Jump to content

Нефернеферуатен

Анххеперуре-Мерит-Неферхеперуре/Ваэнре/Атен Нефернеферуатен ( древнеегипетский : nfr-nfrw-jtn ) [ нужна ссылка ] было именем, используемым для обозначения женщины- короля , которая правила в конце периода Амарны во время Восемнадцатой династии . Ее пол подтверждается женскими чертами, иногда встречающимися в имени, и эпитетом Ахет -эн-хес («Действительный для мужа»), включенным в один из вариантов ее номена (имя при рождении) картуша . [1] [2] [3] От царя Сменхкаре, носившего то же тронное имя Анххеперуре, она отличается наличием эпитетов в обоих картушах. Предполагается, что она была либо женой Сменхкара, Меритатен , либо вдовой его предшественницы Нефертити . предположил Если этим человеком является Нефертити, правящая как единоличный царь, египтолог и археолог Захи Хавасс , что ее правление ознаменовалось падением Амарны и переносом столицы обратно в традиционный город Фивы . [4]

Общая хронология

[ редактировать ]

Нет широкого консенсуса относительно порядка преемственности Сменхкаре и Нефернеферуатен. Период от 13-го года правления Эхнатона до восшествия Тутанхатена весьма туманен. Правление Сменхкара и Нефернеферуатона было очень кратким и оставило мало монументальных или письменных свидетельств, позволяющих составить четкую картину политических событий. Вдобавок к этому, Нефернеферуатен разделяет свой преномен (тронное имя) со Сменхкаре, а свой номен (имя при рождении) с Нефертити / Нефернеферуатен Нефертити, что иногда затрудняет идентификацию. Поскольку датированных свидетельств мало, позволяющих с какой-либо уверенностью зафиксировать их правление, порядок зависит от того, как интерпретируются доказательства. Многие энциклопедические источники и атласы показывают, что Сменхкара сменил Эхнатона на основе исследовательской традиции, восходящей к 1845 году, а некоторые до сих пор отождествляют Сменхкару с Нефернеферуатоном. Отсутствие уникальных названий продолжает вызывать проблемы в книгах и статьях, написанных до начала 1980-х годов: объект можно охарактеризовать как носящий имя Сменхкаре, хотя, если на самом деле переводимое имя — «Анххеперуре», он может быть связан с один из двух человек. Сторонники Сменхкаре как прямой преемницы Эхнатона утверждают, что, поскольку она засвидетельствована как Великая царская жена, то, что мы будем ассоциировать с царица , незадолго до начала последнего года правления Эхнатона, то Сменхкаре, скорее всего, станет прямым преемником Эхнатона.

До 2014 года иногда считалось, что Нефернеферуатон правил между Эхнатоном и Сменхкарой, как показано в Метрополитен-музее 2011 года. [5] Симпозиум по Хоремхебу , общая хронология конца Восемнадцатой династии такова:

Король Около лет
Эхнатон 17 лет
Анххеперуре Нефернеферуатен 2 года
Ankhkheperure Smenkhkare 2 года
Тутанхатен/Тутанхамон 9 лет
Ой 4 года
Хоремхеб 14 лет

Эйдан Додсон предполагает, что у Сменхкара не было независимого правления, и, таким образом, Нефернеферуатон, должно быть, пришел после него, в результате чего правление Сменхкара является полностью правлением соправителя и заканчивается примерно год спустя, в 14 или 15 году правления Эхнатона, с мало веских доказательств, чтобы возразить против этого. [6] Габольд цитирует список вин Сменхкаре, чтобы поддержать идею о том, что Сменхкаре, должно быть, стал преемником Эхнатона. Наконец, Аллен использовала список вин и сильную связь Нефернеферуатона с Эхнатоном в своих эпитетах и ​​на стелах, чтобы предположить, что оба могли стать преемниками Эхнатона, причем один был конкурирующим королем. Гибрид Аллена-Додсона мог бы видеть, что Тутанхамон станет прямым преемником Эхнатона и станет соперником Нефернеферуатона. Существует почти столько же теорий и предполагаемых хронологий, сколько египтологов, интересующихся этим периодом.

Публикация в 2014 году надписи о Нефертити как о Великой царственной жене в 16-м году правления Эхнатона ясно дает понять, что Нефертити была еще жива и оставалась Великой царственной женой во второй последний год правления Эхнатона, что можно рассматривать как поддержку ее кандидатуры в качестве женщины-короля Нефернеферуатона и прямой преемник Эхнатона. [7] В этой ситуации Эхнатон выбрал Сменхкара своим преемником на 12-м году своего существования, но Сменхкар умер раньше Эхнатона, что вынудило Эхнатона возвести Нефетити на трон как Нефернеферуатона, чтобы защитить свое наследие. Нозому Каваи пишет:

...можно предположить, что Эхнатон назначил Нефертити своим соправителем после кончины своего соправителя-мужчины Сменхкаре. Овдовевшая королева Сменхкаре, Меритатен, похоже, сохранила свой титул его великой королевской жены. Одновременно Нефернеферуатон получила еще один эпитет, Axt-nH(j)=s, «Тот, кто приносит пользу своему мужу», который Габольда использовала, чтобы вне всякого сомнения доказать женскую идентичность этого короля... Однако стоит отметить, что это со-правление не похоже, не длилось долго. После смерти Эхнатона Нефернеферуатон оставался у власти в качестве единоличного правителя примерно три года. Во время своего единоличного правления Нефернеферуатон получила и новые эпитеты. Она заменила имя Эхнатона упоминанием Атона в своем преномене и номене. Эпитетом ее преномена тогда был мри-Итн, «Возлюбленная Атона », а эпитетом ее номена стал ХоА-мАат, «Правитель Истины». [8]

Тот факт, что большая часть погребального инвентаря Тутанхамона изначально была изготовлена ​​или написана для женщины-короля Нефернеферуатен, убедительно свидетельствует о том, что Тутанхамон фактически стал прямым преемником Нефернеферуатен на троне после смерти женщины-короля. Это скорее говорит о том, что приведенная ниже пересмотренная хронологическая таблица Восемнадцатой династии ближе к истине, поскольку она согласуется с историческими фактами. [9]

Король Около лет
Эхнатон 17 лет
Ankhkheperure Smenkhkare (coregent) 2 года
Анххеперуре Нефернеферуатен 2 года
Тутанхатен/Тутанхамон 9 лет
Ой 4 года
Хоремхеб 14 лет

Независимо от порядка наследования, преемник Нефернеферуатон, похоже, отказал ей в царском захоронении на основании предметов, первоначально написанных ее именем, но использовавшихся для захоронения Тутанхамона. Во время правления Хоремхеба времена правления царей периода Амарны от Эхнатона до Ай были исключены из истории, поскольку общее количество лет правления этих царей было отнесено к Хоремхебу. В результате 3300 лет спустя учёным пришлось бы собирать воедино события и даже постепенно воскрешать игроков, используя доказательства, иногда ограничивающиеся палимпсестом .

