Роделинда (опера)

Роделинда, Регина де Лонгобарди ( HWV 19) — серия опер в трёх действиях, написанная для первой Королевской музыкальной академии Георгом Фридрихом Генделем . [ 1 ] Либретто основано Николы Франческо Хайма на более раннем либретто Антонио Сальви . «Роделинда» долгое время считалась одним из величайших произведений Генделя. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Впервые «Роделинда» была исполнена в Королевском театре на Хеймаркет в Лондоне 13 февраля 1725 года. В постановке участвовали те же певцы, что и «Тамерлан» . Было 14 выступлений; оно было повторено 18 декабря 1725 года и снова 4 мая 1731 года, всего еще 16 представлений, каждое возрождение включало изменения и свежий материал. [ 3 ] В 1735 и 1736 годах он также был исполнен, с лишь скромным успехом, в Гамбурге в Опере на Генземаркте . Первая современная постановка - в сильно измененной форме - состоялась в Геттингене 26 июня 1920 года, где это была первая из серии современных возрождений оперы Генделя, поставленных энтузиастом Генделя Оскаром Хагеном . [ 3 ] Опера достигла США в 1931 году и была возрождена в Лондоне в 1939 году. [ 4 ] Еще одно заметное лондонское возрождение Оперного общества Генделя на английском языке с использованием вырезанного текста, включая Джоан Сазерленд и Джанет Бейкер в актерском составе, под управлением Чарльза Фарнкомба , было исполнено в июне 1959 года. [ 4 ] С возрождением интереса к музыке барокко и исторически обоснованному музыкальному исполнению с 1960-х годов «Роделинда» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. [ 5 ] Среди других спектаклей «Роделинда» была поставлена на Глайндборнском фестивале в Великобритании в 1998 году. [ 6 ] Метрополитен -опера в Нью-Йорке в 2004 году. [ 7 ] и Английской национальной оперой в 2014 году. [ 8 ] Постановку ЕНО возобновили в Большом театре в 2015 году. [ 9 ] Гран- Театр дель Лисеу в Барселоне представил оперу в марте 2019 года с Лизеттой Оропеса и Бежуном Мехтой в главных ролях. [ 10 ] Люси Кроу и Беджуном В январе 2020 года Голландская национальная опера поставила спектакль «Роделинда» с Мехтой в главных ролях. [ 11 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль [ 3 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 13 февраля 1725 г. |
---|---|---|
Роделинда, королева Ломбардии | сопрано | Франческа Куццони |
Бертаридо, узурпированный король Ломбардии | высокий кастрированный | Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ». |
Гримоальдо, герцог Беневенто, узурпатор Бертарида | тенор | Франческо Борозини |
Эдуидже, сестра Бертаридо, обрученная с Гримоальдо. | контральто | Анна Винченца Дотти |
Унульфо, друг и советник Бертаридо | высокий кастрированный | Андреа Пачини |
Гарибальдо, советник Гримоальдо, герцог Туринский. | бас | Джузеппе Мария Боски |
Флавио, сын Роделинды | тихий |
Краткое содержание
[ редактировать ]Аргумент
[ редактировать ]Перед открытием оперы Гримоальдо победил в битве Бертарида, короля Ломбардии, и узурпировал трон Милана. Бертаридо бежал, оставив свою жену Роделинду и сына Флавио пленниками узурпатора. Не сумев заручиться поддержкой для возвращения своей короны, Бертаридо заставил сообщить, что он умер в изгнании, - уловку, которую нужно было использовать в попытке спасти свою жену и сына.
Акт 1
[ редактировать ]апартаменты Роделинды
[ редактировать ]
Одна во дворце, Роделинда оплакивает потерю своего мужа Бертаридо. Входит узурпатор Гримоальдо, заявляющий о давно скрытой страсти к ней. Он предлагает ей выйти замуж и вернуть ей трон, который по праву принадлежит ей. Она гневно отвергает его (Ария: «L'empio rigor del fato»). Эдуиге прибывает в поисках Гримоальдо. Гримоальдо, ранее был обручен с сестрой Бертаридо Эдуидже, теперь отвергает ее. После ухода Гримоальдо коварный Гарибальдо, его советник, признается в любви к Эдуидже. Она обещает вернуть его любовь, как только отомстит Гримоальдо (Ария: «Lo Farò, diro: Spietato»). В одиночестве Гарибальдо показывает, что его любовь к Эдуидже притворна и является частью плана по завоеванию трона для себя (Ария: «Di cupido impiego i vanni»).
