Храмовый комплекс Самофракии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2021 г. ) |

Храмовый комплекс Самофракии , известный как Святилище Великих Богов ( современный греческий : Ιερό των Μεγάλων Θεών Иеро тон Мегалон Теон ), является одним из главных панэллинских религиозных святилищ , расположенных на острове Самофракия в пределах большей Фракии . Построенный непосредственно к западу от крепостных валов города Самофракии, он, тем не менее, был независимым, о чем свидетельствует направление городских послов во время фестивалей.
Его праздновали по всей Древней Греции из-за его мистической религии . Многие известные люди были посвященными, в том числе историк Геродот , один из очень немногих авторов, оставивших после себя несколько ключей к разгадке природы тайн, спартанский лидер Лисандр и многочисленные афиняне . Храмовый комплекс упоминается Платоном и Аристофаном .
В эллинистический период , после вступления в должность Филиппа II , он сформировал македонское национальное святилище, где преемники Александра Великого друг друга соперничали, чтобы превзойти щедрость . Он оставался важным религиозным объектом на протяжении всего римского периода . Адриан посетил, и Варрон описал тайны. Культ исчезает из истории к концу поздней античности , когда храм был закрыт во время гонений на язычников в поздней Римской империи .
Культ Великих Богов
[ редактировать ]Личность и природа божеств, почитаемых в святилище, остаются во многом загадочными, во многом потому, что было табу произносить их имена . Литературные источники древности относятся к ним под собирательным названием « Кабейри » ( греч . Κάβειροι Kábiroi ), в то время как они носят более простой эпитет Богов или Великих Богов , который был титулом или состоянием бытия, а не фактическим именем ( Μεγάλοι Θεοί Megaloi Theoí ) на надписях, найденных на сайте.
Пантеон Самофракии
[ редактировать ]
Пантеон божеств, возникших в основном Великих Богов состоит из многочисленных хтонических еще до прибытия на остров греческих колонистов в VII веке до нашей эры и собравшихся вокруг одной центральной фигуры — Великой Матери .
- Великая Мать , богиня, часто изображаемая на самофракийских монетах в виде сидящей женщины со львом рядом с ней. Ее первоначальное тайное имя было Аксиерос . Она связана с Анатолийской Великой Матерью, Фригийской горой и троянской богиней-матерью горы Ида . Греки ассоциировали ее наравне с богиней плодородия Деметрой . Великая Мать – всемогущая хозяйка дикого мира гор, почитаемая на священных скалах, где ей приносились жертвы и подношения. В святилище Самофракии эти жертвенники соответствуют обнажениям порфира разного цвета (красного, зеленого, синего или серого). Для ее преданных ее сила также проявлялась в жилах магнитного железа, из которых вылепляли кольца, которые посвященные носили в знак признания. Несколько таких колец были обнаружены в гробницах соседнего некрополя .
- Геката под именем Зеринфия и Афродита -Зеринфия , две важные богини природы, одинаково почитаются в Самофракии, их культ был отдален от культа Великой Матери и более тесно отождествлялся с божествами, более знакомыми грекам .
- Кадмилос ( Καδμίλος ), супруга Аксиероса, — бог плодородия, которого греки называли Гермесом ; фаллическое ), который, очевидно , божество, священными символами которого были голова барана и жезл ( керикейон был фаллическим символом и может быть найден на какой-то валюте.
- Два других мужских божества сопровождают Кадмилоса. Они могут соответствовать двум легендарным героям, основавшим Самофракийские мистерии: братьям Дардану ( Δάρδανος ) и Иасиону ( Ἰασίων ), также называемому Этиионом ( Ηετίων ). Греки связывают их с Диоскурами , божественными близнецами, популярными как защитники моряков, терпящих бедствие.
- Пара божеств подземного мира, Аксиокерсос и Аксиокерса , отождествляются с Аидом и Персефоной , но, по-видимому, не являются частью первоначальной группы доэллинских божеств. Легенда (известная грекам) об изнасиловании богини плодородия богом подземного мира также играет роль в священных драмах, празднуемых на Самофракии; хотя и меньше, чем в Элевсине .
- В более поздний период этот же миф был связан с мифом о браке Кадмоса и Гармонии , возможно, из-за сходства имен с Кадмилом и Электрой .
Ритуалы
[ редактировать ]

Все святилище было открыто для всех, кто хотел поклоняться Великим Богам, хотя считалось, что доступ к зданиям, посвященным мистериям, был зарезервирован для посвященных. Этими ритуалами и церемониями руководила жрица, служившая людям. Главную жрицу, а часто и пророчицу, называли Сивиллой или Кибелой.