Манефон был египетским священником, жившим в третьем веке до нашей эры во времена Птолемеев , через тысячу лет после периода Амарны восемнадцатой династии, когда эта женщина должна была стать царем. Он писал в эллинистический период в Древнем Египте, когда им правила греческая династия, а не местная династия. Его утраченная работа «Aegyptiaca» («История Египта»), известная теперь лишь во фрагментарной форме благодаря более поздним авторам, цитирующим его работы, является единственной доступной древней записью. Из-за преднамеренного сокрытия истории царей Амарны последующими правителями, следовавшими за ними, что было ему неизвестно, источники, которые Манефон использовал для своей истории, не были точными в отношении периода Амарны.

«Воплощение» Манефона , краткое изложение его работы, описывает преемственность конца Восемнадцатой династии как Орус или «Аменофис в течение 30 лет 10 месяцев». [10] После Ора, который, скорее всего, является Аменхотепом III, идет «его дочь Асенхерес в течение 12 лет 1 месяца, затем ее брат Ратотис в течение 9 лет». По словам Марка Габольда, Асенчерес — это Анххеперуре. [11] с ошибкой транскрипции, преобразующей 2 года и 1 месяц в 12 лет и 1 месяц, о которых сообщается (Африкан и Евсевий приводят для этого человека 32 и 16 лет). Эхнатон даже не упоминается в самом точном списке царей 18-й династии в «Воплощении Египта» Манефона, составленном Иосифом Флавием в «Contra Apionem» . [12] Большинство согласны с тем, что Ратотис относится к Тутанхамону; следовательно, порядок преемственности также поддерживает Асенчерес как Анххеперуре. Необъяснимым образом Манефон заявляет, что за Ратотисом следует «его сын Асенчерес в течение 12 лет 5 месяцев, его сын Асенхерес II в течение 12 лет и 3 месяцев». [13] что демонстрирует пределы, в которых можно полагаться на Манефона в отношении точности периода Амарны.

Ключевые доказательства

[ редактировать ]
Надпись на артефакте Картера 001k, коробке из гробницы Тутанхамона, свидетельствующая о царе Нефернеферуатене.

В отличие от Сменхкаре, нет известных именованных изображений Нефернеферуатона; она надежно засвидетельствована только в надписях. Особый интерес представляет крышка коробки (Carter 001k), на которой написано следующее:

Царь Верхнего и Нижнего Египта, Живущий в Истине, Владыка Двух Земель, Неферхеперуре-Ваэнре

Сын Ра, Живущий в Истине, Повелитель Корон, Эхнатон , Великий в своей продолжительности
Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Двух Земель Анххеперуре Мери-Неферхеперре
Сын Ра, Повелитель Корон, Нефернеферуатен Мери-Ваэнре

Великая королевская супруга Меритатен , пусть она живет вечно

Самая точная надпись, подтверждающая существование Нефернеферуатона, — это длинная иератическая надпись или граффито в гробнице Паири ( TT139 ), написанная писцом по имени Пава:

Год правления 3, третий месяц Наводнения, день 10. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух Земель Анххеперуре, Возлюбленный Атона , Сын Ра Нефернеферуатен, Возлюбленный Вэнре . Поклонение Амону, целование земли Вененнеферу священником-мирянином, писцом божественных приношений Амона в особняке [храме] Анххеперуре в Фивах , Пава, рожденный Йотефсенебом. Он говорит:
«Мое желание — увидеть тебя, о владыка деревьев персея! Пусть твое горло подхватит северный ветер, чтобы ты мог дать сытость без еды и опьянение без питья. Мое желание — взглянуть на тебя, чтобы мое сердце могло возрадоваться, о Амон. , защитник бедняка: ты отец той, у которой нет матери, и муж вдовы. Приятно произнесение имени твоего: оно подобно вкусу жизни... [и т. д.]
«Вернись к нам, о владыка непрерывности. Ты был здесь до того, как что-либо возникло, и ты будешь здесь, когда они уйдут. Как ты заставил меня увидеть тьму, которую ты можешь дать, так дай мне свет, чтобы что я могу видеть тебя...
«О Амон, о великий господин, которого можно найти, ища его, пусть ты прогонишь страх! Возрадуйся в сердцах людей. Радостен тот, кто видит тебя, о Амон: он в празднике каждый день!»
Ка, мирскому жрецу и писцу храма Амона в особняке Анххеперуре, Паве, рожденному Йотефсенебом: «Для твоего Ка! Проведи хороший день среди своих горожан». Его брат, эскизный рисовальщик Батчай особняка Анххеперуре. [14]

Николас Ривз рассматривает это граффито как признак «новой фазы» революции Амарны, когда Анххеперуре Нефернеферуатен «занимает гораздо более мягкую позицию» по отношению к жрецам Амона. [15] Таким образом, Нефернеферуатон могла быть правительницей эпохи Амарны, которая первой достигла соглашения со жрецами Амона и восстановила культ Амона, а не Тутанхамона, как считалось ранее, поскольку ее собственный погребальный храм находился в Фивах, религиозной столице Амона. в нем теперь работали жрецы и жрецы Амона. Однако политическая администрация Египта по-прежнему располагалась в Амарне, а не в Фивах во время правления Нефернефруатона.

Два коронованных короля изображены на Берлинской стеле 17813 года, женщина- король (слева) ласкает Эхнатона , Египетский музей и коллекция папирусов , Новый музей , Берлин

Есть несколько стел, изображающих двух королей — каждый из которых носит различную традиционную королевскую корону — в различных знакомых, почти интимных сценах. Все они незакончены или неописаны, а некоторые испорчены. К ним относятся:

  • Незавершенная стела (№ 17813, Берлин) изображает две королевские фигуры в знакомой, если не сказать интимной, позе. Одна фигура носит двойную корону, а другая — головной убор, похожий на головной убор знакомого бюста Нефертити, но представляющий собой Хепреш или «синюю корону», которую носил царь. Эйдан Додсон цитирует эту стелу, чтобы поддержать идею о том, что Нефертити, возможно, действовала в качестве соправителя, на что указывает корона, но не имела права на полные фараонские почести, такие как двойной картуш.
Женщина-король (справа), обычно называемая Нефертити, в синей короне , нежно наливает воду Эхнатону , Египетский музей и папирус , Старый музей , Берлин
  • Берлин 25574 изображает то, что явно напоминает Эхнатона и Нефертити в ее головном уборе с плоской вершиной. К ним прилагаются четыре пустых картуша — достаточно для двух царей, один из которых, кажется, был втиснут. Ривз считает это важным предметом в деле Нефертити. Когда была создана стела, она была великой королевской женой и поэтому изображалась с головным убором с плоской вершиной. Вскоре после этого ее повысили до соправителя, и в нее втиснули четвертый картуш, чтобы вместить двух королей. [16]
  • Флиндерс Петри обнаружил семь известняковых фрагментов частной стелы в 1891 году, которая сейчас находится в Музее Петри, UC410, иногда называемом Стелой Коренджентства . [17] На одной стороне изображен двойной картуш Эхнатона рядом с картушем Анххеперуре мери-Ваэнре Нефернеферуатен Ахет-эн-Хиес («действующий для ее мужа»), который был вырезан поверх единственного картуша Нефертити. [18]

Подсказки могут указывать на женщину-соправителя, но уникальная ситуация, когда последующие короли использовали одинаковые тронные имена, могла привести к большой путанице.