Кипарисовая роща
[ редактировать ]Бертаридо, спрятавшись неподалеку, читает надпись на собственном мемориале и тоскует по любимой жене Роделинде (Ария: «Dove sei, amato bene?»). Вместе со своим другом и советником Унульфо он тайно наблюдает, как плачущая Роделинда и ее сын Флавио возлагают цветы к его мемориалу. Гарибальдо выдвигает Роделинде ультиматум: либо она согласится выйти замуж за Гримоальдо, либо ее сын будет казнен. Роделинда соглашается, но также клянется потребовать смерти Гарибальдо, когда она вернется на трон. Бертаридо, все еще наблюдающий, ошеломлен и воспринимает решение Роделинды как предательство.
Акт 2
[ редактировать ]Отличный зал
[ редактировать ]Гарибальдо насмехается над Эдуидже, говоря ей, что она упустила свой шанс стать королевой. Эдуиге сатирически поздравляет Роделинду, отмечая ее внезапное решение предать память мужа и выйти замуж за его узурпатора. Эдуиге клянется отомстить Гримоальду. Эдуиге уходит, и входит Гримоальдо. Роделинда излагает свои условия женитьбы на Гримоальдо: он должен на ее глазах убить Флавио собственными руками. Гримоальдо в ужасе отказывается. После ухода Роделинды Гарибальдо призывает Гримоальдо совершить убийство, но тот снова отказывается. Он говорит, что мужество и решимость Роделинды заставили его полюбить ее еще больше, хотя теперь он потерял надежду завоевать ее. Когда два советника остаются одни, Унульфо спрашивает Гарибальдо, как он мог дать королю такой совет, и Гарибальдо излагает свой тиранический взгляд на использование власти (Ария: «Tirannia gliel diee il regno»).
Восхитительная перспектива
[ редактировать ]Бертаридо переодетый приближается к территории дворца; его сестра Эдуиге узнает его голос. Унульфо сообщает о верности Роделинды, и Эдуиге соглашается помочь Бертаридо спасти его жену и сына. Унульфо обещает передать Роделинде сообщение о том, что ее муж все еще жив. Бертаридо радуется.
Галерея в квартире Роделинды
[ редактировать ]Роделинда и Бертаридо тайно встречаются, и их обнаруживает в объятиях Гримоальдо, который не узнает своего мужа. Гримоальдо возмущен, полагая, что Роделинда завела любовника. Чтобы спасти ее честь, Бертаридо раскрывает свою личность, но Гримоальдо клянется все равно убить его, кем бы он ни был. Супруги прощаются в последний раз (Дуэт: «Io t'abbraccio»).
Акт 3
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]
Унульфо и Эдуидже планируют освободить Бертаридо из тюрьмы: они пронесут ему меч и ключ от тайного прохода. Гарибальдо советует Гримоальду казнить неизвестного человека, Бертаридо или нет. Гримоальдо терзают ревность, страсть и страх.
Очень темная тюрьма
[ редактировать ]Томясь в тюрьме, Бертаридо получает меч, ключ и письменную записку. Когда Унульфо приходит, чтобы освободить его, Бертаридо принимает посетителя в темноте за палача и ранит его мечом. Унульфо не обращает внимания на травму, и они оба уходят. Эдуиге ведет Роделинду в камеру. Обнаружив его пустым и увидев кровь на полу, они опасаются, что Бертаридо мертв.
Королевский сад
[ редактировать ]Гримоальдо терзает раскаяние, и он бежит в дворцовый сад, надеясь найти спокойное место, где он сможет найти утешение во сне (Ария: «Pastorello d'un povero Armento»). Гарибальдо, обнаружив его незащищенным, решает убить его. Появляется Бертаридо и убивает предполагаемого убийцу, но щадит Гримоальдо (Ария: «Виви, тиранно!»). Гримоальдо отказывается от своих претензий на миланский трон и снова присягает Эдуидже. Он предлагает трон обратно Бертаридо, который принимает его, как только убеждается, что его жена и сын будут возвращены ему. Всеобщее ликование.
Источники
[ редактировать ]оперы Либретто написано Никола Франческо Хаймом и основано на более раннем либретто Антонио Сальви , поставленном Джакомо Антонио Перти в 1710 году. Либретто Сальви было заимствовано из Пьера Корнеля трагедии «Пертарит, король лангобардов» (1652), которая занимался историей Перктарита , короля лангобардов . Исходным источником этой истории, как и в случае с «Флавио » Генделя , является произведение Павла Диакона восьмого века «Gesta Langobardorum» . [ 12 ] В опере «Пертарит» становится «Бертаридом».