Наиболее распространенные ритуалы были неотличимы от практики других греческих святилищ. Молитвы и моления сопровождались кровавыми жертвоприношениями домашних животных (овец и свиней), сжигаемых в священных очагах ( εσχάραι eschárai ), а также возлияниями , совершаемыми хтоническим божествам в круглых или прямоугольных ритуальных ямах ( βόθρος bóthros ). Использовалось большое количество каменных жертвенников , самый крупный из которых в конце IV в. до н. э. был окружен монументальной оградой (план участка № 11).
Главный ежегодный фестиваль , собравший на остров послов со всего греческого мира, вероятно, проходил в середине июля. Оно заключалось в представлении священной пьесы , предполагавшей ритуальную свадьбу (ιερός γάμος hierós gámos ); Возможно, это произошло в здании со Стеной Танцора, построенном в IV веке до нашей эры. В эту эпоху возникло поверье, что поиски пропавшей девушки с последующей ее свадьбой с богом подземного мира символизируют брак Кадмоса и Гармонии. фриз изображен (см. фото ниже), на котором Теменос Намеком на этот брак может быть . Около 200 г. до н.э. к празднику было добавлено дионисийское состязание, чему способствовало строительство театра (план площадки, номер 10) напротив большого алтаря (план площадки, номер 11). Согласно местному мифу, именно в эту эпоху город Самофракия почтил поэта Иасоса в Карии за то, что он сочинил трагедию «Дарданос» и совершил другие акты доброй воли вокруг острова, города и святилища.
В святилище совершались многочисленные вотивные приношения , которые размещались в специально построенном здании рядом с большим алтарем (план участка, номер 12). Подношениями могли быть статуи из бронзы, мрамора или глины, оружие, вазы и т. д. Однако из-за расположения Самофракии на оживленных морских путях культ был особенно популярен, и туда попадало множество, зачастую очень скромных, подношений: при раскопках были обнаружены морские ракушки и рыба. крючки, предлагаемые моряками или рыбаками, которые, вероятно, благодарили божеств за то, что они защитили их от морских опасностей.
Посвящение
[ редактировать ]Уникальной особенностью Самофракийского мистериального культа была его открытость: в отличие от Элевсинских мистерий , посвящение не имело никаких предварительных условий по возрасту, полу, статусу или национальности. Участвовать могли все: мужчины и женщины, взрослые и дети, греки и негреки, свободные, подневольные и порабощенные. Посвящение не ограничивалось определенной датой, и посвященный мог в один и тот же день достичь двух последовательных степеней тайны. Единственным условием, по сути, было присутствие в святилище.
Первой стадией инициации был миезис ( μύησις ). были явлены священные вести и особые символы Мистам ( μύστης ); то есть посвященный. Таким образом Геродоту было дано откровение о значении фаллических изображений Гермеса-Кадмила. По мнению Варрона , явленные по этому поводу символы символизировали небо и землю. В обмен на это откровение, которое держалось в секрете, посвященному давались гарантии определенных привилегий: надежда на лучшую жизнь и, в частности, защиту на море и, возможно, как в Элевсине, обещание счастливой загробной жизни. Во время церемонии посвященный получал на талии малиновый пояс, который должен был служить защитным талисманом. Железное кольцо, подвергшееся воздействию божественной силы магнитных камней, вероятно, было еще одним символом защиты, предоставляемой во время посвящения.

Подготовка к посвящению происходила в небольшой комнате к югу от Анакторона (план участка, номер 16; буквально Палата Лордов ), типа ризницы, где посвященного одевали в белое и давали лампу. Затем миезис . происходил в Анактороне, большом зале, способном вместить множество уже посвященных верующих, которые присутствовали на церемонии, сидя на скамейках вдоль стен Посвященный совершал ритуальное омовение в чаше, расположенной в юго-восточном углу, а затем совершал возлияние богам в круглой яме. В конце церемонии посвященный занимал свое место на круглой деревянной платформе лицом к главной двери, а вокруг него происходили ритуальные танцы. Затем его отвели в северную комнату, святилище, где он получил собственно откровение. Доступ в это святилище был запрещен непосвященным. Посвященному давался документ, подтверждающий его посвящение в мистерии, и он мог, по крайней мере в более поздний период, заплатить за выгравирование своего имени на памятной доске.
Вторая степень посвящения называлась эпоптией ( εποπτεία , буквально, созерцание ). В отличие от годичного интервала между степенями, который требовался в Элевсине, вторую степень в Самофракии можно было получить сразу после миезиса . Несмотря на это, оно было реализовано лишь небольшим числом посвященных, что позволяет нам полагать, что оно было связано с некоторыми трудными условиями, хотя маловероятно, что эти условия были финансовыми или социальными. По оценке Лемана, это касалось моральных вопросов, поскольку кандидат проходил прослушивание и требовал исповедания своих грехов. Это прослушивание состоялось ночью перед Гиероном (план площадки, номер 13; буквально святое место ). Здесь был обнаружен фундамент, на котором мог бы стоять гигантский факел; Вообще говоря, находка на этом месте многочисленных ламп и подставок для факелов подтверждает ночной характер обрядов инициации. После допроса и возможного отпущения грехов, дарованного священником или должностным лицом, кандидата приводили в Гиерон, который также выполнял функцию эпоптион (место созерцания), где происходило ритуальное очищение и приносилось жертвоприношение в священный очаг, расположенный в центре «святая святых». Затем посвященный шел к апсиде в задней части здания, которая, вероятно, должна была напоминать грот. Иерофант hierophántes ( ιεροφάντης béma ), иначе известный как инициатор, занимал свое место на помосте (βήμα ) , в апсиде , где он читал литургию и выставлял символы мистерий.
В римскую эпоху, около 200 г. н.э., вход в Гиерон был изменен, чтобы можно было вносить живые жертвенные приношения. Для защиты зрителей внутри был построен парапет, а в апсиде устроен склеп. Эти модификации позволили праздновать Криоболию и Тауроболию Анатолийской Великой Матери , которые были введены в эпоптею в это время. В новых обрядах посвященный или, возможно, только священник по доверенности спускался в яму в апсиде. Затем на него текла кровь жертвенных животных, как во время обряда крещения.
Описание святилища
[ редактировать ]
На первый взгляд место на Самофракии может показаться несколько запутанным; Это связано с сочетанием необычной топографии и двухвекового периода, в течение которого это место было застроено. Святилище занимает три узкие террасы на западных склонах горы Святого Георгия, разделенные двумя потоками с крутыми берегами. Вход находится на востоке через Птолемея II пропилей , также известный как Птолемеон (план участка № 20), который пересекает восточный ручей и выполняет функцию моста. Сразу к западу, на первой террасе, находится мощеное углубление, напоминающее круглую форму, с алтарем в центре, который, несомненно, был местом жертвоприношений; хотя точная функция этого места в дальнейшем не определена.
Извилистая тропа спускается к главной террасе между двумя ручьями, где находятся основные памятники культа. Большой толос , Арсинойон , или Арсиноэ-Ротонда (номер плана участка 15), самое большое крытое круглое пространство в древнегреческом мире (диаметр 20 м), возможно, служило для приветствия теороев , священных послов, делегированных городами и ассоциациями в посещать великие праздники в святилище. Украшение розеток и украшенных гирляндами голов быков заставляет некоторых полагать, что здесь также могли совершаться жертвоприношения. Ротонда была построена на месте более старого здания , от которого сохранился только фундамент. Арлингтонское Массачусетское водохранилище , резервуар для воды емкостью 2 000 000 галлонов, основано на одной из реконструкций ротонды.
Прямо у начала тропы, ведущей к святилищу, находится самое большое здание, Здание фриза Танцора (план участка номер 14), иногда называемое Теменос , поскольку оно соответствует монументальному ограждению, обозначающему гораздо более старую жертвенную зону. Реконструированные планы этой части памятника сильно различаются (сравните, например, разные издания археологического справочника Лемана — план, использованный в этой статье, соответствует 4-му изданию). По сути, это простой двор, которому предшествует ионический пропилей, украшенный фризом известной танцовщицы (фото ниже). знаменитый архитектор Скопас Проектировщиком мог быть .
Самое важное сооружение культа — эпоптион — расположено к югу от Теменоса. На этом здании имеется надпись Гиерона (план участка № 13). Неизвестно, кому было посвящено это здание, но, учитывая великолепие, скорее всего, оно было королевским. Это что-то вроде храма, но в нем нет периптероса (окружения колонн) и есть только один простиль (частично восстановленный – см. фото выше). Архитектурное украшение фасада отличается изяществом. Интерьер может похвастаться самым большим неопорным пролетом в древнегреческом мире – 11 метров. Южный конец этого здания представляет собой апсиду (фр. abside inscrite ), которая составляет самую священную часть. Эта апсида может представлять собой, по мнению Р. Жинувеса, грот для проведения хтонических ритуалов. Главный алтарь и здание для выставления вотивных приношений расположены к западу от Гиерона (номера плана территории 11 и 12).

Анакторон , , здание для приветствия миезиса расположено к северу от Ротонды Арсиное, хотя видимая в настоящее время версия относится к имперской эпохе.
Третья и последняя терраса, к западу от духовного центра святилища, в основном занята вотивными постройками, такими как Милетское здание , названное так, поскольку оно было посвящено гражданином Милета (план участка номер 5), и Неорион , или Военно-морской памятник (план площадки № 6). Здесь же расположен банкетный зал (план участка №7). Три других небольших эллинистических сокровища малоизвестны (план местности, номера 1–3). В пространстве с видом на центральную террасу, прежде всего, доминирует очень большой портик (длиной 104 м; план участка № 8), который служит монументальным фоном святилища над театром.
Именно в этой части территории можно найти самые последние следы оккупации: квадратный византийский форт, построенный, по сути, из сокровищ; поскольку он повторно использовал строительный материал с исходного участка.
Диодор Сицилийский (III.55) рассказывает легенду о храме, основанном Мириной до того, как она была побеждена Мопсом и Сипилом и убита:
После этого, покоряя часть остальных островов, она попала в шторм и после того, как вознесла молитвы о своей безопасности Матери Богов, была перенесена на один из необитаемых островов; этот остров, повинуясь видению, которое она увидела во сне, она посвятила этой богине, установила там алтари и принесла великолепные жертвы. Она также дала ему имя Самофракия, что в переводе на греческий означает «Священный остров», хотя некоторые историки говорят, что раньше он назывался Самос , а затем фракийцы, которые когда-то жили на нем, дали ему имя Самофракия. Однако после того, как амазонки вернулись на континент, рассказывается в мифе, Мать Богов, очень довольная островом, поселила на нем некоторых других людей, а также своих собственных сыновей, известных под именем Корибантов ; о том, кем был их отец, в их обрядах сообщается как секрет, не подлежащий разглашению; и она установила мистерии, которые сейчас празднуются на острове, и постановила законом, что священная область должна пользоваться правом святилища.
Македонский национальный заповедник
[ редактировать ]И нам сообщают, что Филипп, будучи посвящен в мистерии Самофракии одновременно с Олимпиадой, сам он был еще юношей, а она сиротой, влюбился в нее и тотчас же обручился с ней с согласия ее брат Аримбас.
( Плутарх , Жизнь Александра , [1] II, 2)
По мнению Плутарха, именно так македонский царь Филипп II встретил свою будущую супругу Олимпиаду , принцессу Эпирот из династии Эакидов , во время их посвящения в мистерии Самофракии. Этот исторический анекдот определяет династии Аргеадов преданность святилищу , за которой следовали две династии диадохов : династия Птолемеев и династия Антигонидов , которые постоянно пытались превзойти друг друга в III веке до нашей эры, во время их чередующихся периодов господства. над островом и в целом над Северным Эгейским морем.
Первым правителем, о котором сохранились эпиграфические следы, был сын Филиппа II и сводный брат Александра, Филипп III Македонский , который стал главным благотворителем Святилища в IV веке до нашей эры: он, вероятно, заказал Теменос к 340 году до нашей эры. Главный алтарь в следующем десятилетии и Гиерон к 325 г. до н. э., а также дорический памятник и граница восточной круговой территории; они были посвящены его имени, а также его племяннику Александру IV Македонскому , который совместно правил с 323 по 317 год до нашей эры.

Второй всплеск масштабного строительства начался в 280-х годах с Ротонды Арсинои II , которая может датироваться периодом (288–281 до н.э.), когда эта дочь Птолемея I была замужем за Диадохом Лисимахом , тогдашним царем Македонии. Овдовевшая после его смерти в бою в 281 г. до н. э., она вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керауна , а затем за своего брата Птолемея II в 274 г. до н. э. . От монументального посвящения, украшавшего дверь, остался только один блок, и поэтому невозможно определить полную надпись. Сам Птолемей II приказал построить Пропилей напротив входа в святилище: мощный флот Птолемеев, который позволил ему доминировать над большей частью Эгейского моря вплоть до фракийского побережья, и строительство в Самофракии свидетельствуют о его влиянии.