Ряд предметов в KV62 гробнице Тутанхамона ( ) изначально были написаны для Нефернеферуатен. Среди них Carter 261p(1) — потрясающая золотая пектораль с изображением богини Нут. Другие предметы включают каменный саркофаг , обертки мумий, королевские статуэтки; канопы (сундуки, гробы, пробки для банок), различные браслеты и даже шабти фигурки . Считается, что некоторые предметы, по крайней мере, изначально предназначались для женщины, даже если имя не может быть восстановлено. Египтолог Николас Ривз предположил, что даже знаменитая золотая маска , возможно, изначально предназначалась Нефернеферуатон, поскольку ее царское имя в картуше Анххеперуре было обнаружено частично стертым на погребальной маске Тутанхамона. [19] [20]

Женщина-король

[ редактировать ]
Формы преномена (левый столбец) и номена (правый столбец) для Анххеперуре Нефернеферуатен. [2] [21] [22] [23]

В течение некоторого времени общепринятой интерпретацией свидетельств было то, что Сменхкаре служил соправителем Эхнатона примерно с 15 года, используя тронное имя Анххеперуре. В какой-то момент, возможно, чтобы начать свое единоличное правление, он изменил свое имя на Анххеперуре Нефернеферуатен. Альтернативная точка зрения заключалась в том, что Нефертити была царем Нефернеферуатоном; в некоторых версиях она также маскируется под мужчину, используя имя Сменхкаре.

В таком состоянии интерпретации ситуация оставалась до начала 1970-х годов, когда английский египтолог Джон Харрис отметил в серии статей существование версий первого картуша, которые, по-видимому, включали женские символы. [24] Они были связаны с несколькими предметами, включая статуэтку, найденную в гробнице Тутанхамона, изображающую короля, чья внешность была особенно женственной, даже для искусства Амарны , которое, кажется, благоприятствует андрогинности . [25]

В 1988 году Джеймс П. Аллен предположил, что можно отделить Сменхкару от Нефернеферуатона. Он отметил, что имя «Анххеперуре» переводилось по-разному в зависимости от того, ассоциировалось ли оно со Сменхкаре или Нефернеферуатен. В сочетании с Нефернеферуатон преномен включал эпитет, относящийся к Эхнатону (например, «желанный Ва эн Ре»). Не было случаев, когда «длинная» версия преномена (Анххеперуре плюс эпитет) встречалась рядом с номеном « Сменхкаре», а «короткий» преномен (без эпитета) никогда не был связан с номеном «Нефернеферуатен». Кроме того, женский символ «t» часто присутствует в преномене, номене или эпитетах. [18] Позже французский египтолог Марк Габольд заметил, что на нескольких предметах из гробницы Тутанхамона, первоначально написанных в честь Нефернеферуатона и первоначально читавшихся как «...желанные Эхнатоном», при правильном переводе было написано как Ахет-эн-Хес, или «эффективный». для мужа». [26] Его прочтение позже было подтверждено Джеймсом Алленом.

Использование эпитетов (или их отсутствие) для идентификации короля, упомянутого в надписи, в конечном итоге получило широкое признание среди ученых и регулярно цитируется в их работах. [27] хотя иногда можно привести доводы в пользу исключения конкретной надписи или экземпляра в поддержку более широкой гипотезы.

Возможное единоличное правление

[ редактировать ]

Позже Аллен показал, что эпитеты Нефернеферуатона были трех типов или наборов. Обычно они имели форму «желательно...», но иногда заменялись на «эффективно для мужа». В некоторых случаях за именами может следовать слово «оправдано» с использованием женских атрибутов. [2] Термин «оправданный» ( маэт херу ) является распространенным индикатором того, что человек, о котором идет речь, мертв; аналогичное упоминание, связанное с Хатшепсут в гробнице Пеньяти, указывает на то, что она недавно умерла. [28] Наконец, на некоторых картушах Нефернефруатона имеются уникальные эпитеты, вообще не связанные с Эхнатоном. К ним относятся «Вожделенный Атона» и «Правитель». [2] Аллен пришел к выводу, что сильная связь с Эхнатоном в эпитетах и ​​их количестве делает вероятным, что Нефернеферуатон был его соправителем и, следовательно, предшествовал Сменхкаре. [2] Эпитеты «эффективный...» тогда представляют собой период, в течение которого Эхнатон был выведен из строя, но также могут датироваться временем после смерти Эхнатона. [29] Наконец, менее распространенные версии «без Эхнатона» представляли собой период единоличного правления Нефернеферуатона.

Аллен предлагает возможное объяснение использования одного и того же тронного имени двумя последовательными королями. Он предположил, что почти постоянные ссылки на Эхнатона могут быть провозглашением легитимности со стороны Нефернеферуатон, а эпитеты служат для утверждения ее как избранного преемника или соправителя Эхнатона. Это означает, что выбору Нефернеферуатона могло быть сопротивление, сопротивление было ожидаемо. Похоже, это подтверждается тем, что ее погребальные предметы были узурпированы, чтобы лишить ее возможности похоронить короля. [2] Он предполагает, что принятие Сменхкаре тронного имени Анххеперуре было « чтобы подчеркнуть легитимность притязаний Сменх-ка-ре против притязаний «избранного» (/ г-на /) соправителя Эхнатона ». [2] То есть раскол в царском доме поставил Сменхкара на трон как царя-соперника Нефернеферуатона. Это было предложено как простое и логичное прочтение свидетельств, объясняющих природу эпитетов, использование одинаковых преноменов сменявшими друг друга королями и то, что ей было отказано в королевских похоронах. Однако без датированных свидетельств существования конкурирующих или одновременных королей это остается предположением.

Однако, поскольку Сменхкаре исчезает с политической сцены в конце правления Эхнатона и вместо него появляется Нефернеферуатон, наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Сменхкаре, который засвидетельствован в незаконченной сцене дурбара из гробницы Мерира II (TA2) в Амарне, датированной 12 годом Эхнатона - должно быть, умер примерно через 1 или 2 года, поскольку мастер так и не закончил эту рельефную сцену. [30] Афина Ван дер Перре отмечает:

После смерти Семенхкаре царской семье вновь пришлось столкнуться с проблемой престолонаследия. У Эхнатона остались две царственные жены (Нефертити и Меритатон) и один возможный будущий преемник, который был еще слишком молод, чтобы править (Тутанхатон). В какой-то момент после исчезновения Семенхкара Эхнатон, должно быть, решил, что есть только один человек, способный править и обучать Тутанхатена после его смерти. Новый регент будет использовать имя Анххеперуре Нефернеферуатен. Правление «царя» Нефернеферуатона на самом деле задокументировано лучше, чем правление Семенхкара. Было найдено несколько свидетельств, раскрывающих некоторые интересные факты о правлении этого короля. Это имя засвидетельствовано в Амарне, Фивах и Телль-эль-Борге. В Саккаре также были обнаружены печати из глиняных кувшинов, относящиеся к «(вину) поместья Нефернеферуатен, возлюбленного Ваэнры». Нефертити, которая уже играла важную роль в Амарне и уже носила имя Нефернеферуатон, на мой взгляд, является наиболее вероятным кандидатом на эту функцию.... После смерти мужа Нефертити сама будет править страной.. [31]

