Тайцы
Тайцы Вы будете | |
---|---|
Королева Египта | |
![]() | |
Предшественник | Эвридика II |
Преемник | Артакама |
Рожденный | эт. 4 век до нашей эры Афины , Греция |
Супруг | Птолемей I Сотер |
Династия | Птолемеев |
Занятие | Гетера |

Таис ( греч . Θαΐς ; эт. 4 век до н.э. ) была греческой гетерой , которая сопровождала Александра Великого в его военных кампаниях. Вероятно, из Афин , она наиболее известна тем, что спровоцировала сожжение Персеполя , столицы Персидской империи Ахеменидов , после того, как он был завоеван армией Александра в 330 году до нашей эры. В то время Таис была любовницей Птолемея I Сотера , одного из близких соратников и полководцев Александра. Было высказано предположение, что она также могла быть любовницей Александра на основании заявления греческого ритора Афинея , который пишет, что Александр любил «держать Таис при себе», не классифицируя прямо характер их отношений как интимные; возможно, это просто означало, что ему нравилось ее общество, поскольку, как говорят, она была очень остроумной и интересной. Афиней также утверждает, что после смерти Александра в 323 г. до н.э. Таис вышла замуж за Птолемея и родила от него троих детей.
Роль в завоевании Александром Персии
[ редактировать ]Сожжение Персеполя
[ редактировать ]Таис предположительно пришла из Афин и сопровождала Александра во время его походов в Азию. Она привлекла внимание истории, когда в 330 году до нашей эры Александр сжег дворец Персеполь , главную резиденцию побежденной династии Ахеменидов после попойки . Таис присутствовала на вечеринке и произнесла речь, которая убедила Александра сжечь дворец. Клитарх утверждает, что разрушение было прихотью; Плутарх и Диодор утверждают, что это было задумано как возмездие за сожжение Ксерксом старого Храма Афины на Акрополе в Афинах (место сохранившегося Парфенона ) в 480 году до нашей эры во время второго персидского вторжения в Грецию .

Когда царь [Александр] загорелся их словами, все вскочили со своих лож и передали слово, образовав победную процессию в честь Диониса . Вскоре было собрано много факелов. На банкете присутствовали женщины-музыканты, поэтому король вывел их всех на комус под звуки голосов, флейт и дудочек, а куртизанка Таис руководила всем представлением. Она была первой после короля, кто швырнул свой пылающий факел во дворец. Когда все остальные сделали то же самое, вся территория дворца была немедленно охвачена огнем, настолько велик был пожар. Примечательно, что за нечестивый поступок Ксеркса, царя персов, против афинского акрополя, спустя много лет одна женщина, гражданка страны, которая пострадала, отплатила тем же, и в игре.
- Диодор Сицилийский (XVII.72)
Отношения с Александром
[ редактировать ]Утверждалось, что Таис была в то время любовницей Александра. Т. Д. Огден предполагает, что Птолемей взял ее на себя позже, хотя другие авторы полагают, что она всегда была спутницей Птолемея. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь и семья
[ редактировать ]Дальнейшая карьера Таис неясна. По словам Афинея (жившего более пяти столетий спустя), она вышла замуж за своего возлюбленного Птолемея, который стал царем Египта после смерти Александра. [ 2 ] Даже если на самом деле они не были женаты, их отношения, похоже, приобрели «квазиправовой статус». [ 3 ]
Дети
[ редактировать ]У нее трое детей от Птолемея, два мальчика и девочка:
- Лаг, известный по упоминанию о его победе в гонках на колесницах на Ликее, аркадском празднике, в 308/307 году.
- Александр Леонтиск, который, по-видимому, был на Кипре со своей сестрой, поскольку он записан там как пленник, взятый Деметрием Полиоркетом в 307 или 306 году после его вторжения на остров. Позже его отправили домой к Птолемею. [ 3 ]
- Эйрена, выданная замуж за Евноста, царя Солоев на Кипре . [ 4 ] [ 5 ]
Каким бы ни был правовой статус их отношений, роль Таис в Египте неясна. У Птолемея были и другие жены, сначала Эвридика Египетская , а затем Береника I Египетская , которая стала его главной супругой и матерью его наследника.
Дата смерти Таис неизвестна.
В литературе
[ редактировать ]
Ее невероятный образ привел к тому, что персонажи по имени Таис появились в нескольких литературных произведениях, самые известные из которых перечислены ниже. В постклассический период в литературе и искусстве ее обычно изображали как возлюбленную Александра, а не Птолемея.
Классический
[ редактировать ]В Теренция « пьесе Евнух» главная героиня — куртизанка по имени Таис в честь исторической личности. Слова Таис из пьесы цитируются в De эссе Цицерона « Amicitia» .
В » Овидия « Remedia Amoris (383) Таис противопоставляется Андромахе , причем Андромаха является воплощением верной жены, а Таис считается воплощением секса. Таис, говорит Овидий, является предметом его искусства.
В книге Атенея «Дейпнософисты» записан ряд замечаний, приписываемых Таис. Она «сказала однажды своему хвастливому любовнику, который одолжил несколько кубков у очень многих людей и сказал, что он намеревался разбить их и сделать из них другие: «Ты уничтожишь то, что принадлежит каждому частному лицу». " В другой раз, когда ее спросили, у кого она была в гостях, она ответила: «Чтобы жить с Эгеем , сыном великого Пандиона», — остроумный способ описать неизвестного покровителя как вонючего козла (Эгейское море, или Козье море, было названо в честь Эгея, вонючего козла сын, рожденный Пандионом от звериной связи). [ 6 ]
Постклассический
[ редактировать ]
В « Божественной комедии » персонаж по имени Таис — одна из немногих женщин, которых Данте Алигьери видит во время своего путешествия по аду ( «Инферно» , XVIII, 133–136). Она находится в кругу льстецов, погруженная в яму с экскрементами, будучи отправлена туда, как говорит Вергилий , за то, что сказала своему возлюбленному, что она «чудесно» его любит. Таис Данте может предназначаться, а может и не предназначаться для изображения исторической куртизанки, но приписываемые ей слова взяты из цитат Цицерона из Теренция.
Таис упоминается как одна из знаменитых исторических красавиц в » Франсуа Вийона « Балладе о дамах времен жади (1461).
Таис и Александр Великий призваны Фаустом в Кристофера Марло « пьесе Доктор Фауст» для развлечения императора Священной Римской империи Карла V.
Таис появляется как любовница Александра в Джона Драйдена стихотворении «Пир Александра, или Сила музыки» (1697), которое начинается с описания Александра, восседающего на троне, с «прекрасной Таис рядом с ним», которая сидела «как цветущая восточная невеста». Рассказ о пире в стихотворении заканчивается сравнением Таис с Еленой Троянской : «Таис проложила путь / Чтобы осветить его добычу / И, как другая Елена, подожгла другую Трою». Позднее стихотворение было положено на музыку оратория, также названная «Пир Александра» как Георгом Фридрихом Генделем . Роберт Херрик (1591–1674) в книге «Какую у него будет любовница» заключает: «Пусть ее Лукреция весь день будет, Таис для меня ночью, Будь она такой, какой она не хочет, Ни голодать, ни переполнять».
Таис — второстепенный персонаж в двух романах Мэри Рено об Александре Македонском : «Огонь с небес» и «Персидский мальчик» , а также в биографии Александра Рено «Природа Александра». Она также является второстепенным персонажем в «Похищение огня романе Джо Грэма » о сразу после смерти Александра.
Таис — героиня романа русского писателя Ивана Ефремова , «Таис Афинская» вышедшего в 1972 году . В нем рассказывается о ее жизни от встречи с Александром Великим до ее пребывания в качестве царицы Мемфиса в Египте.
Другие литературные деятели по имени Таис являются отсылкой к Таиде Александрийской , христианской святой более позднего периода, о которой были написаны французский роман и опера .
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ TD Огден, в П. Маккечни и П. Гийоме, Птолемей II Филадельф и его мир , 353 в 355
- ^ Юджин Н. Борза, «Рассказ Клитарха и Диодора об Александре», PACA 11 (1968): 35 n. 47
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер М. Эллис, Птолемей Египетский , Рутледж, Лондон, 1994, с. 15.
- ^ Афиней: Деипнософисты , Книга 13, 576e .
- ^ Огден, Дэниел (1999). Полигамия, проститутки и смерть. Эллинистические династии . Лондон: Gerald Duckworth & Co. Ltd., с. 150. ИСБН 07156-29301 .
- ^ Афиней: Деипнософисты , Книга 13, 585d .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стенограмма отчета Клитарха о сожжении Персеполя. Архивировано 11 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- Комментарий к сожжению дворца в Персеполе, включая отрывки из Диодора и Плутарха.
- биография Кристофера Беннета
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.