Птолемей

Tolomeo, re d'Egitto («Птолемей, царь Египта», HWV 25) — оперная серия в трёх действиях Джорджа Фридриха Генделя на итальянский текст Николы Франческо Хайма , адаптированная из Карло Сигизмондо Капече «Толомео и Алессандро» . одноактный вклад Генделя в совместную оперу «Муцио Сцевола» Это была 13-я опера Генделя (или 14-я, если считать ) и последняя опера Генделя для Королевской музыкальной академии (1719 г.) , а также последняя из опер, которые он сочинил для триумвирата всемирно известных певцы, кастрат Сенезино и сопрано Франческа Куццони и Фаустина Бордони.
Сюжет оперы представляет собой беллетризацию некоторых событий из жизни Птолемея IX Латира , царя Египта.
Ария из оперы Non lo dirò col labbro была адаптирована Артуром Сомервеллом (1863–1937) как популярная англоязычная классика « Безмолвное поклонение » в 1928 году.
История выступлений
[ редактировать ]«Толомео» впервые был представлен в Королевском театре в Лондоне 30 апреля 1728 года и получил семь представлений. Он был возрожден с изменениями 19 мая 1730 г. и 2 января 1733 г. [ 1 ] знак популярности произведения. Первая постановка современности была проведена Фрицем Леманном в Геттингене 19 июня 1938 года. Как и все оперные серии в стиле барокко, «Толомео» не исполнялся в течение многих лет, но с возрождением интереса к музыке барокко и исторически обоснованному музыкальному исполнению с 1960-х годов, «Толомео» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. [ 2 ] Среди других постановок «Толомео» был исполнен на Генделевском фестивале в Галле в 1996 году. [ 3 ] Английской гастрольной оперы в 2006 году, [ 4 ] [ 5 ] и Glimmerglass Opera в 2010 году. [ 6 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль [ 1 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 30 апреля 1728 г. |
---|---|---|
Толомео , бывший правитель Египта | высокий кастрированный | Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ». |
Селевка , жена Толомео | сопрано | Франческа Куццони |
Элиза, сестра Араспа | сопрано | Фаустина Бордони |
Алессандро , брат Толомео | высокий кастрированный | Антонио Бальди |
Араспе, король Кипра | бас | Джузеппе Мария Боски |
Краткое содержание
[ редактировать ]
- Место: Кипр
- Время: около 108 г. до н.э.,
Действие происходит во времена Птолемея IX (Толомео) , который был свергнут своей матерью и соправительницей Египта Клеопатрой III в пользу своего младшего брата Птолемея X (Алессандро) . Его темы включают месть, похоть, потерянную любовь, преданность и, в конечном итоге, примирение.
Акт 1
[ редактировать ]Действие начинается с Толомео на пляже Кипра, где он встречает своего потерпевшего кораблекрушение брата Алессандро. Алессандро получил приказ Клеопатры убить свою плоть и кровь. Толомео узнает о личности Алессандро и испытывает искушение убить его, но не может заставить себя сделать это. Толомео (под именем Осмина, чтобы защитить себя от гнева короля Араспы, союзника Клеопатры) прячется, а появляется Элиза, сестра короля. Алессандро просыпается, думает, что она похожа на богиню, и признается ей в любви. Однако она любит «Осьмину». Она очень кокетлива. Но когда она и «Осмин» разговаривают, становится ясно, что ее чувства не находят ответа, что Толомео любит другую (Селеусу, свою жену, которая, по его мнению, потеряна). В одиночестве он думает покончить с собой.
Затем нас знакомят с Селевком, который также носит псевдоним «Делия». Она поет о своем лишении собственности, затем видит на берегу Толомео, но убегает, когда приходит Араспе. Араспе в ярости на Селевка, которого он преследует с любовными намерениями. Первый акт завершается тем, что Толомео визуализирует свою жену, желая, чтобы она предстала перед ним и облегчила его боль.
Акт 2
[ редактировать ]Толомео выходит из себя и заявляет Элизе, что он не «Осмин», а действительно свергнутый соправитель Египта . Элиза велит обиженному Араспу привести к ним «Делию». Это сделано, и Толомео с восторгом признается Селевке в любви. Она, чтобы защитить Толомео, делает вид, что не знает, о чем он говорит, при этом в типичной оперной манере высказывает свои сокровенные мысли в скобках; как тягочен ей этот обман и тоскует она по мужу.
Толомео повторяет, что не может любить Элизу, и она злится на это. Толомео уходит, и входит Алессандро, вновь заявляя о своей любви к Элизе. Элиза утверждает, что единственный способ полюбить его в ответ — это если он убьет своего брата. Селевка поет еще один плач, и Толомео повторяет ее слова на заднем плане. На сцену врывается Араспе и пытается изнасиловать Селевку. Толомео не выдерживает этого зрелища и бросается защищать жену. Он раскрывает их истинные личности, и Араспе резко поет о том, как он накажет влюбленных. В конце второго акта пара остается одна и впервые синхронно трогательно поет о том, как их любовь друг к другу обрекает их обоих.
Акт 3
[ редактировать ]
У Алессандро есть письмо, в котором говорится о смерти Клеопатры. Он говорит, что она заплатила цену за свою жестокость. Каким-то образом Араспе интерпретирует слова Алессандро, что он хочет вернуться домой в Египет с Толомео, как означающие, что он хочет убить своего брата, но хочет, чтобы это сделал кто-то другой. Араспе, конечно, считает себя подходящим человеком для этой работы и с удовольствием мстит за зависть, которую он испытывает.
Элиза вынуждает Селевка уступить ей Толомео, говоря, что в противном случае он умрет. Толомео снова отвергает Элизу. Она говорит, что если он такой смелый и намерен отвергнуть ее, то ему следует выпить яда. Он это делает. Он описывает эффект, который оказывает яд, а затем, видимо, умирает. Алессандро приходит к отчаявшейся Селевке в самой отдаленной части леса и обещает воссоединить ее с Толомео. Араспе торжественно показывает тело Толомео Алессандро. Он уверен, что Селевк принадлежит ему, но Элиза показывает, что зелье на самом деле было снотворным, и она будет пытать Селевка и казнить ее. В этот момент Толомео просыпается, и Алессандро представляет ему Селевка. Муж и жена воссоединяются, и Алессандро объявляет Толомео законным правителем Египта. Опера заканчивается радостным квартетом, объясняющим, что, когда страдание превращается в радость, все можно простить. [ 7 ]
Контекст и анализ
[ редактировать ]
Гендель, родившийся в Германии, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне. Там в 1711 году Гендель сочинил первую оперу, специально написанную для лондонской сцены, «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо усилил в Лондоне энтузиазм по поводу итальянской оперы-серии , формы, в которой основное внимание уделялось сольным ариям звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 8 ] [ 9 ]
Гендель написал для Академии множество итальянских опер с разной степенью успеха; некоторые пользовались огромной популярностью. Кастрат Сенезино и сопрано Франческа Куццони появились в ряде опер Генделя для Академии (он был не единственным композитором, сочинявшим оперы для труппы), большинство из которых имели успех у публики, а в 1726 году директора Академии привлекла еще одну всемирно известную певицу, Фаустину Бордони, чтобы сделать компанию еще более привлекательной. Две примадонны вместе появлялись в операх в странах континентальной Европы без каких-либо происшествий, но в Лондоне у них появились конкурирующие группы поклонников, которые прерывали выступления шумными демонстрациями приверженности той или иной даме. Кульминацией этого события стало 6 июня 1727 года во время выступления Королевском театре Астианате, в Джованни Бонончини на сцене присутствовали как певцы, так и члены королевской семьи. В зале вспыхнули кулачные драки и беспорядки между соперничающими группами фанатов, два сопрано обменялись оскорблениями и подрались на сцене. Остальная часть оперы была вырезана, артисты сразу перешли к короткому финальному припеву, а скандал радостно повторялся в газетах, в сатирических пародиях на других сценах и в пародийно-героических стихах, приводя в порядок всю форму итальянской оперы. определенную дурную славу в Лондоне. [ 7 ]

Гендель продолжал поставлять оперы для трио звездных певцов Сенезино, Куццони и Фаустины (как ее называли), однако, хотя эти певцы получали астрономические гонорары, гораздо больше, чем он получал за сочинение произведений. [ 10 ] что в сочетании с сокращением количества аудитории, вызванным, по крайней мере частично, насмешками над итальянской оперой со стороны публичной ссоры конкурирующих сопрано, вызвало серьезные финансовые трудности для Королевской музыкальной академии.