Контекст и анализ
[ редактировать ]
Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с современной Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 13 ] [ 14 ]
В течение года, 1724–1725, Гендель написал подряд три великие оперы для Королевской музыкальной академии, в каждой из которых играли Сенезино и Франческа Куццони, а в двух других - Джулио Чезаре и Тамерлано . [ 15 ]
Гораций Уолпол писал о Куццони в «Роделинде» :
Она была невысокого роста и коренастая, с рыхлым лицом, но с прекрасным цветом лица; не была хорошей актрисой; плохо одет; и было глупо и фантастично. И все же, когда она появилась в этой опере в коричневом шелковом платье, отороченном серебром, вульгарностью и неприличностью которого сильно возмущались все старые дамы, молодежь приняла это как моду, причем настолько повсеместно, что оно показалось национальной униформой. для молодости и красоты. [ 15 ]
По мнению музыковеда XVIII века Чарльза Бёрни , «Роделинда » «содержит такое количество превосходных и приятных мелодий, что дает ей право на одно из первых мест среди драматических постановок Генделя». Бёрни особенно отмечает арию Бертаридо в первом акте «Dove sei, amato bene», называя ее «одной из лучших патетических мелодий, которые можно найти во всех его произведениях... Эта ария становится впечатляющей благодаря новой и любопытной модуляции, а также общим составом мелодии». [ 16 ] Эту арию также иногда поют как сольное произведение на английском языке на несвязанный текст: «Ты обеспокоен?» – У. Г. Ротери, написанное в 1910 году. [ 17 ] [ 18 ]
Опера написана для двух блокфлейт, флейты, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]Аудиозаписи
[ редактировать ]Год | Бросать: Роделинда, Бертаридо, Гримоальдо, Эдуидже, Унульфо, Гарибальдо |
Дирижер, оркестр |
Этикетка [ 19 ] [ 20 ] |
---|---|---|---|
1959, живу в Лондоне. | Джоан Сазерленд , Маргарет Элкинс , Альфред Халлетт, Джанет Бейкер , Патрисия Керн , Раймунд Херинкс |
Чарльз Фарнкомб , Филомузыкальный оркестр |
Компакт-диск: Андромеда Кот:ANDRCD9075 |
1964, студийная запись. | Тереза Стич-Рэндалл , Морин Форрестер , Александр Янг, Хильде Россель-Майдан , Хелен Уоттс , Джон Бойден |
Брайан Пристман , Оркестр Венского радио |
Компакт-диск: Вестминстерское наследие Кот:DG 4792343 |
1985 г., 25-30 апреля и 3-4 мая, студийная запись в церкви Св. Варнавы, Норт-Финчли, Лондон |
Джоан Сазерленд , Алисия Нафе , Кертис Райам, Изобель Бьюкенен , Угетт Туранжо , Сэмюэл Рэми |
Ричард Бониндж Валлийской национальной оперы Оркестр |
Компакт-диск: Decca (первоначально); позже австралийское красноречие Кот: ELQ4806105 |
1990, 3-4 июня, концерт во Франкфурте. | Барбара Шлик , Дэвид Кордье , Кристоф Прегардьен , Клаудия Шуберт , Кай Вессель , Готтольд Шварц |
Майкл Шнайдер Франкфуртский сезон |
Компакт-диск: Немецкая Harmonia Mundi Кот: 05472-77182-2 |
1996 | Софи Дейнман , Дэниел Тейлор , Адриан Томпсон, Кэтрин Роббин, Робин Блейз , Кристофер Первс |
Николас Кремер Игроки в стиле реглан в стиле барокко |
Компакт-диск: Virgin Classics Veritas Кот: 45277 |
2004, студийная запись | Симона Кермес , Марияна Миянович, Стив Дэвис , Соня Прина , Мари-Николь Лемье , Вито Прианте |
Алан Кертис Барочный комплекс |
Компакт-диск: архив Генерального директора. Кот: 4775391 |
2013, концерт в Мартина Франка. | Соня Ганасси , Франко Фаджиоли , Паоло Фанале, Марина Де Лисо, Антонио Джованнини, Гезим Мышкета |
Диего Фасолис Международный оркестр Италии |
Компакт-диск: Динамический Кот:CDS7724 |
2021, 16-21 сентября, студийная запись. в церкви Иоанна Богослова, Смит-сквер, Лондон |
Люси Кроу , Истин Дэвис , Джошуа Элликотт, Брэндон Седел, Джесс Денди, Тим Мид |
Гарри Бикет Английский концерт |
Компакт-диск: Линн Рекордс Кот: CKD658 |
Видеозаписи
[ редактировать ]Год | Бросать: Роделинда, Бертаридо, Гримоальдо, Эдуидже, Унульфо, Гарибальдо |
Дирижер, оркестр |