Восстановление династии Антигонидов на македонском престоле при Антигоне II Гонате вскоре привело к столкновению за морское господство на Эгейском море; Антигон Гонатас отпраздновал свою победу в морском сражении при Косе , посвятив один из своих победных кораблей святыне к 255–245 гг. до н. э., выставленной в здании, построенном на специальной основе на западной террасе: Неорионе (план участка номер 6). . Возможно, он был вдохновлен другим Неорионом на Делосе , вероятно, построенным в конце 4-го века до нашей эры, который он повторно использовал и в то же время посвятил другому из своих кораблей.
Морская война между Птолемеями и Антигонидами продолжалась с перерывами на протяжении второй половины III века до нашей эры, пока Филипп V Македонский , последний царь Антигонидов, предпринявший попытку установить македонскую талассократию , не был окончательно побеждён союзом между Родосом и Пергамом . К 200 г. до н.э. македонцы посвятили ему монументальную колонну перед большой стоей верхней террасы. монументальный фонтан с носом корабля из известняка и знаменитая статуя Крылатой Победы Самофракийской Вероятно, именно во время одного из этих эпизодов были построены . На самом деле это могло быть посвящением с Родоса, а не с Македонии, поскольку анализ известняка, использованного для изготовления носа, и типа судна показал, что оно прибыло с Родоса.
Святилище стало последним прибежищем для последнего царя Македонии Персея Македонского , который отправился на остров после своего поражения в битве при Пидне в 168 г. до н. э. и был там арестован римлянами.
Исследование сайта
[ редактировать ]Увлечение таинственными религиями возобновило интерес к этому месту в 17 и 18 веках. После открытия в 1863 году статуи «Крылатой Победы Самофракийской» – ныне находящейся в Лувре – французским консулом Шарлем Шампуазо (отправленным в Адрианополь ), французская группа Девиля и Кокара провела первые археологические раскопки на этом месте в 1866 году. Конзе был следующим, кто раскопал это место в 1873 и 1876 годах: он расчистил Птолемеон и Стою и провел несколько поверхностных раскопок в Гиероне, Арсинойоне, а также Теменосе. Этот труд был издан в двух томах необычайно высокого для того времени качества. По соглашению с турецким правительством австрийцы поделились своими открытиями: многочисленные архитектурные фрагменты отправились в Венский художественно-исторический музей, другие были отправлены в Галлиполи , а затем в Стамбульский археологический музей — часть этого материала, к сожалению, исчезла при транспортировке. Шампуазо вернулся в 1891 году, чтобы найти блоки, образующие нос корабля, на котором была установлена в Париже статуя Крылатой Победы Самофракии, и в это время обнаружил театр. Французская школа Афин и Карлов университет в Праге (Салач и Фернан Шапутюэр ) также проводили совместную работу между 1923 и 1927 годами, прежде чем Институт изящных искусств (при Нью-Йоркском университете ) начал свои первые раскопки в 1938 году, в результате которых был обнаружен Анакторон. . Прерванные войной, во время которой это место сильно пострадало в результате болгарской оккупации, они вернулись в 1948 году и продолжают существовать по настоящее время. В 1956 году была проведена частичная реконструкция ( анастилоз ) фасада Иерона.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Карл Леманн , Самофракия: Путеводитель по раскопкам и музею , 5-е изд. Салоники: Джей Джей Августин, 1983.
- (на французском языке) Рене Жинувес и др. , Македония: от Филиппа II до римского завоевания . Париж: CNRS, 1993.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Принстонская энциклопедия классических памятников (статья одного из археологов этого места, Ф. Лемана)
- Презентация археологического объекта (Министерство культуры Греции)
- презентация археологического музея (Министерство культуры Греции)
- Исследуйте в 3D-видео (National Geographic)
- Американские раскопки: Самофракия (Университет Эмори)
40 ° 30'03 "N 25 ° 31'48" E / 40,5008 ° N 25,5301 ° E
- Разрушенные греческие храмы
- Древнегреческие святилища в Греции
- Религия в древней Македонии
- Греко-римские мистерии
- Археологические памятники на Эгейских островах
- Древняя Самофракия
- Здания и сооружения в Эвросе (региональная единица)
- Археологические памятники в Восточной Македонии и Фракии
- Храмы Гермеса
- Храмы Деметры
- Храмы Кибелы
- Эллинистическая архитектура