Египтологи, Рольф Краусс [32] и Нозому Каваи оба назначают царю-женщине Нефернеферуатен независимое правление продолжительностью от 2 до 3 лет между Эхнатоном и Тутанхамоном. [33]

Афина Ван Дер Перре пишет:

Свидетельства имени подтверждают правление Нефернеферуатона, которое, если бы это была Нефертити, не могло начаться раньше 1-го месяца 16-го года Эхнатона, как показано в надписи на каменоломне в Дайр-Абу-Хиннисе. До сих пор не обнаружено никаких доказательств кончины королевы. Наиболее вероятно, что она умерла после правления не менее 3 лет. После ее смерти Тутанхатен – теперь мальчик примерно 8 лет – начнет свое собственное правление. Поскольку королевы-матери, которая могла бы руководить им, не осталось, реальная власть перешла в руки небольшой группы высокопоставленных чиновников при дворе. [34]

Личность Нефернеферуатен

[ редактировать ]

К концу двадцатого века существовала «достаточная степень консенсуса» [35] что Нефернеферуатон была царем-женщиной, а Сменхкар - отдельным царем-мужчиной, особенно среди специалистов того периода. [36] Многие египтологи полагают, что она также была соправителем на основании стелы и эпитетов, хотя единоличное правление кажется весьма вероятным, учитывая, что надпись Паири датирована годами ее правления. Мнения более разделились относительно места и характера правления Сменхкаре по отношению к ней.

Большинство египтологов считают, что эти два имени обозначают двух отдельных людей, и считают это самой простой и наиболее вероятной точкой зрения. [37] [38] Большинство изменений имени в период Амарны касались людей, включавших в свое имя -Атон или удалявших все более оскорбительный элемент -Амон.

Теперь фокус смещается на личность Нефернеферуатен, где у каждого кандидата есть свой собственный защитник(и), и эта дискуссия, возможно, никогда не разрешится к всеобщему удовлетворению.

Нефертити

[ редактировать ]
Нефертити изображена в знакомой сцене царя, поражающего врага Египта.

Даже среди египтологов, выступающих за отождествление Нефертити с Нефернеферуатон, точный характер ее правления может различаться. Нефертити была одним из первых кандидатов на пост короля Нефернеферуатона, впервые предложенного в 1973 году Дж. Р. Харрисом. [39] Очевидное использование части ее имени сделало ее очевидным кандидатом еще до того, как пол Нефернеферуатен был твердо установлен. Остатки расписной штукатурки с царскими именами Нефернеферуатен, найденные в Северном дворце, который долгое время считался резиденцией Нефертити, подтверждают ассоциации Нефертити с царем. [40] Нефертити была в авангарде во время правления своего мужа и даже изображала участие в царских делах, таких как поражение врагов Египта. [41] Основная предпосылка заключается в том, что ее известность и власть в период Амарны были почти беспрецедентными для великой королевской жены, что делает ее наиболее вероятной и наиболее способной женщиной, которая станет преемницей Эхнатона. [16] [42] [43]

До 2012 года последнее датированное изображение Нефертити относилось к 12 году правления Эхнатона, что позволяет предположить, что она умерла вскоре после этого. Однако теперь известно, что она все еще была жива во второй-последний год правления Эхнатона и все еще носила титул Великой королевской жены, основываясь на чернильной надписи, явно датированной «16 годом III Ахета, 15-м днем» в известняковом карьере. в Дайре Абу Хиннисе. [44] Эта надпись будет свидетельствовать против совместного правления на срок более года, если оно вообще вообще существует, поскольку надпись свидетельствует о положении Нефертити как великой царственной жены Эхнатона незадолго до начала его последнего года.

Это влияет на теории, предложенные некоторыми египтологами, такими как Эйдан Додсон, которые рассматривают Нефернеферуатона одновременно как соправителя Эхнатона, единоличного правителя, и регента или соправителя Тутанхамона. [45] Несмотря на то, что ее самый высокий засвидетельствованный год приходится на 3-й год, он предполагает, что она отсчитывала годы своего правления только после смерти Эхнатона - точка зрения, выдвинутая Мурнейном, чтобы объяснить отсутствие двойных свиданий в Новом Королевстве, даже когда известно, что существует совместное управление. [46] Затем Додсон предполагает, что позже она, возможно, разделила дату правления Тутанхамона, фактически передав ему старший статус, по крайней мере номинально. [47] Он предполагает, что Нефернеферуатон помогала руководить реформацией в первые годы правления Тутанхатена, и предполагает, что возвращение к господству жречества Амона является результатом ее «быстрого приспособления к политической реальности». Чтобы поддержать сосуществование Нефертити-Тутанхамона, он цитирует ручки кувшинов с ее картушем, а также другие с ручками Тутанхатона из Северного Синая. [48] Эту точку зрения не разделяют археологи, которые отмечают, что были найдены печати и небольшие предметы, такие как кольца безеля, принадлежавшие многим членам королевской семьи Восемнадцатой династии, включая Эхнатона, Ай, царицу Тию и Хоремхеба. [49] и что «политическая связь Тутанхамона и Нефернеферуатона, основанная на обнаружении их имен на амфорах в Телль-эль-Борге , необоснованна». [50] Габольд также считал маловероятным со-регентство или регентство. [51]

Ван дер Перре считает, что Нефертити, вероятно, вступила на королевский пост под именем Нефернеферуатен, приняв тронное имя, которое кратко использовалось Сменхкаре в сочетании со своим собственным именем, но вероятность того, что период совместного регентства невелик. [52] Ссылки на Эхнатона, добавленные к ее имени в качестве эпитетов, подтверждают ее легитимность. Эпитеты со временем менялись: сначала они придавали легитимность, затем относились к обожествленному умершему королю, а затем, наконец, изменились на «Возлюбленный Атона» и «правитель» в конце ее правления. [53] Более того, было высказано предположение, что Сменхкаре также может быть Нефернеферуатоном, [54] точки зрения, которой до сих пор придерживаются некоторые, такие как Николас Ривз [16] и до 2004 года Додсоном. [55]

Стела Coregency (UC 410), упомянутая ранее, могла бы решить вопрос, если бы она не была так сильно повреждена. Имя Нефернеферуатен заменило на нем имя Нефертити. То, как изображение Нефертити было изменено в соответствии с новой надписью, могло бы решить вопрос, если бы ее изображение не пропало. Если бы ее изображение было заменено, это означало бы, что Нефертити заменили кем-то другим по имени Царь Нефернеферуатен, и, возможно, она умерла. Если бы к ее изображению была добавлена ​​​​просто новая корона, это было бы весьма убедительным аргументом в пользу того, что Нефертити приняла новое имя и титул. [56] На самом деле, кажется, что это еще одна королевская семья, включая, по крайней мере, Меритатен. Замена имени Нефертити на имя короля Нефернеферуатона в изображении царской семьи, по-видимому, по-прежнему отдает предпочтение Нефертити как новому королю.

