Мифология ирокезов
Мифология хауденосауни включает в себя истории создания и сказки коренных американцев , которые сформировали конфедерацию пяти наций ирокезов, позже Конфедерацию шести наций ирокезов . Исторически сложилось так, что эти истории записывались вампумом и декламировались, а записывались только позже. В письменных версиях написание имен различается из-за транслитерации и вариантов написания в европейских языках, которые еще не были стандартизированы. Существуют варианты рассказов, отражающие разные места и времена.
Устные традиции [ править ]
Хауденосауни передали свои истории как многовековую устную традицию . Благодаря этим историям слушатели узнают ценности, законы и приемлемое поведение в своих сообществах. [1] Например, «Девушка, которая была недовольна» — это традиционная история о девушке, которая сбегает с мужчиной из-за его внешности. [2] Мораль этой истории — судить о людях по их характеру, а не по внешности. Эта история также учит людей тому, как важно ценить то, что у них уже есть.
Рассказы хауденосауни — это также развлечение и способ сохранить культуру. Истории отражают восприятие и понимание мира ирокезами. [3] Традиционно истории были поэтическими и выражались в метафорах. Однако переводы часто теряют выразительные качества, которыми обладал язык оригинала. [4] : 10 Также возможно, что христианство повлияло на письменную мифологию. [5]
В 1923 году историк Артур К. Паркер писал: «Существует поразительная нехватка аутентичных материалов по фольклору ирокезов, хотя многое из того, что само по себе претендует на это название, было написано. Однако авторы в целом так приукрасили местные темы с помощью поэтические и литературные интерпретации показали, что ценность материала снизилась и его вряд ли можно рассматривать без многих оговорок». [6]
В каждой деревне Хауденосауни был хагеота или рассказчик, который отвечал за изучение и запоминание ганондас'ага или историй. [7] ») не рассказывали никаких историй Традиционно в летние месяцы в соответствии с законом дзёга́:ö ( перевод « Маленькие люди . [7] Говорят, что нарушителей ждало предзнаменование или большое зло, например, их ужалила пчела в губы или задушила змея во время сна. [7] [4] : 17 Хауденосауни считали, что рассказывание историй летом сделает животных, растения, деревья и людей ленивыми, поскольку работа останавливается ради хорошей истории. [7]
Истории [ править ]
Ниже приведены примеры мифов ирокезов, записанные Гарриет Максвелл Конверс в 1908 году, Артуром К. Паркером в 1923 году и другими. [4]
Создание [ править ]
Земля была мыслью в голове Хавени:йо' ( в переводе Тот, Кто Правит или Правитель ), правитель огромного острова, парящего над облаками. [8] Плавучий остров — это место спокойствия, где все потребности удовлетворены и нет боли и смерти. Жители острова проводят совет под огромной яблоней. [а]
Хавени:йо говорит: «Давайте создадим новое место, где смогут расти другие люди. Под нашим деревом совета находится огромное море облаков, которое взывает к свету». Он приказывает выкорчевать дерево совета и смотрит через дыру в глубину. Он рассказывает Аветха'и (ирокез: Аци'цака:ион ) [б] ( перевод « Небесная женщина »), чтобы посмотреть вниз. Услышав голос моря внизу, Хавени:йо велит Авехаи, которая была беременна, вернуть ему жизнь. Он окутывает ее светом и бросает в дыру.
Все птицы и животные, живущие в огромном облачном море, в панике. Утка спрашивает: «Где она может отдохнуть?» Бобер отвечает: «Только оэ-да ( в переводе земля ) со дна нашего великого моря может удержать его. Я возьму немного». Бобер ныряет вниз, но не возвращается. Затем Утка пытается, но ее труп всплывает на поверхность. Многие другие птицы и животные пытаются, но терпят неудачу.
