Соломон (Гендель)

Соломон , HWV 67 — оратория Георга Фридриха Генделя . Анонимное либретто , которое в настоящее время считается написанным английским еврейским поэтом и драматургом Мозесом Мендесом (ум. 1758). [1] — основано на библейских рассказах о мудром царе Соломоне из Первой книги Царств и Второй книги Паралипоменон , с дополнительным материалом из «Иудейских древностей» античного историка Иосифа Флавия . Музыка была написана в период с 5 мая по 13 июня 1748 года , а первое исполнение состоялось 17 марта 1749 года с Катериной Галли в главной роли в театре Ковент-Гарден в Лондоне, где было еще два исполнения. Гендель возобновил эту работу в 1759 году. [2]
Оратория содержит короткий и живой инструментальный отрывок для двух гобоев и струнных в третьем акте, известный как «Прибытие царицы Савской», который стал известен вне контекста всего произведения и был представлен на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне. Церемония открытия : Джеймс Бонд ( Дэниел Крейг ) отправляется на встречу с королевой в Букингемский дворец . [3]
Фон
[ редактировать ]
Уроженец Германии Гендель проживал в Лондоне с 1712 года и пользовался там большим успехом как композитор итальянских опер. Его возможности полагать английские тексты на музыку поначалу были более ограниченными; с 1717 по 1719 год он проработал композитором в резиденции богатого герцога Чандоса , где написал церковные гимны и два сценических произведения: «Ацис», «Галатея» и «Эстер» ; и сочинял вокальную музыку на английские слова для различных королевских торжеств, в том числе набор гимнов коронации короля Георга II в 1727 году, которые оказали огромное влияние. [4] 1718 года В 1731 году спектакль «Эстер» , произведения на английском языке, основанного на библейской драме Жана Расина , был поставлен в Лондоне без участия Генделя и оказался популярным, поэтому Гендель пересмотрел произведение и запланировал его исполнение в театр, где ставились его итальянские оперы.
Однако лондонский епископ не позволил разыграть на сцене драму, основанную на библейском сюжете, и поэтому Гендель представил Эстер в концертной форме, положив начало английской оратории. [5] : 212 Успех его ораторий на английском языке был настолько велик, что в конце концов Гендель отказался от итальянской оперы (его последней оперой была « Деидамия» в 1741 году) и создал ряд шедевров ораторий на английском языке. [6]
Opera seria , форма итальянской оперы, которую Гендель сочинил для Лондона, в основном фокусировалась на сольных ариях и речитативах звездных певцов и содержала очень мало другого; в них не было отдельных припевов. Благодаря английским ораториям Гендель получил возможность смешивать оперные арии на английском языке для солистов с большими припевами того типа, который он использовал в гимнах коронации. Оратории нашли более широкую аудиторию среди большего числа социальных слоев, чем аристократическая публика, которая спонсировала итальянские оперы Генделя и наслаждалась ими. [7] Соломон был широко признан комментаторами того времени как восхваление грузинской Англии , где справедливый и мудрый царь Соломон представлял короля Георга II, а могучее, процветающее королевство Израиль отражало столь же счастливое состояние Англии во время премьеры произведения. , по мнению его создателей. [8] Однако комментатор 21-го века отметил, что «Соломон» не имел большого коммерческого успеха у лондонской публики того времени, возможно, из-за сложности и двусмысленности изображения главного героя, царя Соломона. [7]
Драма человека
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава 17 марта 1749 г. |
---|---|---|
Соломон | высокий | Катерина Галли |
Царица Соломона | сопрано | Джулия Фрази |
Никауле, царица Савская | сопрано | Джулия Фрази |
Первая блудница | сопрано | Джулия Фрази |
Вторая блудница | меццо-сопрано | Сибилла Гронаманн (г-жа Пинто) |
Садок , Первосвященник [9] | тенор | Томас Лоу |
Левит | бас | Генри Теодор Рейнхольд |
Дежурный | тенор | |
Хор священников, хор израильтян [2] |
Краткое содержание
[ редактировать ]
Акт 1
[ редактировать ]Работа начинается с того, что Соломон и его народ празднуют освящение Храма, который он построил в Иерусалиме . Соломон радуется своему семейному счастью с единственной женой (в отличие от библейского Соломона, у которого, как утверждается, было сотни жен и наложниц ), [10] и обещает построить для своей королевы дворец. [5] Они выражают свою любовь друг к другу и ложатся спать, пока ветерок с ароматом цветов и песни соловьев убаюкивают их. [11]
Акт 2
[ редактировать ]Мудрость Соломона представлена в знаменитой библейской истории о двух блудницах , каждая из которых провозгласила одного ребенка своим. Соломон предлагает решить дело, разделив младенца пополам своим мечом, но настоящая мать отвергает это решение и предлагает передать ребенка другой женщине, как Соломон знал, что сделает истинный родитель. [10] Первая Блудница и хор восхваляют решение Соломона. [11]
Акт 3
[ редактировать ]В третьем акте мы видим государственный визит царицы Савской в царство Соломона. Король и его люди развлекают ее музыкальной маской из великолепных хоров, изображающих по очереди «баюкающие» звуки нежной музыки, стремление к военной славе, отчаяние несчастного любовника и бурю, сменяющуюся затишьем. [5] [11] Все прославляют Израиль мудрого правителя Соломона как золотой век мира, счастья и процветания. [10]
Список музыкальных номеров
[ редактировать ]Третий акт начинается с очень знаменитой симфонии, известной как «Прибытие царицы Савской».(Примечание: «Симфония» в этом контексте означает чисто инструментальное произведение. «Accompagnato» - это речитатив в сопровождении оркестра, а не только инструментов континуо , как в отрывках, помеченных как «речитатив».)
|
|
|
Музыкальные особенности
[ редактировать ]Соломон богато оркестрован по меркам своего времени: он требует оркестра из флейт, гобоев, фаготов, валторн, труб, литавр, струнных и инструментов бассо континуо . Многие из величественных и разнообразных припевов состоят из восьми частей («двойной припев») вместо более обычных четырех частей. [8] Последний номер первого акта - это припев «Не позволяй вторжению опрометчиво», обычно называемый «Соловьиным хором», с флейтами, имитирующими пение птиц, с нежным шуршащим эффектом, создаваемым струнами, разделенными на множество различных частей. [8] Третий акт начинается с очень знаменитой симфонии, известной как «Прибытие царицы Савской», яркого и веселого оркестрового произведения с участием гобоев, которое часто использовалось вне контекста ораторий в качестве процессионного произведения. [3] Считается, что сэр Томас Бичем дал этой симфонии название «Прибытие царицы Савской». [ нужна ссылка ] , возможно, в 1933 году, когда он сделал ее запись, или, возможно, в 1955 году, когда он записал ораторию в сокращенной и переоркестрированной форме.
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать | Дирижер, хор и/или оркестр | Этикетка |
---|---|---|---|
1955 Цифровой ремастер 2005 года | Джон Кэмерон Элси Морисон Александр Янг Лоис Маршалл | сэр Томас Бичем Хоровое общество Бичема Королевский филармонический оркестр | EMI 2 компакт-диска 5 86516 2 |
1967 | Сарамаэ Эндич Патрисия Брукс Александр Янг Джон Ширли-Куирк | Стивен Саймон Венский молодежный хор Венский оркестр народной оперы | Отчеты RCA Red Seal , 1 968 3 LP LP LSC 6187 |
июнь 1984 г., Сент-Джонс, Смит-сквер, Лондон, после выступлений в Геттингене, Германия; неполный | Кэролин Уоткинсон Нэнси Арджента Барбара Хендрикс Джоан Роджерс Джонс Энтони Рольф Джонсон Стивен Варко | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Цифровая запись Philips 3 ЛП 289-412612-1 2 компакт-диска 289-412612-2 3 МЦ 289-412612-4 |
Июль и август 1998 г., Церковь Всех Святых, Тутинг, Лондон | Андреас Шолль Ингер Дам-Йенсен Сьюзан Гриттон Пол Эгнью | Пол МакКриш , дирижер Габриэли Консорт | Компакт-диск: Архивная продукция Кот: 4596882 |
2003 | Майкл Ченс Нэнси Арджента Лори Ревиоль Джулиан Поджер Штеффен Бальбах | Юрген Баддай Камерный хор Маульбронна Ганноверская придворная часовня | К&К Верлагсанштальт , 2004 г. 2 компакт-диска КуК 73 / ISBN 3-930643-73-1 |
2006 | Марк Пэдмор Сара Коннолли Сьюзан Гриттон Кэролин Сэмпсон | Дэниел Ройсс Академия старинной музыки в Берлине | Компакт-диск: Гармония Мунди Кот:HMC 901949.50 |
2006 | Ева Волак Элизабет Шолль Никола Вемисс Кнут Шох | Иоахим Карлос Мартини Франкфуртский барочный оркестр Молодой хор | Компакт-диск: Наксос Кот: 8.557574-75 |
2007 | Тим Мид Доминик Лабелль Кларон Макфадден Родерик Уильямс | Николас МакГиган Хор Винчестерского собора Геттингенский фестивальный оркестр | Компакт-диск: Карус Кот:CARUS83242 |
2022 | Ана Мария Лабин Гвендолин Блондель Кристофер Лоури | Леонардо Гарсиа Аларкон Миллениум Оркестр Намюрский камерный хор | Компакт-диск: Ричеркар Кот:RIC449 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эндрю Пинк. «Соломон, Сусанна и Моисей: поиск анонимного либреттиста Генделя». Музыка восемнадцатого века . Том 12 / Выпуск 02 (сентябрь 2015 г.), стр. 211–222. ; по состоянию на 6 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Сочинения Г. Ф. Генделя» . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 24 сентября 2013 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Шварм, Бетси. «Прибытие царицы Савской» . Britannica.com . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Кемп, Линдси. «Программные заметки для Саула» (PDF) . Би-би-си . Проверено 28 сентября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Берроуз, Дональд (2012). Гендель (Серия «Мастера-музыканты») . Издательство Оксфордского университета, США; 2 издание. ISBN 978-0-19-973736-9 .
- ^ Хикс, Энтони (2013), «Гендель, Джордж Фридрих», Grove Music Online , Oxford University Press (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Мартини, Иоахим К. «Примечания к программе «Соломон» HWV 67» . www.naxos.com . Наксос Рекордс. Архивировано из оригинала 31 мая 2016 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Ланг, Пол Генри (2011). Георг Фридрих Гендель (переиздание). Дуврские книги о музыке. ISBN 978-0-486-29227-4 .
- ^ Садок Священник , HWV 258, также является названием одного из четырех коронационных гимнов, написанных Генделем для коронации Георга II Великобритании, но, кроме названия, произведение не связано с ораторией Соломона .
- ^ Jump up to: а б с Вудстра, Крис (1 сентября 2005 г.). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке (Все музыкальные путеводители) . Книги о бэкбите. ISBN 0879308656 .
- ^ Jump up to: а б с Кнапп, Дж. Меррилл. «Программные материалы к «Соломону» » . Опера сегодня . Проверено 28 апреля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Либретто Стэнфордского университета
- Соломон : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Партитура , Немецкое Гендельское общество, 1867 г.