Баскская мифология
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Мифология в значительной степени древних басков не пережила прихода христианства в Страну Басков между 4 и 12 веками нашей эры. Большая часть того, что известно об элементах этой оригинальной системы верований, основана на анализе легенд, изучении географических названий и скудных исторических ссылках на языческие ритуалы, практиковавшиеся басками. [1]
Одной из главных фигур этой системы верований было женское божество Мари . Согласно легендам, собранным в районе Атауна , другой главной фигурой был ее супруг Сугаар . Однако из-за скудности материала трудно сказать, была ли бы это «центральная пара» баскского пантеона . Судя по атрибутам, приписываемым этим мифологическим существам, эту религию можно было бы считать хтонической религией, поскольку все ее персонажи обитают на земле или под ней, а небо рассматривается в основном как пустой коридор, по которому проходят божества. [ нужна ссылка ]
Исторические источники [ править ]
Основными источниками информации о нехристианских верованиях басков являются: [2]
- Страбон , который упоминает о принесении в жертву козлов и людей.
- Арабские писатели времен завоевания Испании Омейядами (8 век)
- дневник паломника Эмерик Пико XII века
- различные средневековые источники ссылаются на языческие ритуалы, включая записи инквизиции .
- Сборники мифов и народных сказок XIX и XX веков, например, собранные Хосе Мигелем Барандьяраном , которые на сегодняшний день содержат самый большой объем материалов, касающихся нехристианских верований и практик.
- современное исследование топонимов в Стране Басков
Мифологические существа и персонажи [ править ]
Мифология |
---|
об Урци Споры
Урци, возможно, был баскской мифологической фигурой — богом неба , — но, возможно, это было просто слово, обозначающее небо. Существуют свидетельства, которые можно рассматривать как подтверждающие, так и опровергающие существование такого божества. На сегодняшний день ни одна из теорий не получила полного признания. [3]
на иберийские Влияние пантеоны
Пиренейского полуострова, Индоевропейские говорящие культуры такие как лузитанцы и кельтиберы, по-видимому, имеют в своей мифологии значительный баскский субстрат. Сюда входит концепция Зачарованных Мура , которая может быть основана на Майру . [4] и бог Эндовеликус , имя которого может происходить от протобаскских слов. [5]
Мифы исторического периода [ править ]
После христианизации баски продолжали создавать и импортировать мифы.
- Яун Зурия — мифический первый лорд Бискайи , который, как говорят, родился от шотландской принцессы, которая столкнулась с богом Шугааром в деревне Мундака .
- Битва при Ронсевале была мифологизирована в цикле « Дело Франции» .
- что в Араларском хребте Говорят , святой Михаил явился, чтобы помочь местному дворянину, ставшему отшельником.
- битве при Говорят, что герб Наварры возник в результате подвига в Лас-Навас-де-Толоса .
- Битва при Амайуре была битвой, в которой Наварра потеряла свою независимость в пользу Короны Кастилии .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Баскская мифология в наше время» (PDF) . КОБИ (Серия культурной антропологии) (XII). Бильбао: Bizkaiko Foru Aldundia-Diputación Foral de Bizkaia: 135 и 148. 2006–2007. ISSN 0214-7971 . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Каспер, М. (1997). История Басков [ История Басков ] (на немецком языке). Основной. ISBN 3-89678-039-5 .
- ^ Траск, Ларри (1997). История Басков . Рутледж .
- ^ Анунци Арана: Мари, мавры и другие - 1996 - Бюллетень баскского музея № 146.
- ^ Энкарнасао, Хосе д' (2015). Коренные божества под римским правлением в Португалии [ Коренные божества под римским правлением в Португалии ] (на португальском языке) (Второе изд.). Коимбра: Университет Коимбры . [ нужна страница ]
Библиография [ править ]
- Арриага, Дж. (1984). «Баскская мифология». Затем (по-баскски).
- Барандиаран, Хосе Мигель (1996). Mitología Vasca [ баскская мифология ] (на испанском языке). вакцина
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бароха, Каро (1995). «Ламии, ведьмы и богини» [Ламии, ведьмы и богини]. Темы (на баскском языке) (Баскская мифология).
- Эверсон, М. (1989). «Упорство в религии, мифах и фольклоре: неолитическая богиня Старой Европы, сохранившаяся в неиндоевропейской среде» . Журнал индоевропейских исследований . 17 (277).
- Харцуага, Дж.И. (1987). ( Сравнительная баскская мифология на баскском языке). хризантема
- Ла Палья, Антонио. За пределами Греции и Рима: вера и поклонение в древней Европе , Black Mountain Press, 2004.
- Лезеа, Тоти Мартинес де . «Легенды Страны Басков». Соу, 2004.
- Ортис-Осес, А. Баскский матриархализм . Университет Деусто, 1980 год. ISBN 84-7485-011-8 .
- ______ . Коллективное бессознательное басков . Тсертоа, 1982 год. ISBN 84-7148-107-3 .
- ______ . Баскская символическая антропология . Антропос, 1985. ISBN 84-85887-84-0
- Сатрустеги, Дж. (1996). «Баскская пещерная мифология». Баскская мифология (на баскском языке). 68 : 165–174.
- Сказочные сборники
- Видегейн, Чарльз . « Некоторые баскские сказки из рукописи Вебстера ». В: Fontes linguae vasconum: Studia et documenta , Año no 6, No 18, 1974. стр. 453–464. ISSN 0046-435X .
- Винсон, Жюльен . Фольклор Страны Басков . Париж: Мезоннёв, 1883.
- Вебстер, Вентворт . Баскские легенды . Лондон: Гриффит и Фарран. 1879.
- Заика, Наталья М. Текстологический и сравнительный подход к традиционной баскской сказке в двуязычных версиях 1873-1942 гг. (В. Вебстер, Ж.-Ф. Серкан, Ж. Барбье, Р. М. де Азку) . Икер-31. Эускальциндия, 2014.
- Типологический каталог замечательных баскских народных сказок . Herri kulturaren narrazioak, 2007.