После закрытия сезона 1728 года Королевская музыкальная академия была распущена, но Гендель вступил в партнерство с Джоном Джеймсом Хайдеггером , театральным импресарио, который арендовал Королевский театр на Хеймаркете, где были представлены оперы, и Гендель отправился в Италию. Чтобы найти певцов для своего сезона 1729 года, Куццони, Сенезино и Фаустина уехали из Лондона для выступления на европейском континенте. [ 7 ]
Гендель нашел новую примадонну Анну Страду для своего сезона 1729 года. Один из либреттистов Генделя, Паоло Ролли , писал в письме (оригинал на итальянском языке), что Гендель говорил, что Страда «поет лучше, чем те двое, которые нас покинули, потому что одна из них (Фаустина) ему вообще никогда не нравилась и он бы люблю забыть другого (Куццони). [ 11 ]
Ария Алессандро в опере, №3 в партитуре, « Non lo dirò col labbro », с английским текстом «Silent Worship», включена в экранизацию романа Джейн Остин « Эмма » 1996 года . [ 12 ] Хотя английский перевод Сомервелла был сделан более чем через столетие после романа Остин, оригинальная итальянская ария была записана в рукописных песенниках Джейн Остин. [ 13 ] [ 14 ]
Опера написана для двух блокфлейт, флейты, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Толомео, Селевк, Элиза, Алессандро, Араспе |
Дирижер, оркестр |
Этикетка [ 15 ] |
---|---|---|---|
1995 | Дженнифер Лейн, Бренда Харрис, Андреа Мэтьюз, Мэри Энн Харт, Питер Кастальди |
Ричард Олдон Кларк Манхэттенский камерный оркестр |
Компакт-диск: Вокс Кот:3 7530 |
2006 | Энн Халленберг , Карина Говен , Анна Бонитатибус Ромина Бассо , Пьетро Спаньоли |
Алан Кертис Барочный комплекс |
Компакт-диск: Архив Генерального директора, Кот:477 710-6 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б «Сочинения Г. Ф. Генделя» . GF Handel.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ «Гендель: Биографическое введение» . GF Handel.org . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ↑ Обложка записи. Архивировано 23 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ↑ Роберт Хагилл, «Простой, но эффективный», обзор постановки на Music & Vision (mvdaily.com), 20 мая 2006 г., дата обращения 1 сентября 2010 г.
- ^ Веб-сайт English Touring Opera с подробной информацией о постановке. Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Лумис, Джордж. «Режиссерский излишество саботирует премьеру «Толомео» в Глиммерглассе» . Theclassicalreview.com . Классический обзор . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Толомео» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Дин, В. и Дж. М. Кнапп (1995) Оперы Генделя 1704–1726, стр. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. ISBN 978-1843544661 .
- ^ «Лотарио» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ "Тихое поклонение". Архивировано 31 октября 2010 г. в Wayback Machine из фильма 1996 года "Эмма" (аудио).
- ^ Эмма : Музыкальные ноты без саундтрека с сайта об Эммы адаптациях
- ^ Рука Джейн: Сборники песен Джейн Остин (CD и MP3)
- ^ «Записи Толомео» . Operadis.org . Проверено 30 июня 2014 г.
Источники
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1-84383-268-2 Второй из двух томов исчерпывающего справочника по операм Генделя.
- Ограеншек, Сузана (2000), опера Генделя «Толомео»: исследование ее происхождения и исполнения при жизни композитора , магистерская диссертация, Кембридж, 2000 г.
- Ограеншек, Сюзана (2006), От Алессандро (1726) до Толомео (1728): последние оперы Королевской академии , докторская диссертация, Кембридж, 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итальянское либретто
- Толомео : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур