Jump to content

Ямхад

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Ямхада )

Ямхад
Алеппо
в. 1810 г. до н.э. – ок. 1517 г. до н.э.
Ямхад в наибольшей степени c. 1752 г. до н.э.
Ямхад в наибольшей степени c. 1752 г. до н.э.
Капитал Алеппо
Общие языки аморей
Хуррит ( среди хурритов )
Религия
древняя левантийская религия ( Хадад был главным божеством) [ 1 ]
Правительство Абсолютная монархия
Король , Великий Король . [ 2 ] [ 3 ]  
• в. 1810 – ок. 1780 г. до н.э.
Суму-Эпух
• в. 1780 – ок. 1764 г. до н.э.
Ярим-Лим I
• середина. 16 век до н.э. – ок. 1524 г. до н. э.
Наука-Наука I
Историческая эпоха Бронзовый век
• Учредил
в. 1810 г. до н.э.
• Упразднено
в. 1517 г. до н.э.
Область
1750 г. до н.э. [ 2 ] 43 000 км 2 (17 000 квадратных миль)
Предшественник
Преемник
возможный
Митанни Королевская печать Южной Африки
Сегодня часть

Ямхад ( Ямхад ) — древнее семитоязычное царство с центром в Халабе ( Алеппо ) в Сирии . Королевство возникло в конце 19 века до нашей эры и находилось под властью династии Ямхад , которая рассчитывала как на армию, так и на дипломатию для расширения своего владения. С самого начала своего основания царство выдерживало агрессию своих соседей Мари , Катны и Старой Ассирийской империи и было превращено в самое могущественное сирийское царство своей эпохи благодаря действиям своего царя Ярима-Лима I. К середине 18 века до нашей эры большая часть Сирии, за исключением юга, перешла под власть Ямхада либо в качестве прямого владения, либо через вассальное подчинение, и в течение почти полутора веков Ямхад доминировал в северной, северо-западной и восточной Сирии, а имел влияние на небольшие королевства в Месопотамии на границах Элама . В конечном итоге царство было разрушено хеттами , а затем аннексировано Митанни в 16 веке до нашей эры.

Население Ямхада состояло преимущественно из амореев и имело типичную бронзового века сирийскую культуру . В Ямхаде также проживало значительное количество хурритов , поселившихся в королевстве, что добавляло влияние их культуры. Ямхад контролировал широкую торговую сеть, являясь воротами между восточно- иранским нагорьем и Эгейским регионом на западе. Ямхад поклонялся традиционным северо-западным семитским божествам, а столица Халаб считалась священным городом среди других сирийских городов как центр поклонения Хададу , который считался главным божеством северной Сирии.

Археологи мало что раскопали в Халабе, поскольку Халаб никогда не был заброшен за свою долгую историю, а современный город расположен над древним местом. [ 4 ] Поэтому большая часть знаний о Ямхаде исходит из табличек, обнаруженных в Алалахе и Мари . [ 5 ]

Учреждение

[ редактировать ]

Имя Ямхад, вероятно, было племенным названием амореев и используется как синоним Халаба при упоминании царства. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] Город Халаб был религиозным центром на севере Сирии и упоминался под названием Ха-лам. [ 8 ] как вассал Эблаитской империи, контролировавшей большую часть Сирии в середине третьего тысячелетия до н. э. [ 9 ] Слава Халаба как Священного города способствовала его дальнейшей известности; [ 10 ] [ 11 ] главный храм северосирийского бога бури Хадада , в городе находился [ 12 ] который был известен как «Город Хадад». [ 10 ]

Имя Халаб, как и имя Ямхад, впервые появилось в древневавилонский период. [ 6 ] когда Суму-Эпух , первый царь Ямхадитов, был засвидетельствован на печати Мари как правитель земли Ямхад, [ 13 ] вошли, помимо Халаба, города Алалах и Туба в который [ 14 ] [ 15 ] Суму-Эпух объединил королевство и столкнулся с Яхдун-Лимом из Мари, который заключил династический союз с Ямхадом, чтобы противостоять Ассирии. [ 16 ] но в конце концов провел кампанию на севере, угрожая королевству. [ 17 ] Ямхадский царь поддержал яминские племена и заключил союз с другими сирийскими государствами, включая Уршу , Хассум и Каркемиш . [ 18 ] [ 19 ] против короля мариотов, победившего своих врагов, [ 20 ] который в конечном итоге был убит своим собственным сыном Суму-Ямамом. [ 21 ]

Соперничество с Ассирией и экспансия

[ редактировать ]
Судебное дело от Никми-Эпуха из Ямхада королю Алалаха.

Возвышение Шамши-Адада I в Ассирии оказалось для Ямхада более опасным, чем для Мари. Аморейский царь Ассирии был амбициозным завоевателем, стремившимся править Месопотамией и Левантом, и называл себя «царем мира». [ 22 ] Шамши-Адад окружил Ямхад посредством союзов с Чаркемишем, Хассумом и Уршу на севере и завоеванием Мари на востоке, вынудив Зимри-Лима, наследника Мари, бежать. Суму-Эпух приветствовал Зимри-Лима и намеревался использовать его против Ассирии, поскольку он был законным наследником Мари. [ 21 ]

Самый опасный союз Шамши-Адада был с Катной , царь которой Иши-Адду стал агентом Ассирии на границах Ямхада и выдал свою дочь замуж за Ясмах-Адада , сына ассирийского царя, которого его отец назначил царем Мари. [ 23 ] Суму-Эпух, очевидно, был убит во время битвы с Шамши-Ададом, и ему наследовал его сын Ярим-Лим I , [ 24 ] который объединил царство своего отца и превратил его в самое могущественное королевство Сирии и северной Месопотамии. [ 1 ] [ 25 ] [ 26 ] Ярим-Лим был окружен Шамши-Ададом союзами с Хаммурапи Вавилонским и Ибал-пи-элем Эшнунны II , [ 27 ] затем в 1777 г. до н.э. он двинулся на восток, завоевав Туттула и назначив Зимри-Лима губернатором города. [ 27 ] Смерть ассирийского царя наступила годом позже. [ 27 ] Затем Ярим-Лим послал свою армию с Зимри-Лимом, чтобы восстановить трон своего предка в качестве союзника-вассала Ямхада. [ 27 ] укрепление отношений посредством династического брака между новым королем Мариоте и Шибту , дочерью Ярим-Лима. [ 28 ]

«Нет царя, который был бы могуществен сам по себе. Десять или пятнадцать царей следуют за Хаммурапи , правителем Вавилона , такое же число Рим-Сина из Ларсы , такое же число Ибал-пиэля из Эшнунны , такое же число Амуда- Пи-эль из Катанума , но двадцать следуют за Ярим-Лимом из Йамхада».

Табличка, отправленная Зимри-Лиму из Мари, с описанием власти Ярим-Лима I. [ 1 ]

Ярим-Лим провел следующие годы своего правления, расширяя королевство, которое достигло Мамы на севере. [ 29 ] Сирийские города-государства были покорены посредством союзов или силы; Мама, Эбла и Угарит стали вассалами Ямхада, [ 2 ] [ 30 ] в то время как Катна оставалась независимой, но заключила мир с Ямхадом после смерти его союзника, покойного Шамши-Адада I. [ 23 ] Образец дипломатической и военной политики Ярим-Лима можно прочитать в табличке, обнаруженной в Мари и отправленной царю Дера в южной Месопотамии, которая включала объявление войны Деру и его соседу Диниктуму . [ 31 ] на табличке упоминается размещение 500 военных кораблей ямхадитов в течение двенадцати лет в Диниктуме и военная поддержка Дера ямхадитами в течение 15 лет. [ 31 ] Достижения Ярим-Лима подняли Ямхад до статуса Великого Королевства, а титул короля Ямхадитов стал Великим королем . [ 2 ] [ 23 ]

Ярим-Лиму I наследовал его сын Хаммурапи I, правивший мирно. [ 27 ] Ему удалось заставить Чаркемиша подчиниться. [ 27 ] и послал войска на помощь Хаммурапи Вавилонскому против Ларсы и Элама . [ 32 ] Союз распался после того, как вавилонский царь разграбил и разрушил Мари. [ 23 ] Однако Вавилон не напал на Ямхад, и в последующие годы отношения между двумя царствами оставались мирными; [ 23 ] Вакуум власти, вызванный падением Мари, открыл Хаммурапи возможность распространить гегемонию Ямхада на верхнюю часть долины Хабур на востоке, где правитель Шубат Энлиль стал его вассалом. [ 33 ] Хаммурапи I наследовал его сын Абба-Эль I , во время правления которого произошло восстание города Ирриду , находившегося под властью принца Ярим-Лима , брата Абба-Эля. [ 34 ] Король ответил на восстание, уничтожив Ирриду и компенсировав своему брату трон Алалаха, создав таким образом кадетскую ветвь династии. [ 34 ]

Упадок и конец

[ редактировать ]
Голова Бога, обнаруженная недалеко от Джаббула (ок. 1600 г. до н.э.). [ 35 ]

Эпоха преемников Абба-Эля I плохо документирована. [ 34 ] а ко времени Ярим-Лима III в середине 17 века до н.э. власть Ямхада пришла в упадок из-за внутренних разногласий. [ 36 ] [ 37 ] Ярим-Лим III правил ослабленным королевством, и хотя он установил гегемонию Ямхадитов над Катной, [ 34 ] ослабление было очевидным, поскольку Алалах стал практически независимым при самопровозглашенном царе Аммитакуме . [ 36 ] называли его Великим царем . Несмотря на этот регресс, царь Ямхада оставался сильнейшим царем сирийских государств, поскольку хетты [ 26 ] дипломатический равный хеттскому царю. [ 38 ]

Возвышение Хеттского царства на севере представляло самую большую угрозу для Ямхада. [ 39 ] хотя Ярим-Лим III и его преемник Хаммурапи III смогли противостоять агрессии хеттского царя Хаттусили I благодаря союзам с хурритскими княжествами. [ 34 ] Хаттусили решил не атаковать Халаб напрямую и начал с завоевания вассалов и союзников Ямхада, начиная с Алалаха во второй год его сирийской кампании ок. 1650 г. до н.э. ( Среднее летоисчисление ) или несколько позже. [ 40 ] [ 41 ] Затем Хаттусили повернулся, чтобы атаковать хурритов в Уршу к северо-востоку от Халаба, и победил, несмотря на военную поддержку хурритов со стороны Халаба и Каркемиша. [ 42 ] Затем хеттский царь победил Ямхада в битве у горы Аталур. [ 43 ] и разграбил Хассум вместе с несколькими другими хурритскими городами на шестом году своих сирийских войн. [ 40 ] После многих кампаний Хаттусили I наконец напал на Халаб во время правления Хаммурапи III. Атака закончилась поражением, ранением хеттского царя и его последующей смертью ок. 1620 г. до н.э. [ 44 ] [ 45 ] Кампании Хаттусили значительно ослабили Ямхад, что привело к снижению его статуса: монарх перестал называться Великим королем. [ 46 ]

Хаттусили наследовал его внук Мурсили I , который завоевал Халаб ок. 1600 г. до н. э. и уничтожил Ямхад как крупную державу в Леванте . [ 47 ] Затем Мурсили отправился в Вавилон и разграбил его, но был убит по возвращении в свою столицу Хаттусу , и его империя распалась. [ 48 ] Халаб был перестроен, и королевство снова расширилось, включив в себя Алалах. [ 49 ] Восстановленным королевством правили короли, о которых известно только их имена; первый — Сарра-Эль , который мог быть сыном Ярим-Лима III. [ 50 ] Последним царем династии, правившим Халабом, был Илим-Илимма I. [ 51 ] чье правление закончилось ок. 1524 г., когда он был убит во время восстания, организованного царем Паршататаром, Митанни который аннексировал Халаб. [ 52 ] [ 53 ] Сын Илима-Илиммы, Идрими , бежал в Эмар , затем завоевал Алалах ок. 1517 г. до н.э. [ 52 ] [ 53 ] Через семь лет после завоевания Алалаха Идрими заключил мир с Митанни и был признан вассалом. [ 54 ] и ему разрешили контролировать Халаб, хотя ему пришлось перенести резиденцию династии в Алалах и отказаться от титула «короля Халаба»; использование имени Ямхад также прекратилось. [ 55 ]

Короли Ямхада

[ редактировать ]

Даты оценены и даны по Средней хронологии . [ 38 ]

Абба-Эль я указал.
Печать Никми-Эпух.

Люди и культура

[ редактировать ]
Печать Абба-Эля II: египетский анк заменял чашу, которую обычно держал божество.

