Jump to content

Менандр

Менандр
Бюст Менандра
Бюст Менандра. Мрамор, римская копия имперской эпохи с греческого оригинала (ок. 343–291 до н. э.).
Рожденный 342/41 г. до н.э.
Кефисия , Афины
Умер в. 290 г. до н.э. (50–52 года)
Образование Ученик Теофраста в лицее
Жанр Новая комедия
Известные работы

Менандр ( / m ə ˈ n æ n d ər / ; греч . Μένανδρος Menandros ; ок. 342/41 — ок. 290 до н. э.) — греческий драматург и самый известный представитель афинской новой комедии . [1] Он написал 108 комедий. [2] брал приз на фестивале Ленайя . и восемь раз [3] Его рекорд в Городе Дионисии неизвестен.

Он был одним из самых популярных писателей и наиболее почитаемых поэтов древности, но его произведения считались утерянными до раннего средневековья . Сейчас он сохранился только в латинской адаптации Теренция и Плавта , а также в оригинальном греческом языке в весьма фрагментарной форме, большая часть которой была обнаружена на папирусах в египетских гробницах в период с начала до середины 20 века. В 1950-х годах, к большому волнению классицистов , было объявлено, что единственная пьеса Менандра, «Дисколос» , наконец, была вновь обнаружена в папирусах Бодмера в достаточно неповрежденной форме, чтобы ее можно было сыграть.

Жизнь и работа

[ редактировать ]
Римский, республиканский или ранний имперский , Рельеф сидящего поэта (Менандра) с масками Новой комедии , 1 век до н.э. – начало 1 века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета

Менандр был сыном зажиточных родителей; отца его Диопеита некоторые отождествляют с афинским полководцем и наместником фракийского Херсонеса, известным из речи Демосфена о Херсонесе . Предположительно, вкус к комической драме он перенял от своего дяди Алексиса . [4] [5]

Он был другом, соратником и, возможно, учеником Теофраста и находился в близких отношениях с афинским диктатором Деметрием Фалерским . [6] Он также пользовался покровительством Птолемея Сотера , сына Лага , который пригласил его к себе ко двору. Но Менандр, предпочитая независимость своей виллы в Пирее и компанию своей любовницы Гликеры , отказался. [7] Согласно заметке схолиаста на « Ибисе» , Овидия он утонул во время купания, [8] и его соотечественники почтили его гробницей на дороге, ведущей в Афины, где ее увидел Павсаний . [9] Сохранилось множество предполагаемых его бюстов, в том числе известная статуя в Ватикане , которая раньше считалась символом Гая Мариуса . [4]

Его соперником в драматическом искусстве (и, предположительно, в привязанностях Гликеры) был Филимон , который, по-видимому, пользовался большей популярностью. Менандр, однако, считал себя лучшим драматургом и, по словам Авла Геллия , [10] обычно спрашивал Филимона: «Не стыдишься ли ты всякий раз, когда одерживаешь надо мной победу?» По словам Цецилия Калактского ( Порфирий у Евсевия , Praeparatio evangelica [11] ) Менандра обвинили в плагиате , так как его «Суеверный человек» был взят из «Авгура Антифана » , [4] но переделки и вариации на тему такого рода были обычным явлением, и поэтому обвинение является сложным.

Как долго сохранились полные копии его пьес, неясно, хотя, как говорят, 23 из них с комментариями Михаила Пселла все еще были доступны в Константинополе в 11 веке. Его восхваляет Плутарх ( Сравнение Менандра и Аристофана ) [12] и Квинтилиан ( Institutio Oratoria ), принявший традицию, согласно которой он был автором речей, опубликованных под именем аттического оратора Харисия . [13]

Сидящий портрет Менандра, римская фреска из Каса дель Менандро в Помпеях.

Поклонник и подражатель Еврипида , Менандр похож на него своим острым наблюдением за практической жизнью, анализом эмоций и любовью к моральным принципам, многие из которых стали пословицами: «Собственность друзей является общей», «Которую боги люби умереть молодым», «Злое общение портит хорошие манеры» (из таисского , цитируется в 1 Коринфянам 15:33). Эти максимы (главным образом моностихи) были впоследствии собраны и с дополнениями из других источников изданы как «Одностихные максимы Менандра» , своего рода моральный учебник для использования в школах. [4]

Единственная сохранившаяся речь из его ранней пьесы « Пьянство» — это нападение на политика Каллимедона в манере Аристофана , чей непристойный стиль был принят во многих его пьесах. [ нужна ссылка ]

Менандр нашел множество римских подражателей. Евнух , Андрия , Хотон Тиморуменос и Адельфи Теренция « димидиатом (названные Цезарем Менандром») были явно взяты из Менандра, но некоторые из них кажутся адаптациями и комбинациями более чем одной пьесы. Так, в « Андрии» Менандра были объединены «Женщина с Андроса» и «Женщина из Перинфа» , в « Евнухе» «Евнух» и «Льстец» , тогда как « Адельфи» составлены частично из Менандра и частично из Дифила . оригинал «Гекиры » Теренция (как и « Формиона Обычно считается, что ») принадлежит не Менандру, а Аполлодору из Кариста . и «Вакхиды» « Стих» Плавта , Менандра вероятно, были основаны на «Двойном обманщике» и «Братсколюбивых людях» , но «Поэнул», похоже, не из «Карфагенянина» , а « Мостеллария» из «Явления» , несмотря на сходство названий. Цецилий Стаций , Лусций Ланувин, Турпилий и Атилий также подражали Менандру. Ему также приписывали авторство некоторых эпиграмм сомнительной подлинности; письма, адресованные Птолемею Сотеру, и беседы в прозе на различные темы, упомянутые Suda [14] вероятно, являются ложными. [4]

Потеря его работы

[ редактировать ]

Большая часть работ Менандра не сохранилась до Средневековья, за исключением коротких фрагментов. Федерико да Монтефельтро По общему мнению, в библиотеке в Урбино было «tutte le opere» , полное собрание сочинений, но ее существование подвергалось сомнению, и нет никаких следов после захвата города Чезаре Борджиа и передачи библиотеки Ватикану. [15]

До конца XIX века о Менандре было известно только фрагменты, цитируемые другими авторами и собранные Августом Мейнеке (1855 г.) и Теодором Коком, Comicorum Atticorum Fragmenta (1888 г.). Они состоят примерно из 1650 стихов или частей стихов, а также значительного числа слов, цитируемых из Менандра древними лексикографами. [4]

Открытия 20-го века

[ редактировать ]
Фрагмент папируса Перикейромена , ll. 976–1008 ( П. Окси. 211 II 211, 1 или 2 век нашей эры)

Эта ситуация резко изменилась в 1907 году с открытием Каирского кодекса , который содержал большие части самий , перикеироменов и эпитрепонтов ; раздел Героса ; и еще один фрагмент из неопознанной пьесы. Фрагмент из 115 строк Сикиониа был найден в папье-маше футляра для мумии в 1906 году.

В 1959 году папирус Бодмера был опубликован , содержащий Дискол , еще часть Самии и половину Асписа . В конце 1960-х годов было обнаружено еще несколько сикьониоев в качестве заполнения еще двух футляров для мумий; Оказалось, что оно было взято из той же рукописи, что и открытие 1906 года, которая явно была тщательно переработана. [16]

Другие фрагменты папируса продолжают обнаруживаться и публиковаться. [17]

Менандр. Римская копия по оригиналу Кефизодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя, IV век до н.э. Мрамор. Эрмитаж , Санкт-Петербург, Россия

В 2003 году был найден манускрипт -палимпсест , написанный сирийским письмом IX века, где повторно использованный пергамент произошел от очень дорогой греческой рукописи произведений Менандра IV века. Сохранившиеся листы содержат части «Дискола» и 200 строк другого произведения Менандра, пока не опубликованного, под названием «Титте» . [18] [19] [20]

Известные цитаты

[ редактировать ]

В своем Первом послании к Коринфянам апостол Павел цитирует Менандра в тексте «Плохая компания развращает хороший характер», [21] что, вероятно, происходит из его пьесы «Таис» ; Согласно христианскому историку V века Сократу Схоластику , Менандр заимствовал это от Еврипида . [22] [23]

«Тот, кто усердно трудится, никогда не должен отчаиваться, ибо все совершается усердием и трудом». — Менандр

«Ἀνερρίφθω κύβος» ( anerriftho kybos ), наиболее известный на английском языке как « жребий брошен » или «жребий брошен», от неправильно переведенного латинского « iacta alea est » (самого более известного в порядке « Alea » яакта есть "); правильный перевод — «пусть будет брошен жребий» (что означает «позволить рискнуть в игре»). Греческую форму знаменито процитировал Юлий Цезарь , когда он ввязал свою армию в гражданскую войну, переправившись через реку Рубикон . Популярная форма «Жребий брошен» происходит от латинского iacta alea est , неправильного перевода Светония в 121 году нашей эры. По мнению Плутарха , настоящая фраза, использованная Юлием Цезарем при переходе Рубикона, была цитатой на греческом языке из пьесы Менандра «Аррефорос » с другим значением «Да будет брошен жребий!». [24] См. обсуждение в разделах « Жребий брошен » и « Alea iacta est ».

Он [Цезарь] громким голосом объявил присутствующим по-гречески: «Да будет брошен жребий» и повел армию через реку. ( Плутарх , Жизнь Помпея , 60.2.9) [25]

Льюис и Шорт , [26] цитируя Казобона и Рунка, предполагают, что текст Светония должен читаться как Jacta alea esto , что они переводят как «Пусть жребий будет брошен!», или «Пусть игра будет рискованной!». Это соответствует совершенному пассивному императиву от третьего лица Плутарха ἀνερρίφθω κύβος ( anerrhiphtho kybos ).

Согласно «Переводу размышлений » Грегори Хейса Марка Аврелия, Менандр также известен цитатой/пословицей: «Богатый человек владеет таким количеством товаров, что ему некуда девать». (Размышления, V:12) [27]

Еще одна известная цитата Менандра: «Тот, кого любят боги, умирает молодым». [28]

Комедии Менандра сильно отличались от старых комедий Аристофана. В новых греческих комедиях обычно двое любовников, блокирующий персонаж и услужливый слуга. Обычно они заканчивались свадьбой или хеппи-эндом. Это была скорее «высоколобая» комедия, чем древнегреческая комедия. Они также были более реалистичными.

Более полные пьесы

[ редактировать ]