Основным аргументом против Нефертити было то, что она, вероятно, умерла где-то после 12-го года правления, что было последним известным датированным ее изображением до 2012 года. Однако надпись, обнаруженная в 2012 году, показала, что она была еще жива в 16-м году правления ее мужа. [57] Доказательства, свидетельствующие о том, что она умерла раньше Эхнатона, включают фрагменты ушабти , указывающие на то, что на момент смерти ее титул был Великой королевской женой; количество винных поступлений из ее поместья уменьшилось и прекратилось после 13 года; [58] Титул Меритатон как Великой королевской жены рядом с именем Эхнатона на предметах из гробницы Тутанхамона указывает на то, что она, вероятно, заменила Нефертити в этой роли; на полу предназначенной для нее гробницы видны следы порезов, начатых для окончательной установки ее саркофага. [42] Единственное ушабти Нефертити кажется скудным свидетельством ее смерти, учитывая, что Эхнатона насчитывается около 200 шабти. [59] Вполне возможно, что эти две части принадлежали двум отдельным шабти: одному Нефертити, а другому Меритатен. [60] С другой стороны, это мог быть обет, помещенный в захоронение члена семьи, такого как Мекетатон , еще до ее вознесения. [16]

Заслуженный

[ редактировать ]

Меритатон как кандидат на звание Нефернеферуатона кажется наиболее изменчивым, принимая множество форм в зависимости от взглядов египтологов. Она была выдвинута Рольфом Крауссом в 1973 году, чтобы объяснить женские следы в преноменах и эпитетах Анххеперуре и соответствовать описанию Манефоном Акенхерес как дочери Ороса . [1] Он предположил, что Меритатон могла править с женским именем «Анх-эт-Хеперуре» после смерти Эхнатона и до воцарения Сменхкара. [1] В своем аргументе Сменхкаре затем принимает мужскую форму своего преномена после завоевания трона посредством брака. Хотя немногие египтологи поддержали всю гипотезу, многие время от времени принимали Меритатен как вероятного или возможного кандидата на пост женщины-анххеперуре, правящей в течение некоторого времени после смерти Сменхкаре, и, возможно, как регента Тутанхатона. [61]

Анх-эт-Хеперура Краусса Основной аргумент против Меритатон, либо как временная до женитьбы на Сменхкаре, либо как соправитель Эхнатона, король Нефернеферуатон, заключается в том, что она хорошо засвидетельствована как жена и великая царская жена Сменхкара. Для нее то, что она позже стала королем, означает обязательно, а для ее подданных, возможно, невероятно, что она ушла с должности короля и перешла к роли жены короля. [62] Эта точка зрения ставит Сменхкаре после Нефернеферуатена, что требует, чтобы изображение Мерира было нарисовано через 5–6 лет после изображения «Дурбара», рядом с которым оно находится, и через несколько лет после прекращения работ над гробницами.

Противодействие этому аргументу исходит от Марка Габольда, который называет политическую необходимость причиной понижения Меритатена в должности. [63] Он видит в ящике с надписью (гробница Картера 001k, в которой она названа вместе с Эхнатоном и Нефернеферуатоном) Меритатен изображена в одновременных ролях, используя имя Нефернеферуатон в качестве соправителя и используя свое имя при рождении в роли царственной жены Эхнатона. [64] Он также предположил, что рисунок Мерира был выполнен перед ожидаемой коронацией, которая в итоге не состоялась из-за его смерти. [51] Совсем недавно Габольд предложил, чтобы Меритатен была возведена в ранг соправителя Эхнатона в последние годы его правления и чтобы она сменила его на посту регента междуцарствия под именем Анххеперуре. Он также идентифицирует ее как субъекта дела Дахамунзу , когда хеттский принц Заннанза взошел на трон как Сменхкаре. Поскольку нет никаких доказательств ни того, когда и где он умер, ни того, что он был убит, Габольд считает, что он завершил путешествие и умер только после того, как стал королем. В предложении говорится, что после его смерти она примет на себя все фароанские прерогативы и продолжит править как король Анххеперуре Нефернеферуатен. Поскольку Тутанкамон был жив и принадлежал к королевскому происхождению, Габольде утверждает, что действия Меритатена почти наверняка следует рассматривать как намерение предотвратить его восхождение на престол. [65] Версия Сменхкаре-Заннанзы не пользуется особой поддержкой среди египтологов. Миллер отмечает, что в присутствии Тутанхамона Меритатену «вероятно, понадобилась бы поддержка какого-нибудь влиятельного сторонника(ов), чтобы реализовать такую ​​схему, как эпизод с Тахамунзу, и остается вопрос, почему этот сторонник решил бросить его вес стоит за такой смелой затеей». [66]

Однако, поскольку подтверждено, что Нефертити жила уже на 16-м году правления Эхнатона, теория Меритатона становится менее вероятной, потому что она больше не будет самым старшим из ныне живущих людей, присутствовавших при дворе под именем Нефернеферуатон, и не будет идентифицироваться как «эффективный человек». для своего мужа» как эпитет правящей женщины-фараона. Во-вторых, и Эйдан Додсон, и покойный Билл Мурнейн подчеркивали свое мнение о том, что женщина-правительница Нефернеферуатен и Меритатон не могут быть одним и тем же человеком. Как пишет Додсон:

...следующий вопрос, очевидно, касается ее [то есть Нефернеферуатен] происхождения. Были выдвинуты предположения, что она была бывшей Нефертити (Харрис, Самсон и другие), Мерьетатон (Краусс 1978; Габольде 1998) и совсем недавно Нефернеферуатен-ташерит, [] четвертой дочерью Эхнетона (Аллен 2006). Из них кандидатура Мерьетатона, кажется, фатально подорвана существованием фрагмента коробки KV62 JE61500, в котором имена и титулы Эхнатона, Нефернеферуатона и Мерьетатона указаны как явно отдельные личности. [67] [68]

Нефернеферуатен-ташерит

[ редактировать ]

В 2009 году Джеймс Аллен предложил новое прочтение событий, предполагая, что Нефернеферуатон была четвертой дочерью Эхнатона и Нефертити, Нефернеферуатон-ташерит . [62] Ташерит означает меньший . Доказательства, представленные в пользу этой идентификации, были основаны исключительно на ее имени.

Первоэлемент в имени фараона всегда соответствует имени, которое он (или она) носил до восшествия на престол; начиная с Восемнадцатой династии, к этому имени в картуше фараона обычно добавлялись эпитеты, но Эхнатон представляет собой единственный пример полного и последовательного изменения первичного элемента номена, и даже он использовал свое имя при рождении, Аменхотеп, при своем воцарении. Свидетельства этой традиции утверждают, что соправительница носила имя Нефернеферуатон до своей коронации, и поскольку теперь кажется очевидным, что соправителем была не Нефертити, она, должно быть, была единственной другой женщиной, известной под этим именем: четвертая дочь Эхнатона, Нефернеферуатон-младшая. [69]

Аллен объясняет, что часть ее имени «ташерит» могла быть исключена либо потому, что было бы неприлично, чтобы король использовал слово «меньший» в своем имени, либо она могла быть исключена уже после смерти Нефертити. [69] Эта теория — единственная, которая не предполагает, что кто-то каким-то неловким образом изменит свое имя, чтобы взять на себя роль Нефернеферуатона. Выбор Эхнатоном ее соправителем остается загадкой. Теперь, когда граффито Нефертити 16-го класса было проверено, она стала менее привлекательным кандидатом.

Возраст Нефернеферуатен-ташерит — первое возражение, которое часто выдвигают против этого аргумента. Считается, что на момент смерти Эхнатона ей было около десяти лет. [70] но Аллен предполагает, что некоторые дочери могли быть старше, чем обычно рассчитывали, исходя из их первого изображенного внешнего вида. Их первое появление, возможно, произошло во время отнятия от груди, в возрасте трех лет; К концу правления Эхнатона Нефернеферуатен-ташерит, возможно, было 13 лет. [71] Более позднее использование эпитетов «эффективный…» может указывать на то, что она тоже в конечном итоге стала достаточно взрослой, чтобы выступать в роли жены своего отца, поддерживая старший возраст. Однако более молодой возраст не должен дисквалифицировать ее, поскольку Тутанхатон взошел на трон в аналогичном возрасте, но все же десятилетняя женщина кажется многим исследователям маловероятной.

  • Однако в новой статье 2016 года Джеймс Аллен опроверг свое предыдущее мнение о том, что Нефернеферуатен-ташерит была женщиной-фараоном Нефернеферуатен; Теперь Аллен согласен с тем, что этой женщиной-королем действительно была сама Нефертити, поскольку публикация даты 16 года показывает, что Нефертити была все еще жива во второй последний год правления Эхнатона. [72]

Повторное использование погребального инвентаря Нефернеферуатона для захоронения Тутанхамона.

[ редактировать ]
Лица кувшинов Тутанхамона каноп - имеют явно женские черты, а не традиционные изображения мертвого царя; многие ученые утверждают, что изначально они были созданы для женщины-короля, а затем перепрофилированы для Тутанхамона. [73]

По словам Николаса Ривза, почти 80% погребального инвентаря Тутанхамона было получено из оригинальных погребальных принадлежностей Нефернеферуатона, включая знаменитую золотую маску, средний гроб, канопы-гробы, несколько позолоченных панелей храма, фигурки шабти , коробки и сундуки. , королевские украшения и т. д., [74] [75] и адаптирован для использования после его неожиданной ранней смерти. В 2015 году Ривз опубликовал доказательства того, что на более раннем картуше на знаменитой золотой маске Тутанхамона написано: «Анхеперуре мери-Неферхеперуре» или (Анхеперуре, возлюбленная Эхнатона); поэтому маска изначально была сделана для Нефертити, великой царственной жены Эхнатона, которая использовала царское имя Анхеперуре, когда взошла на трон после смерти мужа. [76]

Такое развитие событий подразумевает, что либо Нефернеферуатон была свергнута в борьбе за власть, возможно, лишена царского погребения как король, либо что она была похоронена с другим набором королевского погребального оборудования (возможно, собственным погребальным оборудованием Эхнатона) официальными лицами Тутанхамона с тех пор, как Тутанхамон стал преемником. она как король, [77] и что, возможно, после смерти Тутанхамона чиновники при его преемнике Айе не следовали традиционным методам захоронения при погребении, за которым он, как преемник, должен был наблюдать. То, что Ай отказался следовать многим традициям, хорошо документировано. Один исследователь отмечает, что гробница Тутанхамона имеет традиционную архитектурную особенность, которая предполагает, что гробница была построена для женщины-короля. [78] и это, наряду с другими доказательствами, подтверждает, что гробница была приспособлена для захоронения Тутанхамона вместе с повторным использованием ее артефактов. Традиционная особенность, которую он считает важной при обсуждении возможного повторного использования, заключается в том, что гробницы королей-мужчин имеют левый поворот от входа, ведущего в погребальную камеру, а гробницы королей-женщин поворачивают направо. [79] Поскольку эти вопросы продолжают исследоваться, их интерпретации также развиваются.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Мало что можно сказать с уверенностью о жизни и правлении Анххеперуре Нефернеферуатен. Большинство египтологов признают, что она была женщиной и, вероятно, отдельным человеком, не считая царя-мужчины Сменхкара. Многие специалисты того периода считают, что эпиграфические свидетельства убедительно указывают на то, что какое-то время она выступала в качестве соправителя Эхнатона. [16] [43] [62] Царствовала ли она до или после Сменхкаре, зависит от основной теории ее личности.

Судя по надписи Паири или Пава, датированной третьим годом ее правления, похоже, что она наслаждалась единоличным правлением. Какая часть ее правления была соправителем, а какая — единоличным правителем, является предметом споров и предположений. В той же надписи на гробнице упоминается храм Амона в Фивах, возможно, погребальный комплекс, что, по-видимому, указывает на то, что запрет Амона утих и традиционная религия восстанавливалась к концу ее правления. [23] [80] [62] Поскольку большая часть ее погребального инвентаря использовалась при захоронении Тутанхамона, кажется вполне очевидным, что ее преемник отказал ей в захоронении фараона. [23] [81] [62] Причины этого остаются предположениями, как и регентство Тутанхатона.

Поскольку так много свидетельств было уничтожено сначала преемником Нефернеферуатона, затем весь период Амарны Хоремхебом , а затем всерьез царями Девятнадцатой династии , точные детали событий, возможно, никогда не станут известны. В высшей степени двусмысленный характер доказательств часто заставляет их наводить на мысль о некоторой интерпретации, хотя и не доказывает ее. Различные стелы, например, явно указывают на женщину-соправительницу, но не дают ничего убедительного относительно ее личности.