Наконец, Ондатра возвращается с охой в лапах. Он говорит: «Оно тяжелое. Кто его выдержит?» Черепаха добровольно соглашается, и о-да помещается поверх его панциря. Птицы взлетают и несут Авехаи на своих крыльях на спину Черепахи. Так Ха-ну-на, Черепаха, стала носителем земли. Когда он движется, море становится неспокойным, а земля трясется. [4]
До-йо-да-но [ править ]
Вынесенная на поверхность, о-да со дна моря вырастает и образует остров. Ата-эн-сик ( в переводе « Небесная женщина ») отправляется на остров, зная, что ее время рожать близко. Она слышит два голоса под своим сердцем. Один голос спокойный и тихий, а другой громкий и сердитый. Ее дети — До-йо-да-но или Боги -близнецы . Хороший близнец, Ха-гве-ди-ю или Техаронхиаквако ( в переводе « Саженец »), рождается нормально ; [9] злой близнец , Ха-кве-да-ет-го или Савискера ( перевод Флинт ), вырывается из-под руки матери, убивая ее во время родов . [9] [с]
После смерти Ата-эн-сика остров окутан мраком. Ха-гве-ди-ю формирует небо и создает Солнце из лица своей матери, говоря: «Ты будешь править здесь, где твое лицо будет сиять вечно». Однако Ха-кве-да-ет-гу заставляет великую тьму на западе сгонять Солнце. Затем Ха-гве-ди-ю берет Луну и звезды , своих сестер, из груди своей матери и ставит их охранять ночное небо. Он отдает земле тело своей матери, Великой Матери, из которой произошло все живое.
Га-гаах, Ворона, приходит из солнечной страны, неся в колосе кукурузное зерно. Ха-гве-ди-ю сажает кукурузу над телом своей матери, и она становится первым зерном. Га-гаах парит над кукурузными полями, охраняя их от вреда и требуя свою долю. [4] [ нужна страница ]
С помощью помощников или подчиненных духов, таких как дух Гурон Иоскеха , Ха-гве-ди-ю создает первых людей, лечит болезни, побеждает демонов и дает ирокезам множество магических и церемониальных ритуалов. Еще один его дар — табак , центральная часть религии ирокезов. Напротив, Ха-кве-да-ет-гу приносит в мир опасные и разрушительные вещи. Таким образом, миф о творении До-йо-да-но также касается поведения и морали людей. [10]
Примечания [ править ]
- ↑ Паркер говорит: «Центральным деревом небесного мира было яблоко». Яблоня была завезена в Северную Америку европейскими поселенцами. В другом месте Паркер предполагает, что в этой истории говорится о крабовом яблоке (диком яблоке).
- ^ Паркер говорит: «Ата'-эн'сик... это имя первой матери гуронов, а не имя (конфедеративных) ирокезов. Сенеки обычно не дают этому персонажу никакого другого имени, кроме Эа-ген'-чи, буквально старуха или древнее тело. Однако это имя не является личным, поэтому миссис Конверс заменила ирокезское общее имя гуронским.
- ↑ В других версиях истории говорится, что Ата-эн-сик родила дочь. Эта дочь забеременела от ветра и родила близнецов. После смерти, родившей детей, она оставляет своих сыновей на попечение Ата-эн-сика.
Де-о-ха-ко [ править ]
Ирокезское имя Де-о-ха-ко означает «Наша жизнь» или «Наши сторонники». Де-о-ха-ко, которых часто называют Тремя сестрами , — это духи кукурузы , бобов и тыквы .
В одном из вариантов мифа об Ата-эн-сике Три сестры выросли из трупа ее дочери Текавераквы. Согласно этой версии, у Ата-эн-сик есть дочь по имени Текаверахква ( перев. Земляная женщина ), [11] которую западный ветер оплодотворяет Ха-гве-ди-ю и Ха-кве-да-ет-го. Поскольку Текавераква умирает от родов, она либо желает, чтобы ее тело поддерживало людей. [12] или Ата-эн-сик сеет на ее могиле семена, которые она принесла, когда упала на Землю, но никогда раньше не сажала. [13] Из частей тела Текавераквы вырастают различные культуры: духи кукурузы, бобов и тыквы исходят из ее груди, рук и пупка соответственно; подсолнухи с ее ног; клубника от всего сердца; табак из ее головы; и фиолетовый картофель или солнечные орехи с ее ног.