Доступны только фрагменты

[ редактировать ]
  • Адельфои («Братья»)
  • Анатитемена , или Мессения («Женщина из Мессены »)
  • Андрия («Женщина с Андроса »)
  • Андрогинос («Гермафродит») или Крес («Критянин»)
  • Анепсии («Двоюродные братья»)
  • Афродизиа («Эротическое искусство») или Афродизиос.
  • Апистос («Неверный» или «Неверующий»)
  • Аррефорос Носитель ритуальных предметов ») или Аулетрис («Флейтистка»)
  • Аутон Пентон («Скорбя по нему»)
  • Боотида («Женщина из Беотии »)
  • Халкея («Праздник Халкеи») или Халкида («Медный горшок»)
  • Чера («Вдова»)
  • Дактилиос («Кольцо»)
  • Дарданос («Дардан»)
  • Деисидаймон («Суеверный человек»)
  • Демиург («Демиург»)
  • Дидимаи («Сестры-близнецы»)
  • Dis Exapaton («Двойной обманщик»)
  • Эмпимпрамен («Женщина в огне»)
  • Энхейридион («Кинжал»)
  • Эпангелломенос («Человек, дающий обещания»)
  • Эфес («Человек из Эфеса»)
  • Эпиклерос («Наследница»)
  • Евнух («Евнух»)
  • Георгос («Фермер»)
  • Халиес («Рыбаки»)
  • Хоутон Тиморуменос («Пытка самого себя»)
  • Гениох («Возничий»)
  • Герос («Герой»)
  • Иерея («Жрица»)
  • Гиппокомос («Конюх»)
  • Homopatrioi («Люди, имеющие одного отца»)
  • Гидрия («Горшок с водой»)
  • Гимн («Гимн»)
  • Гипоболимайос («Подменыш») или Агроикос («Деревенский житель»).
  • Имбриой («Люди из Имброса »)
  • Канефор Носитель ритуальной корзины »)
  • Кархедониос Карфагенянин »)
  • Карин («Женщина из Карии »)
  • Катапсевдоменос («Лжеобвинитель»)
  • Кекрифалос («Сеть для волос»)
  • Китарист («Арфист»)
  • Книдия («Женщина из Книдоса »)
  • Колакс («Льстец» или «Подхалим»)
  • Конеиазоменай («Женщины, пьющие болиголов»)
  • Кибернетаи («Рулевые»)
  • Леукадия («Женщина из Леукаса »)
  • Локрой («Люди из Локриса »)
  • Менагиртес («Нищий жрец Реи »)
  • Мете («Пьянство»)
  • Мизогин («Женоненавистник»)
  • Науклерос («Капитан корабля»)
  • Номотет («Законодатель» или «Законодатель»)
  • Олинфия («Женщина из Олинфа »)
  • Орге («Гнев»)
  • Пайдион («Маленький ребенок»)
  • Паллаке («Наложница»)
  • Паракататека («Депозит»)
  • Перинтия («Женщина из Перинфа »)
  • Фанион («Фанион»)
  • Фазма («Призрак или Привидение»)
  • Филадельфы («Мужчины, любящие братство»)
  • Плокион («Ожерелье»)
  • Полуменой («Мужчины продаются» или «Мужчины на продажу»)
  • Проенкалон («Беременность»)
  • Прогамой («Люди, собирающиеся пожениться»)
  • Псевдгеракл («Ложный Геракл »)
  • Псофодеи («Напуганные шумом»)
  • Рапизомена («Женщина, которой бьют по лицу»)
  • Сторфиаппос («Прядильщица»)
  • Стратиотаи («Солдаты»)
  • Синаристосай («Женщины, которые едят вместе в полдень»; «Дамы, которые обедают»)
  • Синефебои («Подростки»)
  • Синероза («Влюбленная женщина»)
  • Таис Таис »)
  • Теофорумена («Девушка, одержимая богом»)
  • Тезаурус («Сокровище»)
  • Теттале («Женщина из Фессалии »)
  • Трасилеон («Фрасилион»)
  • Тиророс («Привратник»)
  • Титте («Кормилица»)
  • Трофониос Трофоний »)
  • Ксенологос («Вербовка иностранных наемников»)

Стандартные выпуски

[ редактировать ]

