Jump to content

Атенизм

Известняковый рельеф в Амарне, изображающий Эхнатона , Нефертити и их детей, поклоняющихся Атону , ок. 1372–1355 гг. до н.э.

Атенизм , также известный как религия Атона , [1] религия Амарны , [2] и ересь Амарны была религией в древнем Египте . Он был основан Эхнатоном , фараоном , который правил Новым Королевством при Восемнадцатой династии . [3] Религия описывается как монотеистическая или монолатристическая , хотя некоторые египтологи утверждают, что на самом деле она была генотеистической . [4] Атенизм был сосредоточен на культе Атона , бога, изображаемого в виде диска Солнца . Первоначально Атон был аспектом Ра Египта , традиционного солнечного божества , хотя позже Эхнатон утверждал, что он является высшим из всех божеств. [5] В 14 веке до нашей эры атенизм был государственной религией Египта около 20 лет, и Эхнатон встретил поклонение другим богам преследованием; он закрыл многие традиционные храмы, вместо этого заказав строительство атенистских храмов, а также подавил религиозных традиционалистов. Однако последующие фараоны свергли это движение после смерти Эхнатона, тем самым восстановив традиционную политеистическую религию египетской цивилизации . Затем были предприняты широкомасштабные усилия по удалению из Египта и египетских записей любого присутствия или упоминания об Эхнатоне, атенистских храмах и утверждениях об уникальном верховном боге.

История Атона до Эхнатона [ править ]

Слово Атон ( древнеегипетское : jtn ), означающее «круг», «диск», а позднее «солнечный диск», впервые встречается в 24 века до нашей эры папирусах Абусира , обнаруженных в погребальном храме Пятой династии фараона Нефериркаре Какаи . [6] Атон , бог атенизма, впервые появляется как бог в текстах, относящихся к Двенадцатой династии , в «Истории Синухе» . [7] Во времена Среднего царства Атон «как солнечный диск… был всего лишь одним из аспектов бога Солнца Ре ». [5] Это был относительно малоизвестный бог солнца ; без атенистского периода он вряд ли бы фигурировал в истории Египта. Хотя есть признаки того, что во время восемнадцатой династии она стала несколько более важной, в частности, когда Аменхотеп III назвал свою царскую баржу « Духом Атона» , именно Аменхотеп IV начал атенистскую революцию в виде ряда шагов, кульминацией которых стало официальное принятие Аменхотепа IV. утверждение Атона единственным богом Египта. Хотя каждая линия царей до правления Эхнатона [5] раньше принимали одно божество в качестве королевского покровителя и верховного государственного бога, никогда не было попыток исключить другие божества, а множеству богов всегда терпели и поклонялись. Во время правления Тутмоса IV он был идентифицирован как отдельный солнечный бог, а его сын Аменхотеп III основал и пропагандировал отдельный культ Атона. Однако нет никаких свидетельств того, что Аменхотеп III пренебрегал другими богами или пытался продвигать Атона как исключительное божество. [ нужна ссылка ]

Атенист Египет [ править ]

Аменхотеп IV первоначально ввел атенизм на пятом году своего правления (1348/1346 до н. э.), подняв Атона до статуса верховного бога, первоначально разрешив продолжение поклонения традиционным богам. [8] Позже Эхнатон запретил поклонение другим богам, что стало радикальным отходом от многовековой египетской религиозной практики. [9] [10] Чтобы подчеркнуть это изменение, имя Атона было написано в форме картуша, обычно предназначенного для фараонов, что является нововведением атенизма. Религиозная реформация, похоже, совпала с провозглашением праздника Сед , своего рода королевского юбилея, призванного укрепить божественную власть фараона. Традиционно проводимый на тридцатом году правления фараона, возможно, это был праздник в честь Аменхотепа III. Некоторые египтологи полагают, что у него было совместное правление с Аменхотепом IV в течение 2–12 лет.

