Jump to content

Мифология ирокезов

Украшение корабля XIX века, изображающее ирокезского воина, сидящего на черепахе , отсылает к Великой черепахе , несущей Землю в мифологии ирокезов. Изготовлен в скульптурной мастерской Военно-морского арсенала в Бресте, Франция .

Мифология хауденосауни включает в себя истории создания и сказки коренных американцев , которые сформировали конфедерацию пяти наций ирокезов, позже Конфедерацию шести наций ирокезов . Исторически сложилось так, что эти истории записывались вампумом и декламировались, а записывались только позже. В письменных версиях написание имен различается из-за транслитерации и вариантов написания в европейских языках, которые еще не были стандартизированы. Существуют варианты рассказов, отражающие разные места и времена.

Устные традиции [ править ]

Хауденосауни передали свои истории как многовековую устную традицию . Благодаря этим историям слушатели узнают ценности, законы и приемлемое поведение в своих сообществах. [1] Например, «Девушка, которая была недовольна» — это традиционная история о девушке, которая сбегает с мужчиной из-за его внешности. [2] Мораль этой истории — судить о людях по их характеру, а не по внешности. Эта история также учит людей тому, как важно ценить то, что у них уже есть.

Рассказы хауденосауни — это также развлечение и способ сохранить культуру. Истории отражают восприятие и понимание мира ирокезами. [3] Традиционно истории были поэтическими и выражались в метафорах. Однако переводы часто теряют выразительные качества, которыми обладал язык оригинала. [4] : 10  Также возможно, что христианство повлияло на письменную мифологию. [5]

В 1923 году историк Артур К. Паркер писал: «Существует поразительная нехватка аутентичных материалов по фольклору ирокезов, хотя многое из того, что само по себе претендует на это название, было написано. Однако авторы в целом так приукрасили местные темы с помощью поэтические и литературные интерпретации показали, что ценность материала снизилась и его вряд ли можно рассматривать без многих оговорок». [6]

В каждой деревне Хауденосауни был хагеота ​​или рассказчик, который отвечал за изучение и запоминание ганондас'ага или историй. [7] ») не рассказывали никаких историй Традиционно в летние месяцы в соответствии с законом дзёга́:ö ( перевод « Маленькие люди . [7] Говорят, что нарушителей ждало предзнаменование или большое зло, например, их ужалила пчела в губы или задушила змея во время сна. [7] [4] : 17  Хауденосауни считали, что рассказывание историй летом сделает животных, растения, деревья и людей ленивыми, поскольку работа останавливается ради хорошей истории. [7]

Истории [ править ]

Ниже приведены примеры мифов ирокезов, записанные Гарриет Максвелл Конверс в 1908 году, Артуром К. Паркером в 1923 году и другими. [4]

Создание [ править ]

Земля была мыслью в голове Хавени:йо' ( в переводе Тот, Кто Правит или Правитель ), правитель огромного острова, парящего над облаками. [8] Плавучий остров — это место спокойствия, где все потребности удовлетворены и нет боли и смерти. Жители острова проводят совет под огромной яблоней. [а]

Хавени:йо говорит: «Давайте создадим новое место, где смогут расти другие люди. Под нашим деревом совета находится огромное море облаков, которое взывает к свету». Он приказывает выкорчевать дерево совета и смотрит через дыру в глубину. Он рассказывает Аветха'и (ирокез: Аци'цака:ион ) [б] ( перевод « Небесная женщина »), чтобы посмотреть вниз. Услышав голос моря внизу, Хавени:йо велит Авехаи, которая была беременна, вернуть ему жизнь. Он окутывает ее светом и бросает в дыру.

Все птицы и животные, живущие в огромном облачном море, в панике. Утка спрашивает: «Где она может отдохнуть?» Бобер отвечает: «Только оэ-да ( в переводе земля ) со дна нашего великого моря может удержать его. Я возьму немного». Бобер ныряет вниз, но не возвращается. Затем Утка пытается, но ее труп всплывает на поверхность. Многие другие птицы и животные пытаются, но терпят неудачу.