Три сестры предстают прекрасными девушками. Они любят друг друга и любят жить рядом друг с другом. Это аналогия с тремя растениями, которые исторически сажались друг напротив друга . [14]
Однажды, когда О-на-та, дух кукурузы, бродит одна, ее захватывает злой Ха-квех-да-ет-гох. Ха-кве-да-ет-гу посылает одного из своих монстров опустошать поля, а остальные сестры убегают. Ха-квех-да-ет-гух держит О-на-таха в плену во тьме под землей, пока проницательный луч солнечного света не достигнет поверхности. Вернувшись на поверхность Земли, она оплакивает опустошение своих полей и то, что ее бросили сестры. Она клянется никогда больше не покидать свои поля, которые охраняет одна, без сестер. [15]
Говорят, что в 1779 году духи Трех сестер посетили Сенеки вождя Красивое озеро , поскольку он пожелал присоединиться к жизням ирокезов, погибших в результате атак американских военных. Вдохновленный визитом Трех сестер, Красавчик Лейк вернулся в свою общину, заново обучая ее традиционным методам ведения сельского хозяйства ирокезов. [16]
Эй-нет [ править ]
Мифология ирокезов повествует о Хэ-но , духе грома, который приносит дождь, чтобы питать посевы. Ирокезы обращаются к Э-но как к Тисоту ( перевод: Дедушка ). Он выглядит как воин с волшебным пером на голове, которое делает его неуязвимым для атак Ха-гве-ди-ю. На спине он несет корзину, наполненную кусками кремня , которые бросает в злых духов и ведьм.
Хэ-но живет в пещере под Ниагарским водопадом . В то время над водопадом живет молодая девушка, обрученная с неприятным стариком. Вместо того, чтобы выйти замуж, она садится в каноэ и направляется вниз по реке. Девушку и каноэ переносят через водопад; Видно, как каноэ рушится, но девушка исчезает. Хе-но и двое его помощников ловят ее в одеяле и отводят в свою пещеру. Один из помощников очарован ее красотой и женится на ней.
Позже Хэ-но спасает свою деревню от огромного змея, опустошающего ее болезнями. Он заманивает змею в место на Буффало-Крик , где поражает ее молнией. Смертельно раненый змей пытается убежать в безопасное место к озеру Эри, но умирает, не успев уйти. Его тело плывет вниз по течению к истоку Ниагарского водопада, почти пересекая реку и выгибаясь назад, образуя плотину. Запруденная вода разбивает камни, и тело змеи падает на камни внизу. Это образует водопад «Подкова» , но при этом разрушает дом Хе-но. [8]
Йо-га-о [ править ]
Мифы ирокезов рассказывают о дзёга́:о’ ( Джо-га-о ) или Маленьких людях. Дзога́ :ö’ — это невидимые духи природы, похожие на фей из европейских мифов. Они защищают и направляют мир природы, а также защищают людей от невидимых скрытых врагов. Есть три племени дзёга́:ö’ .
Первое племя — Га-хон-га, населяющее реки и скалы. Они живут в скалистых пещерах у ручьев и обладают огромной силой, несмотря на свой небольшой рост. Га -хон-га наслаждаются силовыми подвигами и любят приглашать людей в свои жилища для участия в состязаниях. Они любят играть в мяч с камнями, подбрасывая камни высоко в воздух, поэтому их часто называют метателями камней.
Второе племя — Ган-да-йа, которое защищает фрукты и зерна и дает им советы. На протяжении всего вегетационного периода Ган-да-я защищает посевы от болезней и других вредителей. Их особый подарок — растение клубники; весной рыхлят землю, чтобы она могла расти. Они поворачивают листья клубники к солнцу и направляют своих бегунов. Когда созревает клубника, Honödí:ön ( перевод « Компания хранителей веры ») проводит весенний фестиваль с ночными танцами благодарения дзёга́ :ö’ . Иногда они посещают людей в образе малиновки для хороших новостей, совы для предупреждения или летучей мыши для скорой борьбы не на жизнь, а на смерть. Верующие в Ган-да-йа говорят: «Самое маленькое безобидное насекомое или червяк может быть носителем важных «разговоров» «Маленьких людей» и не уничтожается, поскольку «тропа достаточно широка для всех » »... [4] [ нужна страница ]
Третье племя дзёга́:о’ — это О-до-ва, населяющие тёмные места под землей. В этом подземном мире есть леса и животные, в том числе белый буйвол. О-до был защитой от ядовитых змей и порождений смерти, пытающихся вырваться из подземного мира. Время от времени О-до-ва выходят ночью из подземного мира и посещают верхний мир, где проводят фестивали и танцуют кольцами вокруг деревьев. После этого на ринге не будет расти трава. [4] : 101–107
Го-о [ править ]
Мифы ирокезов рассказывают о Гао , олицетворении ветра. Он гигант и «инструмент, посредством которого Великий Дух перемещает элементы». [8] Его дом находится в далеком северном небе. [4] [а] Он управляет четырьмя ветрами: северным ветром (Медведь), западным ветром (Пантера), восточным ветром (Лось) и южным ветром (Олененок). [4] [ нужна страница ]
Северный ветер олицетворяет дух- медведь по имени Я-о-га . Я-о-га может уничтожить мир своим жестоким холодным дыханием, но Го-о держит его под контролем. Не-о-га, южный ветер, «нежный и добрый, как солнечный луч». Западный Ветер, пантера Да-дзё-дзи, «может взбираться на высокие горы и разрушать леса... носить вихрь на [своей] спине, подбрасывать огромные морские волны высоко в воздух и рычать на них. бури». О-ян-до-не, восточный ветер, дует, «чтобы охладить молодые облака, плывущие по небу».