Режиссер-постановщик | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1998, Глайндборн | Анна Катерина Антоначчи , Андреас Шолль , Курт Стрейт , Луиза Винтер, Артур Стефанович. Умберто Кьюммо |
Уильям Кристи Оркестр эпохи Просвещения |
Жан-Мари Виллежер | DVD: Классика Уорнера Кот: 3984230242 |
2003, Мюнхен | Доротея Рёшманн , Майкл Ченс , Пол Нилон, Фелисити Палмер , Кристофер Робсон, Умберто Кьюммо |
Айвор Болтон Баварской государственной оперы Оркестр |
Дэвид Олден | DVD: Фарао Кот:D108060 |
2011, 3 декабря, Нью-Йорк | Рене Флеминг , Андреас Шолль , Джозеф Кайзер , Стефани Блайт , Истин Дэвис , Шэньян |
Гарри Бикет Метрополитен-опера Оркестр |
Стивен Уодсворт | DVD: Декка Кот: 0743469 |
2018, октябрь 11, Маленький | Жанин де Бике Тим Мид , Бенджамин Хьюлетт, Эйвери Амеро, Якуб Юзеф Орлинский , Андреа Мастрони |
Эммануэль Хаим , Концерт Астре |
Жан Беллорини | DVD: Эрато Отчеты Кот: 9029541988 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Дин и Кнапп 1995 , стр. 572.
- ^ Томмазини, Энтони (4 декабря 2004 г.). «Гендель открывает большой дом в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2017 г.
«Роделинда», впервые исполненная в 1725 году, долгое время считалась одним из величайших произведений Генделя, и это справедливо.
- ^ Jump up to: а б с «Сочинения Г. Ф. Генделя» . GF Handel.org . Гендельский институт . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Сэди, Стэнли (2009). Гроув Книга опер . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195387117 .
- ^ «Гендель: Биографическое введение» . GF Handel.org . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Эшли, Тим (15 июня 2004 г.). «Роделинда» . Хранитель . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ «GP в Метрополитене: Роделинда» . PBS.org . ПБС. 3 апреля 2012 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Мэддокс, Фиона. «Обзор Роделинды – столь же сдержанный, сколь и чрезмерный» . Наблюдатель . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Большой театр (13 декабря 2015 г.). Пресс-релиз: «Живая история» . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ «РОДЕЛИНДА | Лицеу Опера Барселона» . www.liceubarcelona.cat . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Роделинда | Национальная опера» . www.operaballet.nl . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Дин и Кнапп 1995 , стр. 574.
- ^ Дин и Кнапп 1995 , стр. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б «Роделинда» . Handelhendrix.org . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Чарльз Берни : Всеобщая история музыки: от древнейших веков до наших дней. Том. 4. Лондон, 1789 г., перепечатка: Cambridge University Press, 2010 г., ISBN 978-1-1080-1642-1 , стр. 301.
- ^ «Ты обеспокоен? Музыка успокоит тебя (Анонимно, постановка Георга Фридриха Генделя) (Архив LiederNet: тексты и переводы песен, мелодий, канцони и другой классической вокальной музыки)» . www.lieder.net . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ «Ты обеспокоен? (Dove sei?)» , описание и ноты, Boosey & Hawkes
- ^ «Записи Роделинды» . Operadis.org.uk . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ «Записи Роделинды» . Prestoclassical.co.uk . Проверено 16 октября 2021 г.
Источники
- Дин, Уинтон ; Кнапп, Джон Меррилл (1995). «Роделинда». Оперы Генделя 1704–1726 (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета . стр. 572–603. ISBN 0198164416 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хикс, Энтони, « Роделинда », Оперный словарь Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итальянское либретто
- Роделинда : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Партитура Роделинды (изд. Фридриха Хрисандра , Лейпциг, 1876 г.)
- Con rauco mormorio , ария Бертаридо из второго акта на YouTube в исполнении Беджуна Мехты
- Io t'abbraccio , дуэт Роделинды и Бертаридо из акта III на YouTube в исполнении Магдалены Кожены и Дэвида Дэниэлса