Наконец, Ондатра возвращается с охой в лапах. Он говорит: «Оно тяжелое. Кто его выдержит?» Черепаха добровольно соглашается, и о-да помещается поверх его панциря. Птицы взлетают и несут Авехаи на своих крыльях на спину Черепахи. Так Ха-ну-на, Черепаха, стала носителем земли. Когда он движется, море становится неспокойным, а земля трясется. [4]

До-йо-да-но [ править ]

Вынесенная на поверхность, о-да со дна моря вырастает и образует остров. Ата-эн-сик ( в переводе « Небесная женщина ») отправляется на остров, зная, что ее время рожать близко. Она слышит два голоса под своим сердцем. Один голос спокойный и тихий, а другой громкий и сердитый. Ее дети — До-йо-да-но или Боги -близнецы . Хороший близнец, Ха-гве-ди-ю или Техаронхиаквако ( в переводе « Саженец »), рождается нормально ; [9] злой близнец , Ха-кве-да-ет-го или Савискера ( перевод Флинт ), вырывается из-под руки матери, убивая ее во время родов . [9] [с]

После смерти Ата-эн-сика остров окутан мраком. Ха-гве-ди-ю формирует небо и создает Солнце из лица своей матери, говоря: «Ты будешь править здесь, где твое лицо будет сиять вечно». Однако Ха-кве-да-ет-гу заставляет великую тьму на западе сгонять Солнце. Затем Ха-гве-ди-ю берет Луну и звезды , своих сестер, из груди своей матери и ставит их охранять ночное небо. Он отдает земле тело своей матери, Великой Матери, из которой произошло все живое.

Га-гаах, Ворона, приходит из солнечной страны, неся в колосе кукурузное зерно. Ха-гве-ди-ю сажает кукурузу над телом своей матери, и она становится первым зерном. Га-гаах парит над кукурузными полями, охраняя их от вреда и требуя свою долю. [4] [ нужна страница ]

С помощью помощников или подчиненных духов, таких как дух Гурон Иоскеха , Ха-гве-ди-ю создает первых людей, лечит болезни, побеждает демонов и дает ирокезам множество магических и церемониальных ритуалов. Еще один его дар — табак , центральная часть религии ирокезов. Напротив, Ха-кве-да-ет-гу приносит в мир опасные и разрушительные вещи. Таким образом, миф о творении До-йо-да-но также касается поведения и морали людей. [10]

Примечания [ править ]

  1. Паркер говорит: «Центральным деревом небесного мира было яблоко». Яблоня была завезена в Северную Америку европейскими поселенцами. В другом месте Паркер предполагает, что в этой истории говорится о крабовом яблоке (диком яблоке).
  2. ^ Паркер говорит: «Ата'-эн'сик... это имя первой матери гуронов, а не имя (конфедеративных) ирокезов. Сенеки обычно не дают этому персонажу никакого другого имени, кроме Эа-ген'-чи, буквально старуха или древнее тело. Однако это имя не является личным, поэтому миссис Конверс заменила ирокезское общее имя гуронским.
  3. В других версиях истории говорится, что Ата-эн-сик родила дочь. Эта дочь забеременела от ветра и родила близнецов. После смерти, родившей детей, она оставляет своих сыновей на попечение Ата-эн-сика.

Де-о-ха-ко [ править ]

Ирокезское имя Де-о-ха-ко означает «Наша жизнь» или «Наши сторонники». Де-о-ха-ко, которых часто называют Тремя сестрами , — это духи кукурузы , бобов и тыквы .

В одном из вариантов мифа об Ата-эн-сике Три сестры выросли из трупа ее дочери Текавераквы. Согласно этой версии, у Ата-эн-сик есть дочь по имени Текаверахква ( перев. Земляная женщина ), [11] которую западный ветер оплодотворяет Ха-гве-ди-ю и Ха-кве-да-ет-го. Поскольку Текавераква умирает от родов, она либо желает, чтобы ее тело поддерживало людей. [12] или Ата-эн-сик сеет на ее могиле семена, которые она принесла, когда упала на Землю, но никогда раньше не сажала. [13] Из частей тела Текавераквы вырастают различные культуры: духи кукурузы, бобов и тыквы исходят из ее груди, рук и пупка соответственно; подсолнухи с ее ног; клубника от всего сердца; табак из ее головы; и фиолетовый картофель или солнечные орехи с ее ног.

Три сестры предстают прекрасными девушками. Они любят друг друга и любят жить рядом друг с другом. Это аналогия с тремя растениями, которые исторически сажались друг напротив друга . [14]

Однажды, когда О-на-та, дух кукурузы, бродит одна, ее захватывает злой Ха-квех-да-ет-гох. Ха-кве-да-ет-гу посылает одного из своих монстров опустошать поля, а остальные сестры убегают. Ха-квех-да-ет-гух держит О-на-таха в плену во тьме под землей, пока проницательный луч солнечного света не достигнет поверхности. Вернувшись на поверхность Земли, она оплакивает опустошение своих полей и то, что ее бросили сестры. Она клянется никогда больше не покидать свои поля, которые охраняет одна, без сестер. [15]

Говорят, что в 1779 году духи Трех сестер посетили Сенеки вождя Красивое озеро , поскольку он пожелал присоединиться к жизням ирокезов, погибших в результате атак американских военных. Вдохновленный визитом Трех сестер, Красавчик Лейк вернулся в свою общину, заново обучая ее традиционным методам ведения сельского хозяйства ирокезов. [16]

Эй-нет [ править ]

«Хе-но», Корнплантер Джесси

Мифология ирокезов повествует о Хэ-но , духе грома, который приносит дождь, чтобы питать посевы. Ирокезы обращаются к Э-но как к Тисоту ( перевод: Дедушка ). Он выглядит как воин с волшебным пером на голове, которое делает его неуязвимым для атак Ха-гве-ди-ю. На спине он несет корзину, наполненную кусками кремня , которые бросает в злых духов и ведьм.

Хэ-но живет в пещере под Ниагарским водопадом . В то время над водопадом живет молодая девушка, обрученная с неприятным стариком. Вместо того, чтобы выйти замуж, она садится в каноэ и направляется вниз по реке. Девушку и каноэ переносят через водопад; Видно, как каноэ рушится, но девушка исчезает. Хе-но и двое его помощников ловят ее в одеяле и отводят в свою пещеру. Один из помощников очарован ее красотой и женится на ней.

Позже Хэ-но спасает свою деревню от огромного змея, опустошающего ее болезнями. Он заманивает змею в место на Буффало-Крик , где поражает ее молнией. Смертельно раненый змей пытается убежать в безопасное место к озеру Эри, но умирает, не успев уйти. Его тело плывет вниз по течению к истоку Ниагарского водопада, почти пересекая реку и выгибаясь назад, образуя плотину. Запруденная вода разбивает камни, и тело змеи падает на камни внизу. Это образует водопад «Подкова» , но при этом разрушает дом Хе-но. [8]

Йо-га-о [ править ]

Мифы ирокезов рассказывают о дзёга́:о’ ( Джо-га-о ) или Маленьких людях. Дзога́ :ö’ — это невидимые духи природы, похожие на фей из европейских мифов. Они защищают и направляют мир природы, а также защищают людей от невидимых скрытых врагов. Есть три племени дзёга́:ö’ .

Первое племя — Га-хон-га, населяющее реки и скалы. Они живут в скалистых пещерах у ручьев и обладают огромной силой, несмотря на свой небольшой рост. Га -хон-га наслаждаются силовыми подвигами и любят приглашать людей в свои жилища для участия в состязаниях. Они любят играть в мяч с камнями, подбрасывая камни высоко в воздух, поэтому их часто называют метателями камней.

Второе племя — Ган-да-йа, которое защищает фрукты и зерна и дает им советы. На протяжении всего вегетационного периода Ган-да-я защищает посевы от болезней и других вредителей. Их особый подарок — растение клубники; весной рыхлят землю, чтобы она могла расти. Они поворачивают листья клубники к солнцу и направляют своих бегунов. Когда созревает клубника, Honödí:ön ( перевод « Компания хранителей веры ») проводит весенний фестиваль с ночными танцами благодарения дзёга́ :ö’ . Иногда они посещают людей в образе малиновки для хороших новостей, совы для предупреждения или летучей мыши для скорой борьбы не на жизнь, а на смерть. Верующие в Ган-да-йа говорят: «Самое маленькое безобидное насекомое или червяк может быть носителем важных «разговоров» «Маленьких людей» и не уничтожается, поскольку «тропа достаточно широка для всех » »... [4] [ нужна страница ]

Третье племя дзёга́:о’ — это О-до-ва, населяющие тёмные места под землей. В этом подземном мире есть леса и животные, в том числе белый буйвол. О-до был защитой от ядовитых змей и порождений смерти, пытающихся вырваться из подземного мира. Время от времени О-до-ва выходят ночью из подземного мира и посещают верхний мир, где проводят фестивали и танцуют кольцами вокруг деревьев. После этого на ринге не будет расти трава. [4] : 101–107 

Го-о [ править ]

Мифы ирокезов рассказывают о Гао , олицетворении ветра. Он гигант и «инструмент, посредством которого Великий Дух перемещает элементы». [8] Его дом находится в далеком северном небе. [4] [а] Он управляет четырьмя ветрами: северным ветром (Медведь), западным ветром (Пантера), восточным ветром (Лось) и южным ветром (Олененок). [4] [ нужна страница ]

Северный ветер олицетворяет дух- медведь по имени Я-о-га . Я-о-га может уничтожить мир своим жестоким холодным дыханием, но Го-о держит его под контролем. Не-о-га, южный ветер, «нежный и добрый, как солнечный луч». Западный Ветер, пантера Да-дзё-дзи, «может взбираться на высокие горы и разрушать леса... носить вихрь на [своей] спине, подбрасывать огромные морские волны высоко в воздух и рычать на них. бури». О-ян-до-не, восточный ветер, дует, «чтобы охладить молодые облака, плывущие по небу».

Со-сон-до-вау [ править ]

Согласно мифологии ирокезов, Со-сон-до-ва — великий охотник , известный своей охотой на сверхъестественного лося . Его захватывает Доун, богиня, которой он нужен как сторож. Со-сон-до-ва влюбляется в человеческую женщину Генденвиту ( перевод « Она, которая приносит день» , альтернативное написание: Гендевита ). Он пытался добиться ее с помощью песни. Весной он поет как синий дрозд , летом как дрозд , а осенью как ястреб . Ястреб пытается унести с собой Генденвиту в небо. Однако Дон привязывает Со-сон-до-ва к своему дверному косяку. Она превращает Генденвиту в Утреннюю звезду , так что охотник может наблюдать за ней всю ночь, но никогда не быть с ней.

Летающая голова [ править ]

Мифология ирокезов повествует о Летающей Голове (ирокез Kanontsistóntie ), чудовище в виде гигантской бестелесной головы ростом с человека. Он покрыт густой шерстью, имеет длинные черные крылья и длинные острые когти. Ночью Летающая Голова приходит в дома вдов и сирот, бья крыльями о стены домов и издавая ужасающие крики на неизвестном языке. Через несколько дней после визита Летающей Головы один из членов семьи погиб. [17] Сенека Takwáno'ë называет Летающую Голову :yët , что означает вихрь.

Он-но не атакует Джоди'квадо Джесси Корнплантер

Джоди'квадо [ править ]

Согласно мифологии ирокезов, Джодиквадо — рогатая змея , обитающая в глубинах рек и озер. Он способен принимать облик мужчины и соблазнять молодых женщин. Он известен в сказках «Гром уничтожает рогатого змея». [18] и «Рогатый змей убегает с молодой женой, которую спасает громовержец». [19] : 218–222  В последнем он предстает как полезное существо, хотя его помощь менее чем полезна. Хе-но нападает и, возможно, убил Джоди'квадо. [19] : 223–227 

Легенда Тускароры [ править ]

Уильям Берд II записал традицию бывшего религиозного лидера племени Тускарора в своей разделительной линии между Северной Каролиной и Вирджинией» г.). Истории 1728 ( « Конфедерация ирокезов в Нью-Йорке из-за войны. По словам Берда:

[H] Однако их Бог, не желая искоренить их за их преступления, оказал им честь послать Посланника с Небес , чтобы наставить их, и показал Им совершенный пример честности и доброго поведения по отношению друг к другу. Но этот святой Человек, при всем своем красноречии и святости жизни, смог произвести среди них очень небольшую реформацию. Некоторые старики хоть немного прислушивались к его полезным советам, но все молодые люди были совершенно неисправимы. Они не только пренебрегали его заповедями, но и высмеивали и злобно относились к его личности. Наконец, взяв на себя обязательство очень резко отчитать некоторых Молодых Развратников из Клана Конехта за их нечестие, они были настолько спровоцированы свободой его упреков, что привязали его к дереву и прострелили ему стрелы в сердце. . Но их Бог мгновенно отомстил всем, кто приложил руку к этому чудовищному акту, молнией с Небес, и с тех пор посещает их страну с продолжающейся чередой бедствий, и он никогда не перестанет наказывать и опустошать их народ, пока он сотрет из мира каждую живую Душу. [20]

Три брата [ править ]

