хадада как бога государства, а месопотамское божество Син — как бога его головы. Его сын Хаммурапи I сделал то же самое. [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дэлли 2002 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и Астур 1981 , с. 7 .
- ^ Хэмблин 2006 , с. 257 .
- ^ Пиоске 2015 , стр. 188 .
- ^ Граббе 2007 , с. 58 .
- ^ Jump up to: а б Хокинс 2000 , с. 388 .
- ^ Pfälzner 2012 , p. 781 .
- ^ Архи 1994 , с. 250 .
- ^ Хэмблин 2006 , с. 242 .
- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 192 .
- ^ Ольденбург 1969 , с. 65 .
- ^ Брайс 2014 , с. 111 .
- ^ Фрейн 1990 , с. 780 .
- ^ Jump up to: а б Миллер 1995 , с. 10 .
- ^ Шварц 2010 , с. 376 .
- ^ Ливерани 2013 , стр. 225 , 226.
- ^ Воссинк 2009 , с. 128 .
- ^ Сассон 1969 , с. 45 .
- ^ Ву 1994 , с. 131.
- ^ Фрейн 1990 , с. 606 .
- ^ Jump up to: а б Питард 2001 , с. 39 .
- ^ Шварц 2013 , с. 9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ливерани 2013 , с. 234 .
- ^ Брайс 2009 , с. 773 .
- ^ Матиас 2003 , с. 383
- ^ Jump up to: а б Питард 2001 , с. 40 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хэмблин 2006 , с. 259 .
- ^ Чарпен 2011 , с. 257 .
- ^ Додд 2007 , с. 210 .
- ^ Туесен 2000 , стр. 61 .
- ^ Jump up to: а б Сассон 1969 , с. 2 .
- ^ Чарпен 2010 , с. 102 .
- ^ Лауингер 2015 , с. 6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хэмблин 2006 , с. 260 .
- ^ Клэр 2017 .
- ^ Jump up to: а б Уайзман 1967 , с. 121.
- ^ Миллер 1995 , с. 12 .
- ^ Jump up to: а б Хэмблин 2006 , с. 258 .
- ^ Брайс 2014 , с. 27 .
- ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 260 .
- ^ Коллон 1995 , с. 97 .
- ^ Хэмблин 2006 , стр. 298 , 299.
- ^ Брайс 1999 , с. 83 .
- ^ Брайс 2014 , с. 29 .
- ^ Берни 2004 , с. 107 .
- ^ Брайс 1999 , с. 152 .
- ^ Хэмблин 2006 , с. 260 .
- ^ Пейн 2012 , с. 3 .
- ^ Брайс 1999 , с. 126 .
- ^ Jump up to: а б с Астур 1969 , с. 382 .
- ^ Дроуэр 1973 , с. 433 .
- ^ Jump up to: а б Коллон 1995 , с. 109 .
- ^ Jump up to: а б Астур 1989 , с. 92.
- ^ Данные 2010 г. , стр. 136 .
- ^ Астур 1981 , с. 9 .
- ^ Фрейн 1990 , с. 783 .
- ^ Тейсье 1996 , с. 28 .
- ^ Фрейн 1990 , с. 788 .
- ^ Фрейн 1990 , с. 792 .
- ^ Тейсье 1996 , с. 26 .
- ^ ван Солдт 2000 , с. 106.
- ^ Фрейн 1990 , с. 795 .
- ^ ван Солдт 2000 , с. 107.
- ^ Астур 1989 , с. 19.
- ^ Шварц 2013 , с. 3 .
- ^ Шварц 2013 , с. 10 .
- ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 232 .
- ^ Фельдман 2007 , с. 55 .
- ^ ван Солдт 2000 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Берк 2013 , стр. 409 .
- ^ Тейсье 1996 , с. 38 .
- ^ Далли 2002 , с. 51.
- ^ Оуэн 2000 , с. 618 .
