Александровский пир (Гендель)

«Пир Александра» ( HWV 75) — ода на музыку Георга Фридриха Генделя на либретто Ньюбурга Гамильтона . Гамильтон адаптировал свое либретто из Джона Драйдена « оды Пир Александра, или Сила музыки» (1697), написанной в честь Дня святой Сесилии . Джеремайя Кларк (партитура которого сейчас утеряна) положил оригинальную оду на музыку.
Гендель сочинил музыку в январе 1736 года, а премьера произведения состоялась в театре Ковент-Гарден в Лондоне 19 февраля 1736 года. В первоначальном виде оно содержало три концерта: концерт си-бемоль мажор в 3-х частях для «Арфы, лютни». , Лирикорд и другие инструменты» HWV 294 для исполнения после речитатива «Тимофей», расположенного высоко в первой части; концерт гроссо до мажор в 4-х частях для гобоя, фагота и струнных, ныне известный как «Концерт на празднике Александра» HWV 318, исполняемый между частями I и II; и органный концерт HWV 289 соль минор и мажор в 4-х частях для камерного органа, гобоев, фагота и струнных, исполненный после хора. Пусть старый Тимофей уступит приз во второй части. Концерт для органа и концерт для арфы были опубликованы в 1738 году Джоном Уолшем как первый и последний из органных концертов Генделя Op.4 . Гендель переработал музыку для выступлений в 1739, 1742 и 1751 годах. Дональд Берроуз обсудил изменения Генделя в партитуре. [ 1 ] [ 2 ]
В произведении описан банкет, устроенный Александром Великим и его любовницей Таис в захваченном персидском городе Персеполе , во время которого музыкант Тимофей поет и играет на лире, вызывая у Александра различные настроения, пока он, наконец, не подстрекается в отместку сжечь город дотла. за своих погибших греческих солдат.
Произведение имело большой успех и побудило Генделя перейти от написания итальянских опер к английским хоровым произведениям. Солистами на премьере выступили сопрано Анна Мария Страда и Сесилия Янг , тенор Джон Бирд и бас по имени Эрард (имя неизвестно).
Структура работы
[ редактировать ]- Часть первая:
- Увертюра
- Речитатив (тенор): « Это было на царском пиру».
- Ария и припев (тенор): Счастливая, счастливая пара.
- Речитатив: Тимофей вознесен на высоту
- Речитатив (сопрано): Песня началась с Юпитера.
- Речитатив: Песня началась с Юпитера.
- Припев: Слушающая толпа
- Ария (сопрано): С восхищенными ушами
- Речитатив: Похвала Вакху.
- Ария и припев: Вакх всегда прекрасен и молод.
- Речитатив: успокаивает звук
- Речитатив: Он выбрал скорбную музу
- Ария (сопрано): Он спел Дария, великого и хорошего.
- Речитатив: С потупленным взглядом
- Припев: Вот Дарий великий и добрый
- Речитатив: Могучий мастер улыбнулся
- Ариозо (сопрано): Мягкая сладость в лидийских размерах.
- Ария (тенор): Война, пел он, — это труд и хлопоты.
- Припев: Многие разрывают небеса громкими аплодисментами.
- Ария (сопрано): Принц, не сумевший скрыть своей боли
- Припев: Многие разрывают небеса громкими аплодисментами.
- Часть вторая:
- Речитатив и припев: Теперь снова ударь в золотую лиру
- Ария (бас): Месть, Тимофей плачет
- Речитатив: Отдайте мести должное
- Ария (тенор): Принцы аплодируют с бешеной радостью.
- Ария и хор (сопрано): Таис лидировала
- Речитатив (тенор): Так давно
- Припев: Наконец пришла божественная Сесилия
- Речитатив (солисты + хор): Пусть старый Тимофей отдаст приз.
- Припев: Пусть старый Тимофей отдаст приз
- Органный концерт, Опус 4 Номер 1
- Припев: Твои голоса гармонируют
Записи
[ редактировать ]- «Пир Александра , или Сила музыки», HWV 75: Хонор Шеппард, сопрано; Макс Уортли, тенор; Морис Беван, бас; Концертный хор и оркестр «Ориана» под управлением Альфреда Деллера ; Запись 1964 г. (Аутентичные инструменты) - 2 пластинки Bach Guild BG-666—BG-667.
- «Пир Александра , или Сила музыки», HWV 75: Фелисити Палмер , сопрано; Энтони Рольф Джонсон , тенор; Стивен Робертс, бас; Стокгольмский хор Баха и Concentus Musicus Wien под управлением Николауса Харнонкура ; Записано в 1977 году (Аутентичные инструменты) — 2 LP Teldec 6.35440 [1978] — 2 компакт-диска Teldec 6 3984-26796-2 6 [2000]
- «Пир Александра , или Сила музыки»: Хелен Донат , сопрано-1; Салли Берджесс , сопрано-2; Роберт Тир , тенор; Томас Аллен , баритон; Хор Королевского колледжа Кембриджа и Английский камерный оркестр под управлением Филипа Леджера ; Записано в 1978 году (Современные инструменты) в часовне Королевского колледжа - 2 LP EMI 1C 157 03 404/5 [1979] - 2 компакт-диска Virgin Classics (как часть бокс-сета из 5 компакт-дисков :) Virgin Classics 5 62118 2 [2003])
- «Пир Александра» : Донна Браун, сопрано; Кэролайн Уоткинсон, контральто; Эшли Стаффорд, контртенор; Найджел Робсон, тенор; Стивен Варко , бас; Хор Монтеверди и солисты английского барокко под управлением Джона Элиота Гардинера ; Записано вживую в 1987 году (Authentic Instruments) в Stadthalle Göttingen - 2 компакт-диска Philips 422 053-2 [1988], Philips 00289 475 777–4 [2006]
- «Пир Александра» : Нэнси Арджента , сопрано; Ян Партридж , тенор; Майкл Джордж, бас; «Шестнадцать » под управлением Гарри Кристоферса ; Записано в 1990 году (Аутентичные инструменты) - 2 компакт-диска Collins Classics 70 162 [1991], Musical Society Heritage 525259X [1998], Coro COR16028 [2004]
Александровский пир сегодня: выступления и записи
[ редактировать ]Ария сопрано , которую он спел, «Война — это труд и неприятности», была показана в фильме Альфонсо Куарона «Дети человеческие» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берроуз, Дональд (1983). «Гендель и «Александров пир» ». Музыка и письма . 64 (3/4): 206–211. дои : 10,1093/мл/64,3-4,206 . JSTOR 735576 .
- ^ Берроуз, Дональд (1982). «Композиция и первое исполнение оперы Генделя « Александровский пир ». Музыкальные времена . 123 (1670): 252–255. дои : 10.2307/962573 . JSTOR 962573 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Праздник Александра, HWV 75 (Гендель, Георг Фридрих) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полнотекстовое либретто предоставлено Стэнфордским университетом .
- Партитура « Пира Александра» (изд. Фридриха Хрисандра , Лейпциг, 1861 г.)
- Генделя «Пир Александра» в адаптации В. А. Моцарта, К. 591, изд. Андреас Хольшнайдер : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition.