Jump to content

Тамерлан

Титульный лист либретто

Тамерлан ( Tamerlane , HWV 18) — оперный сериал в трёх действиях Георга Фридриха Генделя . [ 1 ] Итальянское либретто было написано Никола Франческо Хаймом Агостино Пьовене и адаптировано из «Тамерлана» вместе с другим либретто, озаглавленным «Баязет» , по мотивам «Тамерлана» Николя Прадона или «Смерти Баязета» . Опера была поставлена ​​Королевской музыкальной академией в Королевском театре на Хеймаркет в Лондоне .

История и контекст

[ редактировать ]
Георг Фридрих Гендель

Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 2 ] [ 3 ]

Считающееся одним из главных произведений Генделя, он написал его за 20 дней в июле 1724 года, в год, когда им были написаны еще две великие оперы: «Джулио Чезаре» и «Роделинда» . Ева Мейер отметила, что партия Баязета была одной из первых крупных теноровых ролей в опере, а также прокомментировала место оперы в контексте современной моды на турецкую культуру ( turquerie ). [ 4 ]

Опера написана для двух блокфлейт, двух флейт, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и инструментов континуо (виолончели, лютни, клавесина).

Музыковед XVIII века Чарльз Бёрни писал о Тамерлане : «Увертюра хорошо известна и сохраняет свою популярность среди самых ярких и приятных инструментальных произведений Генделя. Многие оперы Генделя предлагают, возможно, больше образцов его огня и учености, но ни одно из них не является более приятным. мелодии и приятные эффекты». [ 5 ]

Пол Генри Лэнг писал в 1966 году: «Здесь главная роль Баязета отдана тенору… Это первая великая роль тенора в опере. Генделю вполне удалось изобразить Баязета». [ 6 ]

История выступлений

[ редактировать ]
Королевский театр в Лондоне, где Тамерлан. впервые был исполнен

Впервые «Тамерлан» был исполнен в Королевском театре в Лондоне 31 октября 1724 года, примерно во время ежегодного представления Николаса Роу пьесы «Тамерлан» (4–5 ноября). Было проведено 12 представлений, и оно было повторено 13 ноября 1731 года. Затем опера была поставлена ​​в Гамбурге с речитативом на немецком языке и ариями на итальянском языке. [ 7 ] Первая современная постановка состоялась в Карлсруэ 7 сентября 1924 года. Среди последних постановок она появилась в репертуаре Вашингтонской национальной оперы в 2008 году. [ 8 ] и Оперы Лос-Анджелеса в ноябре 2009 года; [ 9 ] В обеих постановках участвовал тенор Пласидо Доминго, который также выступал в роли Бахазета в постановке Королевского театра в Мадриде в 2008 году. [ 10 ]

Роли, типы голоса и премьерный состав
Роль [ 11 ] Тип голоса Премьера состава, 31 октября 1724 г.
Тамерлан , император татар высокий кастрированный Андреа Пачини
Баязет , султан тюрков тенор Франческо Борозини
Астерия, дочь Баязета сопрано Франческа Куццони
Андроник, греческий принц высокий кастрированный Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ».
Ирина, принцесса Трапезундская , обрученная с Тамерланом. контральто Анна Винченца Дотти
Лев, друг Андроника и Тамерлана бас Джузеппе Мария Боски

Краткое содержание

[ редактировать ]
Любит: Пруссия
Время: 1402 год.
Карикатура на Франческо Борозини, исполнившего роль Баязета

Побежденного османского императора Баязета в цепях приводят ко двору Тамерлана . Тамерлан приказал Андронико снять цепи, но Баязет скептически относится к этому действию. Баязет добавляет, что единственная причина, по которой он не совершает самоубийства, - это любовь к дочери Астерии. (Ария: «Forte elieto a morte andrei»). Прибывает Тамерлан и приказывает Андронико попытаться получить согласие Баязета и Астерии на то, чтобы Астерия вышла замуж за Тамерлана, с наградой для Андронико на греческом престоле, браком с Ириной и свободой для Баязета. Андронико обеспокоен, поскольку он привел свою возлюбленную Астерию, чтобы попытаться смягчить Тамерлана, только для того, чтобы увидеть, как Тамерлан влюбляется в нее. (Ария: «Белла Астерия»). Тамерлан рассказывает Астерии о своих намерениях и предложении Андронико, что злит ее на кажущееся предательство Андронико.

Баязет отклоняет предложение Тамерлана и, кроме того, злится на кажущуюся кротость своей дочери по отношению к требованиям Тамерлана. (Ария: «Ciel e terra Armi di sdegno»). Однако, оказавшись одна, Астерия говорит, что, несмотря на очевидное предательство Андронико, ее чувства к нему не изменились. (Ария: «Deh, lasciatemi».) Приходит Ирен и узнает, что она больше не выйдет замуж за Тамерлана, а выйдет замуж за Андронико. Андронико говорит Ирен, что она все еще может изменить результат, если притворится своим собственным посланником и не согласится с Тамерланом. Она соглашается на этот план, в то время как он оплакивает свою нынешнюю скомпрометированную ситуацию.

Тамерлан и Баязет

Тамерлан сообщает Андронико о принятии Астерией его предложения руки и сердца и о том, что две запланированные свадьбы Тамерлана с Астерией и Андронико с Ирен состоятся в ближайшее время. Тамерлан и Астерия поют противоположные арии, отражающие ситуацию. Астерия делает вид, что сообщает Андронико, что собирается выйти замуж за Тамерлана, но по недоразумению Андронико удручается этой мыслью. Тем временем Леоне приводит замаскированную Ирен к Тамерлано, где она защищает дело Ирен. (Ария: «Par che mi nasca».) Тамерлан спокойно слушает ее. Когда Ирен и Астерия остаются наедине, Астерия проявляет симпатию к Ирен и говорит о своих чувствах. Ирен находит надежду в этом откровении, в то время как Леоне «комментирует только непреодолимую силу любви во благо или во зло». [ 12 ]

Баязет возмущен предстоящим браком своей дочери с Тамерланом и клянется остановить это, в то время как Андронико в ярости и решает отомстить Тамерлану, прежде чем он покончит с собой. Тем временем Астерия тайно готовится убить Тамерлана. Однако Баязету удается отложить свадьбу, а также он избегает унижения Тамерлана, когда его останавливают. Астерия приближается к помосту, но отец останавливает ее. Затем она достает кинжал, говоря, что это был бы ее подарок Тамерлану. После трио Тамерлано, Баязета и Астерии Тамерлан приказывает убить Баязета и Астерию. Однако Астерия возражает, что она никогда не изменяла, и получает согласие от Баязета, Андронико и Ирен, что дает ей некоторое чувство счастья. Ей также грустно, что ее планы убийства провалились и что она потеряла шанс на счастье.

Франческа Куццони (1696–1778), исполнившая роль Астерии.

Астерия и Баязет решают покончить с собой скрытым ядом. В одиночестве Астерия размышляет о своей приближающейся смерти. Тамерлан делает последнюю попытку завоевать Астерию и говорит, что даже простит ее отца. Однако Андронико и Астерия признаются друг другу в любви, что приводит Тамерлана в ярость и заставляет его поклясться в собственной мести. Баязет пытается черпать вдохновение в их действиях, в то время как пара может найти счастье только в том, чтобы вместе противостоять всему, что может произойти из-за признания в их взаимной любви.

Тем временем Ирен клянется Тамерлано в любви, если он ответит ей своей любовью, в то время как Леоне надеется, что в конечном итоге любовь победит месть. Тамерлан готовится унизить своих врагов и начинает с того, что приводит к себе Баязета, а затем Астерию. Андронико умоляет Тамерлана о пощаде. Тамерлан не слушает и приказывает Астерии стать его служанкой и сначала подать ему вино. Астерия подсыпает в чашу яд, полученный от отца. Затем Ирен раскрывает свою истинную личность Тамерлану и ситуацию с отравленной чашей. Затем Тамерлан приказывает Астерии решить, кому первым отдать чашу, ее отцу или Андронико, прежде чем она сможет принести ее ему. Астерия собирается сама выпить из чашки, когда Андронико выбивает чашу из ее рук, что еще больше приводит Тамерлана в ярость. Он приказывает арестовать Астерию и заключить ее в общий сераль, и что Баязету придется увидеть, как ее опозорят. Баязет, разгневанный этой ситуацией, заявляет, что его дух будет преследовать Тамерлана, когда он умрет. (Ария:'' Нечестивый, чтобы вести с тобой войну» .)

Ирен и Тамерлан поют о счастливой жизни, которая их ждет после того, как Тамерлан отомстил. Затем Леоне сообщает о прибытии Астерии и Баязета. Баязет сейчас на удивление спокоен, но, наконец, обнаруживает, что это потому, что он принял яд. По мере того, как он становится все более бессвязным, он прощается со своей дочерью и ругает Тамерлана, пока Андронико и Астерия не выносят его из комнаты. Затем Астерия возвращается, чтобы попросить смерти, поскольку Тамерлан никогда не сможет получить от нее то, что хочет. И Ирен, и Андронико посылают за Астерией, чтобы попытаться остановить ее самоубийство, в то время как Тамерлан наконец меняется из-за событий, свидетелем которых он стал, а также из-за мольб Ирен. Наконец он прощает Астерию, Андронико и Баязета. Опера завершается любовным дуэтом Тамерлана и Ирины, а хор воспевает способность любви спасать свет от тьмы. [ 13 ] [ 14 ]