Со-сон-до-вау [ править ]
Согласно мифологии ирокезов, Со-сон-до-ва — великий охотник , известный своей охотой на сверхъестественного лося . Его захватывает Доун, богиня, которой он нужен как сторож. Со-сон-до-ва влюбляется в человеческую женщину Генденвиту ( перевод « Она, которая приносит день» , альтернативное написание: Гендевита ). Он пытался добиться ее с помощью песни. Весной он поет как синий дрозд , летом как дрозд , а осенью как ястреб . Ястреб пытается унести с собой Генденвиту в небо. Однако Дон привязывает Со-сон-до-ва к своему дверному косяку. Она превращает Генденвиту в Утреннюю звезду , так что охотник может наблюдать за ней всю ночь, но никогда не быть с ней.
Летающая голова [ править ]
Мифология ирокезов повествует о Летающей Голове (ирокез Kanontsistóntie ), чудовище в виде гигантской бестелесной головы ростом с человека. Он покрыт густой шерстью, имеет длинные черные крылья и длинные острые когти. Ночью Летающая Голова приходит в дома вдов и сирот, бья крыльями о стены домов и издавая ужасающие крики на неизвестном языке. Через несколько дней после визита Летающей Головы один из членов семьи погиб. [17] Сенека Takwáno'ë называет Летающую Голову :yët , что означает вихрь.
Джоди'квадо [ править ]
Согласно мифологии ирокезов, Джодиквадо — рогатая змея , обитающая в глубинах рек и озер. Он способен принимать облик мужчины и соблазнять молодых женщин. Он известен в сказках «Гром уничтожает рогатого змея». [18] и «Рогатый змей убегает с молодой женой, которую спасает громовержец». [19] : 218–222 В последнем он предстает как полезное существо, хотя его помощь менее чем полезна. Хе-но нападает и, возможно, убил Джоди'квадо. [19] : 223–227
Легенда Тускароры [ править ]
Уильям Берд II записал традицию бывшего религиозного лидера племени Тускарора в своей разделительной линии между Северной Каролиной и Вирджинией» г.). Истории 1728 ( « Конфедерация ирокезов в Нью-Йорке из-за войны. По словам Берда:
[H] Однако их Бог, не желая искоренить их за их преступления, оказал им честь послать Посланника с Небес , чтобы наставить их, и показал Им совершенный пример честности и доброго поведения по отношению друг к другу. Но этот святой Человек, при всем своем красноречии и святости жизни, смог произвести среди них очень небольшую реформацию. Некоторые старики хоть немного прислушивались к его полезным советам, но все молодые люди были совершенно неисправимы. Они не только пренебрегали его заповедями, но и высмеивали и злобно относились к его личности. Наконец, взяв на себя обязательство очень резко отчитать некоторых Молодых Развратников из Клана Конехта за их нечестие, они были настолько спровоцированы свободой его упреков, что привязали его к дереву и прострелили ему стрелы в сердце. . Но их Бог мгновенно отомстил всем, кто приложил руку к этому чудовищному акту, молнией с Небес, и с тех пор посещает их страну с продолжающейся чередой бедствий, и он никогда не перестанет наказывать и опустошать их народ, пока он сотрет из мира каждую живую Душу. [20]
Три брата [ править ]
Это солнечный миф ирокезов о трех братьях, которые устали от жизни на Земле и решили погнаться за Солнцем в небо. Двое братьев преуспевают, а третий преуспевает только духом. Дух Солнца переделывает и испытывает двух братьев, которые остаются в царстве неба на долгие годы. В конце концов они скучают по дому и возвращаются только для того, чтобы обнаружить, что прошло много лет. Поскольку все, что они знали, изменилось или исчезло, они жаждут вернуться в царство неба. Они возвращаются на небо, когда их поражает молния, так как земные опасности не могли им навредить. [21]
См. также [ править ]
- Великий миротворец
- Мифология Сенеки
- Черепаший остров (фольклор коренных народов Северной Америки)
- Гаасьендиета
Примечания [ править ]
- ↑ Паркер говорит, что Го-о живет на западе.