Имя бога Амона было стерто, вероятно, в эпоху Амарны Эхнатона. Деталь стелы Джесерки, привратника храма Амона в Фивах. Из Фив, Египет. Музей египетской археологии Петри , Лондон.
Иероглифы на опоре статуи Аменхотепа III. Есть 2 места, где агенты Эхнатона стерли имя Амона, позже восстановленное на более глубокой поверхности. Британский музей, Лондон

Считается, что пятый год ознаменовал начало строительства Аменхотепом IV новой столицы, Ахетатона ( Горизонт Атона ), на месте, известном сегодня как Амарна . Доказательства появляются на трех пограничных стелах, которые обозначали границы этой новой столицы. Затем Аменхотеп IV официально изменил свое имя на Эхнатон ( Дух Атона ) в свидетельство своего нового поклонения. Предполагается, что дата проведения мероприятия выпадет примерно на 2 января того же года. На седьмом году его правления (1346/1344 гг. до н.э.) столица была перенесена из Фив в Ахетатон, но строительство города, судя по всему, продолжалось еще два года. Перенеся свой двор из традиционных церемониальных центров, он сигнализировал о резкой трансформации центра религиозной и политической власти.

Этот шаг отделил фараона и его двор от влияния жречества и традиционных центров поклонения, но его указ имел и более глубокое религиозное значение. В связи со сменой имени Эхнатона вполне возможно, что переезд в Амарну также был задуман как сигнал о символической смерти и возрождении Эхнатона. Возможно, это также совпало со смертью его отца и окончанием правления. Помимо строительства новой столицы в честь Атона, Эхнатон также руководил строительством некоторых из самых массивных храмовых комплексов Древнего Египта, в том числе одного в Карнаке и одного в Фивах, недалеко от старого храма Амона .

Деталь погребальной стелы Аменемхета. Имя бога Амона было стёрто агентами Эхнатона. Известняк, окрашенный. Из Египта, начало XVIII династии. Коллекция Баррелла, Глазго

На девятом году своего правления (1344/1342 до н.э.) Эхнатон провозгласил более радикальную версию своей новой религии, объявив Атона не просто верховным богом египетского пантеона, но единственным богом Египта, сделав себя единственным посредником между Атон и египетский народ. Ключевые особенности атенизма включали запрет на идолов и другие изображения Атона, за исключением солнечного диска с лучами, на котором лучи (обычно изображаемые оканчивающимися в руках) представляют собой невидимый дух Атона. Эхнатон обращался к Атону в молитвах, таких как Великий Гимн Атону : «О единственный Бог, кроме которого нет никого». Имя Атона также пишется по-другому после девятого года правления фараона, чтобы подчеркнуть радикализм нового режима. Атон вместо того, чтобы писаться с помощью символа лучистого солнечного диска, теперь стал писаться фонетически.

Детали атенистской теологии до сих пор неясны. Исключение всех богов, кроме одного, и запрет идолов было радикальным отходом от египетской традиции, но некоторые ученые считают Эхнатона скорее сторонником монолатрии или генотеизма , чем монотеизма, поскольку он не отрицал активно существование других богов. Он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона. Эти реформы позже были отменены его преемником фараоном Тутанхамоном . [9] [11]

Некоторые историки утверждают, что непосредственно поклоняться Атону могли только Эхнатон и Нефертити. [10]

с традиционной египетской Контраст религией

Эхнатон осуществил радикальную программу религиозной реформы. В течение примерно двадцати лет он в значительной степени вытеснил вековые верования и обычаи египетской государственной религии и сверг ее религиозную иерархию, возглавляемую могущественным жречеством Амона в Фивах. На протяжении пятнадцати веков египтяне поклонялись обширной семье богов и богинь, каждая из которых имела свою собственную сложную систему жрецов, храмов, святилищ и ритуалов. Ключевой особенностью культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в темных стенах храмов.