- ^ Натансон 2013 , с. 72 .
- ^ Jump up to: а б с Куппер 1973 , с. 41 .
- ^ Зоар 2013 , с. 95 .
- ^ Sicker 2003 , с. 32 .
- ^ Прузсинский 2007 , с. 23 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж ван Коппен 2010 , с. 212 .
- ^ ван Коппен 2010 , с. 213 .
- ^ Фостер 2009 , с. 148 .
- ^ Флеминг 2000 , с. 90 .
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 121 .
- ^ Гоннелла 2006 , с. 166 .
- ^ Гоннелла 2010 , с. 114 .
- ^ Ольденбург 1969 , с. 67 .
- ^ Ольденбург 1969 , с. 160 .
- ^ Грин 2003 , с. 181 .
- ^ Грин 2003 , с. 170 .
- ^ ван дер Торн 1996 , стр. 77 , 88 .
Источники
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1994). «Этюды в Пантеоне Эблы». Восточный 63 (3). Папский библейский институт. OCLC 557711946 .
- Астур, Майкл С. (1969). «Раздел Конфедерации Мукиш-Нухиаше-Ний Шуппилулиумой: исследование политической географии эпохи Амарны» Ориенталия . Том. 38. Папский институт Библикум. OCLC 557711946 .
- Астур, Майкл К. (1981). «Угарит и великие державы». В «Янге», Гордон Дуглас (ред.). Угарит в ретроспективе. Пятьдесят лет угарита и угарита: материалы одноименного симпозиума, состоявшегося в Университете Висконсина в Мэдисоне 26 февраля 1979 года под эгидой Ближнезападного отделения Американского восточного общества и Средне-Западного региона Общество библейской литературы . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-07-2 .
- Астур, Майкл К. (1989). Хеттская история и абсолютная хронология бронзового века . Исследования средиземноморской археологии и литературы. Том. 73. Астромс Форлаг. ISBN 978-91-86098-86-5 .
- Брайс, Тревор (1999) [1998]. Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924010-4 .
- Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. ISBN 978-1-134-15908-6 .
- Брайс, Тревор (2014). Древняя Сирия: трехтысячелетняя история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-100292-2 .
- Берк, Аарон А. (2013). «Введение в Левант в эпоху средней бронзы». В Штайнере, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (ред.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-166255-3 .
- Берни, Чарльз (2004). Исторический словарь хеттов . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Том. 14. Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6564-8 .
- Шарпен, Доминик (2010). Письменность, закон и царствование в Старовавилонской Месопотамии . Перевод Тодда, Жан Мари. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-10159-0 .
- Шарпен, Доминик (2011). «Покровитель и клиент: Зимри-Лим и Аскудум Прорицатель». В Раднере, Карен; Робсон, Элеонора (ред.). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-955730-1 .
- Клэр, Изелин (2017). «Голова Бога» . Лувр . Проверено 1 января 2017 г.
- Коллон, Доминик (1995). Древнее искусство Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20307-5 .
- Дэлли, Стефани (2002) [1984]. Мари и Карана, Два старых вавилонских города (2-е изд.). Горгиас Пресс. ISBN 978-1-931956-02-4 .
- Додд, Линн Шварц (2007). «Стратегии будущего успеха: вспоминая хеттов железного века». Анатолийские исследования . 57 . Издательство Кембриджского университета от имени Британского института археологии в Анкаре: 203–216. дои : 10.1017/s0066154600008619 . ISSN 0066-1546 . S2CID 155180456 .
- Дроуэр, Маргарет С. (1973). «Сирия ок. 1550–1400 до н.э.». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Соллбергер, Эдмонд (ред.). Часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, около 1800–1380 гг. до н. э . Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 2 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-05426-3 .