Аудиозаписи

[ редактировать ]
Дискография Танерлано , аудиозаписи
Год Бросать:
Тамерлан, Баязет,
Астерия, Андроник,
Ирен, Леоне
Дирижер,
оркестр
Этикетка [ 15 ] [ 16 ]
1970 Гвендолин Киллебрю ,
Александр Янг ,
Кэрол Богард,
София Стеффан,
Джоанна Саймон ,
Мариус Ринцлер
Джон Мориарти,
Камерный оркестр Копенгагена
CD:Парнас
Кот:PACD96038/40
1984 Анри Ледруа ,
Джон Элвис,
Мик ван дер Слейс,
Рене Джейкобс ,
Изабель Пуленар ,
Грегори Рейнхарт
Жан-Клод Мальгуар ,
Большая конюшня и королевская спальня
Компакт-диск: Оперный театр Sony.
Кот: 88697527252
1985 Дерек Ли Рэйгин ,
Найджел Робсон,
Нэнси Арджента ,
Майкл Ченс ,
Джейн Финдли,
Рене Ширрер
Джон Элиот Гардинер ,
Солисты английского барокко
Компакт-диск: Warner Classics
Кот: 2564698383
2007 Николас Спанос,
В чашке Христоянниса,
Мата Кацули,
Мэри-Эллен Неси,
Ирина Караянни,
Петрос Магулас
Джордж Петру ,
Оркестр Патр
Компакт-диск: Сцена ЦРТ
Кот: MDG6091457
2014 Ксавье Сабата ,
Джон Марк Эйнсли ,
Карина Говен ,
Макс Эмануэль Ценчич ,
Руксандра Доносе ,
Павел Кудинов
Риккардо Минаси
Золотое яблоко
Компакт-диск: Наивные отчеты
Кот:
В5373

Видеозаписи

[ редактировать ]
Дискография Тамерлано , видеозаписи
Год Бросать:
Тамерлан, Баязет,
Астерия, Андроник,
Ирен, Леоне
Дирижер,
оркестр
Режиссер-постановщик Этикетка
2001 Моника Бачелли,
Томас Рэндл,
Элизабет Норберг-Шульц,
Грэм Пуши,
Анна Бонитатибус
Антонио Абете
Тревор Пиннок
Английский концерт
Джонатан Миллер DVD: Артхаус Музыка
Кот: 100703
2008 Моника Бачелли,
Пласидо Доминго ,
Ингела Болин,
Сара Мингардо ,
Дженнифер Холлоуэй ,
Людовик Донато
Пол МакКриш
Королевский театр , Мадрид
Грэм Вик DVD: Опус Арте
Cst: OA1006D

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Дин и Кнапп 1995 , стр. 527.
  2. ^ Дин и Кнапп 1995 , стр. 298.
  3. ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . Архив Кубка. ISBN  978-0-521-26428-0 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
  4. ^ Мейер, Ева Р., «Тюркери и музыка восемнадцатого века» (лето 1974 г.). «Исследования восемнадцатого века» , 7 (4) , стр. 474–488.
  5. ^ Чарльз Берни: Всеобщая история музыки: от древнейших веков до наших дней. Том. 4. Лондон, 1789 г., переиздание Cambridge University Press, 2010 г., ISBN   978-1-1080-1642-1 , стр.297.
  6. ^ Пол Генри Ланг: Джордж Фридрих Гендель. Нортон, Нью-Йорк, 1966 г., новое издание: Dover Publications, Минеола, Нью-Йорк (мягкая обложка), 1996 г., ISBN   978-0-486-29227-4 , с. 624.
  7. ^ Кнапп, Дж. Меррилл (июль 1970 г.). » Генделя « Тамерлан : создание оперы . Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛВИ (3): 405–430. дои : 10.1093/mq/LVI.3.405 . Проверено 4 ноября 2007 г.
  8. ^ Скотт, Брюс. «Полуисторическая драма: Тамерлан Генделя » . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 24 июня 2014 г.
  9. ^ «Обзор оперы: «Тамерлан» в опере Лос-Анджелеса» . Лос-Анджелес Таймс . № 22 ноября 2010 г. Проверено 24 июня 2014 г.
  10. ^ «Гендель, Тамерлан » . Musicweb International.com . Проверено 24 июня 2014 г.
  11. ^ «Сочинения Г. Ф. Генделя» . GF Handel.org . Гендельский институт . Проверено 28 декабря 2016 г.
  12. ^ Коббе 1987 , с. 40.
  13. ^ «Тамерлан» . Handelhendrix.org . Проверено 28 декабря 2016 г.
  14. ^ «Синопсис Тамерлана» . Наксос.com . Проверено 23 июня 2014 г.
  15. ^ «Записи Тамерлана » . Operadis.org.uk . Проверено 23 июня 2014 г.
  16. ^ «Записи Тамерлана » . Prestoclassical.co.uk . Проверено 23 июня 2014 г.
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a83bac6124df6c9b0781b20f47812e1__1705009500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/e1/7a83bac6124df6c9b0781b20f47812e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamerlano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)