Вершиной религиозной иерархии был фараон, одновременно царь и живой бог. Таким образом, управление Египетским царством было неразрывно связано с властью и влиянием жрецов и книжников и в значительной степени контролировалось ими. Реформы Эхнатона подрезали как философские, так и экономические основы жреческой власти, отменив культы всех других божеств, а вместе с ними и обширную и прибыльную индустрию жертвоприношений и дани, которую контролировали жрецы.

В то же время он усилил роль фараона. Доминик Монтсеррат , анализируя различные версии гимнов Атону, утверждает, что все версии гимнов сосредоточены на короле; он предполагает, что настоящее нововведение состоит в том, чтобы переопределить отношения бога и царя таким образом, чтобы это принесло пользу Эхнатону, цитируя заявление египтолога Джона Бейнса : «Религия Амарны была религией бога и царя или даже сначала царя, а затем бога». . [12] [13]

Первоначально Эхнатон представил египетскому народу Атона как вариант знакомого верховного божества Амона-Ра (что само по себе является результатом более раннего подъема культа Амона , в результате которого Амон слился с богом Солнца Ра ), в попытайтесь поместить свои идеи в знакомый религиозный контекст. «Атон» — это имя, данное солнечному диску, а полный титул бога на пограничных стелах новой столицы был « Ра -Гор , который радуется на горизонте во имя своего света, который находится в солнечном диске ».

Однако на девятом году своего правления Эхнатон провозгласил более радикальную версию своей новой религии, объявив Атона не просто верховным богом, но и единственным богом, а Эхнатон как сын Атона был единственным посредником между Атоном и его народом. . [14] Он приказал осквернить храмы Амона по всему Египту. Ключевые особенности атенизма включали запрет на идолов и другие изображения Атона, за исключением солнечного диска с лучами, на котором лучи, обычно изображаемые заканчивающимися в руках, кажутся символизирующими невидимый дух Атона. Позже даже от этого отказались. [15] [16]

Амарна искусство [ править ]

Рельеф, изображающий Эхнатона и Нефертити с тремя дочерьми под лучами Атона.

Стили искусства, процветавшие в течение короткого периода, заметно отличаются от другого египетского искусства. Они имеют самые разные черты лица: от удлиненных голов до выдающихся животов, преувеличенного уродства и красоты Нефертити. Примечательно, что впервые в истории египетского царского искусства семья Эхнатона была изображена в явно натуралистической манере. Это ясно показано, проявляя привязанность.

Изображения Эхнатона и Нефертити обычно изображают Атона заметно над этой парой, причем руки Атона расположены ближе всего к каждому, предлагая Анкх. Что необычно для искусства Нового царства, фараон и его жена изображены примерно равными по размеру, а изображение Нефертити использовалось для украшения меньшего храма Атона в Амарне. Это может свидетельствовать о том, что она также играла видную официальную роль в поклонении Атону.

Художественные изображения Эхнатона обычно придают ему необычную внешность: стройные конечности, выступающий живот и широкие бедра. Другие ведущие деятели периода Амарны, как королевские, так и другие, также изображены с некоторыми из этих черт, что предполагает возможный религиозный подтекст, тем более, что некоторые источники предполагают, что частные изображения Эхнатона, в отличие от официального искусства, показывают его вполне нормальным. . Это также предлагает Брайер. [17] что семья страдала от синдрома Марфана , который, как известно, вызывает удлиненные черты лица, что может объяснить внешность Эхнатона.

Отклонить [ править ]

Атон

Крах атенизма начался во время позднего правления Эхнатона, когда по древнему Ближнему Востоку распространилась крупная чума . Эта пандемия, похоже, унесла жизни многих членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников, что, возможно, способствовало упадку правительства Эхнатона. События этого периода малоизвестны из-за скудности и фрагментарности сохранившихся источников. Согласно наиболее вероятному сценарию, массовая смертность от чумы заставила Эхнатона быстро один за другим назначить двух соправителей: Сменхкаре и Нефернеферуатона . Происхождение обоих не засвидетельствовано, хотя предполагалось, что Сменхкаре был младшим братом Эхнатона, тогда как Нефернеферуатон на самом деле была царицей Нефертити. Сменхкаре умер после непродолжительного правления, в конечном итоге оставив Нефернеферуатона исполняющим обязанности регента Египта. [18]