Жители Ямхада были амореями и говорили на аморейском языке , за исключением нескольких месопотамских, египетских и эгейских влияний, [ 65 ] [ 66 ] Ямхад принадлежал в основном к сирийской культуре среднего бронзового века. [ 67 ] Эта культура повлияла на архитектуру и функции храмов, которые были в основном культовыми, а политическая власть принадлежала царскому дворцу, в отличие от важной политической роли храмов в Месопотамии. [ 67 ]

Поскольку столица Халаб не раскопана, архитектура королевства археологически лучше всего представлена ​​городом Алалах. [ 68 ] который подчинялся Халабу и управлялся царем, принадлежащим к царскому дому Ямхадитов. [ 69 ] Амореи обычно строили большие дворцы, имеющие архитектурное сходство со старыми дворцами вавилонской эпохи. Они были украшены величественными центральными дворами, тронными залами, кафельными полами, дренажными системами и оштукатуренными стенами, что предполагает использование специализированной рабочей силы. [ 70 ] Существуют свидетельства присутствия минойских эгейских художников-фрескистов, которые рисовали сложные сцены на стенах дворцов в Алалахе. [ 70 ]

У Ямхада была характерная сирийская иконография, которая отчетливо видна в печатях царей, которые придавали большое значение сирийским богам. Египетское влияние было минимальным и ограничивалось анкхом , который нельзя интерпретировать как подражание египетским ритуалам, а скорее как просто замену чаши, которую держит божество в другом месте. [ 71 ] У Ямхада был особый образец отделки, называемый стилем Ямхад, который был популярен в Мари во время правления короля Зимри-Лима, чья королева Шибту была дочерью Ярим-Лима I. [ 72 ]

После падения империи Аккадской хурриты . в городе и его окрестностях стали селиться [ 73 ] и с. В 1725 г. до н.э. они составляли значительную часть населения. [ 74 ] Присутствие большого хурритского населения принесло в Халаб хурритскую культуру и религию, о чем свидетельствует существование определенных религиозных праздников, носящих хурритские названия. [ 75 ]

Экономика

[ редактировать ]

Местоположение Халаба всегда было фактором его известности как экономического центра. [ 76 ] Экономика Ямхада основывалась на торговле с Иранским нагорьем , Месопотамией , Кипром и Анатолией . [ 77 ] с городом Емаром как портом на Евфрате , [ 23 ] [ 78 ] и Алалах с его близостью к морю как портом на Средиземном море . [ 14 ]

Действия Ярима-Лима I и его союз с Вавилоном оказались жизненно важными для экономики королевства, поскольку они обеспечили торговлю между Месопотамией и северной Сирией, а царь Мари защищал караваны, пересекающие Персидский залив в Анатолию . [ 79 ] Эмар привлекал многих вавилонских купцов, которые жили в городе и оказали большое влияние на местные собрания писцов. Еще в XIV веке до нашей эры тексты так называемого сирийского типа из Эмара сохраняют отчетливые вавилонские черты. [ 79 ]

Рынки Ямхада стали источником меди, которую импортировали из гор (вероятно, Анатолии) и Кипра. [ 80 ] Однако вавилонское вторжение в Мари оказало негативное влияние на торговлю между двумя царствами. [ 79 ] так как дорога стала опасной из-за потери Марий защиты караванов. [ 79 ] Это побудило вавилонского царя Самсу-илуну построить множество крепостей вверх по долине реки и основать колонии наемников, известные как «касситские дома», для защиты района среднего Евфрата. [ 79 ] Эти колонии позже превратились в полунезависимые государства, которые развязали войну против вавилонского царя Амми-Садуки и привели к временной остановке торговли. [ 79 ]

Храм Хадад, Цитадель Алеппо .

Жители Ямхада исповедовали религию амореев , [ 81 ] и в основном поклонялись северо-западным семитским божествам. Самым важным из них был Дагон , считавшийся отцом богов, [ 82 ] и Хадад , который был самым важным божеством и главой пантеона . [ 83 ] Королевство было известно как «земля Хадада», который был известен как Бог Бури Халаба, начиная с середины 3-го тысячелетия до нашей эры. [ 83 ] Его главный храм располагался на холме-цитадели в центре города и использовался с 24 века до нашей эры. [ 84 ] по крайней мере до 9 века до н.э. [ 85 ]

Титул «Возлюбленный Хадада» был одним из царских титулов. [ 83 ] [ 86 ] Хадад был богом-покровителем королевства, и все договоры заключались от его имени, что также использовалось для угрозы другим королевствам. [ 87 ] и объявлять войны. [ 88 ] По мере того как хурритское присутствие росло, росло и хурритское религиозное влияние, и некоторые хурритские божества нашли свое место в ямхадском пантеоне. [ 75 ] Царь Абба-Эль I упомянул о получении поддержки хурритской богини Хебат в одной из табличек Алалаха (Хебат была супругой главного хурритского божества Тешуба , но в табличке Абба-Эля I она связана с Хададом). [ 75 ] Позже хурриты начали отождествлять Тешуба с Хададом, который стал Тешубом, богом бури Халаба. [ 89 ]

Помимо общих богов, у царей был «главный бог», то есть божество, имевшее интимную связь с поклоняющимся. Царь Ярим-Лим I описал Хадада как бога государства, а месопотамское божество Син — как бога его головы. Его сын Хаммурапи I сделал то же самое. [ 90 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Дэлли 2002 , с. 44.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Астур 1981 , с. 7 .
  3. ^ Хэмблин 2006 , с. 257 .
  4. ^ Пиоске 2015 , стр. 188 .
  5. ^ Граббе 2007 , с. 58 .
  6. ^ Jump up to: а б Хокинс 2000 , с. 388 .
  7. ^ Pfälzner 2012 , p.  781 .
  8. ^ Архи 1994 , с. 250 .
  9. ^ Хэмблин 2006 , с. 242 .
  10. ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 192 .
  11. ^ Ольденбург 1969 , с. 65 .
  12. ^ Брайс 2014 , с. 111 .
  13. ^ Фрейн 1990 , с. 780 .
  14. ^ Jump up to: а б Миллер 1995 , с. 10 .
  15. ^ Шварц 2010 , с. 376 .
  16. ^ Ливерани 2013 , стр. 225 , 226.
  17. ^ Воссинк 2009 , с. 128 .
  18. ^ Сассон 1969 , с. 45 .
  19. ^ Ву 1994 , с. 131.
  20. ^ Фрейн 1990 , с. 606 .
  21. ^ Jump up to: а б Питард 2001 , с. 39 .
  22. ^ Шварц 2013 , с. 9 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ливерани 2013 , с. 234 .
  24. ^ Брайс 2009 , с. 773 .
  25. ^ Матиас 2003 , с. 383
  26. ^ Jump up to: а б Питард 2001 , с. 40 .
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Хэмблин 2006 , с. 259 .
  28. ^ Чарпен 2011 , с. 257 .
  29. ^ Додд 2007 , с. 210 .
  30. ^ Туесен 2000 , стр. 61 .
  31. ^ Jump up to: а б Сассон 1969 , с. 2 .
  32. ^ Чарпен 2010 , с. 102 .
  33. ^ Лауингер 2015 , с. 6 .
  34. ^ Jump up to: а б с д и Хэмблин 2006 , с. 260 .
  35. ^ Клэр 2017 .
  36. ^ Jump up to: а б Уайзман 1967 , с. 121.
  37. ^ Миллер 1995 , с. 12 .
  38. ^ Jump up to: а б Хэмблин 2006 , с. 258 .
  39. ^ Брайс 2014 , с. 27 .
  40. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 260 .
  41. ^ Коллон 1995 , с. 97 .
  42. ^ Хэмблин 2006 , стр. 298 , 299.
  43. ^ Брайс 1999 , с. 83 .
  44. ^ Брайс 2014 , с. 29 .
  45. ^ Берни 2004 , с. 107 .
  46. ^ Брайс 1999 , с. 152 .
  47. ^ Хэмблин 2006 , с. 260 .
  48. ^ Пейн 2012 , с. 3 .
  49. ^ Брайс 1999 , с. 126 .
  50. ^ Jump up to: а б с Астур 1969 , с. 382 .
  51. ^ Дроуэр 1973 , с. 433 .
  52. ^ Jump up to: а б Коллон 1995 , с. 109 .
  53. ^ Jump up to: а б Астур 1989 , с. 92.
  54. ^ Данные 2010 г. , стр. 136 .
  55. ^ Астур 1981 , с. 9 .
  56. ^ Фрейн 1990 , с. 783 .
  57. ^ Тейсье 1996 , с. 28 .
  58. ^ Фрейн 1990 , с. 788 .
  59. ^ Фрейн 1990 , с. 792 .
  60. ^ Тейсье 1996 , с. 26 .
  61. ^ ван Солдт 2000 , с. 106.
  62. ^ Фрейн 1990 , с. 795 .
  63. ^ ван Солдт 2000 , с. 107.
  64. ^ Астур 1989 , с. 19.
  65. ^ Шварц 2013 , с. 3 .
  66. ^ Шварц 2013 , с. 10 .
  67. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 232 .
  68. ^ Фельдман 2007 , с. 55 .
  69. ^ ван Солдт 2000 , с. 109.
  70. ^ Jump up to: а б Берк 2013 , стр. 409 .
  71. ^ Тейсье 1996 , с. 38 .
  72. ^ Далли 2002 , с. 51.
  73. ^ Оуэн 2000 , с. 618 .
  74. ^ Натансон 2013 , с. 72 .
  75. ^ Jump up to: а б с Куппер 1973 , с. 41 .
  76. ^ Зоар 2013 , с. 95 .
  77. ^ Sicker 2003 , с. 32 .
  78. ^ Прузсинский 2007 , с. 23 .
  79. ^ Jump up to: а б с д и ж ван Коппен 2010 , с. 212 .
  80. ^ ван Коппен 2010 , с. 213 .
  81. ^ Фостер 2009 , с. 148 .
  82. ^ Флеминг 2000 , с. 90 .
  83. ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 121 .
  84. ^ Гоннелла 2006 , с. 166 .
  85. ^ Гоннелла 2010 , с. 114 .
  86. ^ Ольденбург 1969 , с. 67 .
  87. ^ Ольденбург 1969 , с. 160 .
  88. ^ Грин 2003 , с. 181 .
  89. ^ Грин 2003 , с. 170 .
  90. ^ ван дер Торн 1996 , стр. 77 , 88 .

Источники

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (1994). «Этюды в Пантеоне Эблы». Восточный 63 (3). Папский библейский институт. OCLC   557711946 .
  • Астур, Майкл С. (1969). «Раздел Конфедерации Мукиш-Нухиаше-Ний Шуппилулиумой: исследование политической географии эпохи Амарны» Ориенталия . Том. 38. Папский институт Библикум. OCLC   557711946 .
  • Астур, Майкл К. (1981). «Угарит и великие державы». В «Янге», Гордон Дуглас (ред.). Угарит в ретроспективе. Пятьдесят лет угарита и угарита: материалы одноименного симпозиума, состоявшегося в Университете Висконсина в Мэдисоне 26 февраля 1979 года под эгидой Ближнезападного отделения Американского восточного общества и Средне-Западного региона Общество библейской литературы . Айзенбрауны. ISBN  978-0-931464-07-2 .
  • Астур, Майкл К. (1989). Хеттская история и абсолютная хронология бронзового века . Исследования средиземноморской археологии и литературы. Том. 73. Астромс Форлаг. ISBN  978-91-86098-86-5 .
  • Брайс, Тревор (1999) [1998]. Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-924010-4 .
  • Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. ISBN  978-1-134-15908-6 .
  • Брайс, Тревор (2014). Древняя Сирия: трехтысячелетняя история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-100292-2 .
  • Берк, Аарон А. (2013). «Введение в Левант в эпоху средней бронзы». В Штайнере, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (ред.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-166255-3 .
  • Берни, Чарльз (2004). Исторический словарь хеттов . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Том. 14. Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-6564-8 .
  • Шарпен, Доминик (2010). Письменность, закон и царствование в Старовавилонской Месопотамии . Перевод Тодда, Жан Мари. Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-10159-0 .
  • Шарпен, Доминик (2011). «Покровитель и клиент: Зимри-Лим и Аскудум Прорицатель». В Раднере, Карен; Робсон, Элеонора (ред.). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-955730-1 .
  • Клэр, Изелин (2017). «Голова Бога» . Лувр . Проверено 1 января 2017 г.
  • Коллон, Доминик (1995). Древнее искусство Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-20307-5 .
  • Дэлли, Стефани (2002) [1984]. Мари и Карана, Два старых вавилонских города (2-е изд.). Горгиас Пресс. ISBN  978-1-931956-02-4 .
  • Додд, Линн Шварц (2007). «Стратегии будущего успеха: вспоминая хеттов железного века». Анатолийские исследования . 57 . Издательство Кембриджского университета от имени Британского института археологии в Анкаре: 203–216. дои : 10.1017/s0066154600008619 . ISSN   0066-1546 . S2CID   155180456 .
  • Дроуэр, Маргарет С. (1973). «Сирия ок. 1550–1400 до н.э.». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Соллбергер, Эдмонд (ред.). Часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, около 1800–1380 гг. до н. э . Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 2 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-05426-3 .
  • Фельдман, Мэриан Х. (2007). «Фрески, экзотика и возрождение северных левантийских королевств во втором тысячелетии до нашей эры». В Хайнце, Марлис; Фельдман, Мэриан Х. (ред.). Репрезентации политической власти: истории болезни времен перемен и разрушения порядка на древнем Ближнем Востоке . Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-135-1 .
  • Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Перевод Уотсона, Уилфреда Дж. Э. Брилл. ISBN  978-90-04-13158-3 .
  • Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Том. 11. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-044-6 .
  • Фостер, Бенджамин Р. (2009). «Аккадская литература» . В Эрлихе, Карл С. (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7425-6347-6 .
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. до н.э.) . Царские надписи раннего периода Месопотамии. Том. 4. Издательство Университета Торонто. ISBN  978-0-8020-5873-7 .
  • Гоннелла, Джулия (2006). «Цитадель Алеппо: новейшие исследования». В Кеннеди, Хью Н. (ред.). Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама до османского периода . История войны. Том. 35. Брилл. ISBN  978-90-04-14713-3 . ISSN   1385-7827 .
  • Гоннелла, Джулия (2010). «Колонны и иероглифы: магическая сполия в средневековой исламской архитектуре Северной Сирии». В Неджипоглу, Гюльру; Лил, Карен А. (ред.). Мукарнас: Ежегодник визуальных культур исламского мира . Том. 27. Брилл. ISBN  978-90-04-18511-1 . ISSN   0732-2992 .
  • Граббе, Лестер Л. (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Т&Т Кларк. ISBN  978-0-567-03254-6 .
  • Грин, Альберто Равинелл Уитни (2003). Бог грозы на Древнем Ближнем Востоке . Библейские и иудаистические исследования Калифорнийского университета в Сан-Диего. Том. 8. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-069-9 .
  • Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. ISBN  978-1-134-52062-6 .
  • Хокинс, Джон Дэвид (2000). Корпус иероглифических лувийских надписей. Том 1 Надписи железного века . Исследования по индоевропейскому языковедению и культурологии. Новый выпуск / Исследования по индоевропейскому языку и культуре. Новая серия. Том 8. Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-080420-1 .
  • Куппер, Жан Робер (1973). «Северная Месопотамия и Сирия». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Соллбергер, Эдмонд (ред.). Часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, около 1800–1380 гг. до н. э . Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 2 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-05426-3 .
  • Лауингер, Джейкоб (2015). По следам человека Ямхада: поселение и территория в древневавилонском Алале . Брилл. ISBN  978-90-04-29289-5 .
  • Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN  978-1-134-75084-9 .
  • Маттиа, Паоло (2003). «Иштар Эблы и глава Алеппо: заметки о терминологии, политике и религии древней сирийской Эблы». В Маррассини, Паоло (ред.). Семитские и ассириологические исследования: представлено Пелио Фронзароли учениками и коллегами . Издательство Отто Харрасовица. ISBN  978-3-447-04749-4 .
  • Миллер, Джули А. (1995). «Алалах». В Ринге, Труди; Салкин, Роберт М.; Ла Бода, Шэрон (ред.). Международный словарь исторических мест . Том. 3 (Южная Европа). Издательство Фицрой Дирборн. ISBN  978-1-884964-02-2 .
  • Натансон, Майкл (2013). Между мифом и мандатом: геополитика, псевдоистория и еврейская Библия . Авторский дом. ISBN  978-1-4918-2310-1 .
  • Ольденбург, Ульф (1969). Конфликт между Эль и Баалом в ханаанской религии . Диссертации по истории религий. Том. 3. Брилл. ISSN   0419-4233 . OCLC   63449 .
  • Оуэн, Дэвид И. (2000). «Хурриты». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Эрдманс. ISBN  978-90-5356-503-2 .
  • Пейн, Анник (2012). Иероглифические лувийские надписи железного века . Письма Древнего мира. Том. 29. Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-658-7 .
  • Пфальцнер, Питер (2012). «Левантийские королевства позднего бронзового века». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Том. 1. Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4443-6077-6 .
  • Пиоске, Дэниел Д. (2015). Иерусалим Давида: между памятью и историей . Исследования Рутледжа в области религии. Том. 45. Рутледж. ISBN  978-1-317-54891-1 .