Ссылки [ править ]
- ^ «Мальчик, который жил с медведями» . Коренные жители . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Ирокез: Девушка, которую не удовлетворяли простые вещи» . Сказка на ночь для занятых деловых родителей . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Уандерли, Энтони (2004). Фольклор, мифы и история онейды ирокезов: устное повествование Нью-Йорка из заметок Х. Э. Аллена и других . Издательство Сиракузского университета. стр. XVIII. ISBN 9780815608301 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Конверс, Гарриет Максвелл (Йа-ие-ва-но) ; Паркер, Артур Касвелл (Га-ва-со-ва-не) (15 декабря 1908 г.). «Мифы и легенды ирокезов штата Нью-Йорк» . Вестник Департамента образования . Университет штата Нью-Йорк: 10–17 . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Рихтер, Дэниел К. (1985). «Ирокезы против ирокезов: иезуитские миссии и христианство в деревенской политике, 1642–1686» . Этноистория . 32 (1): 1–16. дои : 10.2307/482090 . JSTOR 482090 .
- ^ Паркер, Артур Касвелл (1923). Сенека Мифы и народные сказки . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало. стр. xvii . Проверено 26 мая 2015 г. - из Интернет-архива.
- ^ Jump up to: а б с д Паркер, Артур Касвелл (1923). Сенека Мифы и народные сказки . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало. стр. xxv-xxvi. Получено 26 мая 2015 г. из Интернет-архива.
- ^ Jump up to: а б с Морган, Льюис Генри (1995). Лига ирокезов . Дж.Г. Пресс. стр. 141–174. ISBN 1-57215-124-2 .
- ^ Jump up to: а б Луэллин Уайт (2015). Свобода быть ирокезом: образование коренных народов в Школе свободы Аквесасне . Университет Оклахомы Пресс. п. 29. ISBN 9780806153254 .
- ^ Гилан, Амир (30 апреля 2021 г.), « Пусть слушают эти важные первобытные божества » , Боги и смертные в раннегреческой и ближневосточной мифологии , Cambridge University Press, стр. 19–36, doi : 10.1017/9781108648028.003 , ISBN 9781108648028 , S2CID 233595010 , получено 13 октября 2021 г.
- ^ Ллойд, Эллен (23 сентября 2019 г.). « Рождение добра и зла в верованиях ирокезов » . AncientPages.com.
- ^ Мы, Кимберли (14 ноября 2021 г.). « День Благодарения: истории, рецепты и поделки коренных американцев » . KimberlyUs.com.
- ^ Дэй, Эшли (20 ноября 2023 г.). « Три сестры, которых стоит пригласить на День Благодарения » . Еда и вино .
- ^ « Три сестры: хранители жизни » . Музей естественной истории Карнеги . 2018.
- ^ « Дух кукурузы » . Заклинатели. 2020.
- ^ Вебстер, Ребекка (20 февраля 2024 г.). « Как выжили знаменитые Три сестры — Ребекка Вебстер » . Ютуб .
- ^ Кэнфилд, Уильям В. (1902). Легенды ирокезов: рассказанные «Кукурузником» . Нью-Йорк: Компания А. Весселс. стр. 125–126 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «Гром уничтожает рогатого змея» . Интернет-архив священных текстов . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Паркер, Артур К. (1923). Сенека Мифы и народные представления . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Уильям Берд II, История разделительной линии , запись от 12 ноября 1728 года.
- ^ Паркер, Артур К. (1 января 1910 г.). «Мифы о солнце ирокезов». Журнал американского фольклора . 23 (90): 473–478. дои : 10.2307/534334 . JSTOR 534334 .
Внешние ссылки [ править ]
Мифология |
---|