Хотя в последние годы правления Эхнатона, возможно, наблюдались самые агрессивные репрессии в отношении Амона и, что менее вероятно, других богов, его смерть быстро привела к возрождению старых культов. Нефернеферуатон, похоже, пыталась достичь некоторого соглашения со жречеством Амона, сохраняя при этом менее исключительную форму атенизма. [19] Однако через несколько лет Нефернеферуатон исчезла, а ее преемник Тутанхатен (со старым визирем Эхнатона Айем в качестве регента) сменил имя на Тутанхамон на третьем году своего правления (ок. 1330 г. до н. э.), восстановил власть жречества Амона. и перенес столицу из Ахетатона, возможно, в Мемфис или, что менее вероятно, в Фивы. [19]

Следующие два десятилетия стали свидетелями окончательного упадка атенизма. Большинство храмов, построенных Эхнатоном из блоков талатата , включая храм в Фивах, были разобраны, повторно использованы в качестве источника строительных материалов и украшений для других храмов, а надписи Атону были испорчены. Хотя Ахетатон не был полностью заброшен, а местный храм Атона продолжал функционировать, большинство жителей со временем покинули его. После недолгого правления Ай в качестве самостоятельного фараона после смерти Тутанхамона к власти пришел его генерал Хоремхеб , некоролевский человек. Он приказал провести чистку правителей периода Амарны, удалив Эхнатона, Сменхкара, Нефернеферуатона, Тутанхамона и Ай из официальных списков фараонов и разрушив их памятники, включая большинство сохранившихся храмов Атона. [20] Тем не менее, храм Атона в Ахетатоне все еще использовался в первые годы правления Хоремхеба, что позволяет предположить, что чистка не была всеобщей и, возможно, оставила некоторые небольшие очаги атенизма в Египте. [21]

Хотя это ознаменовало фактический конец атенизма, революционный культ оказал длительное влияние на древнеегипетскую религию. Например, некоторые изменения в погребальных обрядах в период Амарны остались в силе при Хоремхебе и его преемниках. [22]

на авраамический Ссылка монотеизм

Из-за монолатристического или монотеистического характера атенизма связь с иудаизмом различные авторы предлагали его (или другими монотеистическими религиями). Например, психоаналитик Зигмунд Фрейд предположил, что Эхнатон был пионером монотеистической религии, а Моисей — последователем Эхнатона в своей книге «Моисей и монотеизм» .

Современные друзы считают свою религию произошедшей от старых монотеистических и мистических движений, включая атенизм, и находящихся под их влиянием. [23] В частности, они приписывают . Эхнатону первое публичное заявление Таухида [24]

В популярной культуре [ править ]

  • Британская писательница Агата Кристи написала пьесу «Эхнатон» в 1937 году. В сюжете участвуют фараон Эхнатон, его жена Нефертити и его преемник Тутанхнатон (позже получивший имя Тутанхамон). В исследованиях Кристи помогал египтолог Стивен Глэнвилл. [25]
  • Американский композитор Филип Гласс сочинил грандиозную оперу об Эхнатоне , в которую вошли тексты из писем Амарны и Гимна Атону .
  • Финский писатель Мика Валтари использовал идею Атона и атенизма в своем историческом романе «Египтянин» .
    • «Египтянин» — фильм 1954 года, основанный на романе Валтари, в котором изображен художественный рассказ об атенизме и Эхнатоне.
  • Новозеландско-канадская писательница Полин Гедж сделала то же самое в своем историческом романе 1984 года «Двенадцатая трансформация» .
  • « Son of the Sun », песня симфо-метал группы Therion , критикует атенизм и монотеизм.
  • В видеоигре «Тайный мир » Атон — злобная сверхъестественная сила, желающая уничтожить Египет, а Эхнатон — жертва ее контроля над разумом .
  • В «Послании в наше время» , тексте чишти -суфия Пира Вилаята Инайят Хана , написанном в 1978 году , автор в контексте теодицеи спрашивает : «Почему религия Эхнатона потерпела неудачу?»
  • «Нефертити, царица Нила» — фильм 1961 года, изображающий атенизм как мирную религию, проповедуемую халдеем , захваченным Аменофисом. Фараон все чаще соглашается с этим, что приводит к конфликту со жрецами Амона.
  • Американский писатель Измаил Рид » развивает смесь реальной и воображаемой истории, включающей древний монотеистический орден «Атонистов» в своем романе 1972 года «Мумбо Джамбо .
  • В видеоигре Assassin's Creed Origins ; В «Проклятии фараонов» изображено царство Атона с солнечным диском, стилизованным под традиционное изображение.
  • Махфуз, Нагиб , Эхнатон: Обитатель Истины ISBN   0-385-49909-4
  • Прокопиу, Ангелос, фараона Эхнатона Театр . Играть. 1-е изд. 1961 год, Афины. ISBN   960-7327-66-7

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Додсон (2016) , с. 204.
  2. ^ Ассманн (2004) , с. 180.
  3. ^ Ридли 2019 .
  4. ^ Дарнелл, Дж. К., и Манасса, К. (2007). Армии Тутанхамона: битвы и завоевания во времена конца восемнадцатой династии Древнего Египта. Джон Уайли и сыновья.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид (1998) , с. 124.
  6. ^ Редфорд (1976) , с. 47.
  7. ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс (2013), «Приключения Санехата» , «Египетские сказки » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 97–142, doi : 10.1017/cbo9781107325203.005 , ISBN  978-1-107-32520-3 , получено 9 марта 2021 г.
  8. ^ Дэвид (1998) , с. 125.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюэр, Дуглас Дж.; Эмили Титер (22 февраля 2007 г.). Египет и египтяне (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН  978-0-521-85150-3 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа (2-е изд.). Рутледж. п. 39 . ISBN  978-0-415-34495-1 .
  11. ^ Симсон Найовиц, Египет, Ствол дерева. Современный обзор древней земли Нью-Йорк, 2004 г., стр. 132–136 , , II .
  12. ^ Монтсеррат, Доминик (2002). Эхнатон: История, фэнтези и Древний Египет . Рутледж. п. 40. ИСБН  978-0415301862 .
  13. ^ Бейнс, Джон (1998). «На заре эпохи Амарны». В О'Конноре, Дэвид; Клайн, Эрик (ред.). Аменхотеп III: Перспективы его правления . Издательство Мичиганского университета. п. 281.
  14. ^ Ривз, Николас (2005). Эхнатон: лжепророк Египта . Темза и Гудзон. п. 146. ИСБН  0-500-28552-7 .
  15. ^ Брюэр, Дуглас Дж.; Титер, Эмили (22 февраля 2007 г.). Египет и египтяне (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН  978-0-521-85150-3 .
  16. ^ Найовиц, Симсон (2004). Египет, ствол дерева. Современный обзор древней земли . Том. II. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 132 - 136 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Брайер, Боб. Убийство Тутанхамона . [ нужна полная цитата ]
  18. ^ Додсон (2016) , стр. 143–146.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Додсон (2016) , стр. 144–146.
  20. ^ Додсон (2016) , стр. 146–150.
  21. ^ Додсон (2016) , с. 150.
  22. ^ Додсон (2016) , с. 151.
  23. ^ Обейд и Убайд (2006) , с. 96.
  24. ^ Обейд и Убайд (2006) , стр. 96, 139.
  25. ^ «Эхнатон — пьеса Агаты Кристи» . www.agathachristie.com . Проверено 13 октября 2022 г.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff4d7abf517e439f02282b69266a45f5__1718258340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/f5/ff4d7abf517e439f02282b69266a45f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atenism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)