Онлайн-презентация

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Краусс, Рольф. Конец периода Амарны; 1978, Хильдесхайм; стр. 43–47
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Аллен, Джеймс П. (1994). Нефертити и Сменх-ка-ре . Göttingen Miscelles 141. стр. 7–17.
  3. ^ М. Габольд , «Под глубоким синим звездным небом» , в П. Брэнде (редактор), «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории в память об Уильяме Дж. Мурнейне », Лейден: Э. Дж. Брилл Академические издательства, стр. 17-21.
  4. ^ Badger Utopia (11 августа 2017 г.), Нефертити - Мумия королевы тайн , получено 30 октября 2017 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  5. ^ Сипозиум Хоремхаба: генерал и король Египта См. Первые 8 минут презентации Метрополитен-музея 2011 года. Как отмечается в видео, порядок и сроки "на обсуждении".
  6. ^ Додсон, Amarna Sunset 2009, стр. 27-29.
  7. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1) . Проверено 22 ноября 2023 г.
  8. ^ Нозому Каваи, «Возвращение к Нефернеферуатену из гробницы Тутанхамона» в «Очерках чудесных вещей в честь Николаса Ривза» , Lockwood Press, (2023), стр. 121
  9. ^ ВЫВОДЫ по древнеегипетской хронологии Рольфа Краусса и Дэвида Алана Уорбертона на стр. 492–493. Редакторы: Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид А. Уорбертон. Брилл 2006.
  10. ^ Иосиф Флавий © Питер Лундстрём, 2011–2023 — Некоторые права защищены — Версия 4.0
  11. ^ Габольд, Марк. От Эхнатона до Тут-анхамона , 1998 год; стр. 145-185
  12. ^ Иосиф Флавий © Питер Лундстрём, 2011–2023 — Некоторые права защищены — Версия 4.0
  13. ^ Манефон, Классическая библиотека Леба; 1940, английский перевод У. Г. Уодделла, стр. 102–103.
  14. ^ Мурнейн, Вт; Тексты периода Амарны , Атланта: Scholars Press (1995). Примечание: Gardiner, JEA 14 (1928), стр. 10–11 и пожалуйста. 5–6; Ривз ( «Лжепророк» , 2001, стр. 163) и Мурнейн указывают дату как 10-й день, 3-й месяц, Ахет. Додсон (2009) называет эту дату «однозначно» 3-м днем ​​4-го месяца Ахета. Разница составляет 23 дня.
  15. ^ Ривз, К. Николас; Эхнатон: лжепророк Египта; 2001. стр.164
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Ривз, К. Николас; Эхнатон, лжепророк Египта ; (2001) Темза и Гудзон
  17. ^ Пендлбери Дж., Самсон Дж. и др.; Город Эхнатон, часть III (1951)
  18. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джеймс П., Две измененные надписи позднего периода Амарны , Журнал Американского исследовательского центра в Египте 25 (1988); стр. 117-121.
  19. ^ Ривз 2014 , с. 511.
  20. Джеймс Зайдель, маска Тутанхамона: свидетельства стертого имени указывают на судьбу царицы-еретики Нефертити , 26 ноября 2015 г., News Corp.
  21. ^ Додсон, А; Амарна Закат (2009), приложение 3
  22. ^ Аллен, Джеймс П.; Наследство Амарны (2006 г.); в П. Брэнде (ред.), «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна»; Архивировано из оригинала
  23. ^ Перейти обратно: а б с Джайлз, 2001 г.
  24. ^ Дж. Р. Харрис, Neferneferuaten , "Göttinger Miszellen" 4 (1973), 15-17;
    Neferneferuaten Rediviva , «Acta Orientalia» 35 (1973), 5–13;
    Правящая Нефернеферуатен , «Acta Orientalia» 36 (1974), 11–21;
    Эхнатон или Нефертити? , «Acta Orientalia» 38 (1977), 5–10.
  25. ^ Бертон, Гарри (фотограф) . «Статуэтка короля на леопарде» . Тутанхамон: Анатомия раскопок: Архивы Говарда Картера . Институт Гриффита . Проверено 23 сентября 2012 г.
  26. ^ Габольде, Марк (1998). От Эхнатона до Тутанхамона . Университет Люмьер-Лион 2, Институт археологии и истории древности. стр. 147–62, 213–219. ISBN  2911971027 .
  27. ^ Аллен (1994); Габольде (1998 год); Итон-Краусс и Краусс (2001); Хорнунг (2006 г.); Бекерат (1997); Аллен (2006); Краусс (2007); Мурнейн (2001)
    В остальном они придерживаются совершенно разных взглядов на преемственность, хронологию и личность Нефернеферуатона.
  28. ^ Мурнейн, Вт; (1977) стр.42
  29. ^ Габольд, Марк. Д'Эхнатон в Тот-Анхамоне , 1998 год; стр. 156-157; Это касается отношений Исиды с Осирисом.
  30. ^ А. Додсон, Amarna Sunset, Американский университет в Каире Press , 2009, стр. 27-31.
  31. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1):95 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  32. ^ ВЫВОДЫ по древнеегипетской хронологии Рольфа Краусса и Дэвида Алана Уорбертона на стр. 492–493. Редакторы: Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид А. Уорбертон. Брилл 2006.
  33. Нозому Каваи, Нефернеферуатон из гробницы Тутанхамона, вновь посещенный в «Очерках чудесных вещей в честь Николаса Ривза» (2023), стр. 121. Каваи пишет на странице 121: «После смерти Эхнатона Нефернеферуатон продолжал оставаться у власти в качестве единоличного правителя примерно три года. "
  34. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1): 101 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  35. ^ Миллер, Дж; Хронология эпохи Амарны и идентичность Нибхурурии в Альториентале. Форш. 34 (2007); п. 272
  36. ^ например, Мурнейн, Дж.; «Снова конец периода Амарны» (2001); Аллен, Дж. 1998, 2006 г.; Габольд, М.; «Дас Энде дер Амарназейт» (2001); Хорнунг, Э; Новое царство в древнеегипетской хронологии (2006 г.); Миллер, Дж. Амарна Возрастная хронология (2007); Додсон А.; Амарна закат (2009)
  37. ^ Аллен, Джеймс П., «Наследие Амарны» , в «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории в память об Уильяме Дж. Мурнейне», стр.2
  38. ^ Мурнейн, В.; Снова конец периода Амарны , 2001 г.
  39. ^ Харрис, JR Neferneferuaten Rediviva ; 1973, в "Acta Orientalia", 35 стр. 5–13
    Харрис, младший Нефернеферуатен Регнанс ; 1973 в Геттингене Miszellen 4 стр. 15–17.
  40. ^ Додсон, А; Амарна Сансет (2009) с. 43
  41. ^ Джайлз, Фредерик. Дж., Легенда и история Эхнатона ; 1970 год; Ассошиэйтед Юниверсити Пресс; 1972 год США; стр. 59
  42. ^ Перейти обратно: а б Джайлз, Ф; 1972 год
  43. ^ Перейти обратно: а б Додсон, А; Амарна Сансет , Американский университет в Каире, 2009 г.
  44. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1) . Проверено 22 ноября 2023 г.
  45. ^ Додсон, А; (2009) с. 50
  46. ^ Мурнейн, В.; Государства Древнего Египта (1977), стр. 31-32.
  47. ^ Додсон, Amarna Sunset 2009, стр. 45-46.
  48. ^ Додсон, Амарна Сансет 2009, с. 51, 45-46
  49. ^ Хоффемейр, Ван Дейк. «Новый взгляд на период Амарны с Северного Синая» .
  50. ^ Хоффемейр, Ван Дейк; Новый взгляд на период Амарны » (2010), стр. 201–202.
  51. ^ Перейти обратно: а б Габольд, М; Форум Древнего Ближнего Востока , декабрь 2007 г.
  52. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1): 83–86 и 101–102 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  53. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1): 101–102 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  54. ^ Самсон, Дж; Город Эхнатона и Нефертити ; Арис и Филлипс Лтд., 1972 г.; ISBN   978-0856680007
  55. ^ Додсон и Хилтон (2004); стр. 285
  56. ^ Додсон, А; Амарна Закат (2009), стр.43
  57. ^ Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1):95 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  58. ^ Олдред, Сирил (1988). Эхнатон: царь Египта . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27621-8 .
  59. ^ Мартин, GT, Скальные гробницы Эль-Амарны. Часть VII. Королевская гробница в Эль-Амарне , 1974 год. Предметы. (Том I.) Лондон: Общество исследования Египта.
  60. ^ Бовот, Ж.-Л. (1999). Чауабти для двух королев Амарны? . Египет Африка и Восток 13. с. 31–34.
  61. ^ Дж. Тилдесли, Хроники цариц Египта , 2006, Thames & Hudson, стр. 136–137;
    также Габольд, М.; Под глубоким синим звездным небом , П. Брэнд (редактор), в книге «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна», (2006), стр. 17–21.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и Аллен, Джеймс П.; Наследство Амарны (2006 г.); в П. Брэнде (ред.), «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна»; Архивировано из оригинала. Архивировано 30 мая 2013 года в Wayback Machine.
  63. ^ Габольд, Марк. От Эхнатона до Тут-анхамона , 1998 год; стр. 178–183
  64. ^ Габольд, Марк. От Эхнатона до Тут-анхамона , 1998 год; стр. 187-226
  65. ^ Миллер, Дж; Хронология возраста Амарны (2007), стр. 275; а именно Габольд 1998; 2001 г.; 2002 г.
  66. ^ Миллер, Дж.; Хронология возраста Амарны (2007), стр.275, №104.
  67. ^ Эйдан Додсон, Закат Амарны: последовательность поздней Амарны, вновь посещенная в Beyond the Horizon. Исследования египетского искусства, археологии и истории и истории в честь Барри Дж. Кемпа , изд. С. Икрам и А. Додсон, стр.32 Каир: Высший совет по древностям, 2009.
  68. ^ Уильям Дж. Мурнейн, Снова конец периода Амарны», Orientalistische Literaturzeitung (OLZ), Vol. 96 (2001), с.21
  69. ^ Перейти обратно: а б Аллен; Амарна Наследование ; стр.15
  70. ^ Тилдесли, Джойс. Нефертити: Королева-Солнце Египта ; Пингвин; 1998 год; ISBN   0-670-86998-8
  71. ^ Аллен, Джеймс П.; Преемственность Амарны в книге «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна»
  72. ^ Джеймс Аллен, «Пересмотренная преемственность Амарны», GM 249 (2016): стр. 9–13.
  73. ^ Была ли гробница Тутанхамона построена для женщины? , заархивировано из оригинала 25 октября 2017 года , получено 24 октября 2017 года.
  74. Пересмотр маски Николаса Ривза Тутанхамона BES 19 (2014), стр. 511-522
  75. Питер Хесслер, Осмотр гробницы Тутанхамона обнаруживает намеки на потайные камеры National Geographic, 28 сентября 2015 г.
  76. ^ Николас Ривз, Золотая маска Анххеперуре Нефернеферуатен, Журнал древнеегипетских взаимосвязей, Том. 7 № 4, (декабрь 2015 г.), стр. 77–79 и нажмите « Загрузить этот PDF-файл».
  77. ^ Николас Ривз, Пересмотр маски Тутанхамона BES 19 (2014), стр.523-524
  78. ^ Была ли гробница Тутанхамона построена для женщины? , заархивировано из оригинала 25 октября 2017 года , получено 24 октября 2017 года.
  79. ^ Была ли гробница Тутанхамона построена для женщины? , заархивировано из оригинала 25 октября 2017 года , получено 24 октября 2017 года.
  80. ^ Додсон, Amarna Sunset 2009, стр. 44-46.
  81. ^ Додсон, Amarna Sunset 2009, стр. 51-52.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

У каждого из ведущих кандидатов есть свои сторонники среди египтологов, с работами которых можно ознакомиться для получения дополнительной информации и многих других подробностей о конкретном кандидате. Некоторые работы Николаса Ривза и Эйдана Додсона защищают Нефертити как Нефернеферуатен. Марк Габольд написал несколько статей и как минимум одну книгу (на французском языке) в поддержку Меритатен. Предыдущая работа Джеймса Аллена в этой области в первую очередь касалась установления женского пола Нефернеферуатен, а затем как личности отдельно от Сменхкаре. Его статья «Наследие Амарны» является его первой теорией личности царя Нефернеферуатона, поскольку ранее он называл Нефертити или Меритатен вероятной или возможной личностью в зависимости от состояния доказательств.

  • Олдред, Кирилл, Эхнатон, царь Египта (Темза и Гудзон, 1988).
  • Олдред, Сирил (1973). Эхнатон и Нефертити . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Олдред, Сирил (1984). Египтяне . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Аллен, Джеймс П. (2006). «Наследие Амарны» (PDF) . Архивировано из оригинала 1 июля 2013 года . Проверено 23 июня 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  • Додсон, Эйдан и Хилтон, Дайан. Полные королевские семьи Древнего Египта . Темза и Гудзон. 2004. ISBN   0-500-05128-3
  • Додсон, Эйдан. Закат Амарны: Нефертити, Тутанхамон, Ай, Хоремхеб и египетская контрреформация . Американский университет в Каире Press. 2009, ISBN   978-977-416-304-3
  • Фрид, Рита Э.; Марковиц, Ивонн Дж.; Д'Ориа, Сью Х., ред. (1999). Фараоны Солнца: Эхнатон – Нефертити – Тутанхамон . Булфинч Пресс. ISBN  0-8212-2620-7 .
  • Габольд, Марк, Под глубоким синим звездным небом в книге «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна»; Габольд - Звездное небо
  • Джайлз, Фредерик. Дж., Легенда и история Эхнатона (1970, Associated University Press, 1972, США)
  • Джайлз, Фредерик. Дж., Эпоха Амарны: Египет (Австралийский центр египтологии, 2001).
  • Хорнунг, Эрик , Эхнатон и Религия Света , перевод Дэвида Лортона, Cornell University Press, 1999, ISBN   0-8014-3658-3 )
  • Миллер, Джаред; Хронология эпохи Амарны и идентичность Нибхурурии в свете недавно реконструированного хеттского текста (2007); Альтернативный. Форш. 34 (2007) 2, 252–293
  • Редфорд, Дональд Б. , Эхнатон: Король-еретик (Princeton University Press, 1984, ISBN   0-691-03567-9 )
  • Редфорд, Дональд Б.; Эхнатон: Король-еретик (1984) Princeton University Press
  • Ривз, К. Николас, Эхнатон, лжепророк Египта (Темза и Гудзон, 2001).
  • Ривз, К. Николас, Полный текст «Тутанхамон: король, гробница, королевское сокровище» . Лондон: Темза и Гудзон, 1 ноября 1990 г., ISBN   0-500-05058-9 (твердый переплет)/ ISBN   0-500-27810-5 (мягкая обложка)
  • Ривз, Николас (2014). «Переосмысление маски Тутанхамона» . У А. Оппенгейма; О. Гоэлет (ред.). Искусство и культура Древнего Египта. Этюды в честь Доротеи Арнольд .
  • Тайс, Кристофер. Письмо царицы Дахамунзу хеттскому королю Шуппилулиуме I в свете скорости путешествия и временных последовательностей, в: Томас Р. Каммерер (ред.): Идентичности и общества в древних восточно-средиземноморских регионах. Сравнительные подходы. Мемориальный том Хеннинга Графа Ревентлоу (= AAMO 1, AOAT 390/1). Мюнстер, 2011 г., стр. 301–331.
  • Тилдесли, Джойс. Нефертити: Королева-Солнце Египта . Пингвин. 1998. ISBN   0-670-86998-8
  • Ван дер Перре, Афина (2014). «Граффито Эхнатона 16 года в Дайре Абу Хиннисе. Вклад в изучение последних лет Нефертити» . Журнал истории Египта . 7 (1): 94–102 . Проверено 22 ноября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cab6269448e4bed236c1c022b023a43__1721565900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/43/8cab6269448e4bed236c1c022b023a43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neferneferuaten - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)