Стандартное издание наименее хорошо сохранившихся пьес Менандра - Кассель-Остин, Poetarum Comicorum Graecorum vol. VI.2 . Для лучше сохранившихся пьес стандартным изданием теперь является трехтомный «Леб» Арнотта. Полный текст этих пьес для серии «Оксфордские классические тексты» остался незавершенным Колином Остином на момент его смерти; [29] октябрьское издание Гарри Сэндбаха , опубликованное в 1972 году и обновленное в 1990 году, до сих пор издается. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Констан, Дэвид (2010). Менандр Афинский . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 3–6. ISBN  978-0199805198 .
  2. ^ Суидас μ 589
  3. ^ Аполлодор: Хроника , фр.43
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фриз, Джон Генри (1911). « Менандр ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 109–110.
  5. ^ «Краткая история комедии», [1] Prolegomena De Comoedia , 3
  6. ^ Федр: Басни , 5.1
  7. ^ Альцифрон: Письма , 2.3–4.
  8. ^ Схолиаст на Ибисе 591.
  9. ^ Павсаний, Описание Греции , 1.2.2.
  10. ^ Геллий: Чердачные ночи , 17.4
  11. ^ Евсевий: Евангелическая подготовка , Книга 10 , Глава 3
  12. ^ Плутарх: Мораль , 853–854 гг.
  13. ^ Квинтилиан: Институт ораторского искусства , 10.1.69.
  14. ^ Suda, M.589
  15. Джейкоб Буркхардт , Цивилизация Возрождения в Италии , 1860. Параграф 8 этого подраздела , но см. печатные издания (например, Ирен Гордон (Mentor 1960), стр. 158), где есть сноска Буркхадта, спекулирующая на будущих повторных открытиях.
  16. ^ Менандр: Пьесы и фрагменты , тр. Норма Миллер . Пингвин 1987, стр.15
  17. ^ Зоммерштейн, Алан (6 декабря 2012 г.). «От горы Синай до Мичигана: повторное открытие Эпитрепонта Менандра (часть 4)» . Университет Ноттингема .
  18. ^ Дитер Харлфингер, В ожидании Менандра в Ватикане. 400 греческих комедийных стихов, обнаруженных в сирийском манускрипте-палимпсесте , в: Forum Classicum, 2004 . Смотрите здесь английский перевод.
  19. ^ Ф. Д'Айуто: Грека в восточных кодексах Ватиканской библиотеки (с остатками позднеантичной рукописи комедий Менандра) , в: Между Востоком и Западом. Греческие сочинения и книги между восточными регионами Византии и Италии , под редакцией Лидии Перрии, Рим, 2003 г. (= византийско-неоэллинские тексты и исследования XIV), S. 227–296 (особенно 266–283 и листы 13–14)
  20. ^ Майлз, Сара (2014) «Менандер. К. Остин (редактор) Менандр. Одиннадцать пьес. (Труды Кембриджского филологического общества, дополнительный том 37.) Стр. xviii + 84. Кембридж: Кембриджский филологический факультет.Общество, 2013. Статья, Классическое обозрение., 64 (02). стр. 409-411.
  21. ^ 1 Кор 15:33.
  22. ^ Сократ Схоластик, Церковная история , Книга 3, Глава 16
  23. ^ intertextual.bible/text/menander-thais-218-1-corinthians-15.33
  24. ^ Цифровая библиотека Персея Plut. Помпа. 60,2
  25. ^ Плутарха См. также «Жизнь Цезаря» 32.8.4 и «Высказывания королей и императоров» 206c.
  26. ^ Онлайн-словарь: Алеа , Льюис и Шорт в проекте «Персей». См. нижнюю часть раздела I.
  27. ^ http://seinfeld.co/library/meditations.pdf [ пустой URL PDF ]
  28. ^ Менандр, Моностиха - Sententiae, 425
  29. ^ «Некролог Колина Остина» . Хранитель . 06 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2023 г.
  30. ^ Выпуск OUP Менандра, заархивировано 26 мая 2015 г. в Wayback Machine.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кокс, Шерил Энн. (2002). » Менандра «Пересечение границ посредством брака в «Дисколе ». Classical Quarterly 52: 391–394.
  • Чапо, Э. (1999). «Перформанс и иконографическая традиция в иллюстрациях Менандра». Силлекта Классика 6: 154–188.
  • Фрост, КБ (1988). Выходы и входы в Менандре. Оксфорд: Кларендон.
  • Глейзбрук, Эллисон . (2015). «Иерархия насилия? Сексуальные рабыни, парфенои и изнасилования в Эпитрепонте Менандра». Гелиос , 42(1): 81-101.
  • Гольдберг, Сандер М. (1980). Создание комедии Менандра. Беркли: Univ. из Калифорнии Пресс.
  • Гуцвиллер, Кэтрин и Омер Челик. (2012). «Новые мозаики Менандра из Антиохии». Американский журнал археологии 116:573–623.
  • Нервенья, Себастьяна. (2013). Менандр в древности: контексты рецепции. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Папайоанну, ред. Софии и Антониса К. Петридес (2010). Новые взгляды на постклассическую комедию. Пьеридес, 2. Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing.
  • Трейл, Ариана. (2008). Женщины и комический сюжет в «Менандре». Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Уолтон, Майкл и Питер Д. Арнотт. (1996). Менандр и создание комедии. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 707bce494db08a51c2c907fe7341c337__1717149240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/37/707bce494db08a51c2c907fe7341c337.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Menander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)