  • Питард, Уэйн Т. (2001) [1998]. «До Израиля: Сирия-Палестина в бронзовом веке». В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513937-2 .
  • Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-979875-9 .
  • Прузсинский, Регина (2007). «Эмар и переход от хуррита к хеттской державе». В Хайнце, Марлис; Фельдман, Мэриан Х. (ред.). Репрезентации политической власти: истории болезни времен перемен и разрушения порядка на древнем Ближнем Востоке . Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-135-1 .
  • Сассон, Джек М. (1969). Военные учреждения на море исследования Поля Том. 3: Научные диссертации по вопросам Древнего Востока. Папский библейский институт. OCLC   32801 .
  • Шварц, Гленн М. (2010). «Ранняя неклинопись? Глиняные цилиндры третьего тысячелетия до нашей эры из Умм-эль-Марры». В Мелвилле, Сара К.; Алиса Л., Слотски (ред.). Открываем коробку с планшетом: Ближневосточные исследования в честь Бенджамина Р. Фостера . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 42. Брилл. ISBN  978-90-04-18652-1 . ISSN   1566-2055 .
  • Шварц, Гленн М. (2013). «Глобальная деревня амореев: сирийско-месопотамские отношения во втором тысячелетии до нашей эры». В Арузе, Джоан; Графф, Сара Б.; Ракич, Елена (ред.). Культуры в контакте: от Месопотамии до Средиземноморья во втором тысячелетии до нашей эры . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-475-0 .
  • Сикер, Мартин (2003). Взлет и падение древних израильских государств . Издательство Прагер. ISBN  978-0-275-98012-2 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-05885-8 . ISSN   1619-0874 .
  • Тейсье, Беатрис (1996) [1995]. Египетская иконография на сиро-палестинских цилиндрических печатях эпохи средней бронзы . Orbis Biblicus et Orientalis - Серия Archaeologica. Том. 11. Университетское издательство Фрибурга, Швейцария. ISBN  978-3-525-53892-0 . ISSN   1422-4399 .
  • Туесен, Ингольф (2000). «Город-государство в древней Западной Сирии». В Хансене, Могенс Герман (ред.). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование . Том. 21. Кгл. Датское общество наук. ISBN  978-87-7876-177-4 .
  • ван дер Торн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Исследования по истории Древнего Ближнего Востока. Том. 7. Брилл. ISBN  978-90-04-10410-5 . ISSN   0169-9024 .
  • ван Коппен, Франс (2010) [2007]. «Аспекты общества и экономики в поздневавилонский период». В Лейке, Гвендолин (ред.). Вавилонский мир . Рутледж. ISBN  978-1-134-26128-4 .
  • ван Сольдт, Уилфред (2000). «Сирийская хронология в древнем и раннем среднем вавилонском периоде». Аккадика . 119 . Ассирологический центр Жоржа Доссена. ISSN   1378-5087 .
  • Уайзман, Дональд Джон (1967). «Алалах». В Томасе, Дэвид Винтон (ред.). Археология и изучение Ветхого Завета: юбилейный том Общества изучения Ветхого Завета, 1917–1967 гг . Кларендон Пресс. OCLC   366758 .
  • Воссинк, Арне (2009). Проблемы изменения климата: конкуренция и сотрудничество среди скотоводов и земледельцев в Северной Месопотамии (ок. 3000–1600 до н.э.) . Сайдстоун Пресс. ISBN  978-90-8890-031-0 .
  • Ву, Юхун (1994). Политическая история Эшнунны, Мари и Ассирии в ранний старовавилонский период (от конца Ура III до смерти Шамши-Адада) . Институт истории древних цивилизаций. OCLC   69135570 .
  • Зоар, Цви (2013). Раввинское творчество на современном Ближнем Востоке . Когодская библиотека иудаики. Том. 11. Блумсбери. ISBN  978-1-4411-3329-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fa37bc7e11ad1f4bc77c6804f49649d__1699127100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/9d/2fa37bc7e11ad1f4bc77c6804f49649d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yamhad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)