- Фельдман, Мэриан Х. (2007). «Фрески, экзотика и возрождение северных левантийских королевств во втором тысячелетии до нашей эры». В Хайнце, Марлис; Фельдман, Мэриан Х. (ред.). Репрезентации политической власти: истории болезни времен перемен и разрушения порядка на древнем Ближнем Востоке . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-135-1 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Перевод Уотсона, Уилфреда Дж. Э. Брилл. ISBN 978-90-04-13158-3 .
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Том. 11. Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-044-6 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2009). «Аккадская литература» . В Эрлихе, Карл С. (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6347-6 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. до н.э.) . Царские надписи раннего периода Месопотамии. Том. 4. Издательство Университета Торонто. ISBN 978-0-8020-5873-7 .
- Гоннелла, Джулия (2006). «Цитадель Алеппо: новейшие исследования». В Кеннеди, Хью Н. (ред.). Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама до османского периода . История войны. Том. 35. Брилл. ISBN 978-90-04-14713-3 . ISSN 1385-7827 .
- Гоннелла, Джулия (2010). «Колонны и иероглифы: магическая сполия в средневековой исламской архитектуре Северной Сирии». В Неджипоглу, Гюльру; Лил, Карен А. (ред.). Мукарнас: Ежегодник визуальных культур исламского мира . Том. 27. Брилл. ISBN 978-90-04-18511-1 . ISSN 0732-2992 .
- Граббе, Лестер Л. (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-03254-6 .
- Грин, Альберто Равинелл Уитни (2003). Бог грозы на Древнем Ближнем Востоке . Библейские и иудаистические исследования Калифорнийского университета в Сан-Диего. Том. 8. Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-069-9 .
- Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. ISBN 978-1-134-52062-6 .
- Хокинс, Джон Дэвид (2000). Корпус иероглифических лувийских надписей. Том 1 Надписи железного века . Исследования по индоевропейскому языковедению и культурологии. Новый выпуск / Исследования по индоевропейскому языку и культуре. Новая серия. Том 8. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-080420-1 .
- Куппер, Жан Робер (1973). «Северная Месопотамия и Сирия». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Соллбергер, Эдмонд (ред.). Часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, около 1800–1380 гг. до н. э . Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 2 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-05426-3 .
- Лауингер, Джейкоб (2015). По следам человека Ямхада: поселение и территория в древневавилонском Алале . Брилл. ISBN 978-90-04-29289-5 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-1-134-75084-9 .
- Маттиа, Паоло (2003). «Иштар Эблы и глава Алеппо: заметки о терминологии, политике и религии древней сирийской Эблы». В Маррассини, Паоло (ред.). Семитские и ассириологические исследования: представлено Пелио Фронзароли учениками и коллегами . Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3-447-04749-4 .
- Миллер, Джули А. (1995). «Алалах». В Ринге, Труди; Салкин, Роберт М.; Ла Бода, Шэрон (ред.). Международный словарь исторических мест . Том. 3 (Южная Европа). Издательство Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-02-2 .
- Натансон, Майкл (2013). Между мифом и мандатом: геополитика, псевдоистория и еврейская Библия . Авторский дом. ISBN 978-1-4918-2310-1 .
- Ольденбург, Ульф (1969). Конфликт между Эль и Баалом в ханаанской религии . Диссертации по истории религий. Том. 3. Брилл. ISSN 0419-4233 . OCLC 63449 .
- Оуэн, Дэвид И. (2000). «Хурриты». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Пейн, Анник (2012). Иероглифические лувийские надписи железного века . Письма Древнего мира. Том. 29. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-658-7 .
- Пфальцнер, Питер (2012). «Левантийские королевства позднего бронзового века». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Том. 1. Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-6077-6 .
- Пиоске, Дэниел Д. (2015). Иерусалим Давида: между памятью и историей . Исследования Рутледжа в области религии. Том. 45. Рутледж. ISBN 978-1-317-54891-1 .
- Питард, Уэйн Т. (2001) [1998]. «До Израиля: Сирия-Палестина в бронзовом веке». В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979875-9 .