Это солнечный миф ирокезов о трех братьях, которые устали от жизни на Земле и решили погнаться за Солнцем в небо. Двое братьев преуспевают, а третий преуспевает только духом. Дух Солнца переделывает и испытывает двух братьев, которые остаются в царстве неба на долгие годы. В конце концов они скучают по дому и возвращаются только для того, чтобы обнаружить, что прошло много лет. Поскольку все, что они знали, изменилось или исчезло, они жаждут вернуться в царство неба. Они возвращаются на небо, когда их поражает молния, так как земные опасности не могли им навредить. [21]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Паркер говорит, что Го-о живет на западе.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Мальчик, который жил с медведями» . Коренные жители . Проверено 13 октября 2021 г.
  2. ^ «Ирокез: Девушка, которую не удовлетворяли простые вещи» . Сказка на ночь для занятых деловых родителей . Проверено 13 октября 2021 г.
  3. ^ Уандерли, Энтони (2004). Фольклор, мифы и история онейды ирокезов: устное повествование Нью-Йорка из заметок Х. Э. Аллена и других . Издательство Сиракузского университета. стр. XVIII. ISBN  9780815608301 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Конверс, Гарриет Максвелл (Йа-ие-ва-но) ; Паркер, Артур Касвелл (Га-ва-со-ва-не) (15 декабря 1908 г.). «Мифы и легенды ирокезов штата Нью-Йорк» . Вестник Департамента образования . Университет штата Нью-Йорк: 10–17 . Проверено 9 ноября 2014 г.
  5. ^ Рихтер, Дэниел К. (1985). «Ирокезы против ирокезов: иезуитские миссии и христианство в деревенской политике, 1642–1686» . Этноистория . 32 (1): 1–16. дои : 10.2307/482090 . JSTOR   482090 .
  6. ^ Паркер, Артур Касвелл (1923). Сенека Мифы и народные сказки . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало. стр. xvii . Проверено 26 мая 2015 г. - из Интернет-архива.
  7. ^ Jump up to: а б с д Паркер, Артур Касвелл (1923). Сенека Мифы и народные сказки . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало. стр. xxv-xxvi. Получено 26 мая 2015 г. из Интернет-архива.
  8. ^ Jump up to: а б с Морган, Льюис Генри (1995). Лига ирокезов . Дж.Г. Пресс. стр. 141–174. ISBN  1-57215-124-2 .
  9. ^ Jump up to: а б Луэллин Уайт (2015). Свобода быть ирокезом: образование коренных народов в Школе свободы Аквесасне . Университет Оклахомы Пресс. п. 29. ISBN  9780806153254 .
  10. ^ Гилан, Амир (30 апреля 2021 г.), « Пусть слушают эти важные первобытные божества » , Боги и смертные в раннегреческой и ближневосточной мифологии , Cambridge University Press, стр. 19–36, doi : 10.1017/9781108648028.003 , ISBN  9781108648028 , S2CID   233595010 , получено 13 октября 2021 г.
  11. ^ Ллойд, Эллен (23 сентября 2019 г.). « Рождение добра и зла в верованиях ирокезов » . AncientPages.com.
  12. ^ Мы, Кимберли (14 ноября 2021 г.). « День Благодарения: истории, рецепты и поделки коренных американцев » . KimberlyUs.com.
  13. ^ Дэй, Эшли (20 ноября 2023 г.). « Три сестры, которых стоит пригласить на День Благодарения » . Еда и вино .
  14. ^ « Три сестры: хранители жизни » . Музей естественной истории Карнеги . 2018.
  15. ^ « Дух кукурузы » . Заклинатели. 2020.
  16. ^ Вебстер, Ребекка (20 февраля 2024 г.). « Как выжили знаменитые Три сестры — Ребекка Вебстер » . Ютуб .
  17. ^ Кэнфилд, Уильям В. (1902). Легенды ирокезов: рассказанные «Кукурузником» . Нью-Йорк: Компания А. Весселс. стр. 125–126 . Проверено 27 января 2016 г.
  18. ^ «Гром уничтожает рогатого змея» . Интернет-архив священных текстов . Проверено 2 января 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б Паркер, Артур К. (1923). Сенека Мифы и народные представления . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало . Проверено 2 января 2020 г.
  20. ^ Уильям Берд II, История разделительной линии , запись от 12 ноября 1728 года.
  21. ^ Паркер, Артур К. (1 января 1910 г.). «Мифы о солнце ирокезов». Журнал американского фольклора . 23 (90): 473–478. дои : 10.2307/534334 . JSTOR   534334 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 956b569cf0c1348e30b03fa049325d37__1709154960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/37/956b569cf0c1348e30b03fa049325d37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iroquois mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)