- Прузсинский, Регина (2007). «Эмар и переход от хуррита к хеттской державе». В Хайнце, Марлис; Фельдман, Мэриан Х. (ред.). Репрезентации политической власти: истории болезни времен перемен и разрушения порядка на древнем Ближнем Востоке . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-135-1 .
- Сассон, Джек М. (1969). Военные учреждения на море исследования Поля Том. 3: Научные диссертации по вопросам Древнего Востока. Папский библейский институт. OCLC 32801 .
- Шварц, Гленн М. (2010). «Ранняя неклинопись? Глиняные цилиндры третьего тысячелетия до нашей эры из Умм-эль-Марры». В Мелвилле, Сара К.; Алиса Л., Слотски (ред.). Открываем коробку с планшетом: Ближневосточные исследования в честь Бенджамина Р. Фостера . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 42. Брилл. ISBN 978-90-04-18652-1 . ISSN 1566-2055 .
- Шварц, Гленн М. (2013). «Глобальная деревня амореев: сирийско-месопотамские отношения во втором тысячелетии до нашей эры». В Арузе, Джоан; Графф, Сара Б.; Ракич, Елена (ред.). Культуры в контакте: от Месопотамии до Средиземноморья во втором тысячелетии до нашей эры . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-475-0 .
- Сикер, Мартин (2003). Взлет и падение древних израильских государств . Издательство Прагер. ISBN 978-0-275-98012-2 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-05885-8 . ISSN 1619-0874 .
- Тейсье, Беатрис (1996) [1995]. Египетская иконография на сиро-палестинских цилиндрических печатях эпохи средней бронзы . Orbis Biblicus et Orientalis - Серия Archaeologica. Том. 11. Университетское издательство Фрибурга, Швейцария. ISBN 978-3-525-53892-0 . ISSN 1422-4399 .
- Туесен, Ингольф (2000). «Город-государство в древней Западной Сирии». В Хансене, Могенс Герман (ред.). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование . Том. 21. Кгл. Датское общество наук. ISBN 978-87-7876-177-4 .
- ван дер Торн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Исследования по истории Древнего Ближнего Востока. Том. 7. Брилл. ISBN 978-90-04-10410-5 . ISSN 0169-9024 .
- ван Коппен, Франс (2010) [2007]. «Аспекты общества и экономики в поздневавилонский период». В Лейке, Гвендолин (ред.). Вавилонский мир . Рутледж. ISBN 978-1-134-26128-4 .
- ван Сольдт, Уилфред (2000). «Сирийская хронология в древнем и раннем среднем вавилонском периоде». Аккадика . 119 . Ассирологический центр Жоржа Доссена. ISSN 1378-5087 .
- Уайзман, Дональд Джон (1967). «Алалах». В Томасе, Дэвид Винтон (ред.). Археология и изучение Ветхого Завета: юбилейный том Общества изучения Ветхого Завета, 1917–1967 гг . Кларендон Пресс. OCLC 366758 .
- Воссинк, Арне (2009). Проблемы изменения климата: конкуренция и сотрудничество среди скотоводов и земледельцев в Северной Месопотамии (ок. 3000–1600 до н.э.) . Сайдстоун Пресс. ISBN 978-90-8890-031-0 .
- Ву, Юхун (1994). Политическая история Эшнунны, Мари и Ассирии в ранний старовавилонский период (от конца Ура III до смерти Шамши-Адада) . Институт истории древних цивилизаций. OCLC 69135570 .
- Зоар, Цви (2013). Раввинское творчество на современном Ближнем Востоке . Когодская библиотека иудаики. Том. 11. Блумсбери. ISBN 978-1-4411-3329-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Открытие храма Хадад. Кей Кольмейер, археолог из Берлинского университета прикладных наук и соруководитель раскопок, рассказывает о храме.
- Ансари – древний Халаб.